Бородинский угольный разрез в Красноярском крае

Европа позвала неправильную помощь

91
(обновлено 14:28 21.06.2021)
Американское издание Bloomberg со ссылкой на швейцарскую трейдинговую компанию Axpo Solutions AG с прискорбием сообщает, что потребление угля в Европе в текущем году по сравнению с предыдущим выросло на целых пять процентов

Причин роста потребления угля в Европе несколько, пишет Сергей Савчук для РИА Новости.

Первая — это резкий рост потребления электроэнергии, связанный с восстановлением экономики и производства. Владельцы крупного и среднего бизнеса, понесшие за прошлый год из-за пандемии колоссальные убытки, бросились наверстывать упущенное. Наиболее значительный рост потребления угля наблюдается сразу в трех странах: Германии, Польше и Нидерландах.

Вторая, но не менее важная причина наглядно показывает, насколько тонка и чувствительна структура современной мировой экономики, насколько она зависима от надежных поставок энергоносителей и как важна для ее развития стабильность всех процессов, включая производство электричества.

Скачкообразный рост потребления угля вызван тем, что в европейских подземных хранилищах газа (ПХГ) сосредоточено на 25 процентов меньше газа, чем годом ранее. Обусловлено это целым рядом факторов.

Сыграла свою роль затяжная и очень холодная зима, когда компании-операторы были вынуждены отбирать из ПХГ дополнительные объемы. Как сообщает Gas Infrastructure Europe, в результате этих действий из хранилищ выбрали более 66 миллиардов кубометров газа, а взамен было закачано всего 13,6 миллиарда. По оценке специалистов "Газпрома", по сравнению с прошлым годом Евросоюз отстает по объемам активного газа минимум на 33 миллиарда кубометров.

Еще одним обстоятельством стало уменьшение транзита через территорию Украины. "Газпром", невзирая на условие "качай или плати" и фактическую переплату за невыбранные объемы, в прошлом году прокачал рекордно малое количество голубого топлива — всего 55,8 миллиарда кубометров.

Аналитики Bloomberg считают, что таким образом Россия повышает важность "Северного потока — 2" в глазах европейских обывателей и промышленников, выбивая козыри из рук всевозможных противников газопровода, включая политические проамериканские группировки.

Как бы то ни было, по совокупности всех обстоятельств природный газ на европейских хабах торгуется по рекордно высокой цене. Так, например, на хабе NCG цена в последнюю неделю достигала 363,8 доллара за тысячу кубометров, что на целых сто долларов выше прошлогодних значений. Более того, указанная стоимость в среднем на 30-40 долларов выше цен зимней торговой сессии, что само по себе нонсенс. Любой трейдер или аналитик без колебаний подтвердит, что зимой — в период отопительного сезона — цена на природный газ в среднем в полтора раза выше, чем летом. Выход из пандемии фактически же привел к образованию зеркальной ситуации, спровоцировавшей скачок цен.

Именно последний фактор и вернул уголь на мировую арену. Если год назад стоимость угля энергетических марок колебалась в пределах пятидесяти долларов за тонну, то есть ниже планки рентабельности, то сегодня он же продается уже по 110 долларов. Немудрено, что на фоне рекордных цен на газ и стремительно растущего потребления электроэнергии компании и государства тут же забыли про экологию и сделали ставку на ископаемое топливо. Как любили шутить еще в советские времена, экономика должна быть экономной.
Что касается главных нарушителей экологического спокойствия — Германии, Нидерландов и Польши, — то здесь нет ни малейших сюрпризов.

У Берлина, планомерно сворачивающего атомную генерацию, фактически остался всего один ресурс для обеспечения собственных нужд — это природный газ. Напомним, что Германия является главным мировым импортером данного вида топлива. И текущий дефицит способен подорвать восстановление немецкой экономики либо очень ее усложнить. К тому же всего год назад в земле

Северный Рейн — Вестфалия была запущена угольная электростанция последнего поколения Datteln 4 мощностью 1,1 гигаватта, что сопоставимо с атомным реактором. ТЭС отвечает всем современным требованиям по выбросам парниковых и ядовитых газов. Более того, установленное на станции оборудование позволяет достигать внушительного КПД в 45 процентов, а производимое на ней электричество — одно из самых дешевых в Европе, всего 3,53 евро за мегаватт-час.

Потому стоит ли удивляться, что Берлин без особых колебаний дал зеленый свет своим угольщикам.

С Нидерландами все еще проще.

Из-за нарастающей сейсмической активности в районе газоносного бассейна Гронинген, главного источника природного газа, идущего как внутренним потребителям, так и на экспорт, официальный Амстердам принял решение о прекращении добычи. Первоначально это планировалось сделать к 2030 году, но землетрясения в небольшой стране пошли с такой силой и регулярностью, что дату сдвинули на лето 2022-го. Еще в 2017 году Гронинген давал чуть менее 25 миллиардов кубометров, а уже в 2020-м этот показатель упал до 12 миллиардов. Если динамика сохранится, то ровно через год на Гронингене окончательно "закрутят вентиль".

При этом перед страной, тратящей на собственные нужды 36,8 миллиарда кубометров газа в год, стоит нетривиальная задача по обеспечению энергетической безопасности. Атомную электростанцию быстро не построишь, СПГ в таких объемах закупить и привезти крайне проблематично, а потому остается всего один выход.

Что касается Польши, то это традиционно самая "грязная" с точки зрения экологии страна Европы, критически зависящая от добычи и импорта угля. По данным американской правительственной Energy Information Administration, в 2019 году польские угольные электростанции произвели 164 миллиарда киловатт-часов электроэнергии, что составляет 74 процента от общей структуры генерации. Именно по этой причине Варшава, только вынашивающая планы строительства АЭС, постоянно и осознанно саботирует все экологические программы Евросоюза. Свет и тепло в домах своих граждан для команды Анджея Дуды намного важнее, чем все программы декарбонизации, вместе взятые. С позиции обеспечения национальных интересов такой подход, конечно, совершенно оправдан.

Подводя итог, следует отметить, что события последних лет уже не раз разрушали все рыночные тренды, до того момента считавшиеся незыблемыми. Аномальные сезонные температуры, пандемия, принудительная остановка производств, последующее восстановление индустрии неоднократно переворачивали рынки с ног на голову, то загоняя цены на нефть в отрицательную зону, то обнаруживая нехватку природного газа и увеличение спроса на уголь. В текущем коридоре цен внезапно рентабельными могут стать поставки именно российского угля, чья стоимость производства колеблется в районе восьмидесяти долларов за тонну.

По странному стечению обстоятельств в мае шахтеры Кузбасса увеличили добычу угля сразу на 10,5 процента, выдав на-гора 19,9 миллиона тонн.
В среде наших горняков ходит шутка о том, что уголь для коллективного Запада — как белый гетеросексуальный мужчина. Его никто не любит, все его унижают и требуют убраться вон, но как только случается серьезная проблема, его первым зовут на помощь.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

91

Самолеты: Ил-96-400Т (на первом плане) и Ил-114

Россия строит новые самолеты "Судного дня": особенности третьего поколения

141
(обновлено 09:20 28.07.2021)
Российские самолеты "Судного дня" самим фактом существования охлаждают горячие головы в Пентагоне и НАТО, на неопределенно долгий срок отодвигают глобальный вооруженный конфликт

Минобороны России вскоре получит воздушный пункт управления третьего поколения – на базе Ил-96-400М. Сборка двух новых самолетов "Судного дня" началась на Воронежском авиазаводе в рамках проекта "Звено-С".

Воздушный пункт управления (ВПУ) позволяет Верховному главнокомандующему и руководству Генштаба ВС России надежно управлять всеми видами и родами войск, стратегическими ядерными силами в ходе глобального вооруженного конфликта (атомной войны), даже если противник уничтожит все наземные командные пункты. Авиационный комплекс подобного технологического уровня могут позволить себе лишь две страны в мире – Россия и США.

Новый российский воздушный командный пункт от американского аналога отличается тем, что рассчитан на несколько "Судных дней", и обеспечивает неотвратимость возмездия любому агрессору.

Что будет, если ВПУ собьют?

Новейший российский ВПУ сложно обнаружить и уничтожить. Высокая автономность, современные средства радиоэлектронной борьбы, технологии малозаметности для спутников и радаров противника, защита от радиоактивного излучения, скорость, дальность и практический потолок дают ВПУ значительные преимущества перед наземными, подземными или подводными командными пунктами.

Самолет с дозаправками может находиться в воздухе сутками. Пожалуй, сбить ВПУ – опаснее всего. В этой гипотетической ситуации за 2-3 минуты падения оперативная группа Генштаба успеет полностью стереть с лица Земли десяток-другой враждебных стран.

Современная война – не голливудский боевик, не зеркальный обмен ударами, стороны конфликта могут гибко менять сценарии во всех средах боевого применения. Огромное значение имеют общее состояние Вооруженных Сил России, система планирования и связи, алгоритмы боевого применения ядерного оружия, политическая воля главы государства и Верховного главнокомандующего. Разработка третьего поколения ВПУ свидетельствует о серьезности внешних военных угроз.

Российские самолеты "Судного дня" самим фактом существования охлаждают горячие головы в Пентагоне и НАТО, на неопределенно долгий срок отодвигают глобальный вооруженный конфликт.

Командный пункт для Третьей мировой

Российские войска оснащаются все более совершенными автоматизированными системами управления, вооружением с элементами искусственного интеллекта. Активно обновляются Стратегические ядерные силы. Развиваются средства космической разведки и связи. ВПУ должен соответствовать требованиям времени. 

Радиокомплекс на борту самолета "Судного дня" позволяет доводить приказы и боевые распоряжения войскам, включая экипажи стратегической авиации, субмарин-носителей стратегического ядерного оружия, расчеты подвижных и шахтных пусковых установок в радиусе 6 000 км.

ВПУ третьего поколения отличается уникальными характеристиками, повышенными функциональностью, живучестью, экономичным энергопотреблением. На борту созданы комфортные условия для многочасовой работы высшего командного состава ВС России, оперативной группы офицеров Генштаба и специалистов технической группы. В ситуации глобального конфликта главному командному пункту России предстоит полет с дозаправками в течение нескольких суток.

Основа всего – надежный носитель. Самолет Ил-96-400 – грузовая модификация Ил-96-300, который известен высоким могуществом и безопасностью. Современные материалы позволили уменьшить массу самолета, обеспечив запас прочности и экономичность. Специальные модификации Ил-96-300 используются в качестве борта №1 президента Российской Федерации, и адаптированы для выполнения функции Верховного главнокомандующего вооруженными силами.

Воздушный корабль Ил-96-400 с двигателями ПС-90А1 и увеличенной грузоподъемностью – надежная база для бортового комплекса, способного работать со всеми существующими и перспективными автоматизированными системами боевого управления. В гражданской версии Ил-96-400М рассчитан на перевозку до 370 пассажиров. Из всех машин российского авиапрома Ил-96 летает дальше всех, и все же необходимы запасные аэродромы в отдаленных уголках России и сопутствующие объекты инфраструктуры.

Пока специалисты Генштаба ВС России моделируют стратегические (компьютерные) сценарии широкомасштабного военного конфликта, несколько самолетов "Судного дня" тихо ждут своего часа на базовом аэродроме. Действующий сегодня воздушный пункт управления создан на базе самолета Ил-86 и называется Ил-80. Таких систем второго поколения построено четыре. Решение о создании ВПУ третьего поколения совпало с модернизацией второго – в 2019 году.

Американские аналоги

Военно-воздушные силы США располагают четырьмя современными командными пунктами для высшего руководства США, созданными на основе дальнемагистрального широкофюзеляжного пассажирского самолета Boeing 747-200. Машины предполагается использовать по предназначению, если наземные системы управления будут разрушены в результате ядерной войны. 

В гражданской версии Boeing 747-200 имеет максимальную взлетную массу 374,8 тонны, скорость – до 895 км/час, потолок – 13 750 м, дальность полета – до 10 670 км. Количество пассажирских мест – 490. В грузовом отсеке Boeing 747-200F возможна перевозка грузов массой до 113 тонн.

Технологические возможности американских комплексов можно оценить на нескольких примерах.

Современный воздушный пункт стратегического управления США на базе Boeing C-32 предназначен для решения разнообразных задач в ходе оперативного развертывания войск при отсутствии наземной инфраструктуры, или после поражения противником наземных пунктов управления, узлов и линий связи. А также в качестве мобильных пунктов управления Федерального агентства по действиям в чрезвычайных ситуациях FEMA.

На С-32А установлено новейшие оборудование, система навигации и средства связи. Пассажирская кабина разделена на несколько отсеков: рабочий кабинет высшего военного руководства, комнаты для совещаний, помещение оперативной группы, узел связи и комната отдыха (вероятно, все ВПУ имеют сходную компоновку отсеков).

Первый самолет был выпущен на заводе Boeing в Сиэттле 19 июня 1998 года. Всего произведено четыре самолета, каждый из которых способен выполнять функции воздушного командного пункта ОСК и пункта управления пуском МБР "Минитмен".

Самолет E-6B Mercury создан на базе Boeing 707-320 с четырьмя турбореактивными двигателями F108-CF-100 производства General Electric. Максимальная взлетная масса самолета – 155 тонн. Скорость полета – до 972 км/час на высоте 12 000 м. Практический потолок – 12 810 м. При несении боевого дежурства дальность полета без дозаправки в воздухе – 12 400 км. Максимальное время полета с дозаправками – 72 часа. Летный экипаж самолета – 14 человек, оперативная группа штаба ОСК на борту – восемь специалистов.

Первые воздушные командные пункты появились в США в 1965 году, и это были оснащенные специальными средствами самолеты-заправщики КС-135А. Они играли роль самолетов главнокомандующего вооруженными силами США и действовали с авиабазы Эндрюс (штат Мэриленд), пока их не сменили в этом качестве три "Боинга" E-4A. Существовали отдельные варианты для Европейского и Тихоокеанского театров военных действий.

Стратегическая гонка высоких технологий России и США продолжается.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

141
Темы:
Новости из России
На этой фотографии в Пекине, Китай, изображен пропагандистский лозунг

Китай обвиняет и требует от Америки невозможного

303
(обновлено 18:55 27.07.2021)
Первый заместитель госсекретаря США Уэнди Шерман отправилась в Китай, это первый официальный визит в страну представителя новой американской администрации

"Если Соединенные Штаты не научатся жить с другими странами на равных сейчас, мы вместе с международным сообществом обязаны преподать Соединенным Штатам хороший урок в этом отношении", — так Китай приветствовал прибывшую для переговоров американскую делегацию. Да, тональность высказываний китайских руководителей становится все более жесткой — приведенные выше слова принадлежат министру иностранных дел Ван И, и сказаны они накануне визита в КНР первого заместителя госсекретаря Уэнди Шерман, пишет автор РИА Новости.

Ее поездка стала первым визитом в Китай представителя новой американской администрации. До этого прошла только встреча в Анкоридже на Аляске, в ходе которой Ван И и его шеф по политбюро Ян Цзечи в резких тонах напомнили американцам о том, что с китайцами не стоит говорить с позиции силы. И вот теперь Байден отправил в Пекин Шерман — чтобы прояснить настроения китайских товарищей и выяснить перспективы встречи на высшем уровне.

Встречи, которая очень нужна американцам, ведь Байден при каждом удобном и неудобном случае рассказывает о том, как хорошо он знает Си Цзиньпина, что он провел с ним больше времени, чем кто-либо из иностранных лидеров (это, конечно, не так — ведь есть Путин, но Байден и Си действительно много часов провели в поездке по Китаю, когда оба были вице-президентами), да и вообще кому, как не Байдену, знать, как выстраивать отношения с КНР. Но для танго нужны двое — и, чтобы хотя бы продемонстрировать свое умение говорить с Си, нужен собеседник, то есть китайский председатель.

А он явно не торопится встречаться со старым знакомым — и это притом что к Дональду Трампу Си прилетел буквально через два с половиной месяца после того, как миллиардер вступил в должность. Причем Си даже пренебрег протоколом — согласно которому была американская очередь наносить визит — и отправился в неофициальную поездку во Флориду.

Но тогда китайцы не знали, чего ожидать от неожиданно взявшего Белый дом и обещавшего начать торговую войну Трампа, а уж Байдена они (и не только Си) изучили давно и хорошо. Так что ни о каком визите Си в США (а сейчас его очередь, ведь Трамп осенью 2017-го был в Пекине) сейчас не может быть и речи — а Байден в Китай просто так не поедет, да и приглашения не поступало. Остается лишь один вариант: встреча на полях какого-нибудь международного саммита.

Но в пандемийную эпоху очные саммиты стали редкостью — ближайший ожидается в конце октября в Риме. Именно на полях "Большой двадцатки" и предлагают организовать встречу американцы — и это стало главным заданием Шерман в ходе поездки в Китай. Справилась ли она с ним? Ну на саму встречу китайцы рано или поздно, конечно, согласятся — все равно Си и Байден увидятся в Риме, так что почему бы и не провести официальные переговоры? Но на пути к встрече Пекин еще потреплет Штатам нервы — это видно уже и по тону заявлений китайских переговорщиков.

Сначала, еще до приезда Шерман, Ван И заявил о необходимости преподать Штатам урок, добавив:

"Соединенные Штаты всегда хотят оказывать давление на другие страны своей мощью, полагая, что они лучше других. Однако я хотел бы четко сказать американской стороне, что ни одна страна в этом мире не превосходила других и не должна быть такой, Китай не примет ни одну страну, которая заявляет о своем превосходстве над другими".

Потом, после первого дня визита американки, официальный представитель МИД Китая сообщил, что в ходе консультаций Китай "выступил однозначно против вмешательства Соединенных Штатов во внутреннюю политику нашей страны, поскольку это подрывает национальные интересы КНР", и потребовал от Вашингтона "исправить ошибки".

Какие именно ошибки? Это объяснил заместитель министра иностранных дел Се Фэн, проводивший переговоры с Шерман, — причем объяснил прямо в ходе встречи со своей коллегой:

"Коренная причина, по которой китайско-американские отношения зашли в тупик, — в том, что некоторые в США рассматривают Китай в качестве воображаемого противника... Некоторые американские эксперты четко высказались, что США рассматривают Китай в качестве воображаемого противника, сравнивая с Японией во времена Второй мировой войны и с Советским Союзом во время холодной войны. Говоря о конфликте США с Китаем и вызовах, стоящих перед Америкой, упоминают "момент Перл-Харбора" и "момент "Спутника".

Кроме того, США пытаются смягчить недовольство своего народа относительно политических, экономических и социальных проблем внутри страны и переложить ответственность за собственные глубокие структурные противоречия на Китай посредством его демонизации.

Все правительство США мобилизовано на сдерживание Китая, как будто лишь нужно сдержать развитие КНР — и все самые сложные проблемы США будут решены, США вновь станут великими, а их гегемония может продолжаться. США приплетают Китай по всякому поводу, как будто, не будь Китая, они вообще не способны о чем-то говорить. Мы призываем США изменить подобную крайне ошибочную и крайне опасную политику в отношении Китая".

По сути, Се Фэн не просто продолжил ту жесткую линию, которую занимали на мартовских переговорах в Анкоридже Ван И и Ян Цзечи, — он пошел еще дальше. Американцам в лицо говорится о том, что они не понимают Китай и сознательно его демонизируют, хотя их собственные внутренние и внешние проблемы не связаны с китайской мощью.

И это абсолютная правда: мир по-американски рушится в первую очередь по той причине, что Штаты надорвались (и внутри, и на глобальном уровне), и лишь во вторую очередь — из-за сопротивления Китая, России и других держав (и их усилий по строительству новой системы международных отношений). Но способны ли Штаты понять это? Нет, глобалистки настроенная часть американской элиты абсолютно убеждена в своем праве и силах руководить миром.

Китай требует от Штатов отказаться от демонизации Поднебесной, от создания образа врага — но тут он требует невозможного. Вашингтон и раньше не мог жить без врага, ведь ему нужно было оправдывать свою экспансию, изображать себя не завоевателем, а освободителем и защитником. Отсюда и Перл-Хабор, после которого Штаты начали путь к мировому господству, и демонизация СССР, который не угрожал существованию Америки как государства, но мешал все тому же мировому господству. Сегодня американцам мешает Китай? Это они так говорят — на самом деле им мешают все самостоятельные державы (не только Китай и Россия, но и Иран, и Турция, и Индия, и даже изолированная КНДР), которые ставят на первое место продвижение и защиту собственных национальных интересов.

Китай, конечно, давно уже не питает никаких иллюзий относительно возможности договориться со Штатами о мирном сосуществовании — еще более десяти лет назад он отказался от лукавых предложений создать "Большую двойку". Хотя после прихода к власти Трампа были некоторые надежды на то, что в США возьмут верх сторонники отказа от глобальной экспансии и сосредоточения на укреплении национального государства, вскоре они развеялись. А при Байдене Вашингтон в открытую начал строительство антикитайской коалиции. Шансов на успех в этом предприятии у него нет, но Пекин в ответ изменил риторику, повысив пафос обличительных заявлений.

Резкость Поднебесной не означает, конечно, что отныне китайско-американская конфронтация будет только нарастать, — в ней возможны и временные затишья, и даже тактические перемирия.

Но стратегически китайцы свой выбор давно сделали: они не верят в возможность достижения прочных всеобъемлющих договоренностей с США. И в уверения о том, что Вашингтон "не хочет, чтобы жесткая и устойчивая конкуренция перерастала в конфликт". И именно из этого будут исходить. Вот еще одна цитата из Се Фэна, в которой он объясняет отношение Пекина к китайской политике Байдена.

"Трихотомия США о конкуренции, сотрудничестве и противостоянии" — это трюк для отвода глаз для оказания давления и сдерживания Китая, говорит китайский дипломат.

"Когда приходится просить Китай о помощи, то нужно сотрудничать. В сферах, в которых они обладают преимуществом, США разрывают связи, блокируют санкциями. Ради сдерживания Китая не останавливаются перед конфликтами и противостоянием. Лишь хотят решить проблемы США, лишь думают о результате, который нужен американской стороне, хотят получить выгоду в одностороннем порядке. Где такое видано в современном мире?"

Проблема американцев в том, что они все еще живут в другом мире — том, который уже не является ни современным, ни — тем более — миром будущего. Поэтому с посланцами из уже ушедшего мира по-американски невозможно найти общий язык — ни китайцам, ни русским, ни остальным обладающим суверенитетом народам и державам.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

303
Ия Гедеванишвили - начальник департамента по связям с общественностью Ассоциации туризма Грузии GTA

Гедеванишвили: российских туристов в Грузии мало

0
(обновлено 21:13 29.07.2021)
От общего числа российских туристов, которые раньше приезжали в Грузию, сейчас страну посещают лишь 20%, заявила руководитель туристического агентства Check In Travel Ия Гедеванишвили
Гедеванишвили: российских туристов в Грузии мало

"Люди ездят, но это то, что называется, "неорганизованный туризм". Это нельзя назвать "потоком", это не туризм. Это просто люди, которые любыми способами хотят в этом году приехать в Грузию, и они едут", – сказала Гедеванишвили в ходе видеомоста в мультимедийном пресс-центре Sputnik Грузия.

Грузинский туризм наиболее пострадал от пандемии коронавируса. Доля туризма в экономике Грузии до COVID-19 составляла порядка 10%. Рекордные успехи отрасли в 2019 году, когда количество международных путешественников превысило 9,3 миллиона, а доходы составили 3,3 миллиарда долларов, заставили людей, занятых в этой отрасли, готовиться к 2020 году тщательнее. Однако пандемия разрушила все планы и надежды туристической индустрии.

В прошлом году доходы от туризма опустились на низкий уровень – 427,7 тысячи долларов, при количестве международных путешественников в 1,7 миллиона.

0
Теги:
Россия, туризм в Грузии, Туризм