Звезда джаза Ричард Бона

Звезда джаза Ричард Бона выступит в Тбилиси

187
(обновлено 15:40 29.04.2019)
Многочисленные фанаты называют Бона "африканским Стингом", а критики говорят о его суперпрофессионализме

ТБИЛИСИ, 29 апр — Sputnik. Американские звезды мирового джаза - джаз-басист Ричард Бона и джазовый контрабасист, композитор и исполнитель Авешай Коэн станут гостями пятого Международного музыкального фестиваля имени Джансуга Кахидзе, который пройдет в Тбилиси с 5 по 17 мая.

Международный музыкальный фестиваль имени знаменитого грузинского дирижера, композитора и певца Джансуга Кахидзе проводится в грузинской столице с 2015 года по инициативе и при поддержке одноименного музыкально-культурного центра, а также Минкультуры Грузии.

Критики отмечают способность Ричарда Бона завораживать публику с первых нот. Красивый  голос, виртуозное владение бас-гитарой, незаурядный композиторский дар и сценическое обаяние делают выходца из Камеруна одним из лучших шоуменов мирового джаза.

Артист выступит в Тбилиси 5 мая в сопровождении симфонического оркестра, которым будет управлять дирижер и композитор Вахтанг Кахидзе.

"На первый взгляд легкий голос Ричарда Бона, безумно сильные навыки игры на бас-гитаре, уникальный опыт создания и аранжировки песен и способность играть на любом инструменте, только услышав его, ставит его на позицию редкого африканского артиста с международной репутацией, пересекающего все межкультурные границы", - говорят о Ричарде Бона авторы фестиваля.

Авешай Коэн родом из Израиля. Джаз полюбил благодаря знаменитому американскому джаз-гитаристу и композитору Джако Пасториусу. Работал и выступал с Чика Кореа. С 1998 года успел выпустить 15 альбомов, постоянно принимает участие в записях лучших джазовых исполнителей мира.

Встреча грузинских меломанов с Авешай Коэном состоится 17 мая, также под сопровождение Тбилисского симфонического оркестра. В программе концерта - современные джазовые композиции и мировые хиты, а также оторкестроанные еврейские и сефардские традиционные песни и классические произведения. Коэн сыграет со своим трио - контрабас, фортепиано и ударные.

Третьим гостем фестиваля Джансуга Кахидзе станет вокальный сексет The Georgian Six, основанный в Грузии в 2013 году студентами академического хора дирижерского направления. Коллектив фокусируется на оригинальном звучании синтеза классической музыки, грузинского фольклора, джаза и других жанров. The Georgian Six - участник и победитель множества национальных и международных фестивалей. Его творчество гости и жители Тбилиси услышат в рамках фестиваля 11 мая.

Билеты на все концерты фестиваля доступны в продаже как в кассе центра Кахидзе, так и онлайн.

187
Теги:
концерт, Тбилиси, Джансуг Кахидзе, Джаз
Темы:
Культурная жизнь Грузии (1951)

Карантинная весна в столице Грузии. Вид на площадь Европы в центре Тбилиси. Пустые улицы

Спасибо, генацвале: сеть в восторге от подарка грузинского ансамбля Армении - видео

1930
(обновлено 18:38 28.05.2020)
Популярная в Армении песня певцов Лилит Ованнисян и Ваче Амаряна зазвучала в исполнении грузинского ансамбля "Метехи" новым красками

ТБИЛИСИ, 28 мая — Sputnik. Грузинский ансамбль "Метехи" прекрасно спел армянскую композицию Лилит Ованнисян и Ваче Амаряна и подарил видео своего исполнения народу Армении. 

"Браво, братья грузины, @bravo_metehi_official, очень хорошо исполнили наш дуэт", - написал на своей странице Ваче Амарян.

В начале видео один из участников группы отправляет послание братскому армянскому народу. "Мы вместе встречаем рассвет, у нас одно небо и одни звезды. Эта песня летит нашим братьям и сестрам из Армении от солнечной Грузии", - говорит он.

Пост и исполнение очень понравились подписчикам. Видео набрало свыше 6 тысяч отметок "супер", "нравится". Им поделились 3,6 тысячи пользователей. В комментариях армянские юзеры поблагодарили грузинский ансамбль.

"Браво, братья!!! До слез довели. Красиво, спасибо, ГЕНАЦВАЛЕ!!! Грузинский вариант очень красивый: и у меня всегда идут мурашки от такого классного хорового пения. Браво!!!! Тащусь от песни, офигенная, гормоны! Успехов вам", - написал активист Сурен Акопян.

Солидарные френды поддержали: "Браво!!! Отличное исполнение, а главное - с душой. Спасибо, дорогие наши грузинские братья. Нет слов, одни эмоции. Тквен генацвалееее!!!"

1930
Горельеф режиссера Котэ Марджанишвили на станции метрополитена

ни разу в жизни не изменил и не изменю" - история однолюба Котэ Марджанишвили

240
(обновлено 16:51 28.05.2020)
Сегодня со дня рождения культового грузинского режиссера театра и кино, основоположника грузинского театра Котэ Марджанишвили исполняется 148 лет

Его судьба и творческий путь могли бы стать сценарием удивительного фильма или романа. И каждый кадр в них был бы достоин внимания и аплодисментов. Потому что мэтр театрального мастерства жил и дышал искусством и не мог представить ни дня без него.

О самых интересных фактах из жизни Марджанишвили рассказывает колумнист Sputnik Грузия Анастасия Шрайбер.

С любовью из Кахети

Все началось именно с этого красивейшего удивительного края Грузии. Будущий родоначальник грузинского театрального мастерства родился в кахетинском селе Кварели.

Великий режиссер Котэ Марджанишвили
http://www.kino-teatr.ru/kino/director/sov/25505/foto/602071/
Великий режиссер Котэ Марджанишвили

Сценическую деятельность начал в 1893 году, но сначала в амплуа актера в Кутаисском театре. Буквально через год дебютировал в Тифлисе, тогда Марджанишвили сыграл роль Патара Кахи в одноименной пьесе Акакия Церетели. С 1897 года судьба распорядилась так, что Котэ выступал в русских театрах. А в 1901 году состоялся его режиссерский дебют: на сцене Вятского театра он поставил свой первый спектакль "Дядя Ваня" по Чехову.

Очарованный Достоевским

Весна 1910 года. Котэ Марджанишвили приглашают в Московский художественный театр. С этим театром Марджанишвили сближали принципы высокой идейности репертуара и реализма в актерском искусстве.

კოტე მარჯანიშვილი
Котэ Марджанишвили в молодости

В МХТ Марджанишвили поставил спектакли "У жизни в лапах" Гамсуна (1911), "Пер Гюнт" Ибсена (1912). Однако одной из самых весомых и ярких работ Котэ стало его участие в создании "Братьев Карамазовых" по Достоевскому (1910). Ставил этот величайший спектакль в двух частях Немирович-Данченко. Это был космический опыт для Марджанишвили.

Владимир Немирович-Данченко
© photo: Sputnik / Miron Sherling
Владимир Немирович-Данченко

На крыльях свободы

Периодом поиска новых театральных форм, интересных экспериментов и открытий стало для Марджанишвили лично и русского театра в целом время после первой русской революции. Котэ стремился осуществить идею синтетического театрального искусства, воспитать разносторонних актеров, искал на сцене силуэты драматичности и зрелищности.

26 წლის კოტე მარჯანიშვილი
Режиссер Котэ Марджанишвили

В 1913 году в Москве Марджанишвили с антрепренером Суходольским создает Свободный театр, который просуществует всего один сезон, но будет настолько ярким явлением в театральной жизни, что прочно впишется в историю русского театра. Театр был задуман как синтетический, охватывающий все виды сценического искусства. На сцене этого театра Марджанишвили поставил "Прекрасную Елену" Оффенбаха.

Мечта о театре-празднике

В 1914—1915 годы Марджанишвили руководил театром в Ростове-на-Дону, в 1916—1917-х театром "Буфф" в Петрограде. В обоих театрах режиссер стремился воплотить в реальность свою идею о театре-празднике.

В 1918 году в Петрограде, в Летнем театре "Пассаж", он поставил оперетту Легара "Граф Люксембург". А уже в 1919 году Константин Александрович был назначен комиссаром киевских театров. Здесь он осуществил постановку пьесы Лопе де Вега "Fuente ovejuna" ("Овечий источник"), в которой нашли воплощение героика и пафос революционной эпохи.

В 1919 году в Киеве поставил пьесу "Стенька Разин" поэта и драматурга Каменского. Во время пребывания в Киеве Марджанишвили преподавал в еврейской театральной студии, созданной в 1919 года при Киевской "Культурлиге". А в 1919 году совместно с Озаровским и Курихиным организовал в Киеве театр эстрады "Кривой Джимми".

Кто я?

"Мой милый маленький друг! Если бы ты знал, как измучилась моя душа, как истосковался мой дух. Мне мучительно хочется понять кто я? Что я? И не могу понять", — писал Котэ Марджанишвили сыну из Петрограда, 9 августа, 1917 года.

Потери

За всю свою жизнь Котэ испытал много потерь. Отец умер, когда мальчику было четыре года, вскоре из жизни ушли мама и две сестры.

მარჯანიშვილები

Из родных и самых близких людей осталась только сестра Тамара, выпускница петербургской консерватории. Все прочили ей блестящую карьеру и обожествляли ее голос, а Тамара выбрала монашество в Бодбийской обители.

კოტე მარჯანიშვილი და ნადეჟდა ჟივოკინი
Котэ Марджанишвили с семьей, супругой Надеждой Живокини и сыном

Котэ ужасно не хотел разлучаться со своей сестрой, но Тамара Александра была непреклонна и прожила в монастыре 18 лет.

Курить как Котэ

Котэ много курил, много и нервно. Говорят, что многие грузинские режиссеры-современники, подражая маэстро, дымят не щадя здоровье.

В Марджанишвили всегда был какой-то беспокойный дух, который никогда не спал, рождал на сцене шедевры, противился банальности и заставлял никогда не останавливаться на достигнутом. Котэ всегда было мало.

"Для него не существовало "своего театра", весь мир был для него одним огромным театром", — говорил про режиссера грузинский поэт Тициан Табидзе.

Петроград

В июле 1920 года в Петрограде под его руководством была осуществлена невероятно масштабная, эффектная постановка "К мировой коммуне". В инсценировке, поставленной на портале Фондовой биржи, приняли участие четыре тысячи рабочих и красноармейцев, а число зрителей достигло 45-и тысяч.

© photo: Sputnik / РИА Новости
Константин Александрович Марджанишвили

В числе зрителей – вождь пролетариата Ленин. В июне 1920 года Котэ создает Государственный театр комической оперы, задуманный как музыкально-экспериментальный. При театре функционировали сатирическое кабаре "Хромой Джо" и драматическая студия "Рабочий театр".

И снова Грузия

Грузия была в сердце Котэ до конца. В 1922 году Марджанишвили триумфально вернулся в Грузию и включился в активную работу по созданию грузинского советского театра. И вскоре, действительно, стал основоположником и реформатором профессионального театра в Грузии.

Здание тбилисского академического театра имени Коте Марджанишвили
© Sputnik / Levan Avlabreli
Здание тбилисского академического театра имени Коте Марджанишвили
Его творческое кредо — искусство "должно быть так же велико, как велика наша современность" — ставило перед театром высокие цели.

Сразу после приезда Марджанишвили поставил на сцене театра имени Шота Руставели пьесу Лопе де Вега "Фуэнте овехуна" (1922), уже апробированную в Киеве и Петрограде.

За этим спектаклем последовали основные спектакли из национального репертуара "Затмение солнца в Грузии" Зураба Антонова (1923), в котором воссоздавались яркие реалистические картины жизни старого Тифлиса, и обличительно острый "Раздел" Георгия Эристави (1923).

В следующем, 1924 году, Марджанишвили обращается к шедеврам мировой драматургии, поставив комедии Мольера "Мещанин во дворянстве" и Шекспира "Виндзорские кумушки", а вслед за этим и "Гамлета". Многие постановки он осуществил совместно с Александром (Сандро) Ахметели.

Свидетельством неустанного поиска новых средств театральной выразительности была постановка пантомимы "Мзетамзе" (1926). Среди нереализованных замыслов этих лет — намерение поставить на открытом воздухе на горном плато "Мистерию-буфф" Маяковского.

Портрет грузинских театральных режиссеров Сандро Ахметели и Котэ Марджанишвили
© photo: Sputnik / Рухкян
Портрет грузинских театральных режиссеров Сандро Ахметели и Котэ Марджанишвили
В то время в театре имени Руставели под одной крышей собрались много значительных мастеров с различными взглядами на искусство. Стремясь разрубить узел накопившихся противоречий, в 1928 году Марджанишвили уходит из театра и создает новый театр в городе Кутаиси, при создании он получил название Второго государственного театра Грузии. Уже в 1930 году театр был переведен в Тбилиси. В 1933 году, после смерти Марджанишвили, театр получил его имя и успешно работает по сей день.

Уход легенды

Марджанишвили неожиданно умер в расцвете творческих сил. Это произошло 17 апреля 1933 года в Москве, куда маэстро был приглашен ставить спектакли "Дон Карлос" по Шиллеру в Малом театре и "Летучую мышь" Оффенбаха в Московском театре оперетты. 

Тбилисский академический театр имени Коте Марджанишвили
© Sputnik / Levan Avlabreli
Тбилисский академический театр имени Коте Марджанишвили

Марджанишвили сначала похоронили в Тбилиси в сквере около Оперного театра, а в 1964 году перезахоронили в Пантеоне писателей и общественных деятелей Мтацминда.

Однолюб Котэ

"… Вот я уже седой, стою на пороге старости, а театр — моя единственная возлюбленная, по отношению к которой я был единолюбом, которой я ни разу в жизни не изменил и не изменю до того момента, пока не понесут меня к могиле…" — пророчески говорил Котэ незадолго до смерти.

240
Теги:
Театр им. К.Марджанишвили, Коте Марджанишвили
Темы:
Гордость Грузии
Строительство нового жилого дома в центре грузинской столицы. Подъемный кран

О чем пишут грузинские газеты: нужно ли субсидировать ипотечные кредиты?

244
(обновлено 22:02 28.05.2020)
Выступление премьер-министра Грузии в парламенте, в частности решение грузинских властей помочь гражданам улучшить жилищные условия, а также спасти сферу строительства, - главная тема в грузинской прессе

Выступление премьер-министра Георгия Гахария было убедительным, всеобъемлющим и ответило на все вопросы, считает аналитик Заал Анджапаридзе, отметив, что у оппозиции, которая продолжила заседание в своем собственном стиле, были только один или два деловых вопроса.

По словам аналитика, информация о политическом будущем премьер-министра Гахария, распространяемая в СМИ, - это один из инструментов оппозиции, чтобы запутать электорат, пошатнуть имидж правящей команды и так далее. Оппозиция этот метод использует успешно или безуспешно в течение многих лет, отметил он.

"Фактор Гахария" и слухи об отставке премьера – чего ждать до выборов >>

"По моему мнению, вопрос о смене премьер-министра сегодня не стоит, и я не думаю, что этот процесс будет выгодным для правящей команды, исходя из тех политических дивидендов, которые кабинет Гахария набрал в процессе борьбы с коронавирусом. Его смену в этот момент избиратель не поймет - это нанесет ущерб правящей команде во всех аспектах", - сказал Анджапаридзе газете "Резонанси".

Нужно ли субсидировать ипотечные кредиты?

Государство начинает субсидировать ипотечные кредиты граждан, которые решат купить квартиру до конца года, – этим власти помогут гражданам улучшить жилищные условия, а также спасти сферу строительства.

После кризисной ситуации субсидирование кредитов поможет бизнесу недвижимого имущества. Тем не менее, эксперты считают, что правительству было бы лучше использовать средства для жизненно важных сфер.

"Я считаю, что регуляция немного туманная. В чем провинились те люди, у которых нет возможности взять кредит? Думаю, этот достаток не будет распределен равномерно", - считает специалист по строительному праву Уча Закашвили.

Закашвили отметил, что в целом не поддерживает такие регуляции, где бывает неравноправное распределение между различными социальными группами.

"Для взятия ипотечного кредита нужны определенные предпосылки. Если эти предпосылки не удовлетворяют к слову 50% населения, в чем они провинились и почему должно финансироваться более зажиточное общество за счет налогов, изъятых у населения", - сказал Закашвили газете "Резонанси".

В социальной политике самый правильный подход дать деньги людям, а не финансировать какие-то конкретные проекты, сказал аналитик Иракли Кипиани.

"Если хотим людям, находящимся в бедности, быстро помочь – нужно просто подарить деньги. Более быстрого пути в мире пока не придумали. Если человек голоден – дай ему хлеба, и только после этого можно людям помочь в другой форме", - сказал Кипиани газете "Резонанси".

По словам аналитика, многие люди не смогли предоставить необходимые справки для получения помощи, несмотря на то, что потеряли работу, поэтому правительство должно было всем выделить деньги.

"Правительство в целом должно было распределить из бюджета 1,1 миллиарда лари – на семью пришлось бы по тысячи лари, и человек смог бы использовать эту сумму на свои нужды", - сказал Кипиани.

Обзор подготовлен на основе материалов газеты "Резонанси"

244
Темы:
Экономика Грузии