Кинотеатр Аполло

"Аполло" - судьба последнего из старейших кинотеатров Тбилиси

4171
(обновлено 17:18 10.10.2019)
Sputnik рассказывает о старейшем кинотеатре Тбилиси - за его красивым фасадом сейчас скрыты разруха и запустение

Проходила я как-то мимо известного кинотеатра "Аполло" и задержалась у него на пороге. Постояла, потопталась, поискала, откуда можно попасть внутрь. Все тщетно. Ни человека, ни лаза секретного. А на дверях, естественно, замок, частная собственность ведь. Поняв, что ни штурмом, ни осадой мне этой крепости не взять, я в тот раз разочарованно удалилась. Ушла, но не сдалась.

Во второй свой приход я заметила на фасаде объявление о продаже исторического памятника. Потом приметила торговую лавку. И, повинуясь внутреннему голосу, двинулась по улице Каргаретели к этой лавке. Пара ящиков с овощами лежат на земле, остальные продукты - в хвостовой части заброшенного кинотеатра.

Кинотеатр Аполло
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Кинотеатр Аполло

- Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, а как можно попасть в кинотеатр? Если, конечно, это возможно.

Пожилая женщина подняла на меня глаза. Улыбнулась и говорит:

- Отчего же нельзя, все можно. Заплатите пять лари, и вот он вас проведет. На пороге, как из-под земли, вырос сутулый, щуплый на вид мужчина.

Я высыпала ей на руки всю имевшуюся мелочь, не добрав до обозначенной суммы копеек. Женщина махнула рукой, мол, и так достаточно.

- Ты хоть на дорогу себе оставила? - участливо осведомился щуплый.

Кстати, сумму джентльмены удачи делят пополам. Вторая половина отходит охраннику кинотеатра.

- На вот тебе, - говорит мой провожатый, заглядывая в сторожку охранника и высыпая на стол его "долю". Тот тяжело поднимается с лежака. Кряхтя, идет куда-то вглубь здания. Как оказалось, включать освещение.

Немного истории

В зрительном зале загорается свет, и, как по волшебству, между рядами начинают прогуливаться дамы из прошлого века и кавалеры, в цилиндрах и с тростью. Слышен приглушенный разговор, чей-то заливистый смех с балкона и доносящиеся из фойе звуки оркестра. Затем освещение начинает убывать, погружая почтенную публику во тьму.

Так выглядит сегодня зрительный зал Аполло
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Так выглядит сегодня зрительный зал Аполло

Сдавленный шепот переходит в полную тишину. И когда не видно больше ни зги, на экране появляются персонажи немого кино. С экрана прямо на зал движется самый известный из них - Чарли Чаплин. Хотя, возможно, вовсе и не Чаплин. Первый фильм с участием гения комедийного жанра под названием "Прерванный роман Тилли" вышел на экраны в 1914 году. И ремонтные работы в кинотеатре "Аполло" завершились в тот же год. Так что, вероятность, сами понимаете, низкая.

Афиша встречает тебя на первом этаже
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Афиша встречает тебя на первом этаже

Но позолота на потолке, скорее, результат последующих реставраций, отмечаю я про себя, задрав голову на потолок и делая пару шагов назад и... В этот самый момент сзади меня кто-то подхватывает. Посередине зрительного зала вырыта солидная по глубине траншея. Как поясняет мой проводник, для изучения слоев фундамента. Не окажись его рядом со мной, я бы протаранила затылком траншею.

Потолок в зрительном зале
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Потолок в зрительном зале

- И для чего вам все это надо? - недоумевает мой знакомый, наблюдая за моими действиями. Открыться, признавшись в профессиональном интересе? А если испугается огласки и заставит покинуть кинотеатр?.. Так я же вроде за "билет" заплатила. Правда о том, что буду писать о здании не говорила. Так меня и не спрашивали.

- Так интересно же! Этому кинотеатру более 100 лет!

Больше всего позолоты в оформлении зрительного зала
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Больше всего позолоты в оформлении зрительного зала

Проводник усмехается и продолжает за мной идти. Видимо, тут регламент - "пасти клиента до отбытия". Невдомек ему, почему некоторые с таким упорством стремятся попасть внутрь. Но он уже привык, лишних вопросов не задает, потому что его дело маленькое.

Из зрительного зала попадаем в фойе. Это здесь играл оркестр до просмотра мировых киношедевров. Кинотеатр "Аполло" был построен в 1909 году.

кинотеатр Аполло
Кинотеатр Аполло

Интересная история вышла с оформлением здания. Для работ по отделке здания первый владелец обратился к немецкому скульптору Карлу Вильсису и специалистам фирмы Рейш. Но то ли взыскательный вкус владельца не был удовлетворен, то ли произошла какая-то размолвка, но оформлением занялись чешские скульпторы-отделочники - А. Новак и К. Соучек. Говорят, владелец кинотеатра забраковал оформление второго этажа.

Отсюда в оформлении здания смешение стилей. К слову, в зрительном зале лепка выполнена в стиле модерн, в вестибюле первого этажа - в стиле ампир, в вестибюле второго этажа – полная эклектика.

Барельеф на втором этаже в фойе
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Барельеф на втором этаже в фойе

Внутренние работы были завершены в 1914-м. Позже, по сведениям известного тбилисского строителя Карло Моретти, "Аполло" перешел во владение итальянцев – братьев Ричи. Удивительно, но имя автора этого удивительного строения не найдено, пока, во всяком случае. Во времена, о которых идет речь, на Михайловском проспекте насчитывалось до семи кинотеатров. До сегодняшнего дня не дожил ни один, не считая "Аполло", который в простое уже лет 30.

Фойе на втором этаже
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Фойе на втором этаже

Ветер перемен и реставрация

Судьба "Аполло" развивалась интересным образом. После наступления советских времен его переименовали в "Октябрь". Мы жили в этом районе, и я как минимум раз должна была побывать в кинотеатре. И я знаю точно от мамы, что бывали, но, как назло, из памяти словно ластиком стерли эти моменты.

Центральный вход на первом этаже
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Центральный вход на первом этаже

Ступени на второй этаж узкие, но добротные. В длинном коридоре мозаикой выложена буква "А" - "Аполло". Кстати, буква присутствует и в настенной лепнине зрительного зала. Доходим до маленькой комнаты с крохотными оконцами - проекторной. Выглядываю из окон - внизу в желтом свете утопает зрительный зал. Крутили ленты в этой комнате вплоть до наступления 90-х.

Назад в прошлое
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Назад в прошлое

"Возвращение Аполло" - под таким заголовком вышла статья в газете "Новинки экрана" в апреле 1990 года. В ней рассказывалось о возвращении кинотеатру "Октябрь" его первоначального названия "Аполло". Из заметки следует, что вместе с возвращением прежнего названия кинотеатру присвоили и особый статус. "Аполло" стал визитной карточкой грузинского кинематографа. В нем собирались показывать грузинские киноленты. Якобы до тех пор "постоянной прописки" у грузинских лент просто не было. Кинематографисты планировали проводить в "Аполло" премьеры грузинских фильмов, творческие встречи с режиссерами картин и актерами.

Оформление в зрительном зале
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Оформление в зрительном зале

Кинематографисты также вернули еще одну старую традицию. По вечерам в фойе кинотеатра на небольшой сцене играют музыканты. Играют музыку 30, 40 и 50-х годов. Одним словом, в жизни этого великана тогда наметились кардинальные изменения. Состоялась премьера грузинского фильма Дато Джанелидзе "Жильцы". Периодически проходили премьеры грузинских фильмов и шел ретроспективный показ. Были показаны фильмы "Баши Ачуки", "Мамлюк", "Майя из Цхнети", "Десница великого мастера", планировали показать картину Гиги Лорткипанидзе "Белые флаги". Потом наступили тяжелые времена. И жизнь покинула "Аполло", оставив его один на один с его воспоминаниями.

Печать запустения
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Печать запустения

О кинотеатре вспомнили в декабре 2009 года. Когда один из профильных научных советов министерства культуры утвердил проект реставрации реконструкции кинотеатра. Согласно этому проекту, на здании должен был быть надстроен мансардный этаж, что нарушало аутентичность исторического памятника. Это вызвало возмущение у архитекторов и населения. "Аполло" нуждается в реставрации, а не переделке, - высказывались мнения. И реставрации не только фасада, но и внутренней части. Нужно реставрировать крышу, богато декорированный интерьер. А то, что предусмотрено проектом обновления "Аполло", не реставрация и не реабилитация, а вандализм, - возмущались специалисты и жители города.

Окна в здании поменяли во время реставрации
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Окна в здании поменяли во время реставрации

Необходимость реставрировать старинный кинотеатр встала из-за масштабного проекта реабилитации проспекта Агмашенебели. "Аполло" просто не могли обойти стороной. В итоге, в 2010-м отреставрировали только фасад здания.

Кинотеатр Аполло
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Кинотеатр Аполло

Продается иль не продается "Аполло"

До распада Советского Союза "Аполло", по-старому "Октябрь", состоял на балансе грузинской киностудии "Грузия-фильм". Затем незаконным образом был продан. Дальше следует какая-то неразбериха.

По информации гражданского реестра, кинотеатр находился во владении некой ООО Театры-Аполло. А пару лет назад на пресс-конференции Тбилисского международного кинофестиваля говорилось о том, что кинотеатр продан компании Socar. Организаторы кинофестиваля говорили, что 80% акций принадлежат Socar. Остальные 20% - частным бизнесменам. С "хозяином" шли переговоры о судьбе старейшего в Грузии кинотеатра. Руководство кинофестиваля предлагало вернуть "Аполло" изначальную функцию и сделать из него муниципальный кинотеатр. Увиденное мною на фасаде объявление о продаже навело на мысль, что Socar не захотел вкладываться в восстановление кинотеатра и решил от него избавиться.

Объявление на фасаде
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Объявление на фасаде

Но не все так просто. Я сначала позвонила по указанному в объявлении телефонному номеру. Мне ответил приятный женский голос, что попала я в брокерскую компанию. И что владелец выставил здание на продажу. Кто на данный момент является собственником "Аполло", узнать мне так и не удалось. Девушка обнародовала всего лишь продажную сумму, которая составила 12 миллионов долларов. И буквально на днях, прямо как по заказу, подружка, зная мою заинтересованность этой темой, скинула мне ссылку на передачу "Реальное пространство", которая идет в эфире Общественного вещателя. К обсуждению дальнейшей судьбы кинотеатра привлекли молодых кинодеятелей, директора киноцентра, представителя компании-владельца и автора проекта реабилитации "Аполло". Выяснилось, что кинотеатр вовсе не продается. И принадлежит он не Socar, а компании Confident group.

Величественный и благородный
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Величественный и благородный

Некоторое время назад компания наняла иностранную консультационную группу, которая должна была расписать для компании бизнес-план по реабилитации здания. Для этого нужно было установить цену. Это не коммерческое и не жилое здание, что затрудняет определение его стоимости. Поэтому, следуя рекомендации, компания Confident group выставила объявление, чтобы понять, если найдется покупатель, то какую сумму он способен заплатить за здание. Компания также рассматривает и возможности соинвестирования.

Здесь можно поиграть со светом
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Здесь можно поиграть со светом

Проект будущего кинотеатра уже расписан. Согласно новому проекту, на первом этаже расположатся выставочные и конференц-залы, на втором этаже - кафе. В зрительном зале отреставрируют старый экран, который был скрыт в 50-х годах прошлого столетия во время реставрации. На первом этаже разместится сцена, на которой будет происходить озвучивание старых фильмов. Представители компании признались, что у них на данном этапе нет бизнес-плана по развитию кинотеатра, но они открыты для сотрудничества и обмена мнениями. Главное, отметили они, что они сохраняют за "Аполло" его первоначальную функцию.

Когда-то тут располагались сиденья
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Когда-то тут располагались сиденья

Кидаю на "Аполло" прощальный взгляд. Если персонифицировать архитектурные строения, то "Аполло" тянет на старца с благородными чертами лица и несгибаемой осанкой. Будто назло своим годам и политическим системам продолжающего жить. Качество жизни, конечно, оставляет желать лучшего: штукатурка давно облуплена, перебиты гипсовые украшения, краска местами стерта. Но сдаваться он все равно не собирается.

Остается надеяться, что все это когда-нибудь обретет новую жизнь
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Остается надеяться, что все это когда-нибудь обретет новую жизнь

Говорят же, как корабль назовешь, так он и поплывет. Название кинотеатра владелец, скорее всего, связывал с именем бога солнца в античной мифологии Аполлоном, который занимал одно из главных мест в греческой и римской традициях и считался богом-стреловержцем, прорицателем и светоносным покровителем искусств.

4171
Теги:
Туризм, Тбилиси
Темы:
Прогулки по Тифлису (141)
По теме
Собачий переулок и тбилисская топонимика
Семь чудес Тифлиса – непридуманные истории
Пароход с подсолнухами: история Доходного дома тифлисского нефтяного магната
Тайна тифлисского дома со львами: подарок жене и роковое завещание

Женщина, торгующая детскими игрушками на празднике Тбилисоба, закрывает лицо маской

"Твоя жена совсем обнаглела": история с переодеванием в Тбилиси

79
(обновлено 13:41 12.07.2020)
Грязная совесть, пожалуй, один из самых тяжких грехов человечества. Нана знала, что была виновата во всем сама. И хотя поздно, но все-таки решила вернуть долг

"Мы в ответе за тех, кого приручили".

Антуан Сент- Экзюпери

Синие сумерки уже опустились на город, а он встретил надвигающуюся темноту блеском фонарей. Хоть и спешила на встречу, а в шесть часов Нану все-таки угораздило попасть в пробку около Филармонии.

Пользуясь моментом, она вытащила из сумки заранее заготовленный парик блондинки и дымчатые очки. Замоталась шарфом по самый нос. Приладила всю экипировку, посмотрела в зеркальце и осталась довольна результатом. В таком прикиде, да еще в сумерках ее золовка Ламара лопнет, треснет, не поймет, с кем имеет дело.

Ее зеленый матис, купленный год назад, еле-еле двигался в пробке. Вынужденное ожидание действовало на нервы. Нана достала сигарету и щелкнула зажигалкой. Беспокойные нервы крутились вокруг и около до нельзя кретинской ситуации.

Она, пятидесятилетняя самодостаточная женщина, хозяйка большого салона, мать взрослой дочери, едет переодетая на встречу со своей бывшей врагиней-золовкой, поломавшей ее семью, и еще нервничает, как школьница, чтоб ее не раскусили. И все из-за той встречи у мусорника две недели назад...

... Тогда, в позапрошлый вторник она ехала себе спокойно из ресторана домой в прекрасном настроении по безлюдной темой улице и на повороте чуть не сбила человека. Неожиданно выскочил пьяный на дорогу как раз на повороте. Хорошо успела нажать на тормоза и крутануть руль. Высунулась обложить его трехэтажно.

- Глаза дома забыл, идиот?!! Меньше пить надо!

Тот поднял на нее мутный невидящий взгляд. Нана встретилась с ним глазами, поперхнулась, юркнула в кабину и резко рванула машину с места. Руки, вцепившиеся в руль, мелко дрожали и впивались наманикюренными ногтями в рельефную поверхность руля.

Это был Сосо, ее первый муж, сильно постаревший, сутулый, бомжеватого вида, в котором уже ничего не осталось от того двадцатилетнего красавца - баскетболиста, который когда-то клялся ей в вечной любви. Но нет ничего вечного под солнцем, а самые жаркие клятвы - только пустой звук, на который не стоит обращать внимания.

Нана тоже мало напоминала ту легкую стремительную девчонку с осиной талией и непокорными курчавыми волосами, какой помнила себя в свою восемнадцатую весну. Тогда она была по уши влюблена в однокурсника Гочу Майсурадзе, а он, подлец, не обращал на нее внимания. Ни грамма, ни микроскопической частички. Что Нана ни делала, с кем ни завязывала отношения между лекциями, чтобы привлечь к себе его внимание. Все было напрасно. Гоча так и оставался невозмутимой ледяной горой Шхара.

Тогда Нана грамотно влюбила в себя простодушного Сосо с третьего курса, задурила ему голову и вышла назло Гоче замуж. Все это произошло очень стремительно для всех участников той истории.

Сама при всем этом находилась в каком-то взбудораженном состоянии и плохо понимала до конца смысл происходящего. Пышная свадьба на 300 человек, приглашенные однокурсники, танцы с новоиспеченным мужем – все казалось игрой. Морок прошел сам собой, когда Нана осталась один на один с совершенно чужим человеком, которого абсолютно не любила. Но отступать уже было некуда.

Сосо при ближайшем рассмотрении оказался вполне неплохим парнем. Добрым, внимательным, старавшимся угодить молодой жене, которая почему-то постоянно куксилась и раздражалась на ничего не значащие мелочи.

"Мне недавно третьего ребенка захотелось" - главный подарок мужчины >>>

Свекор со свекровью тоже ломали голову, как развлечь новобрачных, водили их по родственникам после свадебного путешествия, баловали невестку новыми нарядами и безделушками.

Нана тоже пыталась играть выбранную роль. Выходило не фонтан как успешно.

Сейчас, вспоминая эти дела давно минувших дней, Нана вспомнила старый анекдот.

-... Батюшка, правда, что секс без любви грех?

- Без любви все грех.

Конечно, еще осложняла дело золовка Ламара, которая решила поставить Нану на место.

- Ты что тут много на себя берешь? Специально моему брату на нервах играешь? Ты думаешь, я ничего не вижу?! Ты его не любишь! Я не я буду, если ....

Нана никогда не лезла за словом в карман и ответила в должном стиле. Так они вступили на скользкую тропу войны. И хотя мудрая свекровь всячески пыталась сохранить баланс между невесткой и своей дочкой, последняя, пользуясь влиянием по праву рождения, успевала выносить Сосо мозг, накручивать и зудеть в уши всякие пакости.

- Твоя жена опять плохо помыла кастрюли! Почему мы должны перемывать?!

- Твоя жена совсем обнаглела. Я не буду с ней разговаривать.

- Нана грубо разговаривает с мамой. Прими меры. Ты мужчина!

Сосо морщился от сестры, как от ложки уксуса, то отмахивался, то обещал воздействовать. Нана на тот момент была уже беременна и при малейшем прессинге тут же шантажировала его растущим животом. Муж по доброте душевной тут же брал свои слова назад и еще и извинялся.

Рождение Марики ничего не изменило в отношениях супругов. Наоборот, усложнило. К нервозности Наны прибавилась усталость и дикое раздражение от тупика, в который на сама себя загнала.

Как-то на ровном месте произошел эпохальный скандал, начало которому положил длинный язык Ламары. Нана огрызнулась, Сосо, видимо, дошедший до ручки, вспыхнул, схватил жену и стал ее трясти:

- Навязалась на мою голову. Все нервы мои съела. Ненавижу!!!

В итоге Нана подала на развод, потому что "жить с неуправляемым маньяком", как она его охарактеризовала в заявлении, "не представляется возможным".

После небольшой волокиты их развели. На суде еще выяснилось, что квартира была оформлена на золовку, и дочери Наны полагается оттуда в лучшем случае дверная ручка без замочной скважины.

Нана прилюдно прокляла ненавистную золовку и гордо отказалась от алиментов, сказав, что прерывает все отношения с родственниками мужа.

Сосо в начале пытался звонить, вылавливать экс-супругу у подъезда, но Нана стояла на своем. Их отношения умерли, и воскрешать "тот маразм" не стоит.

Дальше была борьба за жизнь, из которой Нана вышла коронованной победительницей. Говорят, чтобы добиться успеха в жизни, женщине надо только одно – неудачно выйти замуж. На Нане эта истина проявилась во всей красе.

За последующие 25 лет она смогла вырастить дочь, дать ей образование, раскрутить небольшой, но стойкий бизнес, купить машину и дачу. Себя тоже не забывала. Иногда посещала косметологов и массажистов и мудро не афишировала очередного любовника, которого держала при себе скорее для поднятия самооценки, чем чисто из физиологических соображений. При этом, любила хорошо проводить время в компании подруг, не была жмотиной и помогала окружающим, чем могла.

Упущенные возможности, или От своих мыслей никуда не уйдешь >>>

Словом, жила на всю катушку в полной гармонии с окружающим миром. Воспоминания о первом муже были давно задвинуты на какую-то тридевятую пыльную антресоль в перегруженном ежедневными бизнес-планами мозгу.

И вдруг эта минутная безмолвная встреча на темной улице. Ночью Нана долго не могла уснуть. Перед глазами стоял Сосо. Да, до нее доходили какие-то смутные слухи через общих знакомых, что у бывшего мужа дела все хуже и хуже. Пытался жениться, но не вышло, спивается. Потом умерли его родители, ненавистная золовка сходила замуж, но вроде развелась. Живут брат с сестрой туго, нищенствуют. Нана, слыша эти обрывки, лишь снисходительно посмеивалась.

- Это их Бог наказал. Потому что не оценили меня. И ребенку квартиру не дали. Так им и надо.

Подружки хором вторили, соглашались.

И по факту ее имидж матери-мученицы именно к таким выводам и располагал. А что? Все логично и правильно. По справедливости. Принцип бумеранга и все такое, чем угодливый разум при желании оправдает и успокоит любые действия своего владельца.

Эта приятная уму картинка была раньше. В ту ночь, когда Нана ворочалась и не могла заснуть, вдруг, как короткое замыкание, внутри замкнуло и вспыхнуло на секунду. А ведь это из-за нее, Наны, прекраснодушной и щедрой, Сосо спился и стал жалкой тенью человека. Запас прочности у всех разный. Нана выстояла в проблемах, Сосо скис от их отсутствия. Хотел человек любви, семьи, а получил пустышку. Не попадись тогда ему Нана на дороге, может, с другой женщиной был бы счастлив и оценен по достоинству. Потому что никак, даже спустя столько лет не поворачивался язык назвать его мерзким и гадким.

Нана вспоминала, сколько раз он ей уступал, как тянулся к ней и ждал их ребенка, которого она же и отняла, прицепившись к ерундовой причине.

Современная сказка про принцессу и свинопаса, или Бедная Элисо с Сабурталинской улицы >>>

Утром она встала со странной решимостью разыскать контакты через общих знакомых, не привлекая внимания к причине поисков, и хоть чем-нибудь помочь бывшему мужу и золовке. Через несколько часов обзвона у Наны был на руках искомый телефон. Она позвонила и измененным голосом сказала:

- Это квартира Дгебуадзе? Мне поручили передать вам старый долг. Сказали, не говорить от кого.

И назначила встречу недалеко от дома Сосо.

...Пробка наконец-то рассосалась и Нана подъехала к дому на улице Грибоедова. Ее бывшая обидчица уже стояла на обговоренном углу, зябко кутаясь в видавшую виды черную куртку.

Нана, продолжая кутаться в шарф, протянула ей через открытое окно машины конверт с деньгами.

Ламара жадно схватила его и затараторила.

- Вы не представляете, насколько вовремя. Вас Бог послал. Во всех магазинах долги. Стыдно людям в глаза смотреть. А тут, как с неба упали эти деньги, – и пошла сыпать благословениями. – Дай Бог, чтоб никогда ни в чем не нуждались.

У Наны почему-то прихватило горло. Она, не прощаясь, развернула машину и потом, справившись собой, хрипло крикнула на прощанье.

- Тот человек еще номер карты просил. Еще денег вам переведет. Потом созвонимся.

И побыстрее отъехала от условленного угла, боясь, что ее выдаст тембр голоса. Потом обернулась. Ламара, не оборачиваясь, спешила в ближайший магазинчик в полуподвале. Наверное, за покупками.

У Наны мелькнула неожиданная мысль: "Хорошо, что у него есть сестра. Она сможет растянуть эти 200 лари, отложить на лекарства и сделать запас продуктов. До следующего раза. По крайней мере голодать Сосо точно не будет".

Забегая вперед, скажу, что Сосо умер от цирроза печени через полтора года, успев немного пообщаться с дочерью. Каждую Пасху Нана и Марика поднимаются на Мухатгвердское кладбище к его могиле. Человека из сердца не выкинешь.

79
Теги:
Тбилиси, Рассказы Мариам Сараджишвили, Мариам Сараджишвили
Вид на город Тбилиси - старые дома в районе Авлабари

Восстание тбилисских карачогели и Авлабар, разгромленный Орбелиани

8951
(обновлено 09:47 11.07.2020)
В обществе широко бытует мнение, будто грузинам "было сложно" выражать недовольство по поводу социальных проблем, и на этой почве они никогда восстаний не устраивали

Для опровержения этого ошибочного мнения можно привести немало примеров, но самым наглядным является восстание тбилисских мастеровых, произошедшее в горячие июньские дни 1865 года. Измученные от невзгод люди утроили в городе такое… Ничего подобного этому Тбилиси никогда ранее не видел.

Тбилисские мастеровые, известные как "карачогели" (в переводе с турецкого слово означает "носящий черную чоху"), были людьми боевыми и бесстрашными.

Известно, что во время военного положения карачогели уходили на фронт, им также доверяли охрану порядка в городе. К примеру, в 1803 году, в боях при взятии Гянджинской крепости вместе с грузинскими войсками участвовали и тбилисские мастеровые. В 1826 году они охраняли навтлугский госпиталь.

В 1854 году, во время османской войны ("Крымская война") генерал Реад вместе с другими призвал на фронт и тбилисских мастеровых, и те, все как один, вооружившись, явились на место.

Во время холеры и чумы, когда жители Тбилиси в ужасе бежали из города, оставляя своих покойников и больных на произвол судьбы, мастеровые остались, чтобы заботиться о больных и хоронить умерших.

О трудолюбии, вежливости и честности карачогели тогда ходили легенды. Однако, когда власти преступили красную черту, они устроили восстание.

В 1865 году тбилисская управа решила необходимые для благоустройства города средства получить за счет повышения налогов. Возросла пошлина за ввозимые в город товары, а по распоряжению тогдашнего главы Тбилиси Шермазана Вартанова, повышение пошлины коснулось и торговцев-мастеровых.

Это легло очень тяжелым грузом на мелких предпринимателей, и они, естественно, возмутились. Однако городская управа проигнорировала протест мастеровых. Более того, Вартанов издал новое распоряжение о немедленном изъятии налогов.

В ответ на это 26 июня 1865 года мастеровые собрались на нынешней Площади Свободы, тогдашней Эриванской площади. Организаторы протеста обратились к главе города, царевичу и самому императору с просьбой отменить незаконное решение. Но их жалобы результатов не принесли.

Не добившись ничего просьбой, мастеровые 27 июня почти по всему городу устроили забастовку. С утра закрылись все духаны, мастерские, кофейни, остановились кареты, повозки, и около 10 тысяч мастеровых, кучеров, чернорабочих, зеленщиков и других, вооружившись палками и шашками, вышли на восстание.

К ним присоединилось и бедное население города. Прибывшие в город на заработки крестьяне и мелкие торговцы атаковали апелляционный суд. Нищие тбилисцы нападали на разбогатевших за их счет чиновников, ростовщиков и перекупщиков.

Беспорядки охватили Сололаки, Авлабар, Навтлуги. На подавление повстанцев в Авлабаре правительство послало армию, но военные и носа не сумели сунуть в район.

Напуганная власть для усмирении восставших обратилась за помощью к родственнику грузинского царя Георгия XII - Ираклию Грузинскому (Багратиони). Несмотря на то, что тбилисцы очень уважали Грузинского, и его слово имело вес, он, тем не менее, испугался и не смог выйти к разгневанной толпе.

Тогда власти обратились к знаменитому поэту, генералу и заместителю царского наместника Григолу Орбелиани.

Орбелиани попытался сначала воздействовать на мятежников сладким словом, посоветовал им успокоиться и вернуться по домам. Но люди встретили и проводили его свистом. Разгневанный Орбелиани немедленно напустил на толпу военных, которые разогнали восставших, арестовали главарей (некоторые из них умерли в тюрьме, так и не дождавшись справедливости).

Одним словом, все попытки Орбелиани усмирить восставших оказались тщетными. Когда в должности исполнителя обязанностей царского наместника генеарал-поэт обратился к людям – дескать, братья, одумайтесь, успокойтесь, закон для всех един, и я сам тоже оплачиваю расходы за своего коня, его высмеяли и отказались до конца выслушать.

Миллионер или мученик: правда о прославленном грузинском разбойнике >>>

Успокоить людей попытался и гражданский губернатор Николоз Чавчавадзе. Он также призвал восставших вернуться по домам. Но тщетно. Как говорили древние римляне, "трудно разговаривать с желудком, поскольку у него нет ушей".

Разгневанные люди напали на квартиру городского главы, убили сборщика налогов Меликова и разгромили его дом.

Правительство, перепугавшись, вывело армию "для восстановления порядка". Из Мухровани доставили пушки и расположили их на обоих мостах Авлабара, на Татарской площади у здания полиции, у Кукийского моста и близ Чугурети.

После этого, по приказу Григола Орбелиани и военного губернатора Тбилиси, по тбилисцам был открыт огонь. Противостояние между армией и гражданами продолжалось два дня.

Погибли более 20 восставших, 16 человек были отправлены в ссылку в Сибирь, а 32 получили разные сроки тюремного заключения. Жертвы были и среди солдат. Восстание, невзирая на поражение, все же принесло положительные результаты. Правительство было вынуждено пойти на некоторые уступки.

8951
Спасатели в лодке на реке Риони

Тело пропавшего пенсионера нашли в реке Риони на западе Грузии

0
(обновлено 15:23 12.07.2020)
К поисковой операции были подключены 10 пожарных-спасателей, 3 водолаза и 1 эхолот для сканирования дна реки Риони

ТБИЛИСИ, 12 июл — Sputnik. После четырех дней поисков тело 72-летнего мужчины нашли в реке Риони в Самтредиа (регион Имерети).

Поисковые работы начались после того, как на берегу обнаружили его одежду. По словам родственников, пожилой мужчина пропал вечером 9 июля.

По информации Службы по управлению чрезвычайными ситуациями, к поисковой операции были подключены 10 пожарных-спасателей, 3 водолаза и 1 эхолот для сканирования дна реки.

0
Темы:
Происшествия в Грузии