Кинорежиссер Тенгиз Абуладзе

Тенгиз Абуладзе: семь маленьких миров большого мастера кино

900
(обновлено 21:53 31.01.2017)
Анастасия Шрайбер
Один из самых выдающихся грузинских кинорежиссеров Тенгиз Абуладзе прожил на земле семь десятков лет и успел снять семь художественных картин из сокровищницы грузинского и советского кинематографа

"Немного", — скажут одни, "Но семь каких фильмов!" — воскликнут другие. Потому что каждый фильм Абуладзе — это не просто определенная история, это история грузинского человека, грузинского народа, Грузии и маленького мира

Народный артист Грузинской ССР Тенгиз Евгеньевич Абуладзе
© photo: Sputnik / Boris Kaufman
Народный артист Грузинской ССР Тенгиз Евгеньевич Абуладзе
Сегодня Тенгизу Абуладзе исполнилось бы 93 года и Sputnik Грузия решил вспомнить в этот день об этих семи маленьких мирах большого мастера кино Тенгиза Абуладзе.

"Лурджа Магданы"

"Лурджа Магданы" — это первый художественный короткометражный фильм (хотя и длится 67 минут), снятый Тенгизом Абуладзе совместно с Резо Чхеидзе, после работы над несколькими документальными картинами.

Кадр из фильма Лурджа Магданы. В роли вдовы Магданы Сесиашвили - Дудухана Церодзе. Режиссеры Тенгиз Абуладзе, Резо Чхеидзе. Год выпуска 1955
© photo: Sputnik / РИА Новости
Кадр из фильма "Лурджа Магданы". В роли вдовы Магданы Сесиашвили - Дудухана Церодзе. Режиссеры Тенгиз Абуладзе, Резо Чхеидзе. Год выпуска 1955
В центре событий — Грузия конца XIX века. Богатый и злой купец Митуа бросает на дороге своего издыхающего осла. Но обреченное на смерть животное подбирают дети бедной вдовы Магданы Сесиашвили — шестилетний Михо и трехлетняя Като, которые выхаживают осла и ласково называют его Лурджа (Синеглазый).

Вскоре Лурджа становится незаменимым помощником вдовы, торгующей в городе мацони. Но однажды им повстречается купец Митуа, который признает в нем брошенного им осла и, подкупив судью, отсуживает его у Магданы. Одним словом, в мире, где все решает золотая монета, бывает добро, но не бывает справедливости.

Кадр из фильма Лурджа Магданы
© photo: Sputnik /
Кадр из фильма "Лурджа Магданы"
Фильм "Лурджа Магданы" был снят в 1955 году по одноименному рассказу грузинской писательницы Екатерины Габашвили. Картина была дважды отмечена международным киносообществом — она получила Специальное упоминание в конкурсе короткого метра на Межуднародном Каннском кинофестивале и Почетный диплом МКФ в Эдинбурге. 

"Чужие дети"

Драма "Чужие дети" стала первой самостоятельной художественной работой Абуладзе, созданной им в 1958 году по мотивам очерка из "Комсомольской правды".

Молодая девушка Нато случайно знакомится на улице с братом и сестренкой, которые растут без матери, а их отец Дата — все время на работе и должного внимания уделить им не может. Была у него любовь по имени Тео, но в итоге, она отказалась жить с чужими детьми. А Нато запала ребятишкам в самое сердце.

Кадр из фильма Чужие дети (Грузия-фильм, 1958). Режиссер-постановщик - Тенгиз Абуладзе. В роли Нато - Цицино Цицишвили, Дато - Отар Коберидзе
© photo: Sputnik / РИА Новости
Кадр из фильма "Чужие дети" (Грузия-фильм, 1958). Режиссер-постановщик - Тенгиз Абуладзе. В роли Нато - Цицино Цицишвили, Дато - Отар Коберидзе
Да и сама девушка самозабвенно полюбит детей, настолько, что ради них даже забрасывает учебу и добровольно станет их мачехой. "Скажи мне, Нато, можно ли полюбить чужих детей? Не пожалеть их, а полюбить?" — спрашивают ее накануне принятия принципиального решения. "Можно", — уверенно отвечает она.

Однако Дата, все еще страдающий по своей бывшей любви, повстречав ее вновь, опять бежит к ней. И хотя та не хочет продолжения, отец вскакивает на поезд за любимой и уезжает. Нато в горе и тоже хочет наделать глупостей, но ее спасает любовь к чужим детям.

Кадр из кинофильма Чужие дети
РИА Новости
Кадр из кинофильма "Чужие дети"
Картина имела очень теплые отклики и получила три приза — на Международных кинофестивалях в Порретта-Терме, в Хельсинки и в Лондоне.

"Я, бабушка, Илико и Илларион"

Одна из самых всенародно любимых картин грузинского кинематографа, снятая Тенгизом Абуладзе в 1962 году по одноименному роману Нодара Думбадзе.

Кадр из кинофильма Я, бабушка Илико и Илларион
© photo: Sputnik / РИА Новости
Кадр из кинофильма "Я, бабушка Илико и Илларион"
Фильм, полный света и добрых шуток, рассказывает о жизни Зурико — подростка из обыкновенного грузинского села предвоенной Грузии. На глазах у зрителей Зурико учится в школе, впервые влюбляется, затем провожает на войну односельчан и встречает победу. Вскоре юноша заканчивает школу и отправляется учится в Тбилиси, однако, после учебы вновь возвращается в родную деревню село, к своей первой любви и друзьям.

Григорий Ткабаладзе в роли Иллариона и Cеcилия Такаишвили в роли бабушки Ольги на съемках кинофильма Я, бабушка, Илико и Илларион режиссера Тенгиза Абуладзе
© photo: Sputnik / РИА Новости
Григорий Ткабаладзе в роли Иллариона и Cеcилия Такаишвили в роли бабушки Ольги на съемках кинофильма "Я, бабушка, Илико и Илларион". Режиссер Тенгиз Абуладзе
И все это время самыми близкими и родными людьми для Зурико являются его бабушка, а также закадычные друзья Илико и Илларион. Именно на их глазах парень взрослеет и познает жизнь.

"Ожерелье для моей любимой"

Любовно-комедийная притча по мотивам повести Ахмедхана Абу-Бакара "Ожерелье для моей Серминаз" — одна из самых легких картин Тенгиза Абуладзе 1971 года.

В центре картины — Бахадур Магомедов из дагестанского аула, который пытается посвататься к самой красивой местной девушке Серминаз. Ситуация осложняется тем, что Серминаз из рода Муги, с которым семья Бахадура враждует уже так долго, что и не помнит, из-за чего все началось. Тем не менее, юноша совершает вековечный обряд запроса на право сватовства — забрасывает свою кепку-"аэродром" в дом невесты, после чего согласно другой традиции отправляется искать ей подарок.

После долгих и увлекательных приключений Бахадур вместе с другими претендентами на руку красавицы дарит "ожерелье" — описание его приключений в виде киносценария. По решению старейшин он и выигрывает спор. Но что делать с давней враждой их родов?! Однако, все улаживается, когда старейший житель аула рассказывает, что сто лет назад главы двух родов поспорили о том, на чем держится Земля: на панцире черепахи или на рогах оленя. Поняв ничтожность повода для раздора, молодые мирятся и женятся.

Эта тонкая, изящная и немного лукавая картина о любви как таковой не имела успеха в прокате и в качестве наибольшего признания получила лишь премию на Всесоюзном кинофестивале родном для режиссера Тбилиси. Многие эту работу Тенгиза воспринимает как немудреную, сделанную ради развлечения, а прежде всего — для краткого отдохновения от власти придирчивой цензуры.

"Мольба"

Драма "Мольба" (1967) — это первый фильм трилогии Тенгиза Абуладзе "Мольба" — "Древо желания" — "Покаяние". Картина снята по мотивам поэм выдающегося грузинского поэта Важи Пшавелы "Алуда Кетелаури" и "Гость и хозяин".

В философских притчах, о которых повествуют поэмы, говорится об отношении Поэта к добру и злу, и о необходимости борьбы со злом, претендующим на власть над людьми. Гибель героев, рыцарей истины и добра, приводит Поэта к мысли о непобедимости зла. Устав от борьбы и лишений, Поэт складывает оружие. И тогда к нему приходят все его любимые герои. Они гасят свечи в чаше с пивом — ритуальный хевсурский жест, означающий отречение. И только увидев, какие несчастья и беды несет за собой отказ от борьбы со злом, Поэт вновь берет в руки оружие.

Кроме сильной режиссуры, у этой работы Тенгиза Абуладзе три главных преимущества. Первое — это невероятная по мощи поэзия Пшавела в стройном переводе Николая Заболоцкого. Вторая — это блистательная работа оператора Александра Антипенко, превратившему каждый кадр фильма в настоящее произведение искусства. И третье: потрясающая музыка — мощная партитура Нодара Габуния, досказавшая все недосказанное в картине.

В 1973 году "Мольба" получила Высшую премию кинофестиваля авторского фильма в Сан-Ремо.

"Древо желания"

Тему несправедливости древних законов Тенгиз Абуладзе продолжил во второй части своей трилогии — "Древо желания", снятой в 1977 году. Она по оценке многих кинокритиков является выдающимся по художественной мощи образцом грузинского кино.

Сквозной линией сюжета является история возвращения в дореволюционную грузинскую деревню девушки Мариты, которая влюбляется в небогатого односельчанина Гедиа. Родственники Мариты и сельский староста решают выдать девушку против ее воли за богатого пастуха. Но Гедиа возвращается к любимой, и они снова встречаются.

Кадр из художественного фильма Древо желания кинорежиссера Тенгиза Абуладзе
© photo: Sputnik / V. Sokolov
Кадр из художественного фильма "Древо желания" кинорежиссера Тенгиза Абуладзе
Об этой встрече узнают родственники мужа Мариты и под руководством сельского старосты Мариту прилюдно наказывают: девушку провозят через деревню задом наперед на осле и забрасывают грязью. Фильм заканчивается смертью возлюбленных.

Фильм носит подзаголовок: "Картины из жизни дореволюционной грузинской деревни" и содержит разноплановые эпизоды, нанизанные на общий стержень. Женщины судачат о своем возле источника и тихонько посмеиваются над излишне напудренной помешанной Фуфалой (Софико Чиаурели). А добряк-безумец Элиоз (Отар Мегвинетухуцеси) проводит дни в поисках то волшебного камня, то золотой рыбки, а затем уходит в поход за волшебным деревом — тем самым Древом желания, оставляя пятерых малолетних дочек безо всякого присмотра.

Грузинская актриса Софико Чиаурели в роли Фуфалы в фильме режиссера Тенгиза Абуладзе Древо желаний
© photo: Sputnik / РИА Новости
Грузинская актриса Софико Чиаурели в роли Фуфалы в фильме режиссера Тенгиза Абуладзе "Древо желаний"
Картина получила Специальный приз на Международном кинофестивале в Карловых Варах, Главную премию Всесоюзного кинофестиваля и "Давида ди Донателло" за лучший иностранный фильм в итальянском прокате.

"Покаяние"

Но поистине настоящей вершиной творчества грузинского режиссера Тенгиза Абуладзе стала его последняя кинокартина "Покаяние" 1984 года.

По сюжету в некоем городе хоронят бывшего городского главу Варлама Аравидзе. А утром находят его тело у богатого дома его сына Авеля. И это повторяется каждый день. Оказывается, торжественные похороны не у всех вызывают печаль и скорбь.

Грузинский актер Автандил Махарадзе (слева) в сцене из фильма режиссера Тенгиза Абуладзе Покаяние
© photo: Sputnik /
Грузинский актер Автандил Махарадзе (слева) в сцене из фильма режиссера Тенгиза Абуладзе "Покаяние"
У могилы Варлама Аравидзе выставляется засада, в которой участвует его внук Торнике. Когда неизвестный подходит к могиле Варлама Аравидзе, чтобы в очередной раз выкопать его тело, Торнике стреляет в неизвестного и ранит его. При задержании неизвестным оказывается женщина по имени Кетеван Баратели.

На суде она рассказывает историю своей семьи, о той роли, которую сыграл в ее гибели Варлам Аравидзе. Когда Кетеван было восемь лет, Варлам Аравидзе пришел к власти в городе и по ложному доносу арестовал ее отца-художника, а потом и ее мать Нино. Также выяснилось, что во время правления Варлама Аравидзе в городе проводились массовые политические репрессии и было репрессировано много невиновных людей.

Актриса Зейнаб Боцвадзе в роли Кетеван Баратели и артист Мераб Нинидзе в роли Торнике в фильме Покаяние
© photo: Sputnik /
Актриса Зейнаб Боцвадзе в роли Кетеван Баратели и артист Мераб Нинидзе в роли Торнике в фильме "Покаяние"
Потрясенный данным рассказом и непониманием своего отца Авеля Аравидзе, который пытался оправдать действия Варлама Аравидзе, Торнике кончает жизнь самоубийством. После этого Авель Аравидзе сам выкапывает тело своего отца из могилы и сбрасывает его со скал.

Выйдя на экраны далеко не сразу, а с большим трудом, эта картина не просто перевернула сознание миллионов. За этим справедливо последовал внушительный список наград — Специальный Гран-При, призы ФИПРЕССИ и экуменического жюри Каннского кинофестиваля, премия "Ника" по шести номинациям, в том числе и за лучший фильм 1987 года, номинация на премию "Золотой глобус" в категории "Лучший фильм на иностранном языке", Специальный приз на МКФ в Чикаго, Главный приз на Всесоюзном кинофестивале и Приз критики лучшему зарубежному фильму года в Польше.

Верико Анджапаридзе в фильме Покаяние Тенгиза Абуладзе
Photo: cortesy of Veriko Andjaparidze
Верико Анджапаридзе в фильме "Покаяние" Тенгиза Абуладзе
Отдельным шедевром можно считать последний кадр "Покаяния": выглянув в окно, Кетеван видит стоящую перед ней старушку, которую играет легендарная грузинская актриса Верико Анджапаридзе. "Скажите, эта дорога приведет к храму?" — спрашивает та ее. "Это улица Варлама. Не эта улица ведет к храму". — "Тогда зачем она нужна? К чему дорога, если она не приводит к храму?.."

900
Теги:
Тенгиз Абуладзе, Грузия
Загрузка...

Орбита Sputnik