Пропаганда против новостей: почему западные СМИ теряют свои позиции

289
(обновлено 14:46 08.07.2020)
МИА "Россия сегодня" представило исследование "Осьминог 2.0. Коронавирус в России", посвященное образу страны в мировых СМИ. В фокус внимания исследователей попали топовые медиа не только "Большой семерки", но и Китая, где произошла первая вспышка заболевания

Пополнение оказалось весьма удачным, поскольку статистика по китайским медиа обеспечила довольно неожиданный фон для транслируемой западными изданиями картины мира.

В целом "Осьминог 2.0" не преподнес особых сюрпризов: COVID-19 был использован западными СМИ как еще один информационный повод для продолжения антироссийской пропаганды.

Безоговорочным лидером тут стали американцы - 58% публикаций по теме в пяти самых значимых (по охвату аудитории) американских СМИ имели негативную тональность. У следующих за ними германских медиа этот показатель составил 44%, у канадцев - 41%, а у британцев - 38%.

В то же время у оставшихся трех государств "семерки" доля негатива в отношении России по этой теме заметно ниже: у Японии - 33%, у Италии - 28%, а у Франции и вовсе впечатляющий 21%.

Правда, с позитивом у них у всех обстоит не очень - от одного до пяти процентов. Исключением является разве что Италия, где аж девять процентов упоминаний России и коронавируса имели положительную интонацию. Легко предположить, что именно помощь, оказанная нами итальянцам в борьбе с эпидемией (с отправкой медицинских ресурсов и врачей) обеспечила в их СМИ более высокую долю благоприятных публикаций.

Однако в этих цифрах любопытнее, пожалуй, иной аспект: они наглядно проявляют самые актуальные геополитические тренды текущего момента. С одной стороны, англосаксы (что из Старого Света, что заокеанские) остаются на острие антироссийской атаки, являясь ее движущей силой. Но с другой - они явно теряют поддержку даже ближайших союзников, которые стараются выдерживать более нейтральный подход и не усердствовать в русофобии, что вполне логично: времена-то изменились и на дворе давно не 2014 год.

Одновременно цифры вскрывают, в насколько сложном - в первую очередь для самой себя - положении находится Германия. Активная антироссийская позиция ведущих немецких СМИ явно противоречит государственно-политической линии, где Берлин не только продвигает и защищает совместные проекты с Москвой, но и последовательно избавляется от полуоккупационной зависимости от США. Однако в медиасфере очевидно сохраняется жесткая подчиненность и безоговорочная лояльность ключевых изданий не национальным интересам, а вашингтонскому сюзерену.

Что касается конкретных тем, которые использовались в антироссийско-ковидной пропаганде, то они не отличались оригинальностью, так или иначе сводясь к двум давно и хорошо знакомым лейтмотивам: Россия в очередной раз гибнет, как никогда раньше, но и она же представляет собой огромную угрозу всему миру.

В частности, это вылилось в критику и общей ситуации в стране, и состояния отечественной системы здравоохранения, и действий российских властей в борьбе с COVID-19 - с предсказаниями, что ситуация вновь держится на волоске и может рухнуть в любой момент. Что же касается угрозы остальной планете, то в данном случае ничего нового также придумано не было: главные обвинения - в проведении Москвой кампаний по дезинформации о пандемии, вплоть до утверждений, что Россия коварно внушает человечеству представления о бесполезности мытья рук.

Разумеется, в китайских СМИ картина освещения проблемы отличается разительно, и дело даже не в 20% позитивных публикациях о России в контексте борьбы с коронавирусом и отсутствии негативных. Главной особенностью является само количество статей на данную тему. За рассмотренный период - с марта по июнь - в топ-5 медиаресурсов Китая было опубликовано более 1 200 статей о российском противостоянии эпидемии. Для сравнения: за тот же отрезок времени минимальное число текстов оказалось у Канады - 238 штук, а показатели остальных шести стран колеблются между 371 (Италия) и 470 (Япония). Кстати, американцы со своими 428 статьями на пятом месте в общем списке.

Получается, что за три месяца китайские СМИ опубликовали по теме "Коронавирус в России" почти в три раза больше материалов, чем вроде как самые мощные на планете американские медиа. Причем стоит напомнить, что у китайцев 80% из них носили нейтрально-информационный характер, то есть речь по преимуществу просто о новостных сообщениях.

Было бы ошибкой списывать подобную колоссальную разницу на особое внимание и интерес Китая к российским делам. Представляется, что все куда проще и банальнее: дело в более напряженной работе и более высокой эффективности ведущих китайских СМИ, которые перерабатывают и пропускают через себя гораздо больший информационный поток, чем их западные коллеги-конкуренты.

Фактически это подтверждает западные страхи об утрате информационного лидерства. Конечно, для преподнесения аудитории они раздуваются до анекдотичных форм, но по существу имеют под собой основания.

Некогда Запад создал средства массовой информации в современном их понимании, став безоговорочным лидером и образцом для подражания для всех остальных. Свобода слова и распространения информации превратились в одни из главных его козырей в борьбе против идеологических и геополитических противников - и были успешно использованы.

Но прямо сейчас мы наблюдаем нарастающий кризис этой еще не так давно казавшейся незыблемой системы.

Чем дальше, тем сложнее западным СМИ конкурировать с медиа "несвободного мира", будь то Китай или Россия. Можно сколько угодно смеяться над разгоняемой американскими и европейскими политиками паникой о "медиащупальцах Кремля", но RT и Sputnik и впрямь все чаще получают в социальных сетях больший отклик, нежели самые известные и влиятельные новостные ресурсы Европы. Более 1 200 сообщений китайских СМИ против менее 450 - у американских всего по одной-единственной теме, причем достаточно узкой и не самой горячей для этих государств, отражают ровно тот же процесс.

Западные СМИ все хуже (в сравнении с подросшими конкурентами) справляются с выполнением своей главной функции - аккумулирования и донесения до аудитории максимально обширной и разнообразной новостной информации. Это касается и содержания, и подачи материала.

Да, Запад пока продолжает удерживать за собой ярлык "самой свободной, честной и профессиональной прессы". Но ведь тут ситуация, как с платьем короля из сказки, - однажды это просто перестанет работать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

289
Теги:
СМИ, Коронавирус COVID-2019, Германия, Россия, Франция, Канада, США, Италия

Дистанционное обучение школьников

Третий класс программа страшная, или Нескучные будни частного педагога в Тбилиси

442
(обновлено 23:11 19.09.2020)
С началом школьной "дистанционки" особую ценность вновь приобрели частные педагоги, работа которых иногда представляет собой целый сериал страстей, не иначе

Сижу на уроке английского и слушаю, как Саба переводит текст. Из кухни в унисон доносится дискуссия его прадедушки Шалвы, прабабушки Ламары и бабушки Дареджан. Старички смотрят какой-то турецкий сериал.

- ... Что она сказала? – спрашивает 85-летний телезритель.

- Какая именно, Иваныч? – уточняет его жена. – Вот эта рыжая или черная справа? Эта рыжая – копия твоя племянница Тамрико. В молодости. Помнишь, после развода с Зурой?..

- Какой еще Зура? Что сказала переводчица этой бурды! – злится ее муж. – Ничего не разберу. – Тут он обращается за помощью к невестке. - Дареджан, шен шемогевле (груз. близкое к русскому "моя хорошая"), я опять все пропустил.

- Сейчас все объясню, только не перебивайте меня. Этот Кенан поссорился с Фериде и откуда-то притащил вон ту рыжую стерву Лейлу...

Экзамен для няни: хамство, неряшливость, угроза жизни ребенка >>>

- Помнишь, Иваныч, - встревает Ламара, - у меня на кафедре в 75-м была Лейла, крашеная блондинка, ты еще на нее заглядывался, вах, старый бабник!

- Ооо, не выдумывай. Эта Лейла мне никогда не нравилась. Дареджан, - кричит он невестке, - на чем мы остановились? Откуда взялся этот Кенан?

- Дайте мне сказать, батоно Шалва, это тот Кенан, который в прошлой серии разбил машину старика Исмаила.

- Дареджан, что ты так кричишь? - выражает недовольство ее свекровь. – Мы не глухие. А где ты видела этого Исмаила? Помнишь, Иваныч, мы в 56-м отдыхали в Кобулети и хозяина звали тоже Исмаил. Или я что-то путаю?

- Путаешь, Ламара, конечно, путаешь. Дареджан! – надрывается Шалва, - а ты не забыла дать ей сегодня таблетки от головы?

- Вай, чтоб я умерла! – спохватывается Дареджан. – Из-за вас я свои таблетки принять забыла.

Дареджан выходит в зал, где мы занимаемся.

- Сабуна, ты не видел те зеленые таблетки, которые я принимаю по утрам? Ой, извините, пожалуйста, эти старики меня с ума свели. Включают проклятый телевизор на полный звук, с ума меня сводят целый день. Подождите, я вам кофе сейчас принесу.

Я отнекиваюсь, но Дареджан меня не слушает и начинает движение в обратную сторону. У нее больная нога и немного плохо с координацией. На ходу она руководит учебным процессом.

- Читай, Сабуна, читай громко. Так, чтоб я в кухне слышала. Лучше твой ангельский голос, чем этот тупой сериал.

Сабуна послушно прибавляет звук.

В дверях уже маячит прадед.

- Куда ты пропала, Дареджан? Я опять все пропустил. Ламара в конец запутала со своими родственниками и этим Кенаном.

- Что с вами, батоно Шалва?! Не видите что ли, у Сабуны учительница! Из-за вас не поймешь, что ребенок читает.

Прадед краснеет, как первоклассник.

- Вай, что ты мне раньше не сказала! – повышает голос и приосанивается. – Аба, Саба, не посрами! Читай, шени чириме (близко по смыслу с "шен шемогевле"), я тебе потом расскажу, что мне мой дед Гурам рассказывал, когда я был в твоем возрасте. Как-то, знаешь, Акакий Церетели когда пас овец...

- Батоно Шалва, оставьте Церетели в покое и дайте ребенку заниматься! – кричит Дареджан из кухни и тянет свекра за рукав внутрь. В итоге ей это удается, и мы спокойно переходим к грамматическим упражнениям.

Минут через десять дверь из кухни открывается, и в зал входит Дареджан с огромным подносом с приличным ужином под кодовым названием "чашечка кофе". На подносе баклажаны с орехами, пеламуши, печенья и, естественно, тот самый кофе.

- Зачем вы так беспокоились?..

- О, мне это в радость, - расплывается Дареджан. И перекладывает мне весь набор на стол. Потом медленно идет за салфетками. – Эти старики мою молодость всю покушали, теперь в старости последние мозги заморочили. Если б не Сабуна, один день я бы здесь не осталась, поехала бы к мужу в Россию. У него там бизнес. Сидела бы и смотрела за своими сыновьями. За ними глаз да глаз нужен, неженатые еще.

А тут сижу, не могу дочке внука доверить. Разве она за ним посмотрит, как я? – и снова расплывается в улыбке. – Саба, не сутулься, выпрями спинку. Тебе на ужин хачапури спечь? Совсем исхудал от уроков. Одни глаза остались от моего Сабуны. Третий класс – это не шутка. Программа страшная.

Из кухни доносится призывной клич.

- Дареджаааан, я опять все пропустил. Куда пошел этот Кенан???

- Идууу. Вот надоели. Один не слышит, другая все путает, сижу вот терплю их. Ради Сабы!

И она исчезает за кухонной дверью.

442
Теги:
Рассказы Мариам Сараджишвили, Мариам Сараджишвили
Памятник мужчины с короной в руках

Почему корона царя Иштвана похожа на Хахульский триптих история грузинских мастеров

227
(обновлено 16:02 19.09.2020)
Венгерский публицист и искусствовед Кадар Золтан считает, что корона Святого царя Иштвана изготовлена в ранние века в Грузии

У всех народов есть свой родоначальник. Кто-то из них – мифологическая личность, кто-то – исторический герой. В этом плане венгры – не исключение. У них был легендарный царь Иштван (Степан), который кочующему из Азии в Европу народу дал сильное государство и обратил его в христианскую веру.

Согласно преданию, в 1000 году, взойдя на трон, первый венгерский царь Святой Иштван (Степан) I снял пожалованный Папой венец и "преподнес" его Святой Деве Марии.

Согласно некоторым источникам, корона венгерских царей гораздо позже была изготовлена по заказу Бела III (1172-1196 г.г.), который рос при константинопольском царском дворе. Однако большая часть венгерских историков считает, что святейшая реликвия венгров – царская корона впервые увенчала голову именно Иштвана.

Для венгров корона имела сакральное значение. Если в других царствах после смерти монарха наследник сразу же становился царем, и посвящение имело лишь символический характер. В Венгрии наследник только тогда получал полномочия, когда возлагал на голову корону Святого Иштвана.

Помимо царя, прикасаться к святой реликвии имели право лишь двое – мажордом дворца и Архиепископ Эстергомский. Корону, усыпанную драгоценными камнями, сверху украшает икона Спасителя, в которую вставлен крест.

Грузинские легенды: жизнь, подаренная врагу >>>

До седьмого века крест стоял правильно, но затем из-за каких-то манипуляций наклонился. Вокруг короны – изображения святых и византийских императоров, из-за чего она до сих пор считалась образчиком византийского искусства. Однако в последнее время это мнение поставлено под сомнение.

Венгерский публицист и искусствовед Кадар Золтан считает, что корона царя Иштвана гораздо древнее, и она изготовлена в ранние века в Западной Грузии. По словам Золтана, во времена царствования Иштвана корону вторично украсили грузины, в частности, мастера Хахульской иконы. Именно этим объясняется .большое сходство между медальоном монарха на короне и Хахульским триптихом.

Конечно, это всего лишь версия, и трудно наверняка сказать, что святейшая реликвия венгров – дело рук создателей Хахульского триптиха, однако фигуры, изображенные на обеих святынях, свидетельствуют об одном почерке, и потому возникает множество вопросов.

История богатства, обманом оставленного в Грузии: месть миллионеров? >>>

Странно, но художественное оформление множества культовых сооружений Киевской Руси очень близко с грузинским декором того времени. Очевидно, что грузинские мастера работали и в дальних странах (Киевская Русь, Румыния, Болгария).

Подтверждением этому является один из хранимых в Киеве древнейший исторический источник – анналы Жития монахов Киевского Пещерного монастыря, Киево-Печерский патерик, где описан один эпизод конца XI века.

Согласно довольно странной истории, из Константинополя в Киев прибыли мастера мозаики и рассказали настоятелю Пещерного монастыря о цели своего посещения - мы, дескать, прибыли, чтобы, согласно договоренности, выполнить заказанную работу.

Тот, оказывается, удивился – мы, мол, никого не посылали в Константинополь, кто с вами договаривался и когда. Начальник художественного цеха пояснил, что в минувшем году представители монастыря договорились с художниками и даже заплатили задаток для росписи малой церкви.

Разрушенный грузинами "проклятый город", или почему на Алеппо лежит грех за Саакадзе >>>

Однако, поскольку главный храм Пещерного монастыря оказался гораздо больше, мастера сами отказались выполнять работы – они были готовы вернуть задаток и вернуться в Константинополь.

Тогда озадаченный настоятель Никон попросил художников описать, кто посетил их от имени монастыря. Художники не только описали внешность тех двоих, но и вспомнили их имена.

Настоятель велел принести изображения двух священнослужителей. Как только художники на них взглянули, сразу же воскликнули – мол, как раз они и были у нас, этого звали Антон, а этого – Федор.

Настоятель сказал, что этих преподобных отцов уже десятилетие как нет в живых. Услышав это, художники настолько смутились, что сразу же согласились безвозмездно расписать весь храм.

Трудно сказать, действительно ли это произошло, или все – плод фантазии киевского монаха. Но фактом остается то, что в упомянутом храме роспись и мозаика были выполнены приехавшими из Константинополя мастерами, среди которых были и грузины. В источнике они упоминаются дважды.

Существует версия, что художественные работы в монастыре выполняли греки, а мозаику – грузинские мастера. В ту эпоху они действительно были несравненными в этом деле, и редко можно было встретить что-то подобное их работе. Предположительно, именно из-за такого непререкаемого авторитета греки наняли грузинских мастеров в самом Константинополе же.

Защищенные в Житие монахов Киевского Пещерного монастыря уникальные сведения еще раз подтверждают укоренившееся мнение о том, что в русской архитектуре XI-XII веков действительно присутствуют элементы грузинского зодчества.

227
Темы:
История Грузии - все самое интересное
Обновленный проспект Ильи Чавчавадзе. Новые тротуары и газоны вдоль дороги

Точный прогноз погоды в Тбилиси на среду, 23 сентября

0
(обновлено 09:43 21.09.2020)
В среду в грузинской столице будет переменчивая погода, температура воздуха прогреется до 29 градусов

ТБИЛИСИ, 21 сен — Sputnik. Облачная погода с прояснениями ждет жителей и гостей Тбилиси в среду, 23 сентября. Возможен кратковременный дождь с грозой.

Солнце в Тбилиси взойдет в 06:49.

Минимальная температура будет плюс 18 градусов, а днем воздух прогреется до 29 градусов.

Закат в Тбилиси можно наблюдать в 18:55.

Ветер в столице ночью будет дуть со скоростью 10-15 метров в секунду.

0
Теги:
Прогноз погоды, Тбилиси
Темы:
Точный прогноз погоды в Тбилиси