Археологические исследования на месте Рабат в Самцхе-Джавахети

Археологический бум: на юге Грузии обнаружены артефакты возрастом 50 веков

5859
(обновлено 19:42 13.08.2019)
На территории исследований обнаружены мощные каменные сооружения, насчитывающие более 50 веков

ТБИЛИСИ, 13 авг — Sputnik. Международная экспедиция Национального музея Грузии проводит археологические исследования на месте Рабат в селе Звели Аспиндзского района (регион Самцхе-Джавахети), говорится в публикации на странице музея в Facebook.

Рабат представляет собой скалистую гору, на которой расположены руины древнего дворища с системой каменных укреплений. Ученые зафиксировали беспрерывные следы жизни человека на этом месте, относящиеся к раннему периоду бронзового века вплоть до периода средних веков. С этой точки зрения Рабат представляет интересный объект для исследований. Он прольет свет на процесс адаптации человека к окружающей среде и может показать, какие социально-экономические и культурные изменения пережило человечество на протяжении тысячелетий.

Археологические исследования на месте Рабат в Самцхе-Джавахети
Археологические исследования на месте Рабат в Самцхе-Джавахети

К этому моменту на территории исследований обнаружены мощные каменные сооружения, насчитывающие более 50 веков. Схожая с ними архитектура не встречалась ранее на Кавказе. На территории, прилегающей к Рабату, обнаружены захоронения и курганы.

Вместе с бытовыми предметами найдены артефакты ритуального характера, как например станки с изображением животных.

Археологические исследования на месте Рабат в Самцхе-Джавахети
Археологические исследования на месте Рабат в Самцхе-Джавахети

В более верхних слоях обнаружена глиняная посуда и фигуры животных, насчитывающие около 43 веков. Эти предметы, предположительно, были необходимы для проведения ритуалов.

По мнению ученых, эти факты свидетельствуют о важности древнего поселения в селе Звели для всего региона.

Археологические исследования на месте Рабат в Самцхе-Джавахети
Археологические исследования на месте Рабат в Самцхе-Джавахети

Исследования дворища и прилегающей к нему территории представляет многолетний широкомасштабный проект. Экспедиция включает в себя полевую школу, где ежегодно грузинские студенты с ровесниками из Мельбурнского университета проходят археологическую практику. Кроме специалистов из Грузии и Австралии в работах принимают участие археологи из Великобритании и Франции.

5859
Темы:
Культурная жизнь Грузии (2039)

Награждение Анзора Эркомаишвили

Президент Грузии наградила фольклориста Анзора Эркомаишвили Орденом Сияния

136
(обновлено 12:45 10.08.2020)
Выдающемуся грузинскому певцу-фольклористу и собирателю грузинского народного творчества Анзору Эркомаишвили сегодня исполнилось 80 лет

ТБИЛИСИ, 10 авг — Sputnik. Президент Грузии Саломе Зурабишвили наградила известного певца-фольклориста и композитора Анзора Эркомаишвили Орденом Сияния.

Депутатов ПАСЕ познакомили с историей грузинской культуры>>

Церемония награждения прошла во дворе Спасской церкви в селе Ацана Ланчхутинского района (Западная Грузия).

"Коротко нельзя сказать, за какие заслуги вручается этот орден. Это оценка практически 80-летней деятельности. Оценка того, что вы представляете сегодня для каждого грузина", - сказала Зурабишвили.

Растроган был церемонией и сам юбиляр. Анзор Эркомаишвили поблагодарил президента Грузии за высокую оценку его труда.

«Сегодня для меня большая честь получить такую высокую награду. Для меня большая честь предстать перед вами, и еще больше я горжусь тем, что это происходит в одной из старейших деревень Гурии, а не в большом городе, потому что таким образом мы ближе к людям, а награда и любовь, передаваемые людьми, намного больше, чем название любой столицы... Если честно сказать, что эта награда принадлежит мне, я не буду прав, потому что награда вручается любому человеку в зависимости от того, какие заслуги он имеет перед родиной. Моя заслуга не важна, за исключением тех старых певцов, прекрасных личностей, которые сохранили такой богатый фольклор, который поразил мир и поражает до сих пор", - сказал Эркомаишвили.

Анзору Эркомаишвили – известному певцу, композитору, основателю ансамблей "Рустави" и "Мартве" сегодня, 10 августа, исполняется 80 лет.

Вечер в честь 80-летия Анзора Эркомаишвили состоится сегодня в Озургети (Гурия) в местном драматическом театре. Грузинские народные песни в честь маэстро прозвучат в исполнении ансамблей "Рустави", "Басиани", "Рих", "Шильда" и других фольклорных коллективов.

Также будет организована фотовыставка, отражающая жизнь и творчество Анзора Эркомаишвили.

Организаторы мероприятия - благотворительный фонд "Грузинские песнопения" и Государственный фольклорный центр Грузии.

136
Темы:
Культурная жизнь Грузии (2039)
Грузинский композитор Гия Канчели

"Маэстро тишины": как Гия Канчели создал бессмертные мелодии

2498
(обновлено 09:49 10.08.2020)
Выдающийся грузинский композитор Гия Канчели родился ровно 85 лет назад, не дожив до сегодняшнего юбилея считанные месяцы

Визитная карточка композитора Гии Канчели – незабываемые мелодии из кинофильмов "Не горюй!", "Мимино", "Кин-дза-дза". Но это всего лишь, как говорится, капля не то что в море, в океане огромного творчества по имени Гия Канчели.

Композитора часто называли "маэстро тишины". Сам Гия Александрович все время упоминал "звенящую тишину" в своей музыке. То прекрасное и удивительно явление, которое, по словам великого музыканта, способно остановить время.

© photo: Sputnik / Khenkin
Композитор Гия Канчели

Рождение гения

Парадоксально, но факт: Гия Канчели родился не в семье музыкантов, а в семье заслуженного врача Грузии. Это произошло в далеком 1935 году, 10 августа, еще в Тифлисе. Хотя в доме всегда существовала такая легенда – родителям музыкальную карьеру сына предрекли еще в роддоме. А точнее, акушерка сказала матери Канчели, что ее чадо станет гением музыки.

Окончил музыкальную школу, затем геологический факультет Тбилисского университета. И лишь потом решил сделать музыку не своим хобби или профессией, больше – превратить свою жизнь в музыку. Хотя это он поймет несколько позже.

Канчели поступил в Тбилисскую консерваторию, которую окончил в 1963 году по классу композиции И. И. Туския. А с 1970 года уже начал преподавать в консерватории, в классе инструментовки. С 1971 года стал заведующим музыкальной частью Тбилисского театра имени Шота Руставели.

В 70-х годах Гия Канчели, как самая красивая стихия на планете, влился в музыку Грузии и всего мира. Произведения Канчели в разное время были записаны такими оркестрами как Московский государственный симфонический оркестр, Национальный филармонический оркестр (Хельсинки), Государственный симфонический оркестр Грузии, Симфонический оркестр Радио Вены и многие другие.

© photo: Sputnik / Dmitry Korobeynikov
Композитор Гия Канчели

Его музыку исполняли такие звезды музыки, как Юрий Башмет, Владимир Юровский, Деннис Рассел Дэвис, Эдвард Брюнне, Ян Гарбарек, Гидон Кремер и другие знаменитые исполнители. В родном Театре Руставели маэстро принадлежат музыкальное оформление всемирно известных спектаклей: "Кавказский меловой круг" Б. Брехта (1975), "Ричард III" У. Шекспира (1977). В разных театрах мира и в разное время он создал музыкальное оформление "Царя Эдипа" Софокла, "Тартюфа" Мольера и других.

Советский и грузинский композитор Гия Александрович Канчели
© photo: Sputnik /
Советский и грузинский композитор Гия Александрович Канчели

Гия Канчели сначала перебрался в Германию в Берлин, где жил с 1991 года и получил стипендию Немецкой академии искусств. А с 1995 года - в Антверпен (Бельгия) по приглашению Королевского филармонического оркестра Фландрии.

Композитор Гия Канчели
© photo: Sputnik / Vladimir Vyatkin
Композитор Гия Канчели

Примечательный факт: за последние десятилетия оказались для него чуть ли не самыми плодотворными за всю карьеру: он написал более 20 симфонических и камерных сочинений, которые исполняются в лучших концертных залах самыми известными музыкантами. Среди них: "Lament" для скрипки, сопрано и оркестра, памяти Луиджи Ноно, посвященное Гидону Кремеру (1994), "Styx" для альта, хора и оркестра, посвященное Юрию Башмету, "Diplipito" для виолончели, контртенора и камерного оркестра (1997), "And farewell goes out sighing…" для скрипки, контртенора и оркестра, по заказу Нью-йоркской филармонии (1999) и многие другие.

Кино и музыка Канчели

А потом в его жизнь пришло кино. Выдающийся композитор очень много работал в кинематографе. Фильмы "Необыкновенная выставка", "Не горюй!", "Кувшин", "Когда зацвел миндаль", "Чудаки", "Мимино", "Несколько интервью по личным вопросам", "Мачеха Саманишвили", "Ханума", "Голубые горы, или неправдоподобная история", "Кин-дза-дза!", "Житие Дон Кихота и Санчо", "Паспорт" - всего не перечислить, не вспомнить и не объять. Во всех этих картинах жила, живет и будет жить вечно частичка Гии Канчели, его пронзительная музыка.

"Я написал музыку более чем к пятидесяти картинам. По сей день мы очень близки с замечательным актером и певцом Вахтангом Кикабидзе. Я храню память о покойном Фрунзике Мкртчяне. Никогда не забуду, как в Тбилиси с Данелия однажды приехал Евгений Леонов. С Данелия мы часто разговариваем по телефону. Ему исполнилось 87, мне скоро будет 83. Он мне говорит: "Я, естественно, уйду раньше тебя, поскольку я старше. Но когда ты туда попадешь, то ни в коем случае не иди налево. Пойди направо, я там тебя буду ждать", - рассказывал несколько лет назад Канчели.

Так и произошло: Гия Данелия ушел раньше, в апреле 2019 года. Канчели пережил Данелия всего на полгода. Очень хочется верить, что друзья, действительно, встретятся там, направо...

Волшебство Канчели

Канчели говорил: "Мне часто задают вопрос: "Если вы такой счастливый человек, то почему вы пишете такую грустную музыку?" На что я обычно отвечаю: "А вы хотите, чтобы я был человеком несчастным и писал музыку радостную? В общем, я благодарен судьбе, подарившей мне так много радости и счастья".

Музыка Гии Канчели - временами воздушная и забавная, временами грустная и даже тоскливая. Она зависит от настроения мастера, а также от настроения людей, души, земли, прекрасных мгновений. Сегодня ясно, как день, что Гия Канчели - самый известный грузинский композитор на планете. А еще – самый загадочный и несуетный, приручивший все голоса и звуки мироздания.

Музыка Канчели – как будто из наших сновидений. Иногда поражает своей дерзостью и игривостью, иногда селит в наших сердцах светлую грусть Феллини, а порой и чаще всего – волшебство. Этот композитор будто знает все тайны бытия, и в каждом своем произведении шепчет об этих тайнах нам через музыку.

Канчели – счастливый человек

Гия Александрович был счастливым человеком. В работе – всемирное признание, в личной жизни – верная любовь, у него двое детей и четверо внуков. Со своей супругой, которая была для него больше, чем просто женой – другом, ассистентом, музой – Канчели прожил более 50 лет.

Композитор говорил о своей половинке: "Между нами кроме любви всегда существовало огромное обоюдное уважение. У меня никогда не было возможности уделять время воспитанию детей. Я пропадал либо на киностудии, либо в театре. Месяцами работал в домах творчества. Мне неловко сейчас говорить о моих детях. Но если они получились такими, какие они есть, - это, конечно же, заслуга Люли".

Канчели как-то сказал, что если уж уйти с этой земли, то уйти счастливо: "Очень хочется уйти так, как это бывает у людей счастливых, - во сне. Или даже наяву, как это было с моей мамой. Мы обедали, и вдруг в один миг она ушла из жизни. Вот это счастливая смерть…"

Композитор Гия Канчели
© photo: Sputnik / Khenkin
Композитор Гия Канчели

Гия Канчели вошел в историю музыки, как композитор-космополит. Но многие слышали в его музыке, прежде всего, грузинскую ее душу. Хотя по собственному признанию Гии Александровича, он никогда не стремился отобразить в своих произведениях Грузию, она просто жила в его крови и дыхании.

Канчели восхищался грузинской полифонией, боготворил грузинский фольклор, и в тоже время его музыка была предельно индивидуальной, такой "канчелевской".

Грузия и Гия Канчели неразделимы. Не только потому, что именно наша страна подарила миру такое явление, как Гия Канчели. Нет. А потому, что слушая Канчели, слушаешь Грузию, и наоборот, и так до бесконечности, в которой Канчели – это абсолютная величина красоты и вечности.

2498
Теги:
Грузия, Гия Канчели
Темы:
Прощай, маэстро! Грузия прощается с великим Канчели
Пуск МБР из подводного положения.

Российские гарантии возмездия агрессору: донная МБР "Скиф"

0
(обновлено 10:37 11.08.2020)
Баллистические ракеты донного базирования способны годами находиться на боевом дежурстве (в режиме ожидания) на дне морском, а затем по команде поражать наземные и морские цели, пишет военный обозреватель

Россия задействует ядерный потенциал в случае любой ракетной атаки по своей территории, потому что в полете невозможно определить содержание запущенной боеголовки. Об этом говорится в подготовленной Генштабом Вооруженных сил статье "Об основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания", которую на днях опубликовала газета "Красная звезда".

В качестве цели противника в такой ситуации будет рассматриваться уничтожение России, и "ответ будет сокрушительным".

Одним из вариантов такого ответа может быть залповый пуск межконтинентальных баллистических ракет (МБР) донного базирования "Скиф", количество, точки базирования, ударная мощь и траектории полета которых известны лишь узкому кругу специалистов.

Подготовка к транспортировке ракетного экраноплана проекта 903 Лунь
photo: courtesy of Press service of the Southern Military District

Чисто теоретически, противник может выследить и атаковать в зоне боевого патрулирования ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 955 "Борей", нанести превентивный удар по 150 ракетным комплексам "Ярс" с гиперзвуковыми маневрирующими блоками индивидуального наведения "Авангард", поразить на подлете к рубежам пуска какое-то количество российских стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев. И даже в этом случае (невероятного везения) последует ответный удар из глубин Мирового океана. Нанести разоружающий (превентивный) удар по "Скифу" технологически невозможно.

Невидимая составляющая стратегических ядерных сил России, баллистические ракеты донного базирования "Скиф" способны годами находиться на боевом дежурстве (в режиме ожидания) на дне морском, а затем по команде поражать наземные и морские цели.

Ракета отличается особой скрытностью в информационной сфере, что косвенно свидетельствует о высокой эффективности разработки ЦКБ "Рубин" и Государственного ракетного центра имени Макеева. Предположительно, "Скиф" является развитием известной МБР морского базирования "Синева", с усовершенствованными полетными характеристиками и новейшим искусственным интеллектом. Важнейшие преимущества "Скифа" – высокая боевая живучесть и относительно низкая стоимость эксплуатации.

Тайна в контейнере

Донная МБР "Скиф" относится к семейству ракет большой дальности для субмарин, и несет службу на дне морском в пусковом контейнере, который надежно защищает от огромного давления и агрессивной среды, обеспечивает связь с командным пунктом ВМФ.

Создание герметичной и нержавеющей "упаковки", способной много лет оберегать ракету от проникновения соленой воды, было главной технической проблемой проекта. Зато сегодня легче найти иголку в стоге сена, чем "Скифа" в море.

Высокая скрытность и уникальная боевая живучесть достигаются установкой пускового контейнера МБР на больших глубинах, недоступных для торпед потенциального противника, способных эффективно ослабить даже ядерный удар по поверхности моря. Специальная субмарина доставляет ракету "Скиф" к месту базирования. Точку установки отследить существующими и перспективными средствами разведки невозможно.

В ситуации боевого применения контейнер по сигналу продувает балласт (как подводная лодка), всплывает на заданную глубину, и ракета стартует к цели по своей программе. Если дальность МБР "Синева" – более 8 000 км, можно предположить, что более совершенный "Скиф" летает дальше.

Заметим, что боевое дежурство во внутренних водах России не нарушает "Договор о морском дне" (1970 года), который запрещает размещение ядерного оружия на дне за пределами прилегающей к берегу 12-мильной зоны. К примеру, на арктическом шельфе и в прибрежных водах Тихого океана имеется много удобных глубоководных точек для установки донных МБР – максимально близко к целям на территории вероятного противника. И это не "российская угроза", а серьезный фактор сдерживания агрессивных устремлений Запада, претензий на Северный морской путь и природные богатства российской Арктики, Дальнего Востока и Курильских островов.

Преимущества МБР "Скиф" в экономической плоскости очевидны. Ядерные субмарины-носители ракет чрезвычайно дороги в производстве и эксплуатации, подготовка экипажей тоже обходится недешево.

Ракета донного базирования способна без дополнительных затрат пережить по времени службы любую субмарину, и при этом сохранить изначальный боевой потенциал, способность к старту и точному поражению целей. Таков ответ России на объявленную коллективным Западом новую гонку вооружений на море.

Известно, что первое испытание "Скифа" состоялось в 2008 году, заводские испытания стартовали в Белом море летом 2013 года, а в 2017-м глава комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктор Бондарев заявил, что донная МБР уже "в арсенале" Вооруженных сил России. Следовательно, новая ракета уже проверена временем, и заслуживает нашего внимания.

Жертвы иллюзий

Российский президент Владимир Путин 2 июня утвердил "Основы государственной политики в области ядерного сдерживания". Согласно документу, потенциальный противник должен знать о неотвратимости возмездия за агрессию. И все же, Россия рассматривает ядерное оружие исключительно в качестве средства сдерживания.

Напомню, Соединенные Штаты в 1970-х годах отказались от идеи размещения ракет на дне, и взяли курс на размещение ракет средней дальности в Европе. В документах ядерной стратегии США появилась агрессивная доктрина достижения победы в ограниченной ядерной войне, за счет выигрыша в подлетном времени и системы передового базирования в Западной Европе.

По планам Вашингтона, более 570 твердотопливных ракеты Pershing-2 должны были доставить к целям в СССР ядерные моноблоки мощностью 80 килотонн на расстояние до 1 800 км (до Москвы – за 8 минут).

То есть, сегодня история повторяется на ином технологическом уровне, и система передового базирования (Forward Based System) на наших глазах дрейфует из Германии в Польшу. Действия США в области стратегических вооружений направлены на реализацию концепции "глобального удара" с применением ядерных средств.

Соединенные Штаты и активисты НАТО пытаются военными инструментами "сдерживать" экономическое развитие и рост международного влияния России, которая значительно опередила коллективный Запад в области разработки и производства гиперзвуковых ракет, ядерных субмарин, истребителей 5-го поколения, подводных беспилотников типа "Посейдон" и других высокотехнологичных вооружений, гарантирующих поражение любому агрессору. Складывается парадоксальная ситуация, когда военные советники боятся советовать сумасбродным американским политикам, потому что видят разницу между доктринами и реальностью.

Почти два десятилетия Пентагон со своими союзниками проводил дорогостоящие военные операции в Афганистане, чтобы добиться победы над слабовооруженной террористической организацией "Талибан" * (террористическая организация, запрещенная в РФ и ряде других стран). В итоге США заключили с противником позорное для Американской армии мирное соглашение, и уходят, бросив на произвол судьбы существующее слабое государство – Исламскую Республику Афганистан.

К сожалению, правильные выводы в Вашингтоне не сделали, и с энтузиазмом принялись "спасать Европу" от несуществующей российской угрозы. Однако "Скифы" и другие гаранты безопасности РФ не дремлют.

* Талибан  — террористическая организация, запрещенная во многих странах мира, в том числе в России и США.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

0