Сандро Товстоногов и Алексей Арбузов

Почему Сандро Товстоногов уехал из Тбилиси - грузинская история легендарного режиссера

4343
(обновлено 15:33 25.08.2020)
Как найти себя, когда твой отец - легенда, как принять решение, которое будет верным, как не потерять себя, когда перед тобой открыты все пути, - о карьере выдающегося режиссера Александра Товстоногова рассказывает колумнист Sputnik

В 1974 году театр Грибоедова принял в свое руководство новый главный режиссер – Александр Георгиевич Товстоногов. В середине 1970-х театр имени Грибоедова находился, что уж тут скрывать, не в лучшей форме.

Новому руководителю предстояло не просто реанимировать театр, но и создать новый, воспитать свою труппу, сформировать свой репертуар. И это свершилось, потому что, как очень скоро выяснилось, в Тбилиси прибыл по-настоящему выдающийся режиссер и педагог.

Сандро Товстоногов
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Сандро Товстоногов

Сандро Товстоногов вписал несколько ослепительно ярких страниц в историю Грибоедовского, поставив спектакли, о которых зрители старшего поколения с восторгом вспоминают до сих пор. А его ученики, ныне – известные актеры и режиссеры, и сейчас с гордостью произносят: "Я учился у Сандро".

Театр в Minecraft: БДТ имени Товстоногова представил "Вишневый сад" в онлайн-игре >>>

В конце 1942 года режиссер Георгий Товстоногов женился на актрисе Саломэ Канчели. 30 апреля 1944 года у них родился первенец – Сандрик, а через год – второй сын, Ника. Георгий Александрович ставил спектакли в Грибоедовском, преподавал в Театральном институте, Саломэ играла, пользуясь все большей популярностью.

Саломэ Канчели в фильме Хевисбери Гоча
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Саломэ Канчели в фильме "Хевисбери Гоча"

Красавица, талантливая актриса, она мечтала о славе, поклонниках, аплодисментах. Семья становилась ей в тягость. Отношения начали накаляться. И однажды, назло всему, Саломэ совершила роковой шаг. Она не предполагала, что муж ее не простит и подаст на развод. На суде Саломэ заявила, что отдает сыновей отцу. Малыши остались без матери. Их вырастила и воспитала сестра отца, Натела Александровна Товстоногова.

Сандро окончил ЛГИТМиК, курс Георгия Товстоногова. Поставил замечательные спектакли в ленинградском "Ленкоме", БДТ, Московском ТЮЗе, театре им. Станиславского. Но, конечно, он был обречен на то, что его всегда будут сравнивать с великим отцом. Он вспоминал: "Иногда отец говорил горько: "Наверное, я непроизвольно тебе мешаю". Все понимал и по вопросу критики, и по вопросу повторения фамилии в режиссуре".

И потому Сандро с удовольствием принял предложение возглавить Тбилисский русский театр Грибоедова – это давало возможность скрыться от "тени отца", спокойно работать и никому ничего не доказывать.

Сцена из спектакля Три мушкетера
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Сцена из спектакля "Три мушкетера"

"Мы не должны забывать о том, что театр Грибоедова, несмотря на русскоязычную аудиторию и наличие многонационального зрительского контингента, будучи продолжателем русского театрального опыта, является неотъемлемой частью грузинской культуры, грузинской театральной жизни, – пишет театровед Лела Очиаури. – Каждый, кто творил в этом театре, стоял и стоит во главе, начиная с Всеволода Мейерхольда, Котэ Марджанишвили и заканчивая Автандилом Варсимашвили, вносил и вносит свою лепту в создание многообразного облика этого сегмента грузинского театра.

Это многообразие еще больше обогатил и дополнил новыми штрихами Сандро Товстоногов… Вернувшись на родину, он привез лучшие традиции русского, санкт-петербургского театра, генетическое наследие родителей и свои неповторимые стиль и стремления. Период его творчества был одним из лучших, так как он нарушил течение жизни серого советского русского театра, скучное и подчас безликое его существование.

Его приход в театр походил на глоток свежего воздуха, полный энергии и молодости. И несмотря на то, что деятельность Сандро Товстоногова в театре Грибоедова продлилась всего шесть лет, эти шесть лет можно смело назвать эпохой, которая стала новой точкой отсчета в истории Грибоедовского театра".

Театр начал собирать неизменные аншлаги. Попасть в него было непросто. Зрители просили лишние билетики. Смотреть спектакли Сандро Товстоногова стало обязательным признаком хорошего тона – точно так же, как смотреть спектакли Михаила Туманишвили, Роберта Стуруа, Темура Чхеидзе.

Сцена из спектакля Энергичные люди
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Сцена из спектакля "Энергичные люди"

Он сразу сделал ставку на остро современную драматургию. В репертуар театра вошли "Энергичные люди" и "Точка зрения" Василия Шукшина, "Старший сын" и "Прощание в июне" Александра Вампилова, "Забыть Герострата" и "Полет жареной утки" Григория Горина, "Жестокие игры" Алексея Арбузова, "Три мушкетера" Марка Розовского и Юрия Ряшенцева.

Афиша спектакля Сон в летнюю ночь
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Афиша спектакля "Сон в летнюю ночь"

Оцените ритм – за первые девять месяцев работы Сандро Товстоногова Грибоедовский показал пять премьер! А всего за время своего художественного руководства Александр Георгиевич поставил 20 спектаклей, в числе которых – музыкальные и публицистические спектакли, героические трагедии и лирические комедии, и, наконец, впервые за сорок лет на сцене театра Грибоедова появился Шекспир: в 1938 году Арсений Ридаль поставил "Двенадцатую ночь", а в апреле 1979 года Товстоногов представил "Сон в летнюю ночь".

Сцена из спектакля Прощание в июне
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Сцена из спектакля "Прощание в июне"

Успех спектаклей Сандро Товстоногова у публики был оглушительным. В прессе не уставали публиковать восторженные и уважительные рецензии. Судите сами: "Прощание в июне" – яркий зрелищный спектакль, полный талантливых режиссерских выдумок. Мы встретились в нем со многими интересными актерскими индивидуальностями. И никак нельзя умолчать о работе художника Эдуарда Кочергина, нашедшего простое, очень условное оформление сцены, в котором актерам, очевидно, легко, весело играть".

Афиша спектакля  Прощание в июне
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Афиша спектакля " Прощание в июне"

"В "Жестоких играх" проявляется социальный оптимизм, свойственный тбилисскому театру, свободный от упрощенного, плоского понимания жизни", "интересный режиссерский ход, разбивающий некоторую камерность сюжета: хореография, вплетенная в ткань спектакля, не только составляет эмоциональный фон действия, но и придает ему черты литургической драмы"; "Пафос спектакля "Молодая гвардия" сосредоточен не на событии, а на нравственных истоках победы, и потому на первый план вышли те моменты, когда каждый из молодогвардейцев предстает перед лицом мук и смерти.

Сцена из спектакля Жестокие игры
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Сцена из спектакля "Жестокие игры"

Перед молодыми актерами стояла трудная задача – не только создать живые образы, но и донести главную мысль спектакля – о неистребимости духовного начала в человеке"; "В работе над классикой (а это всегда экзамен для театра) сосредоточились черты, присущие коллективу, – точность режиссерского замысла, отличные актерские работы, составляющие ансамбль, многозначное образное решение. В спектакле "Последние" нет самодовлеющей, выставляющей себя напоказ режиссуры.

Сцена из спектакля Свидания в предместье
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Сцена из спектакля "Свидания в предместье"

Все компоненты слиты, соподчинены и замкнуты на актере"; "Мировосприятие Шекспира, естественно, эволюционировало. Постановщик же "Сна в летнюю ночь" как бы учитывал всю совокупность этой эволюции; учитывал и конфликтный характер действительности – и шекспировской, и современной. Атмосфера "Сна" в спектакле – это мир, в котором идет нешуточная борьба, а порой происходит весьма серьезное противоборство" (из статьи И. Безиргановой "Сандро был прирожденным лидером").

Режиссер театра Грибоедова Сандро Товстоногов
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Режиссер театра Грибоедова Сандро Товстоногов

Сказать, что грибоедовцы его любили, – это даже как-то несерьезно. Он был окружен таким обожанием, уважением и почитанием актеров, которых, думается, ему больше нигде встретить не довелось.

"Интеллигентные, полные режиссерской энергии, неистощимой фантазии, доброго юмора спектакли Сандро Товстоногова превратили плохо посещаемый, среднего профессионального уровня театр в один из самых любимых в городе театров, – вспоминал грибоедовец Юрий Юрченко. – Сандро любил актеров и умел с ними работать, и они – актеры – платили ему тем же. Никогда – ни до, ни после – он не был окружен такой любовью коллег, таким актерским доверием, как в Тбилиси. В театр влилась и группа молодежи – студенты набранного им в Тбилисском театральном институте курса".

Сцена из спектакля Прощание в июне
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Сцена из спектакля "Прощание в июне"

"Сандро был прирожденным лидером в театре, объективным главным режиссером, взвешивающим возможности каждого актера, следящим за его творческим ростом, – рассказывала Светлана Головина, первая жена Сандро, мать его двоих сыновей.– При распределении ролей никогда не обращал внимания на личные отношения с актерами, назначая на роли только тех, кто действительно подходил к данной пьесе, кто мог бы проявить себя и обогатить спектакль".

Несколько лет назад в беседе с учеником Александра Георгиевича, актером Михаилом Амбросовым, я спросила: "Каким он был?" "Это был Монблан, – ответил Михаил Яковлевич. – Его приезд в Тбилиси в середине 1970-х годов взбудоражил город. Один за другим выходили прекрасные спектакли. Его театральный язык очень богатый, колоритный, четкий, емкий.

Помню, Грибоедовский был на гастролях в Литве, и мы с Борисом Казинцом поехали привезти Георгия Александровича Товстоногова из Паланги в Вильнюс, чтобы он посмотрел спектакль Сандро "Райские яблочки" по пьесе Александра Котетишвили. Там был персонаж, который говорил про себя: "Я на стыке. Я нужен всем". И был одет в малиновый пиджак.

После спектакля Физики. Поклон
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
После спектакля "Физики. Поклон"

На обсуждении Георгий Александрович говорит: "Сандро, а что это у тебя за персонаж, похожий на барабанщика из румынского оркестра?" Александр Георгиевич промолчал… А через несколько лет Россия превратилась в страну малиновых пиджаков. И эти "пиджаки" говорили: "Мы на стыке. Мы нужны всем. Мы все купим. Все наше".

Сандро это понял раньше всех, в 1977 году. Он понял, что это павлины. Они покупают картины Шишкина и Айвазовского потому, что видели их в учебнике "Родной речи" в третьем классе. А творческое начало – это совсем другое дело. С ним работалось изумительно. Вы знаете, когда репетиция была особенно удачной, он от счастья мог бегать по залу. Да, было у нас счастье…"

"Золотой период" пребывания Сандро в Грибоедовском закончился триумфальными гастролями театра в Ленинграде, на сцене БДТ. Представьте себе, начало спектакля "Сон в летнюю ночь" пришлось задержать на 15 минут – зал был забит битком, и искали стулья для Народных артистов СССР Юрия Толубеева и Игоря Владимирова.

Вскоре режиссер принял решение покинуть Грибоедовский театр и уехать в Москву.

Да, Александр Георгиевич несколько лет возглавлял Театр имени Станиславского, где одним из первых поставил "Собачье сердце" Михаила Булгакова. Четыре года плодотворно работал в Белграде. Его спектакли с успехом шли в БДТ. И все же великих побед, подобных тем, которые были одержаны в Тбилиси, ему не удалось повторить ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге.

"Как он мог совершить такую роковую ошибку и уехать из Тбилиси? – с горечью говорит заслуженная артистка Грузии Ирина Квижинадзе. – Это был его город, его театр. Сандро все знали и все любили. Тогда в наш театр стали ходить актеры из всех грузинских театров. Золотое время Грибоедовского театра! До боли сжимается сердце, когда подумаешь, что из-за одного неправильного решения не сложилась судьба такого блистательного режиссера".

Валерий Харютченко в спектакле Забыть Герострата
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Валерий Харютченко в спектакле "Забыть Герострата"

В апреле 2002 года Театр имени Грибоедова принимал участие в международном театральном фестивале "Встречи в России" в Санкт-Петербурге. Сандро посмотрел спектакль и зашел за кулисы – повидаться со старыми друзьями. "Я очень хочу поставить спектакль в Грибоедовском", – сказал он Николаю Свентицкому. "А что именно?" – спросил Свентицкий. "Да что угодно! Хоть телефонную книгу!" – простодушно и, в общем-то, не очень профессионально ответил Сандро.

Этой мечте не довелось осуществиться. В октябре у него случился обширный инсульт. 19 декабря Александр Товстоногов скончался. Ему было 58 лет.

4343
Темы:
Гордость Грузии (313)

Крепость Нарикала и церковь Святого Николая в столице Грузии

Сожженная "Неустрашимая" и баррикады из убитых врагов удивительные факты истории Грузии

382
(обновлено 17:40 26.09.2020)
В богатейшей и древнейшей истории Грузии множество интересных фактов, о которых многие, возможно, даже не слышали. Ниже предлагаем несколько из них

Стоял 1829 год. Над высочайшей мечетью Ахалцихе был водружен полумесяц – символ господства османов, который охранялся сорокатысячным гарнизоном. Русский фельдмаршал Иван Паскевич подошел к Ахалцихе с девятитысячным русско-грузинским войском и потребовал у Киос-Мехмед-паши очистить город.

В ответ на справедливое требование тот посмеялся над русскими послами – дескать, сначала снимите с неба луну, а потом – полумесяц с ахалцихской мечети. Грузины и русские всеми силами атаковали город и 16 августа взяли его. Затем снесли с мечети полумесяц и установили на его месте крест.

В ананурском городе-крепости в 1739 году разыгралась страшная трагедия. Шанше, ксанский князь, отправился в Россию. А арагвинский князь Бардзими доставил его жену кызылбашам. Возвратившийся Шанше жестоко наказал оскорбителей семьи, добавил в свое войско еще и лезгин и подошел к ананурской крепости, где был укреплен князь Бардзими вместе с братом.

Стражи крепости убили столько лезгин, что сами лезгины из погибших собратьев сооружали баррикады. Ничего не добившись, ксанский князь перекрыл водопровод, откуда снабжалась крепость.

Находившимся в крепости было крайне тяжело без воды в жаркое лето, и они были вынуждены сдаться князю Шанше. Сдался и князь Бардзими, однако его сын Утрут укрепился в одной из башен, которую называли "Неустрашимой".

Войско ксанского князя разорило монастырь и подожгло "Неустрашимую". Вместе с Утрутом там укрывалось множество людей, которые также сгорели. Позднее население замуровало семиэтажную башню и превратило ее в могильник для сгоревших.

Только спустя 200 лет, в 1939 году, археологи открыли эту башню, где перед ними предстала жуткая картина. Место пожарища было заполнено сожженными останками взрослых и детей, оружием и различными бытовыми предметами.

Карантинная весна в столице Грузии. Вид на старый Тбилиси - крепость Нарикала и район Калаубани
© Sputnik / Vladimir Umikashvili.
Карантинная весна в столице Грузии. Вид на старый Тбилиси - крепость Нарикала и район Калаубани

Почти двадцать лет Липарит Багваши боролся с царем объединенной Грузии Багратом IV, однако в этой борьбе потерпел поражение и вместе с сыном попал в плен к Баграту. Несмотря на это, Клдекарская крепость сдаваться не собиралась. Управляющий домом Багвашей Анамор продолжал бороться.

По приказу царя, Липарита и его сына Рати вздернули на дыбе. Липарита, которого более всего беспокоила судьба единственного сына, передал царю, мол, ты только Рати сними с дыбы, а я постригусь в монахи и Клдекари будет твоим. Сделка состоялась, Клдекари без боя покорился царю, Баграт казнил Анамора, но Липариту и его сыну жизнь сохранил.

Липарит Багваши постригся в монахи в Афонском монастыре и был наречен Антоном, а Рати бежал в Византию. Однако, когда его прославленный отец скончался, он привез его тело в Грузию и с почестями похоронил в Кацхском монастыре.

Иверский монастырь на горе Афон
© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov
Иверский монастырь на горе Афон

Имя грузинского теолога и философа V века, родоначальника христианского неоплатонизма Петрэ Ивери (411-491 гг.) хорошо известно грузинам, однако многие не знают, что этот великий деятель был первым грузином, который создал на Святой земле большую "грузинскую колонию".

С именами Петрэ и его наставника Иоанэ Лази связано создание первых грузинских духовных очагов на Святой земле (Палестина, Сирия, Египет). С этих наших двух великих соотечественников началась плодотворная деятельность грузинских священнослужителей в Сирии и Палестине. Позднее именно благодаря им уже в эпоху царицы Тамар на Кипре, на Синайской горе и на Святой земле функционировало более 10 грузинских монастырей.

Гелатский монастырь в Грузии
© photo: Sputnik / А. Александров
Гелатский монастырь в Грузии

В первой половине I века нового летоисчисления Южную и Западную Грузию апостолы Андрей Первозванный и Семен Кананели обратили в христианство. Узнав об этом, царь Адерк разгневался и новообращенных христиан снова обратил в язычество.

382
Темы:
История Грузии - все самое интересное
Матч Лиги Европы между тбилисским ФК “Локомотив” и московским ФК “Динамо” на стадионе им. Михаила Месхи-2. Второй тайм. Счет 2:1 в пользу тбилисского Локомотива

Грузинские клубы на евроарене как оценить выступление в нынешнем сезоне

502
(обновлено 00:05 26.09.2020)
Спортивный обозреватель Sputnik Грузия подводит итоги выступлений грузинских футбольных клубах в еврокубковых турнирах текущего сезона

Как правило, глава книги или серия телефильма заканчивается на самом интересном месте. Читатель или зритель с предвкушением ожидает продолжения, зная, что там впереди их ждет что-то захватывающее. Для грузинских футбольных болельщиков выступления тбилисских "Локомотива" и "Динамо" в Лиге Европы УЕФА тоже закончились на самом интересном месте. Разница лишь в том, что продолжения не будет.

На самом деле, давать оценку игры "Сабуртало", "Динамо" (Батуми), "Локомотива" и "Динамо" (Тбилиси) в нынешней еврокампании не так уж и просто.

С двумя первыми клубами "Сабуртало" и батумским "Динамо", в принципе, все понятно – они вылетели еще в первом раунде турнира и по делу. Первые уступили кипрскому "Аполлону" 1:5, а вторые израильскому "Хапоэлю" из Беэр-Шевы 0:3. Тут, как говорится – без вариантов. Кстати, "Хапоэль" все еще борется за попадание в групповой этап турнира. В третьем квалификационном раунде израильтяне более чем уверенно обыграли шотландский "Мотеруэлл" 3:0.

Гораздо интересней поговорить о двух столичных клубах – "Локомотиве" и "Динамо", которые добрались до третьей квалификации. И начнем мы с самого титулованного клуба страны, многократного чемпиона Грузии – "Динамо".

"Динамо" Тбилиси

Динамо Тбилиси - Локомотив Тбилиси
Динамо Тбилиси - Локомотив Тбилиси

Находясь в ранге действующего чемпиона Грузии, "динамовцы" стартовали в Лиге чемпионов УЕФА. Но "забег" получился непродолжительным – в первом же туре грузины у себя на поле уступили албанской "Тиране" 0:2. Сразу же после поражения главный тренер клуба Кахабер Чхетиани подал в отставку, взяв на себя всю вину за неудовлетворительный результат.

Ладно, грузинским клубам не привыкать покидать ЛЧ на ранней стадии и продолжать свой путь в Лиге Европы. Новым главным тренером "Динамо" назначили испанца Чиско, который несколько лет защищал цвета клуба. Узнали имя предстоящего соперника. Им оказался чемпион Уэльса "Коннах Куэй" - вполне себе удобоваримый оппонент. К тому же, за несколько дней до матча у многих футболистов валлийской команды выявили коронавирус. Еще два игрока основного состава получили травмы, и, в конечном итоге, тренерский штаб "Коннах Куэй" заявил на игру всего 14 футболистов. Для "Динамо" получилась просто картина маслом.

Футбол. Лига Европы. Динамо Тбилиси - Коннах Куэй Уэльс
Футбол. Лига Европы. "Динамо" Тбилиси - "Коннах Куэй" Уэльс

Но для того, чтобы воплотить столь очевидное преимущество в забитый гол, "динамовцам" потребовалось 97 (!) минут. И забили не с игры, а с пенальти. Спасибо Георгию Габедава. И если посмотреть на статистику матча, то ослабленный и обескровленный "Коннах" практически ни в чем не уступил "Динамо". Именно после этой игры стало очевидным – у столичного клуба серьезные проблемы как с тактикой, так и с физической подготовкой.

Однако, находясь в эйфории от прохода в следующий раунд, большинство футбольных специалистов, а что самое главное – футбольных функционеров, закрыли на это глаза, списав на превратности игры. В конце концов "Динамо" противостоял чемпион Уэльса, и там тоже умеют играть в футбол.

Футбол. Лига Европы. Динамо Тбилиси - Коннах Куэй Уэльс
Футбол. Лига Европы. "Динамо" Тбилиси - "Коннах Куэй" Уэльс

Радость всего сознательного футбольного общества стала безграничной после того, как выяснилось, что следующим соперником "Динамо" станет чемпион Фарерских островов – "какой-то там" "Клаксвик". Настроение подняли и букмекеры, посчитав "Динамо" безоговорочным фаворитом (1,75 против 4,9 на победу грузинской команды).

Оно и понятно – "Клаксвик" ну никак нельзя отнести даже к середнякам европейского футбола. Национальное первенство клуб последний раз (если не считать 2019 года) выигрывал в 1999 году. Что касается выступления на европейской арене, то лучшее достижение "Клаксвика" - второй квалификационный этап Лиги Европы в прошлом сезоне. В этот раз островитяне переписали клубную историю.

Еще до начала матча главный тренер "Динамо" Чиско сказал, что футбол развивается и в него научились играть даже на Фарерских островах. Была ли в этих словах ирония сказать сложно, но шесть пропущенных голов от "Клаксвика" яркое тому подтверждение. Обидно не то что проиграли 1:6, к примеру ПСВ тоже разгромил словенскую "Муру" 5:1, а австрийский ЛАСК проехался катком по словацкому "Дунайська Стреда" 7:0, а то, что не показали и намека на вразумительную игру. Гол престижа, в данном случае, погоды не делает.

Вполне естественно, что после такого поражения соцсети пестрели призывами прекратить финансировать клубы из госбюджета. Основная мысль сводилась к тому, что это на ветер выброшенные деньги. Вкладывается гораздо больше, чем клубы получают призовых за выступления в еврокубках. Определенная сермяжная правда в этом безусловно есть.

"Локомотив" Тбилиси

Вот уж от кого мало чего ожидали, так это от тбилисского "Локомотива". "Железнодорожники" не избалованы выступлениями в евротурнирах. До нынешнего сезона их потолок был второй квалификационный раунд еще Кубка УЕФА в 1999 году. Тогда столичный клуб "сгорел" греческому ПАОКу 0:9 по сумме двух матчей.

Футбол. Лига Европы. Локомотив Тбилиси - Гранада Испания
Футбол. Лига Европы. Локомотив Тбилиси - Гранада Испания

Уже после жеребьевки первого раунда нынешней квалификации Лиги Европы, где "Локо" досталась румынская "Крайова", многие скептически отнеслись к перспективам грузинского клуба. Но подопечные Георгия Чиабришвили неожиданно "выстрелили", обыграв у себя дома румын со счетом 2:1.

Кстати, пару слов про Чиабришвили. После ряда отставок в "Локомотиве" на пост главного тренера был назначен этот 41-летний специалист, который заявил о себе во время работы с "Сабуртало". Под его руководством тбилисский клуб выиграл чемпионат Грузии, Кубок и Суперкубок страны, впервые вышел в квалификацию евротурниров и в первом же сезоне дошел до третьего раунда. По меркам Грузии – весьма значительный послужной список.

Следующим соперником "Локомотива" стало московское "Динамо". И вновь игра проходила в Тбилиси. Вряд ли кому-то стоит объяснять, что уровень чемпионатов Грузии и России по футболу – это небо и земля (будем реалистами). Шестое место в РПЛ, колоссальный бюджет, неимоверное количество легионеров – все это говорило в пользу московского клуба. Даже один мой коллега, который не очень разбирается в футболе, увидев тренировку "динамовцев", сказал: "Да, эти ребята помощнее наших смотрятся. Думаю, тут без шансов".

Но "Локомотив" сделал невозможное! Две удачные контратаки, вкупе с ошибками "динамовской" обороны и вратаря, привели к двум забитым мячам. Могли забить еще один, но простили. В итоге встреча завершилась победой "железнодорожников" 2:1. Конечно, цифры на табло вещь красивая, но еще больше поразил настрой, с каким футболисты играли. Вот уж поистине они вгрызались в каждый мяч, полностью отдавали себя на каждом участке поля и, будучи в статусе андердога, сумели сотворить сенсацию и переписать историю клуба.

Говоря откровенно, шансов в матче против "Гранады" не было никаких. И не потому, что испанцы гранды, а потому, что футболисты "Локомотива" "сгорели" эмоционально и физически. Все свои силы они оставили неделей ранее на поле стадиона имени Михаила Месхи, за что грузинские болельщики им безмерно благодарны.

Матч Лиги Европы между тбилисским ФК “Локомотив” и московским ФК “Динамо” на стадионе им. Михаила Месхи-2. Второй тайм. Счет 1:0 в пользу тбилисского Локомотива
© Sputnik / STRINGER
Матч Лиги Европы между тбилисским ФК “Локомотив” и московским ФК “Динамо” на стадионе им. Михаила Месхи-2. Второй тайм. Счет 1:0 в пользу тбилисского Локомотива

Тбилисский "Локомотив" безусловный хедлайнер среди грузинских клубов в нынешней еврокубковой кампании. Да, не получилось выйти в раунд плей-офф, о групповой стадии, думаю, пока задумываться слишком рано. Но хочется надеяться, что для "железнодорожников" это лишь начало пути. У клуба отличный "машинист", умеющий и знающий, как выбирать нужные рельсы.

Пресс конференция клуба Локомотив. Главный тренер Георгий Чиабришвили
© Sputnik / Alexander Imedashvili
Пресс конференция клуба Локомотив. Главный тренер Георгий Чиабришвили

На одной из пресс-конференций Чиабришвили сказал: "Я очень хочу, чтобы в ближайшем будущем какой-нибудь грузинский клуб пробился в групповую стадию евротурнира. Я верю, что это обязательно произойдет, и тогда наш футбол получит новый виток развития". Заметьте, Чиабришвили не стал конкретизировать клуб, несмотря на то, что возглавляет "Локомотив". Специалист ратует за весь грузинский футбол. И лично мне почему-то кажется, что именно Чиабришвили может стать тем тренером, который добьется исторического для грузинского клубного футбола результата.

502
Теги:
ФК "Сабуртало", ФК "Динамо" Батуми, клуб ""Локомотив", ФК "Динамо" Тбилиси, Лига чемпионов УЕФА, Лига Европы УЕФА, футбол
Темы:
Будни грузинского футбола в Европе
Председатель парламента Грузии Арчил Талаквадзе

В парламенте Грузии призывали Армению и Азербайджан к прекращению огня

0
(обновлено 13:44 27.09.2020)
Эскалация конфликта в Нагорном Карабахе представляет опасность для безопасности всего региона, считает глава комитета парламента Грузии

ТБИЛИСИ, 27 сен — Sputnik. Грузия внимательно следит за ситуацией в Нагорном Карабахе и надеется, что текущая ситуация будет урегулирована, заявил председатель парламента Грузии Арчил Талаквадзе.

Ситуация в Нагорном Карабахе утром 27 сентября вновь резко обострилась - Баку и Ереван выступили со взаимными обвинениями в обострении ситуации. Минобороны Азербайджана утверждает, что огонь открыла армянская сторона, а азербайджанские силы начали контрнаступательную операцию. В Минобороны Армении заявляют, что Карабах "подвергся воздушным и ракетным атакам" со стороны Азербайджана.

"Как вы знаете, наш регион полон вызовов. Что касается этого конкретного случая, то, конечно же, это задача и желание Грузии, как дружественной нации и страны по отношению к Азербайджану, Армении и Армении, максимально поддерживать стабильность, безопасность и мир. Поэтому, конечно, мы внимательно следим за этим процессом и надеемся, что текущая ситуация будет урегулирована, и в регионе восстановится спокойная и безопасная обстановка ", - сказал Талаквадзе журналистам.

Глава комитета по обороне и безопасности парламента Грузии Ираклий Сесиашвили заявил, что Грузия всегда была на стороне мира, стабильности и вместе с международным сообществом призывает противоборствующие стороны к прекращению огня.

"Для безопасности нашего региона и для безопасности нашей страны, очень опасен конфликт в нашей регионе, события в Карабахе вызывают озабоченность у нас и международного сообщества. Мы призываем противоборствующие стороны прекратить огонь, уделить больше времени и энергии мирному диалогу. Очевидно, что наши соответствующие службы будут следить за процессом в целом, анализировать события, и если понадобиться наша поддержка для мира и безопасности, мы, очевидно, будем к этому готовы", - сказал Сесиашвили журналистам.

Стороны конфликта заявляют о потерях противника. Так в Армении говорят о подбитых вертолетах и танках, а в Азербайджане - об уничтоженных зенитных комплексах.

МИД России призвал Армению и Азербайджан немедленно прекратить огонь и приступить к переговорам для стабилизации ситуации.

Карабахский конфликт начался в феврале 1988 года, когда Нагорно-Карабахская автономная область объявила о выходе из состава Азербайджанской ССР. В ходе вооруженного противостояния в 1992-1994 годах Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и семью прилегающими к нему районами. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ во главе с тремя сопредседателями - Россией, США и Францией. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как НКР не является стороной переговоров.

0