Фасад дома Алихановых

История дома №16 на Мачабели, или О тифлисской династии Алихановых из первых уст

4626
(обновлено 16:19 11.09.2020)
Кто кому помогал, у кого отнимал и кому передаривал - удивительную историю о хозяевах одного старинного дома грузинской столицы в рамках проекта "Прогулки по Тифлису" рассказывает колумнист Sputnik Грузия

Осенний полдень на улице Мачабели. Думаете, он такой же, как на любой другой тбилисской улице? Нет, в этой своей части город переходит с привычного своего тембра на шепот. Будто хочет поведать о чем-то очень личном и болезненном. На бывшей Сергиевской нет случайных домов. Каждый из них – хранитель истории целого рода. Один из самых знаменитых – дом №16.

Иллюзии и реальность

- Вы бы не подсказали, как попасть на балкон, чтобы сделать хорошие снимки, - спрашиваю я у мужчины, стоящего на балконе, со стороны двора.

Построен в стиле модерн
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Построен в стиле модерн

Лицо у него серьезное, даже чересчур. И больше похоже, что он только физически тут находится. А мысли унесли его далеко. А тут я с этим нелепым балконом и обшарпанными стенами. Немного помедлив, мужчина, посмотрев на меня немигающими глазами, покидает балкон.

Сеанс телепатии
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Сеанс телепатии

В садике, который разбит посередине двора, появляется черный кот. С минуту мы с ним смотрим друга на друга в упор. "Ну и каковы же твои житейские воззрения?" – посылаю я коту телепатический сигнал. Но Черныш, похоже, не знаком со своим соплеменником, Гофмановским Мурром. Задрав хвост, Черныш прозаически припадает к ручейку из шланга и забывает обо всем на свете.

Помимо многолетних елей в саду растет молодой гранат
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Помимо многолетних елей в саду растет молодой гранат

Тут в окне второго этажа появляется немолодая женщина. При взгляде на мою фотокамеру, она едва заметно улыбается. Симпатичная женщина. Нет, не потому что улыбается, давая зеленый свет общению, а потому что улыбка – самая конвертируемая в добро эмоция.

- Я родилась в этом доме, - говорит женщина, закрепляя на веревке белье. - Двор у нас всегда был шумным. Тут в советское время был детский сад.

Дом находится напротив Дома писателей
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Дом находится напротив Дома писателей

Я оглядываюсь в поисках предположительного места, на котором стоял это детский сад. Женщина показывает рукой в глубину двора.

- Там сейчас живут люди, - продолжает женщина. - Ну, и понятное дело, детки гуляли по нашему дворику, шум стоял, гвалт. Весело жили, одним словом. Вы, наверное, знаете кому принадлежал этот дом? Такие роскошные вензеля на наших воротах, просто чудо. Вот только рушится наш дом, как все старые сололакские дома. А вот это на самом деле беда. Мне много лет, но я не помню, чтобы за все эти годы дом серьезно ремонтировали, восстанавливали.

Первый раз встречаю такую дверь
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Первый раз встречаю такую дверь

Женщина пришпиливает последнюю майку на бельевой веревке и, улыбаясь, откланивается. Мол, дела зовут, и не может предаваться праздной болтовне.

Константин Алиханов – покровитель талантов

Ну что, пошли смотреть на роскошные вензеля на воротах. А они сообщают, что жил в этом доме предприниматель, меценат Иван Михайлович Алиханов. Об этой известной в Тифлисе династии я прочитала впервые в контексте строительства консерватории и помощи, оказанной Федору Шаляпину.

Ручка на двери еще та, старая
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Ручка на двери еще та, старая

И в первом, и во втором случаях речь шла об одном из братьев Константине Михайловиче. Пианист, педагог, председатель Тифлисского Отделения Императорского Русского Музыкального Общества, он был одним из инициаторов открытия музыкального училища, на базе которого была впоследствии создана консерватория.

Консерватория строилась несколько лет. Сначала в Тифлисе открылась музыкальная школа. У истоков создания этой школы стояли три заслуженных музыканта - певец и музыкант Харлампий Саванели, пианист, композитор и общественный деятель Алоиз Мизандари и меценат Константин Алиханов.

Случилось это в 1871 году. А через несколько лет училище было преобразовано в консерваторию. На Грибоедовской улице был куплен участок и начато строительство здания будущей консерватории.

Музыкальная альма-матер строилась по проекту известного в Тифлисе архитектора Шимкевича. А средства на ее строительство выделили тифлисские меценаты, в числе которых был тот же Константин Михайлович. Не будет преувеличением отметить, что ему же своей карьерой в какой-то мере был обязан Шаляпин.

Русский певец Ф.И.Шаляпин
© photo: Sputnik
Русский певец Ф.И.Шаляпин

Оперный певец приехал в Тифлис весной 1892-го. Федор Иванович был талантлив, молод и беден. Случайные заработки, которыми перебивался молодой артист, плачевного состояния не меняли. И он решил покинуть город. Но товарищи перед отъездом посоветовали ему обратиться к известному преподавателю Дмитрию Андреевичу Усатову. Выслушав Шаляпина, Усатов объявил, что берется обучать его пению, причем денег брать он с него не будет.

ШАЛЯПИН
© photo: Sputnik / РИА Новости
ШАЛЯПИН

В своей автобиографии Шаляпин вспоминает, что Усатов отправил его "к владельцу какой-то аптеки или аптекарского склада, человеку восточного типа" с письмом. Прочитав письмо, этот человек сказал, что будет давать десять рублей в месяц. И тут же выдал за два месяца вперед. " А что же я за это должен делать? — робко спросил Фёдор. — Ничего. Нужно учиться петь и получать от меня за это десять рублей в месяц".

Дом был построен в середине 19-го столетия
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Дом был построен в середине 19-го столетия

Откуда ж было знать молодому Шаляпину, что деньги на содержание ему взялся ежемесячно выделять пианист, воспитанник Петербургского университета и Петербургской консерватории. Константин Михайлович Алиханов происходил из большой и состоятельной семьи, которая имела роскошный дом на Сергиевской улице.

Скорее всего единственный след
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Скорее всего единственный след

В семье статского советника Михаила Егоровича Алиханова было восемь детей. Самым младшим из них был Иван Михайлович Алиханов. Между Константином и Иваном была разница в 16 лет. Константин был бездетен, поэтому основную часть огромного капитала унаследовал младший сын – Иван.

История из первых уст

История рода Алихановых интереснейшим образом описана в книге сына Ивана Алиханова, названного, как отца, Иваном. Книга называется "Дней минувших анекдоты".

Не на каждых воротах вы увидите инициалы владельцев домов
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Не на каждых воротах вы увидите инициалы владельцев домов

"Словом "анекдот" в пушкинское время называлось происшествие из жизни исторического лица, - пишет в предисловии автор мемуаров. - Трагические, печальные, интересные, а порой и смешные воспоминания из жизни родственников, друзей, приятелей, сослуживцев и моей личной жизни составили основную канву повествования. Копаться в "хронологической пыли", если бы даже к тому и была охота, мне было невозможно, ибо среда обитания три четверти прошедшего века продуцировала преимущественно пыль лагерную". Тут Иван Иванович имеет в виду, что большинство родственников и близких как неугодных новой власти были репрессированы и погибли в лагерях.

"Мой отец Иван Михайлович Алиханов был ниже среднего роста, плотного сложения, приятной, даже красивой внешности, с выразительными карими глазами, темный шатен, - пишет автор. - Он носил подвернутые кверху, довольно значительные усы и бородку — эспаньолку. Типичный интеллигент своего времени, он имел обширные знания и как инженер, и как гуманитарий.

Отец окончил Петербургский университет по специальности горного инженера. Вернувшись, он поначалу занялся предпринимательством - приобрел 50% акций адельхановских предприятий, стал совладельцем яраловского чугунолитейного завода. Долгое время на тбилисских улицах встречались чугунные мостики с тротуара на мостовую, а также подвальные решетки, на которых имелась литая надпись "Чугунолитейный завод Яралова и Алиханова".

Взгляд из глубины двора
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Взгляд из глубины двора

Отец хорошо играл на фортепиано и почти профессионально пел. Имея не сильный, но отлично поставленный голос, в 1914 году отец даже выступал на сцене Тифлисского оперного театра в теноровых партиях. Он свободно владел французским и немецким языками, был душой общества, непременным тамадой, прекрасным остроумным рассказчиком".

Иван Иванович также рассказывает в книге о том, что отец с будущей супругой познакомился в Германии. Получив состояние два миллиона рублей и родовой дом в фешенебельном районе Сололаки, Алиханов мог позволить себе жить заграницей. Именно там он и встретил мать своих будущих детей.

Балконные ограждения похоже тут сохранились
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Балконные ограждения похоже тут сохранились

Девушка, в которую влюбился молодой человек, была горничной. Однако при ближайшем знакомстве оказалась дочерью директора школы в небольшом городке. Все дело в том, что, по принятому тогда обычаю, после школы, изучения французского и игры на фортепиано немецкой девушке следовало поработать на ферме — изучить хозяйство, затем послужить в пансионате, обслуживать постояльцев и гостей, овладеть сервировкой. Считалось, что таким образом девушку подготавливают к испытаниям, которые могут выпасть на ее долю в семейной жизни.

Но, как показали дальнейшие события, даже "немецкая закалка" не помогла ей избежать печальной участи. Мать автора книги Лилли Алиханова умерла в ссылке. Но до этих событий тогда было еще далеко. В начале XX столетия в далекой Германии еще ничего не предвещало такого поворота в истории. Молодые поженились и приехали в благополучный Тифлис.

Поселились они в доме по адресу Сергиевская, 16. Семейная идиллия с приемом именитых гостей, зваными обедами и вечерними играми в покер и преферанс была нарушена революцией. Алихановых уплотнили, ну, как обычно это делают, с сентенцией: негоже врагам пролетариата спасть на перине. И сделал это никто иной, как сам Лаврентий Павлович.

Архивная фотография Лаврентия Берия
© photo: Sputnik
Лаврентий Берия

Мало того, что Берия занял 11 комнат, так он присвоил и мебель. Наивный Иван Михайлович Алиханов даже писал в прокуратуру на такую вопиющую несправедливость. Тут надобно сказать, что Иван Михайлович, по иронии судьбы, с воодушевлением встретил перемены. Зачитывался трудами Маркса и симпатизировал революционерам. И в общем-то, верил в торжество справедливости.

Через некоторое время Берия, как пишет автор мемуаров, "захотел улучшить жилищные условия" и съехал в дом для партийных деятелей на улице Коргановской. А квартиру, как по эстафете, передал своему заместителю Левану Гогоберидзе, отцу будущего кинорежиссера Ланы Гогоберидзе. Но и тот недолго прожил с семьей в этом доме, потому что вскоре чиновник переселился в другую квартиру, а позже был репрессирован и расстрелян.

Впрочем, такой жизненный исход постигал в те времена многих. Причем, как с одной стороны баррикад, так и другой. Ивана Михайловича Алиханова сия чаша миновала. Он умер в бедности, но естественной смертью, от туберкулеза, и был похоронен на кладбище Ходживанк.

Вдова Ивана Михайловича вышла замуж вторично за Александра Яковлевича Эгнаташвили (Игнаташвили), известного грузинского борца и ресторатора. В народе поговаривали, что он был единокровным братом Сталина.

Так ли это было на самом деле, остается загадкой. Факт, что Александр Яковлевич всегда материально поддерживал мать Сталина. Игнаташвили стал со временем поваром и поставщиком продуктов для кухни Сталина, а в 1930-е гг. получил должность заместителя начальника личной охраны генерала Власика по хозяйственной части.

Автор книги и потомок рода Алихановых Иван Иванович Алиханов пошел по стопам отчима и стал спортсменом по борьбе. Написал множество методических пособий по теории и практике вольной борьбы. И самое главное, поделился воспоминаниями о жизни в эпоху перемен, отозвавшихся трагическим эхом на судьбах миллионов людей.

4626
Темы:
Прогулки по Тифлису (168)

Поездка президента РФ В. Путина в Берлин для участия в Международной конференции по Ливии

Как Эрдоган и Путин могут помочь Палестине

138
(обновлено 14:11 13.05.2021)
Президент Турции Реджеп Эрдоган предложил Владимиру Путину вместе содействовать прекращению разгорающегося конфликта вокруг Иерусалима

Причем не только добиваться вмешательства Совбеза ООН: турецкий лидер высказал "идею отправки международных сил безопасности в регион для защиты палестинских гражданских лиц", как об этом говорится в сообщении турецкой стороны о прошедших переговорах, пишет автор РИА Новости.

Турция — наследник Османской империи, еще сто лет назад владевшей и Иерусалимом, и всей Палестиной. А Россия — преемник Российской империи, защищавшей христиан на Святой земле, и Советского Союза, поддерживавшего арабов в их борьбе за создание палестинского государства. За годы, прошедшие после начала нашей операции в Сирии, Россия и Турция, сотрудничая и споря, противодействуя и находя компромиссы, стали самыми активными игроками на Ближнем Востоке, но по плечу ли им вечная проблема Иерусалима? И вопрос палестино-израильского конфликта в целом, ведь он считается в принципе нерешаемым. Да и с кем его решать? Кто на самом деле стороны конфликта?

Было бы еще полбеды, если бы речь шла просто о споре арабов и евреев за святой для трех религий город, но сама борьба за Иерусалим является средоточием, переплетением всех важнейших глобальных противоречий, символом кризиса миропорядка. Того миропорядка, во время расцвета которого было создано государство Израиль и стал развиваться арабо-израильский конфликт.

Отняв у умиравшей Османской империи Палестину, британцы способствовали расширению еврейской иммиграции на Святую землю — иудеи хотели вернуться на потерянную ими две тысячи лет назад родину. Вопрос о том, как они будут там уживаться с арабами, никого не волновал: считалось, что как-нибудь договорятся после ухода англичан. После катастрофы европейского еврейства в ходе Второй мировой войны вопрос создания на территории Палестины двух государств, Израиля и арабской Палестины, стал консенсусным для двух противоборствующих сторон, СССР и Запада.

Но начавшиеся тут же войны между арабами и евреями не позволили создать Палестину, а после 1967-го, когда Израиль занял Восточный Иерусалим, включавший в себя старый город, все стало совсем плохо. Если раньше, по решениям ООН, Иерусалим должен был стать особой административной единицей под управлением международного сообщества, то теперь началась постепенная экспансия Израиля, решившего забрать его себе не только физически, но и юридически.

Аннексия должна была закрыть вопрос о принадлежности города, но до недавнего времени практически никто в мире не признавал Иерусалим израильским. Однако в позапрошлом году его признали Штаты — с оговоркой, что в будущем у палестинского государства появится некая столица в восточно-иерусалимских пригородах. План Трампа был отвергнут и палестинцами, и исламским миром в целом: как потому, что предлагаемые им новые границы Палестины представляли собой разделенное надвое решето (сектор Газа и Западный берег реки Иордан, продырявленный множеством израильских анклавов из незаконных поселений), так и из-за отказа арабам в праве на столицу в Иерусалиме. Нынешний конфликт по символическому совпадению начался накануне дня Аль-Кудс, то есть дня Иерусалима, отмечаемого всеми мусульманами 7 мая.

Еще 4-го числа начались столкновения в восточно-иерусалимском районе Шейх-Джаррах — израильская полиция пыталась выселить несколько семей палестинцев из их домов, чтобы отдать их евреям. На следующий день на Западном берегу был застрелен 16-летний палестинец, а 7-го начались столкновения на Храмовой горе и израильские военные штурмовали мечеть Аль-Акса. Не просто в день Аль-Кудс, но и в конце священного месяца Рамадан — несложно предсказать реакцию исламского мира на происходящее. Кадры радостно пляшущих на фоне пожара на Храмовой горе иудеев лишь убеждали исламский мир в том, что Израиль хочет захватить и разрушить их святыни и возвести на их месте свой так называемый третий храм. Начались обстрелы Израиля с территории Сектора Газа (в итоге пять убитых израильтян) и удары израильской армии по Газе (больше 50 убитых), беспорядки и столкновения уже в городах со смешанным населением в самом Израиле. Все идет к новой интифаде — то есть к всеобщему восстанию палестинцев.

Можно, конечно, искать причины нынешнего обострения в различных актуальных причинах: во внутриполитическом кризисе в Израиле (Нетаньяху понимает, что надвигающиеся пятые за два года парламентские выборы ничего не изменят, и готов к маленькой победоносной войне ради того, чтобы переломить ситуацию в борьбе за власть) или в желании сорвать близящееся возвращение США к ядерной сделке с Ираном (спровоцировав Тегеран на активную помощь палестинцам). Но куда важнее то, что у нынешнего кровопролития есть фундаментальные, нерешенные причины — отсутствие полноценного палестинского государства и претензии Израиля на контроль над историческим Иерусалимом.

Без решения этих вопросов ничего не изменится — постоянно будут вспыхивать "маленькие войны", одна из которых рано или поздно закончится войной очень большой, причем даже не регионального масштаба. Банальность утверждения о том, что Иерусалим — это пороховой погреб человечества, не означает, что можно ничего не делать и ждать, пока само собой все рассосется. Оттягивая решение, мир только усугубляет ситуацию. А ведь ее разрешение как раз и стало бы демонстрацией способности мировых держав договариваться между собой — хотя бы ради предотвращения катастрофы.

Главным препятствием к урегулированию является тот факт, что государство Израиль во многом представляет собой просто филиал США на Ближнем Востоке — глобалистски настроенная часть американских элит (выросшая в том числе из пуритан, протестантов, считавших себя "Новым Израилем") считает защиту Израиля абсолютным приоритетом для Америки. Отсюда и совершенно самоубийственная (в стратегическом смысле) неуступчивость Израиля по палестинскому вопросу и по поводу Иерусалима — никакие увещевания даже тех израильтян, что настаивают на безальтернативности мирного развода с палестинцами, не принимаются во внимание. Израиль предлагает палестинцам неполноценное, зависимое от него "государство" и отказ от Иерусалима — прекрасно понимая, что ни то ни другое никогда не будет принято ни палестинцами, ни исламским миром в целом. То есть вся надежда Израиля только на силу, причем даже не свою, а американскую. И на бесконечные разводки, то есть попытки договориться с отдельными арабскими странами поодиночке о примирении.

Но что будет, когда американская сила ослабнет, причем не только на Ближнем Востоке, а глобально (а это неизбежно в среднесрочной перспективе)? Что будет, когда держать палестинцев в резервациях типа Газы станет уже невозможно? Что будет, когда арабский мир преодолеет кризис, разброд и шатание, избавится от внешнего влияния?

На эти вопросы современная израильская элита не хочет отвечать, думая, что сила всегда будет на ее стороне. Но мир стремительно меняется — и атлантический, англосаксонский миропорядок уходит в прошлое. Если Израиль хочет сохраниться и в будущем, ему придется превратиться из западного проекта в нормальное государство, мирно развестись с палестинцами и примирится с арабами — никакой альтернативы этому нет. Любое оттягивание решения палестинского вопроса лишь делает все более кровавыми будущие военные попытки его решения мусульманами, а в том, что они будут, можно не сомневаться. У Израиля проблемы не с Ираном, как утверждают в Тель-Авиве, а с полуторамиллиардным исламским миром, который никогда не откажется от Иерусалима. Да и для католиков и православных небезразлична судьба святого града.

Выход из усугубляющегося и все более кровавого тупика стоит поискать там, где все начиналось, а именно в резолюции о разделе Палестины (то есть образовании двух государств) Генассамблеи ООН номер 181 от 29 ноября 1947 года. В ней прямо говорилось, что международное сообщество возьмет под свой контроль Иерусалим — он должен был стать отдельной единицей со специальным международным режимом под управлением ООН. Возможно, воплощение в жизнь старой идеи позволит разорвать порочный круг насилия и ненависти.

Ведь это отвечает интересам не только всех жителей Иерусалима, но и всех цивилизаций, как христианских, так и мусульманских. Да и всего мира — потому что новый Армагеддон затронет и буддистов, и атеистов. Не говоря уже о том, что отказ от аннексии Иерусалима стратегически спасет и Израиль, хотя там пока что очень многие и не хотят это понять и признать.

Предложение Эрдогана Путину в данный момент неосуществимо, но уже в краткосрочной перспективе мировое сообщество (при активнейшем участии России) должно заняться решением проблемы Иерусалима. Пока еще не поздно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

138
Финал Кубка обладателей Кубков в Дюссельдорфе

"Динамо" Тбилиси 40 лет со дня со дня золотой победы грузинского футбола

391
(обновлено 14:10 13.05.2021)
Ровно 40 лет назад, 13 мая 1981 года, "Динамо" Тбилиси завоевало Кубок обладателей Кубков УЕФА, обыграв в финале немецкий "Карл Цейс" со счетом 2:1

В своей книге "Репортаж без микрофона" прославленный грузинский комментатор Котэ Махарадзе вспоминал одно из своих интервью изданию "Неделя". Его спросили: о чем вы мечтаете? И Махарадзе ответил: "Хотелось бы видеть динамовцев Тбилиси в финале одного из европейских турниров и вести репортаж об этом финале".

Это интервью вышло в 1972 году, и в то время мечта Махарадзе вызывала лишь снисходительные улыбки. Но прошло девять лет - и мечта стала явью.

Футбольная команда «Динамо» (Тбилиси), которая 13 мая 1981 года завоевала «Кубок обладателей кубков».
© photo: Sputnik
Футбольная команда «Динамо» (Тбилиси), которая 13 мая 1981 года завоевала «Кубок обладателей кубков».

Дата 13 мая 1981 года до сих пор остается единственной, вписанной в историю грузинского футбола золотыми буквами. За прошедшие 40 лет было несколько значимых моментов в грузинском футболе, но ни один из них не сопоставим с событиями 40-летней давности. Новой датой подобного масштаба могло стать 12 ноября 2020 года, если бы сборная Грузии в финале Лиги наций УЕФА обыграла Северную Македонию и впервые в истории завоевала бы путевку на чемпионат Европы. Но увы, поражение 0:1 оставило 13 мая 1981 года вне конкуренции.

События 40-летней давности поистине стали звездным часом "Динамо" Тбилиси и рассказал о них Котэ Махарадзе:

"Дараселия. Вошел в штрафную! Ну, можно бить! Обвел второго, удар по воротам – гол! Гол!! Гол!!! Виталий Дараселия за три с половиной минуты до конца встречи забивает мяч в ворота "Карл-Цейсса". Великолепно! Двух обвел, и низом в правый нижний от вратаря угол Виталий Дараселия выводит вперед динамовцев Тбилиси".

Вряд ли кто-нибудь из тех, кто смотрел эту игру, забудет слова Махарадзе. Победный гол, забитый на последних минутах, это всегда адреналин через край. Тем более, когда взятие ворот получилось таким эффектным.

"Гол Дараселия стал настоящим шедевром. Основное время матча вот-вот должно было закончиться и мы настраивались на дополнительные 30 минут – рисковать уже никто не хотел. По сути, судьбу матча решило индивидуальное мастерство Дараселия, который не побоялся взять на себя инициативу. История футбола знает много финалов, но тот получился особенным", – заявил капитан того "Динамо" Тбилиси Александр Чивадзе Sputnik Грузия.

Игрок футбольной команды Динамо (Тбилиси) Александр Чивадзе (справа).
© photo: Sputnik / Okhmakevich
Игрок футбольной команды "Динамо" (Тбилиси) Александр Чивадзе (справа).

Но победы над "Карл-Цейссом" 2:1, благодаря голам Гуцаева и Дараселия могло и не быть без индивидуального мастерства еще одного участника того матча – голкипера "Динамо" Отара Габелия. Свое мастерство страж динамовских ворот проявил почти за два года до описываемых событий, отразив пенальти в исполнении Валерия Газзаева. Да, да – я не оговорился.

Право участия в розыгрыше Кубка обладателей Кубков УЕФА получал клуб, выигравший национальный Кубок. В финале розыгрыша турнира 1979 года встречались "Динамо" Тбилиси и "Динамо" Москва. Основное и дополнительное время матча завершилось вничью 0:0, а в драматичной серии пенальти Габелия отразил три удара с 11 метров, последний из которых пробивал Газзаев.

Вратарь тбилисской команды Динамо Габелия ловит мяч на тренировке
© photo: Sputnik / Sergey Kivrin
Вратарь тбилисской команды "Динамо" Габелия ловит мяч на тренировке

"... он сделал короткий, быстрый разбег и ударил довольно точно и сильно. Отар Габелия в красивом прыжке отразил мяч. Секундой раньше он был просто соискателем приза, а сейчас с линии ворот бежал к центру поля лучший вратарь страны 1979 года, обладатель Кубка СССР, а затем, и это самое главное, обладатель Кубка кубков европейских стран. Пропусти Отар этот мяч в свои ворота, и, возможно, ничего из вышеперечисленного не было бы. Думаю, что мы и сейчас как-то недооцениваем этот реактивный прыжок и мгновенье, потраченное на него. Не будь его, не было бы вообще этой главы в моем рассказе. Главы о самом большом успехе тбилисского "Динамо", – вспоминает события 11 августа 1979 года Махарадзе в своей книге.

"40 лет пролетели так быстро, что мы даже не успели оглянуться. Конечно, время берет свое, но эмоции по-прежнему сильные. Каждый раз, когда приближается 13 мая, начинаю немного нервничать. Если есть возможность – собираемся, вспоминаем какие-то моменты из игры, шутим. Тот день – один из лучших в моей жизни", – сказал Sputnik Грузия Габелия.

Увы, далеко не все участники той памятной встречи дожили до сегодняшнего дня. Дараселия и Давид Кипиани – погибли в автокатастрофах (в 1982 и 2001, соответственно); в 2012 году не стало Рамаза Шенгелия; наставник динамовцев Нодар Ахалкаци скончался от сердечного приступа во время рабочей поездки в Москву в 1998 году; Котэ Махарадзе ушел из жизни в 2002 году.

Александр Чивадзе, Владимир Гуцаев и Давид Кипиани
photo: courtesy of Ministry of Sports and Youth Affairs of Georgia
Александр Чивадзе, Владимир Гуцаев и Давид Кипиани

К сожалению, это правило жизни – кто-то уходит, а кто-то остается. Но пока в нашей памяти будут звучать слова Махарадзе, произнесенные после победы: "Представляю, что сейчас творится в Тбилиси! Ликует столица Грузии, ликует вся наша страна! Тбилисцы завоевали этот Кубок!" Тот день – 13 мая 1981 года – и все участники того матча, на поле и вне его, навсегда останутся в наших сердцах. Это была красивая победа, которая, дай Бог, послужит примером будущим поколениям грузинских футболистов.

391
Теги:
ФК "Динамо" Тбилиси, футбол, Грузия
Темы:
Спорт в Грузии
Памятник грузинской царице Тамаре (1184–1209/1213 годы) в посёлке городского типа Местиа в Грузии.

Какой сегодня церковный праздник: 14 мая 2021

0
(обновлено 23:24 13.05.2021)
По православному церковному календарю 14 мая 2021 отмечают день памяти пророка Иеремии, благоверной царицы Тамары и монаха Ваты

Sputnik Грузия рассказывает, кем были эти Святые и почему они упоминаются в церковном календаре.

Пророк Иеремия

По церковному календарю 14 мая поминают пророка Иеремию – одного из четырех великих ветхозаветных пророков, жившего во второй половине VII – первой половине VI века до Рождества Христова.

Будущий cвятой родился в семье священника Хелкии в городе Анафофа близ Иерусалима. На 15-м году жизни он был призван к пророческому служению и предсказывал на протяжении 23 лет, обличая евреев в отступлении от Истинного Бога и поклонении идолам, предвещая им бедствия и опустошительную войну.

Пророчество сбылось при царе иудейском Седекии - пришел Навуходоносор, разрушил и разграбил Иерусалим, избил народ, а остаток увел в плен. А пророк оплакивал бедствия своего отечества на развалинах Иерусалима.

Вскоре среди оставшихся иудеев возникли междоусобные столкновения. Годолия – наместник Навуходоносора был убит, и евреи, боясь вавилонского гнева, решили бежать в Египет. Иеремия предсказывал, что кара настигнет их и в Египте. Но иудеи не послушались пророка и ушли в Египет, взяв насильно его с собой.

Иудеи убили пророка, когда он стал предсказывать, что царь вавилонский опустошит землю египетскую и уничтожит поселившихся в ней иудеев. Предсказание Святого в том же году исполнилось.

Иеремия глубоко скорбел о грехах и беззакониях израильтян, поэтому в церковном предании он назван "плачущим пророком". Пророк написал книгу "Пророчеств", книгу "Плач" о разрушении Иерусалима и Послание. Он также предсказал предательство Иуды, что указано в Евангелии от Матфея.

Тамара Великая

По церковному календарю 14 мая поминают благоверную царицу Грузии Тамару Великую.

Происходила будущая святая из древней грузинской династии Багратидов и стала соправительницей своего отца, Георгия III, едва ей исполнилось 14 лет.

Фреска, изображающая царицу Тамару и ее отца царя Георгия III, в пещерном монастыре Вардзия
© photo: Sputnik / Tunkel
Фреска, изображающая царицу Тамару и ее отца царя Георгия III, в пещерном монастыре Вардзия

Царица Тамара, отличавшаяся умом, благочестием и красотой, мудро правила государством – время ее царствования называют золотым веком грузинской истории. Она способствовала распространению христианства по всей Грузии. К XII веку относится также расцвет грузинской науки, литературы и искусства.

Проявила себя царица и как выдающийся полководец – она отразила нашествие Халифа Абу-Бакра в 1194 году и султана Рукн-ад-Дина в 1202-м. Грузии она принесла мир, уважение и господство почти надо всем Закавказьем.

Трапезундская империя, которая появилась в 1204 году после того, как крестоносцы разграбили Константинополь, была утверждена стараниями Тамары.

Репродукция картины художника Нико Пиросмани Шота Руставели преподносит поэму царице Тамаре
© photo: Sputnik / Sverdlov
Репродукция картины художника Нико Пиросмани "Шота Руставели преподносит поэму царице Тамаре"

Она заботилась о просвещении своей страны и оказывала помощь христианам, томящимся в заточении. Мудрым правлением благоверная снискала всенародную любовь.

Во время правления Тамары по всей стране строили мосты, дороги, караван-сараи, храмы и обители, в том числе пещерный монастырь Вардзиа, где она провела последние годы жизни. Она мирно скончалась в 1213 году.

Вата Персианин

По церковному календарю 14 мая поминают монаха Вату, жившего в IV веке.

Происходил будущий святой из Персии, где и подвизался в одном из монастырей. Во время гонений персидским царем на христиан, мученик за исповедание Христовой веры был убит в городе Низивии.

Именины

По церковному календарю 14 мая именины отмечают Тамара, Нина, Герасим, Ефим, Еремей, Игнатий и Макар.

Материал подготовлен на основе открытых источников

0
Темы:
Календарь религиозных праздников