Истребитель-бомбардировщик Lockheed Martin F-35 Lightning II

Новые проблемы у американского F-35 столкновение с авиазаправщиком

475
(обновлено 17:32 03.10.2020)
Американский многоцелевой истребитель-бомбардировщик F-35 продолжает укреплять репутацию недоработанной машины, удивляет специалистов невероятными "косяками" и высокой аварийностью, пишет военный обозреватель Sputnik Александр Хроленко

Военно-морской институт ВМС США 30 сентября сообщил, что вблизи военной базы Эль-Сентро (штат Калифорния) в ходе дозаправки в воздухе столкнулись самолет-заправщик KC-130J и F-35B Lightning II ("Молния" с англ. яз.) Корпуса морской пехоты США. Технология дозаправки подсказывает, что истребитель фактически протаранил топливозаправщик "в корму". После чего F-35 упал и разбился. Летчик катапультировался и проходит восстановительный курс в госпитале. Экипаж танкера KC-130J в составе восьми военнослужащих не пострадал и сумел посадить самолет.

Зенитный комплекс Панцирь-С1, архивное фото
© photo : press service of the Western Military District of the Ministry of Defense of Russian Federation

Принято считать, что истребители американского производства имеют относительно низкие показатели аварийности, однако в конце весны и летом 2020 года разбились семь истребителей ВВС и ВМС США: F-35A – 19 мая и 9 июня, F-22 Raptor – 15 мая, F-15C Eagle – 15 июня, F-18F Super Hornet – 18 июня, и чуть позднее – F-16C, который вызвал большой пожар на авиабазе Шоу (Shaw Air Force Base). Это объективно свидетельствует о значительных проблемах эксплуатации и боеспособности, даже когда речь идет о новых машинах.

Истребители "пятого поколения" F-35 разработаны в трех модификациях: F-35A для ВВС (со стандартными взлетом и посадкой), F-35B для Корпуса морской пехоты (с укороченным взлетом и вертикальной посадкой), F-35C для ВМС (взлет с помощью катапульты авианосца и посадка с использованием аэрофинишера). И это "семейство невидимок" за короткое время потеряло в катастрофах уже три самолета. Напомню, в 2019 году потерпел крушение F-35A японских ВВС, в 2018 году истребитель F-35B Lightning II разбился вблизи авиабазы американского Корпуса морской пехоты Бофорт (штат Южная Каролина), и был списан F-35B, ранее пострадавший от пожара.

Парадоксы цены и качества

Программа Joint Strike Fighter (JSF), в рамках которой создан истребитель F-35 Lightening II, в октябре прошлого года вышла на проектную мощность. В связи с этим компания Lockheed Martin и Минобороны США обнародовали среднесрочный план закупок 478 самолетов F-35, из которых 291 истребитель предназначен для ВС США, 127 машин - для международных партнеров программы JSF, и 60 истребителей - для международных покупателей. Общая стоимость 478 единиц - около $34 млрд. Предположительно, с увеличением серии стоимость истребителя F-35А (сегодня - около $100 млн) будет постепенно падать, и с 13-й партии окажется ниже $80 млн. Однако удешевление "молнии" не гарантирует повышения качества до заявленного технологического уровня пятого поколения.

Ранее близкое Пентагону издание Defense News опубликовало очень жесткие оценки F-35 Lightning II. Если совсем коротко, F-35 – дозвуковой истребитель, способный ускоряться на форсаже не более 1 минуты, а на скоростях свыше 1 Маха через минуту перегревается корпус и возникает угроза его разрушения. А после 1,6 Маха у самолета может просто отвалиться хвост. Поскольку крейсерская скорость истребителя 5-го поколения не может быть ниже 1,4 Маха, F-35 Lightening II "застрял" в 4-м поколении. Пять критических недостатков машины технологически неустранимы и закономерно угнетают программу производства общей стоимостью более 1,7 триллиона долларов.

F-35 в сентябре 2020 года признан слишком дорогостоящим для полетов: программа испытывает дефицит финансирования в $10 млрд в течение следующих пяти лет. Из-за вынужденной "модернизации", дополнительных исследований и разработок по линии вооружения, топлива, поставок запасных частей и организации технического обслуживания самолет F-35 стал чрезвычайно дорогим. Хотя и дешевле в эксплуатации, чем тяжелый двухмоторный F-22 Raptor.

Здесь необходимо иметь ввиду, что F-22 построили всего 187 единиц, а F-35 намечено выпустить серией более 3 000 самолетов. Такое количество "молний" способно в мирное время "разбомбить" бюджеты десятков дружественных Соединенным Штатам государств и собственно бюджет Пентагона. Угроза вполне реальна, ведь 75% стоимости программы F-35 приходится на эксплуатационные расходы, которые намного выше, чем ожидалось - в связи с чрезмерно высокими требованиями к техническому обслуживанию и потреблению топлива. То есть, поддерживать постоянную боеготовность технологически "сырых" F-35 намного сложнее и дороже, чем истребителей F-16 или F-18. И еще неизвестно, что конкретно приходится поддерживать, ведь история боевого применения в противостоянии с высокотехнологичным противником – практически нулевая.

Имитация военной мощи

Американская армия получила примерно 15 тысяч запчастей для истребителей F-35 Lightening II, которые не соответствовали требованиям. Для решения возникающих проблем в ближайшее время на "молнию" потратят более $70 млн. Постоянный рост эксплуатационных расходов F-35, усиление зависимости "потребителя" от программного обеспечения (обновлений) фирмы-производителя, турбулентность в поставках запасных частей - делают потенциально грозный самолет фактически небоеготовым.

"Молнии" лишь теоретически способны уклоняться от радаров, и наносить удары в глубине обороны противника. В реальности истребители F-35 всех модификаций, на доступных высотах и скоростях, с любым комплектом вооружения - ярко "светятся" на экранах РЛС потенциального противника на максимальном удалении. То есть не могут выполнять задачи по предназначению концептуально-технологически, и заведомо превращаются в зоне боевых действий в уязвимые тихоходные мишени.

Известно, что Иран с использованием РЛС российского производства отлично видит развертывание американских "невидимок" - двух эскадрилий F-35A в регионе Персидского залива и даже эскадрильи F-22 Raptor в Катаре. Наиболее эффективным приобретением Тегерана считается система ПВО большой дальности С-300ПМУ-2, которая включает и мощные радары, и ракетные пусковые установки. Весьма эффективна и развернутая Ираном система  ПВО "Резонанс-НЭ", которая успешно обнаруживает и отслеживает истребители F-35 вблизи границ страны.

Созданный российскими специалистами с учетом последних достижений в области радиолокации "Резонанс" способен обнаруживать и выдавать целеуказания по аэродинамическим воздушным объектам (включая "истребители-невидимки" и гиперзвуковые ракеты) на дальности до 600 км, по высоте - до 100 км. При этом баллистические цели попадают в зону видимости "Резонанса-НЭ" на расстоянии до 1 100 км. Собственно, вся система ПВО Исламской Республики Иран - большая головная боль Пентагона примерно с 2017 года, потому и не бомбят непокорный Тегеран.

475

Президент США Дональд Трамп и глава КНР Си Цзиньпин на встрече в рамках саммита G20 в Осаке

Козырь в рукаве: Китай готов распродать госдолг США

208
(обновлено 15:00 26.10.2020)
Противостояние Китая и США разгорелось с новой силой: торговая война переросла в технологическую, отмечает журналист Наталья Дембинская

Пока Вашингтон блокирует китайские разработки как угрозу национальной безопасности, в КНР напомнили о своем главном оружии: распродажа триллионного портфеля американских государственных облигаций способна обрушить и курс доллара, и рынок ценных бумаг. Это крайне опасный сценарий для всей мировой экономики. О том, как далеко готовы зайти в Пекине, — в материале корреспондента РИА Новости.

Технологическая война

В январе две крупнейшие экономики мира сделали важный шаг к окончанию торговой войны: подписали соглашение первой фазы, призванное постепенно восстановить торговлю. Но пандемия COVID-19 все перечеркнула. В Вашингтоне обвинили Пекин в распространении коронавируса и потребовали денежной компенсации. Вдобавок американцы объявили о выходе из Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), упрекнув ее в потворстве Китаю.

С приближением президентских выборов в США напряженность нарастает. Трамп опять вспомнил об экономическом ущербе, который китайские компании якобы нанесли американской экономике. Дескать, они "перетащили" к себе производство и украли технологические секреты.

В августе Вашингтон обвинил Пекин во вмешательстве в предвыборную борьбу через интернет и социальные сети. Под прицелом оказалось китайское приложение TikTok. Его нужно запретить, иначе правительство КНР получит доступ к данным американских граждан, пользующихся сервисом, заявили в Белом доме.

Владельца TikTok — китайскую ByteDance — заставляют продать бизнес американским компаниям. Это необходимо сделать до 12 ноября. В противном случае, пригрозил Трамп, сервис заблокируют.

Как ответит Пекин, пока не известно. Эксперты считают, что вступаться за TikTok у китайских властей особого резона нет, поскольку они считают его "вредным": распространяет "вульгарный контент", не соответствует "ценностям социализма", разлагает китайскую молодежь.

Но Вашингтон давит и на Huawei — одну из крупнейших китайских технологических компаний. И Пекин уже пригрозил запретом экспорта стратегических материалов и технологий иностранным компаниям, которые могут представлять "угрозу национальной безопасности".

Серьезный разговор

Параллельно в Пекине напомнили, что у КНР есть рычаги влияния и посерьезней. Речь о государственных облигациях США на триллион долларов.

Из-за торговой войны с США Китай и так планомерно избавлялся от этих бумаг. С пиковых значений в 1,32 триллиона долларов в ноябре 2014-го инвестиции в американский госдолг уменьшились более чем на 200 миллиардов. В результате к июню 2019-го лидерство среди иностранных держателей трежерис перешло к Японии: у Токио их на 1,12 триллиона.

Как показал последний отчет американского Минфина, к середине сентября китайский портфель сократился до 1,08 триллиона. В первой половине года Пекин сбросил трежерис на 106 миллиардов — это самые быстрые темпы продаж с 2015-го.

Однако дело не только в экономическом противостоянии. Одна из причин, по которым Китай продолжает избавляться от американского госдолга, — риски обесценивания доллара в результате неустанной работы печатного станка.

Да и долг продолжает разрастаться. За восемь месяцев Соединенные Штаты выпустили 7,7 триллиона казначейских облигаций — это рекорд. То есть экономику поддерживают исключительно заимствования.

В Пекине видят, что в Вашингтоне не могут решить экономические проблемы без помощи печатного станка, поэтому вложения в американский госдолг крайне рискованны, отмечает китайская Global Times.

Большая распродажа?

Усиление конфликта США и Китая лишь подогревает опасения: вдруг второй крупнейший иностранный кредитор американской экономики не выдержит и устроит масштабную распродажу трежерис. Последствия такого шага будут катастрофическими. Массовый сброс этих бумаг вызовет панику на рынке.

Однако это невыгодно самому Китаю. Во-первых, продажи в короткий период облигаций на 100-200 миллиардов неизбежно обрушат цены на них. В этом случае и стоимость внешних активов и резервов самого Китая значимо снизится, равно как и выручка от реализации подешевевших ценных бумаг.

Вдобавок рухнет доллар, а это КНР тоже ни к чему. Ослабление американской валюты сделает китайский экспорт дороже.

Кроме того, сброс казначейских обязательств США серьезно ограничит возможности Пекина управлять юанем — если торговая война окончательно выйдет из-под контроля. Наконец, доллары, полученные от продажи трежерис, надо куда-то вкладывать, а это не так просто.

Проблемы возникнут не только у Китая, мало не покажется никому.

"Обрушить пирамиду американских облигаций — значит, ввергнуть весь мир в ситуацию финансового хаоса, по сравнению с которым кризис 1998-го или 2008-го — просто детский лепет. Поэтому вряд ли что-то подобное произойдет в обозримой перспективе", — указывает глава криптовалютного банка Chatex Майкл Росс-Джонсон.

Скорее всего, отказ от доллара и трежерис будет поэтапным — что и происходит на протяжении последних лет. По оценкам одного из ведущих китайских экономистов, Си Цзюньяна, профессора Шанхайского университета финансов и экономики, Пекин "постепенно сократит" портфель казначейских облигаций США примерно до 800 миллиардов долларов "при нормальном развитии событий". Однако крайний вариант все же не исключается — например, в случае военного конфликта.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

208
Дворник собирает опавшие с деревьев листья в парке Коломенское в Москве, архивное фото

Потеснят ли безработные россияне мигрантов на рынке труда?

100
(обновлено 16:17 26.10.2020)
В каких сферах в Москве жители российских регионов стали получать работу и могут ли они потеснить трудовых мигрантов из других стран, выяснил Sputnik

Летом уровень безработицы в России составил 6,3%, что на 1,9% больше, чем за аналогичный период 2019 года. Рост продолжился и в сентябре. Таковы данные исследования РИА Новости, опубликованного 26 октября.

Рост безработицы зафиксирован в 82 субъектах из 85. При этом Москва остается привлекательным местом для трудоустройства.

Sputnik выяснил, в каких сферах в столице РФ жители регионов стали получать работу и могут ли они потеснить трудовых мигрантов из других стран?

Ограничительные меры из-за пандемии коронавируса привели к росту безработицы среди россиян. Кроме того, результатом закрытия границ стало сокращение трудовых ресурсов из соседних стран.

Так, по данным МВД РФ, за период с января по май 2020 года в России было выдано 585 018 трудовых патентов иностранным гражданам. В 2019-м за тот же период число выданных разрешений на работу было гораздо большим – 841 929.

Стройки

"Этой весной мигрантов, которые традиционно приезжали в Подмосковье, заместили россияне из других регионов РФ, где они не могли найти себе работу. Но при этом заплатили им больше, чем иностранным рабочим. Повышению расценок способствовал возникший дефицит рабочей силы", – сказал главред российского информационного агентства "Строительство" Александр Гусев.

В среднем, по словам эксперта, за свой труд на стройках россияне получают на 30% больше, чем мигранты.

Информацию о нехватке иностранных работников подтвердили и крупные застройщики московского региона.

"Что касается закрытия границ, то естественно этот фактор влияет на нехватку людей, качественной рабочей силы. И, как следствие, может повлиять на темпы строительства объектов. Подрядчики пытаются собирать рабочих по регионам России, но, к сожалению, этого недостаточно и проблема на сегодняшний день остается нерешенной. Российских строителей не хватает", – рассказал Sputnik вице-президент ГК "Инград" Григорий Звенигородский.

Наличие дефицита кадров в отрасли подтвердили и в пресс-службе крупной строительной компании ФСК.

"У нас и до закрытия границ на стройках работала значительная часть граждан РФ. В связи с закрытием границ, конечно, их число увеличилось. Сейчас мы набираем строительные бригады преимущественно из регионов России. Дефицит кадров в строительной отрасли ощущаем", – сообщили представители застройщика.

Такси

Таксистов в столичном регионе действительно не хватает, но вряд ли в отрасли произойдет серьезный сдвиг с заменой мигрантов российскими водителями. Такого мнения придерживается председатель общественного движения "Форум такси" Олег Амосов.

"Во время первой волны коронавируса в части регионов и в мегаполисах РФ падение спроса на услуги такси достигало 70-80%. Летом наметился небольшой подъем. И еще месяц назад заработки у таксистов были неплохие. Агрегаторы начали говорить о том, что не хватает водителей. Но в данный момент, уже со второй волной наметился спад заказов. Сейчас 30% сотрудников столичных офисов отправлены на удаленку. Соответственно, они ездить уже не будут", – пояснил Амосов.

Информацию о сокращении числа таксистов из других стран подтвердили в московском таксопарке Best.

"На данный момент уменьшилось количество иностранных водителей – из Казахстана, Кыргызстана, Беларуси. Число поездок из-за коронавируса сокращается, невыгодно платить аренду за автомобиль, не имея достаточного количества заказов, – сообщили в компании. – На москвичей-водителей рассчитывать сложно. То они приходят, то уходят", – уточнили в таксопарке.

Другие сферы

Не ожидается и наплыва российских кадров и в общепите. Об этом Sputnik рассказал президент Федерации рестораторов, отельеров России Игорь Бухаров.

"Часть предприятий общественного питания сейчас с трудом работает, поэтому работников нужно меньше. Россияне не хотят идти на такие работы, как повар, кондитер. Просто это тяжелая работа. Деньги, может, и устраивают. Но за такое вознаграждение можно найти другую работу, полегче", – отмечает Бухаров.

По его словам, часть поваров в московских ресторанах – приезжие из российских регионов, но о масштабной тенденции говорить не приходится. Об отсутствии изменений в наборе персонала по сравнению с прошлым годом Sputnik рассказали и в сети ресторанов "Чайхона №1".

Растет число жителей российских регионов, желающих заработать на разовых заказах. Об этом рассказал сооснователь сервиса поиска исполнителей (различных услуг, от уборки до ремонта – ред.) YouDo Денис Кутергин.

"Тенденция к росту наблюдается в четвертом квартале. После первой волны очень много работников уехало, и летом в Москве был большой дефицит исполнителей, причем во всех секторах. Сейчас каждую неделю прирастает на 5-10% за счет приезжих из других российских областей", – пояснил собеседник Sputnik.

Сфера курьерской доставки в период коронавируса переживает подъем. Как сообщили Sputnik в пресс-службе сервиса Delivery Club, еженедельно фиксируется примерно 17-процентный рост числа заявок от желающих работать курьерами. Однако в данном агрегаторе затруднились рассказать об их гражданстве.

А вот представители курьерской службы доставки по Москве и Московской области Dostavista сообщили, что во время пандемии количество желающих быть курьерами увеличилось. Притом, за счет россиян тоже.

"Среди курьеров, сотрудничающих с нашей компанией, всегда были жители Москвы и Подмосковья. Во время весеннего периода самоизоляции количество курьеров, сотрудничающих с нашей службой, значительно увеличилось, так как некоторые люди лишились постоянного источника дохода, а мы предоставляли курьерам не только постоянный доход, но и разрешения на передвижение по Москве", – сообщили Sputnik в компании. 

О полном замещении трудовых мигрантов российскими кадрами речи не идет, уверен доктор экономических наук, профессор РАНХиГС  Александр Щербаков.

"Как правило, мигранты обходятся без соцпакета, без выплат со стороны предпринимателей в социальные фонды. Кроме того, стоимость их труда, как правило, ниже, чем у резидентов. На все это жители России не могут пойти, поскольку более низкий уровень зарплаты не сможет обеспечить их потребностей. Происходит не совсем равная конкуренция, которую выигрывают мигранты. Вряд ли закрытие границ и меры эпидемиологической безопасности приведут к принципиальным изменениям в обозримом будущем, поскольку ограничения, связанные с COVID-19, имеют все-таки конечный характер. Все вернется на круги своя", – уточняет специалист.

100
Глава Минздрава Грузии Екатерина Тикарадзе

В Грузии пока не настало время полевых госпиталей Минздрав

0
(обновлено 00:13 27.10.2020)
Госпитальный сектор Грузии пока в состоянии принимать пациентов, поэтому вопрос открытия полевых госпиталей будет рассматриваться после того, как будет исчерпан этот ресурс, заявляет министр

ТБИЛИСИ, 27 окт — Sputnik. Сценарий открытия полевых госпиталей будет рассматриваться только в крайнем случае, заявила глава Минздрава Грузии Екатерина Тикарадзе в эфире телекомпании Rustavi 2.

В Грузии ношение масок на улицах может стать обязательным>>

В Грузии с каждым днем растут новые случаи коронавирусной инфекции. Больницы переполнены, а врачи работают на износ. Точная цифра на данный момент неизвестна, но довольно большое количество медиков инфицированы и сами проходят курс лечения или находятся в самоизоляции.

"Есть причина того, почему не открываем полевые госпитали. В Грузии каждый стремится к комфорту, и, исходя из этого, я не могу представить грузинского пациента, которого можно разместить на каком-нибудь стадионе", - заявила Тикарадзе.

По ее словам, в Грузии гораздо больше госпитальных мест, чем нужно стране с 3,7-миллионным населением.

"На этом этапе у нас есть ресурс размещать пациентов в клиниках комфортно, под наблюдением врачей. Пока мы не израсходуем этот ресурс, нет необходимости размещать наших граждан на стадионах или других пространствах", - сказала Тикарадзе.

Глава Минздрава отметила, что раз в шесть часов ведомство проверяет количество мест в клиниках страны. Эта информация постоянно обновляется.

Министр уверяет, что в стране мобилизованы разные больницы и гибридные клиники, которые помимо пациентов с коронавирусом обслуживают и других граждан.

По данным официального сайта StopCov, с начала пандемии в стране по сегодняшний день выявлено 30 303 случая заражения коронавирусом. Вылечились 11 370 пациентов. Скончались 215.

В карантине в данное время находятся 4 112 человек, в стационарах – 3 766, в ковид-гостиницах – 2 268.

41 гражданин Грузии доставлены на лечение из других стран.

Первый случай коронавируса в Грузии зафиксирован 26 февраля.

0
Темы:
Коронавирус в Грузии: последние новости