Атомный подводный ракетоносный крейсер

Что делает российский атомный "Антей" в Балтийском море

851
(обновлено 14:42 14.07.2020)
Шведское ТВ бьет тревогу: в Балтийском море вошла российская АПЛ класса "Антей", способная нести крылатые ракеты и торпеды с ядерными боеголовками. Что происходит, разбирался военный обозреватель Sputnik Александр Хроленко

Местные эксперты оценивают данные действия РФ как демонстрацию силы. Факт участия корабля в давно запланированном главном военно-морском параде в честь Дня ВМФ России скандинавские военные и специалисты обошли стороной.

"Там все серьезно": зачем НАТО форсирует реки у границ России>>

Глава исследовательского отдела шведского Института оборонных исследований Никлас Гранхольм высказывает предположение, что в ближайшие несколько недель состоятся какие-нибудь учения ВМФ России. И замечает, что 150-метровая субмарина с двумя ядерными реакторами слишком велика и опасна для Балтики. Дизельные подводные лодки Швеции длиной 60 метров явно проигрывают. Военный эксперт делает вывод: "Антей" – это демонстрация российской военной мощи.

Русскоязычное издание "Stockholm сейчас" приводит мнение другого специалиста, советника по безопасности Йоакима фон Брауна: "Российские военные посылают нам четкий сигнал: они хотят показать, что они большие и сильные". Вооруженные силы Швеции следят за развитием событий на Балтике. Датчане гордятся тем, что первыми обнаружили 150-метровую "иголку в стоге сена", то есть российский атомный подводный ракетный крейсер К-266 "Орел" в надводном положении и на 15 узлах хода (около 27 км/час).

Что там Балтийское море, если в опасности находится весь Атлантический океан. Западные эксперты отмечают, что в последние годы российские подлодки существенно улучшили свои характеристики, а экипажи – мастерство. Дальние субмарины стали головной болью для НАТО, где ранее заявили о потере своего господства в Северной Атлантике. И все же, что происходит на Балтике?

Атомный подводный ракетный крейсер К-266 "Орел" с ядерной энергетической установкой, действительно, совершил переход с Северного флота в Финский залив Балтийского моря. Минобороны РФ этого не скрывает. Известно и другое: субмарины проекта 949А "Антей" предназначены преимущественно для борьбы с авианосными группировками противника, и страны Балтийского региона могут спать спокойно (авианосцев у них нет). И военно-морские силы НАТО в Европе целью "Орла" также не являются.

Ответ на вопрос о цели похода российской АПЛ лежит на поверхности. В последнее воскресенье июля в России отмечает день ВМФ (то есть в 2020 году – 26 июля). Поэтому странно, что специалисты ВМС в странах Балтийского региона сегодня теряются в догадках о цели визита атомного "Антея". Напомню, в 2018 году крейсер "Орел" уже представлял Северный флот на главном военно-морском параде России в Финском заливе Балтийского моря. Хотя экипажу тогда и в 2020 году пришлось преодолеть более 1 500 морских миль (около 2 800 км) между Североморском и Кронштадтом, это исключительно мирная миссия.

"Антей" партнеров не обидит

Атомные многоцелевые субмарины третьего поколения проекта 949А "Антей" ("Орел", "Смоленск", "Воронеж", "Омск", "Тверь" и другие) созданы для ракетных ударов по авианосцам и береговым объектам противника сверхзвуковыми крылатыми ракетами "Гранит" дальностью действия около 500 км. Имеют прочный корпус цилиндрической формы (10 отсеков) из стали толщиной 45-68 мм и пусковые установки противокорабельных ракет за пределами прочного корпуса под углом 45 градусов к горизонту (подводный старт). Конструкция укреплена для плавания в арктических широтах. При этом "Антей" стоит примерно в 10 раз меньше, чем американский авианосец типа "Нимиц".

Подводный крейсер К-266 "Орел" находится в боевом строю ВМФ России с 1993 года. После модернизации в 2017 году имеет на вооружении противокорабельный ракетный комплекс П-800 "Оникс", боезапас – 72 ракеты ЗМ-45 и 24 торпеды нескольких типов. Для сравнения: флагман Северного флота – тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий" несет только 20 противокорабельных ракет. "Орел" нарастил возможности за счет новых автоматизированной системы боевого управления, гидроакустической системы и малошумных гребных винтов. Ранее стало известно, что в ходе глубокой модернизации "Антеи" оснащают также ракетными комплексами "Калибр", позволяющими наносить удары по наземным целям на удалении до 2 500 км.

Как бы то ни было, атомный подводный ракетный крейсер "Орел" обладает уникальными боевыми характеристиками, способен погружаться на глубину до 600 метров, имеет огромное водоизмещение – 24 тысячи тонн, длину – 155 метров, скорость подводного хода – до 32 узлов (около 59 км/час), автономность – 120 суток, экипаж – 130 человек. Корабль успешно участвовал во многих учениях и походах, дважды завоевывал приз главкома ВМФ за стрельбу по морской цели.

В кильватерном гордом строю

Главком ВМФ России Адмирал Николай Евменов 13 июля сообщил: "Отряд кораблей Северного флота в составе большого противолодочного корабля "Вице-адмирал Кулаков" и атомного подводного ракетного крейсера "Орел" прибыл в Финский залив для участия главном военно-морском параде. В ближайшие дни отряд приступит к мероприятиям по плану подготовки к Параду". Акватория Кронштадтского рейда готова к временному базированию кораблей большого водоизмещения".

За время межфлотского перехода экипажи большого противолодочного корабля (БПК) "Вице-адмирал Кулаков" и атомного подводного ракетного крейсера "Орел" отработали ряд корабельных учений по противовоздушной и противолодочной обороне, по обмену сигналами в ночное и дневное время, по борьбе за живучесть. Ценный опыт получили вахтенные офицеры и штурманы – с учетом навигационных особенностей акватории Балтийского моря.

Начались тренировки парадного строя боевых кораблей крупного водоизмещения. Вместе с крейсером "Орел" на Кронштадтском рейде к празднику готовятся БПК "Вице-адмирал Кулаков", большие десантные корабли "Минск" и "Королев". Экипажи отрабатывают систему связи и взаимодействия, движение в кильватерной колонне с заданными скоростью и курсом. Проверяется подготовка вахтенных офицеров и штурманских специалистов к плаванию в непростой акватории Кронштадта (непростой – даже для моряков-балтийцев).

Современный Балтийский флот – форпост России на Западном направлении, разновидовое оперативно-стратегическое объединение, включающее корабельные силы, морскую авиацию, средства противовоздушной обороны, береговые войска, единые органы оперативного и технического обеспечения. Привлеченные к главному параду значительные силы и средства военно-морского флота (десятки кораблей, самолетов и вертолетов) превращают праздник в подобие стратегической операции. Цели – мирные, но организация – боевая. Это нормально. Присутствие ВМФ России в Балтийском море – не угрожающая кому-то демонстрация военной силы, а исторический факт протяженностью 317 лет. И атомный подводный ракетный крейсер К-266 "Орел" здесь – дома, а не в гостях.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

851

Питбуль

"Всегда виноват хозяин" - грузинский кинолог рассказал о "собаках-убийцах"

19834
(обновлено 20:02 06.08.2020)
Колумнист Sputnik Грузия пытается разобраться, кто виноват, если собака нападает на других, - питомец или его хозяин?

Давайте представим ситуацию, вы идете по улице и видите собаку. Ваша реакция:

  • Начинаете паниковать
  • Не обращаете внимания
  • Хотите потискать - она такая милая!

Надо сказать, что самый рискованный из всех вариантов - третий. Проявление излишней нежности может быть наказуемо, ведь собака может быть агрессивна, не привита или просто - вы ей не понравитесь.

Страшный случай

К чему мы это? Многие будут помнить недавний случай, который произошел в одном из итальянских двориков Тбилиси. Пенсионерку в возрасте 67 лет на протяжении трех минут кусал питбуль, которого ребенок вывел на прогулку. 

На кадрах с камеры видно, что собака не собиралась отпускать женщину: не срабатывали удары очевидцев (даже детским велосипедом), крики и другие сопротивления, пока в направлении собаки не выстрелил мужчина. Страшные кадры разошлись по всем телеканалам Грузии.

К сожалению, через два дня женщина скончалась - полученные травмы были несовместимы с жизнью.

Интересно, что в законодательстве подобные ситуации никак не прописаны. Уголовное дело могут возбудить, если хозяин натравил собаку на человека. В таком случае собака воспринимается как орудие. Также уголовное дело возбуждается в случае нанесения вреда здоровью, но конкретной статьи о том, какое наказание несет хозяин за то, что его питомец кого-то покусал, – нет.

Единственное, что прописано, - это то, что собаки крупных пород в общественных местах обязательно должны быть на коротком поводке и в наморднике.

Кроме того, в стране нет официальной статистики жертв агрессивных собак, и никто не знает, кто кого и насколько сильно покусал

Собаки-убийцы?

В обществе началась настоящая полемика насчет того, что питбули – собаки-убийцы и держать их дома, как сидеть на пороховой бочке, – неизвестно когда начнется "приступ агрессии". Мы решили разобраться в ситуации и поговорить с кинологом Зазой Омаровым, который подчеркнул, что проблема больше не в собаках, а в людях, которые неправильно их воспитывают.

"Я считаю, что в подобных ситуациях это больше вина хозяина, чем собаки. Собака не проявит агрессию, если на это не натолкнет человек. Она не нападет, если ее не научить этому. Питбули – если их не натравлять - они буквально как кошки, ласковые и нежные", - говорит Омаров.

По его словам, так может поступить любая собака, с которой плохо обращается хозяин. "Раз собаку взял, ее надо любить, ведь это еще один член семьи", - говорит кинолог.

Он добавил, что собака этой породы считается агрессивной, и если ее "поднатаскать", она будет работать, как машина.

"У многих пород есть своя функция. Скажем, кавказская овчарка до года будет расти, как булочка, а через год, если отпустить ее во двор, она будет охранять территорию, даже если ее не обучать, ведь это у нее в крови", - поясняет Омаров.

Профессионал отмечает, что питбультерьеры (порода которых, кстати, не признана) всегда были довольно популярны в Америке. Они широко использовались для участия в собачьих боях.

При создании породы использовали бульдогов и терьеров. От первых питбули получили силу и упорство, а от терьеров молниеносную скорость реакции, что сделало эту породу настоящей машиной для боев, охоты и спасательных поисков. Поэтому кинолог подчеркивает, что запретил бы эту породу собак, так как многие воспитывают ее неправильно, растят для собачьих боев, прививая жестокость. Таким людям вообще нельзя доверять животных, говорит кинолог.

По словам кинолога, важно приучать собаку к социализации, не имеет значения, будет это питбуль или чихуахуа.

"Вы что, никогда не видели, когда женщина несет собаку, скажем, йорка, вы протягиваете руку, и он начинает рычать. Это значит, что собака не социализирована, она не приучена к людям и не любит их. Социализация необходима в первую очередь – к людям и к животным себе подобным, начиная с 3-4 месяцев", - рассказывает Омаров.

"Боюсь, задушат поцелуями"

Своим опытом воспитания питбулей поделился житель Тбилиси Георгий Дзадзамиа. Больше года с  ним живут сразу две такие собаки, и он не понимает, как люди могут не их любить.

"Это та порода собака, которая всегда с тобой и никогда не предаст. Большое значение имеет, конечно, воспитание. Нужно растить ее в любви, ни в коем случае не проявлять свою агрессию. Она, в свою очередь, защитит вас, когда это будет нужно. Поверьте, так сделает любая собака, просто всегда особое внимание все уделяют именно питбулю", - говорит Георгий.

По его словам, своих питбулей он не растил по какой-то особенной методике – только любовь. Он приучал их к людям вокруг, теперь собаки любят, когда их гладят, ласкают и играют с ними. Однако не все об этом знают. При виде питбулей у многих одна реакция - страх.

"Да, я очень боюсь их. Боюсь, что они когда-нибудь меня задушат своими поцелуями, каждый раз, когда я захожу в дом. Я ни секунды не боюсь за своих маленьких детей, я никогда не думаю, что когда-нибудь они могут накинуться на члена семьи или на кого-то", - поясняет Дзадзамиа.

Однако, хозяин питомцев все же дает совет тем, кто хочет завести себе таких ребят: этой породе нужны воспитание и лидер дома. Если вы не сможете быть лидером для этой собаки – тогда она не для вас.

"Я бы хотел обратиться к тем людям, которые говорят, что питбуль – агрессивная порода. Просто посмотрите видео с чихуахуа. Посмотрите, что вытворяет эта собака размером с блошку. Она всегда лает, ругается, глаза – будто вот-вот выпадут, кажется, разорвала бы вас, не будь такой маленькой. А если бы она был размером с кавказскую овчарку? Просто представьте. Любой, кого растить в нелюбви – будет агрессивным. Попробуйте, воспитайте своего ребенка так: не кормите, не любите, бейте – я посмотрю, каким он вырастет", - заключил Дзадзамиа.
19834
Подготовка к транспортировке ракетного экраноплана проекта 903 Лунь

Возрождение "Каспийского монстра": быть или не быть

367
(обновлено 09:26 06.08.2020)
В ближайшее время в ВМФ России вернутся тяжелые боевые экранопланы, способные действовать вблизи родных берегов и в самых удаленных районах планеты, в любых климатических условиях, при отсутствии инфраструктуры базирования, пишет военный обозреватель Sputnik

В ближайшее время в ВМФ России вернутся тяжелые боевые экранопланы – в их новейшем варианте, с крылатыми ракетами на борту. Они способны действовать вблизи родных берегов и в самых удаленных районах планеты, в любых климатических условиях, при отсутствии инфраструктуры базирования.

Единственный в мире российский ракетный экраноплан "Лунь" 31 июля отбуксирован морем из Каспийска в Дербент, где станет центральным экспонатом парка "Патриот". Построенный 34 года назад в Нижнем Новгороде, после длительных испытаний экраноплан "Лунь" в 1991 году был передан Каспийской флотилии для опытной эксплуатации. И остался единственным в серии из восьми запланированных аппаратов проекта 903. Однако экранопланы не ушли в историю.

Благодаря высокой скорости (500 км/час) и малой высоте полета (7-10 метров), экранопланы-ракетоносцы способны незаметно для радаров преодолевать тысячи километров над морем и равниной, с неожиданных направлений подходить к военно-морским базам или авианосным ударным группам противника на расстояние ракетного пуска, и наносить удар.

Новые экранопланы позволят расширить боевые возможности Военно-морского флота. Ранее начальник управления кораблестроения ВМФ России капитан 1 ранга Владимир Тряпичников заявил, что "Развитие экранопланов" будет включен в программу кораблестроения до 2050 года. Минобороны РФ сформировало тактико-техническое задание на создание нового экраноплана, ведутся опытно-конструкторские работы. По предварительным данным, новый экраноплан взлетит уже в 2022 году.

В СМИ активно обсуждается возрождение "Каспийского монстра" (так аппарат назвали на Западе за огромные размеры и фантастический внешний вид). Мимо не прошли ни американское издание National Interest, ни китайское издание Sohu.

Научно-технологическая и производственная база имеется – Россия значительно опередила западные страны в развитии многоцелевых экранопланов. Так, "Лунь" еще 29 лет назад хорошо летал и проводил ракетные пуски, а разрабатываемый в США с конца 1990-х годов грузовой экраноплан Boeing Pelican проектной грузоподъемностью 1 200 тонн (отсек рассчитывали на 17 танков "Абрамс") не был построен даже в виде прототипа.

Каковы сегодня перспективы возрождения боевых экранопланов российского ВМФ?

Особенности применения

Многоцелевые экранопланы (на Западе их называют WIG – Wing-In-Ground effect) в недалеком будущем могут стать основой для разработки и применения новейших высокоточных крылатых и гиперзвуковых ракет, ударных беспилотников, электромагнитных пушек, тяжелых торпед.

В качестве сил быстрого реагирования ударные экранопланы могли бы эффективно патрулировать зону российского Заполярья.

В десантной (грузовой) модификации эти аппараты позволят оперативно перебрасывать на значительное расстояние военнослужащих со штатным вооружением и бронетехникой. Новые экранопланы практически невидимы для радаров противника, по экономичности и грузоподъемности превосходят самолеты и вертолеты, по скорости – суда на подводных крыльях. Позволяют "проецировать силу" на большом удалении от зоны конфликта ("Чайка-2" – до 5 000 км), и во всех сферах боевого применения способствуют росту возможностей России.

По данным National Interest, новый экраноплан А-050 "Чайка-2" является реинкарнацией "Каспийского монстра", и создается (в нижегородском Центральном конструкторском бюро имени Алексеева) для перевозки пассажиров (до 100 человек) и грузов в морских прибрежных районах, включая арктические. Строится целая линейка "крылатых кораблей" различной грузоподъемности (специализации), которые взлетят не позднее 2022 года.

Ранее Китай инициировал переговоры о приобретении нескольких экранопланов "Чайка" для Народно–освободительной армии. Это косвенно свидетельствует о высокой степени готовности и эффективности машины, которая может стать большим сюрпризом для вероятного противника.

Как безаэродромная авиация, экранопланы полезны и в мирной жизни. Так, российское НПО "Эколен" разрабатывает гражданский аналог "Каспийского монстра", наземно-воздушную амфибию (НВА), способную летать со скоростью самолета, и гораздо большей грузоподъемностью до 750 тонн – для эксплуатации на морях и реках, в тундре и пустыне. Для взлета и посадки экраноплану необходима лишь достаточная по размерам акватория или ровный участок суши.

Выдающиеся характеристики

Экраноплан использует эффект, возникающий при полете на очень малой высоте, когда набегающий воздушный поток создает под крылом плотную "воздушную подушку". Приподнимаясь над морем (ледяным полем, снежной равниной или южной степью) аппарат приобретает устойчивость и "планирует" на скоростях до 500 км/час с минимальным расходом топлива и с большой полезной нагрузкой: "Чайка-2" – до 10 тонн.

Нижегородское КБ имени Алексеева также работает над созданием тяжелой версии экраноплана А-080 "Чайка-3" со взлетной массой в 100 тонн. Перспективная машина получит современную российскую авионику и навигационно-пилотажный комплекс. Сможет самостоятельно выходить на необорудованное побережье с уклоном в пять градусов, базироваться на воде и аэродромах.

Технологически впечатляет даже старый добрый "Лунь", который мог преодолеть со скоростью 450 км/час более 2 000 км, на высотах от трех до 500 метров, и при своих габаритах потреблял топлива в пять раз меньше, чем транспортный самолет.

Он внушает уважение одним своим видом. На передней части корпуса, на пилоне расположены 8 тяговых двигателей (на базе турбин Ил-86), сопла которых для усиления экранного эффекта расположены под углом к воде (нагнетаемый поток отражается в крылья, расположенные чуть позади). На фюзеляже экраноплана установлены три пары противокорабельных ракет ЗМ-80 "Москит" дальностью до 250 км и РЛС наведения. Длина – почти 74 метра, и трапециевидные крылья с размахом в 44 метра и площадью 550 квадратных метров венчают космический облик аппарата с максимальной взлетной массой 380 тонн.

Что касается боевого предназначения, трех сверхзвуковых ракет "Москит" (максимальная скорость 2,8М с темпом стрельбы при залповом пуске 5 секунд) было бы достаточно для уничтожения авианосца.

Экранопланы создавались для ВМФ СССР как средство уничтожения кораблей противника. Первый полет "Лунь" совершил в 1985 году. Высокая скорость и живучесть в сочетании с большой грузоподъемностью и способностью лететь над сушей и льдом (а также летать на больших высотах) изначально обеспечивали невероятные возможности. Экранопланы "Лунь" "Орленок" успешно адаптировали для доставки ракет и десантников. Десантный "Орленок" был поменьше размером, и предназначался для быстрой перевозки войск и техники (до 150 десантников или две БМП). После демонтажа СССР строительство всей серии аппаратов прекратили (к этому времени второй "Лунь" проекта 903 был готов на 95%), а боеспособного "убийцу авианосцев" поставили на прикол в Каспийске. Подобное больше не должно повториться, ведь западные "партнеры" все равно не оценят. Сегодня, на качественно новом технологическом уровне можно и нужно совершенствовать боевые характеристики экранопланов – для укрепления мира, на благо России и ее союзников.

367
Профессор Тбилисского государственного университета им. И. Джавахишвили Иосиф Арчвадзе

Арчвадзе назвал причины снижения цен на продукты в Грузии

0
(обновлено 16:28 07.08.2020)
Эксперт по экономическим вопросам, профессор Иосиф Арчвадзе отметил, что сейчас покупательная способность населения ниже, чем в 2019 году
Арчвадзе назвал причины снижения цен на продукты в Грузии

По данным Национальной службы статистики "Сакстат" (Грузстат), в июне, по сравнению с маем, уровень инфляции оказался отрицательным – дефляция составила 1,4%. По данным ведомства, больше всего подешевели продукты питания – на 4,8%, в том числе овощи, фрукты, молочные продукты и рыба. Однако годовая инфляция (июнь 2020 года к июню 2019 года) по-прежнему остается на высоком уровне – 6,1% при целевом показателе 3%.

"Думаю, с одной стороны, цены снижаются из-за того, что сейчас лето, с другой стороны, потому что у населения нет существенной массы денежных средств, чтобы повлиять на рынок. Главная проблема в настоящее время для населения не столько рост общего уровня цен, уровня инфляции, а снижение покупательной способности. Если бы у населения было значительно больше денежных средств, то изменение цен в ту или иную сторону они бы восприняли менее болезненно", – считает Арчвадзе в интервью Sputnik Грузия.

Эксперт считает, что даже при сохранении или некотором увеличении общего уровня потребительских цен, стратегией правительства должно быть обеспечение роста покупательной способности населения.

По его словам, вторая половина 2020 года будет более положительной в части макроэкономики и инфляционных ожиданий, чем ситуация, которая складывалась в первой половине текущего года.

Вспышка коронавируса нанесла серьезный удар по всей экономике страны – убытки несут гостиницы, рестораны, торговые центры, сфера отдыха и развлечений, транспорт. Под угрозой также оказались финансовый сектор, сферы строительства, недвижимости, производства и образования.

0
Теги:
экономика, Грузия, Иосиф Арчвадзе
Темы:
Экономика Грузии