Здание театра Руставели с афишей группы Soap & Skin

Сталинский ампир в Тбилиси, или О чем рассказывают камни?

1524
(обновлено 16:29 10.05.2020)
О том, какими зданиями, башнями, балконами и мостами задышала грузинская столица в послевоенное время, в рамках проекта "Прогулки по Тифлису" рассказывает Екатерина Микаридзе

Человек, как открытая книга. Есть такое выражение. А по мне и город - книга. Живая, пульсирующая и тоже открытая. Конечно, не для всех. Но те, кто заинтересуются архитектурой, обязательно прочтут зашифрованные в камнях тексты. Потому что дома – это буквы, слова и предложения.

Например, о чем рассказывают дома дореволюционного Тифлиса? Любой из них, построенных в этот период времени, имеет европейские черты. Но стоит зайти во двор особняка, и любопытному взгляду открывается абсолютно другая, тбилисская картина бытия, с открытыми верандами и деревянными резными балконами.

Дом с колоритными резными балконами был построен в 1875 году
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Дом с колоритными резными балконами был построен в 1875 году

Смешивая самые разные стили в оформлении наружной, фасадной части, при проектировании внутренних дворов, архитекторы старались в то же время сохранять и традиционную, национальную стилистику. Но время не стоит на месте. На смену бережному отношению к своей культуре и стремлению к западной, пришла другая эпоха. Со своими знаками и зашифрованными в ней текстами.

Довоенная архитектура

Начало ХХ столетия было ознаменовано большими свершениями. Революция, установление советской власти и другие сдвиги в социально-политической жизни положили начало коренным переменам во всех областях общественной жизни.

Изменения послужили толчком для развития градостроительства, которое явилось одним из значительных факторов социальной реформы. Переходный в политической жизни период 20-х годов и в градостроительстве не ставил высоких задач.

Экономическая ситуация в целом была сложная для воплощения грандиозных идей. Решались, скорее, проблемы насущной необходимости. К числу таких относились благоустройство и частичная реконструкция наиболее тяжелых участков уличной системы и улучшение бытовых условий жизни.

Вопрос жилья стоял особенно остро. В Грузии, как и во всем Советском союзе, увеличивался объем внутренних миграций. Революция 1917-го года, годы коллективизации, последовавшие за ней, гражданская война усилили отток сельского населения в города. И весь этот поток нужно было, естественно, где-то размещать, обеспечивать жильем.

Частные дома, ранее принадлежавшие буржуазии и купечеству, национализировали и превратили в коммунальное жилье. Но, помимо этого, конечно, строили и новые дома для решения жилищной проблемы. Рост населения, территориальное расширение, развитие промышленности, интенсификация транспортного движения, возросшие культурно-бытовые нужды требовали незамедлительного составления перспективных планов развития городов.

В 1934 году был разработан генеральный план реконструкции Тбилиси (3. Курдиани, И. Малоземов, Г. Гогава, экономист Г. Шелейховский). Согласно плану, предусматривалось преимущественное развитие города на запад вверх по течению Куры. Большое внимание в генплане и при его практическом осуществлении уделялось реконструкции набережных Куры.

Одна из улиц города Тбилиси
© photo: Sputnik / Max Alpert
Одна из улиц города Тбилиси

С этого времени в городе начинается активное строительство. Появляется большое количество общественных, административных зданий. В 1936 году в новом, осваиваемом районе появляется здание первого тбилисского государственного цирка. Авторами оригинального творения являются С. Сатунц и М. Непринцев, В. Урушадзе.

Здание тбилисского цирка
© Sputnik / Alexander Imedashvili
Здание тбилисского цирка

Правда циркового коллектива в нем пока еще нет. Еще одно зрелищное сооружение появляется на главном проспекте, это кинотеатр имени Ш. Руставели, построенный в 1939 году по проекту Н. Северова. В этом же районе в 1938 появляется самый первый корпус дома правительства. В те же годы на проспекте Руставели строится грузинский филиал института марксизма и ленинизма.

Тбилисский Государственный академический театр им. Шота Руставели: главный вход в здание
© Sputnik / Alexander Imedashvili
Тбилисский Государственный академический театр им. Шота Руставели: главный вход в здание

В Тбилиси появляется и первый футбольный стадион "Динамо". Стадион строится по проекту главного архитектора города А. Курдиани в 1937 году. За счет одного из обмелевших рукавов реки Мтквари, расширяют набережную. И в Тбилиси появляется мост, который в будущем жители назовут Сухим, потому что в прошлом тут протекала река.

Сухой мост: главный сувенирный рынок Тбилиси >>>

В общем-то, строится много чего. Город растет, развивается, приобретает черты своего времени. Но начинается война, и строительство на время приостанавливается.

Послевоенная архитектура

За годы войны в СССР было разрушено 1710 городов, более 70 тысяч деревень, десятки тысяч заводов и фабрик. Восстановление всех этих потерь требовало серьезных финансовых и человеческих ресурсов. Так начинается новый этап в развитии строительства и архитектуре.

Советская архитектура послевоенного десятилетия отличается от предвоенной архитектуры большим масштабом, большей пышностью и более внятными отсылками к истории.

В 30-е годы в архитектуре не поощрялось прямое заимствование исторических мотивов. А патриотический подъем и потери значительной части архитектурного наследия позволили включить в репертуар архитекторов мотивы как средневековой национальной архитектуры, так и детали классицизма.

Уже через два года после окончания войны начинается холодная война, конфликт идеологий капитализма и социализма, который продлится до конца 80-х. И это самым естественным образом отражается во всех областях жизни, в том числе в архитектуре. Наиболее резко контраст архитектурной политики этих двух миров уже в ситуации холодной войны, сменившей период сотрудничества союзников, выразился в архитектуре выставочных ансамблей. Несмотря на потери, трудности и экономически сложную ситуацию, страны стремятся отметить возвращение к мирной жизни и проводят фестивали, праздники.

Гармония духа. Жизнь кадра и кадр о жизни >>>

Так, Великобритания очень сильно пострадавшая не только от бомбежек, но еще и потому, что на эту страну взвалили финансовое бремя послевоенного восстановления части Германии, решила отметить возвращение к мирной жизни фестивалем "Британия". В центре Лондона на месте разбомбленных районов был построен выставочный ансамбль. Это была модернистская архитектура, скромная и без претензий. И не шла ни в какое сравнение с роскошным выставочным ансамблем в Москве.

Павильон №1 Центральный на ВДНХ
© photo: Sputnik / Владимир Вяткин
Павильон №1 "Центральный" на ВДНХ

Комплекс ВДНХ представляет собой живое воплощение амбициозной политики и культуры времени. Советский союз, понесший огромные потери в войне, нуждался в оптимизации средств и прагматичном строительстве больше, чем кто-либо другой, но еще больше он нуждался в закреплении триумфа победы.

Внешний облик страны должен был соответствовать статусу страны-победителя. Большая и измученная войной страна, одевалась в роскошные наряды. Одевалась, как женщина, которая, несмотря на все свои страдания, стремится доказать свое первенство и силу.

Архитектурные формы рассказывали о силе, мощи, и торжестве идеи. Стиль, характерными особенностями которого стали помпезность, пышность и обращение к классике (неоклассицизм), получил название сталинского ампира, по аналогии с французским словом империя.

Скандальная башня
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Скандальная башня

Отечественная архитектура окончательно рвала с западным влиянием и пыталась создать новый, уникальный, свой стиль – империи триумфатора. При этом, под стилем сталинского ампира подразумевалось эклектическое смешивание самых разных исторических стилей от петербуржского классицизма до барокко

Сталинская архитектура в Тбилиси

Страны, которые были в составе СССР, находились в той же парадигме. Общие тенденции, естественно, отражались и на облике столиц союзных республик. Почти на каждом из сооруженных в послевоенное время зданий в Тбилиси лежит отпечаток той эпохи. Одним из ярких примеров архитектуры тех лет считаются дома на площади Марджанишвили.

Площадь Марджанивили. Два идентичных здания
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Площадь Марджанивили. Два идентичных здания

В конце 40-х - начале 50-х годов на площади были построены два красивых, идентичных, монументальных дома, которые смотрят друг на друга. Один из них построили на месте, где многие годы стояла лютеранская церковь, построенная тбилисскими немцами. С началом войны многие из местных немцев были депортированы, а церковь в 1946-м была разобрана руками немецких военнопленных.

Бывший дом культуры железнодорожников
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Бывший дом культуры железнодорожников

В том же районе, на проспекте Плеханова, ныне Агмашенебели, в 1950-м по проекту известного в городе архитектора Габриэля Тер-Микелова был построен Дом культуры железнодорожников. По его же проектам построены в городе гостиница "Мажестик", ныне "Тбилиси Марриот", здание железнодорожного вокзала, которое не сохранилось (его разрушили в 80-х годах), дом братьев Миловых в Сололаки.

По старой памяти тбилисцы так и называют здание домом железнодорожников
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
По старой памяти тбилисцы так и называют здание домом железнодорожников

Кстати, итальянский особняк, как называют дом Миловых в народе, схож в чем-то с последним творением архитектора – Домом культуры железнодорожников. Тер-Микелов ушел из жизни в 1949-м. Сегодня в этом здании размещен театр музыкальной комедии.

Ремонтные работы у здания парламента в столице Грузии
© Sputnik / Vladimir Umikashvili.
Ремонтные работы у здания парламента в столице Грузии

Ярким образцом сталинской монументальной архитектуры считается здание грузинского дома правительства. Последний корпус был достроен в 1953 году по проекту Виктора Кокорина и Георгия Лежава (начало строительства 1938 г.).

До обретения Грузией независимости фасад здания выглядел немного иначе. По обеим сторонам от лестниц, ведущих к зданию, были установлены скульптуры трудящихся. На фасаде же здания был барельеф с советской символикой. Место у дома правительства считается знаковым. Именно тут проходили акции протеста и решалась судьба страны последние 30 лет.

Примечательно, что здания на центральном проспекте столицы почти все построены в более ранние годы. Самые "молодые" из них те, что были построены в послевоенные годы. Ну это если не считать гостиницу Biltmore, впрочем, и тут необходимо уточнение. Отель размещен в том числе в переделанном под него здании института марксизма и ленинизма.

Вид на город Тбилиси. Отель Biltmore Tower
© Sputnik / Alexander Imedashvili
Вид на город Тбилиси. Отель Biltmore Tower

Еще одно, наверное, самое скандальное здание того времени, - это бывшее административное здание Грузугля, что на проспекте Руставели. На сегодняшний день здание принадлежит Академии наук Грузии. В нем разместились киноцентр и Академия наук.

Фасад Академии наук
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Фасад Академии наук

На лестницах, у колонн уже много лет действует вернисаж и идет торговля сувенирами. Вряд ли авторы творения Чхеидзе и Чхиквадзе, построенного в 1954-м, могли предположить, какой шквал критики обрушится на них после реализации проекта.

Некогда шпиль башни венчала пятиконечная звезда
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Некогда шпиль башни венчала пятиконечная звезда

Громоздкое и основательное строение состоит из двух частей и соединяется на углу башней. Все дело в том, эта башня декоративного свойства и практически ни разу не использовалась. Ее высота составляет 55 метров, на нее было потрачено 3 млн рублей; затраты на облицовку фасадов этого здания составили 8,1 млн рублей или 33 процента общей стоимости строительства.

Зданию досталось наряду с другими монументальными зданиями эпохи. 7 декабря 1954-го года прошло Всесоюзное совещание строителей. Специалисты подвергли критике чрезмерное декорирование и излишества в архитектуре зданий. А через год было принято постановление "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве".

Это означало, что эпоха сталинской архитектуры закончилась. Подуло ветром перемен. И для советского градостроения перемен не в лучшую сторону. На Всесоюзном совещании строителей "практика украшательства в архитектуре" была подвергнута резкой критике. Было решено развивать индустриальные методы строительства и типовое проектирование, повышать темпы строительства и увеличивать его экономичность.

Пристройка к хрущевке
© Sputnik / Alexander Imedashvili
Пристройка к "хрущевке"

Новое руководство в лице Никиты Хрущева предпочитало излишнему декорированию в современной архитектуре голый функционализм.

Именно отсюда берет начало типовое проектирование многоквартирных домов. Так хорошо знакомых нам картин, до нелепости похожих друг на друга безликих домов и целых кварталов.

Именно этой нелепой до комичности схожести домов мы обязаны появлению на экраны всеми любимого фильма Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром". Типовое жилье становилось постепенно неотъемлемой нормой соцреалистического бытия. Но это уже совершенно другая история.

1524
Темы:
Прогулки по Тифлису (141)

Сотрудник научно-исследовательской лаборатории готовит препарат, архивное фото

"Гонка на вакцинах": на Западе обвиняют Россию

997
(обновлено 13:02 03.08.2020)
Примерно через месяц после того, как пандемия коронавируса буквально поставила на колени мировую экономику, в политическом и медийном мире появился новый "жанр" международного соревнования, который можно иронично назвать гонкой на вакцинах, пишет колумнист РИА Новости

С учетом той очевидной психологической травмы, которую коронавирус дважды нанес коллективному Западу, вопрос выигрыша в этой гонке стал не просто политическим, а политическим и принципиальным с точки зрения сохранения самоуважения западного общества. Человеку, воспитанному лучших в традициях европейского гуманизма (что в современном мире в основном означает не европейца или американца, а человека с советским или российским образованием), довольно сложно понять современную западную одержимость "гонкой на вакцинах", но можно попробовать объяснить ее с точки зрения главной индустрии современных США или Великобритании, то есть с точки зрения политического и коммерческого пиара.

В пиар-пространстве коллективный Запад, а также конкретные США и Великобритания получили несколько серьезных "коронавирусных травм". Во-первых, выяснилось, что далекий (а также "глубоко тоталитарный и местами отсталый", согласно стереотипам лондонских и вашингтонских политиков) Китай справился с подавлением эпидемии лучше, осознал проблему раньше и эффективно ограничил экономический ущерб. На этом фоне даже в глазах собственных патриотов США и Великобритания, а также некоторые страны Евросоюза смотрятся не очень вдохновляющим образом.

Следующую травму самооценке коллективного Запада нечаянно (так бывает) нанесла Россия — своим "оскорбительно низким" уровнем смертности от коронавируса и налаживанием массового тестирования, что в сумме вызывало зубовный скрежет в западных СМИ и бездоказательные обвинения в подтасовке статистики, хотя статистика (помимо оценок ВОЗ) была самоочевидной: в Нью-Йорке трупы жертв эпидемий складывали в рефрижераторы на улицах, и уже этого достаточно для оценки разницы качества медицинского и государственного управления.

И вот на этом фоне, независимо от требуемых расходов и любых возможных рисков, для коллективного Запада (а также для некоторых конкретных амбициозных западных политиков) вопрос первенства в производстве вакцины становится жизненно важным с точки зрения имиджа, ибо нужно показать, что, например, США — это "все еще номер один в мире".

При этом при чтении американских СМИ создается странное ощущение: в зависимости от партийной принадлежности и наличия или отсутствия симпатий к Дональду Трампу со стороны владельцев издания конкретные редакции "болеют" или за американские компании, которые занимаются разработкой вакцины, или за британские, немецкие, даже индийские компании и университеты с прицелом на то, чтобы лавры победителей в "гонке вакцин" достались какой-то структуре из "правильной" страны, но чтобы "проклятый режим Трампа" не мог получить от этого политических бонусов. На макроуровне тоже присутствует аналогичный конфликт: вместо того чтобы координировать усилия со своими партнерами по НАТО или G7, официальный Вашингтон, по крайней мере, по оценке некоторых немецких СМИ, пытался "отжать" и перевести в США из Германии перспективную биотехнологическую компанию, у которой были какие-то важные антикоронавирусные разработки.

В этом контексте логично, что любые сообщения о том, что в России или Китае близки к созданию и массовому использованию вакцины против коронавируса, вызывают в западном инфополе реакцию, которую можно сравнить даже не столько с банальной аллергией, сколько с настоящим анафилактическим шоком.

Конечно, можно предположить, что американские чиновники от медицины действительно руководствуются только профессиональными соображениями, но с учетом всего вышеизложенного есть серьезные подозрения в наличии определенной политической ангажированности. В качестве примера официальной реакции на сообщения о российских планах начать массовую вакцинацию медиков уже этой осенью, а также на новости о китайских успешных испытаниях возможных вакцин можно привести позицию главного американского инфекциониста, которую публикует The Wall Street Journal:

"Доктор Энтони Фаучи, главный эксперт по инфекционным заболеваниям в США, заявил в пятницу на слушаниях подкомитета по COVID-19 конгресса, что США, скорее всего, не будут использовать вакцины, разработанные в Китае или России. "Я действительно надеюсь, что китайцы и русские на самом деле тестируют вакцину, прежде чем вводить вакцину кому-либо", — сказал он. — Утверждения о том, что вакцина готова к распространению до того, как проведено тестирование, я думаю, в лучшем случае проблематичны". Доктор Фаучи также заявил, что надеется, что США получат вакцину к концу года."

Судя по сравнительному анализу возможных вакцин из разных стран, который приводит агентство деловой информации Bloomberg, Фаучи, вероятно, надеется на вакцину от американской компании Moderna.

Показательно, что в трекере от Bloomberg (по крайней мере, на момент написания статьи) отсутствуют российские разработки, что может способствовать появлению у западного читателя превратного впечатления о российских возможностях, ибо может возникнуть иллюзия того, что российская вакцина "появилась из ниоткуда".

Уже сейчас можно предположить, каким образом будет продолжена "гонка на вакцинах": российскую или китайскую немедленно объявят опасными, сопроводив это соответствующими информационными вбросами в жанре фейк-ньюс. Параллельно с этим для убеждения более скептически настроенной части западной аудитории будет продвигаться тезис о том, что в любом случае, даже если вакцины работают, эти вакцины сделаны с помощью данных, якобы украденных китайскими, иранскими и российскими хакерами, причем соответствующая подготовка общественного мнения уже проведена. А финальной линией защиты станет циничное обвинение России и Китая в "вакционном национализме" и желании превратить борьбу с эпидемией в аналог какого-то международного соревнования, но в параллельном режиме будет продвигаться тезис о необходимости создать на Западе собственную вакцину, чтобы не зависеть в столь важном вопросе от Пекина или Москвы.

Проблема такого подхода заключается в том, что на каждом этапе этого "контролируемого отступления" — а то, что это именно отступление под натиском неумолимой реальности, уже нет сомнений — западная медийная машина будет терять доверие все новых и новых сегментов собственной аудитории. А закончится это очередными конференциями по поводу необходимости борьбы с российской и китайской дезинформацией и требованиями со стороны профильных американских и европейских структур выделить им еще бюджеты для восстановления былого имиджевого величия. Но доверие аудитории теряется легко, а восстанавливается медленно, причем коронавирус лишь ускорил те процессы деградации общественного доверия, которые и так происходили в западном мире. А Россия, Китай и прочие "дежурные виноватые", на которых любят кивать в западном медиапространстве, на самом деле не имеют к этой проблеме никакого отношения, и страдать от "вакционного национализма" нашим западным партнерам предстоит по собственной вине и, вероятно, в гордом одиночестве.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

997
Теги:
Вакцинация, Россия, Коронавирус COVID-2019
Проспект Чавчавадзе. Новая схема движения автобусов и общественного транспорта. Остановки посередине проезжей части дороги

Автобусные страсти по-тбилисски - Каладзе пошел на очень смелый эксперимент

3561
(обновлено 07:43 03.08.2020)
Глядя на витиеватую разметку проезжей части проспекта Чавчавадзе, колумнист Sputnik Грузия, как и другие автолюбители, терпеливо дожидался, когда движение общественного транспорта по этой хитроумной схеме узаконят. И вот час настал!

Как многие и предсказывали, в окрестностях парка Ваке день Х начался с пробок. Даже там, где их раньше не было и в помине - аж от поворота на Черепашье озеро. Кругом в непривычном режиме запестрили запретными цветами многочисленные светофоры и дорожные знаки.

И транспорт беспомощно завис в петляющих, словно венецианские каналы, полосах новой разметки.

Движение застопорилось. Утром. В выходной. В районе, где обитатели, прямо скажем, встают отнюдь не с восходом солнца. Хорошо, догадались выбрать для многомиллионного эксперимента нерабочий день. Из обреченно застывших машин доносились грузинские вариации на темы русского мата, сливавшиеся в хор...

Адресаты сомнений не вызывали. Но консервативные тбилисцы вообще любят ворчать. А упрекнуть энергичного мэра Каху Каладзе в том, что он мало делает для столицы, было бы несправедливо. Другое дело, насколько оправдало себя очередное, прямо скажем, очень смелое начинание?

Споры о том, кто прав, шли давно. С тех самых пор, как в самом центре проезжей части проспекта Чавчавадзе был вскрыт добротный слой только что уложенного асфальта.

Ремонтные работы на проспекте Чавчавадзе в столице Грузии
© Sputnik / Vladimir Umikashvili.
Ремонтные работы на проспекте Чавчавадзе в столице Грузии

- Что вы роете посреди улицы? - помню, с неподдельным любопытством спросил я.

- Тут будет автобусная остановка, - охотно объяснили энергично орудующие лопатами рабочие.

У человека мыслящего благая цель подобных манипуляций не могла не вызвать некоторых сомнений. Начнем с того, что "необычная" дислокация остановок - посередине проезжей части - лишала одну из интенсивных артерий города, как минимум, двух транспортных полос. А пассажирам теперь надо все время переходить дорогу, чтобы добраться до остановки, и наоборот.

Традиционными методами не удалось справиться и с другой проблемой: как безопасно из автобуса, если двери у него только справа, и на остановку никак не попадешь. Оставалось пустить общественный транспорт вспять. Просто фантастика! Но, как оказалось, наделенная реальной властью. Рекорд по эстакадным лабиринтам до этого удерживала развязка-ребус на площади Героев. Но оказалось, это не предел, и чудеса только начинаются.

Возможно, не все знают: привычное для нас, материковых обитателей, правостороннее движение придумал Наполеон. Точнее – принудил к нему. Прежде путники обычно обходили и объезжали друг друга слева. Рыцари могли в знак приветствия пожать друг другу правую руку или обнажить мечи и копья. Бонапарт нарушил традицию – отдал своей армии приказ маршировать по правой стороне. Специально, чтобы другие уступали французам дорогу.

На островах, куда рука узурпатора не дотянулась, движение по сей день левостороннее. Тбилисская мэрия же никогда не питала симпатий к транспортным диссидентам-островитянам. Дешевые, но выглядевшие, как новые, праворульные автомобили из Японии раздражали столичных чиновников не меньше цветных такси. Был даже брошен клич: все правое запретить!

Тем не менее, на этот раз выбора не осталось. Пришлось пустить автобусы и маршрутки в лоб остальному транспорту, словно наполеоновские войска. Да еще постоянно менять сторону – часть маршрута справа, часть – слева, потом снова справа.

Параллельно на проспекте оборудованы велодорожки, которые тянутся вдоль проезжей части. При этом время от времени сворачивают на тротуар – огибают ныне аннулированные автобусные остановки.

У водителей от обилия запутанных сплошных и пунктирных ограничительных линий буквально рябит в глазах.

Тем не менее, многих кровных сынов технического прогресса все-таки не покидает надежда на технологическое чудо. Ну и на то, что обладающий высоким рейтингом мэр не станет так опрометчиво рисковать перед выборами и что во всем этом есть смысл.

Действительно, несмотря на массовый скептицизм, к концу дня пробки чудесным образом рассосались. Инерция мышления угодливо подсказывала – сработали патрульные экипажи, взявшие движение под контроль. Нельзя было исключить и того, что находчивые тбилисские водители быстренько отыскали объездные пути. Хотя уютными вакийскими улочками центральный проспект вряд ли можно заменить…

Впрочем, не исключено и другое – большинство из нас поторопились упрекнуть мэра, потому что сильно поотстали от жизни. Если тот окажется прав, я буду только рад. И за него, и за город.

Пока мнения разделились

- Нагородили, - тихо бурчал про себя взмокший на солнце патрульный полицейский у перекрестка.

- Ничего, пару недель, и все привыкнут, - обнадеживающе заметил его коллега на другом.

Что ж, время покажет. Воскресенье вообще началось без сюрпризов – в привычном транспортном ритме. Но выходные для транспорта не критерий. Как говорится, доживем до понедельника.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

3561
Темы:
Новости Тбилиси сегодня
Стадион имени Георгия Шакарашвили

Стадиону в Тбилиси присвоено имя погибшего футболиста

82
(обновлено 21:02 03.08.2020)
Футболка под 21 номером в "Сабуртало" будет всегда принадлежать Георгию Шакарашвили и храниться в клубном музее

ТБИЛИСИ, 3 авг - Sputnik. Футбольный клуб "Сабуртало" открыл стадион имени погибшего игрока команды, 19-летнего Георгия Шакарашвили.

Тело пропавшего футболиста после четырех дней поиска, в которых принимали участие до 70 спасателей, водолазы, эхолоты и вся необходимая техника, обнаружили 22 июня в реке Арагви, в нескольких километрах от того места, где его видели живым в последний раз. По данным МВД Грузии, дело о смерти Георгия Шакарашвили, получившее большой общественный резонанс, расследуется по двум статьям – незаконное лишение свободы и насилие.

Имя погибшего футболиста было присвоено одному из стадионов футбольной академии "Сабуртало", расположенному на улице Иосебидзе. На открытии присутствовали руководители "Сабуртало", члены семьи Георгия Шакарашвили, друзья и партнеры по команде.

Президент клуба Тариэл Хечикашвили отметил, что отныне футболка № 21 в "Сабуртало" будет всегда принадлежать Георгию Шакарашвили и храниться в клубном музее.

Георгий Шакарашвили был игроком дубля в составе второй команды, руководство и тренерский штаб возлагали на него большие надежды.

82
Темы:
Гибель 19-летнего грузинского футболиста