Тбилисский театр оперы и балета, после реставрации

Показы обновленного балета "Спящая красавица" пройдут в Тбилиси в апреле

173
Балет "Спящая красавица" Петра Чайковского написан в 1889 году

ТБИЛИСИ, 18 апр — Sputnik. Показы знаменитого балета "Спящая красавица" в новой постановке Нино Ананиашвили и Алексея Фадеечева пройдут на сцене Тбилисского государственного театра оперы и балета им. З. Палиашвили с 19 по 21 апреля.

"Спящая красавица" — балет Петра Ильича Чайковского на либретто Ивана Всеволожского и Мариуса Петипа, по сюжету одноименной сказки Шарля Перро. "Спящая красавица" была написана в 1889 году.

Премьера обновленной версии балета "Спящая красавица" состоялась на сцене Театра им. З. Палиашвили 27 апреля 2018 года. Тогда постановку приурочили к 200-летию со дня рождения великого французского и русского хореографа, балетмейстера и педагога Мариуса Петипа.

А до этого балет "Спящая красавица" ставили в Тбилисском театре в 50-х годах прошлого века. Фрагменты из классической постановки появились на грузинской сцене в марте 2017 года — на гала-концерте, посвященном 35-й годовщине сценической карьеры Нино Ананиашвили.

Главные партии в спектакле исполнят ведущие солисты театра Нуца Чекурашвили (принцесса Аврора) и солист Национального балета Польши Андрей Гаврилюк (принц Дезире). Специально к постановке художник по костюмам Анатолий Нежный создал более сотни новых образов.

Постановочный дирижер балета - Алевтина Иоффе (Россия). В представлении принимает участие оркестр Тбилисского театра оперы и балета под руководством дирижера Папуны Гваберидзе.

Билеты на показы балета можно приобрести в кассах театра и онлайн, на www.tkt.ge

 

173
Теги:
Тбилисский театр оперы и балета, Нино Ананиашвили
Темы:
Культурная жизнь Грузии (1997)

Выход к Сухому мосту

Тифлисский Гранд-отель, в котором застрелили музу Эдварда Мунка

78
(обновлено 16:15 10.07.2020)
Шокирующая история любви и смерти, место, которое пропитано энергией трагедии, и, конечно, же притягивающий авантюристов Тифлис. Проект "Прогулки по Тифлису" продолжает открывать читателям самые тайные страницы из истории города

Когда ты очень чего-то хочешь, сама вселенная идет тебе навстречу. Она начинает заботиться о том, чтобы все у тебя сошлось и получилось.

Таинственное творение Михаила Оганджанова – шкатулка с двойным дном >>>

В этот день я крутилась вокруг моего объекта интереса на улице Атонели довольно долго. Все окучивала, обхаживала, подбиралась. Цель у меня была одна – попасть вовнутрь, в парадную. Дом, конечно, хорош снаружи. Но он мне был интересен, в первую очередь, тем, что в нем 5 июня 1901 года произошло убийство норвежской писательницы, драматурга и пианистки Дагни Юль.

Ремонт в роковом номере

Признаюсь, мыкалась я вокруг здания довольно долго. Будто кто-то оттуда "сверху" решил на потеху поиграть с моим желанием об этом написать.

Здание бывшей гостиницы недавно отреставрировали
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Здание бывшей гостиницы недавно отреставрировали

Все дело было в том, что единственная дверь в парадную дома (ведь это в прошлом Гранд-отель) была заперта. А волшебную комбинацию цифр все никак не удавалось найти. По чистой случайности, а может и интуитивно я подошла к припаркованной на улице машине. Оказалось, что мужчина, который сидел за рулем, родился в этом доме.

Чарующая немецкая слободка: дома, нанизанные на нить времени >>>

- Он давно требовал ремонта, наконец, добрались, отреставрировали, - говорит Леван. - Но окна в парадной не открываются, штукатурка на доме сыпется. Мне знакомые говорят, мол, а что ты хотел, тебе же бесплатно все сделало государство. А разве нельзя выполнять работу качественно? И потом я плачу налоги, поэтому это все же и мои деньги тоже.

Мы перебрасываемся с Леваном еще парой слов. Я узнаю о том, что из старых жильцов в доме осталось семьи четыре, не больше. А номер отеля, в котором произошло убийство в начале века, находится на втором этаже.

- Только там сейчас закрыто. Владелец тут не живет. Кстати, это единственная квартира, в которой они сделали какие-то внутренние работы. Просто они во время ремонта повредили что-то этажом выше. А ввиду того, что площадь имеет историческую ценность, им пришлось чинить потолок. Вот так-то.

Тут Леван, поддерживающий все время разговора входную дверь рукой, прощается и уходит. Массивная дверь за спиной захлопывается, как последнее отверстие в мышеловке.

Дагни и художник-прорицатель

И вот я, наконец, внутри. Тут просторно и как-то по-особенному тихо. Говорят, стены парадной Гранд-отеля были тогда расписаны. Возможно, но сегодня об этом ничего не напоминает. Осмотревшись, замечаю у лестницы красивую подставку для некогда роскошного плафона. Нахожу и металлический крепеж для лестничных ковров. Ну что, пошли на второй этаж. Туда, где произошла трагедия.

Парадная Гранд-отеля
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Парадная Гранд-отеля

Ступаю по лестницам не спеша, стараюсь не распугивать теней прошлого. Пять, десять, пятнадцать, двадцать… На какой по счету ступени ты поняла, что тебя убьют? А может ты почувствовала это, когда направлялась в номер? Или же сидя в кресле и наблюдая за игрой сына на ковре?

Светская львица Дагни Юль
Светская львица Дагни Юль

Дагни, а ведь твой любовник Владислав Эмерик, который тебя застрелил на глазах маленького сына, написал после твоей смерти письмо твоему мужу Станиславу и рассказал, что ты все понимала и чувствовала. И любила по-настоящему всю жизнь только его, Станислава. Убил тебя и застрелится сам, из ревности.

Дагни была музой многих художников
Дагни была музой многих художников

Ревность. Так и называется картина известного норвежского живописца Эдварда Мунка, на которой изображены Дагни Юль, ее супруг Станислав Пшибышевский и он, сам Эдвард Мунк. Картина оказалась в некоторой степени пророческой.

Ревность Эдварда Мунка
"Ревность" Эдварда Мунка

То же самое можно сказать и о другой его известной картине "Крик". Мунк будто заглянул в будущее и передал ужас от увиденного в своей картине. Сложно говорить о том, какие отношения связывали Мунка с его натурщицей и музой. Исходя из переписки, между ними была крепкая и настоящая дружба. Но что стояло за этой давнишней дружбой? Любовь, страсть или сильное увлечение?

По одной из версий, Дагни Юль познакомилась с Эдвардом Мунком у себя дома. Мунк, чей отец дружил с отцом Дагни, они оба медики, часто приезжал к ним домой, в поместье. Молодые люди познакомились, и между ними завязалась дружба.

Повторно они пересекаются уже в Берлине. Мунк знакомит Дагни с берлинской богемой, вводит в высший круг. Вместе со знакомыми она часто собирается в одном из винных погребков Берлина. В погребке все чаще обсуждают необходимость создания новых форм в искусстве. Причем таких, которые способны овладеть сознанием и душой.

Дагни с супругом Станиславом
Дагни с супругом Станиславом

Писатель Станислав Пшибышевский, часто посещающий эти собрания, считает, что ярким представителем этого нового течения является норвежский художник Эдвард Мунк. Пшибышевский приехал в Германию по особым соображениям, он изучает мистику, сатанизм. Молодой писатель с увлечением цитирует Бодлера и Ницше. Между молодыми людьми - Станиславом и Дагни - вспыхивает чувство. А через некоторое время они сочетаются браком. И у пары рождаются мальчик и девочка.

Дагни Юль с сыном
Дагни Юль с сыном

Дагни становится музой польского писателя на долгие годы. "Дагни женщина, которая вдохновляет, наполняет смыслом жизнь мужчины", - писал своему дуру Станислав. О ней говорили, что она непохожа на других женщин. Дагни делает макияж, пьет внушительными дозами абсент и курит. К тому же рассказывает смелые истории и на равных общается с мужчинами. Женщины ее не понимают, но восхищаются ею, потому что она очаровательна. А мужчины от нее теряют голову.

Талантливая пианистка, писательница, драматург, тем не менее не добилась славы при жизни. Известность к ней пришла уже после ее гибели. Патриархально устроенное общество не было готово принять женщину в другом качестве. Нужно было время. А Дагни своими взглядами, убеждениями во многом это время опережала.

Но это же самое время отнимает и самое дорогое – любовь. Чувства Станислава к ней идут на убыль. У него появляются другие женщины. Они расходятся, снова сходятся. А потом в их жизни появляется сын богатого нефтезаводчика Владислав Эмерик. Он восхищается творчеством Станислава и влюбляется в Дагни. А потом приглашает супругов поехать с ним на Кавказ.

Пунктиром по левобережью, или Легенды строений на улице Узнадзе >>>

Станислав отказывается ехать в последнюю минуту. И Дагни едет в Тифлис с сыном Зеноном и Эмериком. Они поселяются в Гранд-отеле. И после ссоры, 5 июня 1901-го Эмерик убивает вначале Дагни, а на следующий день себя. Дагни хоронят через три дня, в день ее рождения на Кукийском кладбище.

Миллион алых роз под окнами Гранд-отеля

В парадной огромное окно с широким подоконником. Оно выходит во двор, в котором я еще минут десять назад бродила в поисках заветного кода.

Фасад Гранд-отеля
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Фасад Гранд-отеля

Отреставрированные балконы противоположного дома смотрятся очень аутентично и колоритно. Я некоторое время еще рассматриваю двор, а когда оборачиваюсь, передо мной возникает фигура невысокого мужчины. Перебрасываемся парой слов, и тут он говорит:

- А вы знаете, что возлюбленная Пиросмани, Маргарита, останавливалась тут, - при этом глаза у него хитро, заговорщицки улыбаются. - Слышали же миллион алых роз. Вот сюда, под окна наш Нико подкатил арбу с цветами и не одну.

Тут я решаю уточнить, а откуда, собственно говоря, все эти сведения у жителя дома. Говорит, что давно живет в этом доме и много раз слышал эту историю от старшего поколения. Тут мужчина по-скорому сходит по лестницам к выходу и испаряется так же внезапно, как появился. Чисто приведение, мелькает в голове. "Значит, Маргарита…" - раздумываю я, забравшись на подоконник окна.

Лепнина на фасаде здания
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Лепнина на фасаде здания

А у Паустовского в повести "Простая клеенка" Маргарита остановилась в каком-то доме в Сололаки, у других - в гостинице Ориенталь. В качестве версии можно рассматривать и номер Гранд-отеля. Ведь спорят же относительно того, где проходило выступление Маргариты, в Ортачальских садах или в Муштаиде.

Картина художника Давида Кочуашвили, Маргарита Пиросмани на карантине
Картина художника Давида Кочуашвили, "Маргарита" Пиросмани на карантине

Фигура Пиросмани давно вышла за пределы узких рамок живописи и стала неким национальным брендом. Отсюда такое огромное количество легенд вокруг личности художника и желание быть причастным к этой истории. Как писал тот же Паустовский в своей повести "Простая клеенка", "я просто повторил один из рассказов, не придавая чрезмерного значения его сугубой подлинности. Пусть этим занимаются придирчивые и скучные люди".

У входа в Небесные врата

Я уже было засобиралась из парадной, как входная дверь открылась и зашел высокий мужчина в черном. Поравнявшись со мной, он любезно спросил, не нужна ли мне помощь. Я на это ответила, что очень хотела бы сфотографировать красивую лепнину на фасаде. "Пойдемте со мной, с нашего балкона на третьем этаже и сфотографируете", - пригласил он.

Здание богато декорировано
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Здание богато декорировано

Так я оказалась в редакции старейшего грузинского литературного журнала "Цискари" (в переводе с грузинского "Небесные врата"). Журнал выходит с 1852 года и считается первым в истории литературным журналом на грузинском языке. Практически все известные прозаики и поэты делали свои первые шаги на страницах этого журнала. Известное произведение "Дата Туташхиа" впервые увидело свет именно на страницах этого журнала.

На втором этаже
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
На втором этаже

В 90-х журнал "Цискари" испытывал большие финансовые трудности. А к 2011-му журнал фактически прекратил свое существование. В 2012 году журналом заинтересовалась мэрия. Редакции помогли, и периодичность журнала была почти восстановлена. Но уже второй год журнал перешел под патронаж министерства культуры. И теперь сократился и формат, и тираж. Выходит "Цискари" не раз в месяц, а скорее один раз в квартал.

В редакции журнала Цискари
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
В редакции журнала Цискари

- Мы уже даже не мечтаем о том, чтобы выходить с полной нагрузкой, - рассказывает Карло Бардавелидзе, один из тех, кто стоял у истоков возрождения журнала. - Дай-то бог, чтоб хотя бы пять номеров в год выпустить. А ведь мы как-то стараемся популяризировать творчество молодых прозаиков и поэтов и способствуем сохранению литературных связей и традиций. Мы сотрудничаем с самыми лучшими переводчиками, переводим на осетинский и абхазский грузинских писателей, поэтов. И систематически переводим абхазскую литературу и осетинскую. Мы хотим сохранить эти литературные связи, особенно современную литературу.

Внутренний двор
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Внутренний двор

Во время разговора Карло звонят, и выясняется, что он опаздывает на свадебную церемонию. Он уходит в другую комнату, меняет черную сорочку на белую, и вот мы с ним поспешно выходим на улицу, прощаемся.

В советские времена в здании на первом этаже была гомеопатическая аптека
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
В советские времена в здании на первом этаже была гомеопатическая аптека

Перехожу на противоположную сторону улицы. За спиной оказывается Александровский сад, а передо мной бывшее здание Гранд-отеля. И чудится мне, что на первом этаже красивого дома, как в детстве, висит старая вывеска "Аптека", а к остановке вот-вот подкатит хрипло бренча красный трамвай. Я поднимусь в него, устроюсь сзади, у окна. И он увезет меня далеко-далеко, в тридесятую параллель.

78
Теги:
Тбилиси
Темы:
Прогулки по Тифлису

Бетонные джунгли Тбилиси XXI века - фото

877
(обновлено 09:23 10.07.2020)
  • Сегодня жилые кварталы Тбилиси застраиваются довольно плотно высотными зданиями
  • В центре города один из примеров плотной застройки - жилые кварталы у Дворца спорта в районе Сабуртало. Сам дворец на этом снимке тоже можно увидеть - он спрятался между домами
  • Издалека в спальных районах все выглядит более жизнерадостно
  • Но если посмотреть поближе, то впечатление меняется
  • Конечно, город растет и продолжает расширяться
  • Но как он будет застроен - вот вопрос
  • Ведь новые здания хороши не только тем, что они новые
  • При застройке должен соблюдаться определенный стиль
  • Хотя какой он, современный стиль жилых кварталов Тбилиси?
  • Есть, конечно, высотные здания, которые выделяются, но это элитные комплексы
  • В большинстве случаев новые дома просто перемешиваются со старыми и получается этакий винегрет
  • На этом снимке стадион Динамо Арена выглядит так, как будто к нему со всех сторон подбираются жилые многоэтажки
  • Кое-где многоэтажки довольно уверенно захватили пространство, да так, что деревьев практически не видно
  • То ли дело в районе Мтацминда на проспекте Руставели - тут в основном невысокие дома и многоэтажные здания сразу выделяются
  • Другая часть города - другая архитектура
  • Но одноэтажный Тбилиси уходит в прошлое - когда-нибудь и такие дома старой советской постройки сменят новые здания
  • Какими они будут, и каким вообще будет город через несколько десятков лет?
  • Пока что можно делать предположения, а еще увидеть дома в таком ракурсе, пока их не заслонили 20- или 30-этажные здания
  • Но постепенно и сюда добираются новостройки
Плотная застройка районов в центре Тбилиси привела к тому, что зеленых зон стало меньше, многоэтажные здания вытеснили деревья. Подробнее - смотрите в фотоленте Sputnik Грузия

Смотрите на фото, как выглядят сегодня районы Сабуртало, Дидубе, Мтацминда и другие. Иногда жилые корпуса стоят очень близко друг от друга. Один из примеров особо плотной застройки - жилые корпуса в районе Дворца спорта. Впрочем, и в других районах города многоэтажные здания порой возводятся очень близко друг от друга.

877
  • Сегодня жилые кварталы Тбилиси застраиваются довольно плотно высотными зданиями
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    Сегодня жилые кварталы Тбилиси застраиваются довольно плотно высотными зданиями

  • В центре города один из примеров плотной застройки - жилые кварталы у Дворца спорта в районе Сабуртало. Сам дворец на этом снимке тоже можно увидеть - он спрятался между домами
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    В центре города один из примеров плотной застройки - жилые кварталы у Дворца спорта в районе Сабуртало. Сам дворец на этом снимке тоже можно увидеть - он "спрятался" между домами

  • Издалека в спальных районах все выглядит более жизнерадостно
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    Издалека в "спальных районах" все выглядит более жизнерадостно

  • Но если посмотреть поближе, то впечатление меняется
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    Но если посмотреть поближе, то впечатление меняется

  • Конечно, город растет и продолжает расширяться
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    Конечно, город растет и продолжает расширяться

  • Но как он будет застроен - вот вопрос
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    Но как он будет застроен - вот вопрос

  • Ведь новые здания хороши не только тем, что они новые
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    Ведь новые здания хороши не только тем, что они новые

  • При застройке должен соблюдаться определенный стиль
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    При застройке должен соблюдаться определенный стиль

  • Хотя какой он, современный стиль жилых кварталов Тбилиси?
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    Хотя какой он, современный стиль жилых кварталов Тбилиси?

  • Есть, конечно, высотные здания, которые выделяются, но это элитные комплексы
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    Есть, конечно, высотные здания, которые выделяются, но это элитные комплексы

  • В большинстве случаев новые дома просто перемешиваются со старыми и получается этакий винегрет
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    В большинстве случаев новые дома просто перемешиваются со старыми и получается этакий "винегрет"

  • На этом снимке стадион Динамо Арена выглядит так, как будто к нему со всех сторон подбираются жилые многоэтажки
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    На этом снимке стадион "Динамо Арена" выглядит так, как будто к нему со всех сторон подбираются жилые многоэтажки

  • Кое-где многоэтажки довольно уверенно захватили пространство, да так, что деревьев практически не видно
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    Кое-где многоэтажки довольно уверенно захватили пространство, да так, что деревьев практически не видно

  • То ли дело в районе Мтацминда на проспекте Руставели - тут в основном невысокие дома и многоэтажные здания сразу выделяются
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    То ли дело в районе Мтацминда на проспекте Руставели - тут в основном невысокие дома и многоэтажные здания сразу выделяются

  • Другая часть города - другая архитектура
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    Другая часть города - другая архитектура

  • Но одноэтажный Тбилиси уходит в прошлое - когда-нибудь и такие дома старой советской постройки сменят новые здания
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    Но "одноэтажный" Тбилиси уходит в прошлое - когда-нибудь и такие дома старой советской постройки сменят новые здания

  • Какими они будут, и каким вообще будет город через несколько десятков лет?
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    Какими они будут, и каким вообще будет город через несколько десятков лет?

  • Пока что можно делать предположения, а еще увидеть дома в таком ракурсе, пока их не заслонили 20- или 30-этажные здания
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    Пока что можно делать предположения, а еще увидеть дома в таком ракурсе, пока их не заслонили 20- или 30-этажные здания

  • Но постепенно и сюда добираются новостройки
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    Но постепенно и сюда добираются новостройки

Теги:
новости в фотографиях, фотография, фото, Недвижимость в Тбилиси, недвижимость, архитектура, Тбилиси
Темы:
Новости Грузии в фотографиях
Директор Института стратегии управления Петр Мамрадзе

Политолог объяснил, почему в США решили сократить финансовую помощь для Грузии

0
(обновлено 17:14 10.07.2020)
Политолог Петре Мамрадзе отметил, что Конгресс США доверяет своим комитетам, поэтому решение о заморозке 15% от 132-миллионного финансового пакета, выделенного Вашингтоном Грузии на будущий год, может быть принято уже скоро
Политолог объяснил, почему в США решили сократить финансовую помощь для Грузии

Ранее комитет по ассигнованиям Палаты представителей Конгресса США опубликовал вариант законопроекта о финансировании зарубежных операций на 2021 финансовый год, в который попала и Грузия. В частности, в документе предусматривается урезать Грузии предполагаемую финансовую помощь в более 132 млн долларов на 15%. При этом финансирование может быть восстановлено при условии, что грузинские власти предпримут меры для укрепления демократических институтов, верховенства закона, а также в активизации борьбы с коррупцией.

"Эти проблемы [на которые указывает комитет] действительно существуют в Грузии. Но вопрос в том, что они не появились при правлении "Грузинской мечты", они были и во времена [экс-президента Михаила] Саакашвили и были еще хуже. Дело в том, что "Мечта" проиграла общение с западными партнерами, которые дружат с Грузией и хотели продолжать дружить. Они просто порвали контакты с ними практически полностью. Между тем, представители "кластеров" Саакашвили не то что сохранили, они интенсифицировали свое общение с ними", – сказал политический Мамрадзе в интервью Sputnik Грузия.

Как утверждает политолог, представители прошлых властей регулярно предоставляли информацию о процессах в Грузии американским партнерам, чего не делали действующие власти. Поэтому представителям западных политических сил пришлось руководствоваться и доверять той информации, что подорвало репутацию "Мечты", подчеркнул он.

"Как правило, Конгресс доверяет своим комитетам и приступает к рассмотрению законопроектов незамедлительно. Но я не решусь утверждать наверняка, так как сейчас ситуация в США крайне нестабильна – коронавирус и беспорядки на улицах могут затормозить это дело", – заключил Мамрадзе.

0
Теги:
Петре Мамрадзе, Конгресс США, США, Грузия
Темы:
Политическая жизнь Грузии