Грузинский режиссер Рати Цителадзе

Призер Каннского кинофестиваля Рати Цителадзе раскритиковал киноцентр Грузии

385
(обновлено 14:20 22.05.2018)
Грузинский режиссер Рати Цителадзе утверждает, что Национальный киноцентр Грузии блокирует его фильмы

ТБИЛИСИ, 22 мая — Sputnik. Молодой грузинский режиссер Рати Цителадзе, короткометражный фильм которого "Пустой дом" получил приз PRIX Moulin d'Andе Каннской программы короткометражных фильмов 2018 года, выступил с критикой в адрес Национального киноцентра Грузии.

"Деде" и "Страшная мать" произвели фурор на кинофестивале в Пекине>>

"Обидно, когда Франция выделяет тебя среди множества кинематографистов, ценит твой потенциал и всячески поддерживает, чтобы ты смог сказать свое слово при помощи кинематографа… В то время как в Грузии, все делают для того, чтобы от тебя избавиться, я имею в виду Национальный киноцентр", — написал Цителадзе на своей странице в социальной сети Facebook.

Cinéfondation — Каннская программа короткометражных фильмов, учрежденная в 1998 году. Цель программы — поддержка киноиндустрии и подготовка нового поколения кинематографистов.

Фильм "Пустой дом" рассказывает о водовороте противоречивых эмоций девочки-подростка. После 7 лет отсутствия, отец девочки – единственный человек, которого она считает героем – возвращается из тюрьмы. Нино, так зовут 12-летнюю героиню фильма Рати Цителадзе, растет в постсоветской Грузии во время гражданской войны. Она чувствительная девушка, которая все еще играет со своей куклой. Мир девочки заново выстраивается после появления в ее жизни отца…

Рати Цителадзе – выпускник консерватории Лос-Анджелеса, где он овладел искусством как актерского мастерства, так и режиссуры.

В 2010 году Цителадзе основал кинокомпанию ArtWay Film. На ее базе он снял несколько короткометражных кинокартин, которые стали призерами разных международных кинофестивалей. Один из них — короткометражный фильм "Мать", который объездил до 200 международных кинофестивалей и был показан более, чем в 50 странах.

Цителадзе многократно удостаивался признания на различных международных кинофестивалях и форумах. Проект "Пустой дом", с которым он участвовал в индустриальной секции Open Doors ("Открытые двери") был отмечен Специальным упоминанием жюри (Special Mention Award) на кинофестивале в Локарно.

385
Теги:
Фильм "Пустой дом", Каннская программа короткометражных фильмов, Национальный киноцентр Грузии, Рати Цителадзе, Грузия
Темы:
Культурная жизнь Грузии (2090)

Полнометражный документальный фильм Леонида Парфенова Русские грузины

Парфенов приехал в Грузию снимать фильм "Ин квеври веритас"

724
(обновлено 17:50 19.09.2020)
Богатейшая история виноделия Грузии не смогла ускользнуть от знатного энофила и журналиста Леонида Парфенова

ТБИЛИСИ, 19 сен — Sputnik. Известный журналист Леонид Парфенов посетил Грузию для съемок документального фильма под названием In Qvevri Veritas.

Парфенов опубликовал в YouTube первый фильм из цикла "Русские грузины" >>>

Над созданием картины Парфенов работает с грузинской телекомпанией "Имеди", режиссером Сергеем Нурмамедом и оператором Дмитрием Крыловым. Отрывком видео с процесса давки винограда древним способом - т. е. ногами в сацнахели (давильне) - он поделился в Instagram.

"Привет всем! Это Грузия. Более того, это Кахетия. Более того, это усадьба Цинандали. А это сацнахели - древнее корыто, в котором давят виноград. Это мы начали снимать фильм "Ин квеври веритас", - рассказывает журналист.

По словам Парфенова, впервые и наконец-то он приступил к съемкам фильма о вине и "не о чем больше". Премьера ленты ожидается весной 2021 года.

Естественно, у подписчиков Парфенова возник вопрос, как журналист попал в Грузию - в условиях пандемии и закрытых границ. На это Леонид Геннадьевич ответил кратко, но содержательно: "Деловая виза + решение оперативного штаба + тест + сутки карантина при отрицательном ответе".

Леонид Парфенов снимает кино в Грузии не впервые. Ранее от снял здесь с участием грузинских актеров театра и кино некоторые сцены документального проекта цикла "Русские грузины".

"Русские грузины" – это часть большого проекта. Трилогия о русских евреях вышла в 2016-17 годах и доступна в Сети. История русских немцев – пока только в замысле. Первый фильм дилогии охватывает период от начала XIX века до 1939 года. В кинопроекте рассказывается об исторической роли выходцев из Грузии в российской и в советской политике, культуре и науке.

724
Темы:
Культурная жизнь Грузии (2090)
Памятник мужчины с короной в руках

Почему корона царя Иштвана похожа на Хахульский триптих история грузинских мастеров

137
(обновлено 16:02 19.09.2020)
Венгерский публицист и искусствовед Кадар Золтан считает, что корона Святого царя Иштвана изготовлена в ранние века в Грузии

У всех народов есть свой родоначальник. Кто-то из них – мифологическая личность, кто-то – исторический герой. В этом плане венгры – не исключение. У них был легендарный царь Иштван (Степан), который кочующему из Азии в Европу народу дал сильное государство и обратил его в христианскую веру.

Согласно преданию, в 1000 году, взойдя на трон, первый венгерский царь Святой Иштван (Степан) I снял пожалованный Папой венец и "преподнес" его Святой Деве Марии.

Согласно некоторым источникам, корона венгерских царей гораздо позже была изготовлена по заказу Бела III (1172-1196 г.г.), который рос при константинопольском царском дворе. Однако большая часть венгерских историков считает, что святейшая реликвия венгров – царская корона впервые увенчала голову именно Иштвана.

Для венгров корона имела сакральное значение. Если в других царствах после смерти монарха наследник сразу же становился царем, и посвящение имело лишь символический характер. В Венгрии наследник только тогда получал полномочия, когда возлагал на голову корону Святого Иштвана.

Помимо царя, прикасаться к святой реликвии имели право лишь двое – мажордом дворца и Архиепископ Эстергомский. Корону, усыпанную драгоценными камнями, сверху украшает икона Спасителя, в которую вставлен крест.

Грузинские легенды: жизнь, подаренная врагу >>>

До седьмого века крест стоял правильно, но затем из-за каких-то манипуляций наклонился. Вокруг короны – изображения святых и византийских императоров, из-за чего она до сих пор считалась образчиком византийского искусства. Однако в последнее время это мнение поставлено под сомнение.

Венгерский публицист и искусствовед Кадар Золтан считает, что корона царя Иштвана гораздо древнее, и она изготовлена в ранние века в Западной Грузии. По словам Золтана, во времена царствования Иштвана корону вторично украсили грузины, в частности, мастера Хахульской иконы. Именно этим объясняется .большое сходство между медальоном монарха на короне и Хахульским триптихом.

Конечно, это всего лишь версия, и трудно наверняка сказать, что святейшая реликвия венгров – дело рук создателей Хахульского триптиха, однако фигуры, изображенные на обеих святынях, свидетельствуют об одном почерке, и потому возникает множество вопросов.

История богатства, обманом оставленного в Грузии: месть миллионеров? >>>

Странно, но художественное оформление множества культовых сооружений Киевской Руси очень близко с грузинским декором того времени. Очевидно, что грузинские мастера работали и в дальних странах (Киевская Русь, Румыния, Болгария).

Подтверждением этому является один из хранимых в Киеве древнейший исторический источник – анналы Жития монахов Киевского Пещерного монастыря, Киево-Печерский патерик, где описан один эпизод конца XI века.

Согласно довольно странной истории, из Константинополя в Киев прибыли мастера мозаики и рассказали настоятелю Пещерного монастыря о цели своего посещения - мы, дескать, прибыли, чтобы, согласно договоренности, выполнить заказанную работу.

Тот, оказывается, удивился – мы, мол, никого не посылали в Константинополь, кто с вами договаривался и когда. Начальник художественного цеха пояснил, что в минувшем году представители монастыря договорились с художниками и даже заплатили задаток для росписи малой церкви.

Разрушенный грузинами "проклятый город", или почему на Алеппо лежит грех за Саакадзе >>>

Однако, поскольку главный храм Пещерного монастыря оказался гораздо больше, мастера сами отказались выполнять работы – они были готовы вернуть задаток и вернуться в Константинополь.

Тогда озадаченный настоятель Никон попросил художников описать, кто посетил их от имени монастыря. Художники не только описали внешность тех двоих, но и вспомнили их имена.

Настоятель велел принести изображения двух священнослужителей. Как только художники на них взглянули, сразу же воскликнули – мол, как раз они и были у нас, этого звали Антон, а этого – Федор.

Настоятель сказал, что этих преподобных отцов уже десятилетие как нет в живых. Услышав это, художники настолько смутились, что сразу же согласились безвозмездно расписать весь храм.

Трудно сказать, действительно ли это произошло, или все – плод фантазии киевского монаха. Но фактом остается то, что в упомянутом храме роспись и мозаика были выполнены приехавшими из Константинополя мастерами, среди которых были и грузины. В источнике они упоминаются дважды.

Существует версия, что художественные работы в монастыре выполняли греки, а мозаику – грузинские мастера. В ту эпоху они действительно были несравненными в этом деле, и редко можно было встретить что-то подобное их работе. Предположительно, именно из-за такого непререкаемого авторитета греки наняли грузинских мастеров в самом Константинополе же.

Защищенные в Житие монахов Киевского Пещерного монастыря уникальные сведения еще раз подтверждают укоренившееся мнение о том, что в русской архитектуре XI-XII веков действительно присутствуют элементы грузинского зодчества.

137
Темы:
История Грузии - все самое интересное
Празднование Мариамоба в храме Сиони

Какой сегодня церковный праздник: 20 сентября 2020

0
(обновлено 22:45 19.09.2020)
По православному церковному календарю 20 сентября отмечают день памяти Святых Евода, Онисифора, Евпсихия, Луки и других

Sputnik Грузия рассказывает, кем были эти Святые и почему они упоминаются в церковном календаре.

Евод

По церковному календарю 20 сентября поминают Святого Евода, апостола из числа 70-ти учеников Христа - первого епископа в Антиохии Сирийской, после первоверховного апостола Петра.

Святитель Евод в сане епископа прослужил 27 лет. За этот период пастырь написал несколько сочинений – до наших дней дошло одно из них, в котором Святой пишет, что Пресвятая Дева Мария родила Спасителя миру в 15 лет.

Горящие свечи у иконы Христа Спасителя в Метехской церкви
© Sputnik / Alexander Imedashvili
Горящие свечи у иконы Христа Спасителя в Метехской церкви

Святитель принял мученическую смерть при императоре Нероне (54 - 68) – произошло это в 66-м.

Онисифор

По церковному календарю 20 сентября поминают Святого Онисифора, апостола из числа 70-ти учеников Христа.

Святитель был поставлен епископом сначала в Колофоне (Малая Азия), затем - в Коринфе. Мученическую смерть он принял в городе Парий (недалеко от Ефеса), на берегу Геллеспонта, куда отправился благовествовать Христову веру.

Местные язычники, схватив святителя, привели к капищу и принуждали поклонится идолам. За отказ принести жертву языческим богам апостола и его слугу Порфирия привязали к диким лошадям и влачили по земле, пока они не скончались.

Евпсихий

По церковному календарю 20 сентября поминают мученика Евпсихия, пострадавшего за веру при императоре Адриане (117 - 138).

Родился будущий Святой в Кесарии Каппадокийской - в одном из сборников выдержек из писаний Святых отцов и церковных преданий его называют сыном сенатора Дионисия.

Во время преследования христиан Евпсихия схватили, пытали и бросили в темницу, но ангел исцелил его раны. Выйдя на свободу, мученик роздал нищим свое имущество.

В очередной раз Евстихия схватили, когда сменился правитель в Кесарии. После жестоких пыток ему отрубили голову.

Лука Глубокореченский

По церковному календарю 20 сентября поминают преподобного Луку – третьего игумена Спасового монастыря, называвшегося "Глубокие реки".

Лука избрали игуменом Спасовой обители, расположенной в Кифском заливе, недалеко от Константинополя, с 975 года. Монастырь славился особо строгой подвижнической жизнью монахов. Преподобный Лука скончался в конце Х века.

Именины

По церковному календарю, 20 сентября именины отмечают Андрей, Александр, Григорий, Василий, Иоанн, Евгений, Лука, Лев, Михаил, Макар, Николай, Пахомий, Петр, Савва и Стефан.

Материал подготовлен на основе открытых источников

0
Теги:
Религиозный праздник