Центральная избирательная комиссия. Здание ЦИК Грузии

Ноу-хау грузинской политики, или Где спрятаны предвыборные программы партий

3215
(обновлено 22:33 28.10.2020)
Что обещают грузинские политики на ближайших выборах? Грузинский политолог и публицист, главный редактор ГРУЗИНФОРМ Арно Хидирбегишвили попытался найти предвыборные программы партий, зарегистрированных на выборы в парламент, и вот что из этого получилось...

Не "открою Америку", если скажу, что мы, грузины, любим во всём быть особенными, непохожими на других. И это неудивительно, когда дело касается древней грузинской культуры, традиций гостеприимства, многоголосия или виноделия. Но когда дело касается общепринятых стандартов поведения для всего мира, "грузинский эксклюзив", как минимум, вызывает удивление. Разве надо "изобретать велосипед" там, где речь идёт о ценностях демократии, интерпретировать их на свой лад, если имеешь претензии называться цивилизованной страной и, тем более, претендуешь на полноправное членство в "семье" европейских народов? Ответ, как мне кажется, очевиден…

Ау, где вы, предвыборные программы?

Но на эти размышления меня, к сожалению, подтолкнула действительность, в не "дела давно минувших дней". Через месяц с небольшим, 31 октября, в Грузии пройдут выборы в парламент. Скажу уверенно - аналогов такой "оригинальной" предвыборной гонки вряд ли хранит новейшая история. Не то что в других странах, даже в Грузии я не припомню, чтобы партии и политики строили всю свою кампанию только лишь на критике соперников, в том числе – "били ниже пояса", то есть, некорректными, не делающими грузинам честь, способами. Сплетни, переплетённые с реальными фактами, публикация материалов, Бог весть откуда добытых, эпизоды из личной жизни политических оппонентов и членов их семей…

Полиция будет следить за порядком во время выборов в Грузии >>>

А где партийные программы, с которыми обычно во всем мире политические партии идут на выборы? На основании чего за кандидатов должен проголосовать избиратель? Чем, если не взятыми перед избирателями обязательствами, зафиксированными в программах партий, они различаются? Вот потому и значатся в названии некоторых партий, из шестидесяти (!) зафиксированных в ЦИК, фамилии и имена их лидеров, чтобы, невзначай, их не перепутали. Неужели грузинским политикам нечего больше предложить электорату, чем свой улыбающийся "фейс" – мол, выбери меня, "птицу счастья завтрашнего дня"?

Я не передёргиваю, именно подобные вопросы задают мне, как вице-президенту Международной лиги грузинских эмигрантов, мои соотечественники из США, России, других стран. Задают те, кому пусть в другой стране, но предстоит голосовать за новый грузинский парламент 31 октября. Кому отдавать голос? Какая политическая сила предложит лучшие реформы в случае победы на выборах?

И что мне им отвечать? Что мы тут в Грузии настолько обленились, что уже не удосуживаемся составить предвыборные программы? Кто-нибудь может назвать прецедент среди развитых или развивающихся стран, когда ни одна партия официально не презентовала своей предвыборной программы, хотя до выборов остались считанные дни? "Наша программа в процессе подготовки", - дежурным голосом отвечают во всех без исключения партиях, если вообще удосуживаются ответить на вопрос. Как тут не вспомнить известную фразу великого Илии Чавчавадзе - "Что мне вам сказать, чем обрадовать?!" Нечем, как и век назад…

В чем хитрость грузинского ноу-хау?

Неужели в грузинских партиях думают, что слогана на их партийных баннерах вполне достаточно? Неужели считают, что оскорбления в адрес правящей "Грузинской мечты" или проклятия в адрес России в предвыборных роликах – это гарант победы?

Невольно назревает вопрос: неужели наши политики такого низкого мнения о народе, который должен избрать их в грузинскую власть на четыре года? Неужели главные "игроки" настолько наивны, что и впрямь верят в заказанные ими же соцопросы западных институтов и компаний, результаты которых, по понятным причинам, резко отличаются друг от друга? Можно только представить, как они будут править, действительно пройдя во власть. Как можно доверять наши судьбы людям только "по красивым глазам"? Вся новейшая история "независимой" Грузии – яркий пример, что так делать нельзя.

Сравни партии и сделай выбор: для избирателей в Грузии заработал специальный сервис >>>

Но давайте не будем и мы играть в "ангелов во плоти" - "каждая кухарка" в Грузии понимает, что грузинские политики остерегаются публиковать программы, чтобы потом не быть "пойманным за язык". А если за оставшийся месяц изменится конъюнктура во внешней и, соответственно, внутренней политике государства? А если за неделю их соперники "за кулисами" договорятся до альянса? Что тогда делать, ведь документы не горят… Как взять обратно свои слова? Отказываться от того, что обещал в предвыборной программе, - всегда дело проигрышное. И если за свой срок не сделал обещанного, второй раз уже в политику попасть будет сложно. Вот и придумали наши грузинские политики — это "ноу-хау" - идти на выборы без программы…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

3215
Темы:
Парламентские выборы в Грузии 2020 (740)

Поездка президента РФ В. Путина в Берлин для участия в Международной конференции по Ливии

Как Эрдоган и Путин могут помочь Палестине

140
(обновлено 14:11 13.05.2021)
Президент Турции Реджеп Эрдоган предложил Владимиру Путину вместе содействовать прекращению разгорающегося конфликта вокруг Иерусалима

Причем не только добиваться вмешательства Совбеза ООН: турецкий лидер высказал "идею отправки международных сил безопасности в регион для защиты палестинских гражданских лиц", как об этом говорится в сообщении турецкой стороны о прошедших переговорах, пишет автор РИА Новости.

Турция — наследник Османской империи, еще сто лет назад владевшей и Иерусалимом, и всей Палестиной. А Россия — преемник Российской империи, защищавшей христиан на Святой земле, и Советского Союза, поддерживавшего арабов в их борьбе за создание палестинского государства. За годы, прошедшие после начала нашей операции в Сирии, Россия и Турция, сотрудничая и споря, противодействуя и находя компромиссы, стали самыми активными игроками на Ближнем Востоке, но по плечу ли им вечная проблема Иерусалима? И вопрос палестино-израильского конфликта в целом, ведь он считается в принципе нерешаемым. Да и с кем его решать? Кто на самом деле стороны конфликта?

Было бы еще полбеды, если бы речь шла просто о споре арабов и евреев за святой для трех религий город, но сама борьба за Иерусалим является средоточием, переплетением всех важнейших глобальных противоречий, символом кризиса миропорядка. Того миропорядка, во время расцвета которого было создано государство Израиль и стал развиваться арабо-израильский конфликт.

Отняв у умиравшей Османской империи Палестину, британцы способствовали расширению еврейской иммиграции на Святую землю — иудеи хотели вернуться на потерянную ими две тысячи лет назад родину. Вопрос о том, как они будут там уживаться с арабами, никого не волновал: считалось, что как-нибудь договорятся после ухода англичан. После катастрофы европейского еврейства в ходе Второй мировой войны вопрос создания на территории Палестины двух государств, Израиля и арабской Палестины, стал консенсусным для двух противоборствующих сторон, СССР и Запада.

Но начавшиеся тут же войны между арабами и евреями не позволили создать Палестину, а после 1967-го, когда Израиль занял Восточный Иерусалим, включавший в себя старый город, все стало совсем плохо. Если раньше, по решениям ООН, Иерусалим должен был стать особой административной единицей под управлением международного сообщества, то теперь началась постепенная экспансия Израиля, решившего забрать его себе не только физически, но и юридически.

Аннексия должна была закрыть вопрос о принадлежности города, но до недавнего времени практически никто в мире не признавал Иерусалим израильским. Однако в позапрошлом году его признали Штаты — с оговоркой, что в будущем у палестинского государства появится некая столица в восточно-иерусалимских пригородах. План Трампа был отвергнут и палестинцами, и исламским миром в целом: как потому, что предлагаемые им новые границы Палестины представляли собой разделенное надвое решето (сектор Газа и Западный берег реки Иордан, продырявленный множеством израильских анклавов из незаконных поселений), так и из-за отказа арабам в праве на столицу в Иерусалиме. Нынешний конфликт по символическому совпадению начался накануне дня Аль-Кудс, то есть дня Иерусалима, отмечаемого всеми мусульманами 7 мая.

Еще 4-го числа начались столкновения в восточно-иерусалимском районе Шейх-Джаррах — израильская полиция пыталась выселить несколько семей палестинцев из их домов, чтобы отдать их евреям. На следующий день на Западном берегу был застрелен 16-летний палестинец, а 7-го начались столкновения на Храмовой горе и израильские военные штурмовали мечеть Аль-Акса. Не просто в день Аль-Кудс, но и в конце священного месяца Рамадан — несложно предсказать реакцию исламского мира на происходящее. Кадры радостно пляшущих на фоне пожара на Храмовой горе иудеев лишь убеждали исламский мир в том, что Израиль хочет захватить и разрушить их святыни и возвести на их месте свой так называемый третий храм. Начались обстрелы Израиля с территории Сектора Газа (в итоге пять убитых израильтян) и удары израильской армии по Газе (больше 50 убитых), беспорядки и столкновения уже в городах со смешанным населением в самом Израиле. Все идет к новой интифаде — то есть к всеобщему восстанию палестинцев.

Можно, конечно, искать причины нынешнего обострения в различных актуальных причинах: во внутриполитическом кризисе в Израиле (Нетаньяху понимает, что надвигающиеся пятые за два года парламентские выборы ничего не изменят, и готов к маленькой победоносной войне ради того, чтобы переломить ситуацию в борьбе за власть) или в желании сорвать близящееся возвращение США к ядерной сделке с Ираном (спровоцировав Тегеран на активную помощь палестинцам). Но куда важнее то, что у нынешнего кровопролития есть фундаментальные, нерешенные причины — отсутствие полноценного палестинского государства и претензии Израиля на контроль над историческим Иерусалимом.

Без решения этих вопросов ничего не изменится — постоянно будут вспыхивать "маленькие войны", одна из которых рано или поздно закончится войной очень большой, причем даже не регионального масштаба. Банальность утверждения о том, что Иерусалим — это пороховой погреб человечества, не означает, что можно ничего не делать и ждать, пока само собой все рассосется. Оттягивая решение, мир только усугубляет ситуацию. А ведь ее разрешение как раз и стало бы демонстрацией способности мировых держав договариваться между собой — хотя бы ради предотвращения катастрофы.

Главным препятствием к урегулированию является тот факт, что государство Израиль во многом представляет собой просто филиал США на Ближнем Востоке — глобалистски настроенная часть американских элит (выросшая в том числе из пуритан, протестантов, считавших себя "Новым Израилем") считает защиту Израиля абсолютным приоритетом для Америки. Отсюда и совершенно самоубийственная (в стратегическом смысле) неуступчивость Израиля по палестинскому вопросу и по поводу Иерусалима — никакие увещевания даже тех израильтян, что настаивают на безальтернативности мирного развода с палестинцами, не принимаются во внимание. Израиль предлагает палестинцам неполноценное, зависимое от него "государство" и отказ от Иерусалима — прекрасно понимая, что ни то ни другое никогда не будет принято ни палестинцами, ни исламским миром в целом. То есть вся надежда Израиля только на силу, причем даже не свою, а американскую. И на бесконечные разводки, то есть попытки договориться с отдельными арабскими странами поодиночке о примирении.

Но что будет, когда американская сила ослабнет, причем не только на Ближнем Востоке, а глобально (а это неизбежно в среднесрочной перспективе)? Что будет, когда держать палестинцев в резервациях типа Газы станет уже невозможно? Что будет, когда арабский мир преодолеет кризис, разброд и шатание, избавится от внешнего влияния?

На эти вопросы современная израильская элита не хочет отвечать, думая, что сила всегда будет на ее стороне. Но мир стремительно меняется — и атлантический, англосаксонский миропорядок уходит в прошлое. Если Израиль хочет сохраниться и в будущем, ему придется превратиться из западного проекта в нормальное государство, мирно развестись с палестинцами и примирится с арабами — никакой альтернативы этому нет. Любое оттягивание решения палестинского вопроса лишь делает все более кровавыми будущие военные попытки его решения мусульманами, а в том, что они будут, можно не сомневаться. У Израиля проблемы не с Ираном, как утверждают в Тель-Авиве, а с полуторамиллиардным исламским миром, который никогда не откажется от Иерусалима. Да и для католиков и православных небезразлична судьба святого града.

Выход из усугубляющегося и все более кровавого тупика стоит поискать там, где все начиналось, а именно в резолюции о разделе Палестины (то есть образовании двух государств) Генассамблеи ООН номер 181 от 29 ноября 1947 года. В ней прямо говорилось, что международное сообщество возьмет под свой контроль Иерусалим — он должен был стать отдельной единицей со специальным международным режимом под управлением ООН. Возможно, воплощение в жизнь старой идеи позволит разорвать порочный круг насилия и ненависти.

Ведь это отвечает интересам не только всех жителей Иерусалима, но и всех цивилизаций, как христианских, так и мусульманских. Да и всего мира — потому что новый Армагеддон затронет и буддистов, и атеистов. Не говоря уже о том, что отказ от аннексии Иерусалима стратегически спасет и Израиль, хотя там пока что очень многие и не хотят это понять и признать.

Предложение Эрдогана Путину в данный момент неосуществимо, но уже в краткосрочной перспективе мировое сообщество (при активнейшем участии России) должно заняться решением проблемы Иерусалима. Пока еще не поздно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

140
Финал Кубка обладателей Кубков в Дюссельдорфе

"Динамо" Тбилиси 40 лет со дня со дня золотой победы грузинского футбола

405
(обновлено 14:10 13.05.2021)
Ровно 40 лет назад, 13 мая 1981 года, "Динамо" Тбилиси завоевало Кубок обладателей Кубков УЕФА, обыграв в финале немецкий "Карл Цейс" со счетом 2:1

В своей книге "Репортаж без микрофона" прославленный грузинский комментатор Котэ Махарадзе вспоминал одно из своих интервью изданию "Неделя". Его спросили: о чем вы мечтаете? И Махарадзе ответил: "Хотелось бы видеть динамовцев Тбилиси в финале одного из европейских турниров и вести репортаж об этом финале".

Это интервью вышло в 1972 году, и в то время мечта Махарадзе вызывала лишь снисходительные улыбки. Но прошло девять лет - и мечта стала явью.

Футбольная команда «Динамо» (Тбилиси), которая 13 мая 1981 года завоевала «Кубок обладателей кубков».
© photo: Sputnik
Футбольная команда «Динамо» (Тбилиси), которая 13 мая 1981 года завоевала «Кубок обладателей кубков».

Дата 13 мая 1981 года до сих пор остается единственной, вписанной в историю грузинского футбола золотыми буквами. За прошедшие 40 лет было несколько значимых моментов в грузинском футболе, но ни один из них не сопоставим с событиями 40-летней давности. Новой датой подобного масштаба могло стать 12 ноября 2020 года, если бы сборная Грузии в финале Лиги наций УЕФА обыграла Северную Македонию и впервые в истории завоевала бы путевку на чемпионат Европы. Но увы, поражение 0:1 оставило 13 мая 1981 года вне конкуренции.

События 40-летней давности поистине стали звездным часом "Динамо" Тбилиси и рассказал о них Котэ Махарадзе:

"Дараселия. Вошел в штрафную! Ну, можно бить! Обвел второго, удар по воротам – гол! Гол!! Гол!!! Виталий Дараселия за три с половиной минуты до конца встречи забивает мяч в ворота "Карл-Цейсса". Великолепно! Двух обвел, и низом в правый нижний от вратаря угол Виталий Дараселия выводит вперед динамовцев Тбилиси".

Вряд ли кто-нибудь из тех, кто смотрел эту игру, забудет слова Махарадзе. Победный гол, забитый на последних минутах, это всегда адреналин через край. Тем более, когда взятие ворот получилось таким эффектным.

"Гол Дараселия стал настоящим шедевром. Основное время матча вот-вот должно было закончиться и мы настраивались на дополнительные 30 минут – рисковать уже никто не хотел. По сути, судьбу матча решило индивидуальное мастерство Дараселия, который не побоялся взять на себя инициативу. История футбола знает много финалов, но тот получился особенным", – заявил капитан того "Динамо" Тбилиси Александр Чивадзе Sputnik Грузия.

Игрок футбольной команды Динамо (Тбилиси) Александр Чивадзе (справа).
© photo: Sputnik / Okhmakevich
Игрок футбольной команды "Динамо" (Тбилиси) Александр Чивадзе (справа).

Но победы над "Карл-Цейссом" 2:1, благодаря голам Гуцаева и Дараселия могло и не быть без индивидуального мастерства еще одного участника того матча – голкипера "Динамо" Отара Габелия. Свое мастерство страж динамовских ворот проявил почти за два года до описываемых событий, отразив пенальти в исполнении Валерия Газзаева. Да, да – я не оговорился.

Право участия в розыгрыше Кубка обладателей Кубков УЕФА получал клуб, выигравший национальный Кубок. В финале розыгрыша турнира 1979 года встречались "Динамо" Тбилиси и "Динамо" Москва. Основное и дополнительное время матча завершилось вничью 0:0, а в драматичной серии пенальти Габелия отразил три удара с 11 метров, последний из которых пробивал Газзаев.

Вратарь тбилисской команды Динамо Габелия ловит мяч на тренировке
© photo: Sputnik / Sergey Kivrin
Вратарь тбилисской команды "Динамо" Габелия ловит мяч на тренировке

"... он сделал короткий, быстрый разбег и ударил довольно точно и сильно. Отар Габелия в красивом прыжке отразил мяч. Секундой раньше он был просто соискателем приза, а сейчас с линии ворот бежал к центру поля лучший вратарь страны 1979 года, обладатель Кубка СССР, а затем, и это самое главное, обладатель Кубка кубков европейских стран. Пропусти Отар этот мяч в свои ворота, и, возможно, ничего из вышеперечисленного не было бы. Думаю, что мы и сейчас как-то недооцениваем этот реактивный прыжок и мгновенье, потраченное на него. Не будь его, не было бы вообще этой главы в моем рассказе. Главы о самом большом успехе тбилисского "Динамо", – вспоминает события 11 августа 1979 года Махарадзе в своей книге.

"40 лет пролетели так быстро, что мы даже не успели оглянуться. Конечно, время берет свое, но эмоции по-прежнему сильные. Каждый раз, когда приближается 13 мая, начинаю немного нервничать. Если есть возможность – собираемся, вспоминаем какие-то моменты из игры, шутим. Тот день – один из лучших в моей жизни", – сказал Sputnik Грузия Габелия.

Увы, далеко не все участники той памятной встречи дожили до сегодняшнего дня. Дараселия и Давид Кипиани – погибли в автокатастрофах (в 1982 и 2001, соответственно); в 2012 году не стало Рамаза Шенгелия; наставник динамовцев Нодар Ахалкаци скончался от сердечного приступа во время рабочей поездки в Москву в 1998 году; Котэ Махарадзе ушел из жизни в 2002 году.

Александр Чивадзе, Владимир Гуцаев и Давид Кипиани
photo: courtesy of Ministry of Sports and Youth Affairs of Georgia
Александр Чивадзе, Владимир Гуцаев и Давид Кипиани

К сожалению, это правило жизни – кто-то уходит, а кто-то остается. Но пока в нашей памяти будут звучать слова Махарадзе, произнесенные после победы: "Представляю, что сейчас творится в Тбилиси! Ликует столица Грузии, ликует вся наша страна! Тбилисцы завоевали этот Кубок!" Тот день – 13 мая 1981 года – и все участники того матча, на поле и вне его, навсегда останутся в наших сердцах. Это была красивая победа, которая, дай Бог, послужит примером будущим поколениям грузинских футболистов.

405
Теги:
ФК "Динамо" Тбилиси, футбол, Грузия
Темы:
Спорт в Грузии
Памятник грузинской царице Тамаре (1184–1209/1213 годы) в посёлке городского типа Местиа в Грузии.

Какой сегодня церковный праздник: 14 мая 2021

0
(обновлено 23:24 13.05.2021)
По православному церковному календарю 14 мая 2021 отмечают день памяти пророка Иеремии, благоверной царицы Тамары и монаха Ваты

Sputnik Грузия рассказывает, кем были эти Святые и почему они упоминаются в церковном календаре.

Пророк Иеремия

По церковному календарю 14 мая поминают пророка Иеремию – одного из четырех великих ветхозаветных пророков, жившего во второй половине VII – первой половине VI века до Рождества Христова.

Будущий cвятой родился в семье священника Хелкии в городе Анафофа близ Иерусалима. На 15-м году жизни он был призван к пророческому служению и предсказывал на протяжении 23 лет, обличая евреев в отступлении от Истинного Бога и поклонении идолам, предвещая им бедствия и опустошительную войну.

Пророчество сбылось при царе иудейском Седекии - пришел Навуходоносор, разрушил и разграбил Иерусалим, избил народ, а остаток увел в плен. А пророк оплакивал бедствия своего отечества на развалинах Иерусалима.

Вскоре среди оставшихся иудеев возникли междоусобные столкновения. Годолия – наместник Навуходоносора был убит, и евреи, боясь вавилонского гнева, решили бежать в Египет. Иеремия предсказывал, что кара настигнет их и в Египте. Но иудеи не послушались пророка и ушли в Египет, взяв насильно его с собой.

Иудеи убили пророка, когда он стал предсказывать, что царь вавилонский опустошит землю египетскую и уничтожит поселившихся в ней иудеев. Предсказание Святого в том же году исполнилось.

Иеремия глубоко скорбел о грехах и беззакониях израильтян, поэтому в церковном предании он назван "плачущим пророком". Пророк написал книгу "Пророчеств", книгу "Плач" о разрушении Иерусалима и Послание. Он также предсказал предательство Иуды, что указано в Евангелии от Матфея.

Тамара Великая

По церковному календарю 14 мая поминают благоверную царицу Грузии Тамару Великую.

Происходила будущая святая из древней грузинской династии Багратидов и стала соправительницей своего отца, Георгия III, едва ей исполнилось 14 лет.

Фреска, изображающая царицу Тамару и ее отца царя Георгия III, в пещерном монастыре Вардзия
© photo: Sputnik / Tunkel
Фреска, изображающая царицу Тамару и ее отца царя Георгия III, в пещерном монастыре Вардзия

Царица Тамара, отличавшаяся умом, благочестием и красотой, мудро правила государством – время ее царствования называют золотым веком грузинской истории. Она способствовала распространению христианства по всей Грузии. К XII веку относится также расцвет грузинской науки, литературы и искусства.

Проявила себя царица и как выдающийся полководец – она отразила нашествие Халифа Абу-Бакра в 1194 году и султана Рукн-ад-Дина в 1202-м. Грузии она принесла мир, уважение и господство почти надо всем Закавказьем.

Трапезундская империя, которая появилась в 1204 году после того, как крестоносцы разграбили Константинополь, была утверждена стараниями Тамары.

Репродукция картины художника Нико Пиросмани Шота Руставели преподносит поэму царице Тамаре
© photo: Sputnik / Sverdlov
Репродукция картины художника Нико Пиросмани "Шота Руставели преподносит поэму царице Тамаре"

Она заботилась о просвещении своей страны и оказывала помощь христианам, томящимся в заточении. Мудрым правлением благоверная снискала всенародную любовь.

Во время правления Тамары по всей стране строили мосты, дороги, караван-сараи, храмы и обители, в том числе пещерный монастырь Вардзиа, где она провела последние годы жизни. Она мирно скончалась в 1213 году.

Вата Персианин

По церковному календарю 14 мая поминают монаха Вату, жившего в IV веке.

Происходил будущий святой из Персии, где и подвизался в одном из монастырей. Во время гонений персидским царем на христиан, мученик за исповедание Христовой веры был убит в городе Низивии.

Именины

По церковному календарю 14 мая именины отмечают Тамара, Нина, Герасим, Ефим, Еремей, Игнатий и Макар.

Материал подготовлен на основе открытых источников

0
Темы:
Календарь религиозных праздников