Сцена из спектакля Рядовые

Вечно живые: Театр Грибоедова и Великая Отечественная война

417
(обновлено 16:05 07.05.2020)
К празднованию 75-летия Великой Победы над фашизмом Тбилисский государственный академический русский драматический театр им. А. С. Грибоедова и Международный культурно-просветительский Союз "Русский клуб", конечно, подготовились заранее

Нина Шадури специально для Sputnik Грузия

Праздник 9 мая на Большой сцене театра должен был состояться гала-концерт "Песни войны" VI Международного фестиваля авторской песни с участием исполнителей из 15 стран, и все зрители получили бы в подарок книгу Владимира Головина, изданную "Русским клубом" – "За мной Тбилиси мой стоял. Грузия в Великой Отечественной войне".

Театр-студия юного актера "Золотое крыльцо" под руководством заслуженной артистки Грузии Ирины Квижинадзе приготовил к показу спектакль "Ландыш и Ромашка" по пьесе Ники Квижинадзе о первой любви и первом горе, имя которому – война.

Уже были готовы для открытия в Большом фойе театра две выставки: "Спектакли Театра им. А. С. Грибоедова, посвященные Великой Отечественной войне" и "Когда на земле бушевала война. Ко дню рождения Булата Окуджава".

Увы, пандемия и связанная с ней чрезвычайная ситуация в стране и мире отменили или перенесли на неопределенный срок все проекты. Но пусть хотя бы один из них сегодня отчасти реализуется здесь, на этой странице.

Речь идет о спектаклях Грибоедовского на тему войны, к которой театр неизменно обращается вот уже 75 лет. Ведь Война – наша непреходящая боль, Победа – великая радость, а герои Великой Отечественной, как уже давно сказано Виктором Розовым, – "вечно живые".

Славный ряд этих спектаклей открывает постановка Георгия Товстоногова "Ленушка" по пьесе Леонида Леонова. Пьеса была закончена в феврале 1943 года, а уже в ноябре состоялась ее премьера в Грибоедовском – первая постановка "Ленушки" в стране.

Это была народная трагедия нового типа – с коллективным главным героем, который дает отпор захватчикам. И в то же время – трогательная и трагическая история о том, сколько молодых жизней и судеб сносит на своем пути война. В самом начале пьесы героине выпадает предсказание: ты полюбишь, но его убьют. Так и случилось: она влюбилась в молодого лейтенанта, и он погиб мученической смертью.

В 1956 году театр имени А. С. Грибоедова выпустил спектакль "Любовь навсегда" по пьесе Виктора Розова "Вечно живые". Добавим, что Грибоедовский театр своей постановкой опередил и московский театр "Современник", и ленинградский театр им. Комиссаржевской и, конечно, картину "Летят журавли". Пьеса была поставлена Мери Ольшаницкой, а главную роль сыграла Наталья Бурмистрова.

Актриса Наталья Бурмистрова
photo: courtesy of Griboedov Theatre
Актриса Наталья Бурмистрова

Рецензент газеты "Заря Востока" так описывал игру актрисы: "Есть сцены в спектакле, где Бурмистрова достигает большой драматической силы, поистине покоряя зрителя. Вот она слушает рассказ вернувшегося с фронта Владимира о гибели Бориса. Ни одного слова, ни одной реплики нет у нее на протяжении довольно продолжительного монолога Владимира.

Но как передает актриса трагедию этой минуты! Ее Вероника не сводит глаз с юноши. Сколько глубокого горя, надежды, а затем отчаяния в этих глазах. Медленно скатывается по щеке одинокая, горькая слеза. И мы видим, как в это мгновение непроизвольным движением подносят платки к глазам десятки рук в зале".

Сцена из спектакля Барабанщица
photo: courtesy of Griboedov Theatre
Сцена из спектакля Барабанщица

А уже через четыре года Наталья Бурмистрова сыграет главную роль в спектакле "Барабанщица" Афанасия Салынского, и Тбилиси, можно сказать, сойдет с ума от восторга!

Главная героиня, Нила Снижко, – девушка с дурной славой, все знают о ее связях с фашистами и все ее ненавидят. На самом деле она – подпольщица и выполняет спецзадание в тылу врага.

В этом драматическом и одновременно романтическом спектакле все было замечательно – и постановка Анатолия Випмана, и сценография Евгении Донцовой, и актерские работы. И все-таки именно Наталья Бурмистрова производила на зрителей самое яркое, поистине незабываемое впечатление.

"Театралы и сегодня помнят ее искрометный танец в "Барабанщице". Это сочетание красоты, сценического обаяния и актерского мастерства редко кому бывает дано", – писала журналист, театровед Нелли Узнадзе.

Актриса Наталья Бурмистрова
photo: courtesy of Griboedov Theatre
Актриса Наталья Бурмистрова

"После "Барабанщицы" половина мужского населения города влюбилась в Наталью Михайловну, – признавался Котэ Махарадзе. – В числе влюбленных был и я. Она покорила всех своим талантом, внешними данными, пластикой".

"Ее Барабанщица стала для многих символом героизма, удали, красоты", – говорил Гига Лордкипанидзе. "Так случилось, что "Барабанщицу" мне довелось посмотреть в нескольких разных театрах России, и у меня была возможность сравнивать, – писал драматург Петр Хотяновский. – Положа руку на сердце могу сказать, что Снижко Бурмистровой была лучшей не только из тех, кого я знал и видел, но, уверен, и многих других".

Объясняется это просто – у других не было темпераментного тбилисского зрителя, особенно его мужской половины, от которой исходила направленная на актрису мощная энергетическая волна, и актриса возвращала ее в зрительный зал, удвоив ее силой своей красоты и таланта".

Мавр Пясецкий и Ариадна Шенгелая в спектакле Дневник Анны Франк
photo: courtesy of Griboedov Theatre
Мавр Пясецкий и Ариадна Шенгелая в спектакле Дневник Анны Франк

Прошло четыре года, и на сцене Грибоедовского зажглась еще одна яркая звезда. В спектакле "Дневник Анны Франк" Фрэнсиса Гудрича и Элберта Хаккета в постановке Медеи Кучухидзе дебютировала Ариадна Шенгелая и она потрясла тбилисского зрителя.

Сцена из спектакля Дневник Анны Франк
photo: courtesy of Griboedov Theatre
Сцена из спектакля Дневник Анны Франк

Спектаклем и игрой актрисы настолько был впечатлен великий Акакий Хорава, что даже опубликовал свою рецензию. "Давно закончилась Вторая Мировая война, но земля, пропитанная кровью погибших, до сих пор не высохла, – писал Хорава. – К сожалению, в репертуаре наших театров не уделяется достаточно места теме борьбы за мир. И если иногда то там, то тут появляются подобные спектакли, им не хватает убедительности, напора..."

С этой точки зрения отличается постановка Грибоедовского театра "Дневник Анны Франк", которая на фоне нашей жизни может быть признана радостной, жизнеутверждающей. В постановке нет ни фашистов, ни кровопролития, ни стрельбы из автоматов и пулеметов, не показаны фашистские методы человеческих пыток, но все равно ясно ощущаются зверства гитлеровцев, беспощадность, ужас войны…

Постановщик Медея Кучухидзе закончила режиссерский факультет Театрального института в 1962 году. Грибоедовский театр пригласил ее для постановки спектакля "Дневник Анны Франк" и не ошибся в выборе - дебют молодого режиссера на большой сцене увенчался успехом. Видно, что режиссер хорошо понимает свою функцию в постановке в том, что главный на сцене – актер и созданный им художественный образ. Как говорится, "режиссер растворился в актерах".

Сцена из спектакля Дневник Анны Франк
photo: courtesy of Griboedov Theatre
Сцена из спектакля Дневник Анны Франк

Ничего лишнего, неоправданного, во всем чувствуется организующая роль режиссера… Не могу не высказать восхищения игрой Ариадны Шенгелая. Думаю, зритель согласится со мной, если я скажу, что это венец постановки. Она предстала перед нами как очень талантливая, привлекательная, наделенная всеми качествами мастерства актриса.

Добрейшего вам утра: вспоминаем великолепную Ариадну Шенгелая >>>

Хороший голос, яркая внешность, говорящие глаза, темперамент, искренние слова и осмысленные действия, чувство сцены, подлинность переживаний – все это редко соединяется в одном актере. Но именно такой предстала перед нами А. Шенгелая, и это позволило актрисе создать психологически очень сложный образ.

© photo: Sputnik
Актриса театра и кино Ариадна Шенгелая

Ее Анна умная, отзывчивая, любящая, волевая, полная жизни. Мы верим, что если бы девочке представилась возможность, из нее вырос бы большой деятель литературы или искусства. Глядя на нее, не чувствуется, что перед нами актриса – нет, это настоящая Анна, настолько правдивая, что каждое переживание доходит прямо до сердца зрителей, вместе с ней смеешься, горюешь, радуешься.

"Когда слушаешь ее детский лепет, смотришь в глаза, полные жажды жизни, постоянного стремления к солнцу, радости, и представляешь, сколько таких юных созданий поглотил фашизм, сердце наполняется гневом, ладони сами собой сжимаются в кулаки, и ты готов собственноручно задушить всех, кто собирается развязать новую войну".

В 1975 году главный режиссер театра имени Грибоедова Александр Товстоногов поставил спектакль "Молодая гвардия" по роману Александра Фадеева.

История ветерана ВОВ: трагическая жизнь во время и после войны >>>

Товстоногов занял в спектакле практически всю молодежь театра и создал пронзительный реквием по молодым людям, погибшим ради победы над фашизмом. Как всегда, режиссер сумел найти такие ходы, приемы, интонации, чтобы спектакль воспринимался зрителем не как историческая хроника, а как живой рассказ о наших же современниках.

Сцена из спектакля Молодая гвардия
photo: courtesy of Griboedov Theatre
Сцена из спектакля Молодая гвардия

Он выбрал из романа те эпизоды, в которых каждый из молодогвардейцев предстает перед лицом смерти. "Те, кто помнят "Молодую гвардию" Сандро Товстоногова, – пишет театровед Лела Очиаури, – помнят и то, как обобщил режиссер жизнь и смерть молодогвардейцев во время Второй мировой войны и обратил идеологический пафос в общечеловеческую идею борьбы с насилием, войной".

Один из участников спектакля, Народный артист Грузии Борис Казинец (ныне возглавляющий Театр русской классики в Вашингтоне) вспоминает: "Спектакль "Молодая гвардия". Голая сцена, без кулис, с колосниками, арматурой, кирпичной задней стеной – эта режиссерская находка создавала ощущение тревоги и зла.

Сцена из спектакля Молодая гвардия
photo: courtesy of Griboedov Theatre
Сцена из спектакля Молодая гвардия

Александр Георгиевич выстроил спектакль так, что в нем не было идеологического пафоса, без чего не мог обойтись автор романа А. Фадеев. На сцене группа молодых ребят, восставших против врага – за своих родных, друзей, землю, а не "за партию", "за Сталина".

Очень по-земному – правдиво и искренне – существовали в образах своих героев Валерий Харютченко, Людвига Карлова, Волемир Грузец, Замира Григорян, Тамара Шотадзе, Людмила Артемова, Владимир Бурмистров. Фашистские офицеры в исполнении Михаила Иоффе и Юрия Суханова выглядели умными, коварными и жестокими врагами без малейшей карикатурности, что мы не раз видели в фильмах и театральных постановках".

Но, знаете, театр тем и замечателен, что это – дело живое, и даже в трагических постановках порой случаются комические ситуации – как проверка на прочность для актера, стоящего в этот момент на сцене. Так случилось и с "Молодой гвардией".

"Прекрасный актер Суханов часто делал оговорки в тексте роли, – вспоминает Борис Казинец. – На этот раз такая оговорка произошла в сцене допроса молодогвардейцев. На первом плане я в роли Валько, руководителя горкома, за моей спиной – очень эффектно выстроенная группа ребят, которых после избиения бросили в подвал. За ними охрана с взаправдашними овчарками, а по обе стороны офицеры – Суханов и Иоффе.

Суханов ведет по первому плану мальчика, у которого нашли пачку немецких сигарет, и допытывается, кто ему дал эту пачку. "Этот?" – спрашивает фашист. Мальчик молчит. Юра повторяет этот вопрос много раз, перед каждым молодогвардейцем. Мальчик молчит.

Сцена из спектакля Молодая гвардия
photo: courtesy of Griboedov Theatre
Сцена из спектакля Молодая гвардия

Тогда фашист должен произнести фразу: "Этот мальчик плохо кончит!" И вот эту фразу Суханов произносит следующим образом: "Этот мальчиТ плохо кончиК!" Для всех нас наступила настоящая пытка, похлеще фашистской. Мы погибали от смеха! Но как это скрыть? Кто упал на пол, кто отвернулся, кто закрыл лицо руками, изображая плач... А мне скрыться было негде, и я, на первом плане, застыл, как статуя, стиснув до боли зубы".

О забавном случаем, связанном с этим спектаклем, вспомнил и Волемир Грузец, заслуженный артист Грузии, ныне – актер Калининградского областного драматического театра: "Идет спектакль "Молодая гвардия". Я исполняю роль Осьмухина. В одной из мизансцен Осьмухин у себя дома. Его мучают боли, связанные с аппендицитом. Он стоит, облокотившись на сундук, в котором скрывается от немцев его сестра. В дом врываются немцы. На ломаном русском языке один из них спрашивает Осьмухина: "Где сестра?"

И вдруг я, в полном несоответствии с текстом, отчего-то чистосердечно отвечаю: "В сундуке". От хохота актрисы, исполнявшей роль сестры, сундук закачался! Немец в восторге завопил на чистейшем русском языке: "В сундуке! В сундуке!" И давясь от смеха, ускакал за кулисы! Результат: Осьмухин, вопреки сюжету, остался жив, а "немец" еще долго не мог забыть "героических" брата и сестру".

Сцена из спектакля Горы, горы Кавказские
photo: courtesy of Griboedov Theatre
Сцена из спектакля Горы, горы Кавказские

В разные годы на сцене Грибоедовского театра был поставлен целый ряд замечательных спектаклей на тему событий Великой Отечественной. В их числе – "Горы, горы кавказские" Амирана Абшилава (режиссер – Лери Паксашвили), "Перебежчик" братьев Тур (режиссер – Мавр Пясецкий), "Рядовые" Алексея Дударева (режиссеры – Гизо Жордания, Лейла Джаши).

Сцена из спектакля Перебежчик
photo: courtesy of Griboedov Theatre
Сцена из спектакля Перебежчик

Из спектаклей последних лет нельзя не отметить музыкальную драму "Гетто" по пьесе Джошуа Собола в постановке художественного руководителя театра Автандила Варсимашвили на музыку Иосифа Барданашвили (Израиль). Премьера состоялась 10 мая 2010 года в Батумском государственном драматическом театре им. И. Чавчавадзе – в ознаменование 65-летия Великой Победы.

Сцена из спектакля Гетто
photo: courtesy of Griboedov Theatre
Сцена из спектакля Гетто

18 мая этим спектаклем была открыта вновь отремонтированная Большая сцена Грибоедовского театра.

Пьеса основана на реальных событиях 1942-43 гг. и повествует о том периоде Второй мировой войны, когда в Вильнюсе, оккупированном нацистами, в еврейском гетто был создан профессиональный театр. Это пронзительная, исполненная трагизма история о том, как обреченные на смерть люди противостоят судьбе своим искусством и своей любовью.

За эти годы спектаклю рукоплескали зрители Каира, Стамбула, Одессы, Санкт-Петербурга, Баку...

Слава Натенадзе в спектакле Гетто
photo: courtesy of Griboedov Theatre
Слава Натенадзе в спектакле Гетто

"Я очень люблю спектакль "Гетто", – рассказывает исполнитель роли Киттеля Аполлон Кублашвили. – К своему герою отношусь сложно. Ну, все понятно, он – фриц, они – евреи, и они друг другу – враги. Но я в этой роли ищу способ, чтобы как-то оправдать свой персонаж. Играю так, чтобы было ясно: он по-настоящему влюбляется в еврейскую девушку.

Мариам Кития и Аполлон Кублашвили в спектакле Гетто
photo: courtesy of Griboedov Theatre
Мариам Кития и Аполлон Кублашвили в спектакле Гетто

Пьеса, как вы знаете, основана на подлинных событиях, и я – как бы вам это объяснить? – стараюсь показать, что сам прототип героя не расстрелял бы узников гетто, если бы на то была только его воля. Но… Так написана пьеса, а он – герой этой пьесы, и от него ничего не зависит. Мне его очень жаль, и в знак уважения к его трагической фигуре я играю эту роль от всего сердца".

Михаил Амбросов в спектакле Гетто
photo: courtesy of Griboedov Theatre
Михаил Амбросов в спектакле Гетто

В заключение хотелось бы еще раз повторить те слова, которыми мы и начали этот небольшой цикл статей на тему "Театр Грибоедова и Великая Отечественная война". Русский театр Грузии трудился и продолжает трудиться во благо страны. Каждый день он стоял и стоит рядом со своим народом – во всех радостях и горестях. Дай бог, чтобы театру и его верным зрителям доводилось бы делиться друг с другом только счастьем. И никогда – бедой.

417
Темы:
Тбилиси. В тылу великой войны (35)

Джо Байден и Энтони Блинкен

Байден нашел на "вашингтонском болоте" настоящего "сына полка"

64
(обновлено 12:45 24.11.2020)
Джо Байден начинает формировать свою администрацию – уже понятно, что там будет много женщин, наверняка выделят квоту и для секс-меньшинств

Но ключевые внешнеполитические посты достанутся не им — уже во вторник будут объявлены фамилии будущих госсекретаря и советника по национальной безопасности. Ими станут два бывших помощника Байдена периода его вице-президентства, но 43-летний Джейк Салливан, который займет второй пост, куда менее интересен, чем будущий госсекретарь Энтони Блинкен, пишет автор РИА Новости.

Байден – президент. Что будет с политикой США на Кавказе?>>

И не потому, что их взгляды на внешнюю политику (в том числе и на российском направлении) сильно различаются, напротив, они "хорошие друзья с общим мировоззрением", как честно пишет The New York Times. То есть продвижение глобализации ("Байден выбрал Энтони Блинкена, защитника глобальных альянсов" — заголовок The New York Times) и сдерживание России, при этом с открыто декларируемым намерением сыграть на том, что "русские опасаются зависимости Китая", — это все банально, скучно, а на китайско-российском направлении еще и абсолютно бесперспективно. Интеллектуальная беспомощность в поиске ответа на геополитические проблемы не удивительна — ведь представление о нашей стране у того же Блинкена классически либеральное: Путин так сильно боится Запада с его свободами, что готов подрывать Америку и Европу изнутри, а вообще-то, русские понимают только силу, поэтому нужно жестко дать понять им, кто в мире устанавливает правила и ведет народы за собой. После такой глубокой аналитики можно быть спокойным за будущее американской внешней политики: Вашингтон продолжит добровольно помогать Москве строить новый миропорядок.

Но Блинкен интересен не своими взглядами, а своим происхождением. В наших СМИ его уже успели назвать "потомственным дипломатом" — ведь его отец и дядя в 90-е, при Билле Клинтоне, были послами США в Венгрии и Бельгии. Но никакого отношения к дипломатии они, конечно же, не имели — в Штатах принято назначать послами за заслуги перед президентом и правящей партией, в том числе и финансовые пожертвования. А у Дональда и Алана Блинкенов заслуги были, видимо, немалые: два брата всю жизнь занимались финансами и инвестициями, возглавляя различные компании.

Так, Дональд был директором EM Warburg Pincus & Company (фамилия Варбург более чем известна не только в американской, но и мировой истории), а Алан руководил фармацевтическими, модельными и прочими компаниями. Дональд к тому же долгие годы был председателем совета директоров Университета штата Нью-Йорк (и это не просто какой-то вуз, а вся система государственных университетов и колледжей этого штата). Оба еще и крупные меценаты — например, Дональд возглавлял Фонд Марка Ротко (культовый на Западе художник-абстракционист, выходец из России). Для внуков киевского писателя Меира Блинкена, эмигрировавшего в США в начале XX века, — карьеры более чем заметные.

Но вот только вырос Энтони не с ними — ему было девять лет, когда его мать развелась с отцом, снова вышла замуж и увезла сына в Париж. Отчимом стал Самуэль Писар — выходец из Польши, уцелевший после концлагерей и перебравшийся через Австралию в Америку. В 60-е годы он работал в группе советников Кеннеди, потом был советником Госдепа, сената и комитетов палаты представителей, как юрист вел дела многих крупнейших компаний. Уже во Франции он опубликовал мемуары "Кровь и надежда", посвященные холокосту, получив за них литературную премию, также Писар был кавалером французского ордена Почетного легиона. Незадолго до своей смерти в интервью Washington Post Писар рассказал про пасынка — Энтони настаивал на том, чтобы знать, через что ему пришлось пройти. "Это дало ему другое измерение, другой взгляд на мир... Когда ему приходится беспокоиться о смертоносных газах в Сирии сегодня, он почти неизбежно думает о газах, которые уничтожили всю мою семью".

После богемной и богатой жизни в Париже Энтони не хотел быть дипломатом, но вернулся в Штаты, закончил Гарвард, потом Колумбийский университет по специальности "международные отношения". И в 1993-м, когда к власти пришел Клинтон, его взяли на работу в бюро по делам Европы Госдепартамента — притом что он сам все еще хотел быть журналистом или кинопродюсером. Но определяют старшие — не случайно в то же время его отец и дядя получили назначения послами в Европу.

А в Госдепе Блинкен долго не засиделся: вскоре он попал в аппарат Совета по национальной безопасности, то есть в Белый дом, потому что у Клинтона искали "умную и космополитическую" точку зрения на Европу. Блинкен писал речи Клинтону, ездил с ним на саммиты (на одном из них, в 1999-м, даже увидел Владимира Путина, тогдашнего секретаря Совета безопасности). Дальше карьера уже шла в гору — правда, на время правления республиканцев Белый дом пришлось поменять на конгресс. Там Блинкен занял пост главы аппарата влиятельнейшего сенатского комитета по международным отношениям, который возглавлял Байден. Ну а после избрания шефа вице-президентом стал его советником по национальной безопасности — на втором сроке был повышен до уровня заместителя советника самого Обамы. А в 2015-м стал заместителем госсекретаря — и вот теперь может вернуться в Госдеп уже начальником.

Но на самом деле это возвращается не Блинкен, а то самое "вашингтонское болото", которое пытался разогнать и осушить Трамп. Блинкен — типичное дитя американского истеблишмента, как в прямом, так и переносном смысле. Эта самовоспроизводящаяся элита, которой давно уже нет никакого дела до собственной страны, к тому же с каждым новым поколением она становится все более космополитичной. Она замкнулась сама в себе и думает, что сейчас переживет бунт "этого сумасшедшего выскочки Трампа" и будет править как ни в чем не бывало, прикрываясь "уютным стариком" Байденом. Не получится — причем ни в самих США, ни на мировой арене.

Но не будем расстраивать потомственных обитателей "вашингтонского болота" — пускай попробуют, запас прочности системы поизрасходуют. В 2016-м, фабрикуя дело о "русском вмешательстве" и "русских связях" Трампа, администрация Обамы — Байдена уже нанесла огромный ущерб легитимности американской власти, и Блинкен, конечно же, несет свою долю ответственности за это.

Кстати, у Блинкена ведь и жена имеется — Эван Райан, они даже работали тогда вместе в Госдепе: он заместителем, а она помощником госсекретаря. Жаль только, дедушка невесты не дожил — бывший директор Секретной службы США (отвечающий в том числе и за охрану руководства страны) Джеймс Джозеф Роули. Тот самый, при котором убили Джона Кеннеди и начали раскручивать "Уотергейт" для Ричарда Никсона. Вот такая вот семейка Блинкен.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

64

Свету ли провалиться или гей-параду не быть?

90
(обновлено 12:38 24.11.2020)
На днях Польша и Венгрия заблокировали бюджет ЕС на 2021-2027 годы. Это было довольно рискованное решение

Представитель Германии, собственно, и оплачивающей весь банкет, уже предупредил, что ЕС ждет "серьезный кризис", если финансовый пакет мер не будет принят, пишет колумнист РИА Новости Виктория Никифорова.

Важной частью бюджета ЕС является восстановительный план, который призван помочь странам оправиться от коронавирусного кризиса и череды локдаунов. Речь идет о серьезной сумме в 0,75 триллиона евро. Это те самые "вертолетные" деньги, которыми Брюссель долгое время покупал лояльность своих новых членов.

Нужны ли эти миллиарды Польше и Венгрии? Еще как. Однако перечислять эти деньги планируется по принципу "верховенства права". На политкорректном новоязе это означает, что страны-диссиденты должны немедленно учесть в своем законодательстве все пожелания Брюсселя.

Если еще конкретнее, вся эта история — про ЛГБТ и мигрантов. Ни в Польше, ни в Венгрии, в отличие от других стран ЕС, однополые союзы до сих пор не уравнены в правах с традиционными семьями.

Ни в Польше, ни в Венгрии не приветствуются нелегальные мигранты.

С правами трансгендеров в обеих странах вообще полная беда.

Как только в этих государствах примут соответствующие европейским нормам законы, им дадут денег. Как ни странно, они этого не хотят и от денег отказываются. Это довольно неожиданный поворот.

Казалось бы, вся история стран Восточной Европы после распада Варшавского договора строилась по принципам ледяного прагматизма.

В 90-е от обескровленной России взять было нечего, а тут нарисовался щедрый лидер в лице ЕС. Логично было сменить покровительство Москвы на покровительство Берлина и Брюсселя, особенно если это подкреплялось основательными дотациями.

Мы десятилетиями наблюдали, как во имя дотаций элита стран-лимитрофов отказывается от своей истории, преследует собственных граждан, борется с давно почившим коммунизмом, переписывает историю Второй мировой войны и неуклонно повышает градус русофобии. И вот внезапно что-то сломалось. Прагматизм перестал работать.

На самом деле, изменения законов, которых Брюссель требует от венгров и поляков, ничего в реальном положении меньшинств в этих странах не улучшат.

Мигранты и так не хотят ехать в Восточную Европу: там хуже с экономикой, меньше возможностей для бизнеса — легального и криминального, а по улицам бродит мрачное и нетолерантное местное население.

Гендер-флюидным индивидуумам тоже нет никакого резона совершать каминг-ауты в маленьких восточно-европейских городках, где вся жизнь крутится вокруг костела на старой площади. Общественность не поймет.

Ни в Венгрии, ни в Польше ничего бы особенного не произошло, если бы в их законодательствах появились новеллы о наделении всей полнотой прав представителей ЛГБТ и нелегальных мигрантов.

Ну, может, чуть почаще происходили бы гей-парады. Но они ведь и так случаются в той же Варшаве, и никто от этого не умер.

Но нет, руководство этих стран уперлось намертво. Разногласия с Брюсселем могут стоить Будапешту и Варшаве десятки миллиардов евро.

Однако, как заявил замминистра юстиции Польши Михал Вось, "это ключевой момент нашей истории. Сколько стоит суверенитет? Миллиард, десятки миллиардов, сотни миллиардов? Для нас он бесценен".

Накал риторики удивительный, учитывая, что на одной чаше весов — шанс на спасение национальной экономики, а на другой — права горстки людей, которых, может, вообще на территории страны нет. Кто что-то слышал про венгерских трансгендеров?

Однако тему мигрантов и ЛГБТ так усиленно раскручивали в брюссельском обкоме, что она приобрела поистине сакральный характер.

Сегодня странно читать, как предки современных европейцев сдирали друг с друга кожу из-за вопроса о том, как правильно причащаться — с применением чаши или нет. Но именно так выглядели религиозные войны, столетиями раздиравшие континент.

Усилиями левой пропаганды тема нелегальных мигрантов и ЛГБТ породила натуральную религиозную войну.

Под таким напором традиционалисты тоже вынуждены были радикализироваться и включиться в борьбу. Постепенно все погрязли в абстрактных, совершенно оторванных от жизни спорах.

Мириться с откровенно фальшивой идеологией легко, находясь на подъеме.

Довольные своими экономическими успехами китайцы вполне терпеливо сносят все расхождения официальной коммунистической пропаганды с реальной жизнью, демонстрирующей все прелести госкапитализма.

В период нарастающего экономического кризиса особенно отчетливо видна полная надуманность европейских "идейных" споров. Когда миллионы жителей ЕС теряют работу и не знают, чем платить за коммуналку, правительствам нужно думать о том, как спасать людей от банкротства и голода.

В это время они вынуждены на полном серьезе дискутировать квоты на беженцев и права на усыновление для однополых семей.

Аллергия на пропаганду, звучащую из каждого утюга, отлично знакома выходцам из соцлагеря.

Неудивительно, что так остро на нее реагируют именно Венгрия и Польша, в свое время активно фрондировавшие против идеологии советской. Но в догмах научного коммунизма был хоть какой-то общечеловеческий смысл.

В камланиях на тему ЛГБТ, мигрантов и прочих меньшинств нет и его, лишь политика бесконечного разделения и стравливания "меньшинств" и "большинства".

Поэтому прагматизм, на котором десятилетиями строились отношения ЕС с его окраинами, и перестает работать.

Включается естественная человеческая усталость от бессмысленных догм и естественное желание сделать все наоборот.

"Свету ли провалиться, или гей-парад не надо проводить?" — словно спрашивают себя Виктор Орбан и Анджей Дуда. И решают, что лучше свету провалиться.

Такая же усталость в свое время способствовала обрушению и распаду Советского Союза. Люди были рады разбежаться по своим национальным углам в частности потому, что там им не вешали на уши лапшу про строительство коммунизма.

И прагматические соображения о том, что единый большой рынок выгоднее и полезнее разным нациям, тогда не сработали. Точно так же, как не работают они сегодня в Европейском Союзе.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

90
Сотрудники правоохранительных органов у жилого дома в городе Колпино Ленинградской области, где мужчина держит в заложниках детей в квартире.

Захвативший в заложники детей в Петербурге мужчина сдался

0
(обновлено 19:35 24.11.2020)
Нетрезвый мужчина удерживал в квартире своих детей, правоохранители в течение нескольких часов вели с ним переговоры.

ТБИЛИСИ, 24 ноя —Sputnik. Житель города Колпино, взявший в заложники шестерых детей, сдался после беседы с районным прокурором. Сейчас он в отделении полиции, сообщает Sputnik Молдова.

Ранее в МВД рассказали, что 38-летний вооруженный мужчина в состоянии сильного алкогольного опьянения удерживает несовершеннолетних в квартире на Пролетарской улице.

В полицию обратилась его жена, которая не смогла попасть домой и связаться с мужем. При этом через дверь она слышала плач детей.

По информации властей, семья переехала в Ленобласть около двух лет назад из Архангельской области. Мужчина состоял на учете в местном психоневрологическом диспансере и имел серьезные финансовые проблемы.

Младшему ребенку — три года, старшему — 15 лет. Они не пострадали. 

"Оценку состоянию детей, которых брали в заложники, дадут медики, визуально они все в порядке", - сказал журналистам глава администрации Колпинского района Анатолий Повелий.

0