Группа Мгзавреби

Выжить в пандемии: что происходит с музыкальной индустрией Грузии?

339
(обновлено 23:00 30.06.2020)
Пандемия коронавируса показала всему миру новых героев, расставила приоритеты, заставила переоценить то, что раньше казалось важным

А еще показала нам самых сильных, умных и предприимчивых в разных сферах деятельности, в том числе в культурной.

"Мы останемся на нуле" - как выживают театры в Грузии в период пандемии >>>

Музыкальную индустрию, разумеется, трясет не впервые, но эпидемия перекрыла клапан кислорода очень резко. Поэтому одни поддались унынию – отмененные концерты и проекты дали о себе знать, другие стали искали новые пути заработка, а третьи – полностью с головой погрузились в творчество, чтобы, использовав эту паузу на полную, выйти из пандемии, как Феникс из пепла.

© AP Photo / Emilio Morenatti
Музыканты репетируют в Gran Teatre del Liceu в Барселоне, где места в зале заняты растениями

Сегодня Sputnik Грузия расскажет вам об известных музыкантах, которые столкнулись с большими трудностями в эпоху пандемии. Они признались нам, как выживали, работали, расстраивались и снова вставали на ноги.

"Путешественники" сидят дома

Группу "Мгзавреби" (переводится с грузинского как "путешественники") знают в Грузии все. Ее популярность давно вышла за границы родины, поэтому ребята довольно известны и в России, куда они часто ездили с большими концертными турами.

Группа Мгзавреби
Группа "Мгзавреби"

Концерты грузинских музыкантов везде проходили на ура, оставляя море довольных слушателей. Но пандемия сильно подпортила планы и группы "Мгзавреби".

Если большинство артистов отменило несколько своих концертов, то ребятам пришлось отменить целые туры, а это примерно 80-100 концертов и мероприятий.

Коронавирус ударил по летнему сезону, который обычно является самым продуктивным в работе исполнителей. Но эпидемиологическая картина во всем мире такова, что думать об осеннем туре члены группы просто не могут - слишком высок риск второй волны пандемии. А планировать туры необходимо как раз за несколько месяцев.

"Мы хотели сделать осенний тур в октябре-ноябре, но сделать этого мы не можем из-за угрозы вируса. Перед туром ведь необходимо проводить пиар-компании, бронировать клубы, давать авансы – за все это надо будет платить. Следовательно, пока мы ничего не планируем. Мы надеемся, что хотя бы в апреле-мае 2021 года сможем проводить концерты", - говорит член коллектива Ото Эдишерашвили.

Что касается творческого настроя, то, по словам музыкантов, они не переставали работать, даже несмотря на вынужденный простой. "Мгзавреби" создавали новый альбом, который уже почти готов. "Конечно, депрессивная обстановка в мире действует на нас, но мы стараемся сделать так, чтобы это не отразилось на альбоме", - признается член коллектива.

Щедрый Батуми, или Как живется уличным музыкантам

Когда началась пандемия, уличный музыкант Авет Агабабян, как и все ответственные граждане страны, самоизолировался дома на три месяца. Несмотря на то, что от этого напрямую зависел его заработок. Основной причиной, конечно, была угроза коронавируса, но дополнительными проблемами были отсутствие людей и транспорта в городе. А это составляющие атрибуты работы уличного музыканта.

"Люди перешли в "эконом-режим", думают, на чем можно будет сэкономить, потому что непонятно, что будет завтра. Поэтому твоя музыка как-то меньше людей интересует", - говорит Авет.

Если говорить о финансовой части проблемы, то и тут дела обстоят не очень хорошо. Разница между заработком в Тбилиси до и после пандемии - колоссальная.

Но выход из ситуации нашелся. Как сказал музыкант, он уже на протяжении 11 лет ездит летом на берег Черного моря, в Батуми, где играет там на набережной.

"Батуми - город маленький, так что все жители приходят по вечерам на набережную. Поэтому в Батуми всегда можно заработать деньги, даже больше, чем в Тбилиси", - отмечает музыкант.

Взгляд эксперта

Мы поговорили не только с артистами, но и с экспертом музыкальной индустрии Еленой Мечитовой. По ее словам, в этой сфере происходит то же самое, что и во всем мире, а именно - практически полная остановка. Ведь музыкальная индустрия подразумевает под собой собрание определенного количества людей, а массовые мероприятия сейчас запрещены.

Арт-менеджер Елена Мечитова
Арт-менеджер Елена Мечитова

"Кто-то перешел к практике онлайн-концертов, которые не отличаются большой популярностью, кто-то закрылся и пишет в студии, кто-то не знает, как дальше быть. Пока можно делать только прогнозы, основанные на предположениях. Сегодня всем непросто. Музыканты, как и артисты из других сфер, лишены дохода. Сложно приходится, а ведь есть целые семьи артистов, у которых доход зависел от концертов", - говорит Мечитова.

В такой сложной ситуации культурная сфера, кажется, была единственной, которая не получила помощи от государства. Мечитова отмечает, что культурная индустрия даже попала в последнюю, шестую фазу для снятия ограничений, наряду с казино, "что неприемлемо", подчеркивает она.

Не отреагировал и Минкульт, говорит Мечитова. Ведомство, по словам эксперта, за все это время не представило антикризисного плана и не сделало никаких заявлений. А ведь арт-менеджеры даже написали петицию, обращение сектора к государству, чтобы были приняты меры в поддержку индустрии.

"Но могу похвалить мэрию, которая быстрее всех вышла навстречу нашей сфере. Обещали не урезать бюджет, а возможно, и увеличить. Сейчас будут обсуждать регуляции во время массовых собраний культурных мероприятий. Есть возможность подавать заявки на адаптированные под ситуацию проекты. Также обещали снизить уровень бюрократии при ведении проектов", - рассказывает Елена.

Каков выход?

"Выход есть всегда, - считает Мечитова. - Или экономически развитое государство вливает субсидии, спасая сферу, или предлагает альтернативу, которая будет заключаться: а) в разрешении открыть уже сейчас театры (они и открываются скоро), разрешить концерты, как под открытым небом, так и в клубах, конечно, контролируя количество людей, б) выдавать артистам гранты на создание новых произведений. Тем более что сейчас есть время уединиться и работать над композициями, записывать в студиях, репетировать".

У правительства Грузии есть возможность помочь артистам и финансово, и технически, уверена Елена Мечитова. К примеру, можно учредить конкурс на творческие резиденции, во время которых артисты могут путешествовать и творить, даже в границах своей страны - пожить вдалеке от города и поработать над своими творческими идеями.

"Таким образом и артистов поддержим, и внутренний туризм. Главное сейчас, чтобы наш сектор вместе с государством совместно разработали стратегию и открыли эту сферу раньше намеченных сроков", - поясняет эксперт.

Арт-вилла Гарикула
Арт-вилла Гарикула

Что касается международных проектов, то о них, по мнению Мечитовой, можно забыть как минимум до 2021 года. "Самое время инвестировать - в ресурсы развития местного рынка, артистов и в целом в экосистему индустрии", - резюмирует Мечитова.

"Мы бездействуем"

Перед лицом пандемии COVID-19 культурная сфера осталась без внимания, а артисты находятся в крайне тяжелом положении. Так считает грузинская певица Лела Цурцумия.

Грузинская певица Лела Цурцумия
Грузинская певица Лела Цурцумия

"Люди в нашей профессии столкнулись с большими трудностями, независимо от области. Мы абсолютно бездействуем. Для артиста важно не только выйти на концерт, ему нужно позволить репетировать, петь, чтобы быть в форме. Не бывает певца, который, прошу прощения, встанет с кровати и выйдет на сцену. Он должен распеться, подготовиться, чтобы спеть трехминутную песню или провести сольный концерт", - рассказывала Цурцумия в интервью радио "Фортуна".

Сто дней одиночества

И, напоследок, прекрасный пример предприимчивого артиста. Если одни жалуются на сложившиеся обстоятельства и негодуют, то другие просто берут и создают новое.

Музыкант Мишо Элиава
Музыкант Мишо Элиава

Так сделал грузинский продюсер, музыкант и пианист Мишо Элиава. Парень с самого начала пандемии и чрезвычайного положения в стране решил не терять времени в самоизоляции и создавал новые биты ежедневно в течение 100 дней карантина.

Музыкант себе самому поставил условие – писать в день по одному новому треку. И ведь он справился с этим. Более того, по словам Мишо, "загоняя себя в определенные рамки", он становился еще более креативным и, что самое главное, доводил дело до конца.

"Этот челлендж оказался одним самых правильных решений в моей жизни. Из-за того, что я занимался этим каждый день, я многому научился в сфере Production за короткий срок. Я понял, насколько важна в искусстве дисциплина. Понял, что для того, чтобы закончить свой проект, необходим дедлайн", - говорит музыкант.

339
Темы:
Культурная жизнь Грузии (1990)

"Медведи летают": грузин, придумавший "Олимпийского Мишку" - история гения

819
(обновлено 18:23 03.07.2020)
Тех, кто помнит XXII Олимпийские игры 1980 года в Москве, с каждым годом становится все меньше. Но трогательный символ Московской Олимпиады-80 и тот культовый момент "прощания с Мишкой" знают даже те, кто тогда еще не родился

Однако мало кто знает, что идея создать и запустить в небо медведя с воздушными шарами пришла в голову одному легендарному грузину — народному артисту СССР Иосифу Туманишвили (Туманов).

© photo: Sputnik / O. Ivanov
Режиссер Иосиф Туманов (Туманишвили)

Иосиф Михайлович был известным театральным режиссером, педагогом, опытным постановщиком концертов и представлений. В его крови жило чувство праздника и уникальный талант мастерски передавать его людям. Так произошло и на Олимпиаде в Москве, которую Туманишвили превратил в событие века.

© photo: Sputnik / A. Vorotynsky
Режиссер Иосиф Туманов (Туманишвили)

Он родился в Грузии, работал со Станиславским, верил, что зрителю нужно дарить не только драму, но восторг и сильные эмоции. Он был, как сегодняшняя молодежь сказала бы, массовиком-затейником "уровня Бог". Все, к чему он прикасался, приобретало особый смысл и красоту.

Грузия. Начало

А началось все с Грузии и солнечного Тбилиси. Тогда, в далеком 1909 году, этот город назывался Тифлис, и здесь Иосиф робко постучался в мир актерской карьеры. Это случилось в 1923 году.

© photo: Sputnik / Vasily Malishev
Режиссер Иосиф Туманов (Туманишвили)

Успешно окончив драматические курсы под руководством выдающегося режиссера и педагога Юрия Завадского, Туманишвили сначала стал актером Театра-студии его имени, где сыграл ряд ведущих ролей. А вскоре и главным режиссером Московского рабочего художественного театра, а позже и Нового театра. Актерства грузину стало мало, ему захотелось управлять процессом.

© photo: Sputnik / Alexander Makarov
Режиссер Иосиф Туманов (Туманишвили)

Вскоре в очередь с предложением стать их режиссером к Иосифу Туманишвили выстроилось множество театров. В тридцатых годах выбрал — Оперный театр им. Станиславского, в сороковых — стал худруком Московского театра оперетты, в пятидесятых — главным режиссером Московского драматического театра им. А. Пушкина, а в 60-х — Кремлевского дворца съездов и Большого театра одновременно.

© photo: Sputnik / Leon Dubilt
Спектакль режиссера Иосифа Туманова (Туманишвили)

И каждый раз на сцене из-под его руки рождались настоящие шедевры, прекрасные и удивительно тонкие представления высочайшего класса. На его счету даже постановки опер Мусоргского "Хованщина" и "Борис Годунов" на всемирно известной сцене Миланского театра "Ла Скала". Стоит ли говорить, что Иосиф Туманишвили был награжден за свой талант множеством орденов и медалей. 

К слову, в Грузии на сцене Тбилисского государственного театра оперы и балета Иосиф Михайлович блестяще поставил две грузинские оперы - "Абесалом и Этери" Палиашвили (1953) и "Невесту севера" Торадзе (1958).

© photo: Sputnik / Leon Dubilt
Спектакль режиссера Иосифа Туманова (Туманишвили)

Солист Большого Владислав Пьявко долго не мог забыть реакцию зрителей аргентинского Театра Колон на "Бориса Годунова" в постановке Туманишвили: "Только открывалась каждая картина, и сразу начинались бешеные аплодисменты. Когда мы выходили на поклоны, то сверху, представляете, лил дождь из розовых лепестков. Это все Туманишвили".

© photo: Sputnik / Leon Dubilt
Спектакль режиссера Иосифа Туманова (Туманишвили)

Иосифу Михайловичу доверяли поставки самых важных и ответственных событий. Он являлся художественным руководителем и постановщиком концертов многих национальных декад в Москве, в том числе Декады грузинского искусства в 1958 году. А с годами грузинский режиссер снискал славу тонкого педагога и обучил в ГИТИСе целую плеяду даровитых артистов. 

© photo: Sputnik / Leon Dubilt
Спектакль режиссера Иосифа Туманова (Туманишвили)

Что касается кино, то Туманишвили снял только один художественный фильм о своем соотечественнике, поэте Давиде Гурамишвили, и больше не брался за кино, потому что отчаянно бредил масштабным театром.

"Всегда все говорили, что он режиссер – массовик-затейник, как великий Мейерхольд, который ставил огромные действа. Это действительно так. Он очень много делал. Под его чутким руководством играла вся сцена", – говорил Пьявко.

С добрейшим утром: замечательный Миша Туманишвили - история Маленького принца >>>

К сожалению, одной из последних, крупных и самых запоминающихся работ режиссера стала постановка торжественных церемоний открытия и закрытия московских Олимпийских игр 1980 года. Через год после масштабного мероприятия Иосифа Туманишвили не стало.

"Медведи не летают"

Церемония открытия XXII Олимпийских игр состоялась 19 июля 1980 года на стадионе имени Ленина в Лужниках. В праздничном открытии Олимпиады-80 приняли участие более 16 тысяч человек, среди них — профессиональные танцоры, атлеты, студенты и артисты самодеятельности.

© photo: Sputnik / Valery Shustrov
Открытие Олимпиады-80

Это были первые в истории Олимпийские игры на территории Восточной Европы, а также первые игры, проведенные в социалистической стране. Поэтому все должно было пройти как по маслу, без заминок, одним словом – идеально. Кто же, как не Туманишвили, был способен на это. 

© photo: Sputnik / Vladimir Vyatkin
Торжественная церемония закрытия XXII Олимпийских игр в Москве

"Через очень многие трудности пришлось пройти отцу, преодолеть сопротивление. Например, заявление первого секретаря Московского горкома КПСС Гришина о том, что медведи не летают, – рассказывал сын режиссера Михаил Туманишвили. – Реакция на трибунах в то время вообще ожидалась очень враждебная, потому что это был 1980 год, а в 1979 году мы вошли в Афганистан, и весь мир тогда ощетинился против нас. Он сделал так, что люди плакали и вдруг полюбили эту страну".

© photo: Sputnik / Vladimir Akimov
Генеральный Секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев (третий справа) на церемонии открытия XXII Олимпийских Игр в Москве

Интересно, что первоначально главным режиссером Игр предложили стать Игорю Моисееву, но тот отказался, когда ему сказали, что он должен будет напрямую общаться с Леонидом Брежневым.

Сейчас, спустя 40 лет, очевидно, что придуманный Иосифом Туманишвили Мишка - совершенно гениальное изобретение, которое заставило прослезиться тысячи глаз. А ведь если не упорство, безумное рвение и видение Иосифом Туманишвили прекрасного на расстоянии, Мишка мог вообще не улететь в свой "сказочный лес", а уползти в берлогу, как это свойственно медведям.

Дело в том, что этот чудный полет мог вовсе не состояться, потому что чиновники в один голос твердили: "Медведи летать не умеют!", но постановщик церемоний Олимпиады-80 сказал, что умеют. И доказал это. 

Как?!

Сейчас все возможно, а тогда в 80-е область робототехники не была настолько развита, чтобы можно было позволить легко управлять с земли восьмиметровым медведем.

© photo: Sputnik / Sergey Guneev
Торжественное закрытие XXII летних Олимпийских игр. Центральный стадион имени Ленина (Лужники)

По воспоминаниям современников, в ответ на заданную Иосифом Туманишвили непростую задачу инженер-испытатель Трусов выдвинул оригинальную версию. Он предложил запустить в небо человека, наряженного в костюм медведя, с привязанными к нему гелиевыми шарами.

© photo: Sputnik / Boris Babanov
Олимпийский Мишка

Кстати, сам Трусов и вызвался испытать свой аппарат. И сначала все шло хорошо, но неожиданный порыв ветра унес человека-медведя вверх. Ходили разные слухи: говорили, что Трусов скрылся в небесах, погиб или, приземлившись, бежал за границу. Ясно было одно — его вариант провалился.

Торжественное открытие XXII Олимпийских игр в Москве 19 июля 1980 года. На трибуне - символ Олимпиады-80 - Медвежонок.
© photo: Sputnik / А. Князев
Торжественное открытие XXII Олимпийских игр в Москве 19 июля 1980 года. На трибуне - символ Олимпиады-80 - Медвежонок.

Вторым управлять Мишкой вызвался изобретатель Юрий Мальцев. Он предложил манипулировать куклой-талисманом с помощью гелиевых шаров. Придумал он это так: в задней лапе находилась кабинка для пилота, где и происходило все таинство. Но во время испытания вновь помешал ветер, и Мишку сдуло к чаше с олимпийским огнем. Пилот погиб. При разборе трагического полета на ум пришла идея привязать шары только к ушам и лапам — для равновесия.

© photo: Sputnik / Alexander Grashenkov
Медвежонок Миша символ XXII Летних Олимпийских игр

В итоге тренировки прошли успешно. И на церемонии закрытия аэростат "Олимпийский Мишка" вел себя, как хотел его создатель - Туманишвили. В нужный момент он красиво выплыл, взлетел на заданную высоту, вызвал ликование и радость, а потом, поменяв траекторию полета, по прямой стал двигаться в сторону Воробьевых гор. Как и куда он приземлился, тоже загадка.

"Вишенка на торте"

Осталось одно теплое воспоминание о работе с Иосифом Михайловичем и у исполнителя Льва Лещенко, спевшего в дуэте с Татьяной Анциферовой прощальную песню Московской Олимпиады "До свидания, Москва".

© photo: Sputnik / Vladimir Vyatkin
Фрагмент танцевальной сюиты "Дружба народов" на торжественной церемонии открытия Игр XXII Олимпиады.

Туманишвили, любивший все контролировать, всегда особенно трепетно относился к музыкальному оформлению, считал его "вишенкой на торте". Эту песню "ласкового Миши" композитору Александре Пахмутовой и поэту Николаю Добронравову заказали именно Туманишвили и главный дирижер этих церемоний Одиссей Димитриади (он тоже из Тбилиси, кстати).

© photo: Sputnik / Vol'demar Maask
Церемония открытия парусной регаты, входящей в программу XXII Олимпийских игр

Лещенко вспоминал, что, приехав на студию "Мосфильм" для записи песни, встретил там Иосифа Михайловича, который сказал ему: "Там будет грустная история, расставание. Вы спокойно ее спойте".

Интересно, что на самом деле это был не дуэт: Лев Лещенко и Татьяна Анциферова записывались по отдельности. Это уже потом звукорежиссер свел эти две версии воедино. "И так здорово песня легла на это действие! Все получилось очень трогательно, - признавался артист. - Но, откровенно говоря, в тот момент какого-то большого потрясения я не испытал. Потом уже пришло осознание, что я был участником яркого события".

© photo: Sputnik / Vasily Malyshev
Режиссер Иосиф Туманов (Туманишвили)

Таким же ярким был творческий путь Иосифа Туманишвили. Он стал искусным создателем масштабного театра, грандиозных постановок. Режиссер обладал изумляющей способностью увидеть целое без деталей – в этом заключался его главный талант, поэтому его работы трогали сердца и оставляли сильное впечатление.

819
Высокогорный регион Сванети. Горные озера

Кино среди гор: грузинский режиссер основал кинофестиваль в Сванети

180
(обновлено 14:22 03.07.2020)
До сих пор высокогорный регион не мог похвастаться активной культурной жизнью, но талантливая режиссер Хачвани решила это изменить

ТБИЛИСИ, 3 июл — Sputnik. Грузинский режиссер Мариам Хачвани положила начало новому международному фестивалю короткометражных фильмов в высокогорном краю Сванети - он впервые пройдет в этом году с 25 по 29 июля.

По словам молодого кинематографиста, она исполнила свою давнюю мечту - организовать киносмотр в Местиа.

"Из-за COVID-19 нам пришлось поменять формат фестиваля, но, главное, что в этом году положено начало кинофестивалю в Сванети. Он будет проводиться ежегодно, что очень важно для региона Сванети и Грузии", - пишет Хачвани в Facebook, отмечая, что с каждым годом фестиваль будет становиться все масштабнее.

Из-за пандемии и закрытых границ в этом году на фестивале будут присутствовать только грузинские кинематографисты, а иностранцы будут принимать участие в онлайн-формате.

Как отмечает режиссер, желающие могут начать отправлять заявки фильмов, снятых в 2018-2020 годах. Приниматься картины будут в течение десяти дней. Более детальную информацию о кинофестивале Хачвани обещает опубликовать уже на официальном сайте фестиваля.

Чем известна Мариам Хачвани?

Мариам Хачвани известна в мире кино как автор картин "Динола" и "Деде", рассказывающих о жестоких традициях высокогорного грузинского края Сванети. При этом в своих работах Хачвани старается передать зрителю подлинный дух родного края, а также влюбить его в суровую природу гор.

Мариам Хачвани
photo: courtesy of Mariam Khachvani
Мариам Хачвани

Мариам родилась в селе Ушгули, Местийского района, в 1986 году. Она окончила Государственный университет театра и кино имени Шота Руставели в Тбилиси. Большой успех пришел к ней в 2012 году, когда сценарий "Деде" получил литературную премию "Гала".

Мариам Хачвани с призом Серебряный ангел
Мариам Хачвани с призом "Серебряный ангел"

В 2018 году Мариам Хачвани стала участницей специальной программы Cinefondation "Резиденции" Каннского кинофестиваля. Проект "Резиденция" был запущен организаторами одного из самых престижных кинофестивалей в мире в 2000 году. С тех пор программа ежегодно обучает молодых режиссеров и помогает им сделать первые шаги в кино.

180
Теги:
грузинское кино, Мариам Хачвани, Самегрело-Земо Сванети, Сванети
Темы:
Культурная жизнь Грузии (1990)
Верхняя Вифлеемская церковь

Какой сегодня церковный праздник: 4 июля 2020

0
(обновлено 23:55 03.07.2020)
По православному церковному календарю 4 июля 2020 отмечают день памяти Святых Иулиана, Терентия, Арчила и Луарсаба

Sputnik Грузия рассказывает, кем были эти святые и почему они упоминается в церковном календаре.

Иулиан Тарсийский

По церковному календарю 4 июля поминают мученика Иулиана Тарсийского, пострадавшего во время правления Диоклетиана (284–305).

Родился будущий Святой в семье сенатора-язычника и христианки в провинции Киликия (Малая Азия). Мать после смерти мужа переселилась с Иулианом в город Таре и, покрестив сына, воспитала его в христианском благочестии.

Преследование христиан началось когда Иулиану исполнилось 18 лет. Юношу схватили и в течение года водили по всей провинции, подвергая жестоким пыткам. Мать, следовавшая повсюду за сыном, просила Господа укрепить его в подвиге.

Когда все ухищрения палачей заставить юношу отречься от веры оказались тщетными, его зашили в мешок, наполненный ядовитыми змеями и песком, и бросили в море. Это произошло в 305 году.

Епископ Иконийский

По церковному календарю 4 июля поминают священномученика Терентия, епископа Иконийского, ученика первоверховного апостола Павла.

Терентий – апостол из числа 70-и, был вторым епископом в Иконии. О нем апостол Павел упоминает в послании к Римлянам.

Святитель многих язычников обратил ко Христу. Он принял мученическую смерть за Спасителя в I веке - его пронзили заостренным деревом.

Арчил II

По церковному календарю 4 июля поминают царя Иверийского Арчила II, пострадавшего за веру - прямого потомка благоверного царя Мириана.

Грузия в царствование Арчила II, принадлежащего к династии Хосроидов, подверглась опустошительному нашествию халифа Мурвана-Кру (Глухого), которого грузинский народ прозвал так за его неумолимую жестокость.

Положение было безвыходным, грузины со слезами просили заступничества Пресвятой Богородицы и чудесным образом победили противника, значительно превосходившего силами, в сражении при реках Абаша и Цхенисцхали.

После победы Арчил II занялся восстановлением грузинского царства. Но вскоре Грузия подверглась новому нашествию арабов - неожиданному вторжению Джиджум-Асима.

Чтобы избавить страну от нового разгрома, царь явился в стан арабов, чтобы испросить мира и признать вассальную зависимость Грузии. Джиджум-Асим принял гостя милостиво, обещая свое покровительство, если он примет мусульманство.

Когда ни обещания, ни уговоры, ни пытки не смогли заставить царя отречься, ему отрубили голову. Произошло это в 744 году.

Луарсаб II

По церковному календарю 4 июля поминают грузинского царя Луарсаба II, правившего в Картли в начале XVII века. Грузия в это время была зависима от Персидского царства.

На престол Луарсаб взошел совсем юношей. Его отец царь Георгий X был отравлен по приказу шаха Аббаса. Персидский шах надеясь, что сможет манипулировать молодым правителем, хотел превратить грузинскую землю в своеобразный буфер между воинственной Османской империей и ними.

Турки захватили юг Грузии в 1609 году и вторглись на восток. Луарсаб, чудом избежавший плена, собрал армию и с 14 тысячами воинов обратил в бегство 60 тысяч османов.

Эта победа встревожила персидского шаха. Испугавшись усиления Луарсаба, он попытался на него натравить других грузинских князей, но замысел провалился.

Когда шах с огромным войском вторгся в Грузию, Луарсаб заключил союз с царем Кахети Теймуразом, и они вместе выступили против Аббаса. Но в результате предательства Луарсаб попал в плен и семь лет провел в оковах, мужественно отказываясь сменить веру.

Его казнили в 1622 году. По преданию, над телом мученика засиял луч неземного света.

Именины

По церковному календарю 4 июля именины отмечают Анастасия, Василиса, Алексий, Антоний, Георгий, Иона, Иоанн, Иулий, Максим, Николай, Никита, Павел, Терентий и Феодор.

Материал подготовлен на основе открытых источников

0
Теги:
религия
Темы:
Календарь религиозных праздников