С однополчанами. 1940-е годы

Наталья Бурмистрова актриса на передовой

1076
(обновлено 12:57 04.05.2020)
Она пришла в Грибоедовский театра в 1948 году. За плечами была работа в Томском и Петропавловском драматических театрах, Московском областном театре г. Орехово-Зуево, Горьковском театре драмы и других. А еще – Великая Отечественная война

Нина Шадури специально для Sputnik Грузия

Наталья Михайловна Бурмистрова (1918-2008), Народная артистка СССР, Почетный гражданин Тбилиси, прослужила в Тбилисском государственном академическом русском драматическом театре им. А. С. Грибоедова 60 лет, сыграла более 200 главных ролей, стала любимой актрисой для нескольких поколений и навсегда вошла в легенду.

Актриса Наталья Бурмистрова
photo: courtesy of Griboedov Theatre
Актриса Наталья Бурмистрова

В июне 1941 года Орехово-Зуевский театр приехал на гастроли в белорусский город Гродно. Наталье Бурмистровой 23 года. Она молода, талантлива и очень счастлива. А как же иначе?

Театр снимает ей комнату в Москве, она бывает на спектаклях и даже генеральных прогонах в лучших столичных театрах. В числе ее близких друзей – Михаил Царев, Андрей Попов, Василий Топорков, Любовь Добржанская. А самое главное – в сентябре ее берет к себе в театр сам великий Юрий Завадский!

Но все случилось иначе. 22 июня на Гродно посыпались немецкие бомбы. Наступил ад. Город пылал. Самолеты вели непрерывный обстрел на бреющем полете. Скрыться от налетов было невозможно, и люди прятались в хлебном поле.

Тысячи жителей уходили из города. Поредевшая труппа (несколько артистов и сотрудников театра погибли во время налетов) пешком дошла до Смоленска, сбив ноги в кровь. Оттуда всех отправили эшелоном в Москву. В столице ждала удручающая новость – театр расформирован, сотрудники распущены, ни работы, ни жилья у них больше нет.

В ноябре к Москве подошли немцы. Все рвались в тыл… Наташа тоже пыталась выехать из Москвы. Но это было почти невозможно. Вокзал переполнен, по перрону не протиснуться, люди висят на подножках, буферах, сидят на крышах вагонов. О том, чтобы сесть в поезд, нечего и думать.

Актриса Наталья Бурмистрова
photo: courtesy of Griboedov Theatre
Актриса Наталья Бурмистрова

Потеряв всякую надежду, она села на перроне и расплакалась. И вдруг услышала: "Сестренка, давай сюда!" Из окна к ней потянулись руки – какие-то моряки ехали в отпуск после ранения, пожалели несчастную девушку и втащили в вагон.

Но дорога оказалось недолгой – уже на станции Петушки (120 километров от Москвы по Владимирской линии) поезд разбомбили. Люди расположились прямо на вокзале. Через несколько часов все заборы пошли на дрова для костров. А у новых друзей-моряков отпуск отложили на неопределенное время, они возвращались на фронт. "А ты уж как-нибудь пробивайся в тыл", – посоветовали они Наташе.

Она ходила по перрону в полной растерянности. Ноябрь, ударили морозы. А на ней – короткая шубка без пуговиц (в толчее оторвались все до одной), из вещей – одна маленькая сумочка. К Наташе подошел начальник станции: "Девушка, вы тут пропадете! На рассвете около водокачки будет формироваться эшелон в Казань. Я помогу вам сесть".

Но это было легче сказать, чем сделать. У водокачки собрались тысячи обезумевших людей, штурмом бравших эшелон. И все-таки каким-то необъяснимым чудом Наташе удалось втиснуться в вагон. А наутро у нее начался страшный озноб, поднялась температура, и она впала в забытье.

В подшефной воинской части
photo: courtesy of Griboedov Theatre
В подшефной воинской части

Очнулась в Казани, в тифозном бараке. И снова чудо – обессиленный организм справился с ужасной болезнью, Наташа выздоровела, и ее выписали. Она вышла на улицу в ватных брюках и ватнике, ушанке, брезентовых ботинках. Снизу на ней было надето мужское белье. Больше никаких вещей у нее не было.

"В больнице мне посоветовали отправиться в эвакопункт, что я и сделала, – вспоминала Наталья Михайловна. – Там меня зарегистрировали, выдали карточку на 400 граммов хлеба и 400 граммов сахара и ордер на "квартиру", то есть ванную комнату в одном из домов на Казанке.

Хозяйка долго не пускала меня: "Кончится война, что я буду делать без ванны?" К счастью, пришел хозяин, ни слова не говоря, отстранил жену от дверей и ввел меня в квартиру. Он положил на ванну несколько дощечек и какие-то мягкие тряпки, на раковину – фанерку, сверху поставил касторовую коптилку. "Ну вот, живи!" – сказал он".

На следующий же день Бурмистрова отправилась в Казанский драматический театр имени Качалова. Директор Ардаров, увидев бледную изнуренную девушку в ватнике, категорически отказался брать ее на работу. "Возьмите меня, – не сдавалась Наташа, – вы не пожалеете, я очень хорошая артистка!" Но директор был непреклонен.

В отчаянии Наташа сказала: "Придет время, когда вы будете просить меня работать у вас, а я не пойду!" Так, кстати, и случилось. Много лет спустя Наталья Михайловна с мужем, актером Игорем Злобиным, отдыхала в Кисловодске. Они пошли на спектакль Казанского театра, который приехал туда на гастроли. Злобин когда-то служил в этом театре, и после представления выдающаяся актерская пара отправилась за кулисы.

Актриса Наталья Бурмистрова
photo: courtesy of Griboedov Theatre
Актриса Наталья Бурмистрова

О, на этот раз Ардаров очень хорошо понимал, кто к нему пришел – к тому времени имя Бурмистровой уже гремело в театральном мире! Он принялся уговаривать Наталью Михайловну перейти к нему в театр, но она напомнила ему тот самый эпизод во время войны и добавила: "Когда-то я хотела у вас работать, но вы меня не взяли. Теперь вы просите меня об этом, а я не хочу".

В казанском эвакопункте Наташе предложили работу телефонистки пожарного депо. Конечно, она согласилась. Разве у нее был выбор? И начала работать – сутки через двое.

А вечерами вместе с хозяевами грелась у печки-буржуйки. Они ели тоненькие ломтики хлеба и запивали их кипятком – это и был обычный ужин в годы войны.

Однажды в пожарное депо принесли несколько билетов в театр имени Качалова. Наташа (правду сказать, единственная из сотрудников депо) с волнением и радостью отправилась на представление. Давали спектакль по пьесе Александра Гладкова "Давным-давно" (в 1962 году по этому произведению Эльдар Рязанов снимет свой знаменитый фильм "Гусарская баллада").

Роль кавалергарда Пелымова играл Игорь Злобин. Он не знал, что в зале сидит женщина, которая станет его женой и проживет с ним 50 лет. Не знала этого и Наташа…

Актриса Наталья Бурмистрова
photo: courtesy of Griboedov Theatre
Актриса Наталья Бурмистрова

Когда открылся занавес, Бурмистрова, не в силах сдержать вмиг нахлынувшие эмоции, разрыдалась и выбежала в фойе. Стояла, горько плакала и не могла остановиться. "Почему вы плачете?" – услышала она чей-то мягкий голос. Это был актер театра Саша Дайчман. И Наташа рассказала незнакомому человеку про все свои страдания.

Такой "крышесносный" Аполлон: как грузинский актер из "Заступников" покорил Россию? >>>

В антракте он вынес ей из буфета 400 граммов коммерческого белого хлеба и поинтересовался: "А вы бы поехали с фронтовым театром?". "Да, да, да! – закричала она. – Я погибну в этом депо!" Уже через несколько дней, по совету Дайчмана, она пришла в клуб железнодорожников, где организовывали фронтовой театр. О том, что было дальше, лучше самой Бурмистровой не расскажешь.

Вот как она об этом вспоминала: "Меня встретил руководитель театра Таинский – огромный краснолицый человек с невероятно голубыми детскими глазами и сказал: "Ах, матушка моя, да у нас уже все штаты заполнены!" Но увидев мое опрокинутое лицо, директор пожалел меня: "А впрочем, наша героиня у нас под вопросом. Ее муж – крупный хирург. Сейчас решается его дело. Если он останется в Казани, она с нами не поедет. Если его отправят на фронт, жена поедет с нами... Но, на всякий случай, не можете ли вы показаться нам хоть в чем-нибудь? Вот, например, мы готовим "Таню" Арбузова. Вы играли когда-нибудь Таню?"

Я, не задумываясь, сказала: "Да, только я забыла. Мне надо вспомнить. Дайте мне пьесу на одну ночь". Всю ночь горела моя коптилка. Я готовила самую сильную сцену пьесы – сцену смерти ребенка. На следующий день в два часа я пришла в железнодорожный клуб. Дождалась конца репетиции. Тинский сказал: "Пожалуйте на сцену!" Мне дали партнеров. Свободная часть труппы уселась в зале, и я начала свою борьбу за право вернуться в театр.

Я играла как в бреду, все мои душевные силы были возбуждены. В мозгу билась одна мысль: "Я должна им понравиться! Я должна их убедить!" И я их убедила. Когда я закончила, на сцену бросились актеры с зареванными лицами, целовали меня, тискали. По краснощекому лицу Тинского тоже текли слезы: "Возьму я тебя! Проведу хоть костюмершей, хоть рабочим сцены, но возьму! Ах ты моя маленькая актрисуля!" Наверное, я играла хорошо, так, как никогда в жизни. А потом мне повезло: героиня с мужем осталась в Казани, и я на законном основании стала артисткой театра дорпрофсожа".

"Дорпрофсож" – это дорожная профсоюзная организация железной дороги. Казанские железнодорожники на свои средства организовали санитарный поезд, прицепили к нему агитвагон, в котором и расположилась труппа.

Вся актерская бригада окончила краткосрочные медицинские курсы, и когда поезд отправился на фронт, артисты, по совместительству и санитары, подбирали раненых, доставляли их в полевые госпитали, а оттуда на своем поезде отвозили в Арзамас-2, где базировалась группа стационарных госпиталей. Приводили поезд в порядок и снова возвращались на фронт. И так в течение трех лет. Они научились делать перевязки, ставить уколы. И, конечно, давали на фронте спектакли и концерты.

В спектакле Барабанщица
photo: courtesy of Griboedov Theatre
В спектакле Барабанщица

В репертуаре театра были две концертные программы и две пьесы – "Со всяким может случиться" Бориса Ромашова и "Таня" Алексея Арбузова. В обоих спектаклях Бурмистрова играла главные роли, а в концертах пела "Землянку", "Темную ночь" и другие военные лирические песни. Но главный хирург поезда Илларион Петровский не уставал повторять Бурмистровой: "Останешься жива, поступай в медицинский. У тебя есть жилка".

А война все шла – страшная, холодная, голодная. Многие актеры решили как-то подзаработать. О том, какой бизнесмен получился из артистки Наташи Бурмистровой, она рассказывала сама: "Нам сказали, что кусок простого мыла в прифронтовой полосе стоит 5 рублей, а в Арзамасе – 10... И вот все мы на последние гроши понабрали мыла.

В Арзамасе, закончив со своими делами, я кинулась на рынок. Целая шеренга баб держала на газетках куски мыла. Я подлетела к одной: "Почем?" – "Пять рублей!" – "Как?" Я быстро обежала всю шеренгу: цена была незыблема – 5 рублей. Кинулась к одной из торговок: "Возьмите у меня 10 кусков по 5 рублей". А она: "Чего это я буду стоять и мерзнуть с твоим мылом по 5 рублей? Давай по четыре – возьму!" Я безропотно отдала свой мыльный запас...

На встрече с ветеранами
photo: courtesy of Griboedov Theatre
На встрече с ветеранами

А в другой раз, когда я стояла на подножке поезда на какой-то станции, ко мне подкатил разбитной сержантик и спросил: "Василиса Прекрасная, водки продажной нет?" Я похлопала по своей фляжке, где хранился запас наркомовских 100 грамм: "Есть!" – "Давай!" Я вылила водку в его фляжку. "Пробка у меня плохая!" – посетовал сержантик. "Я тебе свою подарю на память!" – ответила я.

"Ну спасибо, красавица", – и двинулся от поезда. Я возмущенно вскинулась: "А деньги?" "Какие деньги? С бойца деньги?" Я испугалась: "Тише, начальник поезда услышит!" А ему только этого и надо было. Разобравшись в ситуации, он резко повысил голос: "Спекулянтка, с бойца дерешь!" Я в страхе захлопнула дверь тамбура и спряталась в вагон. На этом закончился мой военный бизнес".

Мемориальная гримуборная Натальи Бурмистровой
photo: courtesy of Griboedov Theatre
Мемориальная гримуборная Натальи Бурмистровой

В конце 1944 года залетный самолет сбросил бомбы недалеко от города Бологое. Санитарный поезд серьезно пострадал, Бурмистрову с сильной контузией отправили в Арзамас, в госпиталь. Она пролежала там несколько месяцев, и в начале 1945 года с военным аттестатом, одетая в военно-полевую форму, прибыла в Москву, в отдел кадров Комитета по делам искусств. А уже через три года сыграла свою первую роль на сцене Тбилисского русского театра имени Грибоедова…

Грибоедовцы помнят свою звезду. В музее театра действует постоянная экспозиция, посвященная Наталье Бурмистровой. Гримуборная Натальи Михайловны сегодня является мемориальной.

Открытие мемориальной доски
photo: courtesy of Griboedov Theatre
Открытие мемориальной доски

Отдал дань памяти своему Почетному гражданину и Тбилиси: проходя по улице Леонидзе, пожалуйста, остановитесь у дома номер 10 – актриса прожила здесь 58 лет. Взгляните на мемориальную доску и вспомните Наталью Михайловну Бурмистрову – выдающуюся актрису, санитарку санитарного поезда, артистку передвижного фронтового театра.

1076
Темы:
Тбилиси. В тылу великой войны (35)

Встреча главы МИД РФ С. Лаврова и верховного представителя ЕС Ж. Борреля

На словах давить, на деле сотрудничать "новая" стратегия ЕС в отношении России

53
(обновлено 17:27 18.06.2021)
Глава европейской дипломатии обнародовал доклад о "новой" стратегии ЕС на российском направлении. В чем суть этой новой концепции и изменятся ли после этого отношения между Брюсселем и Москвой – читайте в материале Sputnik

Народная пословица гласит, что все новое – это хорошо забытое старое. Это правило неприменимо к тому, что представлено в качестве новой стратегии ЕС по отношению к России. 

Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности (с изрядной долей условности его называют министром иностранных дел ЕС или главой европейской дипломатии) Жозеп Боррель обнародовал доклад, который 24-25 июня будет рассмотрен в Брюсселе на саммите Евросоюза. В нем он огласил три принципа, на которых будет строиться "новая" стратегия ЕС в отношении России.

Слово "новая" я неслучайно взял в кавычки. В данном случае говорить о "новизне" могла бы спящая красавица, благополучно проспавшая последние полвека и вчера неожиданно проснувшаяся.

"Давать отпор, сковывать, взаимодействовать", - ровно то же самое, что ЕС делал на российском направлении последние двадцать пять лет, как минимум. Причем даже смысловая нагрузка этих терминов не изменилась. В интерпретации Борреля "давать отпор" - означает вмешательство во внутренние дела России под предлогом защиты прав человека, принципов демократии и международного права. "Сковывание" определяется как защита информационного пространства Евросоюза от попыток России донести свой взгляд на актуальные проблемы современности.

"Взаимодействие" же означает координацию усилий с Москвой в тех областях, в которых ЕС не может достичь желаемого успеха без российской поддержки.

По советским лекалам?

Если в этом есть что-то новое, то исключительно названия, присвоенные принципам, на которых базируется европейская стратегия на российском направлении. Суть же ее не изменилась еще с тех пор, как ЕС взаимодействовал с ныне несуществующим СССР, и даже с тех пор, как в первой половине ХХ века Страна Советов взаимодействовала с европейскими странами.

Тем не менее, для чего-то ЕС о новой-старой стратегии заявил. Более того, заявление Борреля прозвучало сразу после саммита ЕС-США (15 июня) и до российско-американской встречи в верхах в Женеве (16 июня).

Значит ли это, что евродипломат пытался послать Москве сигнал, что по итогам переговоров с Байденом в отношении Москвы с Западом ничего не изменится? Нет, не значит. Ибо все изменилось еще до переговоров. Ведь в лице Байдена именно коллективный Запад (причем его наиболее "ястребиные круги") вынужден был запросить у России переговоры на равных, под давлением обстоятельств непреодолимой силы признав, что многолетняя политика давления и повышения ставок в отношениях с Москвой себя исчерпала. У Запада больше нет аргументов для продолжения действий в прежней парадигме.

Следим за руками!

Почему же Боррель новыми словами рисует старую политику? Потому что давно пора привыкнуть к тому, что Запад говорит одно, думает другое, а делает третье. А также вкладывает в один и тот же термин массу разных смыслов. Для внутреннего западноевропейского употребления смысл один, для России – другой, для серой лимитрофной зоны на восточных границах ЕС – третий.

В данном случае важны не задекларированные принципы, которые, в отличие от весьма подвижной международной политики ЕС, остаются неизменными на протяжении десятилетий, а конкретные действия по их реализации и приоритетности.

Простой пример. В полузабытой уже истории с Навальным Германия заняла формально весьма жесткую позицию. Немцы на высшем уровне безоговорочно приняли версию отравления, официально выражали России протесты и озабоченности. Но когда их союзники по ЕС попытались намекнуть, что сильным ходом в данной ситуации было бы введение санкций против "Северного потока – 2", германские политики сказали "это другое" и постарались оперативно сбагрить оппозиционера назад в Россию.

Результат: Навальный сидит, "СП-2" практически достроен (даже США уже не берутся помешать окончанию строительства), об инциденте все почти забыли. Действия Германии полностью соответствовали задекларированной только вчера "новой" стратегии ЕС. Берлин "дал отпор", озаботившись здоровьем оппозиционера, "сковал" Россию, отказавшись рассматривать альтернативные версии его болезни, при этом успешно продолжает взаимодействие с Москвой по конкретным и важным для Германии экономическим проектам.

Думаю, что если ситуация резко и драматически не изменится (а такое возможно, поскольку Запад внутренне не един и по поводу взаимоотношений с Россией там продолжается активная борьба), то дальнейшее развитие отношений России с ЕС будет иметь примерно тот же рисунок, что и описанный германский случай.

Западная Европа будет выражать обеспокоенность и делать жесткие заявления по поводу российской внутренней политики и прав оппозиции, при этом практически не имея возможности реально влиять на ситуацию в России. Свое информационное пространство ЕС также будет защищать от невыгодных ему сравнений с растущей Россией. Но вот в том, что касается конкретного экономического сотрудничества, Европа будет стараться избегать конфронтации и политизации, введения новых санкционных пакетов, постарается постепенно не отменить, но обойти (нивелировать) уже введенные санкции. "Новая" стратегия ЕС будет состоять в экономическом сближении с Россией при старательном политическом дистанцировании и подчеркнутом информационном шуме, имитирующем "жесткую борьбу".

Предотвратить "бунт лимитрофов"

Зачем же лидеры ЕС демонстрируют эти чудеса политической эквилибристики? Вынужденно. За двадцать пять лет нараставшего противостояния с Россией Запад вырастил целую свору лимитрофных режимов, весь смысл существования которых заключается в организации антироссийских провокаций. Часть из них вошли в ЕС, другим повезло меньше, но все они могут существовать лишь в формате внешней ресурсной накачки. Собственной базы для поддержания суверенного существования у них недостаточно.

Снижение напряженности в отношениях Запада и России, не говоря уже о потенциальном переходе к нормальным прагматичным контактам, обессмысливает подкормку лимитрофов. Они уже ощутили на себе недостаток внимания Запада, и с ними (с прибалтами, поляками и с украинцами) уже случились первые истеричные припадки по этому поводу.

Проблема Запада заключается в том, что в эпоху противостояния с Россией он позволил лимитрофам занять слишком серьезные позиции в структурах, формирующих западную политику (в том числе – в НАТО и ЕС). Поменять нынешнее положение дел быстро нельзя, для этого требуется время – несколько лет, в течение которых влияние восточноевропейских стран на политику Запада должно быть обнулено, а сами они маргинализированы. Для Запада крайне важно не допустить в течение этого времени "бунта лимитрофов", которые в отчаянии могут попытаться спровоцировать конфликт с Россией, даже рискуя боевыми действиями на собственной территории.

Поэтому в своих лучших традициях ЕС заявляет о фактической неизменности своей политики (чтобы лимитрофы не волновались), при этом прекрасно понимая, что никто не может помешать ему играть смыслами заявленных "стратегических принципов" так, как он захочет.

Кстати, и на случай внезапного охлаждения с Россией тоже страховка. Никто ведь сегодня не может предсказать, какая группировка внутри Запада победит и какие политические принципы на российском направлении будут в реальности доминировать.

53
Визит президента Турции Р. Эрдогана в Азербайджан

Как война в Карабахе усилила позиции Турции на Южном Кавказе

197
(обновлено 09:50 18.06.2021)
Сергей Маркедонов, ведущий научный сотрудник МГИМО МИД России, главный редактор журнала "Международная аналитика" в статье для Sputnik Грузия рассказывает о возросшем влиянии Анкары на события на Южном Кавказе

Риторике Ильхама Алиева 15 июня 2021 года мог бы позавидовать искушенный восточный поэт: "Сегодня исторический день. Сегодня мы принимаем президента Турции, моего брата Реджепа Тайипа Эрдогана в освобожденной Шуше…" Президент Азербайджана не скупился на комплименты в адрес высокого гостя. Однако оценка практических последствий визита турецкого президента в Нагорный Карабах в контексте утверждения нового статус-кво на Кавказе намного важнее, чем анализ различных риторических приемов.

Ведь Алиев не слишком грешил против истины, говоря об историческом значении приезда Эрдогана. В Шуше лидеры двух государств подписали Декларацию о союзнических отношениях. Между Анкарой и Баку за весь период после распада Советского Союза и появления на карте мира независимого Азербайджана было подписано немало документов как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Стратегическая близость была их лейтмотивом. В чем же новизна июньской декларации? Создает ли она новые реалии? Или углубляет старые тренды?

Сердцевина Карабаха

Если Нагорный Карабах может считаться сердцевиной армяно-азербайджанского конфликта, то Шуша – это центр карабахского противостояния. Слишком много вокруг нее сформировано символов. Неоднократно этот город становился местом противостояния двух народов. И в ходе "осенней войны" 2020 года между Азербайджаном и Арменией именно битва за Шушу стала последним аккордом в процессе ломки старого статус-кво, существовавшего в Карабахе на протяжении двадцати шести лет с 1994 по 2020 гг.

Но это далеко не единственный итог конфликта между двумя соседними государствами. Свои позиции в Кавказском регионе значительно усилила Турция. Назвать ее новым игроком не представляется возможным. Анкара признала новое азербайджанское государство уже через день после подписания Беловежских соглашений (распад СССР 8 декабря 1991 г.). И впоследствии Турция последовательно поддерживала Азербайджан в его подходах к карабахскому урегулированию, вопросах военного и государственного строительства. Она же стала важным фактором "суннизации" азербайджанской мусульманской общины, где ранее доминировал шиизм. Но "осенняя война" 2020 года вывела взаимодействие двух стран на новый уровень.

Азербайджан-Турция: новое качество кооперации

Ранее ни одно из государств за рамками пространства бывшего СССР не вмешивалось столь открыто в постсоветский этнополитический конфликт. США в 2008 и в 2014 гг. открыто выражали недовольство "российским ревизионизмом" в Грузии и на Украине, а Румыния последовательно поддерживала Молдову в ее решимости реинтегрировать Приднестровье. Однако их реакции ограничивались либо дипломатическим форматом, либо, как максимум, военными демонстрациями. Турция нарушила это негласное табу на невмешательство в регионы, имеющие особую значимость для Москвы. И сегодня по факту Анкара является важнейшим игроком на постсоветском Кавказе. И ее устремления одним Азербайджаном не ограничены. Турция – важнейший инвестор в грузинскую экономику, а ее духовно-религиозное влияние на ряд регионов Грузии (Аджария) не менее очевидно, чем "суннизация" на Апшеронском полуострове.

В Шушинской декларации, если мы внимательно посмотрим на этот документ, нет каких-то совершенно незнакомых нам идей. Приверженность Карскому договору от 13 октября 1921 года? Анкара годами ее демонстрировала! На высшем уровне это регулярно озвучивалось, так как турецкие власти позиционировали себя как гаранта статуса Нахичевани в составе Азербайджана. В новом договоре, заключенном в Шуше, есть отсылки и к прежним соглашениям ("О развитии дружбы и всестороннего сотрудничества", "О стратегическом партнерстве и взаимной помощи"). Суверенитет, территориальная целостность, военная кооперация и взаимная поддержка. Все это в той или иной мере уже провозглашалось. Наверное, можно увидеть здесь заостренность некоторых положений, касающихся взаимной поддержки в случае агрессивных действий третьих сил или риторические заявления о победе и "прекращении оккупации".

Но ценность декларации, рискнем предположить, не в формальных ее положениях. Президент Турции побывал в Карабахе, сделал заявления об открытии консульства в "культурной столице" Азербайджана (Шуша получила этот статус в мае 2021 года), а также об организации производства на территории страны-союзницы беспилотников. Все это говорит о новом качестве турецкого присутствия не только на Кавказе, но и в Евразии в целом. Несколько лет назад, оценивая вовлечение Москвы в сирийский конфликт, известный политолог-международник Дмитрий Тренин сделал вывод о тестировании российских глобальных амбиций. Тогда, в 2015 году, Анкара рассматривала действия в Сирии как покушение на свое "ближнее зарубежье". Похоже, в 2021 году мяч возвращается на постсоветское пространство, где теперь уже Турецкая Республика пытается заявить о себе, как о самодостаточной величине. Не как доверенный представитель НАТО, а евразийская держава, готовая решать свои задачи без лишней опеки с чьей-либо стороны.

На Ближнем Востоке или в Африке Турция прибегала к "ревизионистской тактике" не раз. Теперь она апробирует тот же алгоритм на Кавказе и в Черноморском регионе, если принять во внимание растущую военно-техническую кооперацию Анкары и Киева.

Сегодня для армян утрата Шуши – национальная травма, а для азербайджанцев – символ возвращения "своего Карабаха". Впрочем, 15 июня 2021 года у этого города появилась еще одна смысловая нагрузка – символическая демонстрация турецко-азербайджанского единства. Новый уровень военно-политической и экономической кооперации Турции и Азербайджана не только декларируется – он реализуется на практике.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

197
Теги:
Южный Кавказ, Азербайджан, Турция, Грузия
Футбол. Отборочный матч Евро-2020. Россия - Шотландия

Сборные Англии и Шотландии не определили победителя в матче ЕВРО-2020

0
В заключительном туре группового этапа англичане 22 июня сыграют с чехами, шотландцы в этот же день встретятся с хорватами

ТБИЛИСИ, 19 июн — Sputnik. Футболисты сборной Англии сыграли вничью с командой Шотландии в матче группового этапа чемпионата Европы.

Встреча второго тура в группе D, прошедшая на стадионе "Уэмбли", завершилась со счетом 0:0.

На матче присутствовали 20306 зрителей.

Таблица результатов группы D после второго тура

Место Сборная Игры Победы Ничьи Поражения Мячи Очки
1 Чехия 2 1 1 0 3:1 4
2 Англия 2 1 1 0 1:0 4
3 Хорватия 2 0 1 1 1:2 1
4 Шотландия 2 0 1 1 0:2 1

Матчи третьего тура в группе D (время тбилисское):

Хорватия-Шотландия, 22 июня, 23:00

Англия-Чехия, 22 июня, 23:00

Подписывайтесь на видео-новости из Грузии на нашем YouTube-канале.

Чемпионат Европы 2020: где и когда пройдут матчи
© Sputnik
Чемпионат Европы 2020: где и когда пройдут матчи
0
Теги:
Шотландия, Англия, Чемпионат Европы, футбол
Темы:
Чемпионат Европы по футболу 2020/2021: матчи, прогнозы, ставки