Украшение грузинской царицы Дареджан

Изумруды Махараджи: тбилисский Дворец искусства заполучил украшение царицы Дареджан

251
(обновлено 14:29 20.11.2020)
Этот кулон, по другой версии – серьгу, царица Дареджан, перед тем как отправиться в Россию, оставила своей фрейлине, оставшейся в Грузии

ТБИЛИСИ, 20 ноя — Sputnik. Тбилисский Дворец искусства Грузии – музей истории культуры приобрел ценное украшение жены грузинского царя Ираклия II – царицы Картли-Кахети Дареджан Дадиани.

Тбилисские дома, что загадочные женщины, или История скромного дома на Атонели >>>

По словам главы музея Георгия Каландия, Дворец искусства на протяжении года всеми путями старался сделать все, чтобы украшение царицы Дареджан перешло в собственность Грузии.

🏰 ძვირფასო მეგობრებო ამ მძიმე დროებაში, ამ ჟამიანობისა და პანდემიის ვითარებაში მინდა გაგიზიაროთ ერთი ძალიან ძვირფასი...

Опубликовано საქართველოს ხელოვნების სასახლე-კულტურის ისტორიის მუზეუმი Среда, 18 ноября 2020 г.

Речь идет о кулоне (по другой версии – серьга). Украшение принадлежало царице Дареджан, которая, перед тем как отправиться в Россию, сняла его с себя и оставила своей фрейлине, оставшейся в Грузии. По предположению Каландия, эти изумруды попали к Ираклию II, а после и к его супруге после экспедиции царя в Индию.

"Украшение уникально. Оно декорировано розовыми бриллиантами, рубинами и крупными индийскими изумрудами (около шести карат каждый). Мы точно знаем, что эти изумруды идентичны изумрудам, принадлежащим Махараджам", – пишет Каландия в Facebook.

Директор музея отмечает, что это приобретение стало возможным благодаря известному грузинскому врачу Зазе Чантурая. Именно его финансовая поддержка спасла произведение искусства от продажи за границу, говорит Георгий Каландия.

Стоимость украшения не озвучивается, но Каланлия отмечает, что сумма за кулон выплачивалась поэтапно на протяжении года.

Дареджан Дадиани (в российском подданстве – грузинская царица Дарья Георгиевна; 20 июля 1738, Мегрельское княжество – 8 ноября 1807, Санкт-Петербург, Российская империя) – третья жена царя Ираклия II, в замужестве царица Картли-Кахети с 1762 по 1798 год, царица Кахети с 1750 по 1762 год.

Представительница дома Дадиани. В последние годы правления мужа оказывала значительное влияние на политику и судебные дела в государстве. Историки говорят, что Дареджан довольно скептически относилась к пророссийской политике царя Ираклия II и его преемника, своего пасынка, царя Георгия XII.

Царица пыталась помешать детям последнего занять престол Картли-Кахети. В 1803 году, вслед за российской аннексией царства Картли-Кахети, вдовствующая царица была насильно перевезена в Россию. Она умерла в Санкт-Петербурге и была похоронена в Александро-Невской лавре.

251
Темы:
Культурная жизнь Грузии (2157)

ასასინი

Ассасины, или Мистический орден курящих гашиш в Грузии

642
(обновлено 13:41 28.11.2020)
Более десяти веков человечество борется с терроризмом. Как бы парадоксально это ни звучало, террористы-фанатики впервые появились в Грузии в XII веке

Была весна 1139 года. Тбилиси потрясло ужасное убийство. Средь бела дня у всех на глазах убили тбилисского кади.

Грузинский царь Деметрэ I впал в гнев. Каково это – нагло убили высшего духовного судью тбилисских мусульман?!

С тех пор, как Давид Агмашенебели создал институт лазутчиков, на протяжении почти четырех десятков лет грузинские "спецслужбы" не допускали ошибок, и вдруг такой террористический акт.

Убийцей оказался некий Ибрагим Дамган, который даже не пытался бежать. Выяснилось также, что Дамган был ассасином, действующим по желанию и приказу повелителя ассасинов Мухаммеда Ибн Бузоргомида.

Кем были ассасины?

Ассасины – появившаяся в лоне ислама секта, которая отличалась догмами и фанатизмом ортодоксальных суннитов и шиитов. Секта исмаилитов впервые появилась в VIII веке и постепенно укоренилась в Египте, Палестине, Месопотамии, Сирии и Индии.

Однако реальный перелом в деятельности ассасинов произошел в 1090 году, когда лидер ордена Хасан Ибн Сабахм обратил в исмаилитскую веру защитников Аламутской крепости, главу крепости подкупил тремя тысячами золотых, затем в сопровождении 50 фанатиков занял эту крепость, ставшую впоследствии центром ордена исмаилитов.

Ассасины не стали этим довольствоваться и очень скоро в руки исмаилитов перешли около 50 крепостей Ирана и Сирии.

Есть сведения, что население Исфахана платило деньги ассасинам, и у последних собиралась довольно крупная сумма.

Но сила исмаилитов состояла не в больших деньгах, а в мощном террористическом механизме, который, по мнению мусульманского мира, мулиды, то есть еретики-исмаилиты, выработали в борьбе с сельджуками. На террор сельджуков исмаилиты отвечали индивидуальным террором и таким образом превратились в террористическую секту, а убийство возвели в уровень "государственной политики".

Ассасины были профессиональными убийцами, которых с подросткового возраста специально обучали по определенной системе – учили пользоваться оружием, выносливости и мастерству маскировки.

Для обученного ассасина не существовало фактора, который бы помешал ему выполнить задание:

  • они были поразительно выносливы в отношении испытаний и пыток;
  • у них была удивительно уравновешенная психика и крепкие нервы;
  • они обладали необыкновенной способностью перевоплощения – успешно играли роль ученого, купца, нищего, чтобы в первый же удобный момент нанести неожиданный удар жертве;
  • молодых ассасинов обучали нескольким иностранным языкам. Большинство из них владели персидским, турецким, арабским, еврейским, французским, греческим, грузинским и итальянским языками.

Гашиш и ассасины

Молодых ассасинов приучали и к гашишу. Одурманенному гашишем исмаилиту мерещился мусульманский рай, и он всегда был готов к смерти, лишь бы попасть в рай. Именно отсюда идут решительность и равнодушие, которые проявляли ассасины, четвертуя жертву. На зависимость от гашиша указывает и название секты – "ассасин" по-арабски звучит как "гашишин", которым мулидов прозвали из-за потребления этого наркотика.

Словом, после двенадцатилетнего обучения ассасины формировались "универсальными убийцами". Они уже становились "фидаями", то есть "обреченными", которые были готовы безропотно выполнять каждый приказ вождя.

Например, в 1194 году граф Шампани и царь иерусалимских крестоносцев Анри во время перемирия гостил у повелителя сирийских ассасинов. Однажды, во время прогулки, над крышей высокой башни он заметил несколько облаченных в белое юношей. Повелитель ассасинов спросил графа крестоносцев, есть ли у него такие покорные подчиненные, но не стал дожидаться ответа, движением руки дал какой-то знак двум фадиям, и они мгновенно прыгнули с башни вниз…

Устраиваемые ассасинами теракты отличались своим особым почерком:

  • они убивали человека прилюдно, чтобы посеять в народе страх;
  • применяли только острое оружие и никогда яд;
  • во время теракта фадии делились на две группы – на убийц и наблюдателей. Именно последние обычно докладывали правителю, что приговор был приведен в исполнение.

Известен единственный случай, когда в убийстве египетского халифа – из-за безуспешного нападения – фадии-наблюдатели вмешались в дело и нанесли жертве смертельные раны.

Ареал действия ассасинов охватывал почти весь мир. Они оставили кровавый след в Париже, Марселе, Милане, Каире, Тбилиси, Исфахане, Иерусалиме и Багдаде.

Всего в 1090-1256 годы ассасины лишили жизни восьми государей и более 100 политических и военных деятелей. Именно поэтому слово "ассасин" осталось в англоязычном мире как синоним человекоубийцы и террориста.

Грузинские исторические источники упоминают ассасинов как "подкрадывающихся убийц". Удивительно, но факт, что пример фанатизма показывали сами вожди ассасинов. В частности, Хассан Ибн Саббахм убил своих двух сыновей, поскольку усомнился в их правоверности.

Следует сказать, что ассасины подобными действиями добились желаемого – посеяли в народе панический страх. Из-за них никто не чувствовал себя спокойно. И все же, солнце ассасинов закатилось быстро, в короткий для истории срок, когда в 1256 году монголы разрушили их логово – крепость Аламут. Именно с того дня орден ассасинов, как мощная террористическая организация, стала собственностью истории, а эстафету приняли еще более радикальные силы...

642
Темы:
История Грузии - все самое интересное
Кадр со спектакля Большая перемена Театра королевского квартала

"Большая перемена": в Грузии снимают фильм о школе и ошибках юности

215
(обновлено 00:23 28.11.2020)
По сюжету, несколько одноклассников решают собраться спустя 13 лет после окончания школы. Их встреча перерастает в настоящее откровение, во время которого на поверхность дружбы выплывают зависть и злость, переосмысление прошлых ошибок и слабостей

ТБИЛИСИ, 27 ноя – Sputnik. В Тбилиси подходят к завершению съемки художественного фильма режиссера Давида Пирцхалава "Большая перемена" - фильм о прощении, ошибках юности и переосмыслении своего прошлого.

Сценарий фильма родился из пьесы, написанной Пирцхалава во время учебы в Театральной мастерской режиссера Темура Чхеидзе. По ней был поставлен спектакль на сцене Тбилисского Театра королевского квартала, а сама пьеса стала номинантом грузинской литературной премии "Саба".

"Но уже тогда я понимал, что это больше чем пьеса, это фильм, - рассказывает автор картины. - И я решил написать сценарий, принял с ним участие в конкурсе дебютов Национального киноцентра Грузии в 2019 году и стал одним из победителей".

Фильм "Грузинское футбольное трио" стал победителем фестиваля в Милане >>>

По сюжету несколько одноклассников решают собраться спустя 13 лет после окончания школы. Их встреча перерастает в настоящее откровение, во время которого на поверхность дружбы выплывают зависть и злость, переосмысление прошлых ошибок и слабостей.

"დიდი შესვენება"

ფილმი, რომელიც სკოლას და იქ განვითარებულ ამბებს გაგახსენებთ. ეროვნული კინოცენტრის მხარდაჭერით დავით ფირცხალავა მუშაობს სრულმეტრაჟიან მხატვრულ ფილმზე სახელწოდებით "დიდი შესვენება". გადაღებები რამდენიმე დღეში დასრულდება. იხილეთ ჩენი ვიდეო გადასაღები მოედნიდან. ვიდეოს ავტორები: შოთა (ზამზა) იმნაძე და ბასა ხარაზი.

Опубликовано GNFC - Georgian National Film Center Воскресенье, 22 ноября 2020 г.

В фильме играют актеры Георгий Шарвашидзе, Шако Мирианашвили, Сандро Каландадзе и Гага Шишинашвили. Художник картины Гурам Наврозавшили, оператор - Шалва Сокурашвили

"Большая перемена" - это дебют Давида Пирцхалава в полно метре. Он является автором нескольких короткометражных картин. Одна из них - лента "Отец" - в 2015 году победила в международном конкурсе короткометражных лент "Леопарды завтрашнего дня" на кинофестивале в Локарно в Швейцарии.

215
Темы:
Грузинское кино

Китай стал на шаг ближе к успеху первой за 44 года исторической миссии на Луну

40
(обновлено 22:27 28.11.2020)
Китайский аппарат отправился за грунтом Луны, и в случае успеха КНР станет третьей страной после США и СССР, кто смог осуществить подобную миссию

ТБИЛИСИ, 28 ноя — Sputnik. Китайский возвращаемый космический аппарат "Чанъэ-5" в субботу успешно вышел на орбиту естественного спутника Земли после почти 112 часов полета, говорится в сообщении программы Китая по изучению Луны. Об этом пишет РИА Новости.

Китай запустил "Чанъэ-5" утром 24 ноября. Аппарат должен совершить посадку на Луну, собрать образцы лунного грунта и вернуться с ними на Землю. Миссия рассчитана на 23 дня. Ожидается, что аппарат доставит на Землю около двух килограммов реголита. Это первый за 44 года космический аппарат, отправленный за грунтом Луны. В случае успеха Китай станет третьей страной после США и СССР, кто смог осуществить подобную миссию.

"Аппарат "Чанъэ-5", пролетев около 112 часов к Луне, успешно запустил двигатель 3000N на расстоянии около 400 километров от естественного спутника Земли, который проработал в нормальном режиме примерно 17 минут, после чего выключился. Зонд "Чанъэ-5" штатно осуществил окололунное торможение и успешно вышел на орбиту Луны", – говорится в сообщении.

За время своего полета аппарат совершил две коррекции орбиты. Далее посадочный модуль и модуль для взлета с поверхности Луны отделятся от орбитального и возвращаемого модулей, осуществят мягкую посадку на видимой стороне Луны и в соответствии с планом приступят к работам по сбору лунного грунта.

40
Теги:
Луна, Китай