Старинные книги и ночник на письменном столе

Как Франция пыталась втянуть Георгия Блистательного в авантюру малоизвестные факты

7111
(обновлено 13:53 19.12.2020)
Мудрость, дипломатия и самые благородные стремления правителей – колумнист Sputnik, историк Вано Сулори рассказывает о самых интересных и малоизвестных фактах из истории Грузии

По поводу одного из выдающихся царей в истории Грузии Георгия Блистательного Вахушти Багратиони писал:

"Периоду царствования Георгия V предшествовали большие сдвиги в огромной империи илханских монголов, растянувшейся от Амударьи до Египта. С севера ее границу нарушил хан "Золотой орды", а с запада подошел египетский султан. Вместе с тем в Хорасане вспыхнуло восстание, царевич Ясавур потребовал независимости. Ко всему этому добавилось довольно неприятное известие: малолетнему хану доложили, что в Грузии восстал командир монгольского гарнизона Курмиш, сын Аликана.

Как раз в этой сложной ситуации молодой царевич Георгий появился в Султании и, в соответствии с введенным монголами правилом, потребовал утвердить его на грузинский трон.

Молодой царь сложившееся положение использовал для того, чтобы поставить Грузию на ноги и сделать ее сильнее. Он буквально ходил по лезвию ножа. Однако, будучи человеком умным, действовал без эмоций, с филигранной точностью и предпринимал такие шаги, благодаря которым грузинам удалось покончить с монгольским игом и добиться полной независимости.

Между тем, у кое-кого не раз были попытки втянуть Георгия Блистательного в большую авантюру. К примеру, в 1332-1333 годы грузинскому царю прислал письмо правитель Франции Филипп VI Валуа. Он предложил грузинскому монарху начать новый крестовый поход. Георгий Блистательный отправил европейским авантюристам замечательный ответ:

"Божественные государи Франции часто призывают правителей Востока к войне против сарацинов, но затем оставляют их одних в этой мучительной войне.

Великодушие Маленького Кахи: как кизихский крестьянин пожаловался на царя >>>

Так что прошу вас сначала решить, когда и где вы пересечете море (имеется в виду Средиземное море), и я тотчас появлюсь там, в соответствии с вашей доброй волей и в сопровождении тридцатитысячного войска".

Но у Европы не было ресурса для начала нового крестового похода, и, разумеется, никакого похода она не начала, несмотря на вразумления Папы Римского и "готовность" европейских монархов.

Кстати, с блистательным грузинским царем был в тесной связи и сам Папа Римский, который не раз обращался к нему за спасением католических миссий. Папа Римский Иоанн XXII в 1321 году впервые обратился к грузинскому царю с письмом, а в 1329 году перенес в Тбилиси форпост католической веры на востоке – Смирнскую епископскую кафедру.

Тут же отметим, что по данным европейских путешественников, первый католический храм в Тбилиси был построен в 1240 году. В 1318 году католическая кафедра была основана и в Цхуми, кормчим которой в 1330 году назначили Петрэ Геральда, этнического англичанина.

Царь Георгий был настоящим мастером политики балансирования. До определенного времени ему удавалось сохранять хорошие отношения при дворе монгольского хана, а когда в империи илханов начались беспорядки, он без крови освободил страну.

Георгий Блистательный, сохраняя тесные связи с европейскими монархами, параллельно отправил дипломатическую миссию в Египет и попросил султана вернуть грузинам ключи от присвоенных Иерусалимского Крестового монастыря и церкви Гроба Господня. И действительно, посольство исполнило желание царя.

Помимо избавления от ярма монголов и объединения страны, Георгий V заботился и о духовном возрождении страны, на котором вековое господство монголов оставило тяжелый след. В эпоху Георгия Блистательного было восстановлено и возведено множество церквей и монастырей. В частности, восстановили купол храма в Самтавро и Светицховели, построили Самеба в Гергети, Цаишский храм, церковь Дата, новую церковь в Иерусалиме и другие.

По сведениям Вахушти, в 30-е годы XIV века Георгий Блистательный даже созвал церковный собор, на котором от церкви были отлучены недостойные.

Однако страну, стоящую на пути возрождения, беда все же постигла. В 1346 году мир охватила чума, появившаяся в Средней Азии. Этого несчастья не избежала и Грузия. Два года свирепствовала в стране смертельная болезнь, унеся десятки тысяч жизней. Предположительно, жертвой чумы стал и 60-летний Георгий V, грузинский царь после смерти оставивший государство, с которым считались страны как Восточной, так и Западной Европы.

7111

Председатель правительства России Дмитрий Медведев

Невыученные уроки истории. Колонка Дмитрия Медведева

214
(обновлено 14:10 23.04.2021)
Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев специально для РИА Новости проанализировал очередной этап конфронтации между Россией и США
"Избегание столкновения с большими силами свидетельствует не о трусости, а о мудрости, ибо принесение себя в жертву никогда и нигде не является преимуществом" (Сунь Цзы. Искусство войны).

"Слышать собеседника": что посоветовал Медведев США в налаживании диалога с Россией?>>

За последние годы отношения России и США фактически перешли от соперничества к конфронтации, по сути — вернулись в эпоху холодной войны. Санкционное давление, угрозы, конфликтное противоборство, защита своих эгоистических интересов — все это ввергает мир в состояние перманентной нестабильности.

Когда отношения двух стран долгое время находятся в подобной ситуации, это и называется кризис. Такие кризисы являются очень благоприятной почвой для появления еще более острых периодов в отношениях — "кризиса кризисов". В подобной ситуации любой неверный шаг, отсутствие терпения, стратегического понимания веса каждого слова могут ввергнуть не только две отдельно взятые страны, но и весь мир в пучину тяжелейших проблем, поставив его перед угрозой прямого военного столкновения.

Подобное уже происходило в нашей общей истории. Правда, время было несколько иным, чем сейчас, а местом действия был Карибский бассейн, но суть происходящего была очень схожей.

Внешняя политика США того времени вынуждала нашу страну соответствующим образом реагировать. В конце 1950-х и начале 1960-х это проявлялось в размещении американских ракет в Турции, в Южном Вьетнаме, в Ливане. И в неуклюжей политике на Кубе, породившей революцию, а потом в попытке вернуть контроль над Островом свободы. И во многом другом.

Сегодня же это — антироссийские санкции, организованная кампания травли России, американская политика в отношении наших соседей, окончательный приход НАТО к нашим границам, противодействие "Северному потоку - 2", встревоженность реализацией нашей страной Северного морского пути, наконец, украинский вопрос и многое другое. Примеры такой политики проявляются ежедневно.

Россия сегодня, как и СССР в прошлом, всегда была в состоянии догоняющей Соединенные Штаты по уровню угроз оппоненту.

В начале 60-х ответом американцам стало развертывание СССР стратегического наступательного вооружения на Кубе. США, как известно, пошли на дальнейшую конфронтацию: стянули военные корабли, взяли остров в морскую блокаду и даже готовили полноценное вторжение. Этот кризис получил название Карибский. В его рамках есть два основных момента.

Первый. Долгосрочный ответ — это не только появление ракет у берегов Соединенных Штатов. Прежде всего это был показ и, что еще важнее, осознание западными странами инфраструктурных возможностей нашего государства по развертыванию в короткие сроки военных баз в любой точке мира.

Второй. Ситуация, находящаяся "в пяти минутах от войны", была спасена лидерами двух сверхдержав, сохранившими трезвость оценки ситуации, признавшими и принявшими мудрость компромисса, а следовательно — готовыми идти на уступки.

В какой-то момент лидеры общались напрямую, в какой-то — нет, но в любом случае между СССР и США был равноправный диалог, осуществляемый не через язык угроз и ультиматумов.

После разрешения Карибского кризиса за весь XX век не возникало ситуаций, когда две страны находились так близко от войны. Потому что обе усвоили урок: сотрудничество в разрешении международных проблем лучше конфронтации.

Но сегодня ситуация несколько иная: США скатились в нестабильную внешнюю политику. Это проявилось и в отказе от ядерной сделки с Ираном. В выходе из Договора по открытому небу и ряда других. А в настоящий момент — и в риторике нового президента.

Новая стратегическая реальность — нестабильность внешнеполитического курса Вашингтона — во многом вызвана как внутренними причинами, так и определенным падением авторитета США в качестве лидера западного мира.

Новая же тактика американской администрации: одной рукой сигнализировать о необходимости диалога, а другой — увеличивать давление. Она может говорить и о выполнении предвыборных обещаний демократов, и об отсутствии единства в выработке курса и принятия решений в новой команде, и об американском "миссионерстве". "Мы всегда правы, вы должны нас слушаться". А партнеры и оппоненты должны воспринимать такой курс как должное, причем с чувством благодарности за полученный "урок".

Призыв к диалогу мы услышали во время телефонного разговора двух президентов. И тут же началась жесткая риторика, введены новые антироссийские санкции, высылаются дипломаты, подписан указ о российской угрозе. Сюда же необходимо отнести искусственно усугубляющийся конфликт на востоке Украины, милитаристские заявления руководства США, переброску военной техники в наш регион. Проще говоря — обострение ситуации.

Очевидно, что СССР воспринимался США как равноправный соперник, с которым, без сомнения, необходимо считаться. Это было обусловлено военно-политическим паритетом сторон, для сохранения которого и была создана система международных организаций. И наличием двух военных блоков — стран НАТО и стран Варшавского договора.

Но после распада СССР паритет на какое-то время исчез. Соединенные Штаты, прожив полтора десятилетия в системе координат, когда ни одна другая страна мира не только не имела сопоставимой с ними мощи, но и не имела даже гипотетического права располагать подобной силой, просто-напросто отвыкли от равноправного диалога.
Новая администрация США, восстанавливая свое положение мирового правителя и защитника коллективного Запада (причем параллельно убеждая в этом самих себя), не имеет силы духа признать, что кто-то в мире может располагать инфраструктурными возможностями и военно-политическим потенциалом, сопоставимыми с ними. Например, Китай или Россия.

На повестке дня стоит вопрос: обретет ли сегодняшняя американская администрация мудрость компромисса, к которой пришли лидеры стран — участниц Карибского кризиса 60-х годов прошлого века?

И что поможет гасить проблемы, когда ситуация накалена до предела?
Таких моментов три.
Во-первых, осознание цены "рокового решения". Если ущерб от победы будет настолько большим, что поставит вопрос о дальнейшем существовании победителя, то это не победа.

Во-вторых, прямая связь. Это не просто телефон, по которому можно дозвониться, а возможность говорить откровенно и, что еще важнее, слышать своего собеседника. И понять его логику и аргументы.

И, в-третьих, самое важное. Не только понимание необходимости и возможности компромиссов, но и готовность идти на эти компромиссы. Готовность отказаться от языка ультиматумов и хамства, которые загоняют диалог под плинтус.
Именно поэтому риторика, заключающаяся в нехитрых словах "Россия заплатит цену", хоть и звучит очень по-американски, ведет прямо в тупик. Из этого тоннеля нет выхода. Эта мантра не даст просветления никому.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

214
Перед входом на территорию тюремной больницы

Добро пожаловать в ад, или Место, где обретается вера

158
(обновлено 10:27 23.04.2021)
Куда только не заносит проект "Прогулки по Тифлису" его автора Екатерину Микаридзе – вот и в этот раз новым материалом для исследования стала одна пугающая местность грузинской столицы

Хуже заключения может быть только смерть. А в тюрьме, в которую я направляюсь, смерть была милосерднее жизни. Как может в тюрьме, рассчитанной на 1 500 мест, отбывать наказание до 4 тысяч заключенных. Или в камерах, рассчитанных на 15 заключенных, жить до 40 человек? Или же спать по очереди, потому что нет тюремных нар, а есть стоя, потому что нет столовой и мест. Каждый день, прожитый в таких условиях, можно засчитывать за год. А саму жизнь – за пребывание в аду.

Оплот жестокости и несправедливости

Ортачальская тюрьма была самой старой тюрьмой во всей Грузии. Красное кирпичное здание было построено в конце XIX века как солдатская казарма, и только спустя 20 лет превратилось в тюрьму.

В подземных подвалах этого заведения приводилась в исполнение высшая мера наказания, а в 30-50-х годах прошлого века в этой тюрьме были замучены и расстреляны тысячи невинных людей.

За более чем вековой возраст за этой тюрьмой закрепилась слава самой жестокой и страшной по условиям содержания. За время своего существования то место заключения стало символом жестокости и несправедливости. Неудивительно, что в СИЗО №5, как называли это место, перманентно вспыхивали бунты, которые подавлялись с особой жестокостью. Последний тюремный бунт произошел в 2006 году. В результате произошедшего были убиты 17 заключенных, ранено два спецназовца. Через два года после этих событий было принято решение закрыть эту тюрьму, как не соответствующую современным стандартам.

– Это же вы спрашивали про тюрьму? – прервала мои размышления симпатичная женщина, – Вам нужно сходить.

Бросив невнятное спасибо, я почти выпрыгнула из отъезжающего автобуса. Солнце жарило не по-весеннему. У машины, припаркованной в тени, о чем-то оживленно разговаривали таксисты.

Через секунду подбежит охранник и объяснит, что делать снимки тюремного здания с этого места нельзя
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Через секунду подбежит охранник и объяснит, что делать снимки тюремного здания с этого места нельзя

– Вы не подскажите, как пройти к тюрьме? – обратилась я к ним.

За моим вопросом последовала короткая пауза, вызванная странностью моего интереса. Давно тут не интересовался никто тюрьмой, с тех пор, как ее закрыли и снесли старое здание.

– Вам немного нужно пройти вперед. А раньше вся эта территория называли тюремной.

Вера открывает все двери

Через пару шагов показался блокпост. Только не тюремный, а для въезда на территорию службы управления чрезвычайными ситуациями министерства внутренних дел. В 2008-м здание Ортачальской тюрьмы было снесено, а заключенные расселены по другим тюрьмам. И на очищенной территории были построены несколько зданий службы управления чрезвычайными ситуациями.

Вид с пустыря на тюремную вышку
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Вид с пустыря на тюремную вышку

Здание бывшей Республиканской больницы, которое осталась от старого тюремного комплекса, расположено на самом дальнем плане за бетонной стеной. На днях появилась информация о том, что здание уходит с молотка. Вот только приблизиться к нему не так просто.

После неудавшейся попытки попасть внутрь двора, я подошла вплотную к шлагбауму и направила объектив на здание тюрьмы. И тут как по команде из конторки, размахивая руками, как ветряная мельница крыльями, выскочил здоровенный, краснощекий охранник.

– Нельзя делать снимки отсюда!

– Зайти внутрь нельзя, фотографии снимать нельзя. Это что, какой-нибудь секретный объект что ли?

Снимок сделанный с автостоянки
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Снимок сделанный с автостоянки

Тут охранник стал учить, что неподалеку есть переулок, по которому можно подобраться к тюрьме ближе.

– Да я была уже в этом переулке, – разочарованно отвечала я ему, – там ограда с меня ростом.

Оказалось, есть и другая дорога, с петляющим вверх серпантином. Я нашла ее и, поднявшись по ней, оказалась перед бетонной стеной, отделяющей меня от тюремного здания. Ну, наконец.

Пустырь перед входом на территорию тюрьмы служил местом для автостоянки. Помня о том, что тут где-то обитает злая овчарка, охранники внизу предупредили, передвигаюсь, вслушиваясь в каждый шорох. Вокруг ни души.

Захожу за каждый автобус медленно. Из оборонительных предметов на мне фотоаппарат. Обследовав все вокруг, я подошла к явно обитаемой сторожке и наудачу постучалась в окно. И в нем тут же появилось большая морда овчарки, которая на меня грозно рявкнула. А следом вылезло зевающее лицо сторожа.

– А с какой целью вы хотите туда проникнуть? – спросил сторож.

Ведь не пустит же, мелькает в голове. И глаз падает на шпиль храма, что во дворе тюрьмы.

– Я хотела бы попасть в церковь.

Он улыбается по-доброму. Поверил, значит. Звонит кому-то. Начинает объяснять, что тут на проходной женщина хочет попасть в храм. Выше раздается звук отпираемой железной двери. На пороге возникает фигура охранника.

– А фотоаппарат вам зачем? – уточняет человек в форме. – Делать снимки там нельзя. Вам придется оставить его тут.

Ну вот, выдала себя с потрохами, как дилетант. И мне не остается ничего другого, как дав слово не вынимать его из рюкзака, зачехлить. Звонок к священнику и железная ограда на территорию бесшумно раздвигается. Охранник провожает меня до церкви и удаляется. Мы остаемся со священником во дворе одни. 

Храм во искупление

Прямо напротив храма, по размерам больше похожего на часовню, трехэтажное здание – Республиканская тюремная больница. Решетки на окнах такие же частые и многослойные, как в любом другом тюремном учреждении.

– Снимать тут ничего нельзя, со всех сторон на нас смотрят камеры, – предупреждает отец Давид. Все верно, это ж объект стратегической важности – пустая трехэтажная больница. А вдруг по снимкам, появившимся в Интернете, враги отечества вычислят секретный объект и совершат какую-нибудь диверсию.

С любым другим я стала бы спорить, доказывать, что нелепее бюрократических запретов бывают только бюрократические заперты. Но не здесь и не сейчас, и не с этим человеком. И не потому что это духовное лицо, а потому что светлее лица я никогда не встречала.

Огромные глаза невысокого, тонкого духовника смотрят на тебя открыто и доверчиво. Юлить, глядя в эти глаза, и пытаться во что бы то не стало сделать снимки здания или выдавать себя за набожного человека, который, завидев храм, пытался в него попасть, не хочется. Будто читая мысли, батюшка спрашивает:

– А почему вы хотели попасть в эту церковь?

– Я скажу вам правду… Я, на самом деле, хотела на здание посмотреть и снять с близкого расстояния. Дело в том, что я читала о том, что здешняя территория с постройками на ней выставлена на аукцион. Начальная стоимость объекта составляет 14 миллионов лари. И мне стало интересно, как это место выглядит.

– А где вы прочитали про продажу территории?

– Сейчас, – начинаю я рыться в телефоне и, отыскав информацию, показываю ее.

– Спасибо, я прочитаю позже. Не знал об этом, интересно, – задумчиво отвечает молодой священник. Потом он тянет на себя красивую деревянную дверь ручной работы и приглашает меня в храм.

– Знаете, как появился этот храм святого Георгия? Его построили лет 20 назад. Был такой вор в законе Давид Какулия. Его в 1994-95-м поймали в Москве. И произошла его экстрадиция на родину. Посадили его в ортачальскую тюрьму. У него была идея построить церковь. При поддержке заключенных, конечно. Сам он по выходу из тюрьмы жил со своим духовником. Его убили в начале 2000-х в Москве, – отец Давид умолкает и в маленьком храме воцаряется тишина. Не давящая тишина, а содержательная.

– Вы помолитесь, если хотите, и свечку можете поставить, – говорит батюшка удивительно спокойным и ровным голосом. Взяв несколько свечей, я подхожу к образам святых, всматриваюсь в них.

– После освещения храма, его начали расписывать. Художники нашлись среди заключенных, это были два брата Захарий и Леван. Их имена отмечены на стене, – показывает священник в сторону росписей. А церковный колокол храму пожертвовал Патриарх Грузии Илия Второй.

Опять тишина. И почти осязаемый на ощупь сгусток энергии. Не отрицательной, нет, а плотной и тяжелой, как ртуть.

Обретение веры

– Говорят, самая искренняя вера бывает только у заключенных, – обращаюсь я к отцу Давиду, когда мы выходим из храма.

– Когда человек попадает в тюрьму, он впадает в полное отчаяние, – задумчиво отвечает батюшка. – Ему кажется, что прощения ему ждать уже не от кого. И даже Бог от него отвернулся. После совершения преступления человек часто думает, что все вокруг против него и никому больше доверять нельзя. Нужно протянуть ему в таком состоянии руку, чтобы темная сторона его не перетянула и зло не поглотило его. Возможно тут человек обретет веру.

– Заключенные пребывали здесь до 2019 года. Есть в этом здании одна камера, в которой заключенные устроили молельню, – продолжает отец Давид. – В ней они по желанию молились и соблюдали пост. И встреча с духовным лицом была для них отрадой.

Для многих пребывание в камере и молитва были шансом начать жизнь заново. Заключенному хочется верить, что Бог его простит. Человек в заключении задумывается над содеянным и по выходу старается больше не преступать закон. Хотя бывает и так, что выйдя на свободу, они снова переступают закон и возвращается сюда. И духовные лица были призваны как раз поменять у них это отношение к окружающему миру, чтобы у заключенного по выходу из тюрьмы не рождалось желания вернуться обратно.

Есть и такие среди заключенных, кто выйдя на свободу, ушел служить в церковь, создал семью и продолжил счастливую жизнь по христианским традициям.

Поговорив еще немного, я стала прощаться с отцом Давидом. Мы пошли с ним медленно вниз, к воротам, ведущим на "волю".

– Вы не беспокойтесь, я сама дойду, – говорю я ему. А он мне на это с мягкой улыбкой отвечает:

– Я проведу вас, мне это не трудно. У вас есть свой батюшка?

– Нет, у меня никогда не было ни батюшки, ни в грехах я ни разу не каялась.

Вид с дороги на тюрьму
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Вид с дороги на тюрьму

Железная дверь со скрипом открывается наружу. Отец Давид благословляет меня и машет на прощанье рукой. Спускаюсь по дороге медленно, несмотря на то, что начинает накрапывать дождь. На душе становится так легко, что кажется нет в этом мире ни зла, ни жестокости. И появляется слабая надежда на то, что человек человеку все же друг, а не волк, как писал в своей "Зоне" Сергей Донатович Довлатов…

158
Темы:
Прогулки по Тифлису
Храм Светицховели

Что можно и нельзя делать в Лазареву субботу 2021: традиции праздника

0
(обновлено 17:37 23.04.2021)
Накануне Вербного воскресенья или Входа Господня в Иерусалим православные празднуют Лазареву субботу

Православная церковь в этот день воспоминает одно из главных чудес, которое совершил Иисус Христос – воскрешение Святого Лазаря

Лазарева суббота – суббота шестой недели Великого поста, которая в 2021 году выпадает на 24 апреля.

Sputnik Грузия рассказывает, что можно и нельзя делать в Лазареву субботу, а также о традициях праздника.

Почему Лазарева?

Евангелие от Иоанна повествует, что Лазарь с сестрами Марфой и Марией жил в селении Вифания, недалеко от Иерусалима. Христос во время земной жизни часто посещал их дом, а Лазаря называл своим другом. Когда Лазарь заболел, сестры послали сказать Иисусу, что тот, кого Он любит, болен. Но Спаситель сказал, что эта болезнь не к смерти, а к славе Божьей и через нее прославится Сын Божий.

Лазарь скончался за четыре дня до прихода Иисуса в Вифанию. На пути к дому Христос встретил его сестру Марфу и сказал ей: "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?"

На что Марфа ответила: "Господи! Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир".

Спаситель очень любил своего друга и, подходя к гробнице, в которой похоронили праведника, прослезился. Христос велел окружающим его людям отвалить камень, закрывающий вход в гробницу, и воззвал: "Лазарь! Иди вон". И умерший вышел из пещеры обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, с лицом, обвязанным платком.

Весть об этом чуде быстро разнеслась, и когда на следующий день Христос въехал в Иерусалим на молодой ослице, множество людей встречало Его как царя – они постилали пальмовые ветви и свои одежды на Его пути. После воскрешения Святой Лазарь прожил еще 30 лет – он был епископом на Кипре и проповедовал христианство.

Традиции праздника

Лазарева суббота символ того, что Господу подвластна и жизнь, и смерть человека – он дает надежду на спасение всех верующих христиан, на дарование вечной жизни.

На Руси традиции празднования Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим неразрывно связаны. В Лазареву субботу начинается освящение вербы, которая является главным символом Вербного Воскресения.

Именно в субботу, накануне Вербного воскресенья, прихожане по традиции приносили в храм веточки вербы и стояли с ними до конца службы. А священник совершал чин освящения вербы на вечерней службе – утрене.

Священнослужители в этот торжественный день, меняют свои строгие черные одежды на белые, демонстрируя тем самым единение с воскресшим Лазарем. В Апостольских чтениях в эту субботу Церковь говорит об установлении вечного царства благодати, которое началось с воскрешения Лазаря.

Церковь рекомендует посвятить Лазареву субботу чтению Писания, событий, освященных празднику, думать о смерти, ее смысле и будущем своей души.

Что можно есть

Лазарева суббота приходится на период Великого поста, поэтому в православных канонах строго описано меню трапезы, что можно и нельзя есть в это время. Во время поста готовить можно только постные блюда – различные каши, овощные салаты с добавлением растительного масла и так далее.

В праздник можно есть рыбью икру и выпить немного вина.

На Руси в Лазареву субботу хозяйки по традиции варили брагу, пекли гречневые блины, готовили кашу и рыбный курник, который съедали на следующий день – в Вербное воскресенье.

Великий пост очень строгий, но в честь праздника Вход Господень в Иерусалим делается послабление и можно есть рыбу.

Что можно и нельзя делать

В Лазареву субботу по традиции нельзя заниматься хозяйством – категорически запрещено работой в огороде, строить, стирать, гладить, мыться и делать уборку, поэтому хозяйки старались закончить все дела до наступления праздника.

В праздник нельзя использовать режущие и колющие предметы, поэтому мужчины не охотились и не резали скотину в этот день, а женщины откладывали шитье и вязание до завершения праздника.

В Лазареву субботу продолжается Великий пост, поэтому нельзя есть мясные и молочные продукты.

В этот праздник нельзя раздражаться, ссориться, выяснять отношения, совершать любые другие поступки, которые разрушают мир между людьми.

В Лазареву субботу также нельзя венчаться и проводить любые другие светские праздничные мероприятия, а также отказывать людям и в их просьбе.

В Лазареву субботу по традиции готовятся к Вербному воскресенью – идут в храм, слушают проповедь, молятся, думают о вечном, отложив все повседневные дела и заботы.

В Лазареву субботу готовят специальные блюда – женщины балуют семью гречневыми блинами и кашей, блюдами из гороха. Эти продукты по традиции должны обязательно присутствовать на столе, чтобы урожай гречихи и бобовых культур был богатым. Кроме того, подают десерты из тыквы или манной каши.

Празднование проходит в семейном кругу. В этот день нельзя устраивать большие застолья и веселиться, так как пока продолжается Великий пост. Нельзя топтать ногами крошки от пищи, которые упали на пол.

Молодые девушки в Лазареву субботу по традиции собирались вместе и ходили по избам делать "лазари" – петь песни. В ответ хозяева давали девушкам сырые яйца и мелкие деньги. После окончания обряда девушки делили поровну все подарки и расходились по домам.

По традиции вербовые ветки, заготовленные в Лазареву субботу, освящают в церкви, а вечером начинают хлестать ими друг друга. В старину считали, что такая традиция принесет хозяевам дома здоровье и достаток.

Приметы

В Лазареву субботу следят за природой и поведением животных. В частности, жители сел обязательно наблюдали за поведением ползучих созданий.

В народе считали, если змеи, ящерицы и прочие гады массово покидали свои норы и гнезда в Лазареву субботу, значит, пришла настоящая весна. Соответственно, скоро станет жарко, поэтому можно сеять зерно и заняться огородом.

По приметам, чтобы горох уродился, его сеяли именно в Лазареву субботу.

В семье улучшится материальное положение, если в этот день прочитать "Отче наш", держа в левой руке вербовую веточку, а правой перекреститься и попросить у Господа финансового благополучия.

Материал подготовлен на основе открытых источников

0