Ситуация в Нагорном Карабахе

Военные ошибки Армении в Нагорном Карабахе

328
(обновлено 10:37 17.11.2020)
Горечь военного поражения армянских войск в Карабахе не может отвлечь от очевидных промахов в организации обороны непризнанной республики, считает военный обозреватель Sputnik

Армянская сторона за 45 суток (с 27 сентября) утратила контроль практически над всей территорией так называемой зоны безопасности (семь районов бывшей Азербайджанской ССР вне карабахской автономии – Sputnik) и частью Нагорного Карабаха в границах 1991 года. При этом азербайджанские войска могли развить успех и достичь гораздо большего. Потеря города-крепости Шуши означала блокаду Лачинского коридора, дальнейшее окружение и неизбежное уничтожение армянских войск в Карабахе. Войну остановили международный авторитет и миротворческая операция России.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил: "Мы могли бы избежать войны, если бы согласились передать Азербайджану семь районов, а также Шуши. Но мы не хотели соглашаться на это. Правительство Армении, Вооруженные силы Армении, Армия обороны Арцаха приняли вызов и боролись до конца". Это высказывание свидетельствует прежде всего о переоценке собственных сил и недооценке возможностей противника – непростительных для главы государства. По данным президента РФ Владимира Путина, в зоне конфликта "число жертв, в том числе среди мирного населения, в результате боев превысило четыре тысячи человек, раненых свыше восьми тысяч человек, количество беженцев действительно, по разным данным, исчисляется десятками тысяч". Не слишком ли велика цена стратегической ошибки военно-политического руководства Армении?

Пашинян признал себя главным ответственным за итог боевых действий в Нагорном Карабахе, и все же сегодня важнее понять: что делать дальше? Складывается впечатление, что у Еревана пока нет планов кризисного урегулирования, восстановления необходимой боеспособности национальной армии.

Губительная неопределенность

Поражение армянской стороны – "заслуга" не столько армии, сколько военно-политического руководства. Ошибочная стратегия и тактика никогда не приведут к успеху и окажутся на поле боя опаснее пуль и снарядов противника. По мнению министра обороны Армении Давида Тонояна, армянская армия действовала в Карабахе "по максимуму". Почему не удалось удержать противника на заранее подготовленных (за 28 лет) оборонительных позициях? Объяснение системного поражения присутствием на поле боя турецких советников и беспилотников, а также "нескольких тысяч" сирийских наемников выглядит неполным и даже слабым.

Не касаясь даже итогов "всеобщей мобилизации", армянская армия в составе 45 тысяч действующих военнослужащих – слишком значительная сила, чтобы две тысячи арабских наемников смогли "сделать погоду" в Карабахе.

В армии Нагорного Карабаха не оказалось декларированных ранее 30 тысяч "штыков", 300 танков, нескольких сотен БМП и БТР. После 40 дней всеобщей мобилизации ко времени заключения соглашения о перемирии армянских войск в Карабахе оказалось 20 тысяч (по заявлению Пашиняна). И сложилось впечатление, что плана обороны у армянской стороны не было, действовали по обстановке. В первые дни разведка не имела точной информации о намерениях противника, армянские войска на линии соприкосновения пассивно оборонялись. Заметного превосходства в живой силе азербайджанские войска не имели, в операции участвовали около 30 тысяч человек, но при этом сохраняли активность на всех направлениях.

Мощной ударной группировки противника на юге не наблюдалось, оперативно-маневренные группы и рейдовые отряды не применялись, и все же азербайджанские войска осуществили здесь прорыв, который не удалось "заткнуть" из-за отсутствия в Карабахе эффективной системы боевого управления и мобильных резервов. Противник захватил города Физули и Гадрут, перекрыли транспортные магистрали для подвоза в Карабах оружия, боеприпасов и резервов (любая война на 90% – логистика).

В горной местности для продвижения войск достаточно естественных препятствий, которые можно сделать непреодолимыми для противника с помощью огневых засад, диверсионно-разведывательных групп, минно-взрывных заграждений или завалов. Дороги Карабаха оказались свободными для азербайджанских подразделений, что стало одной из причин падения города-крепости Шуши и в значительной степени повлияло на дальнейшие события.

Легенда о "Байрактаре"

Много пишут об успехах Азербайджана в беспилотной войне и технологической уязвимости армянской армии. Важно подчеркнуть: применительно к боевым действиям в Нагорном Карабахе не следует преувеличивать боевое могущество средневысотных оперативно-тактических беспилотников Bayraktar турецкого производства. Идеальным образцом этот аппарат не является, хорошо заметен для радаров современных зенитных ракетных комплексов (ЗРК). Азербайджанская сторона использовала БПЛА достаточно активно и успешно лишь потому, что армянские войска не имели развитой системы ПВО и развернутых систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Хотя ранее в Армении, вроде бы, готовились к грядущей "войне беспилотников", которая не требует миллиардного бюджета.

"Байрактар" может взять на борт 150 кг боеприпасов, то есть две корректируемые авиабомбы MAM-L (по 25 кг) и две ракеты MAM-C на основе 70-миллиметрового неуправляемого реактивного снаряда (по 50 кг). Аппарат неплохо зарекомендовал себя в контртеррористических операциях "Щит Евфрата" (2017 год, против запрещенной в ряде стран террористической организации "Исламское государство") и "Оливковая ветвь" (2018 год, против курдских формирований). Но все же в Сирии и Ливии с "Байрактарами" легко справляются зенитные ракетные комплексы "Бук", "Квадрат" и "Панцирь" советского и российского производства. Имея современные средства ПВО, Сирийская правительственная армия и Ливийская национальная армия фельдмаршала Хафтара уничтожили десятки турецких БПЛА. При этом лучший результат показал ЗРК "Бук-М2Э" – из 25 выпущенных ракет 20 поразили воздушные цели.

Как бы то ни было, активное применение в войсковой операции разведывательно-ударных беспилотников успеха на земле азербайджанской стороне не гарантировало. Правильно организованная, глубоко эшелонированная оборона способна "перемолоть" значительно превосходящее количество войск и боевой техники противника. В Нагорном Карабахе мы этого не увидели, а индивидуальное воинское мужество не может заменить высокой организации войск во всей глубине обороны. Поэтому свежая идея премьер-министра Пашиняна о вовлечении в армянскую армию "нового типа" большего количества женщин выглядит странной. Правильные выводы не сделаны.

Высокая военная организация и боевая эффективность войск, обученных и обеспеченных современным вооружением, начинаются в головах военно-политического руководства страны. И когда в армянском обществе говорят о том, что Армения не оказала достаточной военной помощи Карабаху, то люди правы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

328
Темы:
Обострение в Нагорном Карабахе, вооруженные столкновения 2020 (212)

экспонаты московского музея Собрание

Живая коллекция Давида Якобашвили - московский музей с грузинским акцентом

253
(обновлено 16:07 30.11.2020)
Когда музей становится страстью, это чувствуется в каждом экспонате. И каждая его тайна - это маленькая часть большой истории. О московском музее с грузинским акцентом рассказывает колумнист Sputnik

Этот московский музей не так известен, как расположенные неподалеку Оружейная палата и Третьяковка. Он огорожен высоким забором, и даже когда нет ограничений на посещение музеев, как сейчас, вход в него – только по предварительной записи.

экспонаты московского музея Собрание
photo: courtesy of Alexandra Obolonkova
Указатель московского музея Собрание

Но попасть в это уникальное место стоит – и сделать это гораздо проще, чем может показаться на первый взгляд. Корреспондент Sputnik Грузия успела побывать в московском музее "Собрание" до введения ограничений и узнала, кто и что хранит в необычном здании на пересечении Солянки и Яузского бульвара.

Все началось с шарманки

Несколько лет Давид Якобашвили – российский бизнесмен, когда-то сооснователь компании "Вимм-Билль-Данн" и создатель первого московского казино, а сегодня частный инвестор и вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей – строил в самом сердце столицы здание для своего музея. Нет, не так – он строил дом для своей коллекции. Место, где экспонаты будут не просто храниться, а где они будут жить.

Основатель музея Собрание Давид Якобашвили
Основатель музея Собрание Давид Якобашвили

Первые 460 музыкальных аппаратов он купил у партнера и друга шведского бизнесмена Билла Линдвалла. Будучи состоятельным человеком, Линдвалл сам с удовольствием выходил на улицу с шарманкой, чтобы дать возможность услышать ее звучание всем желающим.

экспонаты московского музея Собрание
photo: courtesy of Alexandra Obolonkova
Экспонаты московского музея Собрание

Он собирал свою коллекцию сорок лет и очень ценил. Но понимая, что жизнь конечна, искал для нее нового любящего хозяина, готового приобрести ее в целостности и полноте. В 90-е он помогал российско-грузинскому предпринимателю с поставкой игровых автоматов, а в 2000-м предложил купить уникальные экспонаты.

Хинкали "на удаленке". Как грузинские рестораны в Москве справляются с кризисом >>>

"Идея мне понравилась. Вот и все", - говорит теперь Якобашвили о том, как стал коллекционером. И, наверное, вспоминает, как в детстве слушал шарманщика в переулках старого Тбилиси…

экспонаты московского музея Собрание
photo: courtesy of Alexandra Obolonkova
Экспонаты московского музея Собрание

Сегодня галерея шарманок со всего мира, среди которых, кстати, есть инструменты, сделанные Тифлисской династией мастеров Китесовых ("Как они звучат, как они расписаны..." – подчеркивает владелец), занимает лишь небольшую часть экспозиции. А все собрание насчитывает более двадцати тысяч предметов, среди которых музыкальные шкафы, органы, музыкальные автоматы, куклы-автоматоны, предметы искусства.

экспонаты московского музея Собрание
photo: courtesy of Alexandra Obolonkova
Экспонаты московского музея Собрание

А еще – часы. Самые разные: напольные, настольные, карманные, каретные, с боем, с музыкой и даже с секретом – французского часовщика, "отца всех иллюзионистов" Робер-Удена. И все они напоминают, что, как любит повторять бизнесмен, "время – самый дорогой ресурс".

Фаберже есть, яиц – нет

Впрочем, ни времени, ни сил Давид Якобашвили на свою коллекцию не жалеет. "Он все выбирает сам, – рассказывают сотрудники музея. – Причем помнит, какой предмет где и как был приобретен, про каждый знает массу интересных деталей".

Основатель музея Собрание Давид Якобашвили
Основатель музея Собрание Давид Якобашвили

"Важны и настойчивость, и любопытство… и ресурсы. И это не только финансы, – признается бизнесмен. – Желание искать и находить. У каждого коллекционера свои мотивы, свой ритм и стиль".

экспонаты московского музея Собрание
photo: courtesy of Alexandra Obolonkova
Экспонаты московского музея Собрание

И у музея "Собрание" свой ярко выраженный стиль. Коллекция "довольно сложная для экспонирования, – говорит арт-директор музея Светлана Чураева. – У нас находятся предметы разных эпох, географии, жанров, но их удалось "подружить". Попадая к нам, зритель практически проносится на машине времени сразу через несколько веков, не фокусируясь на чем-то одном, а получая своего рода мультипоказ".

экспонаты московского музея Собрание
photo: courtesy of Alexandra Obolonkova
Экспонаты московского музея Собрание

Движущиеся механизмы уживаются под одной крышей со статикой бронзовой скульптуры. В отдельных залах собраны шедевры из камня – в основном западных авторов, редчайшие предметы из стекла и металла – в большинстве своем работы российских мастеров.

экспонаты московского музея Собрание
photo: courtesy of Alexandra Obolonkova
Экспонаты московского музея Собрание

"Часто гости спрашивают: "А у вас есть Фаберже?" – рассказывает Светлана. – Мы отвечаем: "Да". – "А яйца?" – Говорим: "Нет, яиц нет". Нисколько не умаляю гений Фаберже – как прекрасного менеджера, в первую очередь. Но это раскрученный бренд. А у нас здесь, помимо него, целая плеяда имен – Овчинников, Постников, Курлюков, Сазиков, Лорие, Тарабров и другие. Они менее известны массовому зрителю, но когда приходят специалисты, им даже говорить ничего не надо, они сами покажут, где кто".

Ко Дню Победы: грузинские экспонаты московского музея >>>

Еще одна особенность коллекции – в ней достаточно много парных предметов. "Предметы, созданные как пара, – поясняет арт-директор. – В двадцатом бурном веке часто оказывались не то что в разных городах или странах, а на разных континентах… И для коллекционера это своего рода челлендж – собрать их снова вместе".

экспонаты московского музея Собрание
photo: courtesy of Alexandra Obolonkova
Экспонаты московского музея Собрание

Азарт и чутье унаследовал от отца и сын бизнесмена Михаил Якобашвили. "Он рос вместе с коллекцией. Все было на его глазах. Помню, – рассказывает Давид Михайлович, – как на одном аукционе покупали музыкальный шкаф, и сын очень переживал – вдруг перебьет кто-то. Этот экспонат сейчас один из самых больших любимцев у наших посетителей".

Неравнодушная команда

Посещение "Собрания" возможно только в составе группы, и, казалось бы, между экскурсиями, а тем более, когда музей закрыт для посещений, жизнь здесь должна замирать. Но все наоборот.

экспонаты московского музея Собрание
photo: courtesy of Alexandra Obolonkova
Экспонаты московского музея Собрание

Когда гостей нет, сотрудники начинают что-то поправлять, обновлять, менять. По залам музея разносятся неповторимые звуки филармонического органа Welte – идет настройка. В глубине музейного здания скрыты реставрационные мастерские, где всегда кипит работа, чтобы все можно было увидеть в действии.

экспонаты московского музея Собрание
photo: courtesy of Alexandra Obolonkova
Экспонаты московского музея Собрание

Помимо основной коллекции здесь собраны 20000 звуковых носителей для удивительных механизмов (от деревянных валов, перфорированных лент, картонных и металлических дисков до пластинок, изданных в начале ХХ века). В библиотеке звука есть даже перфолента с Гимном Грузии, услышать исполнение которого можно на большом – в два этажа – танцевальном органе Mortier.

Все это систематизируется, звук оцифровывается, мельчайшие детали уникальных экспонатов фотографируются, работа автоматов снимается на видео – чтобы зритель мог максимально глубоко проникнуть в секреты удивительных предметов без ущерба для них и лишнего износа. И все это нуждается в умелых и аккуратных руках профессионалов.

"Мы не можем постоянно куда-то возить предметы, а некоторые вывезти просто невозможно, – рассказывает Светлана Чураева. – Поэтому все – от оборудования внутри витрин и ремонтных работ до дизайна – делается прямо здесь, инхаус. По музейным меркам у нас небольшой штат, но это универсальная команда".

"Здесь нет равнодушных людей, – соглашается владелец коллекции Давид Якобашвили. – Самое страшное – равнодушие. Если люди не любят свою работу, ни толку, ни результата не будет. Я вижу, когда у человека горят глаза, когда ему интересно делать что-то новое для музея. Таких не нужно подталкивать, заставлять, жестко контролировать. Мои ребята уже много лет живут музеем. Это же как ребенок... Он растет, развивается, и мы растем вместе с ним, учимся, придумываем какие-то новые форматы".

Доступно каждому

"Сейчас много частных музеев – и всегда это подвижнический труд, но объем нашей коллекции не знает равных. И уникальность этого проекта в том, что все программы у нас проходят на бесплатной основе, благодаря чему люди могут все это видеть. Таково исключительное решение Давида Михайловича. Это полностью меценатский проект", – подчеркивает арт-директор.

экспонаты московского музея Собрание
photo: courtesy of Alexandra Obolonkova
Экспонаты московского музея Собрание

Недаром у нее самой одной из любимых в музее стала витрина, посвященная Марии Тенишевой – художнице-эмальеру, коллекционеру, педагогу, создавшей до революции в своем имении Талашкино центр искусства.

Как в Москве, "не верящей слезам", помогают попавшим в беду грузинам >>>

"Это такой тип людей, – говорит Светлана, глядя на старинную фотографию и проводя параллели с современностью, – которые не жалеют ни времени, ни душевных сил для того, чтобы сохранить прекрасное и дать возможность другим его изучать".

экспонаты московского музея Собрание
photo: courtesy of Alexandra Obolonkova
Экспонаты московского музея Собрание

У музея "Собрание" большие планы. Помимо временно отмененных экскурсий – обзорных (взрослой и детской) и тематических (в залах камнерезного искусства и художественного стекла), а также лектория, в связи с эпидемиологической обстановкой перешедшего в онлайн, ожидает презентации музыкальная программа-ретроспектива от Баха до Pink Floyd для органа.

экспонаты московского музея Собрание
photo: courtesy of Alexandra Obolonkova
Экспонаты московского музея Собрание

Музей всегда отрыт для специалистов из сферы искусства, а экспонаты предоставляются на лучшие тематические выставки государственных учреждений культуры. В планах – пул программ для студентов профессиональных учебных музыкальных и художественных заведений.

экспонаты московского музея Собрание
photo: courtesy of Alexandra Obolonkova
Экспонаты московского музея Собрание

"Мы всем рады, – говорит Чураева, – мы бы хотели давать возможность слышать и видеть эти уникальные предметы, учащимся проходить практику, будущим художникам рисовать с натуры… Но пандемия пока, к сожалению, приостановила эти планы".

экспонаты московского музея Собрание
photo: courtesy of Alexandra Obolonkova
Экспонаты московского музея Собрание

Раньше, до карантина, запись на экскурсии была на месяц вперед, а сейчас – все программы только в интернете. Зато еще активнее стал развиваться виртуальный музей. Здесь посетитель не ограничен во времени (оффлайн-экскурсии длятся обычно около часа) и, переходя со страницы на страницу, разглядывая необычные вещи, изучая их историю и судьбы их создателей, может провести целый день.

Таким образом, редчайшие шедевры и уникальные изобретения становятся доступны всем. Конечно, увидеть в интернете и увидеть вживую – это большая разница, но как человек сегодня привык к двум форматам – оффлайн и онлайн, так и эта коллекция предметов из прошлого живет по законам современного мира.

"Приходите к нам еще, – обязательно говорят экскурсоводы на прощание, – в следующий раз здесь будет по-другому: что-то будет на реставрации, зато что-то вернется с выставки и заработает что-то, что не работало сегодня…" Остается дождаться, когда музей вновь начнет принимать посетителей – хотя бы маленькими группами.

О сложностях и планах

Музейная команда прошла сложный процесс строительства и согласований, создала уникальные условия для сохранения бесценного наследия и возможности познакомиться с ним.

экспонаты московского музея Собрание
photo: courtesy of Alexandra Obolonkova
Экспонаты московского музея Собрание

"Все должно работать четко, как в часовом механизме, – говорит Давид Якобашвили о своем детище. – Но это только одна сторона, внутренняя работа. А есть еще внешняя. И здесь музей сталкивается со всеми теми же обстоятельствами и сложностями, что и любой бизнес-проект здесь и сейчас. Никаких льгот или преференций у нас нет, даже несмотря на то, что музей полностью бесплатный для посетителей".

Сам Якобашвили ведет свой бизнес в разных странах, а предметы для коллекции собирает по всему миру. Но московский музей "Собрание" - первый и главный его культурный проект. Потому что именно здесь, в российской столице, прошли "важные и интересные годы жизни, здесь создавались первые бизнес-проекты".

"В планах, – признается он, – создание музея на европейской площадке. Да и про Грузию тоже подумываю, но не хочется ввязываться в строительство, это тяжелый процесс. Если будет хорошее помещение там – есть мысли и проект, и даже экспонаты".

экспонаты московского музея Собрание
photo: courtesy of Alexandra Obolonkova
Экспонаты московского музея Собрание

А пока часть коллекции Давида Якобашвили выставлена в московских залах, а часть – хранится в запасниках. Например, большая коллекции работ одного из первых русских фотографов Дмитрия Ермакова, много снимавшего Кавказ и запечатлевшего на своих карточках дореволюционный Тифлис, Кутаиси, старые города, пейзажи, типажи, костюмы и лица. Отдельной фотоэкспозиции в музее сейчас нет, но в планах проведение тематической выставки и, конечно, публикация на сайте.

253
Темы:
Новости из России

Взгляд из России: дипломатический протокол времен ковида

65
(обновлено 15:14 30.11.2020)
Сравнение нынешней моровой заразы с "черной смертью" середины XIV века было бы чрезмерным

Тогда, по минимальным оценкам, чума выкосила четверть населения Европы, многие селения и даже города просто перестали существовать, сейчас этого, слава Богу, нет, рассуждает колумнист РИА Новости.

Опять же уровень гигиены и санитарии, а равно медицинской науки сейчас немного другой.

Однако в одном отношении разница между нынешними жителями Москвы, Парижа и Нью-Йорка и тогдашними жителями Флоренции и Страсбурга невелика. Что те, что эти в равной степени не понимают, когда все это кончится. Как говорил Сократ, "я знаю, что ничего не знаю".

Конечно, есть и штатные оптимисты. Министр здравоохранения Великобритании Мэтт Хэнкок заявил, что жизнь в королевстве к Пасхе 2021 года вернется в нормальное русло. Хорошо бы так, а еще лучше к Масленице, но, вообще-то, все это напоминает старинную песенку про Мальбрука: "Он вернется к Пасхе или на Троицу, Троица проходит, Мальбрука все нет".

В этом отношении в речи Кремля "нет понимания, как долго продлится эпидемия. Есть понимание, что сейчас прикладываются максимально энергичные усилия для производства вакцин и начала массовой вакцинации, которая может замедлить, а в перспективе и предотвратить дальнейшее распространение инфекции", то есть будем делать что должно, а там как Бог даст представляется более реалистическим.

Конечно, на все воля Божья, в том числе и на сроки эпидемии, но посмотрим на то, как моровое поветрие влияет на вроде бы не имеющий к нему прямого отношения дипломатический протокол.

Съезд G7 последний раз прошел в августе 2019 года в Биаррице, и с тех пор про мероприятие начали забывать.

Трамп сперва хотел провести его летом, считая, что видеоконференции державцев, прошедшей 10-12 июня, недостаточно, потом перенес планы на осень, потом на декабрь, после выборов, но теперь неясно, что с Трампом, а со съездом и подавно.
При этом подтвердилась правота пословицы "На мак седьмой год неурожай, а голода нет".

То есть, конечно, проблем и даже прямых бедствий выше крыши, но с наличием или отсутствием встречи державцев полумира это никак не связано. И прежде (причем уже довольно давно) было понятно, что мероприятие пустое, но сейчас это доказано экспериментальным образом.

Встреча G20 тоже прошла в онлайн-режиме, и тоже нельзя сказать, чтобы она кого-то сильно впечатлила. Очевидно, что личное общение державцев, производящее, так сказать, синергию, все-таки бывает необходимо.

"Балы, любовные интриги, козни и препирательства Венского конгресса", то есть вещи факультативные, "на полях", как теперь говорят, тоже оказываются для чего-то нужны. Наверное, такова природа дипломатии.

Разумеется, во всем надо знать меру. Преувеличенное значение личных контактов, начавшееся еще во времена Хрущева-Брежнева, но сделавшееся совсем чрезмерным при Горбачеве-Ельцине, когда считалось, что надо распоясавшись, без галстуков вместе посидеть и все сладится, – это ведь тоже чересчур, тем более когда партнер мягко стелет, да жестко спать.

А ведь партнеры по преимуществу именно таковы.

Теперь благодаря COVID-19 и прекращению всяких удовольствий и сношений международная политика поневоле вернулась к прежним временам. Конечно, на другой материально-технической базе.

Тогда были гусиные перья, сургуч, которым запечатывали послания "Державный брат мой!", курьеры, загонявшие лошадей, – сегодня всякая электроника и криптография, но суть осталась прежней.

Как пелось в солдатской песне XVIII века,

"Пишет, пишет король прусский
Государыне французской
Мекленбургское письмо".

В XXI веке то же самое, только с помощью Zoom.

И даже нет уверенности, что грандов мировой политики это особенно огорчает. Путин, Си Цзиньпин, Макрон, Меркель не первый год держат бразды, знают своих партнеров как облупленных и вполне могут ограничить средства общения мекленбургскими письмами.

Беспрестанно летать по свету ради личных встреч с давними партнерами необязательно.

Есть только одно но.

Гранды со стажем в совместных балах и увеселениях действительно не сильно нуждаются. Хоть при ковиде, хоть без ковида. Но все не вечно, на смену им идут другие.

И новым лидерам, занявшим их место, личное общение будет необходимо хотя бы для того, чтобы познакомиться и притереться друг к другу.

По Zoom это будет затруднительно.

И здесь интересно, что настанет раньше. Восстановление бытовой нормальности с прекращением заразы или смена политических поколений. Уравнение с двумя неизвестными, а ведь решение немаловажно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

65
Армянская церковь Сурб Геворг и старый Тбилиси - район Кала убани

Какой сегодня церковный праздник: 1 декабря 2020

0
(обновлено 22:43 30.11.2020)
По православному церковному календарю 1 декабря 2019 отмечают день памяти Святых Платона, Романа, Варула, Закхея, Алфея и других

Sputnik Грузия рассказывает, кем были эти Святые и почему они упоминаются в церковном календаре.

Платон

По церковному календарю 1 декабря поминают мученика Платона, пострадавшего за веру в начале IV века.

Родился будущий Святой в благочестивой семье в городе Анкире в Галатии. Юношей оставив дом, Платон ходил по городам, проповедуя язычникам Слово Божье.

Юношу, схватив, доставили к правителю Агриппину на суд в храм Зевса. Платона сначала долго уговаривали поклониться идолам, но когда исповедник отказался отречься, его подвергли жестоким пыткам.

Через семь дней юношу вновь подвергли мучениям, а затем 18 дней держали в заточении без воды и пищи. Когда все усилия палачей оказались тщетными, мученику отрубили голову. Произошло это в 302 или 306 году.

Роман и Варул

По церковному календарю 1 декабря поминают мучеников Романа и Варула, пострадавших за веру в начале IV века.

Святой Роман служил диаконом в храме Кесарии Палестинской. Во время преследования христиан он переселился в Антиохию, где укреплял братьев и сестер по вере горячей проповедью.

Когда Асклипиад, правитель Антиохии, задумал разрушить христианский храм, диакон, призвав верующих защитить свою святыню, убедил их не допустить святотатства. Правитель, видя решимость народа, отказался от своего намерения.

Через некоторое время в городе отмечали языческое торжество, на которое в Антиохию пришло множество людей со всей округи. Святой, обличая идолопоклонство, призывал всех следовать за Спасителем.

За проповедь Святого схватили и подвергли жестоким пыткам. Во время мучений Роман увидел в толпе мальчика-христианина Варула и, указав на него правителю, сказал, что отрок умнее него, так как знает Истинного Бога.

По приказу Асклипиада, мальчика, мужественно исповедовавшего христианскую веру, подвергли жестоким пыткам, а потом обезглавили.

Мученика Романа приговорили к сожжению, но внезапно пошел ливень и погасил огонь. Тогда правитель приказал его повесить. Произошло это в 303-м.

Закхей и Алфей

По церковному календарю 1 декабря поминают мучеников Закхея, диакона Гадаринского, и Алфея, чтеца Кесарийского, пострадавших при императоре Диоклетиане (284-305).

Диакона Гадаринской церкви схватили среди многих других во время преследования христиан. Многие, испугавшись пыток, соглашались принести жертву идолам, но Закхей мужественно отказался отречься.

Чтец Кесарийской церкви – Святой Алфей, заботясь о славе Божьей, пошел в толпу направляющихся к языческим жертвенникам и уговаривал их не осквернять себя идолопоклонничеством. Святого, схватив, подвергли пыткам, а затем заковали с преподобным Закхеем в одни колодки.

Ночь мученики провели в молитве, поддерживая друг друга, а утром их обезглавили. Произошло это в 303 году.

Именины

По церковному календарю 1 декабря именины отмечают Анастасий, Платон, Николай и Роман.

Материал подготовлен на основе открытых источников

0
Теги:
религия
Темы:
Календарь религиозных праздников