Народный артист СССР Олег Басилашвили

Олег Басилашвили празднует юбилей: топ-20 мудрых высказываний культового артиста

869
(обновлено 10:35 26.09.2019)
Его киногероев любили и боготворили, жалели и не уставали ругать, обожали и твердили: "Это человек из жизни, это человек из нас, это человек сегодня"

И артист продолжал играть и жить в каждом кадре, в каждом спектакле на сцене, в каждом своем мудром остром слове. И с удовольствием делает это сегодня.

26 сентября, свое 85-летие отмечает один из самых характерных и талантливых актеров театра и кино Олег Басилашвили. Sputnik Грузия пламенно поздравляет Олега Валерьановича, желает ему крепчайшего здоровья и долголетия, преклоняется перед его талантом и безмерно гордится, что в столь глубоком артисте течет грузинская кровь. 

В такой солидный юбилей актера предлагаем топ-20 самых красивых и мудрых высказываний Басилашвили.

Олег Басилашвили
© photo: Sputnik / Вадим Жернов
Олег Басилашвили

"В Тбилиси я тосковал по Москве, по снегу, по московским ровным мостовым, по Чистым прудам, по прогулкам с папой и мамой. В Тбилиси, где меня вначале нещадно лупили за светлые волосы, до тех пор пока я не научился давать сдачи, мне казалось: вот вернемся домой – а там солнце, сияние, праздник, веселые и добрые ребята. Но и Москва, моя долгожданная Москва – не совсем та, о которой мечтал. За это время стала она строже, краски поблекли. Во дворе – совсем незнакомые ребята. "Иди, Олешок, к детям". Пошел я с улыбкой к детям. А дети, матерясь, кинули меня в колючий снег и стали бить. Их было много. Снова шел я во двор, и снова то же. И снова. Только потом, спустя полгода, приняли меня, как "парня с нашего двора", и страшная обида, постоянное чувство стыда и разочарования, чувство полного одиночества постепенно стали исчезать…".

Наталья Гундарева (слева) и Олег Басилашвили (справа) на съемках фильма Осенний марафон режиссера Георгия Данелии.
© photo: Sputnik
Наталья Гундарева (слева) и Олег Басилашвили (справа) на съемках фильма "Осенний марафон" режиссера Георгия Данелии.

"А вот поди ж ты – Бог послал мне женщину, которая до сих пор убеждена в том, что я самый талантливый, самый красивый. Ну и хорошо… Простим ей эти заблуждения! Ведь они так помогли мне".

"Думаю, одна из самых значительных ценностей нашей сегодняшней жизни – это обилие и разнообразие книг на прилавках, возможность читать, сравнивать, делать самостоятельные выводы".

"Каждому важно, чтобы все переживали то же, что и ты сам".

Олег Басилашвили и Анатолий Собчак
© photo: Sputnik / Рудольф Кучеров
Олег Басилашвили и Анатолий Собчак

"Нынешнее телевидение – это либо, в лучшем случае, – шоу с деньгами, либо намеренно растлевающие душу зрителя зрелища. Я задаю себе вопрос: это что – политика целенаправленного превращения народа в тупую толпу, орущую «хлеба и зрелищ!»?! Да, этой толпой легко управлять. Но еще легче потерять народ".

"Так же как отравленный воздух отравляет людей, возбуждая болезни, так и уродливая и больная нравственная атмосфера калечит души людей, подчас влияя даже на внешний облик человека. Всмотритесь-ка внимательней в лица прохожих, особенно пожилых: много ли среди них красивых, с правильной осанкой, с высоко поднятой головой?"

"Нет в басне чего-то такого высокого, но невысказанного, чем можно заслониться и забыть про стеснение…"

Олег Басилашвили в роли дяди Вани (слева) и Кирилл Лавров в роли Астрова (справа) в пьесе А.П.Чехова Дядя Ваня на сцене Санкт-Петербургского Большого драматического театра им. Г.А.Товстоногова.
© photo: Sputnik / Vitaliy Arutyunov
Олег Басилашвили в роли дяди Вани (слева) и Кирилл Лавров в роли Астрова (справа) в пьесе А.П.Чехова "Дядя Ваня" на сцене Санкт-Петербургского Большого драматического театра им. Г.А.Товстоногова.

"Сцена всегда должна быть современна залу, именно в зале лежит решение всех проблем, от философских и психологических до жанра спектакля".

"Как важен для театра, для спектакля настрой зрителя! Настроенный на восприятие спектакля именно в этом театре, именно этого автора, с этими актерами – такой зритель определяет успех спектакля; в первую очередь – он, а не актеры, как многим из нас кажется. Теплая волна соучастия, предощущение чуда, радостный духовный отклик на первые признаки его появления!.. Актер чувствует эту волну, купается в ней, и вот уж они вместе творят чудо – зритель и актер, творят сегодня, сейчас, в эту минуту".

"Я считаю, что любой нормальный актер всегда не до конца в себе уверен. Наша профессия — это испытание. И большое счастье, если ты это испытание выдерживаешь".

Олег Басилашвили в роли князя Серпуховского на сцене Санкт-Петербургского академического Большого драматического театра им.Г. Товстоногова в спектакле по рассказу Л. Толстого Холстомер.
© photo: Sputnik / Rudolf Kucherov
Олег Басилашвили в роли князя Серпуховского на сцене Санкт-Петербургского академического Большого драматического театра им.Г. Товстоногова в спектакле по рассказу Л. Толстого "Холстомер".

"Тяжелое это чувство, ностальгия. Надо бы смотреть вперед и забыть о прошлом! Да вот не забывается".

"Вообще-то я твердо убежден, что сесть за мемуары надо, точно уловив момент – работать уже не можешь (не "не хочешь", это я давно, с детства не хочу), именно не можешь, но еще кое-что помнишь. То есть когда маразм еще не оккупировал полностью твою память. То есть попасть в этот тоненький зазор между бессилием и полным маразмом. Кто угадал – тот выиграл. Молодец! Попал вовремя. В точку".

Актер Олег Басилашвили выступает на презентации своей книги Неужели это я?! Господи... в Парке культуры и чтения Буквоед в Санкт-Петербурге.
© photo: Sputnik / Alexey Danichev
Актер Олег Басилашвили выступает на презентации своей книги "Неужели это я?! Господи..." в Парке культуры и чтения "Буквоед" в Санкт-Петербурге.

"Наш лектор Александр Сергеевич Поль обожал античную литературу и литературу Возрождения. От студентов он требовал такого же отношения. Вот типичная сценка на экзамене:
– Что у вас в билете?
– Данте. «Божественная комедия».
Александр Сергеевич откидывается на спинку кресла, предвкушая удовольствие.
– Н-н-ну-с… Вы читали?
– Конечно!!! (Хотя не читал.)
– Н-ну, и как вам?!
– Божественно!!
– Идите!! Пять!!"

Олег Басилашвили (Князь К.) во время спектакля Дядюшкин сон по Ф.М.Достоевскому в постановке художественного руководителя Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова (БДТ) Тимура Чхеидзе.
© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov
Олег Басилашвили (Князь К.) во время спектакля "Дядюшкин сон" по Ф.М.Достоевскому в постановке художественного руководителя Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова (БДТ) Тимура Чхеидзе.

"Скучный был день 22 июня 1941 года. Но почему-то его я запомнил навсегда".

"Вот они – мы – все разные: белые, черные, мусульмане, христиане, буддисты, иудеи – стоим все вместе, замерли… Потому что нас объединяет нечто, что выше всех религий – Тот, кто создал все, он здесь, со мной, с ним, с ней. Мы все едины… вместе… мы вернемся домой и будем молиться своим богам. Но никогда не забудем мгновения, когда гений Микеланджело заставил нас понять, что мы одна семья".

"Братцы, может, в этом все дело? Может, попробовать не воровать? Я понимаю, что трудно пойти на такой эксперимент, но, может, рискнем, а?"

Слева направо: Евгений Леонов в роли Харитонова, Олег Басилашвили в роли Бузыкина и Норберт Кухинке в роли Билла Хансена на съемках фильма Осенний марафон режиссера Георгия Данелии.
© photo: Sputnik
Слева направо: Евгений Леонов в роли Харитонова, Олег Басилашвили в роли Бузыкина и Норберт Кухинке в роли Билла Хансена на съемках фильма "Осенний марафон" режиссера Георгия Данелии.

"Были мы с "Дядей Ваней" и в Индии. Второй акт. Ночь. Дядя Ваня, пытаясь обнять и поцеловать Елену, получает отпор."Это противно, наконец!" – говорит она и уходит. Он опускается на скамеечку. За окном ночной обвальный дождь, ливень, гроза! Пьяный дядя Ваня громко разговаривает сам с собой: "Ушла… Десять лет назад я встречал ее у покойной сестры… Отчего я тогда не влюбился в нее?.. И была бы она теперь моею женой… Она испугалась бы грома… а я держал бы ее в своих объятиях и шептал: "Не бойся, я здесь…" О, чудные мысли, как хорошо, я даже смеюсь…" Слезы текут из глаз моего дяди Вани, а он не замечает, улыбается.

И вдруг из расплавленного черного нутра зрительного зала гортанным басом со слезой раздается крик:

– Нэ пладш!!
Не плачь, значит!"

Актриса Алиса Фрейндлих и артист Олег Басилашвили
© photo: Sputnik / Владимир Федоренко
Актриса Алиса Фрейндлих и артист Олег Басилашвили

"Ирина Тайманова, режиссер Ленинградского телевидения, говорит мне:
– Олег, я в восторге! Смотрела по телевидению "О бедном гусаре замолвите слово" – вы очень хорошо сыграли эту роль!
– А я все роли очень хорошо играю! Все без исключения! – отвечаю я.
Наглость, конечно. Надо было сказать: "Благодарю вас, Ирина! Мне очень ценно ваше мнение! Спасибо!" И тут, конечно, последовал бы "разбор" моей игры, то да се… А я не хочу этого разговора. Мне почему-то не по себе. Видимо, каждая роль – дело очень-очень личное и таинственное. И трудно, и не хочется открывать подноготную. Поэтому я отделываюсь хамством. Хамство – это моя броня. Как панцирь у черепахи. А актерство – тонкая материя, зависит от миллиона факторов, приведенных к одному знаменателю. Одна миллионная не в порядке – и все: сломался. Роль не идет. Так что все эти разговоры – опасная штука. Потому-то актеры подчас так показушно циничны".

Кинорежиссер Эльдар Рязанов на съемках фильма Служебный роман
© photo: Sputnik / Vladimir Vyatkin
Кинорежиссер Эльдар Рязанов на съемках фильма "Служебный роман"

"Вождь присутствовал на просмотре фильма "Поезд идет на Восток", сюжет которого представлял собой долгое путешествие в поезде офицера-моряка и его спутницы из Москвы во Владивосток. Когда поезд в фильме в очередной раз остановился, Сталин спросил режиссера:
– Это какая станция?
– Новосибирск, товарищ Сталин.
– Ну, я, пожалуй, на этой станции и сойду.
И вышел из зала.
Режиссер валится с инфарктом. Блеск!"

Актер Олег Басилашвили
© photo: Sputnik / Константин Чалабов
Актер Олег Басилашвили

"Жизнь сама по себе прекрасна. Рождение и смерть — всё происходит закономерно. И всегда есть брюзжащие старики, склонные идеализировать "свое время". Я не хочу походить на них и воспринимаю мир таким, каков он есть".

869
Теги:
Грузинский актер, Грузия, Олег Басилашвили
Темы:
Культурная жизнь Грузии (2322)
По теме
Лела Цурцумия 50: популярная грузинская певица отпразднует юбилей концертом
Юбилей тенора Валериано Гамгебели отпразднуют в Грузии концертом
Музыкальный мир празднует юбилей Сулхана Цинцадзе — топ лучших композиций гения

Эпидемия коронавируса - прохожие в масках на улицах грузинской столицы в дождь

Родители на время - один странный способ убить время в Тбилиси

367
(обновлено 21:59 17.04.2021)
Наверное, иногда лучше не строить из себя то, чего не представляешь, и смотреть в будущее здраво, а не через розовые очки

"Очень легко любить весь мир, но очень трудно любить одного человека".

Ф. М. Достоевский

Телевизор в гостиной показывал какую-то нудную мелодраму. Нино, утопавшая в кожаных подушках дивана, с помощью пульта листала длинный перечень каналов. "И это не то, и там примитив, и вот это тоже неинтересно", – устало морщилась немолодая дама. Наконец, нашла более или менее приличное ток-шоу и стала наблюдать за переливанием из пустого в порожнее. К ней подбежала беленькая собачонка, встала на задние лапки и лизнула руку хозяйке.

Нино машинально погладила свою любимицу Кимико, но фамильный перстень на пальце, который уже начал терять природную гибкость, задел собачке ушко. Животное заскулило.

– Ой, прости, прости, мое счастье! Ты, наверное, гулять уже хочешь? – Нино приподнялась на диване и позвала брата. – Заза, пойди погуляй с Кимико, у меня что-то нет настроения.

В комнату заглянул Заза, седой представительный мужчина, даже в спортивном костюме выглядевший так, будто собрался на пресс-конференцию. Бросил быстрый взгляд на сестру, оценив степень депрессивности ее настроения.

– Пойду, конечно. Но тебе надо расслабиться. Не стоит так грузить себя. На обратном пути захвачу в аптеке твоих таблеток. Может, тебе сходить куда-нибудь, развеяться? Например, к Лали. Она сколько раз приглашала, а тебе все лень. Или к этой твоей, – он слегка поморщился, – вертихвостке Хатуне.

"Что муженек ни сделает, все хорошо" - непридуманная история из Грузии >>>

– Ээээ, не любишь ты ее, Заза. Надень на Кимико жилетик. Кажется, холодно на улице.

– К сожалению, да. Хатуна – это явно не мое. Но в некоторых дозах такие люди нужны. У них особая энергетика. Про Кимико можно было и не говорить. Сам вижу.

– А любить надо всех, – словно сама себе сказала Нино, разглядывая верхушки деревьев за окном.

Заза оставил эту сентенцию без комментариев, подозвал Кимико и увел в прихожую надевать ошейник.

Нино опять потянулась за пультом. Поймала себя на мысли: "Кто знает, сколько мне осталось, а я еще ищу способ убить время. Странно устроен человек". Потом крикнула брату:

– Закрой сам дверь, чтобы мне не вставать.

– Так и сделаю, – донеслось из прихожей, и Нино услышала звук закрывающегося замка.

Она снова стала перебирать длинный список каналов.

Все-таки с братом ей повезло. Не дал Бог ни мужа, ни детей, зато есть у нее любимая работа в студии и каменная стена, за которой можно спрятаться от жизненных бурь, – Заза. Родители, Царство им Небесное, правильно их воспитали: дали обоим прекрасное образование, с детства внушили помогать и уступать друг другу. Жаль только, не научили быть более снисходительными к людям, подыскивая вторую половинку.

Заза стал архитектором, прекрасно зарабатывал, но семьи так и не создал. Слишком разборчиво относился к потенциальным невестам. У Эки внешность не дотягивает до должного уровня, у Теи генетика отягощенная, у Марики ноги кривые... После 45 и вовсе раздумал жениться – привык к холостяцкой жизни. Сидит весь вечер у компьютера или раз в квартал к друзьям, таким же волкам-одиночкам, сходит пива выпить. Вот и вся жизнь день за днем.

Нино с детства увлекалась танцами, объездила много стран, имела поклонников. Но как-то ни на ком не смогла остановиться. Все откладывала замужество на потом. Зато создала собственную студию. Благо, в Грузии народные танцы всегда в тренде и любящие родители не жалеют денег для развития пластики своих маленьких принцесс и принцев. Ведь потом на любом застолье будет чем гордиться, когда их чада станцуют что-нибудь зажигательное под аплодисменты участников праздника.

Не успела Нино оглянуться, как все поезда претендентов на руку и сердце ушли в прошлое, не оставив следа, и теперь она жила в свое удовольствие. Много времени посвящала студии, не пропускала концерты и спектакли, иногда ходила в церковь пообщаться со своим духовником отцом Шалвой.

Духовника она выбирала придирчиво и в итоге остановилась на немолодом, очень начитанном семейном священнике с современными взглядами. Больше всего при выборе духовника Нино боялась наткнуться на фанатика, который запрещал бы ношение брюк вне церкви, требовал бросить любимые сигареты, без которых жизнь теряла свою полноту и прелесть, и удлинял бы молитвенное правило. При этом Нино считала, что совсем без духовника тоже как-то "не комильфо". У всех есть, а у нее нет. Непорядок. Приличная, адекватная женщина ее возраста должна ходить в церковь, иначе как-то не по-людски получается. Не грузинский формат.

Осознав, что впереди только одинокая старость с братом, Нино предприняла попытку повернуть течение жизни в новое русло – удочерить девочку. Ей хотелось именно девочку, не мальчика. Потому что с девочкой проще, да и нервов меньше. Куклы, бантики, юбочки, врожденное желание женщины заботиться... Заза был категорически против, но, как известно, если женщина чего-то захочет, ее пять пар быков с места не сдвинут и она-таки своего добьется.

Быть таким наивным – преступление, или Где знакомиться в Сети? >>>

После продолжительных баталий Заза позорно сдался и сам пошел улаживать дела. Он задействовал очень влиятельных людей благодаря дружеским и родственным связям. В итоге повел Нино на смотрины в детский дом на заранее облюбованную девочку пяти лет по имени Кетеван.

Возраст девочки обсуждался детально, взвешивались все плюсы и минусы. Усыновлять грудничка – особая морока. Не тот уже возраст у "мамы" на все эти младенческие памперсы, болячки и укачивания. А к пяти годам – уже сложившаяся личность.

Кетеван с первого взгляда понравилась усыновителям. Ангельская внешность, речь развита, нарушений развития не видно и, самое главное, всей душой хочет найти маму.

Позже забрали девочку домой. Пару-тройку дней Кетеван вела себя на новом месте очень скромно. Спрашивала, можно ли взять то или другое. Потом раскрылась со всех сторон, да в такой пестрой гамме, что у мамы с непривычки зарябило в глазах.

Хотя Нино все подготовила к появлению дочки – и комнату в розовом цвете, и батарею кукол, и настольные игры, – но очень скоро у Кетеван стали возникать новые и новые желания.

– Мама, купи мне, пожалуйста, вон ту жвачку. И еще вот такой ободок.

Жвачка с ободком, конечно же, покупались, но радость от приобретения исчезала еще быстрее, чем мама с дочкой успевали дойти до дома.

Кетеван на редкость быстро для ребенка из закрытой системы образования уяснила, где какие магазины находятся и что в них продают. Тащила мать обычно в самый дорогой из них и мастерски раскручивала на покупки.

Нино попыталась противостоять этой покупательской лихорадке, но ее робкие проявления строгости каждый раз заканчивались слезами несчастного ребенка:

– Ааа, ты меня не любишь. Тебе жалко! Вот для родной дочки ты бы купилааа...

Нино пыталась объяснять принцип целесообразности покупок, но девочка лишь надувалась и уходила плакать в свою комнату.

В воспитательный процесс вмешался и Заза, напомнив ребенку сказку о неблагодарной царевне, но не прошло и это.

С течением времени у Кети обнаружился целый набор нехороших привычек: она грызла ногти, поедала козявок, развязано и громко смеялась, от чего Нино всякий раз вздрагивала. Много было и всякого другого, что, по мнению Нино, никак не совмещалось с пребыванием в культурном обществе.

Спустя месяц Нино вынуждена была расписаться в своей полной педагогической несостоятельности. Дочка представляла собой разболтанное, непокорное существо, которое к тому же не хотело меняться в лучшую сторону.

"Оставьте буйволов и жирафов в покое" - очень транспортная история из Тбилиси >>>

Заза некоторое время молча наблюдал за попытками сестры наладить контакт с ребенком, потом завел сестру ночью на кухню и объявил:

– Все! Я больше не намерен это терпеть в своем доме. Ты вся на нервах, ребенок не игрушка, но и мы не железные. Все оказалось хуже, чем мы думали. Я перепроверил медицинскую карту – тут, видимо, тяжелая генетика. Я тебя предупреждал. Еще неизвестно, что Кети будет вытворять в пубертатный период.

Нино вяло возражала, хотя внутренне была согласна с братом. Твердый орешек явно пришелся ей не по зубам.

На другой день произошло событие, которое резко накренило чашу весов не в пользу приемыша. У Нино пропала из сумочки сотня лари. Для нее вроде и небольшие деньги, но, согласитесь, неприятен сам факт. Сказала Зазе о пропаже.

Тот провел краткое расследование, вызвал на ковер девочку и спросил прямо:

– Это ты взяла деньги?

Кети расплакалась и твердила, что она ни при чем. Заза обратил внимание на доказательства очевидного факта: пока Кети не было, ничего не пропадало, а тут она появилась, и вот, извольте радоваться, деньги утекли в неизвестном направлении.

Он оделся и вышел из дома, не сочтя нужным что-либо объяснять. Пошел решать вопрос по-мужски, одним махом, окончательно и бесповоротно. Где был и что делал, сестре не сказал. Просто через несколько дней после инцидента Заза забрал Кетеван погулять в парк, а вернулся поздно вечером один.

Бросив на стол официальные бумаги, он так объяснил Нино свой поступок:

– Кети сюда больше не вернется. Все вернулось на исходные позиции. Я просто избавил тебя от принятия решения и тяжелого расставания. Нервы надо беречь. Мы с тобой не рассчитали свои силы.

Нино попыталась возмутиться столь резкому повороту дела, но со временем успокоилась. Он был прав.

В прихожей открылась дверь. Потом раздался властный голос Зазы:

– Кимико, иди, я вытру твои лапки! Ты же знаешь, с такими лапами в дом заходить нельзя...

Слышалось ворчание недовольной Кимико, которая, скрипя зубами, терпела необходимую процедуру. Потом собака забежала в комнату и бросилась ласкаться к хозяйке. Лизнула свесившуюся с дивана руку Нино.

Заза заглянул в комнату и удовлетворенно отметил:

– Все-таки насколько проще общаться с животными. Никаких подводных камней... Нино, я купил тебе таблетки, – он бросил на журнальный столик белую коробочку. – Ты пропьешь свой курс и забудешь об этом неудачном эксперименте.

367
Теги:
Рассказы Мариам Сараджишвили, Мариам Сараджишвили
Кольчуга и меч

Три испытания шаха, или История поединка Георгия Саакадзе со львами

174
(обновлено 09:31 17.04.2021)
Об исполинской силе и неординарном уме Георгия Саакадзе, а также испытаниях, устроенных великому грузину шахом Аббасом I, рассказывает колумнист Sputnik, историк Вано Сулори

Георгий Саакадзе, в 1612 году убежавший из Грузии в Иран, встал на службу к шаху Аббасу I. "Тень аллаха", который хорошо знал о прозорливости и храбрости Саакадзе, с радостью принял беженца и даже приблизил его. Приблизил настолько, что, по преданию, он без Великого Моурави даже не садился за стол и постоянно держал его рядом с собой. И Саакадзе "покорно" не отходил от Иранского льва.

Несмотря на то, что шах был осведомлен об исполинской силе и неординарном уме Саакадзе, червь сомнения все же не давал ему покоя. Решив воочию убедиться в достоверности слухов, он решил устроить ему три испытания.

Однажды, во время застолья, шах сказал Саакадзе, что тот слишком угрюм и хочет его развеселить. Слуги поднесли восемь мешков, полных серебряных монет, и положили у ног повелителя. Шах обратился к грузинскому силачу, мол, если сумеешь поднять одновременно все восемь мешков и донести их до двери, то и деньги будут твои, и самому тебе называться исполином.

Саакадзе выполнил задачу без особого труда. Шах был восхищен, а присутствовавших там грузин душила зависть, что их соотечественник в один момент стал обладателем огромного богатства.

Прошло время. В один прекрасный день, по приказу шаха Аббаса, на главной площади Исфахана были устроены поединки на татами.

Персы вывели своего непобедимого великана, который захотел побороться с грузинами. Вскоре он всех их положил на лопатки. Восхищенные возгласы персов достигали небес.

И тогда шах Аббас приказал выйти на татами Георгию Саакадзе. Последний переоделся и приготовился к бою.

Поединок длился недолго. Саакадзе поднял в воздух, как ребенка, персидского великана и бросил его на ковер.

Спустя какое-то время шах спросил Саакадзе, какое оружие, по его мнению, пригодится человеку, попавшему в беду.

– Все пригодится, что в этот момент окажется под рукой, – ответил, оказывается, Великий Моурави.

Об этом разговоре вскоре все забыли, кроме Иранского льва, который готовил Саакадзе третье испытание.

Однажды Георгий гулял в саду. У него с собой был лишь небольшой кинжал, который он никогда не снимал с пояса. Неожиданно откуда-то выбежали два голодных льва и напали на погруженного в раздумья Саакадзе. Мгновенно опомнившийся грузинский исполин отреагировал грамотно.

Одному льву он закинул в пасть свою шапку, а второму – перерезал горло. И пока первый зверь пытался освободить пасть от шапки, Саакадзе заколол и его.

В результате оба льва упали наземь замертво. А сам Георгий, как ни в чем не бывало, спокойно вытер окровавленный кинжал о львиную гриву и продолжил путь.

За всем этим наблюдал, оказывается, затаившийся неподалеку шах, который лично убедился, как Великий Моурави мужественно и хладнокровно расправился с двумя голодными хищниками. И с тех пор у "Тени аллаха" не возникало желания устраивать испытания грузинскому смельчаку.

174
Темы:
История Грузии - все самое интересное
Памятник патриарху Гермогену в Александровском саду в Москве

Какой сегодня церковный праздник: 19 апреля 2021

0
(обновлено 22:24 18.04.2021)
По православному церковному календарю 19 апреля 2021 отмечают день памяти святой Платониды, святителя Евтихия и равноапостольного Мефодия

Sputnik Грузия рассказывает, кем были эти святые и почему упоминаются в церковном календаре.

Платонида Сирская

По церковному календарю 19 апреля поминают преподобную Платониду Сирскую, основательницу женского монастыря.

Платонида была диаконисой. Позже удалившись в Низибийскую пустыню, основала там женскую обитель, устав которой отличался строгостью. Сестры в монастыре принимали пищу только один раз в день, а свободное от молитвы время проводили в монастырских трудах и послушаниях.

Все работы в обители прекращались по пятницам, в день воспоминания Крестных страданий Спасителя. Этот день монахини проводили с утра до вечера в храме, где между службами слушали чтение Священного Писания и его разъяснение.

Преподобная для всех сестер была живым примером строгой монашеской жизни, кротости и любви к ближним. Достигнув глубокой старости, преподобная Платонида мирно скончалась в 308 году.

Архиепископ Константинопольский

По церковному календарю 19 апреля поминают святителя Евтихия, архиепископа Константинопольского.

Будущий святой родился в VI веке во Фригии. От своего деда-священника он получил христианское воспитание, а в Константинополе прошел полный курс наук. Юноша, преуспев в изучении всех светских наук, принял постриг в одном из амасийских монастырей, архимандритом которых был назначен за строгую и благодетельную жизнь.

После избрания на Патриарший престол в 552-м Евтихию пришлось бороться с ересью автортодокетов, утверждающих, что плоть Христова прежде Воскресения и Крестных страданий не испытывала мучений и оставалась нетленной.

Император Юстиниан, поддержавший лжеучителей, отправил святителя в ссылку за их обличения, он в посте и молитве провел 13 лет в одном из амасийских монастырей. Вернулся Евтихий на свою кафедру только в 577 году и оставался на ней до своей кончины в 582-м.

Архиепископ Моравский

По церковному календарю 19 апреля поминают равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского – борца за христианскую веру и просветителя славян.

Происходил будущий святой из знатной и верующей семьи, жившей в греческом городе Солуни. Получив прекрасное образование, он принял постриг в одном из монастырей на горе Олимп, отказавшись от светской карьеры.

Мефодий, вместе со своим младшим братом – равноапостольным Кириллом, посвятили себя церковному служению.

Главное дело братьев началось в 862-м по просьбе князя Ростислава. Император отправил Мефодия и Кирилла в Моравию для проповеди христианства на славянском языке. Братья по Божью откровению составили славянскую азбуку, перевели на славянский язык Библию и основные церковные книги. Богослужение они также вели на славянском языке.

После смерти Кирилла в 869 году Папа по просьбе славянского князя Коцела послал Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, где он продолжал вместе со своими учениками распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке.

Святитель в последние годы своей жизни с помощью двух учеников-священников на славянский язык перевел весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также святоотеческие книги (Патерик) и Номоканон (Правила святых отцов).

Святой Мефодий, предчувствуя приближение кончины, указал на одного из своих учеников – Горазда, как на достойного себе преемника. Святитель скончался в 885-м в возрасте около 60 лет. Отпевали его на трех языках – славянском, латинском и греческом.

Именины

По церковному календарю 19 апреля именины отмечают Григорий, Иван, Еремей, Мефодий, Севастьян, Павел и Яков.

Материал подготовлен на основе открытых источников

0
Темы:
Пасха 2020: традиции и обычаи праздника