Корабли ВМФ России на репетиция парада

Россия строит новый флот: 16 июля - закладка сразу шести кораблей

455
(обновлено 09:53 15.07.2020)
Россия последовательно реализует государственную программу вооружения (ГПВ) 2018-2027 годов, одним из приоритетов которой является значительное обновление корабельного состава ВМФ

Это позволит флоту успешно выполнять задачи и защищать национальные интересы – в соответствии с Морской доктриной РФ.

Источники издания FlotProm в судостроительной отрасли РФ сообщили, что 16 июля на трех верфях страны запланирована закладка сразу шести надводных кораблей и субмарин для ВМФ России. Невероятная динамика строительства развивается по плану и опирается на впечатляющий бюджет.

Военно-морской флот – один из самых дорогостоящих компонентов вооруженных сил любой страны. Если на реализацию Государственной программы вооружения 2018-2027 годов направлено всего 20 трлн рублей, то значительная часть этих средств пахнет морем, то есть пойдет на строительство надводных кораблей, субмарин и баз военного флота. Госпрограмма включает синхронизированные поставки вооружений, военной техники и развитие инфраструктуры. Последнее особенно важно для успешной и длительной эксплуатации боевых кораблей, самолетов и бронетехники новых проектов и поколений.

Военные моряки в 2020 году впервые за 28 лет примут от промышленности сразу шесть подводных лодок: четыре атомные – проектов 955А и 885М и две дизель-электрические – проектов 636.3 и 677 (в минувшем году в строй вошли более 35 кораблей и судов обеспечения). В ходе выполнения госпрограммы вооружения доля современных вооружений в Военно-морском флоте превысила 63%, и это заметно выше, чем в самых развитых странах мира (до 50%). Цель – 70% современных вооружений, и ВМФ России до 2027 года получит всего более 180 кораблей и судов новых проектов. Предусмотрено строительство атомных подводных крейсеров "Ясень-М" (многоцелевой) и "Борей-Б" (стратегический, дальнейшее развитие проекта 955А), надводных кораблей с высокоточным ракетным оружием, и двух вертолетоносцев, оснащенных новейшими морскими вертолетами Ка-52К "Катран".

Ракетные фрегаты Петербурга

Приоритеты морской части ГПВ – постройка корветов проектов 20385 и 20386 и фрегатов проектов 22350 и 22350М с высокоточным оружием, крылатыми ракетами "Калибр-НК" и гиперзвуковыми ракетами "Циркон". На "Северной верфи" Санкт-Петербурга 16 июля начнется строительство сразу двух фрегатов проекта 22350. Эти корабли дальней морской зоны станут седьмым и восьмым в "адмиральской" серии. Их назовут в честь русских адмиралов Ивана Юмашева и Эмиля Спиридонова.

Современные фрегаты дальней морской зоны водоизмещением 5 тысяч тонн предназначены для поиска и уничтожения надводных кораблей и подводных лодок для противовоздушной, противоракетной и противолодочной обороны кораблей и судов, совместных действий с морскими десантами, защиты гражданских судов и производственных объектов.

Фрегат проекта 22350 вооружен 16 крылатыми ракетами "Оникс", "Калибр-НК" или "Циркон", способными поражать корабли противника и береговые цели. По данным из открытых источников, гиперзвуковые ракеты 3М22 комплекса "Циркон" дальностью 400 км стартуют из универсальной вертикальной пусковой установки 3С14, которая используется также для ракет "Калибр" и "Оникс". Удобная взаимозаменяемость позволяет дифференцированно подходить к выполнению каждой боевой задачи.

Система подводной защиты фрегата напоминает атмосферную систему ПВО и не имеет аналогов в мире. Корабельный корпус создан с применением технологии снижения заметности, и РЛС противника может его просто не обнаружить. Корабль-невидимка стоит до 500 млн долларов, зато вся серия ракетных кораблей обеспечит качественный скачок возможностей флота. Напомню, первый серийный фрегат проекта 22350 "Адмирал флота Касатонов" достойно завершил испытания на Северном и Балтийском флотах и вскоре войдет в боевой состав ВМФ России. Дальность плавания – 4 500 миль, автономность – 30 суток, экипаж – 170 человек.

Тихие субмарины Северодвинска

Россия создает новый подводный флот, способный защищать национальные интересы в любой точке Мирового океана, и семь кораблей серии "Ясень" здорово в этом помогут. Два атомных подводных крейсера проекта 885М "Ясень-М" 16 июля заложат в Северодвинске. Современные многоцелевые субмарины будут вооружены крылатыми ракетами "Калибр", сверхзвуковыми противокорабельными ракетами "Оникс", гиперзвуковыми "Цирконами", 533-мм торпедами. И получат имена "Владивосток" и "Воронеж". Первую серийную многоцелевую субмарину проекта 885М – "Новосибирск" – спустили на воду в конце 2019 года, и вскоре экипаж выйдет на боевую службу.

Основная задача модернизированного "Ясеня" – слежение за подводными крейсерами стратегического назначения или авианосными группировками потенциального противника, в постоянной готовности к ликвидации целей и угроз. Здесь надо учитывать, что только один американский ракетоносец типа "Огайо" несет 24 баллистических ракеты UGM-133 "Трайдент" II D5, в каждой из которых до 12 ядерных боеголовок W88 по 475 килотонн. За каждым таким арсеналом в зоне боевого патрулирования российским военным морякам надо присматривать круглосуточно.

Малозаметный атомный подводный крейсер проекта 885М водоизмещением 13 800 тонн имеет уникальные возможности, обеспеченные высокотехнологичными системами и комплексами вооружений. Субмарина оснащена ядерными реакторами ОК-650В повышенной надежности, и способна действовать на глубинах до 520 метров. Автономность – 100 суток, подводная скорость – 31 узел. Экипаж – 64 человека.

Крымский привет "Мистралям"

На Керченском судостроительном заводе "Залив" 16 июля состоится закладка двух универсальных десантных кораблей (УДК) проекта 23900 (аналоги французских "Мистралей"). И хотя ранее подобные корабли в России не строились, нет сомнения, что головной УДК планово войдет в боевой состав ВМФ до 2026 года. Стоимость проекта - около 100 млрд рублей. Военная операция РФ в Сирии подтвердила важность и необходимость иметь крупных десантных кораблей водоизмещением до 25 тысяч тонн, способных обеспечить ВМФ оперативное присутствие в удаленных районах.

Точные характеристики новых кораблей пока неизвестны. Ранее сообщалось, что УДК будет нести на борту 16–20 вертолетов, десантные и штурмовые катера (на сухой доковой палубе), 75 единиц бронетехники и около 1 000 морских пехотинцев со штатным вооружением, значительный арсенал, и штаб оперативной группировки войск и сил. Не считая артиллерии, зенитных ракетных комплексов, средств противолодочной обороны, систем РЭБ и навигации, интегрированной системы боевого управления. Главное предназначение этого сложнейшего корабля – переброска на тысячи морских миль и высадка на необорудованное побережье войск и техники в ходе десантной операции с участием вертолетов боевой поддержки (корабельной авиагруппы).

Анализируя возможности кораблей, которые будут заложены 16 июля в Санкт-Петербурге, Северодвинске и Керчи, можно заметить признаки мощного и гармоничного развития ВМФ России, который строится не для устрашения соседей по планете, а для эффективного противодействия агрессору в надводной и подводной средах, и на прибрежных театрах военных действий. Главная цель Российского флота – защита национальных интересов, рубежей и союзников.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

455
Темы:
Новости из России (1301)

Сотрудник научно-исследовательской лаборатории готовит препарат, архивное фото

"Гонка на вакцинах": на Западе обвиняют Россию

779
(обновлено 13:02 03.08.2020)
Примерно через месяц после того, как пандемия коронавируса буквально поставила на колени мировую экономику, в политическом и медийном мире появился новый "жанр" международного соревнования, который можно иронично назвать гонкой на вакцинах, пишет колумнист РИА Новости

С учетом той очевидной психологической травмы, которую коронавирус дважды нанес коллективному Западу, вопрос выигрыша в этой гонке стал не просто политическим, а политическим и принципиальным с точки зрения сохранения самоуважения западного общества. Человеку, воспитанному лучших в традициях европейского гуманизма (что в современном мире в основном означает не европейца или американца, а человека с советским или российским образованием), довольно сложно понять современную западную одержимость "гонкой на вакцинах", но можно попробовать объяснить ее с точки зрения главной индустрии современных США или Великобритании, то есть с точки зрения политического и коммерческого пиара.

В пиар-пространстве коллективный Запад, а также конкретные США и Великобритания получили несколько серьезных "коронавирусных травм". Во-первых, выяснилось, что далекий (а также "глубоко тоталитарный и местами отсталый", согласно стереотипам лондонских и вашингтонских политиков) Китай справился с подавлением эпидемии лучше, осознал проблему раньше и эффективно ограничил экономический ущерб. На этом фоне даже в глазах собственных патриотов США и Великобритания, а также некоторые страны Евросоюза смотрятся не очень вдохновляющим образом.

Следующую травму самооценке коллективного Запада нечаянно (так бывает) нанесла Россия — своим "оскорбительно низким" уровнем смертности от коронавируса и налаживанием массового тестирования, что в сумме вызывало зубовный скрежет в западных СМИ и бездоказательные обвинения в подтасовке статистики, хотя статистика (помимо оценок ВОЗ) была самоочевидной: в Нью-Йорке трупы жертв эпидемий складывали в рефрижераторы на улицах, и уже этого достаточно для оценки разницы качества медицинского и государственного управления.

И вот на этом фоне, независимо от требуемых расходов и любых возможных рисков, для коллективного Запада (а также для некоторых конкретных амбициозных западных политиков) вопрос первенства в производстве вакцины становится жизненно важным с точки зрения имиджа, ибо нужно показать, что, например, США — это "все еще номер один в мире".

При этом при чтении американских СМИ создается странное ощущение: в зависимости от партийной принадлежности и наличия или отсутствия симпатий к Дональду Трампу со стороны владельцев издания конкретные редакции "болеют" или за американские компании, которые занимаются разработкой вакцины, или за британские, немецкие, даже индийские компании и университеты с прицелом на то, чтобы лавры победителей в "гонке вакцин" достались какой-то структуре из "правильной" страны, но чтобы "проклятый режим Трампа" не мог получить от этого политических бонусов. На макроуровне тоже присутствует аналогичный конфликт: вместо того чтобы координировать усилия со своими партнерами по НАТО или G7, официальный Вашингтон, по крайней мере, по оценке некоторых немецких СМИ, пытался "отжать" и перевести в США из Германии перспективную биотехнологическую компанию, у которой были какие-то важные антикоронавирусные разработки.

В этом контексте логично, что любые сообщения о том, что в России или Китае близки к созданию и массовому использованию вакцины против коронавируса, вызывают в западном инфополе реакцию, которую можно сравнить даже не столько с банальной аллергией, сколько с настоящим анафилактическим шоком.

Конечно, можно предположить, что американские чиновники от медицины действительно руководствуются только профессиональными соображениями, но с учетом всего вышеизложенного есть серьезные подозрения в наличии определенной политической ангажированности. В качестве примера официальной реакции на сообщения о российских планах начать массовую вакцинацию медиков уже этой осенью, а также на новости о китайских успешных испытаниях возможных вакцин можно привести позицию главного американского инфекциониста, которую публикует The Wall Street Journal:

"Доктор Энтони Фаучи, главный эксперт по инфекционным заболеваниям в США, заявил в пятницу на слушаниях подкомитета по COVID-19 конгресса, что США, скорее всего, не будут использовать вакцины, разработанные в Китае или России. "Я действительно надеюсь, что китайцы и русские на самом деле тестируют вакцину, прежде чем вводить вакцину кому-либо", — сказал он. — Утверждения о том, что вакцина готова к распространению до того, как проведено тестирование, я думаю, в лучшем случае проблематичны". Доктор Фаучи также заявил, что надеется, что США получат вакцину к концу года."

Судя по сравнительному анализу возможных вакцин из разных стран, который приводит агентство деловой информации Bloomberg, Фаучи, вероятно, надеется на вакцину от американской компании Moderna.

Показательно, что в трекере от Bloomberg (по крайней мере, на момент написания статьи) отсутствуют российские разработки, что может способствовать появлению у западного читателя превратного впечатления о российских возможностях, ибо может возникнуть иллюзия того, что российская вакцина "появилась из ниоткуда".

Уже сейчас можно предположить, каким образом будет продолжена "гонка на вакцинах": российскую или китайскую немедленно объявят опасными, сопроводив это соответствующими информационными вбросами в жанре фейк-ньюс. Параллельно с этим для убеждения более скептически настроенной части западной аудитории будет продвигаться тезис о том, что в любом случае, даже если вакцины работают, эти вакцины сделаны с помощью данных, якобы украденных китайскими, иранскими и российскими хакерами, причем соответствующая подготовка общественного мнения уже проведена. А финальной линией защиты станет циничное обвинение России и Китая в "вакционном национализме" и желании превратить борьбу с эпидемией в аналог какого-то международного соревнования, но в параллельном режиме будет продвигаться тезис о необходимости создать на Западе собственную вакцину, чтобы не зависеть в столь важном вопросе от Пекина или Москвы.

Проблема такого подхода заключается в том, что на каждом этапе этого "контролируемого отступления" — а то, что это именно отступление под натиском неумолимой реальности, уже нет сомнений — западная медийная машина будет терять доверие все новых и новых сегментов собственной аудитории. А закончится это очередными конференциями по поводу необходимости борьбы с российской и китайской дезинформацией и требованиями со стороны профильных американских и европейских структур выделить им еще бюджеты для восстановления былого имиджевого величия. Но доверие аудитории теряется легко, а восстанавливается медленно, причем коронавирус лишь ускорил те процессы деградации общественного доверия, которые и так происходили в западном мире. А Россия, Китай и прочие "дежурные виноватые", на которых любят кивать в западном медиапространстве, на самом деле не имеют к этой проблеме никакого отношения, и страдать от "вакционного национализма" нашим западным партнерам предстоит по собственной вине и, вероятно, в гордом одиночестве.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

779
Теги:
Вакцинация, Россия, Коронавирус COVID-2019
Проспект Чавчавадзе. Новая схема движения автобусов и общественного транспорта. Остановки посередине проезжей части дороги

Автобусные страсти по-тбилисски - Каладзе пошел на очень смелый эксперимент

3517
(обновлено 07:43 03.08.2020)
Глядя на витиеватую разметку проезжей части проспекта Чавчавадзе, колумнист Sputnik Грузия, как и другие автолюбители, терпеливо дожидался, когда движение общественного транспорта по этой хитроумной схеме узаконят. И вот час настал!

Как многие и предсказывали, в окрестностях парка Ваке день Х начался с пробок. Даже там, где их раньше не было и в помине - аж от поворота на Черепашье озеро. Кругом в непривычном режиме запестрили запретными цветами многочисленные светофоры и дорожные знаки.

И транспорт беспомощно завис в петляющих, словно венецианские каналы, полосах новой разметки.

Движение застопорилось. Утром. В выходной. В районе, где обитатели, прямо скажем, встают отнюдь не с восходом солнца. Хорошо, догадались выбрать для многомиллионного эксперимента нерабочий день. Из обреченно застывших машин доносились грузинские вариации на темы русского мата, сливавшиеся в хор...

Адресаты сомнений не вызывали. Но консервативные тбилисцы вообще любят ворчать. А упрекнуть энергичного мэра Каху Каладзе в том, что он мало делает для столицы, было бы несправедливо. Другое дело, насколько оправдало себя очередное, прямо скажем, очень смелое начинание?

Споры о том, кто прав, шли давно. С тех самых пор, как в самом центре проезжей части проспекта Чавчавадзе был вскрыт добротный слой только что уложенного асфальта.

Ремонтные работы на проспекте Чавчавадзе в столице Грузии
© Sputnik / Vladimir Umikashvili.
Ремонтные работы на проспекте Чавчавадзе в столице Грузии

- Что вы роете посреди улицы? - помню, с неподдельным любопытством спросил я.

- Тут будет автобусная остановка, - охотно объяснили энергично орудующие лопатами рабочие.

У человека мыслящего благая цель подобных манипуляций не могла не вызвать некоторых сомнений. Начнем с того, что "необычная" дислокация остановок - посередине проезжей части - лишала одну из интенсивных артерий города, как минимум, двух транспортных полос. А пассажирам теперь надо все время переходить дорогу, чтобы добраться до остановки, и наоборот.

Традиционными методами не удалось справиться и с другой проблемой: как безопасно из автобуса, если двери у него только справа, и на остановку никак не попадешь. Оставалось пустить общественный транспорт вспять. Просто фантастика! Но, как оказалось, наделенная реальной властью. Рекорд по эстакадным лабиринтам до этого удерживала развязка-ребус на площади Героев. Но оказалось, это не предел, и чудеса только начинаются.

Возможно, не все знают: привычное для нас, материковых обитателей, правостороннее движение придумал Наполеон. Точнее – принудил к нему. Прежде путники обычно обходили и объезжали друг друга слева. Рыцари могли в знак приветствия пожать друг другу правую руку или обнажить мечи и копья. Бонапарт нарушил традицию – отдал своей армии приказ маршировать по правой стороне. Специально, чтобы другие уступали французам дорогу.

На островах, куда рука узурпатора не дотянулась, движение по сей день левостороннее. Тбилисская мэрия же никогда не питала симпатий к транспортным диссидентам-островитянам. Дешевые, но выглядевшие, как новые, праворульные автомобили из Японии раздражали столичных чиновников не меньше цветных такси. Был даже брошен клич: все правое запретить!

Тем не менее, на этот раз выбора не осталось. Пришлось пустить автобусы и маршрутки в лоб остальному транспорту, словно наполеоновские войска. Да еще постоянно менять сторону – часть маршрута справа, часть – слева, потом снова справа.

Параллельно на проспекте оборудованы велодорожки, которые тянутся вдоль проезжей части. При этом время от времени сворачивают на тротуар – огибают ныне аннулированные автобусные остановки.

У водителей от обилия запутанных сплошных и пунктирных ограничительных линий буквально рябит в глазах.

Тем не менее, многих кровных сынов технического прогресса все-таки не покидает надежда на технологическое чудо. Ну и на то, что обладающий высоким рейтингом мэр не станет так опрометчиво рисковать перед выборами и что во всем этом есть смысл.

Действительно, несмотря на массовый скептицизм, к концу дня пробки чудесным образом рассосались. Инерция мышления угодливо подсказывала – сработали патрульные экипажи, взявшие движение под контроль. Нельзя было исключить и того, что находчивые тбилисские водители быстренько отыскали объездные пути. Хотя уютными вакийскими улочками центральный проспект вряд ли можно заменить…

Впрочем, не исключено и другое – большинство из нас поторопились упрекнуть мэра, потому что сильно поотстали от жизни. Если тот окажется прав, я буду только рад. И за него, и за город.

Пока мнения разделились

- Нагородили, - тихо бурчал про себя взмокший на солнце патрульный полицейский у перекрестка.

- Ничего, пару недель, и все привыкнут, - обнадеживающе заметил его коллега на другом.

Что ж, время покажет. Воскресенье вообще началось без сюрпризов – в привычном транспортном ритме. Но выходные для транспорта не критерий. Как говорится, доживем до понедельника.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

3517
Темы:
Новости Тбилиси сегодня
Стадион имени Георгия Шакарашвили

Стадиону в Тбилиси присвоено имя погибшего футболиста

13
(обновлено 21:02 03.08.2020)
Футболка под 21 номером в "Сабуртало" будет всегда принадлежать Георгию Шакарашвили и храниться в клубном музее

ТБИЛИСИ, 3 авг - Sputnik. Футбольный клуб "Сабуртало" открыл стадион имени погибшего игрока команды, 19-летнего Георгия Шакарашвили.

Тело пропавшего футболиста после четырех дней поиска, в которых принимали участие до 70 спасателей, водолазы, эхолоты и вся необходимая техника, обнаружили 22 июня в реке Арагви, в нескольких километрах от того места, где его видели живым в последний раз. По данным МВД Грузии, дело о смерти Георгия Шакарашвили, получившее большой общественный резонанс, расследуется по двум статьям – незаконное лишение свободы и насилие.

Имя погибшего футболиста было присвоено одному из стадионов футбольной академии "Сабуртало", расположенному на улице Иосебидзе. На открытии присутствовали руководители "Сабуртало", члены семьи Георгия Шакарашвили, друзья и партнеры по команде.

Президент клуба Тариэл Хечикашвили отметил, что отныне футболка № 21 в "Сабуртало" будет всегда принадлежать Георгию Шакарашвили и храниться в клубном музее.

Георгий Шакарашвили был игроком дубля в составе второй команды, руководство и тренерский штаб возлагали на него большие надежды.

13
Темы:
Гибель 19-летнего грузинского футболиста