Женщина голосует

Почему Россия ничего не может сделать с осколками СССР

123
(обновлено 14:38 17.11.2020)
Главная проблема всех постсоветских республик – отсутствие навыков самостоятельной жизни и перспектив независимого существования

Бывшие союзные республики меняют лидеров, отмечает автор РИА Новости.

Игорь Додон проиграл президентские выборы в Молдове; Никол Пашинян теряет власть в Армении; совсем недавно, после вызвавших беспорядки парламентских выборов, был вынужден уйти президент Кыргызстана Жээнбеков. Потряхивает после парламентских выборов Грузию, которой из тени правит миллиардер Иванишвили.

В Беларуси после массовых протестов Александр Лукашенко готовит реформу власти, которая лишит президента большинства полномочий (но позволит бессменному батьке сохранить контроль за ситуацией).

На Украине, которая уже очень давно живет в ситуации постоянного кризиса власти, над недавней надеждой нации Зеленским все больше смеются — но уже не как над шоуменом-комиком, а как над президентом. Так что же происходит на постсоветском пространстве?

В России многим кажется, что мы сами во всем виноваты: не работаем с бывшими провинциями, плохо боремся с попытками Запада оторвать их от нас, не предлагаем им привлекательный образ будущего.

Вот если бы Россия вела себя по-другому — растила ориентированные на Москву местные кадры, сочетала мягкую силу с жесткими условиями, диктовала бы свою волю и била по загребущим рукам "партнеров", то все было бы на постсоветском пространстве хорошо.

А уж если и у нас дома было бы построено общество всеобщего благоденствия и справедливости, охраняемое "Авангардами" и "Прометеями", то уж тогда все было бы ровно по Чуковскому:

"И когда оно опять
Будет на небе сиять,
Малыши твои мохнатые,
Медвежата толстопятые,
Сами к дому прибегут:
"Здравствуй, дедушка, мы тут!"

Но дело в том, что проблемы на постсоветском пространстве не у России, а у самих осколков нашего государства. Да, Россия от этого тоже страдает, но вылечить больных амбулаторно, то есть на удаленке, она не может. Только в стационаре — как часть самой себя.

Однако для этого больной, то есть клиент, должен дозреть: добровольно прийти и лечь в больницу, сдав перед тем вещички, то есть суверенитет. Нет, конечно, можно насильно его госпитализировать, оправдав это заботой о его же здоровье и тем, что он сам не понимает своего критического состояния. Но Россия пока воздерживается от крайних мер — и правильно делает.

Не потому даже, что насильно мил не будешь, а потому, что "завоевавшие" независимость народы должны сами прийти к пониманию своего бедственного положения. И настойчиво попроситься обратно. Это не значит, что Россия не должна держать руку на пульсе и устраняться от происходящего на постсоветском пространстве.

Нет, конечно, нужно внимательно следить, ограничивать чужое внешнее влияние и настойчиво предлагать интеграционные проекты. Но пока не перебродит местный виноград — не надо торопиться пить вино.

Москва поддерживает только действующие власти, не работает с оппозицией и контрэлитами — один из самых частых упреков в адрес нашей политики на постсоветском пространстве. Да, Путин публично работает только с властью — не считая Украины, чья элита продолжает верить в свою способность утащить страну на Запад.

Но кого считать властью, а кого оппозицией в других республиках? Тот же проигравший сейчас Додон — его ведь поддерживали и когда он не был президентом. А когда он им стал, его поддерживали против ориентированного на Запад правительства. Или Армения — вот, Запад работал с оппозиционером Пашиняном, а потом он пришел к власти, и это стало поражением Москвы.

Но какое может быть поражение Москвы в республике, стопроцентно зависимой от России? Это было поражение Армении, что и стало ясно в ходе карабахской войны. Или Кыргызстан — там вообще все крутится вокруг борьбы севера и юга, и Москва работает с представителями обоих кланов.

И самое главное — у России нет никакой возможности стабилизировать ситуацию в этих государствах, чтобы потом успешно контролировать внутриполитические процессы. Не потому, что Россия слаба или проводит неправильную политику, а потому, что мы имеем дело с несостоятельными государствами, которыми пытаются руководить столь же неполноценные элиты.

Но ведь такими же элитами проще манипулировать — покупай и подчиняй?

Нет, ими проще манипулировать на примитивном уровне — если вы хотите создать себе внутри элит лобби или использовать их в своих геополитических играх против третьего государства. Грубо говоря, американцам просто работать с украинскими или грузинскими элитами, потому что в Киеве и Тбилиси очень боятся России и готовы быть послушными.

Они готовы предоставить свои страны даже в качестве заградительного кордона против России, но при этом малоуспешны в строительстве собственной государственности. А перед Россией не стоит задача использовать постсоветские государства в игре против кого-то — наоборот, мы заинтересованы в том, чтобы они были сильными (и союзными нам) государствами. Но это невозможно — и вовсе не из-за козней Москвы.

Их беда в том, что у государствообразующих народов нет настоящей потребности в независимости и понимания смысла и содержания суверенитета. Их беда в том, что у них нет настоящих национальных элит, государственно и стратегически мыслящих. Грузинская и украинская (хотя тут вообще правильнее говорить про малороссийскую, южнорусскую) элиты сами загнали свои страны в тот тупик, в котором они оказались.

Молдова, Армения и Кыргызстан не имеют потенциала для самостоятельной жизни. Даже единственный (не считая единоличных режимов в постсоветских мусульманских республиках) удачный пример государственного строительства, Беларусь, пришла к кризису из-за раздвоенности в действиях Лукашенко, который хотел и сохранить независимость, и продолжать интеграцию с Россией.

Главная проблема всех постсоветских республик — отсутствие навыков самостоятельной жизни и перспектив независимого существования.

И не нужно винить в этом Россию — дескать, за века пребывания в ее составе небольшие, но великие и, конечно же, древние народы потеряли привычку к самостоятельной жизни. Ровно наоборот — большинство из них никогда не имели своей государственности или утратили ее за много столетий до присоединения к России.

Русские же — даже в империи, не говоря уже об СССР — наоборот, создавали зачатки этой государственности (самоуправления), растили национальные кадры и вообще, как правило, сохраняли местный уклад. При этом регулируя на каждой конкрентной территории внутренние противоречия между кланами, родами, народами — от внутриэлитных конфликтов до земельных и межнациональных споров. Одновременно Россия делала малые народы частью великой цивилизации и великой империи.

И что же сейчас, когда они избавились от всего этого "груза"? Они оказались один на один со своими "элитами" — лишенными государственнических качеств, вороватыми, несамостоятельными, в лучшем случае некомпетентными. Меняя одних на других, воров на клоунов, проходимцев на олигархов, они ничего не изменят. Но, окончательно разочаровавшись в обанкротившемся правящем классе, вспомнят о далеком и справедливом "белом царе" — и будут умолять Кремль снова взять их под свое крыло.

Это объективный ход истории — а Россия тем временем будет отгонять чужих от нашего исторического пространства, удерживая его в своей военно-политической орбите. Никакого НАТО, никакой евроинтеграции — ну а со своими "элитами" народы бывшего СССР сами разберутся. Если нужно будет, то и с нашей помощью — но когда придет время для настойчивых просьб о лечении.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

123

Многофункциональные истребители Су-57 в небе.

Русское оружие: первый серийный Су-57 и ведомый "Охотник"

115
(обновлено 15:22 04.12.2020)
Ранее в Минобороны РФ сообщили, что Воздушно-космические силы получат первый серийный истребитель пятого поколения Су-57 до конца года, самолет практически готов, пишет военный обозреватель

Первый в стартовой серии из 76 машин авиационный комплекс пятого поколения Су-57 в декабре займет свое место в боевом строю Воздушно-космических сил России. Становится на крыло и его беспилотный ведомый с искусственным интеллектом – С-70 "Охотник", который успешно осваивает на полигоне алгоритмы высотного перехвата и поражения целей ракетным вооружением.

Ранее в Минобороны РФ сообщили, что Воздушно-космические силы получат первый серийный истребитель пятого поколения Су-57 до конца года, самолет практически готов. В дальнейшем объем производства возрастет до 15 машин в год, и все 76 истребителей Су-57 будут поставлены для оснащения трех авиационных полков в 2021-2027 годах. Первые из них выпускаются с двигателем первого этапа, а с 2025 года в серию пойдут двигатели второго этапа.

Впрочем, уже сегодня Су-57 считается одним из самых совершенных и могущественных истребителей в мире. Российский самолет пятого поколения способен уничтожать все виды воздушных, наземных и надводных целей.

Сочетание сверхманевренности и сверхзвуковых скоростей без форсажа, современный комплекс бортовой электроники и малая заметность обеспечивают Су-57 высокую боевую эффективность и превосходство над противником. По данным Military Watch Magazine, Су-57 имеет уникальное по своим возможностям бортовое вооружение, включая сверхчувствительные радары, гиперзвуковые ракеты класса "воздух-воздух" дальностью 400 км, лазерную систему защиты от ракет противника и другие высокотехнологичные преимущества.

Ранее стало известно о крупном контракте на широкую номенклатуру авиационных средств поражения (ракет) для истребителя пятого поколения, то есть летать "пустым" Су-57 не будет. А в звене с тяжелыми беспилотниками Су-57 превратится в воздушный центр боевого управления. Боевой эффект взаимодействия двух высокотехнологичных новинок трудно переоценить.

Боевое превосходство

Новейший истребитель прошел проверку в составе группировки российских войск в Сирии. Более десяти полетов выполнены для проверки летно-технических характеристик, интеллектуального информационно-управляющего комплекса, вооружения и всех бортовых систем.

Отдельные технологические вершины Су-57 совершенно недосягаемы для американских истребителей пятого поколения, в частности, для F-22 Raptor. Искусственный интеллект интегрирован в систему боевого управления, и это революция в военном деле.

Пилотируемый истребитель Су-57 способен выполнять 90% задач в автоматическом режиме и даже действовать полностью автоматически по заранее подготовленной программе. Если в бою летчик будет ранен (убит), система управления самостоятельно определит приоритетные цели, нанесет удар, и обеспечит автоматическое возвращение машины и человека на базу.

Интегрированные в плоскости и корпус самолета радары с активной фазированной антенной решеткой Х-диапазона обеспечивают огромный сектор обзора, повышают ситуационную осведомленность летчика, позволяют выполнять тактические приемы лучше, чем на любом другом истребителе. "Боковые РЛС" повышают автономность в поиске целей, и создают качественно новый уровень невидимости Су-57 для радаров противника – без потери эффективности целеуказания для своих ракет (на борту и в арсенале ведомых ударных беспилотников).

Трехмерный вектор тяги позволяет совершать невероятные маневры в дальнем или ближнем бою, и становится гарантией высокой боевой живучести. При этом "самолет-компьютер" неприхотлив в аэродромном обслуживании и способен эксплуатироваться в условиях оперативных (грунтовых) аэродромов. Такие могущественные и технологически непредсказуемые машины на гипотетическом поле боя не оставляют противнику шансов.

Су-57 имеет огромный экспортный потенциал, и еще до выхода в серию "собрал очередь" потенциальных зарубежных заказчиков.

Первым обладателем российского истребителя пятого поколения станет Алжир, который заказал 14 машин на фоне усиления военно-воздушных сил региональных соседей. Цена контракта $2 млрд. Поставки планируется завершить к 2025 году.

Ударная связка

Ударный беспилотник С-70 "Охотник" 2 декабря испытан в ракетной атаке на полигоне Ашулук. Состоялась серия полетов тяжелого БПЛА в качестве истребителя-перехватчика, с имитацией применения ракет "воздух-воздух". И для оценки интеграции бортовых радиоэлектронных систем БПЛА с системами наведения ракет и ведущим самолетом Су-57.

"Охотник" обещает стать первым в мире беспилотным истребителем-перехватчиком. На этапе обучения всю информацию о воздушной обстановке и целях беспилотник получает с земли или от ведущего истребителя. В дальнейшем возможно автономное боевое применение.

Тяжелый  БПЛА обладает своим "умом" и способностью доставить на расстояние до 5 000 км более шести тонн ракет и бомб. Сокрушительное боевое содружество "Охотника" с истребителем Су-57 не обещает ничего хорошего самому высокотехнологичному противнику. Созданный в ОКБ Сухого малозаметный "Охотник" станет первым тяжелым беспилотником с ударными функциями в ВКС России. По данным открытых источников, машина имеет длину 19 метров, размах крыльев 14 метров, взлетная масса 20 тонн, максимальная скорость – около 1000 километров в час.

Первый полет длительностью около 20 минут беспилотный "Охотник" совершил относительно недавно, летом 2019 года. При этом уверенно держался в воздухе, хорошо управлялся. Осенью того же года состоялся первый совместный полет "Охотника" и Су-57. Боевые возможности и автономность тяжелого беспилотника постоянно совершенствуются, в 2020 году достигнут заметный технологический прогресс. В ближайшей перспективе – отработка ударов "Охотника" по воздушным, наземным и надводным объектам в различных условиях. Заметим, пока ни одной стране мира не удавалось использовать ударный беспилотник в качестве перехватчика, и "партнеры" заметно нервничают.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

115
Теги:
беспилотник, Оружие, Россия
Темы:
Новости из России
Китайские девушки держат флаги США

"При Трампе было хорошо" мигранты из Азии задумались о смене лидера США

126
(обновлено 11:26 04.12.2020)
Диссиденты Азии переругались между собой по вопросу о том, при каком президенте США им должно быть лучше: как сегодня, при Дональде Трампе, или при Джозефе Байдене

Подробный обзор мнений, метаний и терзаний иностранных политических беженцев публикует The New York Times — в виде чистой информации, почти без выводов. Впрочем, с выводами всегда можно помочь, пишет автор РИА Новости.

Два предварительных замечания. Первое: в данном случае речь идет о том, какой президент США злее к Китаю и вообще азиатским "диктатурам", но если вам захочется вместо "Китай" подставить "Россия", то, по сути, не так уж многое изменится. И второе: надо точно определить, о какого рода интервьюированных идет речь.

Есть коренная разница между оппозицией и диссидентами (правозащитниками, подберите любое другое определение). Оппозиция — это люди, готовые вцепиться в глотку идейным противникам-соотечественникам по вопросу о том, как сделать лучше для своей, общей для них обоих страны. Диссидентами же в данном случае числят тех, кто думает, как бы эту страну поэффектнее уничтожить (с иностранной помощью, раз уж иначе не получается) и на ее месте построить что-то новое — для себя.

Американская газета публикует мнения в основном бывших граждан Китая, ныне эмигрантов, а также их единомышленников из Вьетнама, Мьянмы и прочих стран. Картина получается такая: пока в США демократы обвиняли Трампа в "любви к диктаторам" (лидерам Китая или Северной Кореи), диссиденты не слушали, что Трамп говорит, а смотрели, что он делает: доводит отношения с Пекином до грани войны, уже далеко не только торговой. И это диссидентам все больше нравилось.

"Президент Байден — это все равно что (китайский лидер) Си Цзиньпин, сидящий в Белом доме", говорит гонконгский антиправительственный активист Элмер Юэн. Почему: потому что Байден, на его взгляд, хочет сосуществования с Китаем, а это плохо, Китай надо давить.

Салих Худаяр, родившийся в китайском Синьцзяне, но еще в детстве оказавшийся в США, считает, что Трамп сделал для его бывшей родины больше, чем все прочие страны вместе. А Байден — что, если он позволит отношениям с Китаем вернуться к нормальности? Так же настроен качинский националист (речь о национальном меньшинстве в Мьянме) и заодно лидер местных баптистов Хкалам Сэмсон, которого принимали недавно в Овальном кабинете и предоставили ему целых 60 секунд для рассказа о страданиях качинов.

А вот старейший из китайских диссидентов, художник Ай Вэйвэй, думает, что — если говорить о настоящих демократических идеалах — никого хуже Трампа быть не может. Вэйвэй, кстати, эволюционировал до акционизма: фотографируется на фоне построенных корпорацией Трампа зданий с отставленным средним пальцем и включает результат в свои шедевры.

Вообще-то, речь о вопросе, от которого будет зависеть вся мировая политика на протяжении ближайших десятилетий: что будет с отношениями первой и второй экономик мира? И размышляет над ним далеко не только разношерстная команда азиатских диссидентов, а весь мир.

Считается, что Пекин желал возвращения к власти в США демократов, но это далеко не факт, не говоря о том, что выборная победа Байдена при такого масштаба фальсификациях — это сложная проблема. По крайней мере, китайское экспертное сообщество пока что воспринимает ситуацию осторожно, всматриваясь в реальное состояние экономики США. Один из выводов: чудес ждать не надо, но в назначениях на экономические посты в команде Байдена заметны люди, которые очень скептически отзывались о торговых войнах Трампа.

Например, возможная будущая министр финансов Джанет Йеллен говорила, что тарифное удорожание китайских товаров в США множество семей там и не заметит, а попытки технологического давления на китайский хай-тек замедлят разработки искусственного интеллекта и технологий 5G далеко не только в Китае. Или: карантинные потери экономики США таковы, что Америке сейчас было бы логично выстраивать систему партнерских отношений по всему миру, а не продолжать возводить торговые барьеры.

Эта мысль, без упоминаний Китая, присутствует в наиболее серьезной из пока имеющихся публикаций на тему того, какой должна стать экономическая политика демократов. Автор — Джейсон Ферман, работал в команде Барака Обамы главой группы экономических советников. Он для начала не считает, что Байден унаследует от Трампа руины, совсем наоборот.

По крайней мере, когда байденовская (то есть обамовская) команда принимала страну у Джорджа Буша в 2009 году, вот был кошмар — на грани повторения Великой депрессии 1929-го и прочих годов. А сейчас, примерно за год, благодаря печатанию долларов (долг — это пустяки) и волшебным образом испаряющейся пандемии, можно сделать чудеса. Что же касается глобальной экономической картины, то тут китайские оценки в целом подтверждаются.

По Ферману, проблема будет не в американской экономике, а в разгроме и разорении Европы, Латинской Америки и многих прочих. В такой ситуации США выгоднее вернуться к международному сотрудничеству, как в том же 2009 году. И — домыслим за автора — сейчас не лучшее время, чтобы заставлять партнеров тоже сдерживать Китай, нанося этим ущерб их экономике. Так что наиболее абсурдных форм торговых войн можно и правда не опасаться.

Но мы забыли про наших диссидентов из Азии — и не только оттуда. Тут есть одна хорошо известная тонкость ситуации: вообще-то, они в целом находятся на кормлении у демократов. Демократы — большие мастера подрыва всяческих стран изнутри. И все эти бесчисленные негосударственные фонды и институты, прикармливающие местных недовольных по всему миру, создавая глобальное правозащитное лобби, — это демократы, и только в минимальной степени республиканцы. Последние же, как мы видим на примере азиатской политики Трампа, предпочитают давить конкурентов извне.

Поэтому приступ трампомании среди части азиатских диссидентов и прочих правозащитников — феномен эстетический, а деньги остаются деньгами. В целом всей этой команде предстоит сейчас сидеть тихо и дожидаться развития событий в виде выработки внешней политики демократов. А потом диссидентам сообщат, кого и как им полагается ненавидеть и до какой степени подрывать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

126
Ремонт дорожного покрытия в Надзаладевском районе

Ассигнования на инфраструктурные проекты в Грузии вырастут на треть

28
(обновлено 00:28 05.12.2020)
Бюджет ведомства в следующем году составит 2,3 миллиарда лари. 995,5 миллиона из них – помощь международных доноров

ТБИЛИСИ, 5 дек — Sputnik. Согласно проекту государственного бюджета, финансирование Министерства регионального развития и инфраструктуры на 2021 год будет самым высоким в истории существования ведомства и превысит утвержденный бюджет 2020 года на 551,3 миллиона лари (30%).

Изначально бюджет Мининфраструктуры на 2021 год составил 2,4 миллиарда лари. Однако, исходя из необходимости распределения ресурсов на управление пандемией COVID-19, размер финансирования решили сократить на 50 миллионов. Таким образом, бюджет ведомства в следующем году составит 2,3 миллиарда лари. 995,5 миллиона из них – помощь международных доноров.

Дороги

Большую часть из этих денег, 1,5 миллиарда, потратят на развитие дорожной инфраструктуры.

На 37,8% (853 миллиона лари) вырастет финансирование строительства скоростных автомагистралей, продолжатся работы по модернизации Рикотского перевала, завершатся строительства объездной дороги Батуми и 21-километрового участка дороги скоростной магистрали Самтредиа-Григолети, начнется строительство 30-километровой скоростной магистрали Тбилиси-Сагареджо.

В рамках т. н. программы "дороги сел", будут продолжены такие важные проекты, как ремонт и реконструкция дорог Багдати-Абастумани, Земо Имарети-Рача и Жинвали-Барисахо-Шатили.

В 2021 году завершится 11 проектов по ремонту и строительству муниципальных дорог, в рамках которого будет построена 85-километровая дорога и отремонтировано до 600 километров дороги. Кроме того, продолжится ремонт центральных улиц в городах на западе Грузии – в Кутаиси, Зугдиди, Поти, и Зестафони.

Водоснабжение в регионах

По информации Мининфраструктуры, на развитие систем водоснабжения в регионах бюджет "Объединенной водораспределительной компании Грузии", которая находится под управлением ведомства, в 2021 году увеличится на 69% и превысит 347 миллионов ​​лари.

На эти средства будут профинансированы новые проекты в Имерети, Кахети, Казбеги и Хашури, а также близлежащих с ними поселений.

Запланированы работы в Самтредиа, Вани, Багдати и Казбеги, на что в сумме потратят до 130 миллионов евро. В результате, более 50 тысяч человек получат круглосуточное водоснабжение. Также более 45 тысяч человек, проживающих в регионе Кахети, будут непрерывно получать воду.

В следующем году продолжится обустройство новых систем воды в селах Гардабанского муниципалитета, а также продолжатся проекты по строительству и ремонту сети водоснабжения Гудаури, Зугдиди, Чиатура, Джвари и Марнеули.

Также будет продолжено строительство систем канализаций в Поти, Марнеули, Болниси и Гудаури. Будет профинансировано строительство очистных сооружений в Поти, Гудаури и Марнеули, а также, завершатся работы по обустройству сети водоснабжения в селах у разделительной линии.

Большие планы

В 2021 году на программу по управлению твердыми отходами выделят 41 миллион лари.

В размере 161 миллиона лари будет профинансировано строительство и ремонт образовательной инфраструктуры в регионах. В планах на 2021 год – завершить строительство 49 школ и ремонт 80. Также выделят средства на строительство 17 новых детских садов.

По информации Мининфраструктуры, в следующем году будет продолжено строительство жилья для вынужденно перемещенных лиц. В 2021 году новые квартиры в Зугдиди и Цкалтубо получат 1 020 семей, а в 2022 году – 800 семей в Кутаиси.

Ведомство планирует продолжить осуществлять проекты обновления городов и обустройство туристической инфраструктуры в разных регионах страны.

В следующем году 175 новых современных автобусов стандарта EURO 5, в рамках Программы развития муниципального транспорта, будут распределены в города Зугдиди, Рустави, Кутаиси, Гори и Телави.

В целях развития туристической инфраструктуры, 10 автобусов, адаптированных для лыжных курортов, и 16 единиц муниципальной спецтехники получит Бакуриани. Спецтехника будет переведена и в регион Гурия для обслуживания побережья Черного моря.

Фонд для проектов, которые будут реализованы в регионах, будет установлен в размере 280 миллионов лари, вновь в размере 40 миллионов лари будет профинансирована программа поддержки села, в рамках которой приоритетные проекты в 3,7 тысячи населенных пунктах выберут сами местные жители, а 20 миллионов лари будут потрачены на различные проекты в высокогорных поселениях.

Бюджет Мининфраструктуры в 2020 году составляет более 1,8 миллиарда лари. В ведомстве отмечают, что несмотря на сложности, вызванные пандемией коронавируса, он будет перевыполнен. По данным за ноябрь уже освоено 99,4% этой суммы, что на 138 миллионов больше, чем в прошлом году.

Также, Департамент автомобильных дорог Грузии в течение 11 месяцев освоил 104% бюджета – 1,2 миллиарда лари, а "Объединенная водораспределительная компания" – 110%, то есть 209 миллионов лари.

28
Теги:
Бюджет Грузии, Министерство регионального развития и инфраструктуры Грузии, инфраструктура
Темы:
Экономика Грузии