Взлет самолета Ан-124 Руслан

Ан-124 "Руслан": зачем России возрождать производство авиагиганта

218
(обновлено 11:24 05.03.2021)
Тревожные события последних лет в Сирии, Нагорном Карабахе и других горячих точках планеты доказали важность тяжелой военно-транспортной авиации для оперативной переброски войск, вооружений и материальных средств, пишет военный обозреватель Sputnik

Тяжелый дальний военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан", который более 30 лет остается самым большим и совершенным из серийных аналогов в мире, может получить модернизированный облик и вторую жизнь в России.

В ходе совещания на ульяновском предприятии "Авиастар-СП" 2 марта министру обороны Сергею Шойгу предложили возобновить производство самолета Ан-124 "Руслан". На Ульяновском авиазаводе до 2004 года выпустили 36 из 56 машин этого типа, в 2020 году здесь отремонтировали шесть самолетов Ан-124, технологический уровень предприятия позволяет в кратчайшие сроки наладить серийное производство "Русланов".

Военно-транспортный самолет Ан-124-100 Руслан
© photo: Sputnik / Pavel Lisitsyn
Военно-транспортный самолет Ан-124-100 "Руслан"

Предложение ульяновских авиастроителей непростое, ведь ранее подобная инициатива много лет исходила от Министерства обороны РФ. Но что-то постоянно мешало этому проекту.

Так, решение 2006 года о возобновлении в Ульяновске серийного производства "Русланов" в кооперации с предприятиями Украины пришлось свернуть, поскольку за 8 лет украинская сторона так и не поставила двигатели.

В Минпромторге РФ считали, что в производстве Ан-124 не было острой необходимости, ведь ремонт существующего парка позволяет эксплуатировать "Русланы" до конца 2040-х годов (ресурс работоспособности – 50 000 часов, 10 000 вылетов или 45 лет). С другой стороны, то же ведомство допускает производство аналогичного Ан-124 российского сверхтяжелого транспортного самолета после 2020 года. Возможно, именно сейчас открываются новые перспективы "Руслана" и российской военно-транспортной авиации (ВТА).

Тревожные события последних лет в Сирии, Нагорном Карабахе и других горячих точках планеты доказали важность компоненты тяжелой ВТА для оперативной переброски войск, вооружений и материальных средств.

Напомним, базовый военно-транспортный "Руслан" способен со скоростью 850 км/час перенести 120 тонн на 4 800 км (при загрузке 80 тонн максимальная дальность возрастает до 7 500 км). Американский аналог Lockheed C-5 Galaxy значительно уступает по грузоподъемности. Однако в Минобороны РФ эксплуатируется лишь около десяти Ан-124. Новые вызовы и угрозы требуют количественного и качественного роста ВТА.

Впервые в истории

Непростая военно-политическая обстановка сохраняется в Сирии. Ситуация может потребовать мобильного подкрепления, поэтому на сирийской земле расширяется сеть оперативных аэродромов ВКС России.

По информации американского издания The Drive, длина ВПП в Хмеймиме увеличена до 3,2 км, что позволяет принимать "сильно загруженные" тяжелые военно-транспортные самолеты Ан-124 "Руслан".

Ранее военно-транспортная авиация (включая самолеты Ан-124) оперативно перебросила из России в Армению 1 960 военнослужащих из состава миротворческого контингента в Нагорном Карабахе – со штатным вооружением и техникой (90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники). Подобные операции ВТА необходимо отрабатывать заранее, иметь резервные самолеты, экипажи, маршруты и аэродромы.

В Брянской области в середине января состоялись (впервые в российской истории) совместные учебно-тренировочные полеты экипажей Сещинского и Тверского авиационных полков с одновременным участием шести стратегических военно-транспортных самолетов Ан-124-100 "Руслан".

Цель полетов – совершенствование навыков экипажей в одновременной переброске на большие расстояния личного состава воинских подразделений со штатным вооружением и военной техникой. По данным Минобороны РФ, шесть "Русланов" могут взять на борт более 3 000 военнослужащих или до 48 единиц бронетехники.

В ситуации внезапного военного конфликта войска, дислоцированные на всей территории РФ, должны действовать как единый организм, оперативно реагировать на любое изменение обстановки. Для этого могут понадобиться десятки и сотни самолетов ВТА, и в ближайшее время на Ульяновском авиазаводе работы наверняка прибавится.

Второе пришествие

Самолет Ан-124-100 "Руслан" способен поднять в воздух более 120 тонн груза (880 экипированных военнослужащих или четыре вертолета Ми-8, или ракету длиной 18 метров, или 18 легковых автомобилей). Кроме Минобороны, в различных структурах России эксплуатируются еще 20 таких самолетов (Государственная авиакомпания "224-й летный отряд", компания "Волга-Днепр"). Для сравнения – украинские "Авиалинии Антонова" имеют всего 7 машин.

Безусловно, количество тяжелых машин типа Ан-124 в России будет расти. Вероятно, цифровая модернизация, новые российские двигатели НК-32 или ПД-14, значительные изменения авионики и конструкции шасси приведут к выпуску тяжелого военно-транспортного самолета под другим наименованием.

К примеру, в НАТО Ан-124 давно называют "Кондор". Непреодолимых препятствий для возрождения производства тяжелых военно-транспортных самолетов на заводе в Ульяновске не существует.

На украинском госпредприятии ANTONOV считают подобное производство невозможным без украинского участия, но ранее Минпромторг РФ заявил, что ANTONOV, как держатель сертификата на самолет Ан-124, не выполняет своих обязательств по поддержанию летной годности машин в России, и неизбежно привлечение российской промышленности. Ульяновское предприятие "Авиастар-СП" не первый год осуществляет сервисное обслуживание и модернизацию "Русланов" в тип Ан-124-100 (вариант ВТА) и Ан-124-100-150 (максимальная загрузка – 150 тонн).

Попытки "приватизации" советской конструкторской мысли тщетны, а современные киевские тезисы об "украинском происхождении" Ан-124 не выдерживают критики.

Самолет Ан-124 создавался в Советском Союзе, в кооперации авиапредприятий Воронежа, Ульяновска и Киева. Принят на вооружение Советской армии в 1991 году. Изначально предназначался для переброски по воздуху мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, которыми независимая Украина не располагает. В Ульяновске было выпущено 36 из 56 "Русланов", и неслучайно в списке из четырех наименований продукции украинской фирмы ANTONOV сегодня Ан-124 отсутствует.

Состояние украинского авиапрома позволяет лишь мечтать о производстве крылатых гигантов. Технологическая деградация – надежный "партнер" всех стран постсоветского пространства, которые в одностороннем порядке рвут традиционные связи с Россией. Кстати, всемирно известный советский авиаконструктор Олег Антонов – уроженец Московской губернии, учился в Саратове и Ленинграде, начинал конструкторскую работу в Москве. С 1946 года возглавлял Сибирский научно-исследовательский институт авиации, который в 1952 году перебросили в Киев.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

218

Ракетный эсминец  США «Дональд Кук»

Британские "Тайфуны" в Румынии помогут эсминцам США взбаламутить Черное море

91
(обновлено 09:41 15.04.2021)
Военный обозреватель Sputnik прокомментировал вход в акваторию Черного моря американских эсминцев

Эсминцы ВМС США Roosevelt и Donald Cook с группой авиаподдержки в составе шести британских истребителей спешат на очередную "черноморскую вахту", под предлогом "российской военной активности на границах Украины". Россия готовит ответные меры.

Американские эсминцы типа Arleigh Burke (Roosevelt и Donald Cook) с крылатыми ракетами Tomahawk будут выполнять задачи в акватории Черного моря с 14-15 апреля до 4-5 мая. В поддержку этой миссии Великобритания отправила на румынскую авиабазу "Михаил Когэлничану" шесть многоцелевых истребителей Eurofighter Typhoon, способных нести высокоточные крылатые ракеты Storm Shadow большой дальности (для поражения защищенных командных пунктов). Общая цель Вашингтона и Лондона – сдерживание "российской агрессии" против Украины. Кроме того, ожидается отправка на Украину до 100 британских пехотинцев. По данным ВСУ, украинско-британские командно-штабные учения Cossack mace 2021 состоятся с участием более 1 000 военнослужащих из пяти государств НАТО. Маневры посвящены отражению на украинской территории масштабного наступления вооруженных сил "страны-агрессора".

В Конгрессе США 13 апреля заявлено об отправке в Германию дополнительного контингента в составе 500 американских военнослужащих, и в дальнейшем в Европу перебросят многоцелевые истребители-бомбардировщики F-35. Все для "сдерживания" РФ.

Пока неизвестно, какие корабли задействуют в Черном море в активной фазе крупномасштабных учений Армии США Defender Europe 21, однако четыре воздушно-десантные операции с участием 7 000 военнослужащих пройдут в середине мая на территории Болгарии и Румынии. Поддержка ВМС США предсказуема.

Под знаменами Defender Europe-21 к маю соберутся 30 тысяч военнослужащих из 26 стран. Россия вынуждена адекватно реагировать на очевидные факты и реальные угрозы.

Русский "тир"

Все вошедшие в Черное море корабли США и НАТО берутся на постоянное сопровождение силами и средствами Черноморского флота РФ – это аксиома. Россия готова к прибытию двух американских ракетных эсминцев и значительному усиления британскими истребителями авиакрыла НАТО в Румынии.

Над акваторией Черного моря стартовали масштабные совместные учения двух "воздушных армад" – авиации Южного военного округа (ЮВО) и Морской авиации ЧФ. Фронтовые бомбардировщики Су-24М и Су-34, многоцелевые истребители Су-27СМ и Су-30СМ отрабатывают ракетные пуски и бомбометание по морским целям на предельно малых высотах, прикрытие и сопровождение кораблей ЧФ, которые выполняют боевые задачи по предназначению. C каждой новой задачей меняются тактический фон, состав разнородной группировки сил вероятного противника. Любые серьезные маневры – это фантастическая многомерность, круглосуточное напряжение десятков тысяч специалистов на боевых постах, очевидное технологическое и боевое превосходство или наоборот. Вне зависимости от времени года, военные учения отличаются от настоящей войны лишь тем, что люди не гибнут.

В апреле для повышения боевой устойчивости оперативно-тактическая авиация окружного объединения ВВС и ПВО перебазирована на оперативные аэродромы, то есть рассредоточена. Контрольные мероприятия охватывают все войска ЮВО, и направлены на повышение уровня боевой и оперативной подготовки с учетом сложной обстановки в зоне ответственности.

Кроме авиации, надводных кораблей и субмарин российского флота, черноморскую акваторию надежно контролируют (простреливают насквозь) береговые ракетные комплексы "Бал" и "Бастион", небо над морем чутко сканируют системы ПВО С-400 "Триумф". Западные эксперты отмечают тотальное военное превосходство России в регионе и делают выводы: Черное море – это русский "тир", а корабли ВМС США в нем – легкие мишени.

Мутные партнеры

Замглавы МИД РФ Сергей Рябков 13 апреля заявил, что США являются противником России, так как Вашингтон делает все возможное, чтобы подорвать позиции Москвы в мире – США и НАТО сознательно подталкивают Киев на конфронтацию с РФ. Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев 14 апреля сообщил, что угроза терактов на территории российского Крыма сохраняется из-за "деструктивной деятельности США, контролируемого ими блока НАТО". Разумеется, подобное "сдерживание" Москву не устраивает. И пока "партнеры" не вернутся в объективную реальность, Россия будет жестко и последовательно отстаивать свои национальные интересы.

Как "партнер с расширенными возможностями" альянса, Украина запланировала на 2021 год восемь совместных военных учений вблизи Крыма, с участием 11 тысяч иностранных военнослужащих.

Россия отвечает. Действия Вооруженных сил РФ в последние две недели – недоступная альянсу по скорости переброска к западным границам двух армий и трех дивизий ВДВ – это сигнал, прежде всего, Вашингтону и Брюсселю. Американцы насчитали (издалека, с беспилотников) 87 тысяч личного состава, 18 оперативно-тактических комплексов "Искандер-М", 1 100 танков (Т-72Б/Б2/Б3, Т-80БВ/БВМ, Т-90А), 2600 бронемашин (БТР-82А, БМП-3, "Тигр"), 1 170 единиц ствольной артиллерии ("Мста-Б", "Акация", "Пион"), 400 систем залпового огня – "Град", "Смерч", "Солнцепек".

А пока на российской стороне – даже Конвенция Монтрё, которая значительно ограничивает суммарный тоннаж (не более 45 тысяч тонн) и время пребывания в Черном море (не более трех недель) боевых кораблей нечерноморских стран. Заметим, американские эсминцы Roosevelt и Donald Cook имеют суммарное водоизмещение менее 20 тысяч тонн.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

91
Участники фестиваля в Краснодаре Россия

Конкурс "Лидеры России": как иностранцы смогут получить гражданство РФ?

206
(обновлено 18:31 14.04.2021)
Президентская платформа "Россия – страна возможностей" уже несколько лет проводит конкурс "Лидеры России". 14 апреля организаторы объявили, что запускают новое направление – трек "Международный". Участвовать в нем смогут иностранные граждане в возрасте до 55 лет

Агентство Sputnik рассказывает, каковы условия конкурса и что дает участие в нем жителям ближнего зарубежья.

Главное – талант

Основная цель проекта заложена в самом названии платформы – Россия должна стать страной возможностей, и не только для своих граждан. В этом убежден первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко.

"В 2018 году в послании президента Владимира Путина прозвучало, что принципиальным условием развития России является возможность самореализации людей, - заявил он в ходе презентации трека "Международный". – И чем раньше человек сможет реализовать себя, тем лучше".

По словам Кириенко, о том, что конкурс "Лидеры России" действительно помогает людям найти себя, говорят цифры. За три года существования проекта заявки на участие подали 5 миллионов человек. В этом году этот показатель явно вырастет, считает Сергей Кириенко – и во многом благодаря сотруднице МИА "Россия сегодня", заместителю шеф-редактора агентства Baltnews Алине Герлине.

Дело в том, что ранее, 26 марта Алина Герлиня в рамках мероприятия с участием Владимира Путина обратилась к нему с предложением ввести в конкурс "Лидеры России" отдельную специализацию для иностранных граждан, в том числе для выпускников российских вузов, а также упростить получение гражданства РФ для талантливых соотечественников. Президент инициативу поддержал.

"Надо сказать, что Алина Герлиня из Прибалтики, - прокомментировал ситуацию Сергей Кириенко. – Она не постеснялась, вышла с предложением, а в нашем конкурсе хочет участвовать много иностранцев. Мы проводили социсследование, и по его результатам, 93% опрошенных иностранцев хочет остаться и жить работать в России. 80% считает, что конкурс – это как раз возможность проявить себя".

Однако не все иностранцы являются достаточно упрямыми, чтобы преодолеть все бюрократические препятствия и остаться в стране, считает сама Алина Герлиня. "В Россию должны попадать талантливые люди, иногда их надо подтолкнуть, и конкурс "Лидеры России" – отличная для этого возможность", - сказала она.

ВНЖ или гражданство как бонус

Требований для участия в международном направлении конкурса несколько: быть иностранным гражданином в возрасте до 55 лет и обладать управленческим опытом не менее 2 лет. Среди призов для финалистов и победителей трека: образовательный грант в миллион рублей, работа с наставником из числа лидеров российского бизнеса или госуправления, а также шанс попасть в кадровый управленческий резерв России.

Но самое главное – все участники, которые пройдут в финал, гарантированно получат вид на жительство, а победители конкурса смогут стать российскими гражданами в ускоренном порядке.

Данная практика полезна и для иностранцев, и для самой России, считает генеральный директор АНО "Россия – страна возможностей" Алексей Комиссаров и также приводит в пример статистику. Иностранцы и прежде участвовали в конкурсе "Лидеры России", однако на общих основаниях с гражданами РФ, и активнее всего заявки подавали жители ближнего зарубежья. В ТОП-5 стран-участниц конкурса попали Украина, Беларусь, Казахстан, Узбекистан и Латвия.

"Обратите внимание и на уровень образования иностранных участников, - говорит Алексей Комиссаров. – Более 36% из них являются магистрами, есть и кандидаты наук (2,2% - ред.)".

Антирусские фобии больше не работают

В 1990-х постсоветское пространство надолго стало бездонным колодцем для "выкачки мозгов" в другие страны – от США до Южной Кореи. Сегодня эту ситуацию нужно исправлять, считает главный редактор телеканала RT, международного информационного агентства "Россия сегодня" и информационного агентства Sputnik Маргарита Симоньян.

"Кто только не забирал и наших айтишников, и врачей? Самое время и нам забирать по-настоящему успешных людей к себе, - рассуждает она. – Телеканал RT работает с иностранцами с первого дня основания. И, когда все начиналось, мы только набирали людей, я была поражена, как много иностранцев хотели приехать к нам работать. А тогда, в 2005, Россия находилась не в том состоянии привлекательности – еще не придумали вакцину Sputnik V и много других хороших вещей".

Нужно обратить внимание и на другой момент: международное направление конкурса сохраняет свое название, то есть иностранцы тоже могут быть лидерами России. Об этом говорит спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

"Россия – страна открытая, и этот проект показывает, что не работают русофобские модели, перестают иметь ценность, - поясняет он. – Люди могут жить в других странах, у них может быть другая национальность, но они знают язык и чувствуют себя русскими. Это и есть русский мир".

Подписывайтесь на видео-новости из Грузии на нашем YouTube-канале.

206
Темы:
Новости из России
Директор Института теории прогноза землетрясений и математической геофизики Российской академии наук, доктор физико-математических наук Петр Шебалин

Шебалин о Намахвани ГЭС: при строительстве таких объектов делается большой запас прочности

0
(обновлено 20:33 15.04.2021)
Директор Института теории прогноза землетрясений и математической геофизики Российской академии наук, доктор физико-математических наук Петр Шебалин прокомментировал вопрос безопасности еще не построенной Намахвани ГЭС на западе Грузии в случае сильного землетрясения
Шебалин о Намахвани ГЭС: при строительстве таких объектов делается большой запас прочности

"Опасность представляет не то, что там могут быть землетрясения, а неправильный расчет при строительстве. Построить всегда можно так, что даже очень сильное землетрясение будет для этого сооружения безопасным. Вопрос в том, что это очень дорого, если обеспечивать безопасность действительно на очень высоком уровне. Я не думаю, что при разработке проекта этой плотины не были учтены факторы возможности сильных землетрясений. Как правило, при строительстве таких объектов делается очень большой запас прочности, так же как при строительстве атомных электростанций. Так что я не думаю, что это приведет к возможным катастрофическим явлениям в будущем. Конечно же, при соблюдении всех строительных правил", – сказал Шебалин в ходе видеомоста Москва-Тбилиси-Бишкек-Ереван-Нур-Султан.

По его словам, в истории пока не было таких страшных катастроф, когда рушились плотины электростанций, но такие проблемы все же существуют, в частности, эта проблема давно стоит в Индии.

Протесты против проекта строительства каскада Намахвани ГЭС на западе Грузии начались полгода назад. Демонстранты требуют, чтобы строительство было остановлено, а власти расторгли контракт с турецкой компанией ENKA. Протестующие считают, что ГЭС окажет разрушительное воздействие на окружающую среду. Власти Грузии в ответ заявили, что приостанавливают строительство проекта на шесть месяцев, чтобы еще раз перепроверить проект, однако расторгать контракт не собираются.

0