С однополчанами. 1940-е годы

Наталья Бурмистрова актриса на передовой

1037
(обновлено 12:57 04.05.2020)
Она пришла в Грибоедовский театра в 1948 году. За плечами была работа в Томском и Петропавловском драматических театрах, Московском областном театре г. Орехово-Зуево, Горьковском театре драмы и других. А еще – Великая Отечественная война

Нина Шадури специально для Sputnik Грузия

Наталья Михайловна Бурмистрова (1918-2008), Народная артистка СССР, Почетный гражданин Тбилиси, прослужила в Тбилисском государственном академическом русском драматическом театре им. А. С. Грибоедова 60 лет, сыграла более 200 главных ролей, стала любимой актрисой для нескольких поколений и навсегда вошла в легенду.

Актриса Наталья Бурмистрова
photo: courtesy of Griboedov Theatre
Актриса Наталья Бурмистрова

В июне 1941 года Орехово-Зуевский театр приехал на гастроли в белорусский город Гродно. Наталье Бурмистровой 23 года. Она молода, талантлива и очень счастлива. А как же иначе?

Театр снимает ей комнату в Москве, она бывает на спектаклях и даже генеральных прогонах в лучших столичных театрах. В числе ее близких друзей – Михаил Царев, Андрей Попов, Василий Топорков, Любовь Добржанская. А самое главное – в сентябре ее берет к себе в театр сам великий Юрий Завадский!

Но все случилось иначе. 22 июня на Гродно посыпались немецкие бомбы. Наступил ад. Город пылал. Самолеты вели непрерывный обстрел на бреющем полете. Скрыться от налетов было невозможно, и люди прятались в хлебном поле.

Тысячи жителей уходили из города. Поредевшая труппа (несколько артистов и сотрудников театра погибли во время налетов) пешком дошла до Смоленска, сбив ноги в кровь. Оттуда всех отправили эшелоном в Москву. В столице ждала удручающая новость – театр расформирован, сотрудники распущены, ни работы, ни жилья у них больше нет.

В ноябре к Москве подошли немцы. Все рвались в тыл… Наташа тоже пыталась выехать из Москвы. Но это было почти невозможно. Вокзал переполнен, по перрону не протиснуться, люди висят на подножках, буферах, сидят на крышах вагонов. О том, чтобы сесть в поезд, нечего и думать.

Актриса Наталья Бурмистрова
photo: courtesy of Griboedov Theatre
Актриса Наталья Бурмистрова

Потеряв всякую надежду, она села на перроне и расплакалась. И вдруг услышала: "Сестренка, давай сюда!" Из окна к ней потянулись руки – какие-то моряки ехали в отпуск после ранения, пожалели несчастную девушку и втащили в вагон.

Но дорога оказалось недолгой – уже на станции Петушки (120 километров от Москвы по Владимирской линии) поезд разбомбили. Люди расположились прямо на вокзале. Через несколько часов все заборы пошли на дрова для костров. А у новых друзей-моряков отпуск отложили на неопределенное время, они возвращались на фронт. "А ты уж как-нибудь пробивайся в тыл", – посоветовали они Наташе.

Она ходила по перрону в полной растерянности. Ноябрь, ударили морозы. А на ней – короткая шубка без пуговиц (в толчее оторвались все до одной), из вещей – одна маленькая сумочка. К Наташе подошел начальник станции: "Девушка, вы тут пропадете! На рассвете около водокачки будет формироваться эшелон в Казань. Я помогу вам сесть".

Но это было легче сказать, чем сделать. У водокачки собрались тысячи обезумевших людей, штурмом бравших эшелон. И все-таки каким-то необъяснимым чудом Наташе удалось втиснуться в вагон. А наутро у нее начался страшный озноб, поднялась температура, и она впала в забытье.

В подшефной воинской части
photo: courtesy of Griboedov Theatre
В подшефной воинской части

Очнулась в Казани, в тифозном бараке. И снова чудо – обессиленный организм справился с ужасной болезнью, Наташа выздоровела, и ее выписали. Она вышла на улицу в ватных брюках и ватнике, ушанке, брезентовых ботинках. Снизу на ней было надето мужское белье. Больше никаких вещей у нее не было.

"В больнице мне посоветовали отправиться в эвакопункт, что я и сделала, – вспоминала Наталья Михайловна. – Там меня зарегистрировали, выдали карточку на 400 граммов хлеба и 400 граммов сахара и ордер на "квартиру", то есть ванную комнату в одном из домов на Казанке.

Хозяйка долго не пускала меня: "Кончится война, что я буду делать без ванны?" К счастью, пришел хозяин, ни слова не говоря, отстранил жену от дверей и ввел меня в квартиру. Он положил на ванну несколько дощечек и какие-то мягкие тряпки, на раковину – фанерку, сверху поставил касторовую коптилку. "Ну вот, живи!" – сказал он".

На следующий же день Бурмистрова отправилась в Казанский драматический театр имени Качалова. Директор Ардаров, увидев бледную изнуренную девушку в ватнике, категорически отказался брать ее на работу. "Возьмите меня, – не сдавалась Наташа, – вы не пожалеете, я очень хорошая артистка!" Но директор был непреклонен.

В отчаянии Наташа сказала: "Придет время, когда вы будете просить меня работать у вас, а я не пойду!" Так, кстати, и случилось. Много лет спустя Наталья Михайловна с мужем, актером Игорем Злобиным, отдыхала в Кисловодске. Они пошли на спектакль Казанского театра, который приехал туда на гастроли. Злобин когда-то служил в этом театре, и после представления выдающаяся актерская пара отправилась за кулисы.

Актриса Наталья Бурмистрова
photo: courtesy of Griboedov Theatre
Актриса Наталья Бурмистрова

О, на этот раз Ардаров очень хорошо понимал, кто к нему пришел – к тому времени имя Бурмистровой уже гремело в театральном мире! Он принялся уговаривать Наталью Михайловну перейти к нему в театр, но она напомнила ему тот самый эпизод во время войны и добавила: "Когда-то я хотела у вас работать, но вы меня не взяли. Теперь вы просите меня об этом, а я не хочу".

В казанском эвакопункте Наташе предложили работу телефонистки пожарного депо. Конечно, она согласилась. Разве у нее был выбор? И начала работать – сутки через двое.

А вечерами вместе с хозяевами грелась у печки-буржуйки. Они ели тоненькие ломтики хлеба и запивали их кипятком – это и был обычный ужин в годы войны.

Однажды в пожарное депо принесли несколько билетов в театр имени Качалова. Наташа (правду сказать, единственная из сотрудников депо) с волнением и радостью отправилась на представление. Давали спектакль по пьесе Александра Гладкова "Давным-давно" (в 1962 году по этому произведению Эльдар Рязанов снимет свой знаменитый фильм "Гусарская баллада").

Роль кавалергарда Пелымова играл Игорь Злобин. Он не знал, что в зале сидит женщина, которая станет его женой и проживет с ним 50 лет. Не знала этого и Наташа…

Актриса Наталья Бурмистрова
photo: courtesy of Griboedov Theatre
Актриса Наталья Бурмистрова

Когда открылся занавес, Бурмистрова, не в силах сдержать вмиг нахлынувшие эмоции, разрыдалась и выбежала в фойе. Стояла, горько плакала и не могла остановиться. "Почему вы плачете?" – услышала она чей-то мягкий голос. Это был актер театра Саша Дайчман. И Наташа рассказала незнакомому человеку про все свои страдания.

Такой "крышесносный" Аполлон: как грузинский актер из "Заступников" покорил Россию? >>>

В антракте он вынес ей из буфета 400 граммов коммерческого белого хлеба и поинтересовался: "А вы бы поехали с фронтовым театром?". "Да, да, да! – закричала она. – Я погибну в этом депо!" Уже через несколько дней, по совету Дайчмана, она пришла в клуб железнодорожников, где организовывали фронтовой театр. О том, что было дальше, лучше самой Бурмистровой не расскажешь.

Вот как она об этом вспоминала: "Меня встретил руководитель театра Таинский – огромный краснолицый человек с невероятно голубыми детскими глазами и сказал: "Ах, матушка моя, да у нас уже все штаты заполнены!" Но увидев мое опрокинутое лицо, директор пожалел меня: "А впрочем, наша героиня у нас под вопросом. Ее муж – крупный хирург. Сейчас решается его дело. Если он останется в Казани, она с нами не поедет. Если его отправят на фронт, жена поедет с нами... Но, на всякий случай, не можете ли вы показаться нам хоть в чем-нибудь? Вот, например, мы готовим "Таню" Арбузова. Вы играли когда-нибудь Таню?"

Я, не задумываясь, сказала: "Да, только я забыла. Мне надо вспомнить. Дайте мне пьесу на одну ночь". Всю ночь горела моя коптилка. Я готовила самую сильную сцену пьесы – сцену смерти ребенка. На следующий день в два часа я пришла в железнодорожный клуб. Дождалась конца репетиции. Тинский сказал: "Пожалуйте на сцену!" Мне дали партнеров. Свободная часть труппы уселась в зале, и я начала свою борьбу за право вернуться в театр.

Я играла как в бреду, все мои душевные силы были возбуждены. В мозгу билась одна мысль: "Я должна им понравиться! Я должна их убедить!" И я их убедила. Когда я закончила, на сцену бросились актеры с зареванными лицами, целовали меня, тискали. По краснощекому лицу Тинского тоже текли слезы: "Возьму я тебя! Проведу хоть костюмершей, хоть рабочим сцены, но возьму! Ах ты моя маленькая актрисуля!" Наверное, я играла хорошо, так, как никогда в жизни. А потом мне повезло: героиня с мужем осталась в Казани, и я на законном основании стала артисткой театра дорпрофсожа".

"Дорпрофсож" – это дорожная профсоюзная организация железной дороги. Казанские железнодорожники на свои средства организовали санитарный поезд, прицепили к нему агитвагон, в котором и расположилась труппа.

Вся актерская бригада окончила краткосрочные медицинские курсы, и когда поезд отправился на фронт, артисты, по совместительству и санитары, подбирали раненых, доставляли их в полевые госпитали, а оттуда на своем поезде отвозили в Арзамас-2, где базировалась группа стационарных госпиталей. Приводили поезд в порядок и снова возвращались на фронт. И так в течение трех лет. Они научились делать перевязки, ставить уколы. И, конечно, давали на фронте спектакли и концерты.

В спектакле Барабанщица
photo: courtesy of Griboedov Theatre
В спектакле Барабанщица

В репертуаре театра были две концертные программы и две пьесы – "Со всяким может случиться" Бориса Ромашова и "Таня" Алексея Арбузова. В обоих спектаклях Бурмистрова играла главные роли, а в концертах пела "Землянку", "Темную ночь" и другие военные лирические песни. Но главный хирург поезда Илларион Петровский не уставал повторять Бурмистровой: "Останешься жива, поступай в медицинский. У тебя есть жилка".

А война все шла – страшная, холодная, голодная. Многие актеры решили как-то подзаработать. О том, какой бизнесмен получился из артистки Наташи Бурмистровой, она рассказывала сама: "Нам сказали, что кусок простого мыла в прифронтовой полосе стоит 5 рублей, а в Арзамасе – 10... И вот все мы на последние гроши понабрали мыла.

В Арзамасе, закончив со своими делами, я кинулась на рынок. Целая шеренга баб держала на газетках куски мыла. Я подлетела к одной: "Почем?" – "Пять рублей!" – "Как?" Я быстро обежала всю шеренгу: цена была незыблема – 5 рублей. Кинулась к одной из торговок: "Возьмите у меня 10 кусков по 5 рублей". А она: "Чего это я буду стоять и мерзнуть с твоим мылом по 5 рублей? Давай по четыре – возьму!" Я безропотно отдала свой мыльный запас...

На встрече с ветеранами
photo: courtesy of Griboedov Theatre
На встрече с ветеранами

А в другой раз, когда я стояла на подножке поезда на какой-то станции, ко мне подкатил разбитной сержантик и спросил: "Василиса Прекрасная, водки продажной нет?" Я похлопала по своей фляжке, где хранился запас наркомовских 100 грамм: "Есть!" – "Давай!" Я вылила водку в его фляжку. "Пробка у меня плохая!" – посетовал сержантик. "Я тебе свою подарю на память!" – ответила я.

"Ну спасибо, красавица", – и двинулся от поезда. Я возмущенно вскинулась: "А деньги?" "Какие деньги? С бойца деньги?" Я испугалась: "Тише, начальник поезда услышит!" А ему только этого и надо было. Разобравшись в ситуации, он резко повысил голос: "Спекулянтка, с бойца дерешь!" Я в страхе захлопнула дверь тамбура и спряталась в вагон. На этом закончился мой военный бизнес".

Мемориальная гримуборная Натальи Бурмистровой
photo: courtesy of Griboedov Theatre
Мемориальная гримуборная Натальи Бурмистровой

В конце 1944 года залетный самолет сбросил бомбы недалеко от города Бологое. Санитарный поезд серьезно пострадал, Бурмистрову с сильной контузией отправили в Арзамас, в госпиталь. Она пролежала там несколько месяцев, и в начале 1945 года с военным аттестатом, одетая в военно-полевую форму, прибыла в Москву, в отдел кадров Комитета по делам искусств. А уже через три года сыграла свою первую роль на сцене Тбилисского русского театра имени Грибоедова…

Грибоедовцы помнят свою звезду. В музее театра действует постоянная экспозиция, посвященная Наталье Бурмистровой. Гримуборная Натальи Михайловны сегодня является мемориальной.

Открытие мемориальной доски
photo: courtesy of Griboedov Theatre
Открытие мемориальной доски

Отдал дань памяти своему Почетному гражданину и Тбилиси: проходя по улице Леонидзе, пожалуйста, остановитесь у дома номер 10 – актриса прожила здесь 58 лет. Взгляните на мемориальную доску и вспомните Наталью Михайловну Бурмистрову – выдающуюся актрису, санитарку санитарного поезда, артистку передвижного фронтового театра.

1037
Темы:
Тбилиси. В тылу великой войны (35)

Нарды

Энергетические нарды из тбилисского детства - история одного удаленного поста

207
(обновлено 14:26 07.03.2021)
Сто раз подумай и один удали - именно такой необычный случай произошел с обычным грузинским мужчиной во время локдауна

Гоча, вконец окосев от второго локдауна, решил заняться полезным и, возможно, хоть минимально прибыльным делом – разгрести подвал и продать более или менее функциональные образчики ретро в Интернете. Хоть на пару-тройку литров пива, если что, в итоге накапает, и то неплохо.

Встал относительно рано, часов в одиннадцать, соорудил себе холостяцкий завтрак и, надев старье, спустился в подвал. Последний раз он видел его недра лет 30 назад, когда тоже искал, что можно загнать. Кажется, тогда, в 90-ые, он выгреб все по максимуму.

И все же после пары часов рытья в хламе Гоча все же нашел кое-что. Улов был таким: старая швейная машинка наполовину в раскуроченном состоянии, кофемолка без ручки, часы настенные без стрелок, стабилизатор, нарды с облупившимся покрытием и еще мелочи типа ножниц, машинки для закрутки и прочее позорно-барахольское, не стоящее упоминания.

Из всего перечисленного Гоча сделал ставку на нарды. Набрал скромный такой текст, на который логически должен был клюнуть возможный клиент:

"Продаются антикварные нарды, имеющие позитивную энергетику от многих поколений коренных тбилисцев. Спешите успокоить свои еще не до конца покалеченные нервы и купите их за чисто символическую цену – 20 лари. Самовывоз Дидубе".

Сфоткал раритет и запостил в одной из групп по продажам без ограничений. Участники тут имели заранее обговоренное право продавать все подряд: от недвижимости, старого хлама до породистых котят и банок с вареньем собственного производства.

Буквально через пять минут под постом стали появляться первые комменты:

- Ауф, какие нарды! А сбавить нельзя? 20 лари – это чересчур!

- И как вам не стыдно продавать такую облезлую гадость!

- Я б за такое и пять лари бы не дала.

- Не давайте и идите мимо!

- Вай ме, какие нарды!!! Точно из моего детства! Помню, мой дед сидел часами под инжировым деревом во дворе и то проигрывал, то выигрывал. Один раз проиграл свои сапоги и босиком пришел домой. А какие потрясающие у него были сапоги! Настоящая кожа! Кроил Самвел. Вы помните на Авлабаре сапожника Самвела?

Эта маленькая зарисовка тут же собирает сердечки и крошечные лайки.

- Идите в баню со своим Самвелом и сапогами! Не пишите чушь. Здесь продают нарды. Не флудьте пост!

- Вот что за люди! Понаедут и потом портят коренным тбилисцам настроение своими замечаниями. Нету у вас настоящего понятия. Рожденный ползать летать не может!

"Оставьте буйволов и жирафов в покое" - очень транспортная история из Тбилиси >>>

Участник, невзлюбивший Самвела и плоды его рук, впадает в истерику.

- Админ! Админ! Тут наезд на национальной почве!

Параллельно растет другая ветка заинтересовавшихся старыми нардами.

- Автор поста, я беру не глядя ваши нарды. Просто шикарная вещь. И еще там сбоку гравировка имеется. Вот чувствую, девятнадцатый век, не меньше.

Гоча остановился читать множащиеся комменты и бросился к нардам. Ничего себе, и правда, гравировка. А что он знает про них? Может и действительно, старинная вещь. Покрутил туда – сюда. Не пойми что. Прямо скажем, нарды не юного возраста. Тогда надо цену поднимать. Что такое 20 лари за нашу историю. Отредактировал пост. Приписал нолик к изначальной цене. Потому как известное дело: чем больше цена, тем загадочней содержание.

Не успел запостить по новой, комменты стали множиться в геометрической прогрессии, как наскипидаренные.

- Автор поста, полегче на поворотах. Наглость – второе счастье. Только что цена была другая!

- А что такое в этих нардах? Они что, из слоновой кости?

Когда дело касается только тебя - история украденного счастья >>>

- Имейте совесть, прибавьте фоток. Аж интересно стало, что изменилось в нардах за пять минут.

- У моего соседа такие же нарды. Один в один. Ничего особенного. Это развод для лохов.

- Оставьте мне ваш антиквар. Только чуть сбавьте цену.

- Я вам в личку написала выгодное предложение. Можете попробовать свои силы в Орифлейме.

Гоча отошел от компа на треньканье мобильного. Звонил его друг Лаша.

- … Хорошо, что я успел! Мне скинули твой пост. Нарды продаешь. Как тебе не стыдно? Почему мимо меня это прошло. Ты не первый раз ведешь двойную игру. Давай, по-братски, уступи их мне. Я всегда хотел их иметь. Помнишь, как наши отцы играли, а мы смотрели. Это память о нашем детстве.

Гоча растерялся. Вот уж бы никогда не подумал, что Лаше небезразличны такие мелочи жизни.

- … Давай, не тормози, - наседал друг розового детства. - Помнишь, мой отец твоему сто рублей проиграл. Еще от наших матерей это дело спрятали, чтоб скандала не было.

Гоча уплыл мыслями в прошлое. Увидел загорелого, смеющегося отца, улыбающуюся маму, возившуюся на шушабанде, старый ковер, перекинутый через резные деревянные перила. И раскрытые нарды на низенькой трехногой табуретке.

- Только не продавай никому! Слышишь! - кричал динамик мобильника. - Убери пост!

- Да, хорошо! - успокоил он друга и вернулся к экрану.

В глаза бросилось 45 новых комментариев. Страсти вскипели нешуточные, и бились стенка об стенку. Каким-то образом прения переместились в политическую плоскость, начали теориями заговоров, вакцинацией и потом все участники плавно перешли на плюсы и минусы оппозиционера Мелия и премьер-министра Гарибашвили. Пять человек оказались в бане друг у друга. Кто-то с профилем летящего ангела капслоком кричал: АДМИН!!!!

Гоча написал извиняющийся коммент:

- Люди, я передумал продавать.

И сразу получил штук пять рассвирепевших бурых смайликов.

- Что за безобразие?

- На него смотри, скольким людям нервы потрепал!

- Я уже настроился на эти нарды. Они прямо под стиль моего рояля. Просто один колор.

- Это чисто местное: забаламутить пост и потом не продавать! Мы тут их уже час обсуждаем. Вот в других странах так не поступают.

- Чемодан, вокзал, прямой наводкой домой, раз вам тут не нравится!!! 

Тот самый летящий ангел на аватарке требовал индивидуальной экзекуции опять-таки своим излюбленным капслоком:

- ГНАТЬ ЕГО ИЗ ГРУППЫ И БАН НА ВЕЧНЫЕ ВРЕМЕНА!!!

Гоча дрожащей рукой нажал на кнопку "Удалить пост". Еще раз внимательно осмотрел нарды. Пусть лежат, места не просят. Может, лет через десять их еще дороже с руками оторвут. А пиво и так не проблема.

Гоча поводил пальцем по экрану мобильнику.

- Лаша, по–братски, возьми двухлитровку минералки "Натахтари". Надо посидеть, вспомнить старые времена. А то, понимаешь, с этим коронавирусом вообще весь тбилисский дух выветрится. Надо снять стресс. С утра на нервах.

207
Доллары

Сопоставимо с Великой депрессией: чем грозит раздутый мировой долг

330
(обновлено 12:37 07.03.2021)
Как эпидемия COVID-19 отразилась на мировой экономике и какие выходы из долгового кризиса видят эксперты, читайте в материале аналитика

Мир погряз в долгах. Пандемия вынудила правительства резко увеличить госрасходы, а центральные банки — снизить процентные ставки. В результате общая задолженность в три с половиной раза превысила объем мировой экономики. И это далеко не предел. Чем грозит такая закредитованность, читайте в материале Ирины Бадмаевой для РИА Новости.

Мировая долговая яма

Господдержка экономики в период пандемии влетела в копеечку. Точнее, в 24 триллиона долларов — настолько увеличился глобальный долг в 2020-м. Для сравнения, в 2019-м прибавилось 10,8 триллиона, в 2018-м — 3,3.

Общая сумма займов достигла 281 триллиона долларов, подсчитали в Институте международных финансов (IIF). Это долги и государств, и корпораций, и банков, и населения. Причем львиная доля, как ни парадоксально, приходится на развитые страны. В лидерах — США, Япония, ЕС, Южная Корея, Великобритания.

Соотношение госдолга к ВВП более чем критическое. В США — 108 процентов, Великобритании — 100,5, во Франции — 116, в Японии — 240.

Правительства и центральные банки объясняют все пандемией. Экономика нуждалась в финансовых вливаниях. Так, Федеральная резервная система США 15 марта прошлого года на экстренном заседании снизила процентную ставку до 0-0,25. К слову, Дональд Трамп неоднократно призывал обнулить стоимость кредитов.

Как отмечают экономисты, коронавирус пришелся кстати. Расчехлить "денежный принтер" давно хотелось.

"По обе стороны океана власти искали предлог, чтобы США и Европа рефинансировали огромный долг под исторически самую близкую к нулю процентную ставку. Прежние займы заменили на более масштабные, но на льготных условиях. Столь слаженные действия выглядят как хорошо спланированная финансовая спецоперация", — рассуждает Петр Пушкарев, ведущий экономист информационно-аналитического центра TeleTrade.

Причем на фоне паники удалось привлечь инвесторов, ранее не горевших желанием вкладываться в надежные, но совершенно не привлекательные по доходности долговые активы ЕС или США, добавляет собеседник агентства.

Жизнь в долг характерна для большинства стран. Но этот долг надо обслуживать. "Ситуация становится рискованной при платежах по кредитам выше 30 процентов. Более 50 — опасным", — говорит независимый финансовый эксперт Алексей Бушуев.

В зоне риска — развивающиеся страны, в том числе Ливан, Китай, Малайзия и Турция. У них долг — 250 процентов ВВП. Даже при рекордно низких ставках им сложно обслуживать кредиты, поскольку резко упали государственные доходы.

"Если центральные банки продолжат стимулирующую монетарную политику, глобальный долг в течение полутора-двух лет превысит 300 триллионов долларов. Кредитный пузырь может лопнуть, породив мировой кризис, сопоставимый с Великой депрессией 1930-х", — предупреждает Олег Чередниченко, доцент кафедры экономической теории РЭУ имени Г. В. Плеханова.

Власти это осознают. Поэтому ожидается разворот монетарной политики в сторону сдерживания. Причем в ближайшие месяцы.

С подушкой безопасности в кризис

Банк России уже завершил цикл смягчения денежно-кредитной политики. Об этом заявила в феврале глава регулятора Эльвира Набиуллина. Если в предыдущие кризисы ЦБ повышал ключевую ставку, то на этот раз понижал. В прошлом году — с 6,25 до 4,25 процента. Так стимулировали экономическую активность в период пандемии.

Коронакризис заставил влезть в долги и Россию. Выручка от продажи нефти и газа упала, а расходы бюджета увеличились более чем на четыре триллиона рублей.

В результате госдолг вырос почти на 40% — до 19 триллионов рублей. Но это всего 18% ВВП — совершенно безопасный уровень.

За год Минфин выпустил облигации федерального займа более чем на пять триллионов рублей. Это делали про запас, пользуясь интересом инвесторов, пока нет новых санкций.

"России не нужен срочный заем. Можно развиваться за счет собственных накопленных ресурсов. Это лучше, чем субсидировать экономику ценой масштабного наращивания внешнего долга, как поступают западные страны", — отмечает Петр Пушкарев.

Однако и заемные средства не помешали бы. Они бы помогли не только быстрее восстановиться после пандемии, но и преодолеть инерцию предыдущих двух-трех лет стагнации, продолжает собеседник.

По словам Владимира Путина, "накопленные резервы достаточны для того, чтобы обеспечить стабильную ситуацию, исполнение всех бюджетных и социальных обязательств даже при возможном ухудшении ситуации в глобальной экономике".

Президент и правительство рассчитывают на "подушку безопасности". А это примерно 563 миллиарда долларов — международные резервы Банка России. Еще 124 миллиарда — у Фонда национального благосостояния.

Однако турбулентность на энергорынках сохраняется. Резкие скачки — серьезное испытание для всей мировой экономики. В том числе российской, по-прежнему сидящей на "нефтяной игле". Поэтому необходимо наконец сосредоточиться на диверсификации, которую обсуждают десятилетиями.

330
Темы:
Популярная экономика
Храм Светицховели во Мцхета. Купол с крестом

Какой сегодня церковный праздник: 8 марта 2021

0
(обновлено 20:53 07.03.2021)
По православному церковному календарю, 8 марта 2021 празднуют Первое и Второе обретение главы Иоанна Предтечи

Sputnik Грузия рассказывает, кем была обретена глава Иоанна Предтечи и почему Собор всех преподобных отцов упоминается в церковном календаре 8 марта.

Обретение главы Иоанна Крестителя

По церковному календарю 8 марта празднуют Первое (IV век) и Второе (452) обретение главы cвятого пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи.

После усекновения главы Иоанна Предтечи, тело Крестителя забрали ученики и похоронили в самарийском городе Севастии, а честную главу Иродиада выбросила на свалку. Жена царского домоправителя Хузы взяла тайно святую главу, положила ее в сосуд и погребла в одном из поместий Ирода на Елеонской горе.

Эта земля через много лет перешла во владение к благочестивому вельможе Иннокентию, который начал строить там церковь. Рабочие нашли сосуд с честной главой в земле, когда копали траншею под фундамент.

О величии святыни Иннокентий узнал по благодатным знамениям бывшим от нее. Так произошло Первое обретение главы.

Иннокентий с величайшим благоговением хранил святыню, но перед смертью, боясь, что она подвергнется поруганию неверными, снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. Церковь, после его смерти, пришла в запустение и разрушилась.

При Константине Великом, когда христианская вера стала процветать, Иоанн Креститель явился двум инокам и открыл место нахождения своей честной главы.

С тех пор святыню преемственно хранили благоговейные христиане, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество больных людей, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству.

Когда его святотатство открылось, Евстафий бежал, а святыню закопал в пещере близ Емессы. На этом месте потом возник монастырь. Архимандриту обители Маркеллу Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы в 452 году. Это обретение стали праздновать как Второе.

Именины

По церковному календарю 8 марта именины отмечают Иван и Илларион.

Материал подготовлен на основе открытых источников

0
Теги:
Религиозный праздник, религия, Церковный праздник
Темы:
Календарь религиозных праздников