Протесты в Иране

Красных линий больше нет: США и Иран продолжат курс на обострение

725
(обновлено 15:42 10.01.2020)
Соединенные Штаты поставили Ближний Восток на грань большой американо-иранской войны. И несмотря на то, что Вашингтон и Тегеран сейчас вроде как сбавили накал угроз, от этой грани еще никто не отошел

Хозяин слова

На самом деле все началось с серии американских ракетно-бомбовых ударов по позициям шиитских ополчений в Сирии и Ираке. В результате погибли не только сирийцы, но и иракские ополченцы – де-факто бойцы армии союзной американцам страны. Разозленные местные жители отправились на штурм посольства США в Багдаде.

Здание они, естественно, не захватили – однако перед Вашингтоном тут же возник призрак истории 40-летней давности (захват посольства США в Тегеране). И американское руководство решило наказать тех, кто был инициатором штурма. Не своих военных, естественно, а иранских – по мнению США, организатором штурма был командующий всеми иранскими зарубежными военными операциями, легендарный генерал Кассем Сулеймани. Американцы демонстративно убили его – другим в назидание.

Однако в Тегеране урок не поняли – и ответили ударом на удар. Ракетной атакой на две американские базы (с одной из которых, кстати, и взлетел дрон, убивший генерала). Причем ответили, даже несмотря на предупреждение Трампа о том, что за атаку на американских военных он нанесет полномасштабный удар по пяти десяткам иранских объектов (в том числе и представляющих не военную, а культурную ценность).

В итоге Трамп – признаем, что один из самых воинственных американских президентов – должен был решать: сдержать ли обещание и начать войну или спустить ситуацию на тормозах? И Трамп – один из самых рационально-циничных американских президентов – выбрал второй вариант. Хозяин своего слова взял его назад. Он заявил, что в ходе ракетных ударов никто из американцев не погиб и что он воздержится от военного удара по "отступающему Ирану", вместо этого сделав упор на санкции и давление.

Причины решения понятны и рациональны – война США с Ираном похоронит не только Исламскую Республику, но и шансы Трампа переизбраться в 2020 году.

Все только начинается

Однако здравомыслие Трампа отнюдь не означает, что ситуация вошла в русло вялотекущего конфликта. Этого русла уже нет. Вашингтон и Тегеран пересекли красные линии, выставленные и уважаемые обеими сторонами – и сейчас в обеих столицах готовы к новым боям, на своего рода дипломатической терра инкогнита.

Соединенные Штаты перешли линию первыми – когда они демонстративно (и это ключевое слово) ликвидировали одного из высших военных руководителей Ирана, являвшегося к тому же национальным героем страны и, как пишут некоторые эксперты, имевшим шанс стать следующим президентом Исламской Республики.

Затем Вашингтон отказался от риторики "мы воюем с иранским режимом, а не с народом" – когда Трамп пригрозил разбомбить объекты культурного наследия, он фактически пригрозил целой цивилизации. Оба этих момента сделали то, что не могла осуществить вся иранская пропаганда – они сплотили иранское общество (бурлящее и раскалывающееся из-за экономического влияния санкций, а также из-за неприятия частью иранцев больших государственных трат Исламской Республики на операции в Йемене, Сирии и Ираке).

Причем сплотил Вашингтон не только иранцев, но и иракцев. Многолетняя работа Саудовской Аравии и других сил по разжиганию среди иракских шиитов недовольства иранским доминированием в этой арабской стране оказалась под угрозой – демонстративный удар по кортежу Сулеймани возле Багдада, параллельное убийство лидера иракского шиитского ополчения Абу Махди аль-Мухандиса (который был вместе с Сулеймани) и других иракских бойцов сплотило местных шиитов.

Настолько сплотило, что они провели через парламент резолюцию с требованием к США вывести войска из Ирака. И когда Трамп отказался подчиняться этому решению (по причине того, что "войска выводить пока рано"), то госсекретарь Майк Помпео намекнул на то, что иракский парламент отражает волю Тегерана, а не иракского народа – все это лишь усилило антиамериканские настроения в Багдаде.

Что касается иранцев, то они сделали то, что до них не получалось ни у одной страны. Они нанесли демонстративный ракетный удар по американским базам – и не получили за это никакой военной "ответки". Это была важнейшая красная линия для обеспечения безопасности США.

Глава МИД: американские военные базы на территории Грузии размещены не будут >>

Эта безопасность базировалась не только на американской военной мощи, но и на уверенности врагов Америки в том, что в случае нападения на Штаты вся американская мощь на них обрушится. Сейчас отказ Трампа бомбить Иран поколебал в американских врагах (не только иранских военных, получивших стимул для разработки дальнейших военных операций против США, но и "уважаемых товарищей" из других стран) эту уверенность. А значит, можно ожидать дальнейшие военные инциденты.

Возможности и риски

За ирано-американским конфликтом пристально следят в заинтересованных странах. Одни из них уже просчитывают выгодные направления этого конфликта, а другие – свои потенциальные убытки. Как политические, так и экономические.

В первых рядах разжигателей конфликта находятся, конечно же, Израиль и Саудовская Аравия. Две страны, жизненно заинтересованные не только в конфликте, но и в прямой американо-иранской войне (ибо Тель-Авив и Эр-Рияд рассматривают Иран как экзистенциального врага и при этом не могут справиться с ним своими силами).

Соответственно, Израиль и Саудовская Аравия крайне заинтересованы в появлении неких новых инцидентов, которые вынудят Трампа все-таки сдержать слово и нанести массированный удар по Ирану. Например, в терактах против американских граждан, след от которых приведет к Тегерану.

На крайний случай подойдут и преступные действия Ирана против международного сообщества (наподобие потерпевшего катастрофу украинского лайнера, вину за которую уже возлагают на иранское ПВО, которое почему-то решило сбивать самолеты возле столичного аэропорта). За эти действия можно провести против Исламской Республики новые санкции.

Среди пострадавших же прежде всего конструктивные соседи Ирана – Армения и Азербайджан. Хотя бы потому, что в случае начала войны на территорию этих кавказских республик хлынут миллионы иранских беженцев, которых придется кормить, обувать и размещать.

Но даже если войны не будет, то дальнейшая эскалация американо-иранских отношений может привести к усилению американского давления на Ереван и Баку с целью вовлечь эти страны в ось по сдерживанию Ирана. Инструменты для этого давления у Трампа есть. Предыдущие попытки американцев втянуть Армению и Азербайджан в конфликт с Ираном закончились неудачей, однако и серьезные средства давления в тот момент еще не использовались.

Как отразится на Грузии возможный конфликт между Ираном и США >>

Наконец, обострение американо-иранского противостояния может поставить под вопрос реализацию амбициозных экономических проектов, которые Ереван и Баку хотят реализовать с участием Тегерана. Речь, прежде всего, о транспортных коридорах "Север – Юг" (которые позволят соединить Европу и Индийский океан, минуя Суэцкий канал), а также о сотрудничестве в области энергетики.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

725
Темы:
Иран vs США: последствия ликвидации Касема Сулеймани (31)

Сирийские туркоманы в Карабахе: поездка на войну или большое переселение?

33
(обновлено 09:06 27.11.2020)
Вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе привлек несколько тысяч сирийских наемников, которые прибыли в зону боевых действий при посредничестве Турции, и действовали на стороне Азербайджана

Сирийские боевики-переселенцы могут стать реальностью послевоенного Нагорного Карабаха. Аналоги в истории есть: переселение албанцев в сербское Косово при Османской империи. Для Турции эта организованная миграция – дополнительная возможность закрепиться на Южном Кавказе всерьез и надолго.

Вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе привлек несколько тысяч сирийских наемников, которые прибыли в зону боевых действий при посредничестве Турции, и действовали на стороне Азербайджана. После заключения трехстороннего соглашения и прекращения войны до сего дня ничего не известно о возвращении туристов-террористов на родину. Высока вероятность, что сирийцы поселятся со своими семьями в районах, возвращенных Азербайджану.

По данным телеканала Sky News Arabia, турецкое правительство содействует миграции туркоманских семей с северо-востока Сирии в районы Нагорного Карабаха (переселенцам обещают азербайджанское гражданство), чтобы изменить демографию региона. Турция уже имеет опыт подобной трансформации в городе Африн (на северо-востоке Сирии), где сегодня проживает менее семи процентов коренных жителей.

Представитель Автономной администрации северо-востока Сирии Шафан аль-Хабури в интервью Sky News Arabia подтвердил информацию об инициативе турецкого правительства по переселению сирийских семей в Нагорно-Карабахский регион. И подчеркнул, что руководство Турции не забывает о существовании в 1923-1929 годах на территории Карабаха "Республики Красный Курдистан" со столицей в городе Лачин.

Ничего чересчур фантастического в этом проекте нет. Переселенцы-туркоманы (потомки волн тюркского заселения Ближнего Востока до образования Османской империи) с террористическим опытом представляют собой вполне подготовленный "воинский контингент", за небольшие деньги способны участвовать в боевых действиях все равно где и против кого. А гипотетическое превращение Карабаха в подобие "кавказского Косово" позволит Анкаре в любое время выступить на защиту братского народа. Турецкий парламент уже одобрил отправку войск в Азербайджан, и это лишь начало большой геополитической игры на Южном Кавказе – с участием запрещенных в РФ террористических организаций "Джебхат ан-Нусра", "Фиркат Хамза", "Султан Мурад", и экстремистских курдских группировок.

Новые "янычары" Кавказа

Турецкая сторона официально отрицает отправку наемников в Азербайджан, и заявляет о поддержке Армении боевиками Рабочей партии Курдистана (РПК), которая десятилетиями борется против турецких властей. В Баку утверждают, что на стороне Армении – наемники из Сирии и Ливана, что технологически возможно, но уже неактуально. Хрупкий мир проходит испытание временем. Необходимо искать дипломатический выход из карабахского тупика, а не переселять туда ближневосточных "колонистов" с сомнительным прошлым.

Напомню, в провинциях Латакия и Алеппо проживают около 100 тысяч сирийских туркоманов, которые связаны с рядом террористических организаций, и много лет воюют с правительственными войсками САР. Власти Турции поддерживают вооруженные формирования туркоманов. Медиа-ресурс Аfrinpost 23 ноября сообщил, что турецкие власти открыли два офиса в центре курдского региона Африн на севере Сирии для семей, желающих зарегистрироваться для переезда в Нагорный Карабах, "на территорию, занятую азербайджанской армией". И к ним уже выстроились очереди туркоманских семей (преимущественно из провинции Хомс). Вероятно, всех этих людей сумели мотивировать. Перед отправкой мигрантов в Нагорный Карабах турецкая разведка заносит их данные в свою базу.

По оценке руководителя азербайджанского Центра курдской культуры "Ронаи" Фахраддина Пашаева, сегодня в Азербайджане проживают около 240 тысяч курдов, но Турция намерена переселять в Нагорный Карабах не ближневосточных курдов, а исключительно туркоманов (с семьями). Пойдет ли это на пользу Азербайджану, не говоря уже об армянском населении?

Согласно переписи 1923 года, в Нагорно-Карабахской автономной области армяне составляли 94%, 6% были представлены в основном азербайджанцами. Курды и русские оставались в явном меньшинстве. За годы советской власти доля армянского населения в Карабахе снизилась до 77%, азербайджанцев стало более 21%. Война начала 1990-х годов внесла свои коррективы. Демографический состав на перспективу труднопредсказуем.

Армейские будни

Российская группировка миротворцев в армянской части Нагорного Карабаха делает все возможное для налаживания послевоенной жизни. Инженерно-саперные подразделения проводят инженерную разведку, разминирование дорог, эвакуацию сгоревшей техники с дорог общего пользования. В Степанакерте восстановлены дорожное движение, электро-водоснабжение социальных объектов гражданской инфраструктуры и жилых домов, действует гуманитарный центр, разворачивается аэромобильный госпиталь. Российские миротворцы сопровождают автобусы с беженцами, и домой вернулись уже несколько тысяч местных жителей.

Согласно трехстороннему заявлению, подписанному 9 ноября президентами Азербайджанской Республики, Российской Федерации и премьер-министром Республики Армения, 25 ноября подразделения азербайджанской армии вошли в Кельбаджарский район, 20 ноября под контроль Баку перешел Агдамский район, и вскоре (1 декабря) – перейдет Лачинский район. Передача территории азербайджанской стороне – при посредничестве российских миротворцев – не предусматривает моментального возвращения беженцев 1992 года.

Дальнейшая судьба Карабаха во многом зависит от армии и военно-политического руководства АР. Трансформация семи районов из армянской "зоны безопасности" в столь же малолюдную и опасную азербайджанскую зону – крайне нежелательна. Вероятность заселения семи районов сирийскими туркоманами есть. Через 28 лет "в никуда" вернуть сотни тысяч азербайджанских беженцев, которые уже обосновались на новом месте, – очень сложная задача. Так может состояться "рукотворная" замена одного народа другим.

Ранее президент Азербайджана Ильхам Алиев на встрече с министром обороны Турции Хулуси Акаром, главой МИД Мевлютом Чавушоглу, главой разведки Хаканом Фиданом и командующим сухопутными войсками Умитом Дюндаром заявил о "равноправных ролях" России и Турции в решении конфликта. Турецкие военные советники широко представлены в стране. Значительное их количество в удаленной от Карабаха, но граничащей с Арменией Нахичеванской автономии свидетельствует об изначальной готовности Баку и Анкары к большой войне на всем "армянском фронте". Россия равноправно остановила боевые действия, и этим не все удовлетворены.

Турецкий министр обороны Хулуси Акар 24 ноября заявил, что переговоры с РФ продолжаются и после достижения трехстороннего соглашения, турецкое патрулирование между наблюдательными пунктами в Карабахе планируется и, пожалуй, самое важное: "Мы осуществим его в соответствии с нашими переговорами с Азербайджаном".

Совершенно очевидно, речь идет не о совместном мониторинговом центре. Анкара готова действовать, вопреки интересам региона и логике умиротворения сторон конфликта. Возможно, "новый мир" в Карабахе кому-то очень мешает.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

33
Темы:
Обострение в Нагорном Карабахе, вооруженные столкновения 2020
Здание правительства Украины в Киеве.

Дыра в украинском бюджете превысит 50 миллиардов

49
(обновлено 14:18 26.11.2020)
Судя по сложившейся тенденции, даже без объявления второго локдауна из украинского бюджета к концу года не будут профинансированы расходы более чем на 50 миллиардов гривен (не менее 5% расходов бюджета)

На днях бывший заместитель министра экономики Украины и нынешний руководитель по политическим вопросам Киевской школы экономики Павел Кухта сообщил о том, что только за прошлую неделю непрофинансированные расходы государственного бюджета Украины увеличились на два миллиарда гривен, достигнув 9,4 миллиарда.

Россия рискует так и не получить от Украины три миллиарда долларов долга>>

Причем три миллиарда из этой суммы – это т. н. защищенные статьи расходов, пишет колумнист РИА Новости Сергей Левченко. 

Защищенными, согласно Бюджетному кодексу Украины, признаются расходы, объем которых не может изменяться при сокращении утвержденных бюджетных назначений.

То есть если информация экс-замминистра верна, то налицо нарушение бюджетного законодательства.

Ранее мы писали об изменении Украиной модели финансирования бюджетного дефицита.

Если в 2019 году она была основана главным образом на привлечении на рынок облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) спекулятивных капиталов под высокий процент, то в 2020 году было решено финансировать дефицит преимущественно через тот же рынок, но эмиссионным путем.

Но, похоже, в полной мере использовать печатный станок Национального банка Украине не позволил МВФ.

А фактический провал в получении кредитов самого фонда, который мы прогнозировали, привел к полной разбалансированности бюджета: предусмотренные законом расходы не будут профинансированы даже при необъявлении второго локдауна.

Если же украинские власти решатся на вторую жесткую остановку экономики, масштабы бюджетной дыры почти наверняка превысят 100 миллиардов гривен.

Слухи о том, что Казначейство работает "в режиме картотеки", то есть ручного управления финансированием расходов с постановкой в очередь части из них, ходили уже пару недель. Упомянутый Павел Кухта подтвердил, что так оно и есть:

"Люди из системы (Казначейства. – Прим. авт.) говорят, что с 9 ноября казна работает в режиме картотеки – до ночи сводят поступления, наутро формируют пул расходов, которые будут профинансированы, все остальное откладывают".

По его словам, такой практики "не было как минимум лет десять". На самом деле – гораздо больше. Подобное еще могло случаться в декабре, в самом конце года, причем в последние три года случалось стабильно. Но включения ручного режима управления расходами в начале ноября в XXI веке точно не было.

Для выхода из сложившейся ситуации бывший заместитель министра экономики, как и положено калиброванному "соросенку" (в прошлое правительство он попал именно по квоте внешних управляющих, а ныне числится в "соросовской" Киевской школе экономики), видит только один путь: срочное возобновление сотрудничества с МВФ путем немедленного выполнения всех требований фонда.

Но на самом деле уже даже в офисе президента признали, что в этом году Украине траншей МВФ не видать.

Причем сделал это коллега Кухты по "соросятскому" сообществу и бывший шеф по Министерству экономики, а ныне советник главы офиса президента Тимофей Милованов. Так что в перспективе этого года МВФ сбалансировать украинский бюджет точно не поможет.

Крайне показательно не только рано начавшееся в этом году ручное управление расходами со стороны Казначейства, но и накопление им долгов по защищенным статьям расходов.

К таковым, согласно украинскому законодательству, относятся расходы на:

  • оплату труда бюджетников и начисления на зарплату,
  • приобретение медикаментов,
  • обеспечение продуктами питания,
  • оплату коммунальных услуг и энергоносителей,
  • обслуживание государственного долга,
  • трансферты населению и местным бюджетам,
  • меры, связанные с обороноспособностью,
  • выплаты по государственным деривативам и т. п.

Разумеется, все перечисленное — в рамках, предусмотренных законом. Тем не менее защищенные статьи – это 80% всех расходов бюджета.

В текущей информации Казначейства не видно, какие именно статьи защищенных расходов оно перестало финансировать.

Зато понятно, что за последнюю неделю ноября, чтобы уложиться в плановые показатели, профинансировать по защищенным статьям нужно более 50 миллиардов гривен.

Это невероятно: меньшая сумма была профинансирована за первые 23 дня месяца.

А вот с незащищенными статьями все предельно ясно: их в ноябре из государственного бюджета не финансировали вовсе.

То есть предприятиям, например, поставлявшим бюджетникам товары, выполнявшим работы или оказывавшим услуги, в ноябре решили просто не платить.

А общая задолженность по финансированию незащищенных статей с начала года составила почти 64 миллиарда гривен.

Судя по сложившейся тенденции, даже без объявления второго локдауна из украинского бюджета к концу года не будут профинансированы расходы более чем на 50 миллиардов гривен (не менее пяти процентов расходов бюджета).

В случае локдауна эта сумма должна существенно превысить 100 миллиардов.

Есть вариант поиска нетрадиционных источников финансирования. В 2019-м, например, государство в декабре заблокировало большую часть возмещения НДС экспортерам.

Это позволило помочь сбалансировать бюджет прошлого года, но при этом нанесло удар по украинскому бизнесу, а заодно стало элементом разбалансировки бюджета-2020, поскольку в январе НДС пришлось возмещать сразу за два месяца.

Но главным нетрадиционным источником в прошлом году стал "Газпром", заплативший "Нафтогазу" по решению Стокгольмского арбитража 2,9 миллиарда долларов.

Меньшая часть этой суммы прикрыла дыру в бюджете-2019, а большая на протяжении января — июня балансировала бюджет уже этого года.

В нынешнем году "Газпром" ничего, конечно, не заплатит. Зато в Раде вспомнили, что контролируемая Игорем Коломойским "Укрнафта" имеет налоговый долг в 30,4 миллиарда гривен.

Но Коломойского голыми руками не возьмешь. Чтобы обеспечить погашение этого долга, была придумана и утверждена схема, в соответствии с которой сначала из бюджета 32,3 миллиарда гривен перечисляются "Нафтогазу" в виде как бы компенсации за поставки газа населению и теплокоммунэнерго (откуда возникает необходимость в компенсации при завышенных тарифах на газ, конечно, загадка).

Шесть миллиардов гривен из этих денег "Нафтогаз" сразу же перечисляет в бюджет в виде налога на прибыль. Одновременно "Нафтогаз" должен погасить свой долг за газ, поставленный ему "Укрнафтой" еще в 2006 году (причем этот долг признан в фантастическом размере – 15 миллиардов гривен).

И заплатить еще 24 миллиарда "Укрнафте" авансом за газ будущей добычи. Наконец, "Укрнафта" якобы перечислит 30,4 миллиарда гривен долга и еще 6,2 миллиарда гривен налогов, образовавшихся по этим операциям.

Бюджет при этом получит, конечно, не 30,4 миллиарда гривен, а лишь десять миллиардов. И даже Коломойский останется в плюсе более чем на два миллиарда. Но, во-первых, все это сработает, если Игорь Валерьевич не "кинет", к чему он склонен по жизни.

И во-вторых, десять миллиардов гривен не спасут "отца русской демократии".

Поэтому более реалистичный вариант – идти на поклон к МВФ.

Уже не за траншем, а хотя бы с просьбой разрешить более активно включить печатный станок Национального банка.

К 23 ноября Нацбанк выделил на долгосрочное рефинансирование 37,5 миллиарда гривен (все ушли на финансирование дефицита через покупку ОВГЗ) и еще 30 миллиардов – на среднесрочное (большая часть тоже ушла на покупку ОВГЗ).

До конца года эту сумму надо как минимум удвоить (чтобы закрыть хотя бы защищенные статьи), а то и утроить. Альтернатива – недофинансирование расходов, что создаст снежный ком проблем, который будет с первых месяцев давить на бюджет-2021.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

49
Вид на город Тбилиси. Площадь Героев

Точный прогноз погоды в Тбилиси на воскресенье, 29 ноября

0
(обновлено 09:31 27.11.2020)
Последние дни осени, на пороге зимы в столице заметно похолодает, в воскресенье днем температура воздуха не поднимется выше девяти градусов, зато без осадков

ТБИЛИСИ, 27 ноя – Sputnik. Синоптики обещают преимущественно облачную погоду без осадков в столице Грузии в воскресенье, 29 ноября.

Рассвет в Тбилиси будет 08:06 по местному времени.

Минимальная температура воздуха зафиксируется ночью - плюс 2 градуса, а днем максимальная температура составит 9 градусов тепла.

Закат будет в 17:31.

0
Темы:
Точный прогноз погоды в Тбилиси