Кадр из фильма Белое солнце пустыни

"Театр был его главной страстью" - об актере Павле Луспекаеве и его приключениях в Тбилиси

1599
(обновлено 09:47 27.07.2020)
На сцене Луспекаев затмевал любого. Он обладал удивительным магнетизмом, самобытностью, характером, за которым хотелось следить, и заразительной энергией, которая била в нем через край

"Человек устроен странно: слишком поздно он понимает, что именно он потерял, – писал Георгий Товстоногов. - Мы прекрасно знали, что общались с талантливейшим артистом и, только потеряв его, поняли, каким поразительным, самобытным талантом был Павел Борисович Луспекаев. Он принадлежит к разряду незаменимых. Его место в театре и по сей день вакантно. Его будет не хватать всегда. О нем невозможно думать, как об умершем. Он был живой до мельчайшей жилочки".

Весной 1953 года, сразу после смерти Сталина, после пребывания в исправительно-трудовых лагерях "за контрреволюционную агитацию" и поселения в Усть-Омчуге, в Тбилиси приехал режиссер Леонид Варпаховский, ученик и соратник Всеволода Мейерхольда.

В день приезда он пошел в русский театр имени Грибоедова.

Давали пьесу Сергея Михалкова "Раки". "Поначалу все мне показалось не очень убедительным и интересным, – вспоминал Варпаховский. – Но вот на сцену вышел молодой актер, игравший роль афериста Ленского... С его выходом все вдруг ожило. Неожиданно для себя я начал следить за спектаклем затаив дыхание. Передо мной возникла удивительная личность... С момента его появления стало интересно, смешно и даже немного страшно. Он приковывал к себе внимание той магической силой, которую я испытывал на себе в театре, когда видел Михаила Чехова или Николая Мариусовича Радина".

Павел Луспекаев в фильме Белое солнце пустыни
© photo: Sputnik
Павел Луспекаев в фильме "Белое солнце пустыни"

Молодого актера, который поразил Варпаховского, звали Павел Луспекаев. К тому времени Луспекаев работал в Тбилисском русском драматическом театре имени Грибоедова уже три года.

Выпускник Щепкинского училища, лучший студент курса, ученик Народного артиста СССР Константина Зубова, он превосходно сыграл в дипломных спектаклях. Но приглашения в труппу Малого театра не последовало. "Зубры" Малого не могли смириться с южным произношением молодого артиста. Хотя шли разговоры и о том, что Луспекаева коллеги побаивались – не столько его колоссального темперамента и взрывного характера, сколько редкого дарования. На сцене Луспекаев затмевал любого.

Наталья Бурмистрова и Павел Луспекаев в спектакле Тридцать сребреников
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Наталья Бурмистрова и Павел Луспекаев в спектакле "Тридцать сребреников"

А вот главного режиссеру Грибоедовского театра Александру Такаишвили только это и было нужно. Он был восхищен талантом Луспекаева и пригласил работать в Тбилиси. Летом 1950 года Павел с женой Инной Кирилловой и сокурсником Николаем Трояновым приехали в Грузию.

Шумный, яркий, веселый Тбилиси ему понравился сразу. Молодых актеров разместили в театральном общежитии. В первое утро Инна и Павел проснулись от крика: "Мацони-и-и! Мацони-и-и!" Показалось, кто-то истошно зовет на помощь… Они в ужасе бросились к окну.

Во дворе стоял ослик, нагруженный мешками, из которых торчали горлышки кувшинов, и мужичок – продавец мацони (она же – простокваша). Выстроилась очередь с бидонами и банками. И вдруг Павел завопил – протяжно и трагически: "Ма-а-цо-о-ни-и-и!" Очередь вздрогнула, а Инна рассмеялась: "Это твой дебют в Тбилиси!"

Первый выход Луспекаева на сцену Грибоедовского состоялся 3 ноября 1950 года в роли Мартына Кандыбы в спектакле по пьесе Корнейчука "Калиновая роща".

"Александр Такаишвили, человек очень осторожный, занял его в небольшом эпизоде, чтобы присмотреться, – вспоминала Наталья Бурмистрова. – Роль была, как говорят актеры, без лица и без фамилии. Доложил текст и ушел. И так до следующего выхода. На одной из прогонных репетиций мы услышали за кулисами треньканье балалайки, и на сцену вышел Паша – Кандыба, пиджак внакидку, на голове высокий картуз, за ремешком – цветок. Первый парень на деревне!

Он произнес свой текст и ушел со сцены под треньканье балалайки. Это уже был штрих… Во второй картине он вышел в комбинезоне, в кепке козырьком назад и катил перед собой огромную резиновую шину, и мы подумали: "Ага! Он или шофер, или тракторист!" С каждым выходом Павел приоткрывал нам биографию своего героя, становился узнаваемым. И к премьере превратил свой эпизод в одну из интересных ролей. Его заметили".

Афиша спектакля Волк и овцы
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Афиша спектакля "Волк и овцы"

В газетах сразу же появились лестные рецензии. О Луспекаеве заговорили тбилисские театралы. В том же 1950 году Луспекаев играет роль адвоката Петрушина в спектакле "Живой труп" по пьесе Л. Н. Толстого, а в 1951 году у него уже четыре премьеры – главные роли в спектаклях "Битва за жизнь" М. Волина и Е. Шатрова, "С любовью не шутят" П. Кальдерона, "Бесприданница" и "Волки и овцы" А. Островского.

Е. Шапатава в книге "Тбилисский государственный театр русской драмы имени Грибоедова" пишет: "В сезон 1951-52 года была поставлена заново пьеса "Волки и овцы" (режиссер А. Такаишвили). Спектакль и на этот раз прошел с большим успехом. Режиссер с предельной полнотой раскрыл отношения между действующими лицами и добился того, что обличительный смысл произведения и волчья сущность его героев предстали перед зрителем во всей своей потрясающей силе.

Среди исполнителей в первую очередь надо отметить Е. Сатину и К. Добжинского, с большим мастерством сыгравших роли Мурзавецкой и Чугунова, а также молодого, одаренного актера П. Луспекаева (Горецкий), сумевшего всего за несколько сезонов работы в театре завоевать право называться одним из лучших актеров".

Афиша спектакля Ревизор
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Афиша спектакля "Ревизор"

В 1952 году Луспекаев играет в пяти новых спектаклях: "Ревизоре" Н. Гоголя, "Раках" С. Михалкова, "В одном городе" А. Софронова, "Макаре Дубраве" А. Корнейчука и "Не называя фамилий" В. Минко. И везде с успехом.

Всего в Грибоедовском Павел Луспекаев сыграл 23 роли. В их числе Незнамов в "Без вины виноватые", Алексей в "Оптимистической трагедии", поручик Борейко в "Порт-Артуре"…

Афиша спектакля Порт-Артур
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Афиша спектакля "Порт-Артур"

Л. Варпаховского поразила еще одна роль Луспекаева – Поцелуйко в комедии Минко "Не называя фамилий": "Я не люблю смотреть спектакли по многу раз. Но когда Луспекаев играл Поцелуйко, я не мог ни разу пропустить его первый выход. В каком бы конце города я ни находился, я бежал в театр, чтобы еще раз посмотреть, как выйдет на сцену Поцелуйко - Луспекаев и какие он будет проделывать удивительные манипуляции со своим огромным кожаным портфелем… Он был замечательным комиком. В нем счастливо объединялись великое обаяние, правдивость, юмор и интуиция".

Коллега Луспекаева по театру, Народный артист Грузии Мавр Пясецкий свидетельствовал: "Кого бы он ни играл – Алексея в "Оптимистического трагедии" или Ленского в "Раках" Михалкова, Хлестакова в "Ревизоре" или хориста в "Живом трупе" – это были именно Алексей, Ленский, Хлестаков, хорист. Его органика убеждала в возможности только одного-единственного решения…

Работал он весело, озорно. Никогда не позволял себе прийти на репетицию "пустым". Не то что не позволял, а просто не мог иначе – не умел. А как легко он шел на любую провокацию поимпровизировать в роли!" Впрочем, он был мастером импровизации и в жизни.

Георгий Товстоногов и Павел Луспекаев
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Георгий Товстоногов и Павел Луспекаев

Луспекаев был очень любим публикой. В архиве Грибоедовского театра хранится программка творческого вечера Павла Луспекаева. Согласитесь, творческие вечера устраивают только для любимых артистов. А сам Павел полюбил Тбилиси. Он обожал гулять по городу вместе с Инной, пользовался любым случаем получше его узнать.

Увы, не обходилось без происшествий. "Однажды Павел и Инна вошли в духан, когда там никого не было, - пишет биограф артиста В. Ермаков. - Съели по шашлычку под груду пахучей зелени, попивали отличное кахетинское вино, обсуждали очередную роль, предложенную Павлу в театре. Неожиданно в духан ввалилась группа молодых грузин, человек пять. Они не видели Павла в рост и, следовательно, не могли верно оценить его физические данные.

Инна, естественно, оказалась в центре жгучего, прямо-таки раскаленного внимания. Мужчины пригласили их пересесть за их стол. Пытаясь смягчить отказ, Инна улыбнулась, благодаря за оказанную честь в самых изысканных выражениях. Павел мрачно насупился. Немедленно последовало повторное приглашение – более настойчивое, с угрозой даже.

Павел Луспекаев в фильме Белое солнце пустыни
© photo: Sputnik
Павел Луспекаев в фильме "Белое солнце пустыни"

– А катились бы вы, знаете куда? – взорвался Павел.

В духане наступила гробовая тишина.

– Девушка, подождите, пожалуйста, на улице, – нарушил тишину широкоплечий парень, явно признанный авторитет в компании.

Инна протестующе дернулась.

– Выйди! – сквозь зубы процедил Павел, да так, что Инну будто сквозняком вымело из помещения. Трепеща от страха, она прислушивалась к шумам и звукам, доносившимся из духана. Минуту спустя вырвался резкий гомон, Инна не поняла ни слова – гомонили на грузинском языке. Но вот донеслось понятное, родное: "Ах вы… мать вашу!"

После спектакля Порт-Артур
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
После спектакля "Порт-Артур"

Раздался несусветный грохот. Еще минуту спустя из духана вырвались двое и опрометью скрылись в ближайшем дворе. Из разбитого носа одного ручьем хлестала кровь. Тишина наступила неожиданно. На пороге появился Павел. Под правым глазом горел густо-фиолетовый фингал. "Уходим", – коротко обронил он.

Любопытство пересилило, и Инна заглянула в духан. Все столики в нем были перевернуты, а стулья разбросаны. Среди этой немудреной мебели, издавая стоны, шевелились три поверженных тела… На другой день был спектакль. Павел еле скрыл под густым гримом злополучный синяк. В театре заговорили о его похождениях".

Афиша спектакля Чайка
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Афиша спектакля "Чайка"

А потом Варпаховский предложил Луспекаеву роль Тригорина в чеховской "Чайке". Назначение вызвало недоумение – ни одна из прежних работ актера не предполагала роли такой психологической сложности.

Да и по физическим данным актер не совпадал с традиционным представлением о Тригорине. Луспекаев сомневался и сам.

В тбилисских дневниках тех лет он записывает: "Ну какой я Тригорин? Но, работая над этим образом, получаю большое наслаждение… Мне 26 лет. Я хуже и нуднее любого старика".

Однако репетиции начались. Помогла эрудиция Варпаховского. Он рассказал Луспекаеву два эпизода. О том, как Чехов заметил исполнителю роли Тригорина К. С. Станиславскому:

"Вы прекрасно играете, но я этого не писал. У него клетчатые брюки и дырявые башмаки". И о том, как Антон Павлович пригласил к себе Василия Качалова, когда к тому перешла роль Тригорина. Качалов приготовился было записывать пожелания писателя, но Чехов ограничился одной фразой: "Удочки у Тригорина должны быть самодельные". И на этом разговор был окончен.

Павел Луспекаев в фильме Белое солнце пустыни
© photo: Sputnik
Павел Луспекаев в фильме "Белое солнце пустыни"

Луспекаев последовал чеховским советам. Он надел клетчатые брюки, рваные ботинки, сам смастерил удочки. "Роль, сделанная Луспекаевым, превратилась, как говорил в таких случаях Немирович-Данченко, в роль созданную. Это была крупная победа актера", – признал Варпаховский.

По свидетельству Н. Бурмистровой, поначалу "Тригорин - знаменитый писатель, элегантный, светский человек, и Паша казались несовместимыми. Но постепенно, через творческие муки, Луспекаев одолел роль Тригорина. Играл ее очень интересно".

Павел Луспекаев
Архив театра им. А. Грибоедова
Павел Луспекаев

Художник Василий Шухаев, знаменитый соратник Бенуа, Рериха и Бакста, говорил: "Трудно себе представить, что можно было выбрать на роль Тригорина более неподходящего артиста, но в то же время невозможно представить, чтобы эту роль можно было сыграть лучше".

Варпаховский даже предположил, что артист "вытащил из своих личных кладовых муки писательского творчества". Дело в том, что начиная со студенческих лет, Луспекаев писал рассказы. До нас они не дошли. Забегая вперед, скажем, что, по-видимому, единственным, кому он дал их прочесть (это было уже в период работы Луспекаева в БДТ), был Олег Басилашвили.

Т. Доронина и П. Луспекаев в спектакле Варвары
© photo: Sputnik / Александр Гладштейн
Т. Доронина и П. Луспекаев в спектакле "Варвары"

"Однажды, когда я вошел к нему в комнату, он смущенно-торопливо спрятал под подушку какую-то тетрадку, – рассказывал Басилашвили. – Я понял, что лучше не спрашивать его ни о чем. Но как-то, очевидно желая вознаградить меня за понравившийся ему рассказ-показ или просто по-ребячьи похвастаться, что тоже было свойственно Паше, он предложил мне... прочесть его рассказ.

Надо сказать, я был тогда не очень высокого мнения об общей культуре и образовании Павла. Я знал, что война отняла у него детство, что его судьба была трудной. Это, а главным образом природный талант, объясняло и оправдывало Пашу, примиряло с тем, что он, как говорится, "не эрудит". Я не часто видел его с книгой. Поэтому, надо думать, мне не удалось скрыть изумления, и, выпучив глаза, я не столько спросил, сколько уже осудил: "А ты что, пишешь рассказы?"

Павел Луспекаев в фильме Белое солнце пустыни
© photo: Sputnik / РИА Новости
Павел Луспекаев в фильме "Белое солнце пустыни"

Он виновато потупился: "Да так... писал... ты прочти". Я прочел то, что он назвал рассказом. Потом еще что-то подобное. Не знаю, не могу определить, к какому жанру, виду литературы следует отнести прочитанное, но это было невероятно интересно и талантливо.

Ясно было, что пером движет рука совершенно неопытного литератора, но точность увиденного, непривычность взгляда на жизнь, подлинная искренность, самобытность рассказов Луспекаева произвели на меня ошеломляющее впечатление. Паша, оказывается, умеет не только видеть и изображать подсмотренное в людях, он очень по-своему, по-луспекаевски, осмысливает жизнь..."

Павел Луспекаев с друзьями во дворе Грибоедовского театра
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Павел Луспекаев с друзьями во дворе Грибоедовского театра

На следующий день после премьеры "Чайки" вся театральная общественность Тбилиси обсуждала спектакль. У касс выстроилась очередь. Такого громкого успеха в Грибоедовском театре давно не было. Павел стал очень знаменит. Его узнавали на улицах, постоянно приглашали в гости. Специально для того, чтобы посмотреть "Чайку", в Тбилиси приезжали театралы из других городов Грузии.

После оглушительного успеха "Чайки" слава о Луспекаеве наконец-то дошла и до кинематографистов. В 1954-1955 гг. ему поступило сразу два предложения с киностудии "Грузия-фильм". В фильме "Они спустились с гор" Н. Санишвили он сыграл грузинского чабана Бориса, который боролся с отсталыми односельчанами, не желавшими переселяться с гор в долины.

Кадр из фильма Они спустились с гор
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Кадр из фильма "Они спустились с гор"

В картине "Тайна двух океанов" режиссера К. Пипинашвили Луспекаеву досталась роль лейтенанта госбезопасности Карцева. Фильм имел большой успех у зрителей, занял в прокате 1957 года шестое место и собрал 31 миллион зрителей.

В театре в это же время главный режиссер Такаишвили настоятельно попросил Варпаховского поставить спектакль по водевилю популярного драматурга Цезаря Солодаря "В сиреневом саду". Пьеса была слабая, и Леонид Викторович сделал ставку на актерский ансамбль, основой которого должен был стать дуэт Луспекаев – Пясецкий. Спектакль получился ярким, веселым и очень успешным.

Сцена из спектакля В сиреневом саду
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Сцена из спектакля "В сиреневом саду"

В спектакле Павлу приходилось очень много бегать, танцевать, быстро перемещаться в сложных декорациях. Нагрузка на больные ноги артиста была неимоверной. Успех спектакля омрачился резким обострением болезни Луспекаева. К тому же Павел много пил и курил, а режим жизни у него был, как известно, чудовищный – "на разрыв аорты", как сказал поэт.

Приступ оказался настолько устрашающим, что Луспекаева уложили в больницу. "Но даже на больничной койке, – писал Варпаховский, – испытывая невероятные боли, он продолжал думать о театре, потому что театр был его главной страстью".

Прошло совсем немного времени, и Леонид Варпаховский уехал в Киев по приглашению художественного руководителя Русского драматического театра имени Леси Украинки Михаила Романова. Отъезд Варпаховского, друга и учителя, подействовал на Луспекаева крайне тяжело. Его все чаще посещают мысли о том, что пребывание в Тбилиси исчерпало себя.

Павел Луспекаев с женой Инной Кирилловой
Архив театра им. А. Грибоедова
Павел Луспекаев с женой Инной Кирилловой

В одном из писем друзьям, перебравшимся в составе труппы Театра Советской Армии в Одессу, он пишет: "Одесса – моя мечта, возьмите меня к себе…" А в письме Варпаховскому Луспекаев признается: "Настал момент, когда надо решать. Либо учиться и расти, либо получать звания и обзаводиться мебелью".

Варпаховский помог. Он рассказал о Луспекаеве Михаилу Романову: о том, что он замечательный актер, выпускник Щепкинского училища, ученик Константина Александровича Зубова, успешно работающий в Тбилиси. А еще о том, как не терпится этому актеру сменить место работы и жительства. Романов заинтересовался и захотел познакомиться с Луспекаевым как можно скорее. Приглашение буквально осчастливило и Павла, и Инну. Решение ехать в Киев было принято немедленно.

Справедливости ради отметим, что на согласие Павла чрезвычайно повлияла жена. Понимая, что ей недостает таланта для того, чтобы стать большой актрисой, Инна все свои неосуществленные мечты и чаяния сосредоточила на муже. Она убеждала его, что Театр имени А. С. Грибоедова – пройденный этап, что здесь он закостенеет в профессии, перестанет расти как актер.

Сменить творческую обстановку ей казалось самым важным, насущно необходимым. Кроме того, как пишет В. Ермаков: "Инна надеялась еще и на то, что живя в городе, в котором нет такого обилия вина, какое выпивалось ежедневно в Тбилиси, Павел переключится на более здоровый образ жизни, а это, может быть, приведет к ограничению и в другом – в его неудержимом увлечении женщинами".

В 1957 году вместе с женой и дочерью Луспекаев покидает Тбилиси. На вокзале их провожали Мавр Пясецкий и Николай Троянов. Возраст Пясецкого и страстная любовь к Тбилиси не позволяли ему думать о смене театра. Николаю Троянову предстояло тут прожить всю жизнь...

Павел Луспекаев прошел адовы муки тяжелейшей болезни. Был вынужден уйти со сцены, которая была его счастьем. Не успел увидеть, как дочь стала взрослой. Умер, не дожив трех дней до 43 лет. Всего-то 43-х…

Но именно он произнес слова, которые навсегда вошли в историю кинематографа и в историю страны. Забыть их невозможно: "Я мзды не беру. Мне за державу обидно".

1599
Темы:
Музеи, галереи и театры Тбилиси (50)

Города мира. Лондон

Лондон подтверждает: против России ведется грязная война

192
(обновлено 12:56 29.10.2020)
Британия открыто призналась, что ведет информационную и кибервойну против России, пишет колумнист РИА Новости

Конечно, сам по себе этот факт не стал ни для кого сенсацией: уж на сей счет иллюзий никто особо и не питал. Но признание лорда Марка Седвилла стало первым публичным подтверждением диверсий официального Лондона против нашего государства из уст британского высокопоставленного деятеля. До этого они как-то стеснялись говорить такое вслух, пишет колумнист РИА Новости.

Причем Седвилл наверняка в курсе соответствующих операций, поскольку сам он до недавнего времени был советником премьер-министра по национальной безопасности и одновременно руководил всем бюрократическим аппаратом Уайтхолла. А газета The Times, в интервью которой он и сделал свои громкие заявления, небезосновательно предположила, что, помимо официальной дипломатической карьеры, Седвилл служил и офицером в МI-6.

Итак, что же публично признал экс-чиновник, готовящийся до конца этого года занять место в палате лордов? Он сказал, что Британия наносит удары по России в киберпространстве. "Тот факт, что вы не видите, как мы используем это, не означает, что мы этого не делаем", — откровенно заявил Седвилл. Кроме того, он сообщил, что "Британия провела серию секретных атак против российских лидеров и их интересов". И добавил, что Лондон охотится на собственность и счета российских олигархов.

Ну по поводу последнего Россия еще и спасибо скажет. Владимир Путин неоднократно предупреждал наших бизнесменов о таком развитии событий и призывал "держать свои капиталы там, где они заработаны". Так что подобные заявления и действия западных спецслужб только побудят российский бизнес следовать призыву своего президента. Британцы подтверждают: в России капиталы сохраняются надежнее.

А вот что касается кибератак и подрывных кампаний против России — лорд Седвилл явно слукавил, заявляя о том, что Лондон якобы начал их лишь после громкого инцидента с отравлением Скрипалей в Солсбери, "нанося ответный удар". Ну конечно, все так и поверили, что до этого МI-6 и не смотрела в нашу сторону.

Напомним, Скрипали почувствовали себя нехорошо 4 марта 2018 года. А грязные дела британской спецслужбы в России неоднократно фиксировались задолго до этих событий. Достаточно вспомнить деятельность британской фирмы Strategic Communications Laboratory (SCL Group), специализирующейся на психологической и информационной войне. Она никогда не скрывала, что в своих кампаниях дезинформации выступает в роли подрядчика военных и разведывательных структур Британии, США, а также в целом НАТО. Причем занимается этим с начала 1990-х годов.

Грязные методы работы SCL вскрылись в том же марте 2018 года в связи со скандалом вокруг ее дочерней структуры Cambridge Analytica. Да и то только потому, что западный истеблишмент ополчился на фирму за ее участие в избирательной кампании в США на стороне Дональда Трампа. Так бы никто ее не тронул и по сей день.

Тогда представители данной структуры, думая, что разговаривают с потенциальными заказчиками (на самом деле это были журналисты под прикрытием), поделились, что специализируются на создании фейковых аккаунтов в соцсетях, разгоне дезинформации по Интернету, таргетировании аудитории, на которую распространяют ложь, и так далее. То есть, собственно говоря, признались в том, что давно и на широкую ногу занимаются той самой информационной войной.

Еще в 2015 году НАТО наняла SCL для работы на "российском направлении". В своем портфолио компания не скрывала, что нанималась для обеспечения "оранжевой революции" в Киеве еще в 2004 году. Тогда победа "оранжевых" была достигнута с помощью загадочного "отравления" Виктора Ющенко. Как уже признают и в Киеве, отравления-то и не было. Поневоле начнешь задавать вопрос по поводу причастности этих же специалистов к не менее загадочному покушению на Скрипалей и к другим "отравлениям" некоторых российских деятелей.

SCL признавалась и в том, что была нанята Министерством обороны Британии и киевскими властями "для разрушения и ослабления Донецкой народной республики".

Подчеркнем, все это было задолго до инцидента в Солсбери. И лорд Седвилл, работавший в должности советника по безопасности еще с апреля 2017 года, безусловно, об этом знает. Просто наивно полагает, что джентльменам все еще верят на слово.

Само собой, все прекрасно понимают, что в наше время кибероружие и киберслежка используются повсеместно. Причем не только против соперников, но и в отношении союзников. Чего стоит только скандал с многолетней прослушкой телефона канцлера Германии Ангелы Меркель, которую осуществляли американские спецслужбы. Смешно предполагать, что они не пытались гораздо более активно следить за Россией и до Скрипалей.

Некоторые западные спецслужбы даже бравируют тем, как они "слушают русских". Так, голландские СМИ радостно рассказывают о том, что хакеры тамошней спецслужбы AIVD летом 2014 года в рамках рутинной операции по взлому российских госучреждений проникли в сеть некоего московского вуза и на постоянной основе затем следили за ним, якобы вскрыв благодаря этому хакерскую сеть Cozy Bear. Заметьте, никаких скандалов вокруг "русских хакеров" еще не было, а голландские официальные кибершпионы уже взламывали наши сети. Причем очень гордятся этим.

А теперь британские лорды пытаются нас убедить в том, что их попытка вскрыть внутреннюю сеть Кремля (а именно об этом пишет The Times, комментируя интервью Седвилла) — это всего лишь ответ на невесть кем совершенное отравление возле Портон-Дауна, в сверхсекретной химической лаборатории британского Минобороны.

Новоиспеченный лорд хвастается, что в ответ на дело Скрипалей Лондон уничтожил "всю российскую разведывательную сеть в Соединенном Королевстве". Интересно, откуда тогда берутся свежие первополосные "сенсации" в британской прессе о том, что "шпионы Путина пытаются следить за королевой"?

Если верить газете The Sunday Express, "хакеры ГРУ" пытались получить информацию о визите Елизаветы II в ту самую секретную лабораторию "Портон-Даун". Жаль, газета не пояснила, ради чего "шпионам Путина" (чью сеть в Британии уже вроде бы изничтожили) предпринимать такие усилия и что они могут узнать из графика визита 94-летней королевы. В каком она платье посетила лабораторию? Или они всерьез надеялись найти рецепт эликсира бессмертия, который там разрабатывают для нее? Но такими вопросами британская пресса не задается, когда речь заходит о беспочвенных обвинениях против России.

Конечно, все прекрасно знали о том, что западные спецслужбы давно уже ведут секретную и очень грязную войну против России, используя дезинформацию, кибератаки, шпионаж и откровенные диверсии, и понимали, что британцы играют в этой войне далеко не последнюю роль.

Но до сих пор прямые участники этой кампании постоянно отрицали данный факт, утверждая, что российские обвинения против них вызваны "паранойей", которая, дескать, является "религией в России Путина". Спасибо лорду Седвиллу за излишнюю откровенность. Теперь у Москвы есть на кого ссылаться, когда речь зайдет об очередной антироссийской провокации, и мы сможем предположить, кто стоит за очередным фейком о России или за очередным загадочным "отравлением".

192
Теги:
Великобритания, Россия, Лондон
Кандидат в президенты США от Демократической партии Джо Байден

Дело Байденов и американская "игра престолов"

109
(обновлено 12:18 28.10.2020)
Раздражение простых американцев, ощущающих себя пешками в "игре престолов", выплескивается сегодня на кандидата от Демпартии

В скандале с компроматом на Хантера Байдена, сына кандидата в президенты США, много непонятного, пишет колумнист Виктория Никифорова на сайте РИА Новости.

Довольно странно выглядит сама история с ноутбуком, который Хантер якобы еще полтора года назад сдал в ремонт и там благополучно забыл. Хозяин компьютерной мастерской очень удачно оказался горячим сторонником Трампа. Заметив на лэптопе наклейку с надписью "Фонд Бо Байдена" (это имя старшего, недавно умершего брата Хантера), он сразу же позвонил в ФБР. А с жесткого диска сделал копию и отослал лучшему другу и адвокату Трампа Руди Джулиани. Тот опубликовал компромат в дружественной президенту газете The New York Post.

Все это смотрится словно какой-нибудь старый шпионский триллер с Хамфри Богартом в главной роли. Или как наскоро придуманная отмазка неких сотрудников американских спецслужб, решивших помочь действующему президенту аккурат накануне выборов.

Но еще непонятнее гнев американской общественности, обрушившийся на семейство Байденов. Дело в том, что ничего нового в десятках тысяч мейлов, аудио- и видеозаписей, обнаруженных в таинственном ноутбуке, нет. Сын Джо Байдена прекрасно известен местному электорату. Скандалы с его участием начали сотрясать информационное поле еще четверть века назад.

Сын политика то попадался на употреблении кокаина — за это его исключили из резерва ВМС США. То внезапно заводил роман с вдовой собственного брата, умершего от рака. То разводился с женой — и она выкладывала прессе все его прегрешения. По ее словам, Хантер Байден растратил все свое состояние на наркотики, стрип-клубы и девушек с пониженной социальной ответственностью.

Несколько раз Байден-младший лечился от алкогольной и наркотической зависимости в клиниках, но безуспешно. Единственное, что ему более или менее удалось, как видно из новой порции компромата, — это перейти с дорогого кокаина на дешевый крэк. В самом скандальном видео из коллекции The New York Post сын кандидата в президенты США вступает в интимную связь с некоей женщиной, потом раскуривает крэк и параллельно рассказывает на камеру, как же трудно бороться с наркотической зависимостью.

Как ни странно, разгульная жизнь никогда не мешала нашему герою занимать ответственные посты. В 27 лет Байден-младший уже был вице-президентом крупного банка. Через год отец помог получить ему пост директора по электронной коммерции в Министерстве торговли США. С 2006 по 2009 год он был в совете директоров государственной железнодорожной компании "Амтрак" — и все это без малейшего соответствующего опыта.

Публикация переписки Хантера лишь подтвердила то, что и так было известно: торгуя доступом к телу папы, Байден-младший получал миллионы долларов от чиновников и топ-менеджеров по всему свету. Только из Китая, в ходе официального визита туда Джо Байдена, на тот момент вице-президента США, Хантеру удалось выудить больше миллиарда долларов "инвестиций".

Политика Джо Байдена в связи с сыном — все отрицать. "Я ничего не знал", — не устает повторять он. "Но позвольте, — задается вопросом колумнист The New York Post, — вот Хантер получил из Банка Китая больше миллиарда долларов. Вот они вместе с папой летят из Шанхая в США на борту номер два. И что же, за все десять часов полета сын так и не рассказывает папе о своих сделках?"

На самом деле Байден-старший регулярно защищал своего сына от возможных неприятностей. Когда Хантер получил место в совете директоров Burisma, его отец специально прилетел на Украину, чтобы остановить дело о расследовании коррупции в этой фирме. Он даже заставил Порошенко уволить генпрокурора Виктора Шокина, занимавшегося делом, пригрозив не перечислить Украине обещанный транш в миллиард долларов.

Об этом Джо Байден сам, с юмором и не без хвастовства рассказывал в сенате США: "Я на них посмотрел и сказал — я улетаю через шесть часов. Если прокурора не уволят, вам этих денег не видать. Что ж, елки-моталки, они его уволили".

Как видим, никто ничего не скрывал. А американские граждане никогда не переживали по поводу коррупции на Украине или в Китае. Рассматривая весь мир как свою вотчину, они вполне спокойно относятся к тому, что зарубежная элита откровенно подкупает американских политиков.

Почему же нынешние разоблачения The New York Post вызвали такое негодование? На встречах со своими сторонниками Трамп называет все семейство Байденов преступниками, а огромные толпы подхватывают и скандируют его призыв: "Посадить!"

Скорее всего, дело в том, что казус Байденов ярко высветил традиционную клановость американской политики. Хантер обделывал свои темные дела в компании таких же, как он, мажоров — детей политиков и олигархов. Например, одну из фирм, куда впоследствии потекли миллионы из Китая, он создал вместе со своим другом Кристофером Хайнцем. Тот приходится приемным сыном бывшему госсекретарю США Джону Керри и является наследником гигантской бизнес-империи Heinz — той самой, что выпускает легендарный кетчуп. Еще в афере был замешан дядя Хантера, Джеймс. Всех прикрывал самый влиятельный член клана — Джо Байден.

Вся эта история раскрыла "жгучую тайну" американской политики, о которой американцы всегда догадывались, но не любили говорить: на самом деле президентские выборы в США — просто регулярный спектакль для широких народных масс. Тем временем настоящие дела обделывают представители всего нескольких кланов.

Их фамилии прекрасно всем известны. Они занимают высочайшие посты в государстве и передают их из поколения в поколение. Их потомство оккупирует самые заманчивые места в истеблишменте. Двух президентов, двух конгрессменов, губернатора и мэра подарило стране в XX веке семейство Рузвельтов. Президента, генпрокурора, губернаторов, послов, сенаторов, конгрессменов — многочисленный клан Кеннеди. Посты президента, госсекретаря, губернаторов, сенаторов занимали представители семьи Клинтонов. Два президента, губернатор, сенатор, кандидат в президенты и земельный комиссар штата Техас — таковы достижения клана Бушей.

Люди из этих семей — это и есть истинное глубинное государство. Свои посты губернаторов и федеральных судей, свои места в cенате и конгрессе они держат не просто годами — десятилетиями. Тот же Джо Байден, например, был сенатором США на протяжении 36 лет — c 1973 по 2009 год. Недавно он оговорился, что пришел в сенат "180 лет назад", и никто даже не удивился.

Кстати, его соперник, действующий президент Трамп, тоже плоть от плоти этой властной элиты. Как ни забавно, он состоит в дальнем родстве с теми самыми Хайнцами, с наследником которых затевал свои аферы Хантер Байден. А сегодня Трамп активно тащит в политику своих детей и родственников.

В стране, которая весь мир учит демократии и сменяемости власти, на самом деле все решают одни и те же кланы. Из поколения в поколение здесь разворачивается своя "игра престолов". Скандал в семействе Байденов — просто еще один эпизод в этом бесконечном сериале. А безнаказанные эскапады Хантера лишь подчеркивают незыблемость системы, где даже имена сыновьям дают, как в королевских семьях — Кеннеди-второй, Кеннеди-младший...

Очень характерно высказалась в 2014 году в Politico Барбара Буш, комментируя желание своего сына Джеба (брата и сына президентов США) поучаствовать в выборах: "Для меня нет сомнений, что он лучше всех годится на роль президента, но лучше не надо… Есть же ведь еще и другие семьи..."

Долгое время данную мафиозную систему оправдывал длительный экономический подъем. Сегодня, когда каждое новое поколение американцев живет хуже, чем предыдущее, а социальные лифты под завязку забиты мажорами, массам приходится признать, что в цитадели демократии никакой демократии нет.

Вместо нее царит ожесточенная грызня олигархических кланов, живо напоминающая беспредел в отсталых странах типа Украины. В последние месяцы она перешла в формат открытой войны — причем воюют элиты собственными гражданами, разрушая целые города, останавливая экономику и не щадя ни жизней, ни здоровья подведомственного населения.

В случае прихода клана Байденов к власти аферы сына станут политикой отца. "Сонный Джо" никогда не умел поставить своего отпрыска на место. Его друзья и клиенты объясняют это семейной трагедией. Дело в том, что первая жена и маленькая дочь Джо Байдена погибли в автокатастрофе. Пять лет назад умер от рака его старший сын, Бо. Хантер Байден — единственный сын, который остался у политика.

Поэтому велика опасность того, что если его 77-летний отец выиграет выборы, то заправлять делами в стране станет Хантер — человек с наркотической зависимостью и фотографиями несовершеннолетних девочек в ноутбуке. В свете такой перспективы как-то понятнее становится, почему избиратели кричат: "Посадить Байденов!"

Раздражение простых американцев, ощущающих себя пешками в "игре престолов", выплескивается сегодня на кандидата от Демпартии. Вполне вероятно, что аферы сына похоронят президентские амбиции его отца.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

109
Празднование Мариамоба в храме Сиони

Какой сегодня церковный праздник: 30 октября 2020

0
(обновлено 22:56 29.10.2020)
По православному церковному календарю 30 октября отмечают день памяти Святых Осии, Космы, Дамиана, Леонтия, Анфима, Евтропия, Андрея и других

Sputnik Грузия рассказывает, кем были эти Святые и почему они упоминаются в церковном календаре.

Пророк Осия

По церковному календарю 30 октября поминают пророка Осию, жившего в царстве Израильском в IX веке до Рождества Христова.

Осия, происходивший из колена Иссахарова, был современником пророков Исаии, Михея и Амоса. В то время, когда многие соплеменники пророка поклонялись идолам, забыв Истинного Бога, он обращал их вновь к благочестию своими мудрыми наставлениями.

Пророк, разоблачая беззакония жителей Израиля, предсказывал им великие бедствия от иноплеменников, а также переселение в Ассирийский плен. Святой почти за тысячу лет до пришествия Спасителя предсказал, что ветхозаветное жертвоприношение прекратится и что по всей земле распространится истинное Богопознание.

О Христе Осия говорил, что, "возвратившись из Египта... Тридневно воскреснет и победит смерть". Пророчества Святого включены в число книг Священного Писания.

Более 60 лет продолжалось пророческое служение Осии. Пророк, посвятивший всю жизнь исполнению Божьей воли, скончался в глубокой старости.

Косма и Дамиан

По церковному календарю 30 октября поминают мучеников Косму и Дамиана Аравийских, пострадавших за веру в III веке.

Бессребреники Косма и Дамиан ходили по городам и селам, проповедуя Спасителя и бескорыстно исцеляя больных Христовой силой. Целителей схватили в Киликии и доставили к правителю, который за отказ отречься велел Святых пытать, а затем утопить.

Из пучины на берег бессребреников вынес ангел. Язычники в ярости обезглавили Косму и Дамиана. Вместе с ними жестоким пыткам подвергли и их братьев - Леонтия, Евтропия и Анфима. Произошло это в конце III века, хотя время страданий и смерти мучеников достоверно неизвестно.

Андрей Критский

По церковному календарю 30 октября поминают преподобномученика Андрея Критского, жившего во время царствования иконоборца Константина Копронима (741-775).

Все верующие, которые сопротивляясь иконоборцу, защищали Святые иконы, были схвачены и брошены в темницу.

Преподобный Андрей, услышав, что император сажает в тюрьмы и пытает добродетельных и благочестивых христиан, а не воров и разбойников, пришел в Константинополь и в церкви Святого мученика Маманта всенародно обвинил его в преследовании истинной веры.

Император заявил, что считает безумием поклоняться дереву и краскам, на что преподобный ответил, что страдающий за Святые образы - страдает за Спасителя, а оскорбляющий икону, на которой изображен Иисус, оскорбляет Самого Христа.

Разгневавшись, император велел пытать Святого Андрея. Мученик скончался по пути к месту казни. Произошло это в 767 году.

Именины

По церковному календарю 30 октября именины отмечают Александр, Андрей, Анатолий, Антон, Демьян, Исидор, Иосиф, Кузьма, Леонтий и Лазарь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

0
Теги:
религия
Темы:
Календарь религиозных праздников