Флаги с символикой Евросоюза

"Восточное партнерство": имитация интеграции

425
(обновлено 16:31 19.06.2020)
Является ли инициатива "Восточное партнерство" всего лишь имитацией интеграции, выяснял доцент департамента политологии Финансового университета Геворг Мирзаян

Программа "Восточное партнерство" является важным проектом и для Европейского союза, и для самих стран-участниц. Вот только цели их в этой программе совершенно противоположные. Если для постсоветских государств это шаг к полноценному браку, то для Брюсселя – возможность сохранить отношения в режиме "сожительства".

Восточноевропейский суррогат

Сам проект "Восточное партнерство" – это во многом сублимация. Дело в том, что отношения Евросоюза с рядом стран постсоветского пространства строятся вокруг волшебного слова "евроинтеграция". Этой морковкой Евросоюз заманивает в свой лагерь ориентированные на Запад элиты, надеждой на включение в ЕС убеждает их не участвовать или ограничить участие в интеграционных проектах с Россией.

К сожалению, выросшие на идеализации Запада (куда их, как выясняется из новейшей историографии постсоветских стран, постоянно не пускала "злая Россия") элиты не понимают, что пространство Евросоюза в понимании Брюсселя, Берлина и Парижа начинается не к западу от российско-украинской границы и тем более не к югу от Кавказских гор. Евросоюз заканчивается на востоке Польшей и Прибалтикой, а на юге Грецией. Его расширение за счет постсоветских стран стоит на повестке дня сразу же после вступления Турции – которая вот уже полвека находится в режиме ожидания и в обозримой перспективе там и останется.

ЕС не готов ни дотировать экономики постсоветских стран, ни взваливать на себя груз экономических реформ, ни получать новых трудовых мигрантов с востока, ни давать элитам этих государств право голоса и "вето". Последняя волна расширения за счет в какой-то степени чуждых европейским ценностям восточных стран в начале нулевых (когда в Евросоюз включили Польшу, Румынию, Болгарию и других) привела к серьезнейшему политико-экономическому кризису европейского проекта, оказавшегося неспособным интегрировать, воспитать и переварить новых членов. Поэтому о вступлении в объединение новых членов речи нет.

Однако озвучить эти перспективы постсоветским странам нельзя – в этом случае Брюссель теряет львиную долю своего влияния на них и фактически толкает их в интеграционные проекты с участием России. И именно для того, чтобы выйти из этой вилки – не включать, но и не отталкивать – было придумано "Восточное партнерство", куда ЕС включил Азербайджан, Армению, Беларусь, Грузию, Молдавию и Украину.

Сублимация евроинтеграции, суррогат членства – то есть процесс, в рамках которого эти страны вроде бы как институционально прикреплены к Евросоюзу, открыты для свободной экономической деятельности в них европейского бизнеса (передавая тем самым большой привет мерам по защите собственных производителей) и в той или иной степени управляются через исполнение ими европейских советов. В обмен на это с ними регулярно проводятся саммиты и выделяются какие-то копейки (точнее, евроценты) на различные выгодные Европе программы – но в то же время у постсоветских стран-участниц нет ни прав, ни голоса в принятии европейских решений.

Во время создания "Восточного партнерства" Евросоюз даже специально отмечал, что участие в программе нельзя рассматривать как этап вхождения в ЕС.

Нового дыхания не будет

Понятно, что после десятилетия такого вот "сожительства" постсоветские страны все чаще и чаще предлагают все-таки узаконить отношения.

"Еще до пандемии "Восточное партнерство" приблизилось к "моменту истины". Теперь, после 10 лет сотрудничества, оно либо заново изобретает себя и получает "новое дыхание", либо медленно, но верно теряет свою политическую актуальность", - отметил премьер-министр Молдавии Ион Кику.

Президент Украины же еще более настойчив в требованиях "пойти в ЗАГС".

"Восточное партнерство не должно ограничивать амбиции партнеров. Кому-то достаточно политического диалога, кому-то — стратегического партнерства с ЕС, кто-то стремится к интеграции общего рынка на основе "четырех свобод", а кто-то, как Украина, требует полноправного членства в ЕС", - заявил Владимир Зеленский.

Однако Европа не собирается вступать в брак – ее вполне устраивает нынешняя ситуация. Поэтому, отвечая на вопрос о перспективах Грузии в программе, глава Еврокомиссии Урсула фон дел Ляйнен говорила лишь об инвестициях, а также о "совместном целеполагании". В переводе с дипломатического на русский язык это означает, что Евросоюз продолжит оказывать серьезное (а кто-то, возможно, скажет решающее) влияние на процесс принятия решений в этих странах, реформируя местные реалии под европейские нужды – которые, как кому-то это ни покажется удивительным, иногда расходятся с нуждами населения самих постсоветских стран и их экономики.

Конечно, далеко не все постсоветские элиты воспринимают европейские целеполагания как заповеди. Все зависит от степени национальной ориентированности этих элит – есть условная Украина, где президент (судя по записям украинского политика Андрея Деркача) общается с западными партнерами как официант с богатым посетителем, а есть Азербайджан и Беларусь, где власти руководствуются интересами страны – в своем понимании, конечно.

Однако, несмотря на это, и Минск, и Баку, и Ереван, и все остальные страны-участницы "Восточного партнерства" принимают правила игры и продолжат участие в проекте даже в его нынешнем виде. Одни для того, чтобы сохранять какую-то видимость евроинтеграции – хотя бы для своего населения, которому они обещали "светлое европейское будущее". Другие – для того, чтобы поддерживать хорошие отношения с ЕС и обменивать демонстративную политическую лояльность Брюсселю на какие-то торговые и экономические преференции. Третьи же просто для того, чтобы сохранять в лице Евросоюза и Восточного Партнерства балансир российскому влиянию.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

425
Темы:
Грузия - ЕС (62)

Центральная избирательная комиссия. Здание ЦИК Грузии

Ноу-хау грузинской политики, или Где спрятаны предвыборные программы партий

177
(обновлено 19:04 24.09.2020)
Что обещают грузинские политики на ближайших выборах? Грузинский политолог и публицист, главный редактор ГРУЗИНФОРМ Арно Хидирбегишвили попытался найти предвыборные программы партий, зарегистрированных на выборы в парламент, и вот что из этого получилось...

Не "открою Америку", если скажу, что мы, грузины, любим во всём быть особенными, непохожими на других. И это неудивительно, когда дело касается древней грузинской культуры, традиций гостеприимства, многоголосия или виноделия. Но когда дело касается общепринятых стандартов поведения для всего мира, "грузинский эксклюзив", как минимум, вызывает удивление. Разве надо "изобретать велосипед" там, где речь идёт о ценностях демократии, интерпретировать их на свой лад, если имеешь претензии называться цивилизованной страной и, тем более, претендуешь на полноправное членство в "семье" европейских народов? Ответ, как мне кажется, очевиден…

Ау, где вы, предвыборные программы?

Но на эти размышления меня, к сожалению, подтолкнула действительность, в не "дела давно минувших дней". Через месяц с небольшим, 31 октября, в Грузии пройдут выборы в парламент. Скажу уверенно - аналогов такой "оригинальной" предвыборной гонки вряд ли хранит новейшая история. Не то что в других странах, даже в Грузии я не припомню, чтобы партии и политики строили всю свою кампанию только лишь на критике соперников, в том числе – "били ниже пояса", то есть, некорректными, не делающими грузинам честь, способами. Сплетни, переплетённые с реальными фактами, публикация материалов, Бог весть откуда добытых, эпизоды из личной жизни политических оппонентов и членов их семей…

Полиция будет следить за порядком во время выборов в Грузии >>>

А где партийные программы, с которыми обычно во всем мире политические партии идут на выборы? На основании чего за кандидатов должен проголосовать избиратель? Чем, если не взятыми перед избирателями обязательствами, зафиксированными в программах партий, они различаются? Вот потому и значатся в названии некоторых партий, из шестидесяти (!) зафиксированных в ЦИК, фамилии и имена их лидеров, чтобы, невзначай, их не перепутали. Неужели грузинским политикам нечего больше предложить электорату, чем свой улыбающийся "фейс" – мол, выбери меня, "птицу счастья завтрашнего дня"?

Я не передёргиваю, именно подобные вопросы задают мне, как вице-президенту Международной лиги грузинских эмигрантов, мои соотечественники из США, России, других стран. Задают те, кому пусть в другой стране, но предстоит голосовать за новый грузинский парламент 31 октября. Кому отдавать голос? Какая политическая сила предложит лучшие реформы в случае победы на выборах?

И что мне им отвечать? Что мы тут в Грузии настолько обленились, что уже не удосуживаемся составить предвыборные программы? Кто-нибудь может назвать прецедент среди развитых или развивающихся стран, когда ни одна партия официально не презентовала своей предвыборной программы, хотя до выборов остались считанные дни? "Наша программа в процессе подготовки", - дежурным голосом отвечают во всех без исключения партиях, если вообще удосуживаются ответить на вопрос. Как тут не вспомнить известную фразу великого Илии Чавчавадзе - "Что мне вам сказать, чем обрадовать?!" Нечем, как и век назад…

В чем хитрость грузинского ноу-хау?

Неужели в грузинских партиях думают, что слогана на их партийных баннерах вполне достаточно? Неужели считают, что оскорбления в адрес правящей "Грузинской мечты" или проклятия в адрес России в предвыборных роликах – это гарант победы?

Невольно назревает вопрос: неужели наши политики такого низкого мнения о народе, который должен избрать их в грузинскую власть на четыре года? Неужели главные "игроки" настолько наивны, что и впрямь верят в заказанные ими же соцопросы западных институтов и компаний, результаты которых, по понятным причинам, резко отличаются друг от друга? Можно только представить, как они будут править, действительно пройдя во власть. Как можно доверять наши судьбы людям только "по красивым глазам"? Вся новейшая история "независимой" Грузии – яркий пример, что так делать нельзя.

Сравни партии и сделай выбор: для избирателей в Грузии заработал специальный сервис >>>

Но давайте не будем и мы играть в "ангелов во плоти" - "каждая кухарка" в Грузии понимает, что грузинские политики остерегаются публиковать программы, чтобы потом не быть "пойманным за язык". А если за оставшийся месяц изменится конъюнктура во внешней и, соответственно, внутренней политике государства? А если за неделю их соперники "за кулисами" договорятся до альянса? Что тогда делать, ведь документы не горят… Как взять обратно свои слова? Отказываться от того, что обещал в предвыборной программе, - всегда дело проигрышное. И если за свой срок не сделал обещанного, второй раз уже в политику попасть будет сложно. Вот и придумали наши грузинские политики — это "ноу-хау" - идти на выборы без программы…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

177
Темы:
Парламентские выборы в Грузии 2020
Здание ООН в Нью-Йорке. Территория опустела во время пандемии коронавируса

США готовы разрушить ООН, Россия намерена ее спасти

120
(обновлено 14:27 23.09.2020)
Колумнист РИА Новости подвела итоги первого дня 75-й Генассамблеи ООН, обратив внимание на выступления "трех самых влиятельных людей планеты" – лидеров США, Китая и России

Дистанционный видеоформат, с помощью которого мировые лидеры принимают участие в юбилейной, 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, невольно дает больше информации и пищи для размышления, чем их традиционные выступления с трибуны в нью-йоркской штаб-квартире организации. Даже просто антураж, в котором находятся государственные руководители, весьма символичен.

Наибольший интерес сегодня закономерно вызвали доклады трех самых влиятельных людей планеты.

Речь Дональда Трампа стала еще одним предвыборным мероприятием, не только акцентировавшим главное — антикитайское — направление его внешней политики, но и в очередной раз подчеркнувшим снисходительно-пренебрежительное отношение американца к Организации Объединенных Наций как таковой.

Трамп выступал в обычной пресс-обстановке Белого дома, на фоне государственного флага и флага президента Соединенных Штатов — без единого внешнего намека на то, что речь адресована не то что ООН, а хотя бы просто международной аудитории.

Американский лидер ранее неоднократно заявлял, что поскольку его страна является самым крупным источником финансирования Организации Объединенных Наций, значит, та является подчиненной Вашингтону и обязана исполнять его распоряжения. Без сомнения, его предшественники думали аналогично, но Трамп оказался первым, кто позволил себе высказать данную позицию открыто, да еще и угрожать наказанием в случае "непослушания". Так что использование им сегодняшнего выступления для решения задач находящейся в разгаре избирательной кампании полностью укладывается в рамки подобного подхода.

Российские СМИ отметили, что американский президент ни разу не упомянул нашу страну. Зато Китай оказался назван аж двенадцать раз (к слову сказать, США прозвучали только десять). Именно этот вызывающе, прямо-таки скандально антикитайский дух стал сутью речи Трампа. Один только призыв наказать Пекин за распространение коронавируса и использование в речи наименования "китайский вирус" чего стоит.

Подчеркнуто конфронтационный характер американского доклада противоречит сложившимся традициям и неписанным правилам ООН. Но Пекин явно ожидал подобного демарша, и дело не только в том, что на выпады американского президента молниеносно последовала отповедь китайского представителя.

Содержательно речь Си Цзиньпина была посвящена самым острым проблемам текущего момента (в первую очередь, разумеется, мировой борьбе с COVID-19) и выдержана в привычно взвешенном тоне.

Вот только говорил лидер КНР на фоне масштабного пейзажа с изображением Великой китайской стены и суровых красот китайской природы. Трудно не понять прозрачный символический подтекст, заложенный в этой композиции: за спиной Си Цзиньпина находится огромная древняя страна, готовая выстоять перед любой внешней угрозой.

На контрасте с выступлениями американского и китайского коллег речь российского президента оказалась самой традиционной: от поднятого Владимиром Путиным широкого спектра фундаментальных проблем современности до подчеркнуто "ооновского" антуража, на фоне которого он говорил. Была соблюдена даже такая особенность российского лидера при участии в международных мероприятиях, как зачитывание текста исключительно по бумаге — без использования телесуфлера.

Путин говорил о значимости роли ООН в поддержании стратегической стабильности на планете, о недопустимости искажения истории, о необходимости сохранения контроля над вооружениями и, разумеется, о важности коллективных международных усилий в борьбе с эпидемией коронавируса и ее социально-экономическими последствиями.

И по существу, и по форме это была речь государственного деятеля, чья страна не просто наблюдает за сползанием мира в очередную эпоху хаоса, но и делает все от нее зависящее, чтобы не допустить самого страшного исхода. Путин в очередной раз напомнил, что за существующую вот уже 75 лет систему международного сотрудничества, диалога и взаимопонимания в прошлый раз была заплачена страшная цена. И Россия, внесшая тогда главную лепту в нее, до конца будет островком нормальности и здравого смысла, на который всегда может рассчитывать планета.

120
Теги:
ООН, Россия, США

Грузинский транзит: готов участок трассы Восток-Запад - видео

0
(обновлено 08:47 25.09.2020)
На скоростной магистрали Восток-Запад открылась 13-километровая дорога в объезд города Хашури. Насколько быстрее теперь можно добраться из центральной части страны в западную? Подробности - в видео Sputnik Грузия

Хашури – город в Восточной Грузии, в 125 км от Тбилиси, с населением около 25 тысяч человек. Через этот населенный пункт проходят центральная автотрасса и железная дорога.

На главных улицах Хашури прежде всегда было оживленное движение и частые пробки. Теперь, после завершения строительства нового участка, пробок стало меньше и сократилось общее время пути между столицей Грузии и городами в западной части страны.

Новый отрезок скоростной автотрассы огибает Хашури, минуя также многочисленные торговые точки, расположенные вдоль старой дороги, где местное население продавало различную продукцию. Для того, чтобы жители не потеряли доход, у новой дороги будут созданы специальные торговые площади. 

Автомагистраль Восток-Запад, или Европейская транзитная дорога Е-60, является вторым по величине европейским транзитным коридором, который начинается в Бресте (Франция) и заканчивается в Иркештаме (Киргизия). В Грузии Е-60 начинается на границе с Азербайджаном и заканчивается на побережье Черного моря, близ порта Поти. На территории Грузии длина транспортного коридора составляет 392 километра.

0
Теги:
Строительство дороги, дороги, транзит, Грузия, грузия, Грузия
Темы:
Видео-новости из Грузии