Ночной пуск ракет зенитными ракетными системами С-400 Триумф, архивное фото

Второму полку С-400 в Турции быть, Patriot и Eurosam под вопросом

324
(обновлено 10:26 10.06.2020)
Российские системы С-400 "Триумф" продолжают уверенно теснить на рынке не столь совершенные западные аналоги – вопреки шантажу и грубому военно-политическому давлению на покупателей США и НАТО

Россия и Турция достигли принципиального соглашения о поставке второго комплекта (полка) зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400 "Триумф". Глава секретариата оборонной промышленности Турецкой Республики Исмаил Демир 8 июня заявил: "У нас есть принципиальное соглашение по поставке второго комплекта С-400. Необходимо закончить технические работы по трансферу технологий, деталям совместного производства и дорожной карте… Система С-400 покупается для использования".

Вместе с тем Анкара продолжает рассматривать предложения по приобретению американского и европейского зенитных ракетных комплексов (ЗРК) Patriot и Eurosam. По информации Демира, взаимодействие с Францией и Италией по Eurosam выглядит достаточно конструктивно, с американскими партнерами зрелого решения о поставках Patriot достичь пока не удается.

Россия и Турция заключили договор о поставках ЗРС С-400 "Триумф" в 2017 году, цена контракта – 2,5 миллиарда долларов. Это вызвало серьезный кризис в американо-турецких отношениях. Вашингтон потребовал отказаться от сделки и приобрести исключительно американские комплексы Patriot, угрожая санкциями, исключением Турции из программы производства американских истребителей F-35. Анкара отказалась выполнять ультимативные требования США и летом 2019 года получила четыре дивизиона зенитных ракетных систем С-400 (первый комплект).

Официальный представитель турецкого президента Ибрагим Калын 30 апреля сообщил о приостановке дальнейших поставок ЗРС С-400 из-за коронавируса. Некоторые западные наблюдатели решили тогда, что пандемия – удобный предлог для отказа Анкары от дальнейшего военно-технического сотрудничества с Москвой в сфере ПВО. Однако турецкие планы не изменились, судьба второго комплекта (полка) С-400 решена. Анкара получит еще не менее четырех дивизионов зенитных ракетных систем "Триумф", Россия – не менее двух миллиардов долларов.

Триумфальная неизбежность

Все происходящее означает очередное поражение ЗРК Patriot на международном рынке, репутационные потери Вашингтона и рикошетирующий финансовый удар по американскому военно-промышленному комплексу, но это не проблема Турции или России, а итог высокотехнологического соревнования.

Анкара намерена сформировать самую надежную и современную систему ПВО для прикрытия важных объектов в стране, и цель практически достигнута. Зенитная ракетная система С-400 "Триумф" создана для уничтожения аэродинамических и баллистических объектов (включая гиперзвуковые), и обладает дальностью обнаружения – до 600 км, максимальным радиусом уничтожения целей 400 км – еще до рубежа применения самолетами противника авиационных средств поражения.

Важные преимущества С-400 – круговой обзор РЛС, гибкость и возможность применения четырех типов ракет (формирование многоуровневой ПВО). Использование разнотипных ракет позволяет эффективно поражать боевую авиацию, беспилотники, крылатые, тактические и баллистические ракеты во всем доступном диапазоне высот (от 5 метров до 30 километров) и дальности (от 400 до 2 километров). Одна батарея "Триумфа" может иметь до 72 наведенных ракет и одновременно обстреливать ими до 36 целей. Система С-400 способна интегрировать ЗРК различных типов (С-300, Панцирь-С1, Тор-М1), и управлять сетью средств ПВО разной дальности в любых условиях радиоэлектронного противодействия и погоды.

В ходе испытаний развернутая близ Анкары система С-400 обнаруживала истребители-бомбардировщики четвертого поколения F-16 Fighting Falcon на границе зоны действия РЛС (за 600 километров) и находилась в постоянной готовности отправить ракеты до входа цели в зону поражения. В режиме боевого дежурства, когда обнаружение и уничтожение воздушных целей осуществляются для экономии времени автоматически, истребители противника типа F-16 были бы уничтожены на удалении 400 км от Анкары. А ведь машины F-16 Fighting Falcon считаются основой воздушной мощи Запада.

Возможно, более современный американский истребитель F-35 сможет подлететь к радару С-400 чуть ближе и все же получит свою ракету в той же 400-километровой зоне поражения. Сегодня Пентагон очень озабочен "триумфальной" способностью Турции обнаруживать и сбивать "невидимые" боевые самолеты США. Разумеется, Анкара остается стратегическим союзником, но рассыпается миф об исключительности американских вооружений – обидно, опасно и убыточно.

Конкурентная среда

По дальности, точности и диапазону высот поражения С-400 аналогов не имеет. Популярное в СМИ сравнение "Триумфа" с ЗРК Patriot (средней дальности) – совершенно некорректно. Расхождение в технологическом развитии двух систем значительно. Коротко о главном. Современные ЗРК Patriot РАС-3 MSE обеспечивают противовоздушную (противоракетную) оборону войск и военных объектов на тактическом уровне.

Американские ракеты Patriot размещены в Польше
© photo: Sputnik / Игорь Зарембо
Американские ракеты Patriot размещены в Польше

Дальность обнаружения цели Patriot – не более 180 км (при условии большой отражающей поверхности цели). Дальность поражения – до 33 км, с ограничением по высоте в 20 км. Однонаправленный угол обзора – 90 градусов, диапазон излучения РЛС американского комплекса не обеспечивает высокой точности наведения ракет. Время реакции на появление цели – 15 секунд (очень медленно). ЗРК может обстреливать одновременно до 8 целей, с интервалом между пусками ракет в 3 секунды. Оружие дорогое и неэффективное, недавно саудовские партнеры смогли в этом убедиться в боевой ситуации, когда развернутые "Патриоты" не отбили атаку беспилотников.

Упомянутый Исмаилом Демиром зенитный ракетный комплекс европейского консорциума Eurosam предназначен для противовоздушной обороны войск на марше, прикрытия важных стационарных объектов в случае массированного применения средств воздушного нападения (тактических ракет, всех типов самолетов, беспилотников). Внешний вид и алгоритмы EUROSAM Land system сходны с американским ЗРК Patriot. "Европеец" имеет лучшее время реакции, высокий темп стрельбы (8 ракет за 10 секунд), дальность поражения целей по высоте – до 25 км, способен вести стрельбу на 360 градусов, но все это уходит на второй план при максимальной дальности обнаружения и поражения воздушных целей до 100 км. Вывод: ЗРК Patriot и Eurosam российскому "Триумфу" – не конкуренты, могут служить основой формирования ПВО среднего (ближнего) радиуса действия и никогда не заменят российских дальнобойных систем.

На фоне двух десятилетий турбулентной внешней политики США, высокомерного пренебрежения к интересам союзников и партнеров, "турецкая история" выглядит вполне закономерной.

Напомню, будучи членом НАТО, изначально Турция планировала приобрести исключительно ЗРК Patriot, но американские партнеры много лет "динамили". То ли цену набивали, то ли Вашингтон устраивала Анкара, не прикрытая от воздушных ударов.

Неслучайно президент Реджеп Тайип Эрдоган назвал приобретение С-400 "самым важным соглашением в истории Турции".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

324
Темы:
Новости из России (1604)

Взлет самолета Ан-124 Руслан

Ан-124 "Руслан": зачем России возрождать производство авиагиганта

68
(обновлено 11:24 05.03.2021)
Тревожные события последних лет в Сирии, Нагорном Карабахе и других горячих точках планеты доказали важность тяжелой военно-транспортной авиации для оперативной переброски войск, вооружений и материальных средств, пишет военный обозреватель Sputnik

Тяжелый дальний военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан", который более 30 лет остается самым большим и совершенным из серийных аналогов в мире, может получить модернизированный облик и вторую жизнь в России.

В ходе совещания на ульяновском предприятии "Авиастар-СП" 2 марта министру обороны Сергею Шойгу предложили возобновить производство самолета Ан-124 "Руслан". На Ульяновском авиазаводе до 2004 года выпустили 36 из 56 машин этого типа, в 2020 году здесь отремонтировали шесть самолетов Ан-124, технологический уровень предприятия позволяет в кратчайшие сроки наладить серийное производство "Русланов".

Военно-транспортный самолет Ан-124-100 Руслан
© photo: Sputnik / Pavel Lisitsyn
Военно-транспортный самолет Ан-124-100 "Руслан"

Предложение ульяновских авиастроителей непростое, ведь ранее подобная инициатива много лет исходила от Министерства обороны РФ. Но что-то постоянно мешало этому проекту.

Так, решение 2006 года о возобновлении в Ульяновске серийного производства "Русланов" в кооперации с предприятиями Украины пришлось свернуть, поскольку за 8 лет украинская сторона так и не поставила двигатели.

В Минпромторге РФ считали, что в производстве Ан-124 не было острой необходимости, ведь ремонт существующего парка позволяет эксплуатировать "Русланы" до конца 2040-х годов (ресурс работоспособности – 50 000 часов, 10 000 вылетов или 45 лет). С другой стороны, то же ведомство допускает производство аналогичного Ан-124 российского сверхтяжелого транспортного самолета после 2020 года. Возможно, именно сейчас открываются новые перспективы "Руслана" и российской военно-транспортной авиации (ВТА).

Тревожные события последних лет в Сирии, Нагорном Карабахе и других горячих точках планеты доказали важность компоненты тяжелой ВТА для оперативной переброски войск, вооружений и материальных средств.

Напомним, базовый военно-транспортный "Руслан" способен со скоростью 850 км/час перенести 120 тонн на 4 800 км (при загрузке 80 тонн максимальная дальность возрастает до 7 500 км). Американский аналог Lockheed C-5 Galaxy значительно уступает по грузоподъемности. Однако в Минобороны РФ эксплуатируется лишь около десяти Ан-124. Новые вызовы и угрозы требуют количественного и качественного роста ВТА.

Впервые в истории

Непростая военно-политическая обстановка сохраняется в Сирии. Ситуация может потребовать мобильного подкрепления, поэтому на сирийской земле расширяется сеть оперативных аэродромов ВКС России.

По информации американского издания The Drive, длина ВПП в Хмеймиме увеличена до 3,2 км, что позволяет принимать "сильно загруженные" тяжелые военно-транспортные самолеты Ан-124 "Руслан".

Ранее военно-транспортная авиация (включая самолеты Ан-124) оперативно перебросила из России в Армению 1 960 военнослужащих из состава миротворческого контингента в Нагорном Карабахе – со штатным вооружением и техникой (90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники). Подобные операции ВТА необходимо отрабатывать заранее, иметь резервные самолеты, экипажи, маршруты и аэродромы.

В Брянской области в середине января состоялись (впервые в российской истории) совместные учебно-тренировочные полеты экипажей Сещинского и Тверского авиационных полков с одновременным участием шести стратегических военно-транспортных самолетов Ан-124-100 "Руслан".

Цель полетов – совершенствование навыков экипажей в одновременной переброске на большие расстояния личного состава воинских подразделений со штатным вооружением и военной техникой. По данным Минобороны РФ, шесть "Русланов" могут взять на борт более 3 000 военнослужащих или до 48 единиц бронетехники.

В ситуации внезапного военного конфликта войска, дислоцированные на всей территории РФ, должны действовать как единый организм, оперативно реагировать на любое изменение обстановки. Для этого могут понадобиться десятки и сотни самолетов ВТА, и в ближайшее время на Ульяновском авиазаводе работы наверняка прибавится.

Второе пришествие

Самолет Ан-124-100 "Руслан" способен поднять в воздух более 120 тонн груза (880 экипированных военнослужащих или четыре вертолета Ми-8, или ракету длиной 18 метров, или 18 легковых автомобилей). Кроме Минобороны, в различных структурах России эксплуатируются еще 20 таких самолетов (Государственная авиакомпания "224-й летный отряд", компания "Волга-Днепр"). Для сравнения – украинские "Авиалинии Антонова" имеют всего 7 машин.

Безусловно, количество тяжелых машин типа Ан-124 в России будет расти. Вероятно, цифровая модернизация, новые российские двигатели НК-32 или ПД-14, значительные изменения авионики и конструкции шасси приведут к выпуску тяжелого военно-транспортного самолета под другим наименованием.

К примеру, в НАТО Ан-124 давно называют "Кондор". Непреодолимых препятствий для возрождения производства тяжелых военно-транспортных самолетов на заводе в Ульяновске не существует.

На украинском госпредприятии ANTONOV считают подобное производство невозможным без украинского участия, но ранее Минпромторг РФ заявил, что ANTONOV, как держатель сертификата на самолет Ан-124, не выполняет своих обязательств по поддержанию летной годности машин в России, и неизбежно привлечение российской промышленности. Ульяновское предприятие "Авиастар-СП" не первый год осуществляет сервисное обслуживание и модернизацию "Русланов" в тип Ан-124-100 (вариант ВТА) и Ан-124-100-150 (максимальная загрузка – 150 тонн).

Попытки "приватизации" советской конструкторской мысли тщетны, а современные киевские тезисы об "украинском происхождении" Ан-124 не выдерживают критики.

Самолет Ан-124 создавался в Советском Союзе, в кооперации авиапредприятий Воронежа, Ульяновска и Киева. Принят на вооружение Советской армии в 1991 году. Изначально предназначался для переброски по воздуху мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, которыми независимая Украина не располагает. В Ульяновске было выпущено 36 из 56 "Русланов", и неслучайно в списке из четырех наименований продукции украинской фирмы ANTONOV сегодня Ан-124 отсутствует.

Состояние украинского авиапрома позволяет лишь мечтать о производстве крылатых гигантов. Технологическая деградация – надежный "партнер" всех стран постсоветского пространства, которые в одностороннем порядке рвут традиционные связи с Россией. Кстати, всемирно известный советский авиаконструктор Олег Антонов – уроженец Московской губернии, учился в Саратове и Ленинграде, начинал конструкторскую работу в Москве. С 1946 года возглавлял Сибирский научно-исследовательский институт авиации, который в 1952 году перебросили в Киев.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

68
Тренировка сборной Грузии по регби перед матчем со сборной России

В гостях у "Волков": сборная Грузии по регби отправилась в Португалию

42
(обновлено 09:15 05.03.2021)
Спортивный обозреватель Sputnik Грузия рад началу нового регбийного сезона, но возмущен "сумасбродным" графиком турнира

Несмотря на то, что регбийный год в Европе начался целый месяц назад, время настоящего соревнования пришло только сейчас.

Все дело в том, что в первый уикенд февраля участникам чемпионата Европы 2020 года пришлось доигрывать этот злосчастный турнир. Злосчастный потому, что прошлогодний сезон прошел на фоне многочисленных переносов и отсрочек, к тому же он не доигран по сей день – ведь все еще неизвестна шестая нация, которая вместе с Грузией, Испанией, Румынией, Португалией и Россией будет бороться за путевку на Кубок мира-2023!

Тут я, пожалуй, переборщил – упомянутая шестая команда на поездку во Францию претендовать не будет и скорее всего удовольствуется ролью статиста. Хотя, кто знает, ведь те же бельгийцы в прошлом чемпионате, что называется, разгромили сборную России – 38:12, а их соседи и конкуренты из Нидерландов так стремительно прогрессируют, что и от них следует ожидать сюрпризов.

Кстати, этот самый шестой участник турнира определится в очной встрече сборных Бельгии и Нидерландов, которая состоится 13 июня. Возникает легитимное недоумение, как возможно выявлять участника турнира чуть ли не после его завершения?

Оказывается, что возможно, когда дело в руках столь одиозной организации, как Rugby Europe. Фактически получается, что все остальные команды между собой уже сыграют, и только потом все по очереди будут доигрывать сезон матчем против Бельгии или Нидерландов. Все это уже после 13 июня, причем Россия завершит ЧЕ-2021 матчем в Бельгии/Нидерландах аж 6 ноября! Как вам такой сумасбродный график?

Но вернемся к нашим "Борджгалоснеби"! Как оказалось, временное руководство грузинского регби сумело отстоять интересы национальной сборной и получить матч с неизвестным соперником первыми, то есть 26 июня, что не помешает "Лелос" полноценно подготовится к важным летним тест-матчам, среди которых главный – против Аргентины.

Что касается ближайших планов, то каждую субботу первого месяца весны грузинская сборная будет играть поочередно с каждым из известных участников дивизиона чемпионшип Rugby Europe 2021 года.

Команда, которую вот уже второй год возглавляет Леван Маисашвили, начнет кампанию 2021 года 6 марта матчем в Лиссабоне против сборной Португалии, откуда переберется в соседнюю страну, где 13 марта в Мадриде сразится с действующим вице-чемпионом ЧЕ сборной Испании.

Сборная Грузии по регби и кубок Европы 7 февраля 2021 года
© Sputnik / STRINGER
Сборная Грузии по регби и кубок Европы 7 февраля 2021 года

Следующая остановка – прибалтийский Калининград и матч со сборной России, который назначен на 20 марта. И наконец, 27 марта, стадион имени Михеила Месхи и встреча с некогда весьма грозной и сникшей в последнее время сборной Румынии. Что касается последнего матча для грузин в этом растянутом во времени турнире, 26 июня в Тбилиси принимаем кого-то из порядком надоевшей автору этих строк пары...

Вот такой нетрадиционный календарь намечен руководством Rugby Europe, которое еще раз доказывает свою несостоятельность. Там говорят, дескать пандемия COVID-19 вмешалась в регби, хотя в то же время Кубок Шести Наций начался в обычные сроки и идет по плану, налажены первенства Франции, Англии, Про-14, Грузии наконец! Но Rugby Europe упорно продолжает перетасовывать варианты и, естественно, запрещает присутствие зрителей на трибунах...

Сплав опыта и молодости

Итак, 6 марта в Лиссабоне "Лелос" в 19:00 по тбилисскому времени встретятся с "Лобуш", что в переводе с португальского значит "Волки". Это единственная европейская сборная, которая сумела вмешаться во "внутренние дела" румын и грузин, и нарушить их гегемонию. В 2004 году "Лобуш" выиграли свой первый и единственный титул – стали обладателями Кубка Наций (предшественника нынешнего чемпионата Rugby Europe).

Маисашвили забрал в Лиссабон 36 игроков и назвал это расширенным составом сборной Грузии на четыре мартовских матча. 23 регбиста сыграют против Португалии, остальные будут задействованы в следующих сражениях. Ну а в эту субботу в составе "Лелос" дебютирует сразу три игрока – правый столб парижского "Расинг-92" Гиа Хараишвили, фланкер Иракли Цхададзе, также играющий за клуб Топ-14 – "Брив", и флай-хав кутаисской "Аиа" Гиорги Бабунашвили, блистающий в национальном чемпионате. Все трое подключатся к игре во втором тайме. В резерве еще один полу-дебютант – Мишико Алания, который уже разок сыграл за сборную – пол-тайма на Осеннем Кубке Наций. Все остальные – проверенные бойцы.

Вернулся в состав вингер Сандро Тодуа, являющийся статистическим лидером этой сборной по количеству проведенных матчей (89) и занесенных попыток (13). Маисашвили также вернул в команду фулбэка Сосо Матиашвили, лучшего бомбардира своего поколения (152 очка). А Мераб Шарикадзе отметит своеобразный юбилей – в 25-й раз выведет сборную на матч в качестве ее капитана. Тут его опережают лишь две легенды – Иракли Абусеридзе и Илиа Зедгинидзе.

В целом, на стареньком лиссабонском стадионе "КАР Жамор" Грузия предстанет сплавом опыта и молодости. Так или иначе, но "Лелос" обязаны побеждать хозяев любым составом и если не произойдет ничего непредвиденного, итог матча должен быть в пользу грузин, тем более, что они – действующие и многократные чемпионы Европы.

Как "Волки" встретят чемпиона?

Вернемся к золотому периоду в истории португальского регби. В те времена чемпион определялся по сумме двух лет и сборная Португалии обыграла "Лелос" и в 2003, и в 2004. В 2005 году итог был аналогичным – португальцы вновь одержали победу, однако начиная с 2006-го Грузия Португалии больше не проигрывала. Именно в 2006 году "Лелос" на "Динамо Арене" разгромили соперника со счетом 40:0.

Начиная с 1997 года сборные Грузии и Португалии встречались 21 раз. 15 раз победа осталась за "Лелос", 4 матча выиграли "Лобуш" и еще 2 встречи завершились вничью.

Сегодня регби в Португалии испытывает некоторый прогресс, поскольку 2017-2019 годы сборная провела в турнире рангом ниже, а вернувшись в элиту выдала довольно успешную кампанию и показала очень неплохой уровень игры.

И напоследок, список из 23-х грузин, которые будут играть против португальцев:

1. Гурам Гогичашвили (18 матчей, 5 очков), 2. Джаба Брегвадзе (62, 15), 3. Гиорги Меликидзе (23, 10), 4. Лаша Джаиани (7, 0), 5. Нодар Чеишвили (27, 0), 6. Гиорги Тхилаишвили (61, 60), 7. Бека Сагинадзе (18, 15), 8. Торнике Джалагониа (5, 0), 9. Гела Апрасидзе (30, 24), 10 Лаша Хмаладзе (85, 53), 11. Сандро Тодуа (89, 65), 12. Мераб Шарикадзе (72, 60), 13. Гиорги Квеселадзе (29, 25), 14. Мириан Модебадзе (14, 30), 15. Сосо Матиашвили (30, 152).

Резерв: 16. Шалва Мамукашвили (79, 50), 17. Бека Гигашвили (19, 5), 18. Гиа Хараишвили (0), 19. Давит Гигаури (7, 5), 20. Иракли Цхададзе (0), 21. Михеил Аланиа (1, 0), 22. Гиорги Бабунашвили (0), 23. Деме Тапладзе (6, 5).

42
Теги:
Кубок Европейских наций по регби, Сборная Грузии по регби, регби, Грузия
Темы:
Новости грузинского регби
Ампула на фоне логотипа Спутник V

В России завершилась вторая фаза исследований вакцины "Спутник Лайт"

0
(обновлено 11:53 05.03.2021)
"Спутник Лайт" входит в линейку "Спутник", разработанную Центром Гамалеи совместно с Российским фондом прямых инвестиций

ТБИЛИСИ, 5 марта — Sputnik. Глава минздрава России Михаил Мурашко сообщил о завершении второй фазы клинических испытаний вакцины "Спутник Лайт", передает РИА Новости.

Результаты исследований уже направлены на оценку экспертов.

Кроме того, уже получено разрешение на проведение третьей фазы тестирования. Это исследование проведут на двух группах с использованием плацебо, оно должно завершиться к 28 января 2022 года.

"Спутник Лайт" входит в линейку "Спутник", разработанную Центром Гамалеи совместно с Российским фондом прямых инвестиций на хорошо изученной платформе аденовирусных векторов человека.

По словам главы РФПИ Кирилла Дмитриева, "лайт-версия" в основном ориентирована на внешние рынки, где есть сильные эпидемические очаги, а в России флагманом останется "Спутник V".

Директор Центра Гамалеи Александр Гинцбург заявил, что использование "Спутника Лайт" в этих странах дает возможность сбить пик заболеваемости и уменьшить нагрузку на местное здравоохранение. Иммунитет после вакцинации будет сохраняться, скорее всего, в течение трех-четырех месяцев, а эффективность прививки составит около 85%, сказал ученый.

Схема предполагает только один укол (первый компонент "Спутника V") и более короткий период выработки антител. При этом даже если привитый заразится коронавирусом, тяжелый COVID-19 ему не грозит, поскольку возбудитель вируса не опустится в легкие. Чтобы продлить защиту, можно поставить второй компонент через три месяца.

0
Теги:
Коронавирус COVID-2019, Вакцина, Пандемия, Россия