Танк  Т-90МС, архивное фото

Новая победа русского оружия: почему Египет выбирает 500 танков Т-90МС

387
(обновлено 10:14 01.07.2020)
Россия занимает до трети мирового рынка вооружений, сохраняя важное преимущество: высокое качество продукции при адекватных ценах

Министр транспорта Египта генерал-майор Камель аль-Вазир 26 июня сообщил о подписании контракта с Россией на поставку 400-500 танков Т-90МС для египетской армии: "Организация производства Т-90МС позволит Египту приобрести технологии создания танков и бронетехники, обогатив уже имеющийся опыт по совместному производству танков М1А1 Abrams с американской стороной". Аль-Вазир подчеркнул, что эта сделка позволит значительно увеличить военную мощь Египта в регионе, сделает его крупнейшим оператором танков Т-90МС.

Информация об этом контракте присутствует в информационном поле с 2017 года. Вероятно, переговоры сторон проходили с высокой степенью детализации, и заняли определенное время. Ранее Москва и Каир подписали пакет соглашений о поставках вооружения и военной техники на сумму около 3,5 млрд долларов, затем последовал еще ряд крупных оружейных контрактов. Египет традиционно является крупным импортером российского вооружения.

Каир располагает мощными танковыми войсками, всего более 4 000 машин более тридцати танков Т-80У, 1100 единиц М1А1 Abrams, около 200 единиц Т-62, более 800 машин Т-54/55 и 260 танков "Рамзес II" (американская модернизация Т-54/55), 300 старых американских M60A1 и 850 M60A3. Разумеется, 500 новейших российских Т-90МС способны совершить технологическую революцию в танковых войсках Арабской республики. Информация о контракте уже вызвала тревогу в Министерстве обороны Израиля.

Договор предусматривает передачу российских технологий и организацию совместного производства боевых машин на территории Египта. Интрига состоит в том, что с 1992 года египтяне собирают для своей армии танки M1A1 Abrams по контракту с компанией General Dynamics. Египетские "абрамсы" оказались дороже аутентичных американских. Высока вероятность, что сборка Т-90МС станет рентабельнее, ведь стоимость российской бронетехники на мировом рынке существенно, в два - три раза, ниже западных аналогов. К примеру, лицензионный контракт с Индией на производство 1 000 танков Т-90С оценивался в 2,5 миллиарда долларов, получается всего 2,5 миллиона за единицу. До недавнего времени среднестатистическая стоимость одного танка американского производства превышала 12 миллионов долларов.

Боевые характеристики

Многие специалисты называют Т-90 достойным конкурентом новейшего танка Т-14 «Армата» (впрочем, у Т-90 и Т-14 много общего: системы, вооружения, активной защиты, связи и приема боевой информации). В Индии считают, что "по эффективности Т-90С можно назвать вторым после ядерного оружия фактором сдерживания". Переданные правительственным войскам Сирии танки Т-90А базовой модификации хорошо зарекомендовали себя на поле боя.

Экспортная версия Т-90МС "Прорыв" обладает новым боевым отделением с 125-мм пушкой 2А46М-5 и дистанционно управляемыми пулеметами, системой управления огнем "Калина". Российский танк имеет высокую степень автоматизации, оснащен системой лазерного наведения на цель.

Дальность распознавания цели в дневных условиях – до 5 км, и на эту же дальность танк Т-90 способен вести огонь противотанковыми управляемыми ракетами из ствола основного орудия калибром 125 мм. При стрельбе бронебойными кумулятивными и подкалиберными боеприпасами максимальная прицельная дальность составляет 4 км, осколочно-фугасными боеприпасами по баллистической траектории до 10 км. Автомат заряжания орудия позволяет сократить экипаж до трех человек (в западных танках имеется четвертый член экипажа – заряжающий).

Лобовая многослойная броня корпуса и башни эквивалентна 850 мм броневой стали. Помимо традиционной брони, машина оснащена комплексом динамической защиты "Реликт". Для исключения детонации боезапаса (40 снарядов) в боевых условиях автомат заряжания бронирован, и боезапас распределен оптимальным образом. Т-90МС имеет увеличенную мощность двигателя (1 130 л. с.) и дополнительный энергоагрегат для электроснабжения во время стоянки, а также самый низкий силуэт среди основных современных таков. Масса танка вместе с боекомплектом 48 тонн. Максимальная скорость 70 км/ч. Запас хода 500 км.

Без преувеличения, техника "космическая". Навигацию обеспечивает комбинированная система ориентирования с аппаратурой спутниковой навигации, имеющей режимы электронного картографирования и межобъектового взаимодействия. Для безопасной передачи данных используется аппаратура шифрования.

Заметим, Россия не забывает о своих танкистов. Издание Military Watch недавно сообщило: "Российские вооруженные силы в Европе получили в апреле первые части революционных танков Т-90М "Прорыв". Эти машины значительно модернизированы в сравнении с Т-90, они интегрировали пушку 2А82-1М и несколько передовых технологий, разработанных для гораздо более тяжелого танка T-14 "Армата" следующего поколения.

Орудие и система управления огнем "Калина" позволяют использовать широкий спектр специальных снарядов, разработанных для Т-14, включая "бункерные" и зенитные боеприпасы. Российская армия рассчитывает получить несколько сотен танков Т-90М в ближайшем будущем, и, как сообщается, старые танки Т-90 также будут модернизированы до аналогичного стандарта с использованием тех же новых технологий.

Жесткая конкуренция

Россия сумела стать признанным лидером на рынке новых танков, потому что сохранила и приумножила достижения прошлого. Созданный на основе "советской классики" Т-72, танк Т-90 совершил огромный технологический скачок в будущее, и лишь поэтому стал самым востребованным и продаваемым в XXI веке. Новейший Т-90МС впервые представили на выставке Russian Expo Arms в 2011 году, с того времени выпущено свыше 2 000 единиц Т-90 разных модификаций, из которых более 1 500 пошли на экспорт. Многие сотни машин законтрактованы на годы вперед. Ранее сообщалось о контрактах "Уралвагонзавода" с Ираком (73 машины), Вьетнамом (64 машины), Кувейтом (146 машин), Индией (464 машины). В ближайшие годы российский завод-производитель отправит на экспорт по самым скромным подсчетам около 2 500 танков Т-90МС. Значительное количество приобретенных машин на десятилетия определяет будущие объемы поставок боеприпасов, запчастей, ремонта и модернизации. В достижении коммерческого успеха сыграли роль и отменные боевые характеристики, и оптимальное соотношение цены и качества. Экспортная стоимость танка Т-90МС - до 4 млн. долларов, западные аналоги стоят не менее 6 миллионов долларов.

Военные конфликты в Ираке, Сирии и других странах показали уязвимость американской и немецкой бронетехники, которая раньше многими экспертами считалась превосходящей российские аналоги. Так, американские танки Abrams (по 12 миллионов долларов) в составе армии Саудовской Аравии в Йемене горели как спички. Повстанцы-хуситы подбили не менее 20 саудовских M1A2S Abarms, и Эр-Рияд рассматривает сегодня возможность приобретения российских Т-90СМ.

Немецкий танк Leopard 2 (от 6 до 10 миллионов долларов за единицу) также считался лучшим в мире, пока не вошел в Сирию в составе турецкой армии. Это был полный разгром: на поле боя остались оторванные «цифровые башни» и разорванные корпуса. Боевики «Исламского государства» (запрещенная в РФ террористическая организация) только в боях за городок Эль-Баб уничтожили 10 танков Leopard 2A4, между прочим, с помощью ПТРК «Фагот» и «Конкурс» советского производства.

Борьба бронетанковых технологий ведущих стран мира продолжается.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

387

Сотрудник научно-исследовательской лаборатории готовит препарат, архивное фото

"Гонка на вакцинах": на Западе обвиняют Россию

1039
(обновлено 13:02 03.08.2020)
Примерно через месяц после того, как пандемия коронавируса буквально поставила на колени мировую экономику, в политическом и медийном мире появился новый "жанр" международного соревнования, который можно иронично назвать гонкой на вакцинах, пишет колумнист РИА Новости

С учетом той очевидной психологической травмы, которую коронавирус дважды нанес коллективному Западу, вопрос выигрыша в этой гонке стал не просто политическим, а политическим и принципиальным с точки зрения сохранения самоуважения западного общества. Человеку, воспитанному лучших в традициях европейского гуманизма (что в современном мире в основном означает не европейца или американца, а человека с советским или российским образованием), довольно сложно понять современную западную одержимость "гонкой на вакцинах", но можно попробовать объяснить ее с точки зрения главной индустрии современных США или Великобритании, то есть с точки зрения политического и коммерческого пиара.

В пиар-пространстве коллективный Запад, а также конкретные США и Великобритания получили несколько серьезных "коронавирусных травм". Во-первых, выяснилось, что далекий (а также "глубоко тоталитарный и местами отсталый", согласно стереотипам лондонских и вашингтонских политиков) Китай справился с подавлением эпидемии лучше, осознал проблему раньше и эффективно ограничил экономический ущерб. На этом фоне даже в глазах собственных патриотов США и Великобритания, а также некоторые страны Евросоюза смотрятся не очень вдохновляющим образом.

Следующую травму самооценке коллективного Запада нечаянно (так бывает) нанесла Россия — своим "оскорбительно низким" уровнем смертности от коронавируса и налаживанием массового тестирования, что в сумме вызывало зубовный скрежет в западных СМИ и бездоказательные обвинения в подтасовке статистики, хотя статистика (помимо оценок ВОЗ) была самоочевидной: в Нью-Йорке трупы жертв эпидемий складывали в рефрижераторы на улицах, и уже этого достаточно для оценки разницы качества медицинского и государственного управления.

И вот на этом фоне, независимо от требуемых расходов и любых возможных рисков, для коллективного Запада (а также для некоторых конкретных амбициозных западных политиков) вопрос первенства в производстве вакцины становится жизненно важным с точки зрения имиджа, ибо нужно показать, что, например, США — это "все еще номер один в мире".

При этом при чтении американских СМИ создается странное ощущение: в зависимости от партийной принадлежности и наличия или отсутствия симпатий к Дональду Трампу со стороны владельцев издания конкретные редакции "болеют" или за американские компании, которые занимаются разработкой вакцины, или за британские, немецкие, даже индийские компании и университеты с прицелом на то, чтобы лавры победителей в "гонке вакцин" достались какой-то структуре из "правильной" страны, но чтобы "проклятый режим Трампа" не мог получить от этого политических бонусов. На макроуровне тоже присутствует аналогичный конфликт: вместо того чтобы координировать усилия со своими партнерами по НАТО или G7, официальный Вашингтон, по крайней мере, по оценке некоторых немецких СМИ, пытался "отжать" и перевести в США из Германии перспективную биотехнологическую компанию, у которой были какие-то важные антикоронавирусные разработки.

В этом контексте логично, что любые сообщения о том, что в России или Китае близки к созданию и массовому использованию вакцины против коронавируса, вызывают в западном инфополе реакцию, которую можно сравнить даже не столько с банальной аллергией, сколько с настоящим анафилактическим шоком.

Конечно, можно предположить, что американские чиновники от медицины действительно руководствуются только профессиональными соображениями, но с учетом всего вышеизложенного есть серьезные подозрения в наличии определенной политической ангажированности. В качестве примера официальной реакции на сообщения о российских планах начать массовую вакцинацию медиков уже этой осенью, а также на новости о китайских успешных испытаниях возможных вакцин можно привести позицию главного американского инфекциониста, которую публикует The Wall Street Journal:

"Доктор Энтони Фаучи, главный эксперт по инфекционным заболеваниям в США, заявил в пятницу на слушаниях подкомитета по COVID-19 конгресса, что США, скорее всего, не будут использовать вакцины, разработанные в Китае или России. "Я действительно надеюсь, что китайцы и русские на самом деле тестируют вакцину, прежде чем вводить вакцину кому-либо", — сказал он. — Утверждения о том, что вакцина готова к распространению до того, как проведено тестирование, я думаю, в лучшем случае проблематичны". Доктор Фаучи также заявил, что надеется, что США получат вакцину к концу года."

Судя по сравнительному анализу возможных вакцин из разных стран, который приводит агентство деловой информации Bloomberg, Фаучи, вероятно, надеется на вакцину от американской компании Moderna.

Показательно, что в трекере от Bloomberg (по крайней мере, на момент написания статьи) отсутствуют российские разработки, что может способствовать появлению у западного читателя превратного впечатления о российских возможностях, ибо может возникнуть иллюзия того, что российская вакцина "появилась из ниоткуда".

Уже сейчас можно предположить, каким образом будет продолжена "гонка на вакцинах": российскую или китайскую немедленно объявят опасными, сопроводив это соответствующими информационными вбросами в жанре фейк-ньюс. Параллельно с этим для убеждения более скептически настроенной части западной аудитории будет продвигаться тезис о том, что в любом случае, даже если вакцины работают, эти вакцины сделаны с помощью данных, якобы украденных китайскими, иранскими и российскими хакерами, причем соответствующая подготовка общественного мнения уже проведена. А финальной линией защиты станет циничное обвинение России и Китая в "вакционном национализме" и желании превратить борьбу с эпидемией в аналог какого-то международного соревнования, но в параллельном режиме будет продвигаться тезис о необходимости создать на Западе собственную вакцину, чтобы не зависеть в столь важном вопросе от Пекина или Москвы.

Проблема такого подхода заключается в том, что на каждом этапе этого "контролируемого отступления" — а то, что это именно отступление под натиском неумолимой реальности, уже нет сомнений — западная медийная машина будет терять доверие все новых и новых сегментов собственной аудитории. А закончится это очередными конференциями по поводу необходимости борьбы с российской и китайской дезинформацией и требованиями со стороны профильных американских и европейских структур выделить им еще бюджеты для восстановления былого имиджевого величия. Но доверие аудитории теряется легко, а восстанавливается медленно, причем коронавирус лишь ускорил те процессы деградации общественного доверия, которые и так происходили в западном мире. А Россия, Китай и прочие "дежурные виноватые", на которых любят кивать в западном медиапространстве, на самом деле не имеют к этой проблеме никакого отношения, и страдать от "вакционного национализма" нашим западным партнерам предстоит по собственной вине и, вероятно, в гордом одиночестве.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

1039
Теги:
Вакцинация, Россия, Коронавирус COVID-2019
Проспект Чавчавадзе. Новая схема движения автобусов и общественного транспорта. Остановки посередине проезжей части дороги

Автобусные страсти по-тбилисски - Каладзе пошел на очень смелый эксперимент

3567
(обновлено 07:43 03.08.2020)
Глядя на витиеватую разметку проезжей части проспекта Чавчавадзе, колумнист Sputnik Грузия, как и другие автолюбители, терпеливо дожидался, когда движение общественного транспорта по этой хитроумной схеме узаконят. И вот час настал!

Как многие и предсказывали, в окрестностях парка Ваке день Х начался с пробок. Даже там, где их раньше не было и в помине - аж от поворота на Черепашье озеро. Кругом в непривычном режиме запестрили запретными цветами многочисленные светофоры и дорожные знаки.

И транспорт беспомощно завис в петляющих, словно венецианские каналы, полосах новой разметки.

Движение застопорилось. Утром. В выходной. В районе, где обитатели, прямо скажем, встают отнюдь не с восходом солнца. Хорошо, догадались выбрать для многомиллионного эксперимента нерабочий день. Из обреченно застывших машин доносились грузинские вариации на темы русского мата, сливавшиеся в хор...

Адресаты сомнений не вызывали. Но консервативные тбилисцы вообще любят ворчать. А упрекнуть энергичного мэра Каху Каладзе в том, что он мало делает для столицы, было бы несправедливо. Другое дело, насколько оправдало себя очередное, прямо скажем, очень смелое начинание?

Споры о том, кто прав, шли давно. С тех самых пор, как в самом центре проезжей части проспекта Чавчавадзе был вскрыт добротный слой только что уложенного асфальта.

Ремонтные работы на проспекте Чавчавадзе в столице Грузии
© Sputnik / Vladimir Umikashvili.
Ремонтные работы на проспекте Чавчавадзе в столице Грузии

- Что вы роете посреди улицы? - помню, с неподдельным любопытством спросил я.

- Тут будет автобусная остановка, - охотно объяснили энергично орудующие лопатами рабочие.

У человека мыслящего благая цель подобных манипуляций не могла не вызвать некоторых сомнений. Начнем с того, что "необычная" дислокация остановок - посередине проезжей части - лишала одну из интенсивных артерий города, как минимум, двух транспортных полос. А пассажирам теперь надо все время переходить дорогу, чтобы добраться до остановки, и наоборот.

Традиционными методами не удалось справиться и с другой проблемой: как безопасно из автобуса, если двери у него только справа, и на остановку никак не попадешь. Оставалось пустить общественный транспорт вспять. Просто фантастика! Но, как оказалось, наделенная реальной властью. Рекорд по эстакадным лабиринтам до этого удерживала развязка-ребус на площади Героев. Но оказалось, это не предел, и чудеса только начинаются.

Возможно, не все знают: привычное для нас, материковых обитателей, правостороннее движение придумал Наполеон. Точнее – принудил к нему. Прежде путники обычно обходили и объезжали друг друга слева. Рыцари могли в знак приветствия пожать друг другу правую руку или обнажить мечи и копья. Бонапарт нарушил традицию – отдал своей армии приказ маршировать по правой стороне. Специально, чтобы другие уступали французам дорогу.

На островах, куда рука узурпатора не дотянулась, движение по сей день левостороннее. Тбилисская мэрия же никогда не питала симпатий к транспортным диссидентам-островитянам. Дешевые, но выглядевшие, как новые, праворульные автомобили из Японии раздражали столичных чиновников не меньше цветных такси. Был даже брошен клич: все правое запретить!

Тем не менее, на этот раз выбора не осталось. Пришлось пустить автобусы и маршрутки в лоб остальному транспорту, словно наполеоновские войска. Да еще постоянно менять сторону – часть маршрута справа, часть – слева, потом снова справа.

Параллельно на проспекте оборудованы велодорожки, которые тянутся вдоль проезжей части. При этом время от времени сворачивают на тротуар – огибают ныне аннулированные автобусные остановки.

У водителей от обилия запутанных сплошных и пунктирных ограничительных линий буквально рябит в глазах.

Тем не менее, многих кровных сынов технического прогресса все-таки не покидает надежда на технологическое чудо. Ну и на то, что обладающий высоким рейтингом мэр не станет так опрометчиво рисковать перед выборами и что во всем этом есть смысл.

Действительно, несмотря на массовый скептицизм, к концу дня пробки чудесным образом рассосались. Инерция мышления угодливо подсказывала – сработали патрульные экипажи, взявшие движение под контроль. Нельзя было исключить и того, что находчивые тбилисские водители быстренько отыскали объездные пути. Хотя уютными вакийскими улочками центральный проспект вряд ли можно заменить…

Впрочем, не исключено и другое – большинство из нас поторопились упрекнуть мэра, потому что сильно поотстали от жизни. Если тот окажется прав, я буду только рад. И за него, и за город.

Пока мнения разделились

- Нагородили, - тихо бурчал про себя взмокший на солнце патрульный полицейский у перекрестка.

- Ничего, пару недель, и все привыкнут, - обнадеживающе заметил его коллега на другом.

Что ж, время покажет. Воскресенье вообще началось без сюрпризов – в привычном транспортном ритме. Но выходные для транспорта не критерий. Как говорится, доживем до понедельника.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

3567
Темы:
Новости Тбилиси сегодня
Стадион имени Георгия Шакарашвили

Стадиону в Тбилиси присвоено имя погибшего футболиста

94
(обновлено 21:02 03.08.2020)
Футболка под 21 номером в "Сабуртало" будет всегда принадлежать Георгию Шакарашвили и храниться в клубном музее

ТБИЛИСИ, 3 авг - Sputnik. Футбольный клуб "Сабуртало" открыл стадион имени погибшего игрока команды, 19-летнего Георгия Шакарашвили.

Тело пропавшего футболиста после четырех дней поиска, в которых принимали участие до 70 спасателей, водолазы, эхолоты и вся необходимая техника, обнаружили 22 июня в реке Арагви, в нескольких километрах от того места, где его видели живым в последний раз. По данным МВД Грузии, дело о смерти Георгия Шакарашвили, получившее большой общественный резонанс, расследуется по двум статьям – незаконное лишение свободы и насилие.

Имя погибшего футболиста было присвоено одному из стадионов футбольной академии "Сабуртало", расположенному на улице Иосебидзе. На открытии присутствовали руководители "Сабуртало", члены семьи Георгия Шакарашвили, друзья и партнеры по команде.

Президент клуба Тариэл Хечикашвили отметил, что отныне футболка № 21 в "Сабуртало" будет всегда принадлежать Георгию Шакарашвили и храниться в клубном музее.

Георгий Шакарашвили был игроком дубля в составе второй команды, руководство и тренерский штаб возлагали на него большие надежды.

94
Темы:
Гибель 19-летнего грузинского футболиста