Константине Лорткипанидзе сидит на подбитой бомбе

Грузия в Великую Отечественную войну: крепкий тыл и тысячи воинов

17413
(обновлено 17:28 17.04.2020)
Без Грузии, без ее усилий было бы невозможно остановить немецкое наступление на Кавказе. Роль Грузии в Великой Отечественной войне велика и важна, и недооценивать ее не стоит

Дмитрий Верхотуров для Sputnik Грузия

Почему-то так получилось, что Грузия осталась на периферии истории Великой Отечественной войны. Вероятно, это связано с тем, что внимание военных историков было приковано к великим битвам, а историей тыла и военного хозяйства вообще занимались не так чтобы много.

К тому же Грузия, ассоциирующаяся с вином, фруктами и гостеприимством, и не воспринималась как важная военно-хозяйственная база. Во всяком случае, в сравнении с Центральным промышленным районом во главе с Москвой, Поволжьем, Ленинградом и Уралом.

Однако роль Грузии как тыла и военно-промышленного района была весьма значительна – об этом стоит рассказать особо.

Из Баку в Берлин?

На территории Грузии боев не было. Но это не значит, что Грузия не занимала заметного места в гитлеровских захватнических планах. Общеизвестно, сколь сильно Германия стремилась захватить крупные нефтяные запасы Баку; бакинская нефть рассматривалась немецким командованием и лично Гитлером как важнейший фактор в войне.

Но мало было захватить нефть — ее надо было вывезти в Германию. Маршрут предполагаемого вывоза пролегал как раз через Грузию.

Еще до революции был построен нефтепровод из Баку до порта Батуми, в котором находился также нефтеперерабатывающий завод. Этот нефтепровод был модернизирован до начала войны. Захват бакинских нефтепромыслов, этого нефтепровода и порта Батуми открывал для Германии возможность вывоза нефти по Черному морю и по Дунаю прямо на территорию Рейха.

Именно поэтому гитлеровцы с необычайным упорством стремились захватить Севастополь, уничтожить Черноморский флот, взять Новороссийск, Туапсе и прорваться как севернее, так и южнее Кавказского хребта. Грузия была, таким образом, на острие немецкого удара.

Все для фронта

Грузия во время войны стала тылом Закавказского фронта и Черноморского флота, переместившегося в конце 1941 года в порты Батуми и Поти. Грузия стояла за спинами солдат и моряков, отразивших немецкое наступление на Северном Кавказе и на черноморском побережье, и должна была дать им все необходимое для войны. Дать здесь и сейчас, без отлагательств. Иначе - поражение.

Георгий Леонидзе во время ВОВ на фронте
Георгий Леонидзе во время ВОВ на фронте

Положение сильно осложнялось двумя обстоятельствами. Во-первых, до войны Грузия не имела хорошо развитой черной металлургии и машиностроительной промышленности. В Грузинской ССР развивались преимущественно отрасли легкой и пищевой промышленности, базирующиеся на сельском хозяйстве. Единственным крупным металлургическим предприятием был Тбилисский стале-чугунолитейный завод "Центролит". Закавказский металлургический завод построить не успели.

Холокост, как решение "еврейского вопроса", или Как Бог мог допустить все это? >>>

Во-вторых, в 1942 году, когда немцы прорвались далеко на восток на Северном Кавказе и дошли до Волги, Грузия оказалась фактически изолированным районом, транспортная связь которого с остальной страной поддерживалась только через порты Баку и Красноводск на Каспийском море и через Среднюю Азию.

Из этого следовало, что войскам Закавказского фронта и Черноморскому флоту приходилось рассчитывать главным образом на экономические ресурсы закавказских республик: Грузии, Армении и Азербайджана.

В состав Закавказского фронта входило 11 общевойсковых, одна саперная (инженерные войска) и две воздушные армии. Черноморский флот включал: линкор "Парижская Коммуна", пять крейсеров, три лидера эскадренных миноносцев (в том числе "Ташкент"), 14 эсминцев и 47 подводных лодок, другие корабли и суда.

В решающие сражения 1942-1943 годов за обладание Кавказом и кавказской нефтью Грузия должна была напрячь все силы для снабжения армии и флота, которые вели упорные бои.

Самолеты, мины, автоматы...

Очень многое приходилось производить самостоятельно. В 1940 году в Тбилиси стали строить авиазавод, на площадку которого в 1941 году эвакуировали оборудование Таганрогского и Симферопольского авиазаводов.

В ноябре 1941 года начался выпуск самолетов. Для снабжения авиационного производства материалами были подключены все фабрики, подходящие по профилю.

К примеру, Грузинская кинокопировальная фабрика перешла на выпуск авиалаков, Грузинский химкомбинат давал казеиновый клей и краски, текстильные предприятия — специальную ткань, а мебельные и фанерные фабрики — шпон и деревянные детали для самолетов.

По решению Военного совета Закавказского фронта, было развернуто производство пистолетов-пулеметов ППШ, в котором было задействовано 14 предприятий. Сборку автоматов осуществляли Тбилисский машиностроительный завод им. Орджоникидзе и Паровозовагоноремонтный завод им. Сталина.

"Жить хочется даже в 100 лет" - история ветерана Отечественной войны >>>

В 1942 году было выпущено 50,6 тысячи автоматов, в 1943 году — 90 тысяч, а в 1944 году — 73,4 тысячи. В 1943 году Тбилисский машзавод стал арсеналом и сосредоточился на ремонте орудий, вооружения и оптики.

Помимо этого было развернуто производство 50-мм и 82-мм минометов и мин к ним, а также других видов боеприпасов, таких как ручные гранаты, авиабомбы. Ввиду острой нехватки металла, вынудившей СНК Грузинской ССР в ноябре 1941 года запретить использование чугуна для невоенных нужд, была разработана авиабомба П-40, которую делали из бетона.

Севастопольский судоремонтный и Севастопольский артиллерийский заводы, эвакуированные в декабре 1941 года в Поти, стали выполнять срочные работы по ремонту кораблей Черноморского флота, который вел активные боевые действия, помогая обороне Севастополя, десантным операциям, а потом обороне Новороссийска и Туапсе.

Всего в Грузию было вывезено более 20 крупных промышленных предприятий, не считая небольших заводов, а также различных учреждений.

Марганец, уголь и нефть

В Грузии добывалось важное военно-хозяйственное сырье. Главным был марганец Чиатурского месторождения, необходимый для производства высококачественной стали.

Марганец стали вывозить только в июле 1942 года через Баку и Красноводск на Магнитогорский металлургический комбинат — главный металлургический завод в СССР во время войны.

Добыча возобновилась в 1943 году, а в начале 1944 года Чиатура стал снова поставлять марганец в освобожденный Донбасс, в котором началось восстановление металлургических заводов.

Спасти во чтобы то ни стало – история грузинского Праведника мира Серго Метревели >>>

Зестафонский завод ферросплавов производил ряд сплавов, необходимых для черной металлургии: ферромарганец и ферросилиций. Во время войны было освоено производство металлического марганца, который заменял никель.

Кроме марганца, Грузия добывала золото, белый мышьяк, молибден, вольфрам — остро необходимое сырье для военной промышленности.

Войскам, флоту, промышленности нужно было много угля. Один только Черноморский флот потреблял 15 тысяч тонн угля за квартал. Ввозить его не было возможности, и потому основная нагрузка легла на грузинские угольные месторождения: Ткварчели, Ткибули и Алхацихе. Уголь давался тяжелым трудом, к тому же большую часть горняков заменили женщины и подростки.

В Грузии существовала также небольшая добыча нефти и два нефтеперерабатывающих завода – в Мирзаани и в Батуми. Нефтепровод Баку – Батуми частично разобрали в апреле – мае 1942 года, когда немецкое наступление достигло своего пика. Однако Батумский НПЗ продолжал работать и поставлять авиационный бензин, автобензин, керосин и нефтетопливо для кораблей. За 1943 год он переработал около миллиона тонн нефти.

Больше половины всей продукции — армии и флоту

Победа досталась Грузии очень большим напряжением сил. В Грузии в 1939 году проживало 3,5 млн. человек. На фронт ушли 562,7 тысячи человек, или 16% всего населения (или 32% всех мужчин, от младенцев до стариков).

Оставшиеся работали буквально не покладая рук. Грузия отдавала более половины своего производства армии и флоту, в 1942 году — 61%.

Республика одевала и обувала ведущие упорные бои войска. В 1942 году было сдано 418 тысяч шинелей, 372 тысячи гимнастерок, 274 тысячи шаровар, более миллиона пар сапог. И в 1943 году Грузия поставила армии 558 тысяч шинелей, 571 тысячу гимнастерок, 416 тысяч шаровар и миллион пар сапог.

Зерно, мука, мясо, сухофрукты, вино, табак, лекарственные травы и настои — все это тоже шло на нужды армии и Черноморского флота.

Грузинские рыбаки в 1943 году выловили 30 тысяч центнеров рыбы. А ведь это был очень опасный промысел, с серьезным риском попасть под удар немецкой авиации, атаковавшей все суда подряд.

Без Грузии, без ее усилий было бы невозможно остановить немецкое наступление на Кавказе. Роль Грузии в Великой Отечественной войне велика и важна, и недооценивать ее не стоит.

17413
Темы:
Тбилиси. В тылу великой войны (35)

Доллары

Стратегический ход: Россия вложила миллиард в госдолг США

110
(обновлено 18:32 24.02.2021)
Центробанк России в декабре увеличил вложения в государственные облигации США — сразу на миллиард долларов

Хотя все последние годы Москва планомерно избавлялась от этих бумаг: их доля в резервах — чуть больше процента. Зачем они понадобились сейчас, читайте в материале Натальи Дембинской для РИА Новости.

Прикупила бумаг

По данным Минфина США, у России в настоящий момент американских гособлигаций на 6,011 миллиарда: на 1,2 миллиарда — долгосрочных, на 4,8 — краткосрочных. В декабре запас пополнился на миллиард.

Реализуя эти бумаги, правительство США покрывает бюджетный дефицит и прочие расходы. Американский госдолг почти достиг 28 триллионов. В 2010-2013 годах российские вложения превышали 170 миллиардов. Москва входила в число крупнейших держателей трежерис. Но после того как в апреле 2014-го Вашингтон ввел санкции, от них стали избавляться.

В 2018-м Центробанк устроил масштабную распродажу, сократив портфель казначейских обязательств США сразу вдвое. Доля американских бумаг в международных резервах свелась к минимуму. Освободившиеся средства ЦБ перенаправил в золото, а также евро и юани.

Диверсификация

Американский госдолг публично представлен ценными бумагами, которые выпускает Министерство финансов США. Купить векселя и гособлигации могут физические и юридические лица, власти отдельных штатов и государств. Прибыль от этих бумаг невысока — в пределах двух с половиной — трех процентов. Но по европейским или японским долгам доходность вообще практически нулевая и даже отрицательная.

Однако дело в другом: государственные облигации США считаются одним из самых высоконадежных и ликвидных инструментов в мире. Их легко купить и продать.

"Вкладывать временно свободные средства в госдолг США выгодно. Два-три процента годовых — достаточно большие деньги, когда речь идет о миллиардах. В данном случае политика не должна влиять на экономические решения", — указывает в разговоре с РИА Новости член комитета Госдумы по финансовому рынку Дмитрий Скриванов.

Таким образом, нарастив объем трежерис, Москва технически обозначила свое присутствие на рынке. Это нужно и для диверсификации международных резервов. Сейчас у России 590 миллиардов долларов, из которых шесть миллиардов вложены в госдолг США напрямую. Аналитики объясняют: Москва следует общемировой тенденции. Спрос на доллар растет, потому что эта валюта меньше всего подвержена волатильности и инфляции.

"Миллиард долларов — достаточно внушительная сумма, такую можно вложить в весьма ограниченный набор активов. Золото перегрето, в евро и юанях уже и так большая доля резервов. Приобретение американского госдолга — это элемент диверсификации", — уточняет Виталий Манкевич, президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей.

Китайский вариант

Крупнейший держатель госбумаг США по состоянию на конец декабря — Япония (1,2 триллиона долларов). Раньше лидировал Китай, но теперь Пекин на втором месте с 1,06 триллиона. Замыкает тройку Великобритания — 428,9 миллиарда.

Из-за торговой войны китайцы планомерно избавлялись от этих бумаг, уменьшив вложения более чем на 200 миллиардов. Однако огромный американский долг, которым владеет Пекин, — это мощный рычаг давления на Вашингтон.

Продолжающийся конфликт подогревает опасения: вдруг второй крупнейший иностранный кредитор экономики США устроит масштабную распродажу трежерис. Последствия будут катастрофическими. Массовый сброс этих бумаг вызовет панику на рынке.

Однако это невыгодно самому Китаю. Во-первых, реализация в короткий период облигаций на 100-200 миллиардов неизбежно обрушит цены на них. В результате стоимость внешних активов и резервов самого Китая значительно снизится, равно как и выручка от продажи подешевевших трежерис.

Вдобавок рухнет доллар, а это Пекину тоже ни к чему. Ослабление американской валюты сделает китайский экспорт дороже.

Золотой запас

Уже несколько лет российский ЦБ делает ставку на золото, избавляясь от долларов. В 2020-м доля драгметалла в резервах впервые превысила объем американской валюты, а к февралю стоимость запасов монетарного золота достигла 136,7 миллиарда. За год золотой запас страны вырос почти на 28 тонн.

Драгметалл — универсальный денежный эквивалент — становится привлекательнее активов, приносящих процентный доход, к тому же страхует от любых санкционных рисков. Как отмечает Bloomberg, Россия продемонстрировала всему миру, что страна с крупной экономикой и большими золотовалютными резервами может избавиться от долларовых активов и при этом прекрасно себя чувствовать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

110
Бронетранспортер (БТР) на колесной платформе Бумеранг.

"Будет быстрее "Арматы": над каким новым танком работают в России

196
(обновлено 16:41 24.02.2021)
Мощный, скоростной и хорошо защищенный — на базе унифицированной бронированной платформы "Бумеранг" собираются создать первый российский колесный танк

Характеристики перспективного шасси позволяют монтировать на нем комплекс вооружения с такой же гладкоствольной пушкой, как на самоходке "Спрут-СД", объяснил гендиректор "Военно-промышленной компании" Александр Красовицкий. О том, какое место могут занять в войсках колесные танки, — в материале обозревателя РИА Новости Андрея Коца.

Пригодятся в Сирии

По словам Красовицкого, разработка унифицированной колесной платформы "Бумеранг" близка к завершению — госиспытания построенного на ней бронетранспортера К-16 запланированы до конца года. Как утверждают инженеры, в конструкции использовали самые современные достижения науки и техники. В дальнейших планах — испытания перспективной БМП К-17, техники специального назначения и других образцов. Гендиректор "Военно-промышленной компании" подчеркнул, что быстрое создание колесного танка на базе платформы "Бумеранг" — не проблема для промышленности.

Хотя подобную технику разрабатывали в Советском Союзе, в российской армии колесных танков — так неофициально называют семейство бронеавтомобилей, оснащенных мощным орудием в полноповоротной башне, — еще не было. Эти машины хоть и уступают гусеничным в защищенности, однако существенно превосходят их в скорости, маневренности и запасе хода.

"Колесные танки популярны в странах с подходящим для них грунтом, — рассказывает агентству военный эксперт Алексей Леонков. — В Африке, к примеру. Поэтому, в частности, в ЮАР предпочитают именно колесные танки. Их главные преимущества — скорость и межремонтный пробег. Если основной боевой танк, грубо говоря, сломается через десять тысяч километров, то бронеавтомобиль с пушкой проедет все сто тысяч".

По словам эксперта, подобные танки пригодились бы российской армии на центральноазиатском направлении, где довольно слабая пропускная способность железных дорог: колесные бронемашины гораздо легче перебросить по автотрассам. Кроме того, такая техника помогла бы в патрулировании — в той же Сирии.

Сейчас там военная полиция перемещается на бронеавтомобилях "Тигр" и БТР-82А.

Леонков подчеркнул, что перспективный танк, как и бронетранспортер, способен пересекать водные преграды, вести огонь с ходу и на плаву. Благодаря мощному вооружению его можно применять как в рейдах, так и в общевойсковых операциях — на флангах, в разведке, дозорах и боевом охранении.

Крупный калибр

Немаловажно и более щадящее воздействие колесной техники на дорожное полотно. Не секрет, что стальные танковые траки разрушают даже самый крепкий асфальт. Именно поэтому тяжелую бронетехнику предпочитают перевозить на специальных тягачах-транспортерах. Погрузка и выгрузка занимает немало времени, а колесный танк готов вступить в бой с марша, без заминок и специальной подготовки.

В качестве основного вооружения перспективного танка рассматривают боевое отделение со 125-миллиметровой пушкой, как у самоходки "Спрут-СД", разработанной специально для ВДВ. Гладкоствольная 2А75 на стабилизированной системе с автоматом заряжания и боекомплектом в 40 снарядов аналогична орудиям 2А46М танков Т-72 и Т-90. Самоходка ведет огонь всеми типами боеприпасов соответствующего калибра, а также противотанковыми управляемыми ракетами. Вспомогательное вооружение боевого отделения — спаренный с орудием пулемет ПКТ калибра 7,62 миллиметра.

В подобном оснащении пушечный "Бумеранг" может стать самым мощным колесным танком в мире. Подавляющее большинство боевой техники этого класса в странах Запада и Востока располагает орудиями калибра до 105 миллиметров. Колесные танки стоят на вооружении нескольких стран НАТО и азиатского региона. Это американские M1128 MGS на платформе Stryker, французские AMX-10RC, японские MCV, итальянские Centauro. Министерство обороны в начале 2010-х вело переговоры с Римом о покупке партии Centauro для Сухопутных войск. Несколько машин даже привозили в Россию на испытания, однако дальше дело не пошло: итальянские колесные танки не соответствовали российским требованиям к надежности боевой техники.

Против танков и дронов

Перспективную колесную платформу "Бумеранг" впервые продемонстрировали на параде Победы в 2015-м. Техника на этой базе заметно крупнее и мощнее советских и российских бронетранспортеров семейства БТР.

На шоссе двигатель ЯМЗ-780 мощностью 750 лошадиных сил разгоняет машину до 100 километров в час. Моторное отделение — в передней части, что позволяет осуществлять посадку и высадку десанта с кормы. У машин семейства "Бумеранг" многослойное бронирование с содержанием керамики, а это гораздо надежнее гомогенной защиты.

Самой мощной машиной семейства "Бумеранг" пока считается колесная БМП К-17 с дистанционно управляемым универсальным боевым модулем "Бумеранг-БМ". Вооружение — 30-миллиметровая автоматическая пушка 2А42 с селективным боепитанием и боезапасом до 500 снарядов, против танков — две сдвоенные пусковые установки ПТРК "Корнет".

Есть вариант посерьезнее. Один из возможных боевых модулей для К-17 — АУ-220М "Байкал" с 57-миллиметровой пушкой скорострельностью 120 выстрелов в минуту. Считается, что мощности ее снарядов достаточно для борьбы со всеми современными БМП западной школы. Кроме того, калибр в 57 миллиметров позволит эффективно уничтожать беспилотные летательные аппараты, в том числе малоразмерные, на дальности до 12 километров.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

196
Видеомост Москва-Тбилиси-Баку-Ереван на тему: Энергетика, транзит и грузооборот Закавказья

"Закавказский Транссиб" как гарант безопасности и мира в регионе

94
(обновлено 21:05 24.02.2021)
Как отметили эксперты в сфере экономики из разных стран, вопрос железнодорожного сообщения Армении с Россией через Азербайджан принесет новые возможности и выгоды и Грузии тоже

ТБИЛИСИ, 24 фев — Sputnik. Сейчас нет причин беспокоиться о том, что Грузия может потерять свои транзитные преимущества на Кавказе, заявил эксперт по экономическим вопросам Иосиф Арчвадзе в ходе видеомоста Москва-Тбилиси-Баку-Ереван на тему: "Энергетика, транзит и грузооборот Закавказья".

Основной темой обсуждения стал вопрос железнодорожного сообщения Армении с Россией через Азербайджан, который был поднят в ходе встречи президентов Владимира Путина и Ильхама Алиевым, а также премьер-министра Никола Пашиняна 11 января текущего года в Москве. Среди поставленных задач стороны назвали разблокирование экономических, торговых и транспортных связей в регионе, открытие границ.

Несмотря на то, что во встрече Грузия не участвовала, в стране многие задались вопросом, не будет ли сужена роль Грузии как транзитной страны при развитии инфраструктуры и разблокировании железнодорожного сообщения между Арменией и Азербайджаном в соседние государства.

"Во-первых, мы должны смотреть в будущее, потому что возможности пропускной способности железных дорог и сухопутных путей должны быть не только основаны на нынешнем объеме и потенциальных возможностях каждой из трех южнокавказских стран, но и должны рассматриваться в перспективе. То есть, со временем транспортный поток, объем грузоперевозок возрастет, и необходимо будет развивать дорожную инфраструктуру. Интенсивность движения товарных потоков увеличится за счет роста экономического потенциала всех трех южнокавказских стран. Это одно условие. Другое – сами страны Южного Кавказа не только являются ближайшими соседями, но каждая из них выполняет транзитную функцию, и эти функции будут со временем возрастать", – рассказал Арчвадзе в Мультимедийном пресс-центре Sputnik Грузия.

По его словам, перспективы использования грузинских железных дорог и других транспортных узлов оптимистичны. Этому способствует и тот факт, что в Грузии уже началось строительство самого длинного девятикилометрового тоннеля Квешети-Коби, который сделает транспортную связь Грузии с Россией бесперебойной на протяжении круглого года, что облегчит транзит армянских товаров через Грузию в Россию и наоборот, отметил экономист.

Иосиф Арчвадзе. Видеомост Москва-Тбилиси-Баку-Ереван на тему: Энергетика, транзит и грузооборот Закавказья
© Sputnik / Alex Shlamov
Иосиф Арчвадзе. Видеомост Москва-Тбилиси-Баку-Ереван на тему: "Энергетика, транзит и грузооборот Закавказья"

Как заявил главный редактор аналитического журнала Геоэнергетика.инфо Борис Марцинкевич, планом восстановления железнодорожного сообщения между территорией Азербайджана и Нахичеванской Республикой должен, в первую очередь, заняться сам Азербайджан, хотя в реализации столь масштабного проекта не меньше заинтересованы Россия, Армения и даже Турция.

"Азербайджану эта дорога нужна для того, чтобы восстанавливать семь районов, чтобы была прямая транспортная связь с Нахичеванем. Россия заинтересована, поскольку соединение железных дорог России и Азербайджана в полном порядке – из станции в Нахичеване можно доехать в Тегеран. Прямой интерес Армении – это транзитные платежи за пересечение ее территории южнокавказской железной дорогой, если она будет восстановлена. Кроме того, у Армении появится возможность наконец заняться реализацией железнодорожных проектов. Есть серьезные перспективны армяно-китайского сотрудничества. В восстановлении железной дороги заинтересованы все, в том числе и Турция. У нее сейчас один вариант – через Грузию, но лишними транспортные возможности не бывают", – сказал Марцинкевич.

В ходе видеомоста было отмечено, что любые совместные экономические проекты будут только способствовать решению конфликтов и вопросов безопасности в регионе, а также сделают его конкурентноспособнее.

"Сегодняшняя ситуация – тренд на деглобализацию – дает нашим странам возможность самим решать те проблемы, которые накопились в регионе, без участия внерегиональных игроков. Когда мы эти вопросы решаем сами, уверен, результаты будут более позитивными для стран региона. На мой взгляд, руководства всех стран нашего региона должны проявить, в первую очередь, политическую волю", – сказал профессор UNEC, замдиректора Русской школы экономики Эльшад Мамедов.

Аналогичное мнение высказал экономист, экс-депутат парламента Армении и экс-мэр Еревана Ваагн Хачатрян.

"Любые такие совместные экономические программы только способствуют решению конфликтов и вопросов безопасности в регионе. Если Армения и все страны Закавказья будут вовлечены в такие совместные масштабные проекты, будет обеспечена и безопасность в регионе, и экономическая выгода. Природа дала нам возможность жить в этом регионе. Грузия должна обязательно участвовать в этой работе – новые возможности принесут новые выгоды тоже", – считает он.

Кроме того, Хачатрян рассказал о важной инициативе создания "Единой энергетической системы". По его словам, такая идея появилась в 2015 году и четыре страны – Иран, Армения, Россия и Грузия – договорились о создании так называемого энергетического коридора. Теперь, когда обсуждается дальнейшее развитие энергетических связей, можно говорить и о создании такой системы для пяти стран, включая Азербайджан, и даже присоединить Турцию, считает экономист.

94
Темы:
Экономика Грузии