Грузинский режиссер Дата Тавадзе

"Театры безопаснее ресторанов!" - в Грузии начали протестовать режиссеры

649
(обновлено 19:16 10.09.2020)
Закрытые театры, запрет на выступления, кредиты в банках - грузинские деятели культурного сектора столкнулись с большими проблемами и просят помощи у Минкультуры

ТБИЛИСИ, 11 сен — Sputnik. Грузинский театральный режиссер Дата Тавадзе, недовольный отсрочкой открытия театров в стране, потребовал у министерства культуры возобновления работы культурных учреждений в ранее назначенные сроки.

В конце августа правительство Грузии анонсировало, что театры в стране смогут приступить к работе с 1 октября. Однако в связи с ростом случаев заражения коронавирусом было принято решение перенести открытие театров до 1 ноября.

Этот факт вызвал негодование у молодого режиссера, который посвятил данной теме гневный пост на своей странице в Facebook. По словам Тавадзе, министерство образования, науки, культуры и спорта упорно молчит, не поддерживает независимых артистов и даже не идет с ними на диалог, в то время, как те оказались в плачевном состоянии. 

Как отмечает режиссер, сферу культуры в стране поставили наравне с детскими развлекательными центрами и казино, но никто не видит в этом проблемы.

"Срочно ответьте на все наши вопросы и создайте план поддержки для независимых артистов, - пишет Тавадзе. - Немедленно придумайте, как вы можете поддержать арт-менеджеров, которые взяли банковские кредиты для реализации своих проектов из-за ваших же обещаний, а к их кредитам уже начисляются проценты. Если до этого они пользовались какой-то помощью, то и это закончилось. Годы работы брошены в воду".

По мнению режиссера, в плане распространения инфекций культурные учреждения намного безопаснее, нежели рестораны и торговые центры.

По его словам, адаптированные к новым правилам организаторы культурных мероприятий уже не раз проводили фестивали, кинопоказы, выставки на открытом воздухе, и при этом не было допущено ни одной ошибки с точки зрения соблюдения ограничений.

И все же культура наказывается в первую очередь, недоумевает Тавадзе.

В своем письме режиссер говорит о том, что он и его коллеги вынуждены оперативно искать финансовые средства и альтернативные пути, чтобы хоть как-то держаться на плаву и продолжить работу. 

Дата Тавадзе – один из наиболее перспективных и талантливых грузинских театральных режиссеров. Свою первую пьесу выпускник факультета драмы Театрального университета им. Ш. Руставели поставил, когда ему было 19 лет. Сегодня Тавадзе активно ставит спектакли на сценах ведущих немецких театров, а его постановки в Тбилисском театре королевского квартала неоднократно становились призерами международных фестивалей.

649
Темы:
Культурная жизнь Грузии (2088)

Справа окно, выходящее во внутренний двор

Спящий дом и Диоген с Мтацминды, или Когда парадные в столице красивее легенд

118
(обновлено 22:53 17.09.2020)
В этом городе парадные хранят больше тайны и красоты, чем сами легенды и люди. Об истории одного из таких домов в рамках проекта "Прогулки по Тифлису" рассказывает колумнист Sputnik Грузия

Пандемия коронавируса опустошила улицы Старого Тбилиси, некоторые районы и вовсе будто впали в спячку. Спят и дома, словно повинуясь зову Морфея. 

Задремавший дом на улице Абакели
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Задремавший дом на улице Абакели

Ну один из них, по крайней мере, точно. Речь о трехэтажном доме на улице Абакели. Посмотришь на него и так и тянет спеть ему колыбельную.

Кот, Фридон и Штраус

Дом этот если не единственный, то один из немногих, на двери в парадную которого сохранилась табличка с фамилией проживавшего в нем присяжного поверенного Давида Виссарионовича Квирквелия.

Табличка на двери дома
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Табличка на двери дома

Надпись старинная с характерными для тех времен правилами правописания. Но это не единственный сюрприз для любителей городской старины. На этих же дверях в месте, где и полагается быть ажурным решеткам с внутренней стороны, имеются стеклянные створки. Зимой створки со стеклами закрываются, и в парадной благодаря этому становится тепло.

В доме живет всего четыре семьи
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
В доме живет всего четыре семьи

Ну и, наконец, круглый, белый плафон, который красуется над витой и капризной лестницей. Уцелевших плафонов в парадных города осталось крайне мало. Но разбой и вандализм, свирепствовавшие в 90-х, очевидно обошли эту улицу стороной. Может, потому что крохотная, и о ее существовании не всякий слышал. Я уже было шагнула на порог парадной, как в оконном проеме полуподвального помещения появилась фигура невысокого мужчины.

Его величество плафон
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Его величество плафон

- Вы уже бывали в этом доме? - спросил меня незнакомец, имея в виду парадную дома.

- Нет, - слукавила я, утаив, что была однажды тут с экскурсионной группой. Именно тогда и узнала, на первом этаже живет очень строптивый человек, который ворчит по поводу шумных паломничеств во внутрь дома. Видимо, это он и есть – осеняет меня догадка.

Мужчина поманил меня к себе кивком головы, и я подошла ближе. Как по мановению волшебной палочки рядом с окном, которое служит одновременно и дверью, возник стул. Усаживаюсь на него. Через секунду к месту нашего разговора уже подтягивается компаньон и друг моего знакомого уличный кот. Потом он исчезает в оконном проеме, предупредив, что сейчас зазвучит музыка.

Минуты через три из полуподвальной комнаты старого дома начинают доноситься звуки вальса Штрауса. Фридон, так зовут моего нового собеседника, выбирается чуток прихрамывая (как-никак 76 лет) наружу и устраивается в оконном проеме.

Дом построен в начале 20-го века
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Дом построен в начале 20-го века

И мы затихаем: Фридон, который, наверное, думает в это время о чем-то своем, я, которая, устроившись на круглом вертящемся стуле, загородила и без того узкий тротуар, и кот, который судя по всему слушает "сказки Венского леса" не в первый раз.

Фридон живет в этом подвале уже 30 с лишним лет. Благоустроил собственными руками всю "квартиру".

Про таких говорят, человек с золотыми руками. Вот только газ к его жилищу не подвели, в подвальном помещении проводить газ не положено. Так и живет он, пользуясь, по старинке, газовыми баллонами для приготовления еды.

Зимой в этом подвальном помещении должно быть невыносимо холодно. Только Фридон не из тех, кто жалуется на жизнь. Живет он совершенно один, так сложилась жизнь.

"Нет, я не чувствую одиночества", - говорит он. Мне не скучно с самим собой. У меня есть друзья, - тут он показывает на кота, который в знак согласия со словами Фридона кивает пушистой головой. Чуть погодя Фридон роняет: "Музыка меня спасает". Музыку он любит и хорошо в ней разбирается.

Крепкий орешек и его университеты

- Образовательный уровень сильно снизился, - рассказывает Фридон. - Вы понимаете, сегодняшний социум формируется из двух каст - людей образованных и толпы неграмотных. Из тех, кто обогащается и хочет, чтобы основная масса населения была неграмотной, и тех, кто недостаточно просвещен и работает на первую касту. Людьми, которые не знакомы со своими гражданскими правами, легче управлять.

- А вы сами какое образование получили?

Тут Фридон улыбается одними глазами.

- Я хороший ученик. А учителями моими были люди, деревья, животные. Чем больше я узнаю людей, тем больше начинаю любить животных.

- Чему же вы лучше всего научились в жизни?

- Умению выживать.

Наступает многозначительная пауза. Фридон крайне сдержан в высказываниях. Говорит, просеивая каждую мысль сквозь сито. Он из тех, кто не будет откровенничать с первой встречной. Крепкий орешек.

Практически по всей парадной рассыпаны рисунки
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Практически по всей парадной рассыпаны рисунки

- Я стараюсь видеть в людях только хорошее, - продолжает Фридон задумчиво. - Совершенных людей нет. Но это не означает, что мы должны искать друг в друге только негатив.

 -Может у вас были когда-либо какие-то увлечения? – пытаюсь я вытянуть Фридона на откровенность.

- Знаете, а я писал. Доверял бумаге свои воззрения и убеждения.

Входная дверь и холодильник Саратов из недавнего прошлого
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Входная дверь и холодильник Саратов из недавнего прошлого

На сей раз Фридон исчезает и возвращается с исписанной тетрадью в руках. Оказывается, мой новый знакомый увлекался философией. Писал для себя о том, что нужно сделать для лучшего мироустройства.

"Нужно открыть государственные границы для свободного перемещения самостоятельного, совершеннолетнего гражданина, - читает он собственные выдержки из записей, сделанных в 1986-м году. - Сковывать свободу в пространстве так же преступно, как сковывать свободу мышления. Контроль над цивилизацией в XXI веке будет осуществляться ЭВМ по программе ученого центра планеты Земля".

Ну чем не провидец, который за столько лет наперед говорил о технологическом прорыве и интернете. Но каким бы странным ни показалось это обывателю, он не делился своими пророческими убеждениями и жил всегда уединено. Хотя его размышления о расщеплении сознания, космосе и происхождении жизни на земле могут заинтересовать любого мыслящего человека.

- Если ваше тело – это дом, то голова - комната, в которой вы живете. А мозг можно метафорично назвать подушкой или губкой, которая впитывает информацию. А вы знаете, что в состоянии медитации можно вернуться во внутриутробную фазу. Да-да, пусть вас это не смущает. Было время я занимался медитацией.

- Фридон, - начинаю я. Он при этом поднимает на меня свои живые и проницательные глаза. - Вы будто убежали от людей, укрылись в этом подвале…

- А вы Диогена помните? - улыбается глазами Фридон. - Ну а это моя бочка, - резюмирует он, показывая на свое жилье отшельника.

Мы еще некоторое время говорим с Фридоном на самые отвлеченные темы, а потом он вызывается показать мне самый выгодный ракурс для хороших фотографий в парадной.

Парадная с зашифрованной информацией

В этой парадной удивляет все. От мельчайших деталей до пробитой крыши. Да, пробитой для дополнительного, третьего этажа. Он не был предусмотрен автором проекта. Ну и, скорее всего, был надстроен не вчера, а много лет назад, с получением разрешения от городских властей.

Лестница на третий этаж
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Лестница на третий этаж

Хотя, казалось бы, как можно пробить расписанный потолок, притачать деревянную лестницу и надстроить целый этаж. Ведь это ж сущий вандализм! Но в советские времена, к сожалению, надстройка дополнительных этажей, являлась делом приемлемым.

Любоваться парадной в этом доме можно бесконечно
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Любоваться парадной в этом доме можно бесконечно

В Тифлисе ни одна парадная не повторяет ни предыдущую, ни последующую. А эту, как мне кажется, и повторить невозможно. Настолько она отличается от всего виденного мною доселе. У лестницы с капризным и изящным изгибом сбоку в стене имеется окно с мелкими стеклами. Задумано окно было как дополнительный источник света в дневное время.

Повсюду вот такие рисунки
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Повсюду вот такие рисунки

Старинные дома строились раньше, как правило, с витражными потолками. Делалось это для дневного освещения. Тут же в виду более скромных масштабов по проекту было предусмотрено подсветить парадную сбоку. Но со временем ветер выбил множественные стекла. И если бы не усилия Фридона, встретила бы меня сейчас совершенно другая картина.

Ни владелец, ни архитектор, строивший дом, неизвестны
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Ни владелец, ни архитектор, строивший дом, неизвестны

Найти витражные стекла ему не удалось, да и дорого, поэтому вставил в оконные проемы желтые стекла. На втором этаже в двери щелкнул замок, и на площадку вышла жительница дома.

- В этой парадной снимали между прочим фильм. Не помню, как называлась картина. Но точно помню, это было в начале 90-х, и съемочная группа была французская. А еще снимали новогодний ролик с участием бывшего мэра города Нико Лекишвили. Дом старый, его бы отреставрировать, да кто же о нем помнит, - вздыхает женщина.

Настенный рисунок в парадной
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Настенный рисунок в парадной

Потом, повременив еще немного, подходит к балке и включает плафон для пущего эффекта. "Смотрите, так гораздо лучше", - улыбается она, и я соглашаюсь с ней.

- Дом старинный, красивый. И сюда, конечно же, ходят туристы. Хорошо, когда два или пять человек, а ведь бывает целая группа. Парадная-то маленькая, к тому же у нас туалетная комната в конце коридора, и это, знаете ли, бывает крайне неудобно", - объясняет с неловкостью женщина.

А потом она уходит, а я остаюсь тет-а-тет с тенями прошлого. Сколько их тут? Одна, две, три, пять? С кем жил присяжный поверенный, кого и от чего он защищал. И как часто переживал по поводу проигранных дел?.. Эх, так много вопросов, на которые стены отвечают молчанием. А ведь в них-то и зашифровано так много о прошлом.

118
Теги:
Старый Тифлис
Темы:
Прогулки по Тифлису
Микрофон в караоке баре

Скончался грузинский певец Джаба Боджгуа

6555
(обновлено 11:16 17.09.2020)
Этот очень талантливый человек с непростой судьбой 12 лет пролежал в коме, он оставил в память о себе прекрасные песни

ТБИЛИСИ, 17 сен — Sputnik. Умер популярный в Грузии исполнитель Джаба Боджгуа, который был в коме 12 лет, об этом написала мать Боджгуа Манана Гвасалия на своей странице в соцсети Facebook.

"Всегда боялась этого дня… Джабы больше нет… Я существовала тобой и дышала тобой, сынок… Хотела жить из-за тебя… Джаба… Мой единственный…" - написала Гвасалия.

Джабе Боджгуа был всего 41 год. Он – автор популярных грузинских эстрадных песен "Момнатребиа" ("Соскучился"), "Сикварулис история" ("История любви"), "Ратом миквархар" ("Почему я люблю тебя"), "Азиури" ("Азиатская") и др.

В октябре 2008 года Боджгуа был осужден за мошенничество. По информации грузинских СМИ, певец пообещал за солидную сумму  освободить мужа одной женщины из тюрьмы, однако не выполнил обещания, а деньги не вернул.

Тбилисский городской суд применил в отношении певца меру пресечения в виде залога в 25 тысяч лари (11,2 тыс. долларов по курсу на сегодняшний день). Однако финансовое положение Боджгуа не позволило ему заплатить указанную сумму в течение 20 дней, и певец остался в заключении.

В начале 2009 года Боджгуа c болью в области сердца был переведен в Республиканскую больницу, где ему диагностировали гипоксическое поражение головного мозга.

С тех пор певец находился в коме. Все эти годы за прикованным к кровати Джабой смотрела мать.

6555

Уничтожить русскую вакцину: маленький гешефт большой политики

0
(обновлено 13:23 18.09.2020)
Российское лидерство в разработке вакцины от коронавируса стало для Запада не просто неприятным сюрпризом, а прямо-таки возмутительным вызовом — как по политическим, так и финансовым соображениям

С одной стороны, отсталая глубоко недемократическая Россия просто не имеет права на подобные прорывы в сложных научных и технологически продвинутых областях. А с другой — на кону стоит куш столь астрономических размеров, что одна мысль, что он может проплыть мимо западных фармацевтических концернов, способна вызвать там изжогу. Например, только новость о договоренностях по поставке ста миллионов доз в Индию чего стоит,  пишет колумнист РИА Новости Ирина Алкснис.

Врачи-добровольцы сделали прививку вакциной от коронавируса "Спутник V">>

Ничего удивительного в том, что Россия столкнулась с многочисленными попытками дискредитировать результаты работы российских ученых: большая политика, большие деньги.
Однако рядом с акулами всегда найдется место рыбам-прилипалам, которым регулярно что-нибудь да перепадает со стола хозяина.

Именно подобная история развернулась вокруг публикации результатов испытаний "Спутник-V" в одном из старейших и влиятельнейших медицинских журналов мира The Lancet.

Статья молниеносно подверглась критике. Громкой новостью, разнесенной мировыми СМИ, стало открытое письмо, в котором профессор биологии американского университета Темпл, Энрико Бусси, высказал опасения по поводу "возможно, допущенных российскими исследователями" ошибок. Его поддержали два с половиной десятка других западных ученых.

The Lancet предложил российским разработчикам ответить на заданные вопросы, что и было сделано. Центр Гамалеи представил изданию полноразмерный клинический протокол исследования вакцины "Спутник-V". Глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев опубликовал колонку, в которой развернуто прокомментировал основные претензии критиков, заодно посоветовав тем поискать бревно в собственном глазу и развеять уже российские сомнения по поводу ведущихся ими разработок.

Между тем проблема в данном случае заключается далеко не только в чисто научных материях, на которых сосредоточились отечественные исследователи.

Дело в том, что сам автор скандального письма представляет собой довольно примечательную личность. В материале Би-би-си Энрико М. Буччи назван "известным борцом с лженаукой". Однако правильнее было бы использовать характеристику "бизнесмен от науки".

В 2016 году Буччи основал компанию Resis Srl, специализирующуюся на верификации, проверке корректности и добросовестности научных работ.

Это довольно модная тема в современной науке. Слишком часто в последние годы исследователей стали ловить на ошибках, в том числе грубых, в обнародованных статьях. Речь необязательно идет о злоупотреблениях или мошенничестве, часто имеют место честные погрешности, которые, будучи вскрыты, тем не менее бьют по репутации ученых, а то и целых научных институтов.

Именно чтобы избежать подобных проблем, авторы и исследовательские структуры теперь нередко обращаются за независимым аудитом собственных текстов – перед их публикацией — к специализирующимся на подобной работе фирмам. В частности, компания Буччи была нанята для данной деятельности германским Институтом Фрица Липмана, вокруг которого некоторое время назад разгорелся громкий скандал как раз из-за безобразных ошибок в опубликованных работах. Об этой истории подробно рассказал год назад журнал Nature.

Тонкость в том, что подобный бизнес накладывает определенные этические ограничения, что, кстати, профессор Буччи прекрасно осознает. В том же Nature в декабре 2019-го был опубликован материал, посвященный чистоте и добросовестности научной работы, где он выступил соавтором. И там было честно указано, что у Энрико Н. Буччи имеет место конфликт интересов.

Попросту говоря, когда владелец коммерческой компании публично выступает с рассказами о деятельности, на которой она специализируется, то это, по существу, становится рекламой его фирмы.
Но разумеется, когда речь идет о "разоблачении" российской вакцины, подобные мелочи уже совершенно не важны.

Запад использовал открытое (и по определению являющееся саморекламой) письмо Буччи, чтобы нанести лишний удар по российским разработкам в надежде подорвать или хотя бы ослабить их лидерство. Ну, а сам профессор получил пиар такого размаха и уровня, о котором он просто не мог бы и мечтать в любой другой ситуации. Это, собственно, и называется "оседлать хайп", по этому принципу действуют сотни и тысячи медийных персоналий.

Без сомнения, это принесет ему отдачу в виде новых очень привлекательных коммерческих контрактов. Ловля хайпа в мутной воде большой политики бывает весьма выгодна.

Но к науке вообще, медицине в частности и спасению сотен тысяч жизней по всему миру это отношения не имеет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

0
Темы:
Ситуация с коронавирусом COVID-19 в мире