Игрушечный дом из сказки

Сказочный замок Микаэла Арамянца в Тбилиси день сегодняшний

9923
(обновлено 17:51 25.10.2019)
В рамках проекта "Прогулки по Тифлису" Екатерина Микаридзе рассказывает о доме Микаэла Арамянца около метро Руставели

Когда жизнь становится чересчур упорядоченной, провидение насылает на твою голову приключения. На мою, то есть. Но я не ропщу. Напротив, ловлю волну, как серфер. Потому что только в такие моменты ты и ощущаешь полноту жизни.

Три часа дня, проспект Руставели. По арке, что слева от метро, спешат люди. Утром людской поток бывает гуще, ближе к полудню редеет, растекаясь на тысячи ручейков. Аркой горожане зовут тоннель под домом. А дом этот непростой, а со своей изюминкой, так сказать. Но для того, чтобы заметить эту изюминку, нужно перейти на противоположную сторону улицы. Спускаюсь в подземный переход, шаг, два, три, через секунду-другую выныриваю на поверхность.

Ложная тревога и приглашение в отель

Дом строил для себя известный предприниматель и меценат Микаэл Арамянц. Ну, как для себя, строил, чтобы он ему доход приносил. Дома эти так и назывались доходными. Часто сам владелец занимал один этаж, а остальную часть дома сдавал квартирантам.

Микаэл Арамянц
Национальный архив Грузии

Арамянц строил в Тифлисе много. Здания, построенные на его средства, одни из самых запоминающихся и неповторимых в архитектуре города. Взять хотя бы известный отель "Мажестик", ныне "Тбилиси-Марриотт". Он задумывался предпринимателем не просто лучшей гостиницей на Кавказе, но и по всей Европе.

Доходный дом на Ольгинской улице, ныне Костава, совершенно иной. Глядишь на него - и невольно расползается по лицу улыбка. Потому, что он больше смахивает на сказочный замок, чем на обычный жилой дом. Кажется, автор творения, архитектор Озеров, приняв заказ от предпринимателя, решил воплотить мечту детства и построил сказку для взрослых.

Навожу на него объектив и… что за чертовщина?! Прямо над шпилем башни, сверху висит облако дыма или пыли.

А на этом снимке отчетливо заметно облако пыли
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
А на этом снимке отчетливо заметно облако пыли

С противоположной стороны улицы толком не разобрать. Убираю фотоаппарат, пытаясь понять, не обман ли зрения. Вроде нет. Пока я ломала голову в поисках ответа на вопрос, что бы это могло быть, к дому подъехала пожарная машина.

Приехала пожарная машина
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Приехала пожарная машина

Еще через пару минут подруливают машины патрульной службы. Но спасатели не спешат тушить, ходят вокруг дома вразвалочку. На балконе третьего этажа появляются рабочие – ремонтники.

На балкон высыпали герои дня - рабочие
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
На балкон высыпали герои дня - рабочие

- У нас окна открыты, мы тут ремонтом занимаемся, отвечает мужчина в спецовке, когда я, перебежав дорогу, взбегаю на третий этаж. Оказывается, что это строительная пыль, которую кто-то снаружи принял за дым от огня. Но пожар в этом доме один раз все же случился. И, кстати, не так давно, весной этого года. В доме загорелся мансардный этаж, сгорела крыша. Благо, человеческих жертв не было.

Приехали. Размышляют, что делать дальше
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Приехали. Размышляют, что делать дальше

Покрутившись в парадной, я выхожу из нее по винтовой лестнице во двор. Устройство парадной тут такое редкое, что наружная винтовая лестница сообщается с парадной.

Двор у дома маленький, но оживленный. На широком балконе женщина вешает белье.

- Вы тут живете?

- Да, притом давно, лет, наверное, 30.

- А про дом, в котором живете, знаете что-нибудь интересное?

- Знаю, - улыбается женщина. - А вы поднимайтесь ко мне, - говорит она и направляется к двери.

Парадная в доме светлая и солнечная
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Парадная в доме светлая и солнечная

Раздается характерный замочный щелчок, и железная дверь открывается. Я пробегаю глазами по надписи на стене, что рядом со звонком. Hotel – выведено на ней английскими буквами. Пока я осматриваюсь по сторонам, в большой зал, обставленный старинной мебелью, заглядывает квартирантка. Женщина приехала из Голландии, останавливалась в отеле на неделю, теперь по окончании конференции, возвращается домой. Голландка прощается с хозяйкой отеля и дарит ей букет цветов. Проводив голландку, управляющая гостиницей возвращается в комнату.

А это пружина с навесом со стоороны двора
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
А это пружина с навесом со стоороны двора

- Вы знаете, я вас хочу попросить об одной услуге, - говорит женщина. – Не могли бы вы мне спустить со шкафа вот ту хрустальную вазу, я растянула руку и дотянуться до вазы не могу. Завянут подаренные цветы, жалко.

В самом деле, жалко. Почему бы и не спустить. Повертев вазу в руках, хозяйка удаляется из комнаты.

Коридор в отеле
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Коридор в отеле

- Вы же, наверное, хотите пройтись по номерам, - осведомляется женщина из коридора.

Хм, спрашивает еще, проносится в голове, в таком-то колоритном доме, где сохранены в первозданном виде все деревянные двери комнат… Доходим с ней до крайнего номера, их всего восемь.

Из обстановки отеля
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Из обстановки отеля

- А вилку вы бы не смогли вынуть из штепселя? - просит хозяйка, показывая на выключатель отопительного бака. Попутно инструктирует, что для этого мне понадобится залезть на стремянку, штепсель установлен слишком высоко.

Лезу, вынимаю вилку, ставлю лестницу на место. Идем дальше. Заглядываем в следующий номер.

- И вот тут еще, пожалуйста, тоже вилку нужно вынуть.

Вынимаю и эту вилку, не отказывать же пожилой женщине в просьбе. А про себя думаю, может, нужно еще что прибить, приклеить, пристроить. Тут мы с ней заходим в гостиную. Стены небольшой комнаты сплошь увешаны картинами, над старинным столом такая же древняя люстра.

Главная деталь в интерьере отеля-картины
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Главная деталь в интерьере отеля-картины

Апокалипсис в масштабе одной квартиры

Я присаживаюсь за стол, начинаю готовиться к обстоятельной беседе. Кажется, с поручениями на сегодня покончено. Да не тут-то было! Люстра вдруг начинает нещадно дребезжать. Землетрясение, мелькает в голове! Чуть погодя доходит, что это те самые ремонтники, по вине которых приехала пожарная служба. По сути, то же стихийное бедствие, но более локального масштаба.

- Нет, это просто невозможно, - всплескивает руками новая знакомая. - Не откажите мне пожалуйста еще в одной просьбе. Давайте поднимемся туда вместе, посмотрим, что они делают! – в сердцах говорит она.

Поднялись на третий этаж. А там по дому промчался торнадо
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Поднялись на третий этаж. А там по дому промчался торнадо

Мы стучим, на пороге опять появляются рабочие, которые пару минут назад объяснялись со мной. Женщина штурмом берет дверь и приглашает меня последовать ее примеру. Квартира полностью разворочена, снесены межкомнатные стены. Повсюду опалубка, дерево, старые кирпичи. Место производит впечатление наступившего в масштабах одной квартиры Апокалипсиса. С трудом пробираемся сквозь плотную стену пыли. Рабочие в специальных масках.

Нет перегородкам между комнатами!
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Нет перегородкам между комнатами!

- Кто дал вам право сносить стены в историческом здании? - неистовствует женщина.

- Наше дело - выполнять работу, а не обсуждать, что можно, а что нельзя, - равнодушно констатирует рабочий.

- С кого спрашивать? Мне уже нанесли солидный ущерб! - продолжает возмущаться женщина. В одной из комнат у меня обвалился потолок. И еще хорошо, что человека не было в это время в комнате, могло бы завершиться куда хуже! Помимо прочего, некоторое время назад у меня из-за того, что рабочие повредили трубы, протекла вода. Сколько еще мне терпеть эти неудобства?!

Рабочие между тем звонят то ли подрядчику, то ли хозяину квартиры. Пытаются, видимо, определиться с дальнейшей формой поведения. Однозначного ответа на вопрос, имеет ли собственник право на снос внутренних стен, нет. Все зависит от статуса и состояния дома. Если это несущие стены, то трогать их, конечно же, нельзя. К тому же, при наличии статуса памятника истории, сносить в доме внутренние стены можно только с разрешения мэрии. В таких случаях мэрию оповещают, делают специальные чертежи по укреплению арок, проемов и других построек. Все это еще предстоит уточнять.

Побег от одиночества и свеча за упокой души

Вернувшись назад, в отель, отмечаю, что в доме не просто много, а очень много картин. Даже дверцы от встроенных в стенку шкафов покрыты изображением мифологических сцен. От работ веет теплом, каким-то внутренним светом. Автор всех этих картин - моя новая знакомая, хозяйка отеля.

И стулу подарили иллюстрацию
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
И стулу подарили иллюстрацию

Циала проработала доцентом на кафедре высшей математики технического университета всю жизнь. Выход на пенсию совпал со смутными временами. Квартиру в этом доме она приобрела в 1994-м. Притом площадь, которой она сегодня владеет, она выкупала постепенно. Длинный коридор с комнатами представлял собой коммунальное жилье, с общей кухней, ванной и туалетом. Потом делала долгих шесть лет ремонт и в 2000 году открыла отель.

В доме много старинных вещей
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
В доме много старинных вещей

Рисовать Циала начала приблизительно в то же время. Портреты, сцены из греческой мифологии, пейзажи. Циала рисует всегда и везде, как только появляется свободная минута. Очень любит Айвазовского. Копирует многие его картины. Профессионально живописью она не занималась, но способность и тяга к искусству были всегда. Более ярко и профессионально живопись проявилась в деятельности ее дочерей. Обе профессиональные художницы. У одной из них прошла не так давно выставка в одной из лондонских галерей.

Портрет няни дочерей. Картина одной из дочерей хозяйки отеля
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Портрет няни дочерей. Картина одной из дочерей хозяйки отеля

Тут я ее спрашиваю, выставляла ли она свои работы на экспозицию. Она мне отвечает, что никогда.

- А зачем мне это надо? Выставляются, чтобы заработать имя, а у меня уже жизнь прошла. Когда на дворе стоит хорошая погода, Циала пишет на балконе. Дочери упрекают ее в отсутствии мастерской. А она им отвечает, что Пиросмани рисовал на клеенках и в коморке.

- Благодаря моему делу я чувствую себя молодой, - продолжает моя знакомая. - Я разговариваю с людьми, общаюсь, хожу, скандалю, - смеется она, припоминая недавний эпизод. - Если бы не было этого, то сидела бы сейчас перед вами одинокая старушка и жаловалась на жизнь.

Есть картины и в парадной дома
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Есть картины и в парадной дома

Уже в дверях, прощаясь с моей новой знакомой, замечаю на стене небольшую картину. На ней изображен экипаж, в котором сидит мужчина в летах, а рядом с ним привлекательная женщина. Оба одеты по моде тех лет, во фрак и платье в пол. В мужчине можно легко узнать владельца дома Микаэла Арамянца. А женщина, как поясняет мне автор картины, его возлюбленная Евгения. Под картиной, на полке, свеча, которую Циала иногда зажигает за упокой души хозяина дома.

Картина, на которой художница изобразила первого владельца дома
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Картина, на которой художница изобразила первого владельца дома

Выхожу из дома во внутренний двор. На противоположной стороне, на пригорке стоит красивый, роскошный дом. На минуту застываю, пытаясь рассмотреть его получше. Ведь это он ей, своей Евгении, подарил каменное чудо. Но это уже другая история…

Дом, который М.Арамянц подарил своей возлюбленной
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Дом, который М.Арамянц подарил своей возлюбленной
9923
Теги:
Туризм, Тбилиси
Темы:
Прогулки по Тифлису (141)
По теме
Собачий переулок и тбилисская топонимика
Революционная архитектура усадьбы Анны Мадатовой в Тбилиси
"Аполло" - судьба последнего из старейших кинотеатров Тбилиси
Разрушающийся Тифлис: дом, где жил один из первых грузинских карикатуристов

Питбуль

"Всегда виноват хозяин" - грузинский кинолог рассказал о "собаках-убийцах"

5153
(обновлено 20:02 06.08.2020)
Колумнист Sputnik Грузия пытается разобраться, кто виноват, если собака нападает на других, - питомец или его хозяин?

Давайте представим ситуацию, вы идете по улице и видите собаку. Ваша реакция:

  • Начинаете паниковать
  • Не обращаете внимания
  • Хотите потискать - она такая милая!

Надо сказать, что самый рискованный из всех вариантов - третий. Проявление излишней нежности может быть наказуемо, ведь собака может быть агрессивна, не привита или просто - вы ей не понравитесь.

Страшный случай

К чему мы это? Многие будут помнить недавний случай, который произошел в одном из итальянских двориков Тбилиси. Пенсионерку в возрасте 67 лет на протяжении трех минут кусал питбуль, которого ребенок вывел на прогулку. 

На кадрах с камеры видно, что собака не собиралась отпускать женщину: не срабатывали удары очевидцев (даже детским велосипедом), крики и другие сопротивления, пока в направлении собаки не выстрелил мужчина. Страшные кадры разошлись по всем телеканалам Грузии.

К сожалению, через два дня женщина скончалась - полученные травмы были несовместимы с жизнью.

Интересно, что в законодательстве подобные ситуации никак не прописаны. Уголовное дело могут возбудить, если хозяин натравил собаку на человека. В таком случае собака воспринимается как орудие. Также уголовное дело возбуждается в случае нанесения вреда здоровью, но конкретной статьи о том, какое наказание несет хозяин за то, что его питомец кого-то покусал, – нет.

Единственное, что прописано, - это то, что собаки крупных пород в общественных местах обязательно должны быть на коротком поводке и в наморднике.

Кроме того, в стране нет официальной статистики жертв агрессивных собак, и никто не знает, кто кого и насколько сильно покусал

Собаки-убийцы?

В обществе началась настоящая полемика насчет того, что питбули – собаки-убийцы и держать их дома, как сидеть на пороховой бочке, – неизвестно когда начнется "приступ агрессии". Мы решили разобраться в ситуации и поговорить с кинологом Зазой Омаровым, который подчеркнул, что проблема больше не в собаках, а в людях, которые неправильно их воспитывают.

"Я считаю, что в подобных ситуациях это больше вина хозяина, чем собаки. Собака не проявит агрессию, если на это не натолкнет человек. Она не нападет, если ее не научить этому. Питбули – если их не натравлять - они буквально как кошки, ласковые и нежные", - говорит Омаров.

По его словам, так может поступить любая собака, с которой плохо обращается хозяин. "Раз собаку взял, ее надо любить, ведь это еще один член семьи", - говорит кинолог.

Он добавил, что собака этой породы считается агрессивной, и если ее "поднатаскать", она будет работать, как машина.

"У многих пород есть своя функция. Скажем, кавказская овчарка до года будет расти, как булочка, а через год, если отпустить ее во двор, она будет охранять территорию, даже если ее не обучать, ведь это у нее в крови", - поясняет Омаров.

Профессионал отмечает, что питбультерьеры (порода которых, кстати, не признана) всегда были довольно популярны в Америке. Они широко использовались для участия в собачьих боях.

При создании породы использовали бульдогов и терьеров. От первых питбули получили силу и упорство, а от терьеров молниеносную скорость реакции, что сделало эту породу настоящей машиной для боев, охоты и спасательных поисков. Поэтому кинолог подчеркивает, что запретил бы эту породу собак, так как многие воспитывают ее неправильно, растят для собачьих боев, прививая жестокость. Таким людям вообще нельзя доверять животных, говорит кинолог.

По словам кинолога, важно приучать собаку к социализации, не имеет значения, будет это питбуль или чихуахуа.

"Вы что, никогда не видели, когда женщина несет собаку, скажем, йорка, вы протягиваете руку, и он начинает рычать. Это значит, что собака не социализирована, она не приучена к людям и не любит их. Социализация необходима в первую очередь – к людям и к животным себе подобным, начиная с 3-4 месяцев", - рассказывает Омаров.

"Боюсь, задушат поцелуями"

Своим опытом воспитания питбулей поделился житель Тбилиси Георгий Дзадзамиа. Больше года с  ним живут сразу две такие собаки, и он не понимает, как люди могут не их любить.

"Это та порода собака, которая всегда с тобой и никогда не предаст. Большое значение имеет, конечно, воспитание. Нужно растить ее в любви, ни в коем случае не проявлять свою агрессию. Она, в свою очередь, защитит вас, когда это будет нужно. Поверьте, так сделает любая собака, просто всегда особое внимание все уделяют именно питбулю", - говорит Георгий.

По его словам, своих питбулей он не растил по какой-то особенной методике – только любовь. Он приучал их к людям вокруг, теперь собаки любят, когда их гладят, ласкают и играют с ними. Однако не все об этом знают. При виде питбулей у многих одна реакция - страх.

"Да, я очень боюсь их. Боюсь, что они когда-нибудь меня задушат своими поцелуями, каждый раз, когда я захожу в дом. Я ни секунды не боюсь за своих маленьких детей, я никогда не думаю, что когда-нибудь они могут накинуться на члена семьи или на кого-то", - поясняет Дзадзамиа.

Однако, хозяин питомцев все же дает совет тем, кто хочет завести себе таких ребят: этой породе нужны воспитание и лидер дома. Если вы не сможете быть лидером для этой собаки – тогда она не для вас.

"Я бы хотел обратиться к тем людям, которые говорят, что питбуль – агрессивная порода. Просто посмотрите видео с чихуахуа. Посмотрите, что вытворяет эта собака размером с блошку. Она всегда лает, ругается, глаза – будто вот-вот выпадут, кажется, разорвала бы вас, не будь такой маленькой. А если бы она был размером с кавказскую овчарку? Просто представьте. Любой, кого растить в нелюбви – будет агрессивным. Попробуйте, воспитайте своего ребенка так: не кормите, не любите, бейте – я посмотрю, каким он вырастет", - заключил Дзадзамиа.
5153
Подготовка к транспортировке ракетного экраноплана проекта 903 Лунь

Возрождение "Каспийского монстра": быть или не быть

202
(обновлено 09:26 06.08.2020)
В ближайшее время в ВМФ России вернутся тяжелые боевые экранопланы, способные действовать вблизи родных берегов и в самых удаленных районах планеты, в любых климатических условиях, при отсутствии инфраструктуры базирования, пишет военный обозреватель Sputnik

В ближайшее время в ВМФ России вернутся тяжелые боевые экранопланы – в их новейшем варианте, с крылатыми ракетами на борту. Они способны действовать вблизи родных берегов и в самых удаленных районах планеты, в любых климатических условиях, при отсутствии инфраструктуры базирования.

Единственный в мире российский ракетный экраноплан "Лунь" 31 июля отбуксирован морем из Каспийска в Дербент, где станет центральным экспонатом парка "Патриот". Построенный 34 года назад в Нижнем Новгороде, после длительных испытаний экраноплан "Лунь" в 1991 году был передан Каспийской флотилии для опытной эксплуатации. И остался единственным в серии из восьми запланированных аппаратов проекта 903. Однако экранопланы не ушли в историю.

Благодаря высокой скорости (500 км/час) и малой высоте полета (7-10 метров), экранопланы-ракетоносцы способны незаметно для радаров преодолевать тысячи километров над морем и равниной, с неожиданных направлений подходить к военно-морским базам или авианосным ударным группам противника на расстояние ракетного пуска, и наносить удар.

Новые экранопланы позволят расширить боевые возможности Военно-морского флота. Ранее начальник управления кораблестроения ВМФ России капитан 1 ранга Владимир Тряпичников заявил, что "Развитие экранопланов" будет включен в программу кораблестроения до 2050 года. Минобороны РФ сформировало тактико-техническое задание на создание нового экраноплана, ведутся опытно-конструкторские работы. По предварительным данным, новый экраноплан взлетит уже в 2022 году.

В СМИ активно обсуждается возрождение "Каспийского монстра" (так аппарат назвали на Западе за огромные размеры и фантастический внешний вид). Мимо не прошли ни американское издание National Interest, ни китайское издание Sohu.

Научно-технологическая и производственная база имеется – Россия значительно опередила западные страны в развитии многоцелевых экранопланов. Так, "Лунь" еще 29 лет назад хорошо летал и проводил ракетные пуски, а разрабатываемый в США с конца 1990-х годов грузовой экраноплан Boeing Pelican проектной грузоподъемностью 1 200 тонн (отсек рассчитывали на 17 танков "Абрамс") не был построен даже в виде прототипа.

Каковы сегодня перспективы возрождения боевых экранопланов российского ВМФ?

Особенности применения

Многоцелевые экранопланы (на Западе их называют WIG – Wing-In-Ground effect) в недалеком будущем могут стать основой для разработки и применения новейших высокоточных крылатых и гиперзвуковых ракет, ударных беспилотников, электромагнитных пушек, тяжелых торпед.

В качестве сил быстрого реагирования ударные экранопланы могли бы эффективно патрулировать зону российского Заполярья.

В десантной (грузовой) модификации эти аппараты позволят оперативно перебрасывать на значительное расстояние военнослужащих со штатным вооружением и бронетехникой. Новые экранопланы практически невидимы для радаров противника, по экономичности и грузоподъемности превосходят самолеты и вертолеты, по скорости – суда на подводных крыльях. Позволяют "проецировать силу" на большом удалении от зоны конфликта ("Чайка-2" – до 5 000 км), и во всех сферах боевого применения способствуют росту возможностей России.

По данным National Interest, новый экраноплан А-050 "Чайка-2" является реинкарнацией "Каспийского монстра", и создается (в нижегородском Центральном конструкторском бюро имени Алексеева) для перевозки пассажиров (до 100 человек) и грузов в морских прибрежных районах, включая арктические. Строится целая линейка "крылатых кораблей" различной грузоподъемности (специализации), которые взлетят не позднее 2022 года.

Ранее Китай инициировал переговоры о приобретении нескольких экранопланов "Чайка" для Народно–освободительной армии. Это косвенно свидетельствует о высокой степени готовности и эффективности машины, которая может стать большим сюрпризом для вероятного противника.

Как безаэродромная авиация, экранопланы полезны и в мирной жизни. Так, российское НПО "Эколен" разрабатывает гражданский аналог "Каспийского монстра", наземно-воздушную амфибию (НВА), способную летать со скоростью самолета, и гораздо большей грузоподъемностью до 750 тонн – для эксплуатации на морях и реках, в тундре и пустыне. Для взлета и посадки экраноплану необходима лишь достаточная по размерам акватория или ровный участок суши.

Выдающиеся характеристики

Экраноплан использует эффект, возникающий при полете на очень малой высоте, когда набегающий воздушный поток создает под крылом плотную "воздушную подушку". Приподнимаясь над морем (ледяным полем, снежной равниной или южной степью) аппарат приобретает устойчивость и "планирует" на скоростях до 500 км/час с минимальным расходом топлива и с большой полезной нагрузкой: "Чайка-2" – до 10 тонн.

Нижегородское КБ имени Алексеева также работает над созданием тяжелой версии экраноплана А-080 "Чайка-3" со взлетной массой в 100 тонн. Перспективная машина получит современную российскую авионику и навигационно-пилотажный комплекс. Сможет самостоятельно выходить на необорудованное побережье с уклоном в пять градусов, базироваться на воде и аэродромах.

Технологически впечатляет даже старый добрый "Лунь", который мог преодолеть со скоростью 450 км/час более 2 000 км, на высотах от трех до 500 метров, и при своих габаритах потреблял топлива в пять раз меньше, чем транспортный самолет.

Он внушает уважение одним своим видом. На передней части корпуса, на пилоне расположены 8 тяговых двигателей (на базе турбин Ил-86), сопла которых для усиления экранного эффекта расположены под углом к воде (нагнетаемый поток отражается в крылья, расположенные чуть позади). На фюзеляже экраноплана установлены три пары противокорабельных ракет ЗМ-80 "Москит" дальностью до 250 км и РЛС наведения. Длина – почти 74 метра, и трапециевидные крылья с размахом в 44 метра и площадью 550 квадратных метров венчают космический облик аппарата с максимальной взлетной массой 380 тонн.

Что касается боевого предназначения, трех сверхзвуковых ракет "Москит" (максимальная скорость 2,8М с темпом стрельбы при залповом пуске 5 секунд) было бы достаточно для уничтожения авианосца.

Экранопланы создавались для ВМФ СССР как средство уничтожения кораблей противника. Первый полет "Лунь" совершил в 1985 году. Высокая скорость и живучесть в сочетании с большой грузоподъемностью и способностью лететь над сушей и льдом (а также летать на больших высотах) изначально обеспечивали невероятные возможности. Экранопланы "Лунь" "Орленок" успешно адаптировали для доставки ракет и десантников. Десантный "Орленок" был поменьше размером, и предназначался для быстрой перевозки войск и техники (до 150 десантников или две БМП). После демонтажа СССР строительство всей серии аппаратов прекратили (к этому времени второй "Лунь" проекта 903 был готов на 95%), а боеспособного "убийцу авианосцев" поставили на прикол в Каспийске. Подобное больше не должно повториться, ведь западные "партнеры" все равно не оценят. Сегодня, на качественно новом технологическом уровне можно и нужно совершенствовать боевые характеристики экранопланов – для укрепления мира, на благо России и ее союзников.

202
Акция протеста бывших сотрудников компанииФронтера

Власти Грузии помогут уволенным из американской компании рабочим

0
(обновлено 23:42 06.08.2020)
У компании задолженность по зарплатам перед 84 бывшими работниками за 17 месяцев, с требованием их выплаты бывшие сотрудники несколько раз устраивали акции протеста

ТБИЛИСИ, 7 авг — Sputnik. Правительство Грузии окажет единовременную помощь бывшим сотрудникам американской нефтяной компании Frontera, выплатив каждому по 1,2 тысячи лари, заявила министр экономики и устойчивого развития Натия Турнава.

Бывшие рабочие американской компании в Грузии провели акцию >>

У компании задолженность по зарплатам перед 84 бывшими работниками за 17 месяцев. С требованием их выплаты бывшие сотрудники несколько раз устраивали акции протеста, и даже обратились в суд. Как уверяют рабочие, долг компании составляет до 1 миллиона лари (более 333 тысяч долларов).

"Эти люди оказались в очень сложной ситуации. И мы решили, что в виде одноразовой помощи наша компания Корпорация нефти и газа выделит им помощь в размере 1,2 тысячи лари на каждого", - сказала Турнава журналистам.

Вместе с тем, глава Минэкономики призвала Frontera к погашению задолженности по зарплате, с учетом того, что никаких препятствий для выполнения обязательств нет.

Отношения с Frontera налаживаются?

По словам Турнава, на данный момент правительство находится в довольно позитивной и активной коммуникации с компанией. Стороны готовятся к встрече для обсуждения определенных технических вопросов.

"Несмотря на то, что мы выиграли международный арбитраж, правительство проявило добрую волю и приняло решение не расторгать соглашение с Frontera, и дать им возможность продолжить работы по добыче в рамках лицензированного ареала", - отметила Турнава.

Frontera разрешили продолжать работу в той части территории, где велись работы еще в советский период. Речь идет о примерно 1% контрактной территории, так как остальные 99% компания уже вернула государству по решению арбитражного суда.

Изначально, руководство компании выразило недовольство предложенными условиями, обвинив в своих проблемах власти Грузии, и отметив, что в отношении ее имеют место клевета и дезинформация.

Суть спора

Между компанией Frontera и страной был долгий спор по поводу долевого распределения продукции контракта при добыче нефти. Грузинская сторона выдвигала несколько требований, главным из которых было возвращение территории, которую Frontera не использует для разведки и добычи нефти. Эта территория составляет около 99% лицензионного блока. Площадь должна была быть возвращена еще в 2017 году.

Дело дошло до международного арбитражного суда, в котором Грузия, которую представляли Корпорация нефти и газа Грузии и Государственное агентство нефти и газа, одержала победу и собиралась расторгнуть контракт с компанией.

Frontera Resources Corporation - американская компания, занимающаяся разведкой и добычей газа и нефти, была основана в 1996 году. Стратегия компании заключается в поиске перспектив по добыче углеводородов на рынках стран Восточной Европы, которые относятся к черноморскому бассейну. В настоящее время компания работает в Грузии и Молдове.

0