Глава Русского клуба Николай Свентицкий

"Когда театр - жизнь": директор Грибоедовского о юбилее, пандемии и страсти к искусству

662
(обновлено 12:48 20.09.2020)
Успешной деятельностью длиной в 175 лет может похвастаться далеко не каждый театр, но у Тбилисского русского драматического театра им. А. С. Грибоедова есть на это полное право. В этом году старейший театр Закавказья празднует свой большой юбилей

Только вслушайтесь в эту дату - 175 лет, как русский театр в Грузии дарит зрителям восторг, любовь и невероятные эмоции. В связи с таким важным юбилеем Sputnik Грузия побеседовал с директором Грибоедовского театра Николаем Свентицким, который в этом театре практически вырос.

- Николай Николаевич, здравствуйте и сердечно поздравляем вас! Что было самое трудное за время вашего руководства в театре?

- Здравствуйте и огромное спасибо! В театре никогда не бывает легко, в театре просто довольно часто бывает радостно. Радостно от премьер, радостно от успехов членов коллектива, которые создают интересные работы на сцене, в кино или телевидении. Эта радость позволяет надеяться, жить дальше.

Но сейчас, в период пандемии, театр проживает не самый лучший период, как и все театры мира. Проводятся какие-то онлайн-постановки, онлайн-встречи... Я считаю, что это неинтересно, потому что театр - это живой организм. Театр отличается от любых видов искусства именно тем живым общением актера на сцене со зрителем. Это не произведение художника, к которому можно возвращаться, это сиюминутное живое искусство. В театре никогда не бывает двух одинаковых спектаклей. Театр без живого общения… Ну его просто нет.

- А что самое главное в руководстве театром? Что самое сложное?

- Самое главное в театре – это актеры, и задача руководителя создать абсолютно комфортные условия. Необходимо любить артистов, именно любить, потому что без этого никогда ничего не получится, ведь это живые люди. Они – носители театра. Ведь когда зритель приходит, ему абсолютно все равно, кто там директор, режиссер или главный администратор. Они видят на сцене актера, поэтому именно он представляет театр, а все остальные люди в театре призваны создать комфортные условия для того, чтобы потом актер это вынес на сцену.

Спектакль Шинель Тбилисского театра им. А.С. Грибоедова
Спектакль "Шинель" Тбилисского театра им. А.С. Грибоедова

- Какие художественные руководители, по вашему мнению, создали золотую эпоху Грибоедовского театра?

- Их много и мало. Дело в том, что в Грибоедовском театре работали великие режиссеры, великие. Такие как Мейерхольд, Марджанишвили, Варпаховский, Фоменко, Товстоногов, Лорткипанидзе, Стуруа. Сегодня работает очень известный режиссер Автандил Варсимашвили. Это целая эпоха. Вообще надо сказать, что через Грибоедовский театр прошло несколько поколений выдающейся режиссуры - и русской, и грузинской.

Автандил Варсимашвили
© photo: Sputnik / Dmitriy Dubinskiy
Автандил Варсимашвили

- А какими актерами за историю театра вы особенно гордитесь?

- Конечно, в этом театре работали великие актеры: и русские, и грузинские. У нас на русском языке в спектакле "Деревья умирают стоя" играла великая актриса современности Верико Анджапаридзе, наша легендарная Наталья Бурмисторова, Тамара Белоусова, Игорь Злобин, Павел Луспекаев. Их имена можно перечислять несколько дней.

Сегодня замечательные наши артисты старшего поколения - Ариадна Шенгелая, Людмила Артемова-Мгебришвили. Молодые актеры, которые становятся звездами российского и грузинского кино, которые делают погоду на нашей сцене - Ирина Мегвинетухуцеси, Аполлон Кублашвили, Иванэ Курасбедиани. Совсем молодые Михаил Гавашели, Василий Габашвили. Я могу перечислять их бесконечно, ведь это золотой фонд нашего театра, который был и есть.

Сцена из спектакля Шинель
Сцена из спектакля "Шинель"

Я горжусь всеми актерами театра, которые были в истории театра. Многих уже нет с нами, о них я вспоминаю с грустью, ведь на их творчестве я воспитывался. Горжусь и сегодняшними нашими пришедшими студентами, они мне одинаково дороги, потому что они сегодняшний и завтрашний день театра.

- Раньше костяк театра создавали актеры из всего Советского Союза, сегодня – это только местные, большинство из них даже грузиноязычные. Как вы думаете, как это сказывается на выступлениях театра?

- Я бы не называл их грузиноязычными. Наши актеры одинаково хорошо владеют и грузинским, и русским языком. Мы, конечно же, грузинский театр, мы один из составляющих большого грузинского театрального пространства. Просто мы театр, говорящий на русском языке, поэтому тут одно из основополагающих направлений нашей работы вне сцены в подготовке – это русская сценическая речь.

Летняя школа в Шекветили 2020
photo: courtesy of Russian club
Летняя школа в Шекветили 2020

Мы над этим работаем, тому подтверждение наша знаменитая школа в Шекветили, когда мы приглашаем выдающихся педагогов из разных стран Украины, России. Это дает свои плоды. И, конечно, гастроли, потому что во время гастролей мы обмениваемся интересной для нам информацией, впитываем. Особенно гастроли в Российскую Федерацию, поскольку мы русский театр, наш инструмент, рабочий язык – русский.

- А вообще вы часто или редко расширяете труппу? Как можно к вам попасть актерам?

- Есть т.н. штатное расписание, за пределы которого не так уж и просто выйти, так как все зависит от финансирования. Конечно, при какой-то финансовой возможности нам необходимо пополнить штат новыми актерами. Пока у нас есть молодежь, и мы думаем на следующий год вместе с нашей театральной академией открыть очередной русский курс. Мы этого не делали несколько лет не потому, что нам мешал кто-то или правительство не помогало, нет.

Спектакль Записки сумасшедшего Театра Грибоедова
Спектакль "Записки сумасшедшего" Театра Грибоедова

Надо сказать правду – сегодня не из чего выбирать. Мы смотрим тех молодых людей, что приходят в институт, и понимаем, что мы их никогда не возьмем в театр. Тогда зачем тратить государственные деньги, если это не будет иметь прикладного результата?

Сцена из спектакля Ревизор реж. А.Варсимашвили
photo: courtesy of Griboedov Theatre
Сцена из спектакля "Ревизор" реж. А.Варсимашвили

Но мы будем внимательно приглядываться в следующем году на поколение, которое захочет выбрать себе профессию актера. Хотя сейчас, к сожалению, их меньше. Это уже не те годы, когда стояли очереди у театрального института. Сейчас все больше хотят быть коммерсантами, банкирами, то есть специалистами высокооплачиваемых профессий, а ведь профессия актера весьма низкооплачиваема. Сегодня уже нет такого романтизма, романтиков поубавилось. Теперь молодежь практичная стала, не знаю, хорошо это или плохо. Бывают, конечно, люди, которые не могут жить без театра, – это и будет составляющим нашей будущей трупы.

Спектакль Гроза в Грибоедовском театре
Спектакль "Гроза" в Грибоедовском театре

- Можете вспомнить самый смешной курьез из истории театра?

- Я думаю, курьезные ситуации в театре происходят каждый день. Вот, я считаю, если взять спектакль Грибоедовского театра и, соблюдая рекомендации инфекционистов, сыграть на улице – я считаю, что это курьез. Понимаете, театр – это какое-то таинство, где важна сама сцена, этот запах сцены, свет. А вот так просто взять и сыграть спектакль "Алжир", где мы говорим о выдающихся грузинках, которые прошли страшные концлагеря во время войны, и сыграть это все на полянке, где зрители будут сидеть на пуфиках в шортах… Курьез! Теряется атмосфера, таинство, в этом и есть его магнитизм.

Иванэ Курасбедиани. Спектакль Маяковский на сцене театра им. Грибоедова
© Sputnik / Alex Shlamov
Иванэ Курасбедиани. Спектакль "Маяковский" на сцене театра им. Грибоедова

- Есть в театре какие-то традиции, интересные приметы?

- Одна из самых главных традиций этого театра, которую мы культивируем, – уважение друг к другу. За этим мы ревностно следим и пропагандируем. Быть вместе – это главное, вместе мы сила – вот девиз нашего театра. Мы семья, мы не рабочий коллектив завода или фермы, мы театральная семья, которая называется Грибоедовцы.

- Ваш театр активно занимается благотворительностью. Такой чертой отличается далеко не каждый театр. Почему для вас так важно этим заниматься?

- Вообще одна из главных позиций нашего театра – быть полезными нашей стране, народу. Да, наш театр часто занимается благотворительностью. Один из ярких примеров тому, что 17 лет театр Грибоедова фактически содержит Потийский детский приют. Два раза в год мы собираем с зарплаты деньги, это совершенно добровольно, но, конечно, участвуют все. Мы одеваем этих детей, покупаем им все, начиная от носочков, заканчивая шубами. От этого мы становимся счастливее, потому что мы понимаем, что нас там ждут.

Это большое удовольствие знать, что ты кому-то нужен. Благотворительность нельзя рекламировать, это тоже какая-то тайна. Когда ты занимаешься благотворительностью, ты меньше всего делаешь это для кого-то, ты делаешь это для себя, чтобы почувствовать свою миссию на этой земле. Для этого не обязательно кричать, что мы это сделали. Мы просто занимаемся этим, получаем большое удовольствие и, возможно, благословение Господа.

- Грибоедовский много гастролирует. Какие страны увидели творчество вашего театра, и где вы еще не бывали?

- Знаете, есть огромное количество городов и стран, где мы были, и такое же огромное количество стран, где нас еще не видели. Тут 50 на 50. Но мы один из самых гастролирующих театров нашей страны. Нас любят, на гастролях мы даем очень хорошие результаты. В этом году, конечно, не получилось, но нами было запланировано 13 поездок. У нас есть еще несколько приглашений на ноябрь в Россию, посмотрим, как пандемия, эта страшная дама, позволит осуществить эти гастроли.

Сцена из спектакля А.Л.Ж.И.Р., актриса Мариам Кития
Photo: courtesy of Griboedov Theatre
Сцена из спектакля "А.Л.Ж.И.Р.", актриса Мариам Кития

- Коронавирус сильно повлиял на работу вашего театра и общее настроение труппы?

- Ну пандемия коронавируса разорила все театры, разорила. Мы сейчас находимся немного в плачевном финансовом положении. Но огромное спасибо и признательность правительству, которое не бросило нас: нам дают зарплату в том же объеме, к счастью, но театр - это ведь не только зарплата. Надо ставить постановки, новые спектакли, этого не предусмотрено на субсидию, которую мы получаем, потому что на новые постановки мы зарабатываем сами.

Сцена из спектакля театра им. Грибоедова
Сцена из спектакля театра им. Грибоедова

Сейчас мы работаем над четырьмя спектаклями, но не можем их ни одеть, ни обуть, потому что на эти цели у нас ноль копеек. Мы пытаемся привлечь наших друзей в разных странах, и Грузии, и России, и очень надеемся на их помощь. Нам нужны деньги, довольно небольшие, но и их нет, потому что на выпуске у нас Гоголь, Булгаков, Пушкин и детский музыкальный спектакль.

- Как вы отметите 175-летний юбилей русского театра?

- Беседуя с вами, мы уже его отмечаем. Хотя бы за столом собраться… Но сегодня ведь и это нельзя. Мы собираемся пожелать всем членам нашего коллектива, зрителям, всем, кто нас знает и любит, чтобы эта полоса, странная и непонятная, загадочная, миновала, и мы соберемся вместе, поднимем бокалы, отметим юбилей театра вместе с нашими близкими, друзьями, соратниками и выйдем на сцену, сыграем, в очередной раз поклонимся зрителю.

Спектакль Шинель в театре Грибоедова
© Sputnik / Alex Shlamov
Спектакль "Шинель" в театре Грибоедова

- Вы практически выросли в этом театре, что он для вас значит?

- Театр - это моя жизнь, это мой дом, моя семья… Я не знаю, где больше провожу времени. Даже если я отсутствую на территории театра, то он всегда во мне. Я всегда о нем думаю, даже во время отдыха пытаюсь что-то сделать для театра, переживающего сегодня не самые лучшие времена.

662
Темы:
Гордость Грузии (316)

Парламентские выборы 2020. Избиратели принимают участие в голосовании

Топ-10 лучших кинофильмов про выборы

588
(обновлено 17:00 31.10.2020)
Парламентские выборы – это событие не только политической сферы страны. Тема выборов широко отражена в литературе, театре, искусстве и особенно в мировом кинематографе

Для того, чтобы немного развлечься, а также узнать, с какими курьезами выборы и предвыборная гонка проходили в разные периоды и в разных странах, Sputnik Грузия подготовил топ-10 самых лучших, смешных и остроумных фильмов про выборы.

"Кандидат" (The Candidate), 1972

Комедийная драма американского режиссера Майкла Ритчи об избирательной кампании на пост сенатора с неподражаемым Робертом Редфордом в главной роли. Фильм рассказывает о том, насколько грязные игры разворачиваются вокруг выборных кампаний на всех уровнях власти.

Герой картины – честный юрист-идеалист, который, согласившись участвовать в гонке за кресло сенатора штата Калифорния, натыкается на рифы, разрушающие его представления о чистоте и непорочности политики. Примечательно, что сценарий киноленты "Кандидат" получил "Оскар". А это, в свою очередь, говорит о том, что система выборов в фильме показана весьма достоверно.

"День выборов", 2007

Это, по определению авторов, "фарс-мажорная" комедия и экранизация одноименного спектакля "Квартета И".

По сюжету, четверо сотрудников отправляются в одну из областей Среднего Поволжья для проведения избирательной кампании кандидата Игоря Владимировича Цаплина. Герои попадают под прессинг действующего губернатора, сталкиваются с местными бандитами, милицией, казаками и военными, лояльными действующей власти. Но несмотря на высокий профессионализм и откровенную слабость противника, Игорю Цаплину и его "команде" все же удается победить на выборах, однако не в той области.

"Плутовство" (Wag the Dog), 1997

Сюжет этой черной комедии от режиссера Барри Левинсона разворачивается на фоне нашумевшего сексуального скандала в Белом доме. Чтобы отвлечь внимание общественности от адюльтера президента, решено устроить маленькую победоносную войну на Балканах. Правда, без кровопролития.

Прессе подкидывают информацию о зарождающемся конфликте, она, как всегда, раздувает скандал, которому весь мир безоговорочно поверил. И все это на экранах телевизора, параллельно с предвыборными роликами. Главные роли в комедии блестяще сыграли Джастин Хоффман и Роберт де Ниро. Но самое смешное то, что картина была снята до того, как разгорелся громкий скандал с обнародованием факта сексуальных отношений между 49-летним президентом США Биллом Клинтоном и 25-летней сотрудницей Белого дома Моникой Левински.

"Вся президентская рать" (All the President's Men), 1976

Фильм снят по реальной истории – расследовании журналистов газеты "Вашингтон Пост" Боба Вудворда и Карла Бернстейна, которых в фильме сыграли Роберт Редфорд и Дастин Хоффман.

Репортерам удается раскрыть грязный заговор президента Никсона против его конкурента на предстоящих выборах. И все это накануне выборов. В конце концов эта история привела к отставке Никсона, а само громкое дело получило название "Уотергейтский скандал". Фильм режиссера Алана Пакулы получил четыре премии "Оскар".

"Опасная игра Слоун" (Miss Sloane), 2016

Элизабет Слоун – самый востребованный, рисковый лоббист и самая сексуальная акула политического бизнеса США. Ловко ведя психологические игры и используя искусство манипуляции, она сражает оппонентов своей непредсказуемостью и никогда не проигрывает. Но когда она берется за самое сложное в своей карьере дело, она понимает, что цена победы может быть слишком высокой.

"Опасная игра Слоун" – захватывающий американский политический триллер режиссера Джона Мэддена. Фильм получил в основном позитивные отклики прессы, в частности, была высоко оценена актерская игра Джессики Честейн, которая была отмечена номинацией на премию "Золотой глобус" за лучшую женскую роль – драма.

"Железная Леди" (Iron Lady), 2011

Хотя о политиках-женщинах большое кино рассказывает редко, но с уверенностью можно сказать, что лишь немногие из мужчин-политиков могут сравниться с авторитетом Маргарет Тэтчер. Тем более в исполнении блистательной актрисы Мерил Стрип, которая получила за эту роль "Оскар" и "Золотой глобус".

Фильм повествует, как знаменитая премьер-министр Великобритании отнюдь не с легкостью преодолевала сопротивление консервативной Англии. В картине вы увидите довольно тернистый путь от дочери бакалейщика до лидера мировой политики.

"На линии огня" (In the Line of Fire), 1993

В основе криминального триллера Вольфганга Петерсона лежит история бывшего телохранителя президента Кеннеди, которого спустя много лет начинает преследовать маньяк, собирающийся убить другого президента США.

В картине очень интересно показано противостояние героев Клинта Иствуда и Джона Малковича, которое разворачивается на фоне борьбы за президентский пост. Причем многие эпизоды сценаристами были взяты из реальной жизни, а массовку "сыграли" подлинные встречи с избирателями Билла Клинтона во время его кампании.

"Мама не горюй 2", 2005

Это сиквел российского художественного фильма "Мама, не горюй". На это раз в центре сюжета не криминальные разборки, а политические интриги.

В приморском городе N начинаются выборы мэра. Кандидаты – местный криминальный авторитет Турист и городской Прокурор. Жизнь города резко меняется. Борьба за власть набирает обороты. В город приезжают московские политтехнологи, изо всех сил работает местное телевидение, задействованы все криминальные группировки, поддержать кандидатов приехали даже звезды шоу-бизнеса. И все идет неплохо, пока на побывку не прибывает Морячок, и жизнь тихого города становится окончательно непредсказуемой. В фильме играют Гоша Куценко и Андрей Панин.

"Цветок зла", (La fleur du mal), 2003

В центре фильма французского режиссера Клода Шаброля – загадочная история двух семей Шарпен и Вассер в небольшом городке в районе Бордо. Во время предвыборной борьбы за кресло мэра все тайное становится явным.

Фильм затрагивает события из жизни трех поколений французской провинциальной буржуазной семьи, в которой под фасадом благополучия скрыты страшные факты супружеской неверности, предательства и убийств.

"Человек года" (Man of the Year), 2006

Пожалуй, одна из лучших киноролей великолепного Робина Уильямса. Это история о Томе Доббсе, популярном ведущем сатирических телешоу на политические темы, который по предложению одной из зрительниц баллотируется на пост Президента США и превращает все это мероприятие в немыслимый фарс. И самое удивительное, что избирателям это только нравится.

Наступает день выборов, американцы голосуют с помощью электронной системы Делакрой. И, о Боже, Доббс побеждает! Народ ликует, комик в шоке. Но победа оказывается такой же случайной, как и вся его затея с выборами. Ведь система Делакрой дала сбой и человеком года должен был стать совсем другой кандидат.

588
Темы:
Парламентские выборы 2016 в Грузии
Фасад здания

Сага о доме с фонарем и видом на Куру, и немного философии по-тбилисски

110
(обновлено 14:23 30.10.2020)
Таинственный фонарь, стены, привязанность к ним, экология, любовь к детям, Тбилиси, чистый воздух и корни, ведущие к предкам – в этом жилом доме на набережной Куры переплелось все, и даже немного жизненной философии

Жить на берегу моря или реки, в доме с выходящими на набережную окнами, и пусть по воде проплывают гондолы, лодки или на худой конец катера. Я мечтаю об этом всю жизнь. И вот я стою у входа в дом своей мечты. Топчусь, собираясь войти.

В декоре дома присутствует мавританский стиль
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
В декоре дома присутствует мавританский стиль

Дом находится на улице Узнадзе, 19. Он и в самом деле смотрит на Куру. Дом в три этажа с окнами в виде замочных скважин. Заглянешь в них, а там жизнь. Самая разная: скучная, веселая, содержательная. Кто-то коротает свой век один, у других – большая семья, что собирается за круглым столом. Кто-то ест яблочный пирог с корицей и греется под старым абажуром. А потом, пожелав развеяться, подходит к окну. И видит как по набережной курсируют автомобили, а по реке, бороздя водные просторы, плывут прогулочные катера.

Сага о фонаре

Дом построен в 1885 году по проекту известного в Тифлисе архитектора Александра Шимкевича. Строился он по заказу купца первой гильдии Ивана Ротинова для супруги Екатерины. Понятно, да? Екатерины предпочитают жить в домах с видом на набережную.

При прочтении таблички с указанием имени владельца дома, что висит прямо у входа в парадную, я припомнила одну историю, в которой упоминалась эта фамилия. Предшественник сегодняшнего моста Галактиона – Верийский – был построен в 1885 году. Вокруг строительства моста развернулись в те времена нешуточные баталии. Некоторые из специалистов считали, что строительство Мухранского моста гораздо важнее Верийского. В итоге благодаря усилиям генерала Карганова и предпринимателя Ротинова, чьи земли были поблизости от будущего моста, выбор был сделан в пользу Верийского. 

Мост был построен на средства компаньонов Карганова и Ротинова. Чтобы окупить собственные затраты, они решили сделать его платным. Пешеходы для перехода по нему платили 5 копеек, а транспорт – 10. Верийский мост оставался единственным платным мостом в Тбилиси до 1922 года. Тот ли это Ротинов, кому принадлежал дом, неизвестно. Семейство это большое и многочисленное.

Тбилисский сленг, или Авое - лайфхак для настоящего тбилисца >>>

В парадной мало света и стоит острый запах сырости. На первом этаже дома какие-то коробки, кульки, ненужные вещи. Обходя их, иду вверх. Слабо верится в то, что стены дома были когда-то расписаны, хотя кто его знает.

Солидная и внушительная лестница
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Солидная и внушительная лестница

Самые красивые тут – лестницы. Слабый желтый свет мягко ложится на замысловатые узоры лестничных ограждений. Ковка лестничная в каждом доме своя, особенная. Здесь и перила, и лестницы несут печать внушительной основательности.

Декорирующий желтый свет
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Декорирующий желтый свет

А потом я увидела фонарь. Приметила его, ступив на лестничную площадку второго этажа. Он то ли улыбался мне, то ли подмигивал. Вмиг позабыв обо всем другом, я начала щелкать его на камеру. Вначале панорамно, со второго этажа, он установлен на третьем, потом чуть приблизив объектив. Отметив анфас и профиль старца, я решила о нем расспросить у соседей. Стучать в длинную, высокую дверь пришлось долго. Наконец за дверью раздался женский голос.

А вот и он - герой дня
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
А вот и он - герой дня

– А, чего? Какой еще фонарь?

– На третьем этаже, калбатоно, – поясняю бестелесному голосу.

– Нет там никакого фонаря, – раздраженно отвечают из-за двери.

Как же нет, уважаемая, когда он есть! Он смотрит на меня, а я на него. У нас с ним немой диалог, вербальный обмен информацией, можно сказать. Совсем как у нас с вами, с той лишь разницей, что его я не слышу, а вас не вижу.

По всем признакам он старый, в смысле еще со времен первого владельца
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
По всем признакам он старый, в смысле еще со времен первого владельца

– Но, он все же есть. Большой, старинный фонарь.

– Я не видела там никакого фонаря.

– Никогда не видели? – наш диалог через дверь выглядит все нелепее.

– Никогда, – со все возрастающей злостью отвечает мне голос.

– А как давно вы здесь живете?

– Давно живу, достаточно, и никакого фонаря не помню и не знаю. Идите отсюда, – рявкает на меня в сердцах женщина.

Я поворачиваюсь и, как и повелела "мадам вежливость", иду. Но не вниз, а наверх, навстречу к нему – гвоздю программы. Обхожу это чудо со всех сторон, рассматриваю придирчивым глазом. По всем показателям товарищ старый, с бородой.

Интересная парадная у этого дома. Обычно в них встречаются витражные потолки, плафоны у лестниц, но чтобы целый фонарь – в первый раз. Твердо задавшись целью узнать о его происхождении, я делаю вторую попытку и звоню в дверь квартиры третьего этажа.

За железной дверью с минуту какие-то звуки. Вскоре она легко отпирается и в проеме вырастает фигура привлекательного мужчины лет сорока. Статный блондин с тонкими чертами лица, такие неизменно привлекают в толпе внимание. Есть в их облике что-то подчеркнуто отстраненное. Рядом с ним скачет девчушка лет четырех – дочка. Я тычу в фонарь и спрашиваю, не знает ли он, как давно он здесь установлен.

История дома №16 на Мачабели, или О тифлисской династии Алихановых из первых уст >>>

– Знаете, этот фонарь тут, сколько я себя помню. А я родился и вырос в этом доме. Мне кажется, он стоит со времен первого хозяина.

И крепость, и древо жизни

Минуты через три он приглашает меня внутрь. Я захожу, пересекаю большую комнату с высоким потолком и выхожу вслед за мужчиной на веранду.

Говорит Илья, так его зовут, со мной на грузинском, но с каким-то едва уловимым акцентом. Разгадка приходит чуть погодя, когда он на минуту задумавшись над вопросом, чем характерен для него этот дом, отвечает:

– Эта квартира для меня дорога прежде всего тем, что тут прошло мое детство. В доме живет уже шестое поколение нашей семьи. В нем поженились мои прадед с бабушкой. Она была русская женщина, а он приехал в Тифлис из Гурии. Так что у меня есть и славянские корни.

Я знаю каждый уголок этого дома, каждый кирпич. Мы, кстати, ремонт сравнительно недавно сделали. Очень сложно реставрировать старые дома с сохранением элементов декора. Видите, эти аркообразные фрамуги? – показывает Илья на межкомнатные проемы дверей. – Прежде чем посадить отремонтированные рамы на место, в них заложили металлический каркас. Мы не тронули ни один из дверных проемов. Все они сохранились в первоначальном виде.

Возможно, по цене квартиры в старых домах и высоки. Но, во-первых, не у всех есть возможность тратить деньги на реставрацию. Мы же делали все это на собственные средства, без какого-либо содействия со стороны мэрии. А, во-вторых, эти дома сложны в эксплуатации. Тут высокие потолки, объединенные санузлы, необходимость укрепления старых домов.

На вопрос, как давно укрепляли у дома фундамент, Илья отвечает, что в его бытность этим никто никогда не занимался. Показывает на ограждение балкона деревянными рюшами, обвивающими веранду.

– Мы сами отремонтировали эти балконы. Вот видите сбоку пристройку? – справа от нас идет стройка, ремонтируют крыло дома. – Градостроительные законы пишутся самым нелепым образом. В них черным по белому прописано, что жителю исторического дома, попадающего в список исторического наследия города, запрещается самостоятельно даже гвоздь прибить в доме. Для этой цели нужно получить разрешение соответствующего органа.

Веранду восстанавливали сами жители
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Веранду восстанавливали сами жители

Я немного утрирую, но в целом так и есть: ты не имеешь права на какие-либо изменения. Но зачастую и от мэрии не дождешься, чтобы они провели реставрацию, и жители оказываются в замкнутом круге. Часть дома, в которой идет сейчас ремонт, принадлежит моему другу. Он с трудом получил разрешение начать работы в ней, хотя никаких изменений в проект внесено не было. Ну разве что лестница, – продолжает Илья. – Сбоку заметна деревянная лестница, но она настолько вписывается в стилистику, будто она всегда в нем была.

А эту часть ремонтируют
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
А эту часть ремонтируют

– Вы бы переехали в какой-нибудь другой район, променяв вашу квартиру в старинном доме на благоустроенное жилье в новостройке?

Пока Илья готовится ответить, на веранду выходит дочь. Маленькая кокетка с подведенными не по-детски глазами, прячется за фигуру отца. Во время разговора она оттуда выглядывает и, стеснительно потупив взор, прячется обратно за папу.

– Я не принадлежу к тому числу людей, которые лучше умрут от плохих условий и засоренного воздуха, чем уступят свои стены кому-нибудь другому. Одним словом, они и шага не сделают, потому что все эти камни, кирпичи, старинные двери имеют для них высокую ценность.

Парень не знал, что его снимают, но вышло так, быдто он позирует
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Парень не знал, что его снимают, но вышло так, быдто он позирует

Я люблю свой дом, даже очень. Ведь я вырос тут. Для меня каждый скрип двери неразрывно связан с моим детством. Но у меня растет ребенок и воздух тут настолько загрязненный, что я, пожалуй, переберусь отсюда куда-нибудь подальше. У нас в перспективе перейти жить в квартиру на Лисьем озере, а эту сдавать. Сегодня все повально оставляют квартиры в центре и переходят подальше от него. Экологическая ситуация оставляет желать лучшего, поэтому люди выбирают именно удаленность от центра города.

Тайна улыбки вильнюсского ангела: как в столице Грузии поселился белый херувим? >>>

Шесть поколений одной семьи, в одном и том же доме. Здешние стены должно быть наполнены энергетикой живших в них членов семьи. Дом этот вдруг начинает представляться могучим старым дубом. Ни сдвинуть его нельзя, ни пересадить, потому что слишком глубоко пустил он свои корни.

Вот по этой лесенке и скатилась я во двор
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Вот по этой лесенке и скатилась я во двор

Из задумчивости меня выводит голос ребенка. Девочка тонко канюча, тянет отца назад в комнаты. Илья с извиняющейся улыбкой со мной прощается. И я сбегаю по деревянным ступеням во двор.

Это невероятно: какие здания Тбилиси мы никогда больше не увидим >>>

Из открытого окна на кухне доносится негромкая возня хозяйки, моет посуду, наверное. По лестницам той части дома, что ремонтируется, тихо ползет рабочий. Мирно вокруг, спокойно. И кажется, что в этих простых движениях и неторопливом течении жизни и состоит весь ее глубокий смысл.

110
Теги:
Тбилиси
Темы:
Прогулки по Тифлису
Пресс-спикер ЦИК Грузии Анна Микеладзе

На выборах в Грузии поступило 269 жалоб - ЦИК

0
(обновлено 22:46 31.10.2020)
В день выборов в информационный центр ЦИК поступило несколько тысяч телефонных звонков

ТБИЛИСИ, 31 окт – Sputnik. В ходе голосования на парламентских выборах в Грузии в окружные комиссии Грузии поступило 269 жалоб, большинство из которых касались процедурных вопросов, сообщила пресс-спикер ЦИК Грузии Анна Микеладзе на брифинге в субботу.

В Грузии 31 октября выбирали депутатов парламента десятого созыва. Участвовали в выборах 48 партий и два избирательных блока. Впервые выборы в Грузии проходили в условиях пандемии коронавируса.

"В окружные комиссии поступило 269 жалоб в связи с процессом голосования. Большинство из них касалось процедурных нарушений, таких как неправильное заполнение контрольного листа, нарушения процедур маркирования и так далее", - сказала Микеладзе.

По ее словам, с 08:00 до 20:00 в информационный центр ЦИК поступил 3 881 телефонный звонок и 574 сообщения.

"Большинство из них касались перепроверки списков избирателей, адресов избирательных участков и избирательных процедур", - уточнила она.

"Грузинская мечта" выигрывает выборы в парламент Грузии, ЕНД на втором месте – экзитполы>>

Парламентские выборы в Грузии проводились по смешанной системе – 120 депутатов парламента выбирают по партийным спискам (по пропорциональной системе), а 30 – из числа кандидатов, баллотирующихся в одномандатных избирательных округах (по мажоритарной системе).

0
Темы:
Выборы 2020: портреты грузинских партий