Развертывание российскими военными полевого госпиталя в Степанакерте

Аэропорт Степанакерта от военных нужд до гражданского использования?

7015
(обновлено 12:30 02.12.2020)
Российская миротворческая операция в Нагорном Карабахе отличается сложнейшей логистикой. Реконструкция аэродрома в Степанакерте позволит принимать самолеты ВКС РФ, решит многие проблемы снабжения, считает военный обозреватель Sputnik

Карабах связывает с Арменией только Лачинский коридор шириной 5 километров. Дорога – под присмотром российских миротворцев, но все же остается крайне уязвимой в случае возможного обострения обстановки в регионе. В перспективе – непростое строительство новой дороги (коридора) и передача Азербайджану города Лачин. Однако оперативная доставка людей и грузов необходима уже сегодня.

Путь по автомобильным дорогам от Степанакерта до Еревана (авиабаза Эребуни, аэропорт Звартноц) – 320 километров. В первые дни операции миротворцы выдвигались в Степанакерт этим маршрутом. Затем (28 ноября) освоили комбинированный маршрут: вагоны с грузами и техникой из России прибывают на азербайджанскую железнодорожную станцию Барда и после перегрузки на автомашины – около 100 километров пути по маршруту Барда – Агдам – Степанакерт. Куда ни кинь – дорога дальняя.

Оперативная переброска подразделений, техники и грузов на сотни километров в условиях Нагорного Карабаха превращается в сложную войсковую операцию. Два раза в год – ротация личного состава группировки миротворцев. Осложнение обстановки в регионе может потребовать дополнительных сил и средств. При этом в девяти километрах от Степанакерта имеется аэропорт Ханкенди, который гипотетически способен принимать тяжелую военно-транспортную авиацию.

Полеты здесь прекратились в начале 1990-х из-за боевых действий. Инфраструктура аэропорта пострадала от ракетных обстрелов со стороны Азербайджана в сентябре и октябре 2020 года, но длина взлетно-посадочной полосы (ВПП) составляет 2200 метров. Рельеф местности позволяет при необходимости удлинить полосу на 1000 метров и построить рядом вторую. Цена возрождения и модернизации аэропорта близ Степанакерта при ближайшем рассмотрении может оказаться не дороже многолетних дальних рейсов, громадных затрат времени и сил. Аэропорт также может стать логистическим центром для переброски гражданских грузов и важным слагаемым экономического роста Нагорного Карабаха в перспективе.

Дорога дальняя и опасная

Российские миротворцы на наблюдательных 23 постах круглосуточно контролируют соблюдение режима прекращения огня в Нагорном Карабахе, обеспечивают безопасность движения автотранспорта и перемещения местного населения по Лачинскому коридору. С 14 ноября благополучно вернулись в свои дома более 26 тысяч беженцев. В регионе активно работают российские саперы, военные медики, сотрудники МЧС.

Решение миротворческих задач требует постоянной мобильности. Специальный протокол, подписанный Москвой и Баку на основе трехстороннего соглашения Россия – Азербайджан – Армения о прекращении карабахской войны, предусматривает разблокирование транспортных коммуникаций между Азербайджаном и Арменией. Очевидно, этот документ снимает запреты не только на земле, но и в небе, имея в виду полеты в аэропорт Степанакерта. Прямой маршрут из России снял бы многие проблемы логистики и снабжения, создал бы новые операционные возможности войсковой группировки 15-й миротворческой бригады.

Ранее Грузия по просьбе Азербайджана и Армении открыла свое воздушное пространство для российской военно-транспортной авиации, самолеты которой совершали полеты в Ереван. Далее – в Степанакерт – неизбежный и длительный марш на технике. Теперь самое время полностью разблокировать небо региона. Это может пойти на пользу проекту строительства дороги из Азербайджана в Нахичеванскую автономию.

Закрытое небо

Аэродром Степанакерта уже ремонтировался и был готов принять самолеты в 2012 году. Но этого не произошло из-за противодействия Баку. Однако после заключения трехстороннего соглашения и начала российской миротворческой операции обстановка в регионе в корне изменилась.

Пора пересмотреть подходы к безопасности полетов и отменить запреты. Тем более что имеются прецеденты азербайджанско-армянского "взаимозачета": рейсы из Баку в Нахичевань летают через международные коридоры над Арменией и армянские авиакомпании используют международно-защищенные воздушные коридоры над территорией Азербайджана.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил: "Наступит день, когда проживающие сегодня в Нагорном Карабахе армяне и азербайджанцы, которые обязательно туда вернутся, вновь будут жить в условиях добрососедства. Здесь есть логистические вопросы, транспортные вопросы, энергетическая безопасность. Мы рассмотрим все эти вопросы". Это обнадеживает. Если высокогорный аэропорт вскоре расправит крылья, это пойдет на пользу региональному миру и стабильности.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

7015
Темы:
Обострение в Нагорном Карабахе, вооруженные столкновения 2020 (237)

Океанская многоцелевая система Посейдон

Третий носитель российских "Посейдонов": что известно об "Ульяновске"

100
(обновлено 09:55 19.01.2021)
Завершается строительство корпуса атомной подводной лодки специального назначения, вскоре начнутся гидравлические испытания. Российский ВМФ должен получить этот корабль до 2027 года

Субмарина "Ульяновск" (проект 09853) заложена на "Севмаше" в 2017 году. Имеет те же основные размеры, что и "Хабаровск" (проект 09851), однако в конструкции применены более современные системы и механизмы.

По данным Military Watch Magazine, эти корабли являются уменьшенными в размерах конструктивными наследниками ракетных подводных крейсеров стратегического назначения "Борей". Принципиальное отличие "Ульяновска" от "Хабаровска" и "Белгорода" (опытный носитель проекта 949А) состоит в том, что новейшая субмарина войдет в строй ВМФ вместе с уникальными термоядерными торпедами "Посейдон" на борту. В обозримой перспективе Россия планирует иметь в боевом составе Северного и Тихоокеанского флотов по два носителя "Посейдонов".

Многоцелевая океанская система "Посейдон" – асимметричный ответ РФ на расширение НАТО и опасную концентрацию в Восточной Европе ударного потенциала Пентагона, на формирование глобальной системы ПРО США, которую можно использовать для превентивного уничтожения российского оборонного потенциала.

"Посейдон" – один из самых секретных проектов ВМФ России, и все же ранее опубликованные приблизительные характеристики (оценки специалистов) позволяют достаточно полно представить возможности уникальной системы ядерного сдерживания.

Серийная субмарина "Ульяновск" – продолжение и развитие концепции "Хабаровска". Может иметь двухкорпусную компоновку, длину около 113 метров, полное водоизмещение примерно 10 тысяч тонн, рабочую глубину погружения до 500 метров, скорость подводного хода более 30 узлов. Автономность – 120 суток. Неограниченную дальность обеспечивает принципиально новая ядерная энергетическая установка. Экипаж – около 100 человек. Вероятно, шесть термоядерных торпед "Посейдон" будут размещены в носовой части "Ульяновска". Кроме того, субмарина может получить крылатые ракеты "Калибр-ПЛ", гиперзвуковые "Цирконы" и комплекс самообороны "Пакет-ПЛ" (для отражения торпедных атак противника).

Океанская многоцелевая система предназначена для поражения авианосных ударных групп, крупных военных баз и стратегических объектов экономики противника в районе побережья, а также для нанесения неприемлемого ущерба обширной территории страны-агрессора.

"Матрешка" от Путина

Подводные носители ядерных "торпед Судного дня" проектов 09851 и 09853 – скрытные и могущественные, способные до четырех месяцев выполнять задачи боевой службы на огромной глубине (без всплытия на поверхность). Они могут действовать в любой точке Мирового океана.

В свою очередь, беспилотные аппараты "Посейдон" еще менее уязвимы и более автономны, совершенно неотразимы в ситуации боевого применения. Многоцелевая океанская система в целом – атомная субмарина и термоядерные трансконтинентальные торпеды на ее борту немного напоминают русскую матрешку, которую в нашем случае лучше не беспокоить. Без весомой причины система "Посейдон" никогда не сработает.

Беспилотный аппарат с ядерным двигателем "Посейдон" имеет длину около 20 метров, диаметр – 1,8 метра, массу – 100 тонн. Дальность действия почти не ограничена, рабочая глубина погружения – 1 000 метров, скорость около 100 узлов (185 км/час) – параметры, практически недосягаемые для всех современных торпед вероятного противника. Кроме того, подводный аппарат с термоядерной боеголовкой обладает компьютерным интеллектом и способен действовать самостоятельно на удалении в несколько тысяч километров от носителя. Глубину и скорость беспилотник выбирает по обстановке. Причем максимальная скорость позволяет уйти от любой угрозы. Отследить такую цель средствами гидроакустики практически невозможно.

"Посейдон" способен двигаться, ориентируясь по рельефу морского дна, на расстояние до 10 тысяч километров. А в точке назначения – лечь на грунт и месяцами ждать сигнала на боевое применение или возвращение в базу (длинные волны способны преодолеть толщу воды). Мощность боевой части "Посейдона" – 100 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Причем боеголовка с кобальтовой секцией создана для максимального радиоактивного загрязнения территории.

Полагаю, эти яркие подробности раскрыты специально для "партнеров", намеревающихся разговаривать с Россией "с позиции силы".

Уникальные возможности атомных субмарин-носителей и стратегических торпед гарантируют сокрушительный ответно-встречный ядерный удар, даже если в отдаленной перспективе вероятному противнику удастся создать "непробиваемый купол" противоракетной обороны над сушей и морем.

Плановые четыре субмарины-носителя – это 24 развернутых в Мировом океане беспилотных "Посейдонов", способных, по оценкам Forbes, "обнулить" береговую оборону любого противника, уничтожить авианосные ударные группы ВМС и "нанести непоправимый ущерб восточному или западному побережью Соединенных Штатов" – притом что "другие ВМС вряд ли смогут создать нечто подобное".

Русская революция в стратегии ВМФ

Вашингтон в своей достаточно агрессивной внешней политике делает большую ставку на ВМС, стремится контролировать планету, опираясь на огромную сеть зарубежных баз.

Россия отреагировала асимметрично и сегодня готова защищаться на море не только стратегическими и многоцелевыми субмаринами. Собственно, и американские эксперты осознают, что "Посейдон" – ответ на создание противоракетных систем и целой армады крейсеров, эсминцев, подводных лодок США, вооруженных крылатыми ракетами "Томагавк" с дальностью до 2 500 км.

Американская сторона серьезно обеспокоена появлением российских "Посейдонов" и мучается вопросом: будет ли возможное применение во время военного конфликта этого оружия соответствовать нормам международного права? Вопрос риторический.

Российские "Посейдоны" лишают США ранее "гарантированных" двумя океанами безопасности и безнаказанности. "Умные" подводные дроны с термоядерными "аргументами" одним фактом своего существования принуждают к миру, повышают договороспособность американцев.

Альтернативой могут оказаться лишь огромные финансовые затраты Вашингтона на создание принципиально новых систем противодействия "торпедам Судного дня", однако и на этом пути заметное технологическое отставание США от РФ в военной области успеха не обещает.

А в перспективе носителями ядерных торпед могут стать и большие надводные корабли – боевые или замаскированные под гидрографические, торговые. Система "Посейдон" не подпадает под договоры об ограничении вооружений, имеет большой экспортный потенциал и может продаваться на международном рынке – с конвенционной боевой частью. Полагаю, Индия и Китай купили бы без долгих размышлений. Китайские специалисты уже заявили, что подобные технологии идеально подходят для глубоководных исследований. Действительно, прочность корпуса "Посейдона" позволяет ему погружаться на глубину до 14 километров.

Как бы то ни было, российский стратегический межконтинентальный глубоководный аппарат с ядерной энергетической установкой ожидает большое будущее. А Москва со своей гуманистической "позиции силы" всегда готова к равноправным и мирным переговорам с самыми неудобными партнерами.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

100

Агония большого спорта: почему мир оказался против Беларуси

111
(обновлено 16:33 18.01.2021)
Скорее всего, уже сегодня будет принято решение о месте проведения чемпионата мира по хоккею, который должен состояться с 21 мая по 6 июня

Шансы, что Минск (совместно с Ригой) сохранит за собой статус хозяина мероприятия, близки к нулю. Как заявил глава Международной федерации хоккея (IIHF) Рене Фазель, для этого "должно произойти чудо", пишет автор РИА Новости.

Он не скрывает, что на федерацию оказывается "политическое давление" со всех сторон.

Давят европейские государства, особенно Северная Европа и Германия. Министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас заявил, что это "не вопрос политического расчета, а вопрос отношения" для тех, кто "серьезно относится к солидарности с Беларусью".

Давят спонсоры. В субботу о намерении отказаться от поддержки турнира, если его матчи будут проходить в Минске, заявили два бренда — Skoda Auto и Nivea Men. У обеих компаний за спиной многолетняя история сотрудничества с IIHF: более десятилетия у косметической корпорации и почти три — у автомобильного гиганта.

По словам Фазеля, компании тоже не от хорошей жизни пошли на этот шаг, поскольку столкнулись с угрозой бойкота своей продукции, если останутся спонсорами мероприятия, проходящего в Беларуси.

При этом никакой радости из-за практически неизбежного наказания "авторитарного режима" сам глава IIHF, очевидно, не испытывает.

В его словах звучат скорее безнадежность и огромная усталость. И дело даже не в том, что смена площадки для чемпионата повлечет за собой массу организационных сложностей и дополнительных расходов для федерации.

Дания уже высказала готовность провести матчи чемпионата у себя. Еще одним запасным вариантом является Словакия.

Главная проблема в том, что большой спорт — как влиятельная глобальная система и серьезный бизнес — рассыпается и на глазах прекращает свое существование, и кому, как не высокопоставленным спортивным функционерам, осознавать весьма печальные в связи с этим перспективы.

Маркером того, насколько далеко зашел данный процесс, может служить царящее вокруг темы информационное равнодушие. Новости о сложной судьбе хоккейного чемпионата — традиционно популярнейшего спортивного мероприятия — даже не выходят за рамки спортивных разделов.

Аналогичная ситуация, кстати, сложилась и вокруг выбора музыкального сопровождения вместо гимна страны для российских спортсменов на Олимпийские игры ближайших лет.

Продолжающаяся тема наказания Москвы за многочисленные и разнообразные "преступления" в спортивной сфере, которая пару лет назад гремела на первых полосах мировых СМИ и вызывала по-настоящему болезненную реакцию в отечественном обществе, теперь едва замечается даже в России, а уж широким массам в остальном мире тем более все равно.

Фактически текущие события в мировом спорте дают всем интересующимся наглядный урок по теме "Как пустить на ветер десятилетия работы за несколько считанных лет".

Глобальная машина большого спорта за время существования сосредоточила в своих руках очень серьезные ресурсы и стала обладать немалым влиянием, в том числе политическим. В основе этого феномена лежала принципиальная инклюзивность и позиционирование себя над политикой.

Безусловно, решающий вклад в подобное положение дел внесла холодная война, когда спорт стал важнейшим элементом диалога, взаимопринятия и одновременно конкуренции систем.

Именно подчеркнутое положение над схваткой и политическими разногласиями любого рода давало спорту существенную долю независимости и в то же время рычаги давления на все стороны.

Причем это положение продлилось еще некоторое время после того, как мировой спорт отошел Западу в качестве военного трофея — в виде контроля над его руководящими структурами — по результатам холодной войны.

Во всяком случае, двенадцать лет назад МОК только небрежно отмахнулся от масштабной общественной кампании, развернутой против проведения Олимпиады в Пекине из-за китайской политики в Тибете. А бренды — спонсоры Игр совершенно не беспокоились по поводу опасности стать объектом потребительского бойкота.

Однако стоило полномасштабно задействовать спорт в антироссийской политике, как спустя буквально пару-тройку лет он стал в любой бочке затычкой в борьбе с неугодными или неудобными для Запада странами. Сейчас под раздачу попала Беларусь.

Проблема в том, что с каждой подобной операцией их эффективность — и эффектность — падает, как и авторитет большого спорта в целом.

Собственно, глубокое равнодушие, которое выказал мир по поводу переноса — из-за пандемии — токийской Олимпиады, и его не меньшее безразличие в связи с ее возможной полной отменой (хотя японские власти и полны стремления все-таки провести Игры) показывают, насколько упал уровень общественного интереса и сопереживания к мировому спорту как таковому.

А следом за авторитетом, общественным вниманием и политическим влиянием всегда уходят деньги. Неудивительно, что спортивные топ-менеджеры демонстрируют все меньше энтузиазма по поводу собственных решений, которые они оказываются вынуждены принимать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

111
Железнодорожные рельсы. Архивное фото

Женщина попала под поезд на западе Грузии

0
(обновлено 19:30 19.01.2021)
Расследование инцидента ведется по статье "нарушение безопасности или эксплуатации железнодорожного, водного, воздушного или канатного транспорта, повлекшее за собой гибель людей"

ТБИЛИСИ, 19 янв — Sputnik. Поезд сбил женщину в Западной Грузии у города Ланчхути (регион Гурия).

По информации Первого канала, женщина скончалась на месте.

Несчастный случай в Рустави - поезд насмерть сбил мужчину >>

По данным МВД, инцидент расследуется статье Уголовного кодекса Грузии – "нарушение безопасности или эксплуатации железнодорожного, водного, воздушного или канатного транспорта, повлекшее за собой гибель людей".

0
Теги:
происшествия, Грузия
Темы:
Происшествия в Грузии