Певец Темур Циклаури

В Сети появился клип на последнюю песню Темура Циклаури

809
(обновлено 11:25 23.02.2021)
Выдающийся исполнитель и бессменный солист ансамбля "Иверия" скончался 1 февраля, на 75 году жизни от коронавируса

ТБИЛИСИ, 23 фев – Sputnik. В Сети появился клип на последнюю песню известного грузинского исполнителя и актера, участника ансамбля "Иверия" Темура Циклаури, который скончался от коронавируса 1 февраля.

Циклаури снял видеоклип на песню "Почему ты всех убиваешь, смерть, почему сама не умираешь?", однако не успел представить ее своим слушателям. Композиция написана на стихи поэта Иосеба Баиашвили и музыку композитора Нугзара Тушишвили. Режиссер клипа – Бесо Чубинидзе.

"За несколько недель до смерти Темура мы запланировали снять клип на эту песню. Потом мы оба неожиданно заболели коронавирусом, оба попали в клинику – 22 декабря договорились, что обязательно выйдем оттуда и завершим начатое дело... Я завершил... Без Темура..." – пишет Чубинидзе.

Темур Циклаури – с 1967 года артист Грузинской филармонии. С 1967 по 1972 год выступал с ансамблем "Цицинатела", с 1972 года – солист ансамбля "Иверия". В его репертуаре песни таких грузинских композиторов, как Нодар Гигаури, Георгий Цабадзе, Александр Басилая, Важа Азарашвили и других. Особенно прославился в мюзиклах Басилая "Свадьба соек" (1980), "Аргонавты" (1983), "Сказка о снежной бороде" (1986 ), "Пиросмани" (1986 ).

В 2014 году Циклаури установили плиту на Аллее звезд у здания Тбилисской филармонии.

809
Темы:
Культурная жизнь Грузии (2274)

Сванетия и сванские башни

Историческое кощунство: пропавшие из Сванети бесценные религиозные святыни

217
(обновлено 21:59 06.03.2021)
Святыни, увезенные из Сванети якобы с целью изучения, у большинства которых в оценочной графе было написано "бесценная", на место назначения не попали – они просто исчезли…

Край Сванети на протяжении веков в пору испытаний был не только убежищем гонимого населения, но и местом хранения святынь. До церквей этого региона вражеская рука дотянуться практически не могла, и грузинские цари часто жертвовали местным храмам святые иконы – великолепные образцы искусства, с золотыми окладами и благородными камнями.

Кроме того, грузинские цари свои личные и государственные драгоценности хранили в недоступных горах Лечхуми и Сванети (например, на горе Хвамли). До сих пор известны фамилии и семьи, которым было поручено заботиться и охранять эти сокровища. Такая ответственная обязанность переходила от отцов к детям, и святые образа, "укрытые" в Сванети, дошли до ХХ века так, что они один из них не пропал. А к концу коммунистического правления "исчезли" одновременно сразу более трех десятков икон.

Мурваны Кру, Джеллал Эд Дины, шах-Аббасы и Темур Ленги, как говорится, ободрали нашу страну, как липку, вывезли огромные богатства. За этим последовала тирания большевиков, и теперь уже они "расправились" со святынями. Однако во второй половине ХХ века все улеглось. И именно в то время, когда национальным святыням вроде бы ничего не угрожало, произошло огромное преступление против Бога и народа.

Последнее сражение престарелого рыцаря Луарсаба Первого >>>

В конце 80-х годов прошлого века коммунистическая власть советской Грузии, с целью научного изучения и лучшей защиты, из церквей и монастырей Квемо Сванети вывезла дорогие иконы, которые должны были поместить в музеи. Однако ни одна икона из сванетских церквей до музея не дошла.

Дело было так. В день 17 ноября 1985 года экспедиция комплексной комиссии по изучению горных регионов Грузии, действующей при тогдашнем правительстве, издала распоряжение о вывозе святынь из церквей Квемо Сванети. При помощи тогдашней милиции вывезли множество святых предметов и икон – некоторые из них были датированы X-XI веками.

Все эти предметы и иконы были очень дорогими, но икона Таригзена (Архангела), находившаяся в церкви Скалдского Архангела, была поистине бесценна. Кроме того, что она была в золотом "одеянии" и украшена драгоценными камнями, по рассказам местных жителей, от нее снисходила великая благодать, распространявшаяся на всю Грузию.

Говорят, однажды древний лентехский Храм Вознесения икона "покинула" сама и оказалась на дереве. В ту ночь одному из прихожан во сне явился Господь и приказал, чтобы для Таригзена нашли новое место. Для этого двух необъезженных бычков должны были запрячь в телегу, на нее поместить икону и отправиться в путь. И где остановятся бычки, там и будет новое место для иконы. Сваны так и поступили. Телега остановилась там, где сейчас Скалдский храм.

Лучше прыгай с моста, или Грозные воины – гурджи >>>

Словом, древнейшие иконы, которые забрали из Сванети (точного количества которых никто не знает, так как пропало даже их описание), сначала хранились в Лентехской районной милиции, но потом, при транспортировании в Тбилиси, они "бесследно исчезли".

Как говорят, в этом деле замешаны очень влиятельные люди. По некоторым предположениям, милиция, которая была использована в качестве слепого орудия, получила от центральной власти указание установить личность тех, кто хранил святыни (традиционно, это было засекречено). Милиция задействовала агентов и "добросовестно" выполнила задание.

Говорят также, что в экспедиции участвовали довольно известные ученые. Когда руководитель комиссии (ныне покойный), очень известный и уважаемый ученый, после экспедиции не смог обнаружить следов сванетских икон, он понял, что его обманули, но было уже поздно. Оказывается, он до конца своих дней переживал и говорил, что на нем очень тяжелый грех. Между тем, сам он тоже был использован вслепую.

К сожалению, тогда и население не оказало сопротивление при вывозе икон, видимо, людей тоже убедили, будто "бесценные" (как указывалось в ценовой графе) святыни действительно увозили для изучения.

217
Темы:
История Грузии - все самое интересное
Старый Тбилиси - старые дома на набережной, памятник Иетиму Гурджи

О чем поет вечно молодой Тифлис, или Сказ об ашугах города

167
(обновлено 16:22 05.03.2021)
Об одной из самых красивых и лиричных страниц истории грузинской столицы колумнист Sputnik рассказывает в рамках проекта "Прогулки по Тифлису"

Город хорош по утрам, когда он поет еще не пробудившимся ото сна хриплым тембром мацонщика, звонким цокотом лошадиных копыт, ползущего по булыжной мостовой фаэтона, и шмякающими о протекающую Куру мельничными колесами. Хорош и по вечерам, когда поет голосом духанщиков, тулухчи, торговцев, кинто и всего того люда, который его населяет.

Тифлис вообще поет всегда. Это обычное состояние города и людей, проживающих в нем. Так было во все времена.

Тифлисское многоголосье

Особой стройностью среди всего тифлисского многоголосья выделялись голоса ашугов. Они в этом сумасбродном городе пользовались особой популярностью.

Уходящий Тифлис. Музыканты-зурначи
photo : courtesy of National Library of Georgia
Уходящий Тифлис. Музыканты-зурначи

Ашуги пели о дружбе и любви, о добре и зле. Восславляли воинов, павших в сражениях, слагали о них стихи. Поэзия была основной частью культуры этих народных певцов. Ашуги несомненно обладали даром поэтического искусства. Слагая стихи, они аккомпанировали себе на сазе. Среди них было много незрячих людей и пение на городских улицах зачастую бывало их единственным источником дохода. Можно сказать, это и предопределяло их род занятий.

"Поэзия ашугов пришла к нам из Ирана, – писал поэт, исследователь фольклора Иосиф Гришашвили. – Но настолько видоизменилась, что самим иранцам мелодии наших ашугов чужды. Теперь модно открещиваться от Востока, но не надо забывать, что Грузия – часть этого самого Востока. Итак, без ашугов не было праздника.

В городах и деревнях, в лавках ремесленников и за семейным столом, на народных играх и храмовых праздниках – везде ашуг. Приезжали отовсюду певцы и сказители, мастера экспромта и творцы эпоса. Приходили показать свое искусство, соревновались друг с другом, иной тост звучал как поэма. А на свадьбах ашуги пели песни свадебные.

…Фаэтоны, пролетки, дрожки тянутся по дороге. Босые женщины в черном и белом сторонятся верховых. Влачатся арбы, нагруженные снедью, слышится блеяние жертвенных ягнят… В церковной ограде дымятся костры, в углу двора крестьяне раскладывают товары. Длинные ковры и паласы расстелены на земле, человек тридцать сидят вокруг каждого. Уставлен ковер снедью и кувшинами с вином. В центре внимания гости – тбилисские ашуги, они приехали на праздник показывать Нагли – свой передвижной театр", – писал о них поэт.

Театральные представления с участием ашугов разворачивались прямо на улицах города. Подмостками артистам служили огромные базарные весы – капани. Стоило певцам и музыкантам взобраться на капани и начиналось театральное священнодействие. Главными же в этом экшене выступали ашуги. Они играли на чонгури, обращались с вопросами к публике. Что свисает с небес до земли самой? Кто быстрее всех успокаивается? Что переходит из рук в руки? Все это чем-то походило, как сказали бы сегодня, на интерактивное выступление шоуменов.

Может создаться ошибочное мнение, что ашуги только пели, стихи читали, народ и царей ублажали. Однако в старину они обычно шли впереди грузинского войска и песнями вселяли мужество в души воинов. Они остро переживали беды народа и очень точно передавали стремления и современный дух общества. Грузинская культура многое бы потеряла, если бы не сотни самоучек-композиторов, имя которым ашуги. Тифлис знал многих ашугов, но среди них были трое, пользовавшиеся особой популярностью.

Царь песнопений – Саят-Нова

Арутюн Саадян родился в колоритном тифлисском районе Авлабари. Когда Арутюн подрос, отец отправил его учиться ткацкому мастерству и определил его в монастырь изучать грузинскую грамоту. А достигнув 19 лет, молодой человек отправился странствовать по свету.

Афиша фильма Саят-Нова Сергея Параджанова с участием Софико Чиаурели
© Sputnik / Alexander Imedashvili
Афиша фильма "Саят-Нова" Сергея Параджанова с участием Софико Чиаурели

В родной Тифлис он вернулся через семь лет под именем Саят-Нова, что в переводе с хинди, по мнению армянского писателя и поэта Ованеса Туманяна, означает царь песнопений, владыка музыки.

Любимый город встретил его радушно. Весть о талантливом ашуге облетела весь город. Он не только слагал песни, но и пел их удивительным голосом. Причем пел на грузинском, армянском, азербайджанском и фарси. И каждым языком, как гласит предание, владел в совершенстве.

В те времена было принято устраивать состязания между ашугами. По окончанию песни певец задавал вопрос обычно философского толка. Противник отвечал ему в песенной форме. Если ашуг не находил что ответить на три поставленных вопроса, состязание прекращалось.

Как-то раз за таким пикированием поэта застал царь Ираклий. И до того он был впечатлен и пленен слогом певца и мелодичностью его напевов, что пригласил Саят-Нова служить к себе во дворец. Более десяти лет он пробыл на службе у царя, руководил дворцовым ансамблем. Но вельможи, завидующие особому положению певца, начали плести интриги. И, в конечном итоге, добились изгнания царского любимца из дворца.

Саят-Нова отправился в Алеппо, однако вскоре, по требованию Ираклия II, снова вернулся на родину. А через три года, став жертвой дворцовых козней, Саят-Нова постригся в монахи. Он был наречен Степаноссом и отправился в Ахпатский монастырь.

По преданию, лишь раз он покинул собственную келью. Как-то ашуг узнал, что в Тифлис пребывает знаменитый певец из Исфахана, бросивший вызов тифлисским ашугам. Мог ли он допустить, чтобы над тифлисскими ашугами кто-то одержал верх. Тайком выбравшись из монастыря, он отправился через снега и вьюги в Тифлис. Ему предстояло перейти горные перевалы. И только достигнув городских стен, Саят-Нова понял, как дорог ему этот родной город.

Конечно же, он одержал в той схватке верх. Саят-Нова после этого, разумеется, возвратился в монастырь и с честью служил в нем, хоть священнослужители и жаловались на него царю, и обвиняли его в неповиновении. На что Ираклий ответил: "Оставьте его в покое". Саят-Нова навсегда остался в сердце царя.

Ашуг дожил до 83 лет. И погиб во время разрушительного нашествия Ага-Мохаммед-хана на Тифлис. Певец нашел убежище в армянской церкви Сурб Геворг, где персы его и обнаружили. Они выволокли старца из храма и потребовали отречься от христианской веры. Старец этого не сделал, за что и поплатился своей жизнью.

Устабаши и распространитель "Сулико" – Азира

Абрам Абрамишвили, снискавший звания приемника Саят-Новы, появился на свет в селе Шулавери Борджалинского уезда Тифлисской губернии в 1845 году.

Азир сочинял стихи, песни и рассказы. За период 1892-1914 гг. было издано десять сборников на грузинском и армянском языках с его стихами, песнями и рассказами. Были также выпущены и грампластинки с записями в авторском исполнении.

Свои стихи и песни он знал наизусть. Но если писал их на бумаге, то иногда не мог сам их прочитать. Азир являлся также автором нескольких пьес. Впрочем, многое из его произведений утеряно в силу того, что он с легкостью и беззаботно относился к своим трудам.

"Бодрый старик с обвислыми с проседью усами, в высокой каракулевой шапке, в платье горожанина с просторными разрезанными рукавами…", так описывал заставший еще живым ашуга поэт Иосиф Гришашили.

Азира боготворил Акакия Церетели. Именно он впервые распространил знаменитую "Сулико" по местечкам и селениям Грузии. В автобиографии Азира пишет: "Когда появился Акакий Церетели, ашугов уже забывали и старое уступало место новому… Именно Акакий услышал добрые старые голоса и перенял их звучание! Да, он скроил, сшил и выложил на прилавок множество драгоценных вещей – к сожалению, разносчика нигде не было видно…"

Кинематографическая архитектура Тбилиси: дом с инициалами, историями и формулой любви >>>

Но разносчики были – это были ашуги. "Какой из писателей, – писал Азира – какой из проповедников мог внушить народу то, что мы внушали нашей сладкозвучной игрой и пением?" О приглашении ашугов в театр Азира рассказывает: "…И все же не похвастаю, если скажу, что простонародье в театр ходило из-за наших песен. В театр я привлекал таких людей, которые и не знали, что сие значит. У меня было 75 учеников – грузин, армян, татар, греков, курдов – из всех уголков Грузии. Приезжали за песней, за прекрасным грузинским языком. И вооружал я их стихами, и расходились они по всей Грузии и по всему Кавказу…"

Кто перечислит, сколько людей благодаря песням Азира пристрастились к чтению? А как любовно он относился к просвещению! "Ах, увидеть бы мне аробщика, читающего на арбе "Иверию"!.." Азира был устабашем амкари ашугов (существовал в Тбилиси и такой цех) и в этой самой должности принес много добра людям – прежде всего слепцам. Сладостные и певучие стихи Азира опьяняли, но могли звучать и резко, и горько.

Во всем чувствовался характер. Азира в своем творчестве часто прибегал к эзопову языку и "болтовней" старался указать народу на его недостатки, пороки. Ушел из жизни Азира в 1922 году.

Сирота и вольнодумец – Иетим Гурджи

Он родился в бедной семье ремесленника в тбилисском районе Харпухи. Мальчику едва исполнилось 15 лет, когда он потерял отца. Семья перебивалась кое-как, а потом Иетим пошел в ученики к мастеру музыкальных инструментов и профессионально освоил игру на дойре, чианури и чонгури. Освоив игру, он начал пробовать себя в литературе.

იეთიმ გურჯი
Иетим Гурджи

Первую известность ему принесла баллада "Анна-Баджи", в былинном стиле воскресавшая героические подвиги полумифической женщины-богатырши. Но пришло время военной службы и наш Иетим, как человек, не желающий подчиняться рекрутчине, решил скрыться. Только хватило его ненадолго.

Его выследили и сослали отбывать воинскую службу в город Житомир. Но Иетим не был бы вольнолюбивым тифлисцем, если подчинился бы военным указам, и он вновь убегает, выбирая на сей раз направление – Одесса-Батуми-Баку. Иетим быстро освоился в Баку, тем более, что знал язык. Поэзию Иетима отличал интернационализм. Ведь он вырос в Тифлисе, и впитал этот свойственный городу синтез культур.

იეთიმ გურჯი
Иетим Гурджи

Но в Баку его опять арестовали, теперь уже по идеологическим причинам. Иетим вышел на маевку со знаменем, украшенным кумачом с ироническим признанием: "Радуюсь, но не верю". Это радостное неверие обернулось для Иетима Гурджи кандальной мукой в мрачных казенных заведениях Волынской губернии.

В родной Тифлис он вернулся в 1916 году. Иетим Гурджи пользовался большой известностью в среде простых людей. Его обязательно приглашали на свадьбы и другие торжества. Иетим Гурджи скончался в 1940 году, в возрасте 65 лет. Город долго оплакивал своего любимца.

167
Темы:
Прогулки по Тифлису
Купол церкви Сиони на фоне города Тбилиси

Какой сегодня церковный праздник: 7 марта 2021

0
(обновлено 22:21 06.03.2021)
По православному церковному календарю, 7 марта 2021 отмечают день памяти Святых Поликарпа, Александра, Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония, Дамиана, Матроны и других

Sputnik Грузия рассказывает, кем были эти Святые и почему упоминаются в церковном календаре.

Епископ Смирнский

По церковному календарю, 7 марта поминают святителя Поликарпа, епископа Смирнского - одного из самых древних Святых, почитаемых Церковью.

Родился будущий Святой в городе Смирне (Малая Азия) примерно в 80 году. Осиротев в раннем детстве, он воспитывался благочестивой вдовой Каллистой. После ее смерти Поликарп, раздав все имущество бедным, вел аскетическую жизнь.

Епископ Смирнский - Вукол, узнав о Поликарпе, приблизил благочестивого юношу к себе и рукоположил в дьяконы. Впоследствии священномученик стал преемником святителя Вукола по кафедре.

Поликарп был близок с Иоанном Богословом – учеником Спасителя, которого не раз сопровождал в апостольских путешествиях.

Святителя Поликарпа арестовали, когда началась новая волна преследований христиан во время правления императора Марка Аврелия (161-180). Епископа Смирнского, твердо исповедовавшего на суде веру в Христа, вскоре осудили на сожжение.

Палачи привязали святителя к столбу и подожгли костер, но пламя, окружив Святого, не коснулось его, сомкнувшись в воздухе над его головой. Тогда епископу нанесли рану мечем - из раны вытекло так много крови, что погасило пламя. Тело священномученика Поликарпа сожгли. Смирнские христиане, свято чтя его память, с благоговением собрали его честные останки.

Первоначальник обители "Неусыпающих"

По церковному календарю, 7 марта поминают преподобного Александра монаха - первоначальника обители "Неусыпающих".

Преподобный Александр жил в Византийской империи в IV-V веках. Получив образование в Константинополе и некоторое время состоя на военной службе, он оставил мир и принял монашеский постриг. Много лет преподобный прожил в пустыне, взяв с собой только Евангелие. Затем отправился на проповедь и обратил в христианство жителей Едессы.

Затем монах основал обитель на пустынном берегу Евфрата. Он ввел в монастыре правило непрестанной благодарственной молитвы ко Господу. Каждый час, посменно, день и ночь, иноки пели псалмы. Отсюда пошло наименование обители "Неусыпающих". Преподобный Александр через двадцать лет основал обитель с таким же уставом близ Константинополя.

Преподобный скончался в глубокой старости после 50-летних непрестанных иноческих подвигов, предположительно, в 430 году.

Пустынники Сирийские

По церковному календарю, 7 марта поминают сирийских пустынников - Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония, Моисея и Дамиана.

Преподобный Иоанн, избрав для себя подвиг "беспокровного жития", поселился на холме, открытом ветрам со всех сторон, и жил там 25 лет. Питался преподобный только хлебом с солью, а тело изнурял тяжелыми веригами. Когда кто-то из посещавших подвижника посадил на холме миндальное дерево, чтобы преподобный от палящего зноя мог в его тени укрываться, Святой велел срубить его, чтобы не давать никакого отдохновения своему телу.

Преподобный Моисей, подражая Святому Иоанну, поселился на вершине горы близ селения Рамы. Святые Антиох и Антонин подвизались таким же образом и продолжали подвиг до преклонного возраста, подавая пример духовной крепости, преодолевающей все немощи.

Преподобный Зевин, подвизавшийся на той же горе до глубокой старости, никогда не садился во время молитвы, лишь опирался иногда на жезл. Местные жители почитали Святого Зевина и по его молитвам получали большую помощь в своих нуждах.

Преподобный Полихроний подражая жизни своего учителя Святого Зевина, проводил дни и ночи в посте и бдении. Вериг у преподобного Полихрония не было, но во время молитвы он налагал себе на плечи тяжелый дубовый корень, который сам выкопал из земли. Святой Полихроний молитвой испросил у Господа дождь во время засухи и наполнил каменный сосуд елеем для нуждающихся.

Учеником Святого Полихрония был преподобный Моисей, который, подражая своему учителю, вел суровую аскетическую жизнь. Другой ученик Святого – преподобный Дамиан подвизался в монастыре Иера, где имел небольшую коробочку с чечевицей, которой питался.

Все эти Святые отцы мирно скончались в Сирии в V веке.

Матрона Московская

По церковному календарю, 7 марта отмечают день обретения мощей блаженной Матроны Московской - одной из самых почитаемых русских Святых.

Родилась будущая Святая в Тульской губернии в 1885-м. От рождения у нее совсем не было глаз, но она обладала даром духовного зрения. С ранних лет, согласно житию, Матроне были ведомы не только человеческие преступления и грехи, но и мысли. По ее молитвам многие получали исцеление от болезней и утешение в скорбях.

В Москву Матрона перебралась в 1925 году, где прожила до конца жизни. Скончалась Святая в 1952-м.

Обретение мощей Матроны Московской произошло в 1998 году, - ее могилу вскрыли по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, а мощи доставили в Даниловский монастырь Москвы. Позже мощи Святой перенесли в Покровский монастырь и поместили в серебряную раку.

Матрону Московскую причислили к лику общецерковных Святых в 2004-м. Поклониться мощам блаженной Матроны в Покровском монастыре ежедневно приходят тысячи верующих.

Именины

По церковному календарю 7 марта именины отмечают Александр, Антон, Алексей, Демьян, Кузьма, Иван, Моисей, Михаил, Николай, Сергей и Поликарп.

Материал подготовлен на основе открытых источников

0
Теги:
Религиозный праздник, Церковный праздник
Темы:
Календарь религиозных праздников