На границе Турции.

Для чего Турция вводит войска в Азербайджан

949
(обновлено 10:30 24.11.2020)
Военный обозреватель Sputnik считает, что Кавказ становится площадкой для развития вполне определенной, экспансивной и агрессивной внешней политики Анкары

Ввод турецких войск в Азербайджан под предлогом миротворчества отражает стремление Анкары нарастить военно-политическое влияние на Южном Кавказе и в Прикаспийском регионе, укрепить позиции Турции на международной арене в целом. Для решения подобных задач одного года будет наверняка недостаточно. Мы наблюдаем очередной, по-восточному затейливый этап расширения присутствия НАТО на постсоветском пространстве.

Министр национальной обороны Турции Хулуси Акар 21 ноября заявил, что сухопутные войска страны завершили подготовку, и вскоре будут переброшены в Азербайджан военно-воздушными силами республики. Военачальник также говорил о "лидерстве Турции на международной арене", на пути к которому "турецкие вооруженные силы переживают один из самых напряженных периодов в истории республики".

Количественный и качественный состав турецкого военного контингента в Азербайджане пока остается тайной.

Заметим, что подразделения армии Турции перманентно и практически постоянно присутствуют в Азербайджане – в рамках военного и военно-технического сотрудничества Анкары и Баку. Отправка очередной группы офицеров для работы в рамках российско-турецкого центра по контролю за прекращением огня в Нагорном Карабахе вряд ли требовала президентского указа и обсуждения в турецком парламенте.

Анкара и Москва 11 ноября подписали меморандум о центре по контролю за перемирием в Нагорном Карабахе, и в этом документе нет ничего о создании совместных миротворческих сил. Однако в дальнейшем президенты Азербайджана и Турции Ильхам Алиев и Реджеп Тайип Эрдоган не раз заявляли о "совместной миротворческой миссии" с участием турецких войск.

Очевидно, просьбу Москвы – не вводить в "горячий" регион турецкие войска – Анкара и Баку мягко проигнорировали. Сухопутные войска Турции на азербайджанской территории явно готовится к чему-то, кроме взаимодействия с Россией в рамках "невыездного" мониторингового центра в составе нескольких десятков специалистов.

Арбитраж успеха

У Турции нет стратегических резонов инициировать на Южном Кавказе масштабный конфликт с Россией (здесь успех маловероятен, а негативные последствия Анкаре гарантированы). Гораздо эффективнее и безопаснее – последовательное проникновение в регион под удобным предлогом двустороннего военно-технического сотрудничества с Азербайджаном или под фагом "миротворческой миссии". С другой стороны, содействие Баку может стать платой за турецкую помощь в карабахском вооруженном конфликте, с прицелом на будущее.

Действия турецких войск в Нагорном Карабахе не предусмотрены ни одним соглашением, включая и трехстороннее (Азербайджан, Армения, Россия).

Само присутствие турецких военнослужащих в Азербайджане юридически оформлено постфактум, ведь по данным авторитетных военных экспертов РФ, с конца сентября на азербайджанской территории присутствовали около 1 500 турецких военнослужащих. В качестве советников турецкие генералы и офицеры действовали во всей вертикали управления – от Генштаба азербайджанской армии до штабов полкового звена. Однозначная военная поддержка Анкарой азербайджанской стороны конфликта совершенно не позволяет турецкой армии претендовать на роль миротворца в Карабахе, и какое-либо участие в совместном патрулировании линии разграничения. Однако варианты возможны.

Фактически Турция уже прочно закрепилась в Азербайджане. В дальнейшем турецкие войска могут годами находиться на азербайджанской территории, на основе двусторонних соглашений. Это не нарушит норм международного права, но и мира не гарантирует. Поскольку ни одна страна мира не признала суверенитет НКР, у Баку и Анкары может возникнуть иллюзия вседозволенности и по отношению к армянскому населению Нагорного Карабаха. МИД Турции уже заявил о неких дополнительных "наблюдательных отделениях на местах". Настораживает отсутствие информации о вывозе из Азербайджана протурецких боевиков из Сирии. В такой ситуации важно, чтобы "арбитраж успеха азербайджанских братьев" (выражение министра Хулуси Акара) не превратился в головокружение от успехов.

Очертания будущего

Анкара имеет глобальные планы строительства "тюркского мира". В перспективе не исключена проекция турецких интересов и силы за пределы Азербайджана – в Каспийский регион и в страны Центральной Азии.

Обладая достаточно мощными вооруженными силами – 355 тысяч военнослужащих, более 2 600 танков, 270 многоцелевых истребителей F-16, и заслуженное 11 место в мировом рейтинге Global Firepower  – Турция активно наращивает собственное производства самолетов, беспилотников, ракет, танков. За минувшие полтора десятилетия количество турецких оборонных предприятий выросло с 56 до 1 500, правительство управляет программами ВПК на сумму свыше $75 миллиардов. Анкара закупает много иностранного оружия. Оборонный бюджет Турецкой Республики составляет более $18 млрд – около 13% общих расходов бюджете 2020 года.

Турция активно применяет военные инструменты на севере Сирии, в Ливии. Вопреки интересам других стран претендует на значительные участки Средиземного моря (добыча углеводородов). Таким образом, Азербайджан (обладающий значительными запасами нефти) становится площадкой для развития вполне определенной, экспансивной и агрессивной внешней политики Турции.

Ситуация подобного "братания" опасна еще и тем, что "за спиной" Анкары маячит Североатлантический альянс, молчаливо поддерживающий поддерживая "бузу" Эрдогана в любой географической точке.

Российские миротворцы восстанавливают мир и порядок в Нагорном Карабахе, а Турция пытается создать в Азербайджане некую военную инфраструктуру и утвердить свое право на военное вмешательство в регионе Южного Кавказа. Карабахский проект Анкары омрачает лишь логистика. У Азербайджана и Турции имеется маленький участок общей сухопутной границы на стыке турецкой провинции Ыгдыр и достаточно изолированной от "большого Азербайджана" Нахичеванской автономной республики. Доставку войск, вооружений и припасов самолетами ВВС (очень дорогое удовольствие) придется согласовывать с Арменией, Грузией (наиболее вероятный маршрут) или Ираном. И при любом геополитическом раскладе, Турции придется учитывать прочные позиции России – на Кавказе и на Ближнем Востоке.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

949
Темы:
Обострение в Нагорном Карабахе, вооруженные столкновения 2020 (237)

Океанская многоцелевая система Посейдон

Третий носитель российских "Посейдонов": что известно об "Ульяновске"

88
(обновлено 09:55 19.01.2021)
Завершается строительство корпуса атомной подводной лодки специального назначения, вскоре начнутся гидравлические испытания. Российский ВМФ должен получить этот корабль до 2027 года

Субмарина "Ульяновск" (проект 09853) заложена на "Севмаше" в 2017 году. Имеет те же основные размеры, что и "Хабаровск" (проект 09851), однако в конструкции применены более современные системы и механизмы.

По данным Military Watch Magazine, эти корабли являются уменьшенными в размерах конструктивными наследниками ракетных подводных крейсеров стратегического назначения "Борей". Принципиальное отличие "Ульяновска" от "Хабаровска" и "Белгорода" (опытный носитель проекта 949А) состоит в том, что новейшая субмарина войдет в строй ВМФ вместе с уникальными термоядерными торпедами "Посейдон" на борту. В обозримой перспективе Россия планирует иметь в боевом составе Северного и Тихоокеанского флотов по два носителя "Посейдонов".

Многоцелевая океанская система "Посейдон" – асимметричный ответ РФ на расширение НАТО и опасную концентрацию в Восточной Европе ударного потенциала Пентагона, на формирование глобальной системы ПРО США, которую можно использовать для превентивного уничтожения российского оборонного потенциала.

"Посейдон" – один из самых секретных проектов ВМФ России, и все же ранее опубликованные приблизительные характеристики (оценки специалистов) позволяют достаточно полно представить возможности уникальной системы ядерного сдерживания.

Серийная субмарина "Ульяновск" – продолжение и развитие концепции "Хабаровска". Может иметь двухкорпусную компоновку, длину около 113 метров, полное водоизмещение примерно 10 тысяч тонн, рабочую глубину погружения до 500 метров, скорость подводного хода более 30 узлов. Автономность – 120 суток. Неограниченную дальность обеспечивает принципиально новая ядерная энергетическая установка. Экипаж – около 100 человек. Вероятно, шесть термоядерных торпед "Посейдон" будут размещены в носовой части "Ульяновска". Кроме того, субмарина может получить крылатые ракеты "Калибр-ПЛ", гиперзвуковые "Цирконы" и комплекс самообороны "Пакет-ПЛ" (для отражения торпедных атак противника).

Океанская многоцелевая система предназначена для поражения авианосных ударных групп, крупных военных баз и стратегических объектов экономики противника в районе побережья, а также для нанесения неприемлемого ущерба обширной территории страны-агрессора.

"Матрешка" от Путина

Подводные носители ядерных "торпед Судного дня" проектов 09851 и 09853 – скрытные и могущественные, способные до четырех месяцев выполнять задачи боевой службы на огромной глубине (без всплытия на поверхность). Они могут действовать в любой точке Мирового океана.

В свою очередь, беспилотные аппараты "Посейдон" еще менее уязвимы и более автономны, совершенно неотразимы в ситуации боевого применения. Многоцелевая океанская система в целом – атомная субмарина и термоядерные трансконтинентальные торпеды на ее борту немного напоминают русскую матрешку, которую в нашем случае лучше не беспокоить. Без весомой причины система "Посейдон" никогда не сработает.

Беспилотный аппарат с ядерным двигателем "Посейдон" имеет длину около 20 метров, диаметр – 1,8 метра, массу – 100 тонн. Дальность действия почти не ограничена, рабочая глубина погружения – 1 000 метров, скорость около 100 узлов (185 км/час) – параметры, практически недосягаемые для всех современных торпед вероятного противника. Кроме того, подводный аппарат с термоядерной боеголовкой обладает компьютерным интеллектом и способен действовать самостоятельно на удалении в несколько тысяч километров от носителя. Глубину и скорость беспилотник выбирает по обстановке. Причем максимальная скорость позволяет уйти от любой угрозы. Отследить такую цель средствами гидроакустики практически невозможно.

"Посейдон" способен двигаться, ориентируясь по рельефу морского дна, на расстояние до 10 тысяч километров. А в точке назначения – лечь на грунт и месяцами ждать сигнала на боевое применение или возвращение в базу (длинные волны способны преодолеть толщу воды). Мощность боевой части "Посейдона" – 100 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Причем боеголовка с кобальтовой секцией создана для максимального радиоактивного загрязнения территории.

Полагаю, эти яркие подробности раскрыты специально для "партнеров", намеревающихся разговаривать с Россией "с позиции силы".

Уникальные возможности атомных субмарин-носителей и стратегических торпед гарантируют сокрушительный ответно-встречный ядерный удар, даже если в отдаленной перспективе вероятному противнику удастся создать "непробиваемый купол" противоракетной обороны над сушей и морем.

Плановые четыре субмарины-носителя – это 24 развернутых в Мировом океане беспилотных "Посейдонов", способных, по оценкам Forbes, "обнулить" береговую оборону любого противника, уничтожить авианосные ударные группы ВМС и "нанести непоправимый ущерб восточному или западному побережью Соединенных Штатов" – притом что "другие ВМС вряд ли смогут создать нечто подобное".

Русская революция в стратегии ВМФ

Вашингтон в своей достаточно агрессивной внешней политике делает большую ставку на ВМС, стремится контролировать планету, опираясь на огромную сеть зарубежных баз.

Россия отреагировала асимметрично и сегодня готова защищаться на море не только стратегическими и многоцелевыми субмаринами. Собственно, и американские эксперты осознают, что "Посейдон" – ответ на создание противоракетных систем и целой армады крейсеров, эсминцев, подводных лодок США, вооруженных крылатыми ракетами "Томагавк" с дальностью до 2 500 км.

Американская сторона серьезно обеспокоена появлением российских "Посейдонов" и мучается вопросом: будет ли возможное применение во время военного конфликта этого оружия соответствовать нормам международного права? Вопрос риторический.

Российские "Посейдоны" лишают США ранее "гарантированных" двумя океанами безопасности и безнаказанности. "Умные" подводные дроны с термоядерными "аргументами" одним фактом своего существования принуждают к миру, повышают договороспособность американцев.

Альтернативой могут оказаться лишь огромные финансовые затраты Вашингтона на создание принципиально новых систем противодействия "торпедам Судного дня", однако и на этом пути заметное технологическое отставание США от РФ в военной области успеха не обещает.

А в перспективе носителями ядерных торпед могут стать и большие надводные корабли – боевые или замаскированные под гидрографические, торговые. Система "Посейдон" не подпадает под договоры об ограничении вооружений, имеет большой экспортный потенциал и может продаваться на международном рынке – с конвенционной боевой частью. Полагаю, Индия и Китай купили бы без долгих размышлений. Китайские специалисты уже заявили, что подобные технологии идеально подходят для глубоководных исследований. Действительно, прочность корпуса "Посейдона" позволяет ему погружаться на глубину до 14 километров.

Как бы то ни было, российский стратегический межконтинентальный глубоководный аппарат с ядерной энергетической установкой ожидает большое будущее. А Москва со своей гуманистической "позиции силы" всегда готова к равноправным и мирным переговорам с самыми неудобными партнерами.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

88

Агония большого спорта: почему мир оказался против Беларуси

103
(обновлено 16:33 18.01.2021)
Скорее всего, уже сегодня будет принято решение о месте проведения чемпионата мира по хоккею, который должен состояться с 21 мая по 6 июня

Шансы, что Минск (совместно с Ригой) сохранит за собой статус хозяина мероприятия, близки к нулю. Как заявил глава Международной федерации хоккея (IIHF) Рене Фазель, для этого "должно произойти чудо", пишет автор РИА Новости.

Он не скрывает, что на федерацию оказывается "политическое давление" со всех сторон.

Давят европейские государства, особенно Северная Европа и Германия. Министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас заявил, что это "не вопрос политического расчета, а вопрос отношения" для тех, кто "серьезно относится к солидарности с Беларусью".

Давят спонсоры. В субботу о намерении отказаться от поддержки турнира, если его матчи будут проходить в Минске, заявили два бренда — Skoda Auto и Nivea Men. У обеих компаний за спиной многолетняя история сотрудничества с IIHF: более десятилетия у косметической корпорации и почти три — у автомобильного гиганта.

По словам Фазеля, компании тоже не от хорошей жизни пошли на этот шаг, поскольку столкнулись с угрозой бойкота своей продукции, если останутся спонсорами мероприятия, проходящего в Беларуси.

При этом никакой радости из-за практически неизбежного наказания "авторитарного режима" сам глава IIHF, очевидно, не испытывает.

В его словах звучат скорее безнадежность и огромная усталость. И дело даже не в том, что смена площадки для чемпионата повлечет за собой массу организационных сложностей и дополнительных расходов для федерации.

Дания уже высказала готовность провести матчи чемпионата у себя. Еще одним запасным вариантом является Словакия.

Главная проблема в том, что большой спорт — как влиятельная глобальная система и серьезный бизнес — рассыпается и на глазах прекращает свое существование, и кому, как не высокопоставленным спортивным функционерам, осознавать весьма печальные в связи с этим перспективы.

Маркером того, насколько далеко зашел данный процесс, может служить царящее вокруг темы информационное равнодушие. Новости о сложной судьбе хоккейного чемпионата — традиционно популярнейшего спортивного мероприятия — даже не выходят за рамки спортивных разделов.

Аналогичная ситуация, кстати, сложилась и вокруг выбора музыкального сопровождения вместо гимна страны для российских спортсменов на Олимпийские игры ближайших лет.

Продолжающаяся тема наказания Москвы за многочисленные и разнообразные "преступления" в спортивной сфере, которая пару лет назад гремела на первых полосах мировых СМИ и вызывала по-настоящему болезненную реакцию в отечественном обществе, теперь едва замечается даже в России, а уж широким массам в остальном мире тем более все равно.

Фактически текущие события в мировом спорте дают всем интересующимся наглядный урок по теме "Как пустить на ветер десятилетия работы за несколько считанных лет".

Глобальная машина большого спорта за время существования сосредоточила в своих руках очень серьезные ресурсы и стала обладать немалым влиянием, в том числе политическим. В основе этого феномена лежала принципиальная инклюзивность и позиционирование себя над политикой.

Безусловно, решающий вклад в подобное положение дел внесла холодная война, когда спорт стал важнейшим элементом диалога, взаимопринятия и одновременно конкуренции систем.

Именно подчеркнутое положение над схваткой и политическими разногласиями любого рода давало спорту существенную долю независимости и в то же время рычаги давления на все стороны.

Причем это положение продлилось еще некоторое время после того, как мировой спорт отошел Западу в качестве военного трофея — в виде контроля над его руководящими структурами — по результатам холодной войны.

Во всяком случае, двенадцать лет назад МОК только небрежно отмахнулся от масштабной общественной кампании, развернутой против проведения Олимпиады в Пекине из-за китайской политики в Тибете. А бренды — спонсоры Игр совершенно не беспокоились по поводу опасности стать объектом потребительского бойкота.

Однако стоило полномасштабно задействовать спорт в антироссийской политике, как спустя буквально пару-тройку лет он стал в любой бочке затычкой в борьбе с неугодными или неудобными для Запада странами. Сейчас под раздачу попала Беларусь.

Проблема в том, что с каждой подобной операцией их эффективность — и эффектность — падает, как и авторитет большого спорта в целом.

Собственно, глубокое равнодушие, которое выказал мир по поводу переноса — из-за пандемии — токийской Олимпиады, и его не меньшее безразличие в связи с ее возможной полной отменой (хотя японские власти и полны стремления все-таки провести Игры) показывают, насколько упал уровень общественного интереса и сопереживания к мировому спорту как таковому.

А следом за авторитетом, общественным вниманием и политическим влиянием всегда уходят деньги. Неудивительно, что спортивные топ-менеджеры демонстрируют все меньше энтузиазма по поводу собственных решений, которые они оказываются вынуждены принимать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

103
Парламент Грузии десятого созыва. Пленарное заседание

Венецианская комиссия оценит законодательные инициативы "Грузинской мечты"

0
(обновлено 17:58 19.01.2021)
Предлагаемые поправки вносятся Избирательный кодекс Грузии, в закон о политических объединениях граждан и регламент парламента, но воспринимаются они далеко не однозначно даже в правящей партии

ТБИЛИСИ, 19 янв — Sputnik. Председатель парламента Грузии Арчил Талаквадзе обратился к Венецианской комиссии с просьбой оценить пакет законопроектов, который касается финансирования и регистрации партий.

Парламент Грузии принял законопроект о финансировании партий в первом чтении>>

В конце декабря 2020 года парламент Грузии принял пакет законопроектов в первом чтении. Однако по инициативе лидера парламентского большинства Ираклия Кобахидзе дальнейшее рассмотрение законопроекта приостановлено до заключения Венецианской комиссии и Бюро демократии и прав человека ОБСЕ (БДИПЧ).

"Председатель парламента Грузии запросил у Венецианской комиссии два заключения по следующим вопросам: проект поправок в Избирательный Кодекс, в органический закон Грузии "О политическом объединении граждан" и в регламент парламента; проект поправок к статье 791 Избирательного Кодекса (отмена регистрации партии)", - говорится в заявлении на сайте Венецианской комиссии в социальной сети Тwitter.

Основные изменения вносятся в закон "О политическом объединении граждан", согласно которым партия сможет получить финансирование из бюджета только в том случае, если минимум половина ее депутатов не откажется от мандатов.

Также партия не сможет получить годовое финансирование, если половина ее депутатов по неуважительной причине пропустит все заседания парламента предыдущей сессии.

Кроме того, без финансирования останется партия, входящая в блок, если половина ее депутатов не войдет в парламент или если вошедшие в парламент по неуважительной причине пропустят заседания парламента в течение предыдущих шести месяцев.

Помимо этого, партии, лишенные финансирования, больше не смогут получить бесплатного эфирного времени в ходе новой предвыборной кампании.

Парламент также внес изменения в регламент, согласно которым депутаты, пропустившие пленарные заседания сессии, будут лишены зарплат.

Данная инициатива правящей партии последовала реакцией на действия оппозиционных партий, которые объявили выборы 31 октября нелегитимными и отказались входить в парламент.

0
Теги:
Венецианская комиссия, Парламент Грузии, Грузия
Темы:
Парламент Грузии