Обновленный проспект Ильи Чавчавадзе в Тбилиси. Выделенные полосы для общественного транспорта

"Обменяю квартиру в Ваке на Глдани" - пробки в районе тбилисских богачей взорвали соцсети

18140
(обновлено 19:20 04.08.2020)
Колумнист Sputnik Грузия отследил, как в грузинском сегменте соцсетей отреагировали на изменение схемы движения в престижном районе Тбилиси

Новая схема движения автотранспорта в одном из самых оживленных центральных районов Тбилиси – Ваке - вызвала неоднозначную реакцию населения Тбилиси и жителей этого района. Некоторые приветствуют решение мэрии выделить отдельные линии для общественного транспорта, дабы способствовать его популяризации. Однако большинство пользователей соцсетей недовольны новой схемой, которая привела к огромным пробкам, заторам и другим проблемам как в этом, так и в других близлежащих районах Тбилиси.

"Привыкнут" - вице-мэр Тбилиси рассказала, почему "встал" проспект Чавчавадзе>>

В Грузии на любое новшество быстрее всех реагируют социальные сети. Выполняя функцию "сплетен на кухне" 21-го века, в соцсетях обсуждают любые вопросы – начиная от побега и поимки удава в тбилисском районе Глдани и заканчивая формированием партийных списков "Грузинской мечты" и оппозиции.

Однако самой обсуждаемой темой последних дней, безусловно, стала новая схема движения транспорта в центральном районе Тбилиси – Ваке. Район считается самым престижным в Тбилиси, цены на квартиры здесь в два, а может и больше раз дороже, чем в других районах города. Район богачей, одним словом. Практически любая вакийская семья имеет машину, а то и несколько. Естественно, изменение схемы движения автотранспорта вызывает здесь повышенный интерес.

Стоит отметить, что район застраивался в 40-х - 50-х годах 20-го века. Соответственно, центральная магистраль Ваке – проспект Ильи Чавчавадзе - строилась с расчетом на количество автотранспорта тех лет, ну может с запасом на 20-30 лет. А ведь прошло уже 60 и более лет. Домов стало куда больше, населения больше в разы, ну и машин прибавилось, наверное, в несколько сотен раз по сравнению с 60-ми годами 20-го века.

Поэтому на решение мэрии об организации новой схемы движения в этом районе с самого начала смотрели с опаской. Ведь приоритет уделяется общественному транспорту, на всем протяжении проспекта для автобусов выделены две специальные полосы для движения, а автомобилям – остается единственный ряд для передвижения по проспекту. К тому же из-за того, что остановки построили в середине дороги, у каждой остановки появился светофор и пешеходный переход, что также отразилось на скорости передвижения машин.

Обновленный проспект Ильи Чавчавадзе в Тбилиси. Выделенные полосы для общественного транспорта и остановка
© Sputnik / Viktor Kaminsky.
Обновленный проспект Ильи Чавчавадзе в Тбилиси. Выделенные полосы для общественного транспорта и остановка

Сколько бы ни объясняли представители мэрии, что мол так и так будут ходить автобусы, а так – автомобили, рисовали схемы и создавали компьютерную анимацию, первый день движения по новой схеме вызвал огромные пробки.

Обменяю квартиру в Ваке на Глдани (район Тбилиси) – пишет в Фейсбуке Резо. "С доплатой". Видимо, этот житель Ваке окончательно разуверился в способности мэрии решить проблему пробок.

"Меняю квартиру в Ваке на любой район", - пишет Нино. Но затем оговаривается: "Желательно Сабуртало". Сабуртало считается вторым по престижности районом Тбилиси после Ваке. Видимо Нино далеко от "родины" удаляться не хочет.

Работой общественного транспорта в Ваке люди довольны. Хотя он и раньше там работал практически бесперебойно. Проспект Чавчавадзе чуть ли не единственное место в Тбилиси (ну может быть еще проспект Руставели), где автобусы ходят каждые 2-3 минуты.

"Я от Филармонии доехала до подъема на Черепашье озеро ровно за 10 минут. А обратно, аж до оперы добралась за 15 минут", – пишет в Твиттере Тако. Неплохой результат, если учесть, что дистанция там примерно 6 километров.

Однако больше всего постов в сетях по поводу новой схемы конечно же от автолюбителей. "Ехал с работы домой. Завернуть с Чавчавадзе около парка Ваке не смог – дорогу ремонтировали. Хотел завернуть направо на следующей улице, а оказалось, что она односторонняя стала. Поехал дальше – не смог свернуть направо ни на Кавсадзе, ни на Рижской улице, ни на Аракишвили. В конце концов свернул направо около магазина Пиксель, но оказывается, все еще только начинается. Теперь поехал по Палиашвили обратно, к парку Ваке, но около Кавсадзе Палиашвили закрыта, и поворот только в сторону Чавчавадзе, где я уже был. Что было делать? Свернул на Чавчавадзе и поехал на второй круг – опять проехал Рижскую улицу, Аракишвили и около Пикселя завернул направо. А сейчас стою на Палиашвили и думаю, как попасть домой", - пишет в Фейсбуке Лаша, который хочет продать машину и ходить пешком или ездить на чем-нибудь двухколесном.

Не обошли стороной вакийцы в своих комментариях и велодорожки, которые на обновленном Чавчавадзе устроили с обеих сторон улицы. В некоторых местах велодорожки используются для мусорных бункеров (их просто негде ставить еще), а в каких-то местах припаркованы автомобили, (видимо, из той категории, которых штрафы не касаются). "На скутере или велосипеде передвигаться намного легче", - пишет Николай. "А вот от машин жителям Ваке, скорее всего, постепенно придется отказаться", - говорит он.

Много претензий по поводу работы такси. Пользователи соцсетей пишут, что операторы компаний просто не принимают вызовы в Ваке. "Таксисты нам говорят, что на Чавчавадзе нигде не остановишься. Так зачем же нам ехать туда, где и припарковаться не получается, и потом еще минут 40 не выберешься", - пишет в Фейсбуке пользователь по имени Эка.

А вот пользователь Ника впервые за много лет попробовал проехать на общественном транспорте. До того ездил только на собственной машине. "Мне очень даже понравились эти новые автобусы. Едут быстро, места в них много, а сам район Ваке после реабилитации выглядит очень красиво", - пишет Ника в Твиттере.

Справедливости ради надо сказать, что возникшие в первый день новой схемы пробки постепенно уменьшились. Впрочем, тут дело не только в том, что водители привыкли к новой системе передвижения. Мэрия вынуждена была стереть несколько автобусных линий, поскольку они создавали заторы не только в Ваке, но и на других улицах. Также изменили принцип работы светофоров. И еще – практически вся тбилисская патрульная полиция была брошена на борьбу с пробками в Ваке.

"А ведь пока только август. Половина Тбилиси за городом. Что же здесь будет твориться в сентябре. Когда начнется учеба?" – спрашивает в Фейсбуке Георгий.

Представители мэрии в тех же социальных сетях пишут, что они "не бояться сентября и посчитали, сколько машин может пропустить та или иная улица. Так что серьезных заторов не предвидится".

Ну что ж, подкреплен ли оптимизм тбилисской мэрии реальными основаниями, станет видно очень скоро. Если учесть, что политическая оппозиция всячески пытается использовать подобные проблемы в своих целях, то у власти, в том числе и у мэрии, нет права на ошибку. Ведь уже в октябре в Грузии пройдут парламентские выборы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

18140
Темы:
Общественный транспорт в Грузии (40)

Люди гуляют по мосту мира в центре Тбилиси

Грузинские амбиции и коронавирус, или Так ли просто обмануть избирателя?

570
(обновлено 10:52 22.09.2020)
В какой мере ситуация с COVID-19 влияет на настрой граждан по отношению к тем или иным партиям? Колумнист Sputnik Грузия выяснил, что пишут газеты на эту тему

Чем ближе выборы, тем настойчивей пресса пытается придать коронавирусу черты едва ли не решающего политического фактора. Но так ли это?

"У нас, грузин, большие амбиции, - пишет в "Квирис палитра" (14-20.09) эксперт Сандро Твалчрелидзе. - Мы думаем, что знаем все, но даже не подозреваем о том, что не знаем ничего".

Тут бы всем, конечно, обидеться. Однако суть постулата сформулировал еще Сократ, больше всего опасавшийся впасть в невежество.

Парадоксы политической арифметики

Гахария придется уйти, он не выдержит давления экономической ситуации, - нагнетает и без того тяжелую картину Мамука Хазарадзе. Мало того, лидер "Лело" утверждает, что его партия уверенно победит на выборах и даже укомплектует правительство без участия (?) "Мечты" и националов ("Квирис палитра").  

Один вопрос и разные ответы: парадоксы предвыборных опросов в Грузии>>

"Национальное движение" тем временем пошло иным путем. Националы сформировали единый предвыборный блок, в который вошли четыре партии. При этом доказывают, что оппозиционное движение "Сила в единстве" (куда входило 30 партий), не развалилось, а… расширилось ("Резонанси", 17.09). Тем самым подтвердилось, что в политике можно не только выдавать черное за белое, но и менять математические законы.

Это во многом касается и социологических опросов. В последних исследованиях IRI и IDI налицо внушительные расхождения, многократно выбивающиеся за рамки либеральной погрешности. В первом случае мнение о том, что страна развивается в неправильном направлении, поддержали 59% респондентов, а во втором – только 32% (18.09).

Впрочем, политолог Ника Читадзе ("Ахали таоба", 18.09) убежден, что соцопросы – это больше пиар, рассчитанный на неопределившегося избирателя. Попытка внушить, что голосуя против, ты рискуешь остаться в меньшинстве. 

"Мечта" и ее соперники

Как поступит в кабине для голосования неопределившийся избиратель? Обычно это главная интрига выборов, и не только в Грузии. Сейчас на "Мечту", при всех ее обнадеживающих рейтингах, с двух сторон наступают обрушивающийся на глазах курс лари и растущая статистика заражений коронавирусом.

Курс лари заставит власть закрыть рот, - злорадствует в "Ахали таоба" (18.09) национал Роман Гоциридзе. Впрочем, и другие экономисты предрекают – после выборов национальная валюта может упасть до 3,80 по отношению к доллару. И предотвратить этот процесс не помогут даже крупные валютные интервенции Национального банка ("Резонанси", 17.09). А дефицит бюджета за первые полгода уже составил 2,3 миллиарда лари (18.09).

Тем не менее, прогнозирует аналитик Рамаз Сакварелидзе ("Резонанси", 17.09), все это не окажет влияния на результаты выборов. Практика прошлых лет показывает, что неопределившийся избиратель, как правило, отдает голос за правящую партию (16.09).

Каковы в целом шансы партий, особенно маленьких? Газеты не перестают их обсуждать, меняя расклады. Исходя из прошлых выборов и благодаря 1-процентному барьеру на каждое депутатское кресло понадобится 20 тысяч голосов. Партий сейчас больше 60, но, по оценке Вахтанга Дзабирадзе, в парламент пройдут только 8. Плюс-минус две, - делает он осторожную оговорку ("Резонанси", 18.09.).

Коронавирус и выборы: ЦИК Грузии разработал правила для голосования>>

Как видно, политолог полагает, что с точки зрения политического веса десять или шесть – разница непринципиальная. Важнее, в каких избирательных округах понадобится второй тур. Мнения тут расходятся, но у экспертов не вызывает сомнений, что самыми проблемными будут зугдидский и три тбилисских округа – Ваке, Исани и Сабуртало (18.09).

Переведут ли Грузию в "красную зону"?

Премьер-министр Георгий Гахария заверяет, что Грузия будет оставаться в "зеленой зоне", несмотря на вспышки коронавируса, и небо постепенно откроется. Уже с 1 октября еженедельно будет выполняться рейс Тбилиси-Рига.

Однако по заявлению заместителя министра здравоохранения, мы, как выясняется, вплотную приблизились к верхней границе "желтой зоны". При нынешних темпах инфицирования, Грузия может оказаться в числе "красных" стран, и тогда границы закроют сами иностранные государства, предупреждает "Резонанси" (17.09).

Для абсолютного большинства наших граждан проблема, конечно, условная - в силу объективных трудностей они практически лишены возможности путешествовать. Но вопрос приобрел выраженный политический оттенок. "В других странах, где случаи короны растут, - цитирует "Алиа" (14-20.09) журналистку Нануку Жоржолиани, - границы открыты. Тогда откуда у нас эти побитые рекорды, если народ сидит взаперти, а воздушное пространство закрыто?"

Деление на разноцветные зоны, понятное далеко не всем, резкий прирост числа инфицированных низкой динамике показателя смертности – все это сбивает людей с толку. Народ четко разделился на два лагеря. Одни убеждены, что коронавирус – миф, которым нас связывают по рукам и ногам. Они не сомневаются, что эта сфера и вся статистика, как пишет "Алиа", сфальсифицирована. Другие им возражают – это не миф, и надо строго соблюдать регуляции.

"Пусть те, кто думают, что коронавирус придумали, обратятся к психиатру", - как обычно не церемонясь дает совет писатель и актер Гиви Сихарулидзе ("Резонанси", 17.09).

А оппозиционные партии продолжают утверждать, что правящая команда манипулирует показателями COVID так, как ей на данный момент выгодно.

Впрочем, такие подозрения характерны не только для грузинского политического спектра. Не случайно исполнительный директор программы ВОЗ по чрезвычайным ситуациям Майкл Райан предостерег политиков: не надо превращать COVID-19 в политический футбол (18.09)!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

570
Теги:
Парламентские выборы, Грузия, выборы
Темы:
Парламентские выборы в Грузии 2020
Прибытие  двух танкеров со сжиженным газом проекта Ямал СПГ в Китай

Год 2020-й как он есть: ураганы и банды устанавливают мировые цены на газ

193
(обновлено 14:12 21.09.2020)
Газовый рынок постепенно восстанавливается: биржевые цены в Европе и АТР (для рынка СПГ) составляют соответственно 130 и 150 долларов за тысячу кубометров

Причины для роста цен есть и со стороны спроса, и со стороны предложения. За восемь месяцев текущего года суммарный импорт СПГ оказался, пусть и всего на 1,3 процента, но выше, чем за тот же период годом ранее. Резкий рост импорта СПГ в июле и августе показывают Индия и Китай, пишет колумнист РИА Новости Александр Собко.

То есть, если делать простую оценку, глобальный спрос на СПГ сейчас на уровне прошлого года, притом что спрос на трубопроводный газ ниже (это видно и по российскому экспорту в Европу, а Китай снижает импорт газа из Средней Азии). Но на рынке СПГ тоже избыток мощностей, так как и на текущем фоне запускались достраивавшиеся заводы предыдущей инвестиционной волны (в основном это США).

Поэтому стабилизировать цены помогают и провалы со стороны предложения: по-прежнему не работает плавучий завод Prelude в Австралии (там технические проблемы), в той же стране остановлена одна из линий Gorgon LNG. Про США уже говорилось немало. Из-за недавних сверхнизких цен, которые не окупали даже операционные затраты, отгрузки СПГ летом снижались до половины и ниже от плановых мощностей заводов, сейчас экспорт постепенно уже может восстанавливаться вместе с ростом глобальных цен, но сезон ураганов мешает быстрому возврату к норме. В ближайшие месяцы рост американского экспорта вновь окажет давление на цены.

То есть восстановление котировок пока не выглядит устойчивым (добавим к этому заполненные хранилища), хотя, по некоторым прогнозам, в отопительный сезон спотовые цены в Азии могут даже превысить 200 долларов за тысячу кубометров. Такие цифры уже соответствуют приемлемой долгосрочной цене для всех производителей. Правда, есть одно но: такой уровень цен должен быть среднегодовым, а не только "зимним".

Но год сложный, нетипичный, делать по нему долгосрочные выводы нельзя. Всех интересует перспектива. И тут самое интересное: в текущем году, впервые за двадцать лет, пока не принято ни одного нового инвестиционного решения о строительстве новых заводов по сжижению. Прогнозы на итог этого года — от нуля до одного-двух решений. Напомним, что в прошлом году сделано рекордное количество инвестрешений, а произошло этого, в свою очередь, после длительного трехлетнего затишья (2016-2018 годы, небольшое число решений) из-за переинвестирования в предыдущий цикл (2011-2015 годы).

Почему так происходит? Простой ответ понятен: все нефтегазовые компании сильно потеряли в доходах, а потому сокращают свои инвестпрограммы. Но, как известно, инвестиции упали всего лишь на треть, уж что-то, казалось бы, должно перепасть и СПГ.

Часть ответа в том, что рынок СПГ последние годы развивается парадоксально. С одной стороны, мы видим и текущий избыток газа, а также острую конкуренцию в будущем (Катар, США, Россия, Восточная Африка), все это не способствует высоким ценам и не посылает достаточных рыночных сигналов для инвестиций в новые проекты. Одновременно рынок считается перспективным (спрос на газ будет расти во всех, даже самых зеленых, сценариях). Одним из драйверов развития рынка стало участие нефтегазовых ТНК, которые постепенно начали переходить от "уходящей" нефти к перспективному СПГ.

Как результат — при дорогой нефти (как тогда казалось, надолго) нефтегазовые компании могли вкладывать в перспективный сжиженный газ из общей корзины доходов. Либо прямо через непосредственные инвестиции в заводы, либо косвенно, через покупку в свой портфель СПГ по долгосрочным контрактам, что давало возможность получить кредиты на постройку заводов остальным, относительно небольшим, участникам рынка СПГ.

Сейчас же, с падением нефтяных котировок, нефтяным ТНК не до этого. Плюс к тому некоторые из них нервничают и объявляют о резком "позеленении" своих инвестиционных планов. В свою очередь, у нефтяных гигантов, которые хотят оставаться приверженными ископаемому топливу, также тяжелая ситуация. Это видно на примере компании ExxonMobil, финансовое состояние которой сейчас находится в непростом положении.

У этой компании были в планах (и, как еще ожидалось в прошедшем году, с "быстрым" инвестрешением) два главных и крупных СПГ-проекта: это Golden Pass LNG в США (совместно с Qatar Petroleum) и Rovuma LNG в Мозамбике.

Оба они сейчас отложены в долгий ящик, принятие решений по американскому заводу задерживается как минимум на год, по Мозамбику — до 2023 года. Планы по расширению действующего завода СПГ компании в Папуа-Новой Гвинее также сдвигаются до лучших времен.

Остальные американские заводы, разумеется, также не торопятся принимать новые решения, ведь прогарантировать строительство долгосрочными контрактами на продажу СПГ сейчас затруднительно. Буксует ситуация и в Восточной Африке в целом. Напомним, что шельф этого региона (Мозамбик, Танзания) рассматривался как один из новых перспективных центров добычи. Об отсрочках в проекте Exxon уже было сказано.

А вот СПГ-заводу, по которому решение уже принято в прошлом году, Mozambique LNG (под контролем Total), регулярно мешают действующие в регионе группы экстремистов, что ставит под вопрос достройку его в срок. Про планы заводов в Танзании последнее время вообще почти не вспоминают.

Из этого всего можно было бы сделать вывод, что в среднесрочной перспективе мы увидим и дефицит предложения. Так бы оно и было, если бы не планы Катара по сразу нескольким новым заводам. Официального инвестрешения еще нет, но предварительные работы активно ведутся. А низкая себестоимость СПГ позволит Катару строить с минимальной оглядкой на цены.

Наконец, еще один фактор, который создает неопределенности: механизмы ценообразования. Несмотря на развитие спотового рынка, до последнего времени ценовая привязка к нефти позволяла производителям СПГ гарантировать окупаемость. При этом на фоне дорогой нефти и растущей конкуренции в СПГ коэффициент этой привязки последние годы в новых контрактах все снижался и снижался.

Сейчас нефть подешевела, но маловероятно, что покупатели захотят возвращаться к старым, высоким коэффициентам. А при нефти по 45 долларов и типовом в последнее время коэффициенте привязки в 0,11,

СПГ будет стоить всего около пять долларов за миллион БТЕ, или около 180 долларов за тысячу кубометров. А покупателей при этом все больше интересует газ по спотовым ценам, тем более что с постепенным окончанием у Катара долгосрочных контрактов все больше СПГ из этой страны будет выходить на биржевой рынок.

Напомним также, что развивающиеся страны АТР способны "переварить" большие объемы газа (с чем и связаны прогнозы удвоения рынка СПГ за 15 лет), но только по низким ценам, максимум на уровне 200 долларов за тысячу кубометров, а лучше меньше.

Все эти факторы приводят к неопределенностям и некоторой парадоксальности развития рынка. Природный газ в целом и СПГ в частности остаются очень перспективным топливом, но на высококонкурентном рынке, спрос на котором, в свою очередь, будет уверенно расти только при достаточно низких ценах.

193
Празднование Мариамоба в храме Сиони

Какой сегодня церковный праздник: 23 сентября 2020

0
(обновлено 23:10 22.09.2020)
По православному церковному календарю 23 сентября отмечают день памяти Святых Минодоры, Нимфодоры, Митродоры, Апеллия, Луки, Климента, Пульхерии, Петра, Павла и других

Sputnik Грузия рассказывает, кем были эти Святые и почему они упоминаются в церковном календаре.

Святые девы

По церковному календарю 23 сентября поминают сестер-мучениц Митродору, Минодору и Нимфодору, пострадавших за Христа в IV веке.

Сестры родились в благочестивой семье в Вифинии (Малая Азия). Повзрослев, они решили посвятить себя Господу. И избрав уединенное место в пустыне, проводили жизнь в молитвах и подвигах.

Вскоре слава о девах-христианках распространилась, так как по молитвам сестер многие больные исцелялись.

Правитель Вифинской области Фронтон приказал привести христианок. Обещая почести и награды, он старался убедить сестер поклониться идолам, но когда девы мужественно заявили, что готовы умереть за Господа, пришел в ярость и велел пытать их.

Старшую сестру Минодору пытали первой. Она умерла с именем Господа на устах. Младшие, следуя примеру старшей, твердо исповедуя веру, были также замучены. Произошло это в 305-311 годах.

Апеллий, Лука и Климент

По церковному календарю 23 сентября поминают Святых Апеллия, Луку и Климента, апостолов из числа 70-ти учеников Спасителя.

Апеллий был епископом в городе Смирне (Восточный берег Эгейского моря). Первоверховный апостол Павел упоминает о нем в Послании к Римлянам.

Лука был поставлен епископом в Лаодикии Сирской - Святой Павел в Послании к Римлянам упоминает его имя среди других христиан, которых приветствует.

Климент возглавлял епископскую кафедру в Сардике (Малая Азия). Апостол Павел упоминает его имя в Послании к Филиппийцам, в котором обращаясь к "своему искреннему сотруднику" и просит его: "Помогай подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом, и с прочими моими сотрудниками, имена которых в Книге Жизни".

Царица Пульхерия

По церковному календарю 23 сентября поминают благоверную царицу Пульхерию, дочь греческого императора Аркадия (395-408), соправительницу и наставницу своего брата Феодосия Младшего (408-450).

Образованная, мудрая и благочестивая Пульхерия была твердой последовательницей православного вероучения. Благодаря ее заботам построили во Влахернах церковь Пресвятой Богородицы, а также другие храмы и монастыри.

Из-за интриг недоброжелателей и Евдокии - жены императора Феодосия, Пульхерию отстранили от управления, но вскоре упросили вернуться, чтобы успокоить смуты, возникшие в результате церковных лжеучений.

Когда на престол избрали Маркиана (450-457), Пульхерия ради общей пользы согласилась стать его женой, при условии, что в браке ее девственная чистота не будет нарушена. Царственные супруги жили как брат и сестра.

Всю свою жизнь царица защищала православное вероучение от возникавших ересей. Против лжеучений заботами Святой в 431 году созвали III Вселенский Собор в Ефесе и в 451-м – Собор в Халкидоне.

Раздав свое имущество бедным и Церкви, она мирно скончалась в 453 году. Ей было 54 года.

Никейские епископы

По церковному календарю 23 сентября поминают святителей Петра и Павла, епископов Никейских в IX веке.

Святитель Петр пострадал защищая от иконоборцев православную веру при Льве Исаврянине (813-820). Год смерти Святого точно неизвестен, но скончался епископ Петр не ранее 823 года, так как сохранились четыре письма Святого Феодора Студита к святителю, написанные в 816-823 годах.

Сведений о жизни Святого Павла, епископа Никейского, не сохранилось. Его имя встречается в первый раз в так называемом "Петровом" греческом Прологе XI века.

Именины

По церковному календарю 23 сентября именины отмечают Татиана, Андрей, Василий, Глеб, Гавриил, Евгений, Иоанн, Касьян, Константин, Климент, Николай, Петр, Павел и Семен.

Материал подготовлен на основе открытых источников

0
Теги:
Религиозный праздник
Темы:
Календарь религиозных праздников