Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА)

"Учли все угрозы": каким будет новое воздушное оружие России

231
(обновлено 09:27 14.01.2021)
Стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95 пока остаются главным воздушным аргументом ядерной триады России, однако, несмотря на регулярную модернизацию, их ресурс ограничен

На смену этим машинам придет перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА). Минобороны уже определилось с его обликом, а к испытаниям двигателя приступят в 2021-м. О том, каким будет новый "стратег", — в материале Николая Протопопова для РИА Новости

Летающее крыло

В Минобороны рассчитывают, что ПАК ДА поступит на вооружение в рамках действующей госпрограммы, то есть до конца 2027-го. Военные утвердили эскиз нового самолета, согласовали его характеристики и подписали все контрактные документы, необходимые для производства. 

О начале строительства опытного образца бомбардировщика сообщили в мае минувшего года, в декабре стало известно о первом собранном для него двигателе. Управляющий директор предприятия "ОДК-Кузнецов" Алексей Соболев рассказал, что силовая установка с индексом "Изделие РФ" изготовлена в "железе" и готовится к стендовым испытаниям, запланированным на начало года.

Параллельно собирают еще несколько двигателей — их протестируют как на стенде, воспроизводящем высотные условия, так и в летающей лаборатории.

Проект засекречен, информации в открытом доступе пока немного. Известно, что в перспективном самолете широко применили так называемые стелс-технологии. Более мощные, производительные и экономичные двигатели увеличат продолжительность полета до 30 часов (у Ту-160 — 25).

Конструкторы выбрали другую схему фюзеляжа — ПАК ДА создается по принципу "летающее крыло". Это расширит боевые возможности и улучшит маневренность. Как пояснил РИА Новости заслуженный военный летчик России Владимир Попов, такая компоновка также предполагает малозаметность.

"Фюзеляжа как такового нет, нагрузка распределена по крылу равномерно, — говорит он. — Навесного оборудования не будет, воздухозаборники спрячут глубоко внутри, а широкая задняя часть крыла прикроет горячие выхлопные газы. Кроме того, конструкция позволит взять больше топлива, боеприпасов и радиоэлектронного оборудования".

Продвинутая "начинка"

ПАК ДА оснастят самой современной электроникой, причем с модернизационным заделом на десятилетия вперед. 

"Так было и раньше, нашим "стратегам" Ту-95 уже больше полувека, но они до сих пор решают все стоящие перед ними задачи", — подчеркнул Попов. Электронное оборудование и автоматизированные системы значительно повысят маневренность и облегчат управление самолетом.

"У англичан в свое время был стратегический бомбардировщик "Вулкан", построенный по схеме "летающее крыло", — напоминает Попов. — Но от него отказались — в том числе из-за сложности пилотирования. Ведь тогда было только ручное управление. А на ПАК ДА многие операции будет выполнять автоматика".

При изготовлении фюзеляжа используют новейшие сплавы и композиты. За последние десятилетия ученые далеко продвинулись в области авиационных материалов с меньшей заметностью и большей прочностью, которая очень важна, когда надо поднять в воздух несколько сотен тонн металла, летать с ним, маневрировать и выдерживать большие перегрузки.

В то же время, уверены эксперты, перспективный бомбардировщик, скорее всего, сделают дозвуковым, с крейсерской скоростью порядка тысячи километров в час, максимальной — около скорости звука.

"Когда нет стабилизатора, сложно компенсировать различные пикирующие или кабрирующие моменты, — пояснил Попов. — Но конструкторы пришли к некоему компромиссу. Большая площадь "летающего крыла" позволит действовать на малых высотах и сохранять маневренность у земли, а на 20 километрах, где сильно разрежен воздух, крыло создаст достаточную подъемную силу. Бомбардировщик сможет идти предельно низко с огибанием рельефа местности, наносить удары из "засады", а также результативно атаковать противника со стратосферных эшелонов".

Ветераны холодной войны

Впрочем, о серийном производстве и массовых поставках перспективного "стратега" в войска говорить еще рано. Пока продолжается совершенствование проверенных временем ракетоносцев. Так, в 2021-м должны начаться поставки в ВКС глубоко модернизированных бомбардировщиков Ту-160М. В ближайшие семь лет авиапарк таких машин вырастет в полтора раза. 

Обновленных "Белых лебедей" создают на основе самых мощных и крупных сверхзвуковых самолетов в мире Ту-160, разработанных в 1970-х как ответ американскому сверхзвуковому бомбардировщику B-1 Lancer. ВВС СССР в 1992-м располагали 35 такими машинами. После распада Союза 19 достались Украине. Вернуть в Россию удалось только восемь — остальные Киев утилизировал.

Программа по возрождению производства Ту-160 в России стартовала в 2015-м. Первый опытный ракетоносец, построенный на базе строевого бомбардировщика, поднялся в воздух в феврале прошлого года. Все последующие будут строить с нуля. Они получат новые двигатели НК-32-02, увеличивающие дальность полета на тысячу километров. Разработаны также современные бортовые системы, средства контроля и навигации, комплексы РЭБ и система управления вооружением.

Еще один "старожил" стратегической авиации — бомбардировщик Ту-95. "Медведь", как его прозвали в НАТО, в строю с середины 1950-х. Модернизированный Ту-95МС выпускают с 1981-го — это единственный в мире и самый скоростной турбовинтовой самолет. Максимальная скорость ракетоносца — 830 километров в час. На борт берет более 20 тонн боевой нагрузки и доставляет ее на десять тысяч километров.

Летом совершил первый полет модернизированный "Медведь" Ту-95МСМ. Как и сверхзвуковые "стошестидесятые", Ту-95 оснастят передовым комплексом вооружения и бортовым оборудованием. Самолет получит еще более мощные силовые установки с увеличенным ресурсом. По информации разработчиков, боевые характеристики Ту-95 после модернизации повысятся в два раза.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

231

Тяжелый атомный ракетный крейсер Адмирал Нахимов на базе Северного флота РФ

"Запад считает его главной угрозой". Флот России сменит флагмана

113
(обновлено 16:15 15.01.2021)
Новые ракеты, современное бортовое оборудование, уникальные боевые возможности — тяжелый атомный ракетный крейсер "Адмирал Нахимов" проекта 1144 "Орлан" сменит "Петра Великого" на посту флагмана ВМФ России

Ожидается, что смена произойдет в 2022-м. При этом модернизированный корабль усилит российский флот, пишет автор РИА Новости Андрей Коц.

Первый ранг

Крейсеры проекта 1144 "Орлан" — крупнейшие боевые корабли в мире после авианосцев. Водоизмещение — 25,8 тысячи тонн, длина — 250 метров, ширина — 28,5 метра, экипаж — 760 человек.

У России два вымпела этого типа — второй, "Петр Великий", действует в составе Северного флота, однако отправится на модернизацию, как только в строй вступит "Нахимов". Оба, по сути, представляют собой вооруженные до зубов морские платформы, способные поражать любые цели. Стандартный комплект — 20 пусковых установок противокорабельных ракет П-700 "Гранит", зенитно-ракетные комплексы "Оса-М", "Кинжал" и дальнобойные С-300Ф "Форт", противолодочные ракето-торпеды "Метель" и "Водопад", реактивные бомбометы и автоматическая двуствольная пушка АК-130.

Атомная энергетическая установка, автономность — два месяца, скорость — 31 узел. Дальность хода практически не ограничена. Крейсера могут работать в условиях Крайнего Севера и способны обеспечить военное присутствие России в Арктическом регионе, который многие аналитики считают потенциальным полем боя за природные ресурсы в недалеком будущем.

Однако все корабли постепенно устаревают. Если в конце 80-х — начале 90-х "Орланы" могли противостоять любому противнику, то сегодня ситуация изменилась. А поскольку со строительством крупных боевых кораблей первого ранга в России пока сложности, в Минобороны решили модернизировать те, что есть, и в первую очередь дать им новое вооружение.

Платформа ПВО

"Адмирала Нахимова" отправили на ремонт еще в 1999 году, но фактически работы над крейсером начались лишь в 2013-м, когда в оборонку наконец-то пошли серьезные деньги. К 2015 году на предприятии "Севмаш" в Северодвинске с корабля сняли старое оборудование и провели дефектовку корпуса. Завершить модернизацию планировали к 2018-му, однако сроки неоднократно сдвигались вправо. Ремонт корректировали по ходу дела, внедряя в бортовое оборудование и вооружение все больше новинок.

Так, еще в мае минувшего года замминистра обороны Алексей Криворучко сообщил, что тяжелый крейсер одним из первых получит гиперзвуковые ракеты "Циркон". Они летят к цели в девять раз быстрее скорости звука, что делает их неуязвимыми для любой системы противовоздушной обороны. Дальность — около 1000 километров. Таким образом, "Циркон" практически на порядок превосходит американские дозвуковые противокорабельные ракеты "Гарпун" (у них 130 километров).

"Орланы" всегда отличались мощной корабельной системой ПВО. До модернизации у "Нахимова" была дальнобойная ЗРС С-300Ф "Форт", теперь он получит военно-морской вариант более совершенной С-400. Этот комплекс, стреляющий зенитными боеприпасами разного типа, способен перехватывать самолеты-"невидимки" и другие воздушные цели, в том числе крылатые и баллистические. Ракета системы 40Н6 поражает объекты на удалении до 400 километров. Предполагается, что на "Адмирале Нахимове" разместят 96 пусковых шахт ЗРС С-400, что сделает этот корабль одним из самых защищенных от атак с воздуха в мире.

Восемьдесят ячеек

Кроме того, ЗРК ближней зоны "Кортик" поменяют на более современные "Панцирь-МЕ", а зенитные ракеты "Оса-М" — на новую систему "Редут". Однако в наибольшей степени модернизация коснется ударных комплексов. Помимо "Цирконов", "Адмирала Нахимова" вооружат противокорабельными ракетами П-800 "Оникс" и крылатыми ракетами "Калибр" с дальностью до 2500 километров. Все они будут запускаться из вертикальных пусковых установок ЗС14 на 80 ячеек, для монтажа которых пришлось убрать с корабля комплекс П-700 "Гранит".

"Граниты" в свое время были выдающимся оружием — скорость три Маха, дальность — 625 километров. Пятисоткилотонная ядерная боеголовка может с одного попадания уничтожить даже авианосец. Но габариты крупные — десять метров в длину и вес около семи тонн. У новых противокорабельных ракет боевая часть менее мощная, зато они быстрее и точнее.

Обновится и противолодочное вооружение крейсера. "Адмирал Нахимов" получит комплекс "Пакет-НК", защищающий от торпед и подводных лодок на ближних дистанциях. Эта система располагает двумя типами боеприпасов: тепловыми торпедами МТТ и реактивными противоторпедами М-15. Первый поражает субмарины на глубинах до 600 метров на удалении до 20 километров. Второй перехватывает атакующие корабль торпеды на дальности до 1,4 километра и глубине до 800 метров. "Пакет-НК" максимально автоматизирован, самостоятельно обнаруживает и классифицирует цель, определяет параметры движения и выдает торпеде или противоторпеде точное целеуказание. Оба боеприпаса достаточно быстроходны, скорость — 50 узлов (92 километра в час).

Само собой, электронную "начинку" крейсера заменят на самую современную, что серьезно повысит ситуационную осведомленность экипажа корабля и значительно расширит возможности применения бортового оружия.

Помимо этого, крейсер обеспечат передовыми системами связи и навигации, комплексом радиоэлектронной борьбы, а также авиагруппой из трех модернизированных палубных вертолетов Ка-27М. Эти машины существенно облегчат экипажу обнаружение подводных лодок вероятного противника.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

113
Судно на шельфе Балтийского моря по газопроводу Северный поток 2

В последний вагон: США опять взялись за "Северный поток - 2"

79
(обновлено 15:12 15.01.2021)
Конфликт интересов и перспектива "Северного потока - 2" : Россия строит, Германия планирует фонд страхования, Швеция опасается "газовой войны", Америка вводит санкции, а Британия ее поддерживает

Датскую компанию Ramboll, участвовавшую в "Северном потоке - 2", напугали санкции Вашингтона, сообщают СМИ. Действительно, с 1 января США усилили меры против тех, кто связан с проектом. Однако строительство продолжается. В Европе же опять кипят страсти по этому поводу: пока немцы готовят фонд для защиты от санкций, британцы хотят последовать примеру американцев, а шведы опасаются начала "газовой войны". Что будет в итоге с трубопроводом — в материале Наталье Дембинской, РИА Новости.

За старое

Зарубежную сухопутную часть СП-2 благополучно достроили. Сейчас укладывают трубы в водах Германии, потом — Дания. Проект вышел на финишную прямую. Но в Вашингтоне отказываются это признавать. С 1 января действует новый закон об оборонном бюджете, включающий в себя дополнительные санкции против российского газопровода.

В частности, речь идет об организациях, предоставляющих услуги тестирования, инспекции или сертификации. Норвежская компания DNV GL уже заявила, что прекращает все действия по проверке газопровода и не сможет его сертифицировать.

Как сказал ранее лидер республиканского большинства в сенате США Митч Макконнелл, закон об оборонном бюджете имеет решающее значение для государственной безопасности и "сдерживания таких сверхдержав-соперников, как Китай и Россия". Этот документ закрепит преимущество США "на море, суше, в воздухе, киберпространстве и космосе"

"Газпрому" осталось уложить около 150 километров труб: 120 — в Дании и чуть более 30 — в Германии. Газопровод готов на 94%.

Несмотря на попытки Вашингтона помешать завершению проекта, финансируемого пятью крупнейшими энергетическими компаниями Европы, 11 января работы в территориальных водах Германии возобновились — после годового перерыва. С 15 января трубы начнут укладывать и у берегов Дании.

Трубоукладчику "Фортуна" помогут "Мурман" и "Балтийский исследователь" Морской спасательной службы России, а также другие суда обеспечения. В море создадут временную запретную зону шириной 200 метров по обе стороны от линии прокладки трубы.

Как уточнила ранее гендиректор "Газпром экспорта" Елена Бурмистрова, срок окончания строительства морского участка зависит от ряда обстоятельств, в частности от погоды.

Защитный механизм

В США тем временем вновь грозят европейским компаниям, которые, по мнению Вашингтона, помогают России с СП-2.
"Мы пытаемся уведомить их о риске и призвать отказаться от сотрудничества, пока не слишком поздно", — цитирует Reuters источник в Госдепе. В ближайшие дни Белый дом, по информации этого агентства, опубликует список неугодных организаций.

В российском МИД, впрочем, подчеркивают: Москва не сомневается в успехе СП-2, как бы Вашингтон ни давил на западноевропейских партнеров "Газпрома".

В Германии продолжают считать "Северный поток - 2" экономическим проектом и не приемлют экстерриториальные санкции США. Об этом напомнила на днях заместитель официального представителя кабмина ФРГ Ульрике Деммер. Более того, в начале января парламент германской федеральной земли Мекленбург — Передняя Померания большинством голосов поддержал инициативу регионального правительства по созданию экологического фонда "Защита климата и окружающей среды MV".

Этот фонд придумали для обхода американских санкций. Организация сможет закупать оборудование, необходимое для строительства. И первым делом признает трубопровод важным для экологии.

Как уточняет немецкая Bild, это позволит классифицировать "Северный поток - 2" "принципиальным элементом защиты окружающей среды".

Фонд намерен зарегистрировать коммерческое предприятие, занимающееся исключительно СП-2. Компании, которым угрожают санкции, будут взаимодействовать с российской стороной посредством экономических инструментов, предоставляемых этим предприятием.

Упустят время

Успеют ли немцы обезопасить себя от санкций? Наблюдатели разошлись во мнениях. С одной стороны, фонд получил инвестиции и полномочия, достаточные для того, чтобы свести усилия Вашингтона на нет, отмечает директор компании ТМТ Даниил Ростовцев.

"Однако инициатива с фондом вызвала недовольство в обществе, особенно среди "зеленых". Экологи считают неэтичным и возмутительным способствовать таким образом проекту, который, по их мнению, вовсе не "зеленый", а опасный для окружающей среды", — указывает аналитик. Теперь все зависит от того, смогут ли сторонники СП-2 договориться с общественностью.

В то же время, уверяет независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов, Берлин в любом случае не пойдет на уступки Вашингтону: Германии нужно российское голубое топливо, более дешевое, чем американский СПГ. И тем более необходимо сохранение экономических отношений с Россией: этот рынок — стратегический для немецких компаний.

Конечно, фонд попадет под санкции, но они не дадут эффекта. А против его подрядчиков придется готовить новый законопроект, проводить его через конгресс, ждать, пока подпишет президент. Это может занять до полугода, за которые "Северный поток - 2" достроят", — рассуждает эксперт. Однако он не исключает сложностей на этапе ввода в эксплуатацию — как раз из-за санкций, зашитых в оборонный бюджет США.

Страх и ненависть

Примеру американцев хотят последовать англичане. Как заявил британский парламентарий-консерватор Дэниел Кочински, российский газопровод "чрезвычайно опасен" — тем, что ведет "напрямую в Россию" в обход всех газовых и нефтяных сетей, расположенных на территории стран НАТО. По его словам, британцев больше не сдерживает членство в Евросоюзе, а потому "надо следовать за американскими друзьями и вводить санкции против любой компании, вовлеченной в строительство "Северного потока - 2".

В Швеции тем временем опасаются, что президентство Джо Байдена положит начало "газовой войне" в непосредственной близости от страны из-за трубопровода. Как отмечает Svenska Dagbladet, американский демократ скорее "даже более жесткий его противник, чем Дональд Трамп". А для скандинавского королевства вопрос уже решен: правительство одобрило прокладку труб через шведскую экономическую зону.

Негативным для "Газпрома" аспектом президентства Байдена считают его энергетическую политику, так называемый зеленый курс. Демократы планируют потратить два триллиона долларов, чтобы перейти на экологически чистую энергетику к 2035 году. А к 2050-му — к нулевым выбросам. Однако и зеленая энергетика России на руку: по "Северному потоку - 2" можно качать не только природный газ, но и водород. В Европе спрос на водородное топливо потенциально очень высокий.

В самих США сомневаются в осуществимости всего того, что Белый дом наобещал "потоку". Как уверяет бывший сенатор от штата Виргиния Ричард Блэк, договориться с Москвой о завершении строительства Байден предпочтет по-тихому. А взамен попытается выторговать какие-то выгоды для Вашингтона.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

79
Теги:
Россия, США, Северный поток-2

Впервые в истории: Трампу вынесли импичмент во второй раз

0
Президента США обвиняют в особо тяжких преступлениях и подстрекательстве к мятежу. Смотрите в видео, что ждет Дональда Трампа дальше

Палата представителей США проголосовала за импичмент Дональда Трампа. Голосование состоялось 13 января - спустя неделю после штурма Капитолия сторонниками действующего президента.

За импичмент проголосовали 232 члена нижней палаты, в том числе десять республиканцев, против - 197. Таким образом, он стал единственным президентом в истории США, которому импичмент был вынесен дважды.

 

0
Теги:
Импичмент, Дональд Трамп, США