Весь Вифлеемский квартал состоит из лестниц и узких улочек

Вифлеемский квартал Тбилиси - шкатулка с сюрпризами

6994
(обновлено 11:52 03.07.2019)
Колумнист Sputnik Екатерина Микаридзе рассказывает об одном из самых интересных и колоритных мест Тбилиси - Вифлеемском квартале

Вифлеем тбилисский. Не знаю, как выглядит тот, настоящий. Судьба пока туда не забрасывала. Но наш схож чем-то со сказочной шкатулкой. Чего там только не найдешь. И корявые, выложенные булыжником улочки, и толкающиеся деревянными балкончиками дома, и рассыпанные по крошечному кварталу церкви.

Весь квартал состоит из колоритных и живописных улочек
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Весь квартал состоит из колоритных и живописных улочек

Ты и сам сокращаешься в размерах, плутая по миниатюрному Вифлеемскому кварталу. Справа от квартала, по Сололакскому хребту, тянется старая крепость Нарикала, слева потрясающая панорама на город. А над головой бегают канатные кабинки, доставляя пассажиров с площади Рике к крепости Нарикала.

За такой вид из окна отдашь все состояние
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
За такой вид из окна отдашь все состояние

Вифлеемский бармен, царская монета и знаменитый Василий

Вифлеемский квартал начинается с Вифлеемской лестницы, которая считается городской достопримечательностью. Лестница состоит из 120 ступеней. И построена в 1850 году по проекту архитектора Тимофея Белого. А до того времени жители здешних мест ползли по дороге, которую горожане высекли в скале.

Один из самых старых районов города расположен у подножия Сололакского хребта. Отсюда и название района "Клдисубани", что в переводе с грузинского означает район на скалах. Одолев один лестничный пролет, оказываюсь на небольшой площадке. По правую сторону от лестницы храм Нижний Вифлеемский, по левую руку от нее - стойка бармена.

Нижняя Вифлеемская церковь
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Нижняя Вифлеемская церковь

Знаете, кто такой Вифлеемский бармен? Это человек, который выжмет вам гранатовый сок, нальет обалденного саперави, пригласит во двор старого итальянского двора (лавка, кстати, на входе в этот самый дворик) и поговорит с вами за жизнь.

Тут можно и натурального сока вкусить и вина доброго испить
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Тут можно и натурального сока вкусить и вина доброго испить

Да, чуть не забыла, познакомит с Василием - гордостью Вифлеемского квартала. Василия тут знают все. Прославился он благодаря своему общительному нраву. Его даже по телевидению показывали.

- Да, Васька еще тот повеса, - обращается бармен Лариса к туристам, когда те пытаются щелкнуть на камеру важно прогуливающегося по высокому лестничному ограждению гуся. - Не бойтесь, он такой добрый, никого не обидит, - продолжает Лариса. При этом, она сыпет на руку девушке корм для гуся и предлагает перейти на более высокий уровень общения с Василием.

Достопримечательность Вифлеемского квартала-Василий
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Достопримечательность Вифлеемского квартала-Василий

Вифлеемский бармен Лариса перешла жить в этот итальянский дворик 25 лет назад. Говорят, дом, в котором они живут с мужем и тремя детьми, был построен в 1820-м, почти одновременно с Нижним Вифлеемским храмом. В доме, по ее сведениям, жили монахини, храм был в те времена женским монастырем.

Дворик у дома небольшой. В нем море растительности, стол, стулья, лестница. Конструкция у лестницы металлическая, ступени деревянные. Они давно прогнили, поэтому по ней никто не ходит, ступени используют в качестве подставок для цветов. Лестница, кстати, сравнительно новая, построена в 60-е годы прошлого столетия. Сам же дом, построенный в начале позапрошлого столетия, стоит себе ровнехонько, без перекосов и трещин.

Барная стойка Вифлеемского квартала
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Барная стойка Вифлеемского квартала

- Помню, землетрясение случилось. Выходим на улицу, а там людей много, все обсуждают случившееся. А мы даже не почувствовали ничего. Стены в ширину полтора метра. Он крепкий, как скала, на которой построен. Видимо, поэтому и стоит так намертво, что ни один кирпич из него не вытащишь.

Лариса рассказывает, как они с мужем хотели сделать встроенный в стену шкаф. Но не смогли аккуратно вытащить из стены кирпичи, поняли, что придется все ломать, и махнули рукой.

- Ни за какие деньги отсюда не уйду. Тут такая райская прохлада вечером, мечтательно говорит Лариса. Закончим все дела вечером и устраиваем с соседями вечерние посиделки.

Кормление Василия-вифлеемский аттракцион
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Кормление Василия-вифлеемский аттракцион

- Лестницу эту начали ремонтировать в 2007-м, - вспоминает Лариса. - И вы знаете, мы там нашли старинную монету царских времен! Я ее спрятала. Она, правда, не в идеальном состоянии, но и не могла бы быть в идеальном состоянии, дожив до XXI века. Я и сама забросила между камнями пару тетри. Сказала мужу, а вдруг много веков спустя кто-то и нашу монету найдет. Так что, пусть лежит, монета для потомков.

Друзья
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Друзья

Полустанок и Атешга

Одолеваю еще один длинный лестничный пролет и знакомлюсь уже с другими жителями того же дома, только с задней стороны. Перед домом небольшая живописная площадка. Помещается площадка между старым домом и следующим лестничным пролетом наверх. Можно сказать, полустанок, на котором можно перевести дух после подъема по многочисленным ступеням.

Этажерка с баночками варений, пара столиков, стулья, безделушки, подвешенные на оконных решетках, вот и весь нехитрый антураж будущего кафе. Девчонки "родили" идею неделю назад, только-только пробуют силы. В старом доме живет одна из них. Точнее, сдает квартиру посуточно. Девочки поднимают руки, приветствуя тех, кто ходит ежедневно этой дорогой.

Вифлеемская жемчужина
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Вифлеемская жемчужина

Потом хозяйка дома Анжела приглашает войти в квартиру. Заходим в спальню, там старинный камин и окно с видом на город. Подхожу к нему и застываю. Дивный пейзаж открывается сверху – шумный город, лежащий как на ладони, и робко подпевающий ему колокольный звон из соседнего храма.

Поболтав еще немного с девочками, продолжаю свое восхождение вверх. Показывается деревянный балкон колоритного домика, длинная череда лестниц преодолена. В старинном доме находится региональный офис организации ICOMOS (международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест). Это по проекту данной организации была осуществлена реабилитация района.

В этом доме поселился ICOMOS
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
В этом доме поселился ICOMOS

Вифлеемский квартал - один из самых старых в городе. В начале 2000-х тут царила полная разруха, на всем лежала печать заброшенности. Масштабная реабилитация района началась в 2007-м. Длилась она несколько лет, и в итоге город получил еще одну туристическую зону. Район преобразился до неузнаваемости и стал излюбленным местом туристов. Почти в каждом втором доме тут открыт хостел или гостевой дом.

Смотровая площадка Вифлеемского квартала – одно из самых впечатляющих мест. Прямо под тобой город, с рыжими крышами старых домов, стеклянными корпусами новых строений, куполами церквей, дорожной паутиной и приглушенным шумом. Можно вглядываться отсюда в любимые черты города часами.

Почти филигранная работа
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Почти филигранная работа

Тут же на площадке Верхний Вифлеемский храм. По некоторым сведениям, храм стоял на этом месте еще во времена Вахтанга Горгасали. Тот старый был разрушен, и на его месте построили новый. Говорят, что в нем похоронена мать Горгасали. Почти в шаговой доступности от площадки статуя матери Грузии. От храма к символу Грузии ведет крутая лестница, по ней за пять минут можно добраться до высокой точки.

Верхняя Вифлеемская церковь
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Верхняя Вифлеемская церковь

По личным наблюдениям, Вифлеемский квартал - самый густонаселенный храмами. Через пару шагов от Верхней Вифлеемской церкви – зороастрийский храм Атешга. Где заканчивается одна улица и начинается другая, тут понимаешь не совсем четко. Зороастрийский храм, например, расположен уже на Гомской улице. Атешга – единственный оставшийся в Тбилиси шатровый храм огнепоклонников. Храм удостоен звания памятника культурного наследия национального значения.

Древний зороастрийский храм Атешга
© Sputnik / Alexander Imedashvili
Древний зороастрийский храм Атешга

По мнению историков, сооружение датируется V-VII веками. Храм не раз менял облик и перестраивался. Попасть в него, конечно же, можно. Но двор, через который нужно пройти в храм, находится в частной собственности. Нужно договариваться заранее. В Вифлеемском квартале есть еще один затерянный в скалах храм. К церкви святого Георгия нужно карабкаться по ступеням вверх. Это, пожалуй, самая высокая точка квартала.

Тут постоянно приходится карабкаться
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Тут постоянно приходится карабкаться

Фрида Кало и старинный калейдоскоп

Горбатая Гомская улица знаменита еще одной достопримечательностью. Если турист усек, что ты из местных, он обязательно спросит тебя, а в каком доме живет Фрида Кало. Это если ты приезжий, тебя такой вопрос может застать врасплох, горожанин же воспринимает его нормально.

Легенды о Фриде гуляют по Вифлеемскому кварталу не первый год. Нет-нет, мы говорим не о привидении и не о двойнике. Речь идет о настенном рисунке. Он настолько великолепен, что стал притчей во языцех. Фрида тебя встречает сразу у входа во двор. О дворике можно рассказывать долго. Тут каждый сантиметр использован с пользой для художественного оформления. И вообще, весь крохотный двор превращен талантливым художником в полотно. А дом - целиком в апартаменты.

Пройти мимо Фриды, не зацепившись взглядом, нельзя
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Пройти мимо Фриды, не зацепившись взглядом, нельзя

Хозяйка его Мария Сапонджян родилась и выросла в Тбилиси. Но так сложились обстоятельства, Мария уехала из Тбилиси в Москву на долгие 25 лет. Домой, конечно, возвращалась, но эпизодически. Ее родные продолжали жить во дворе вместе с другими соседями. А в один из приездов все каким-то странным образом совпало, и Мариам решила остаться в Грузии. И это при наличии успешного бизнеса в Москве. Соседи продали свои квартиры, и Мария стала единоличным владельцем всего дома с миниатюрным двором. И решила развернуть бизнес, превратив дом в гостиницу. Случилось это два года назад. Тогда-то и пришла идея у входа во двор, на самом видном месте, изобразить художницу. Теперь каждому, проходящему мимо двора, Фрида моргает глазом. Можно сказать, Фрида - талисман Вифлеемского квартала.

Тут, как правило, проходят фотосессии
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Тут, как правило, проходят фотосессии

Есть в этом квартале еще одна жемчужина - знаменитый дом с витражами. Можно даже сказать, что это самый раскрученный Вифлеемский бренд. Только ленивый не снимал себя любимого на фоне чудного калейдоскопа. Но, чтобы попасть в него, следует идти в Вифлеемский квартал другой дорогой. Не по лестницам, которые идут от Вифлеемского подъема, а от Хлебной площади по Вифлеемской улице.

Попробуйте посчитать количество стекол в окнах
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Попробуйте посчитать количество стекол в окнах

Пропустить или пройти мимо этого дома почти невозможно. Дом выглядит для этого слишком привлекательно. Как ослепительно красивая женщина, притом настолько красивая, что все остальное, включая ее прошлое, теряет значение. В доме живет восемь семей. На втором этаже разместилась арт-галерея. Можно приобрести в ней вещи и сувениры ручной работы. Широкая веранда сплошь увита деревянным плющем. В сочетании с витражным коридором деревянные кружева смотрятся кокетливо.

Вифлеемский калейдоскоп
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Вифлеемский калейдоскоп

Старые половицы под ногами скрипят и западают. Стараешься ходить осторожно. Но не столько из опасения оступиться, сколько из старания не нарушать покоя жителей дома. Еще у входа, на первом этаже, посетителей встречает табличка с краткой информацией о количестве жителей и просьбой не шуметь и не задерживаться на веранде слишком долго. Под длительным пребыванием на балконе, кстати, может подразумеваться и 20 минут, и полчаса. Видимо, жители надеются на сознательность посетителей.

Веранда у этого калейдоскопа длинная
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Веранда у этого калейдоскопа длинная

Наблюдая за нескончаемым потоком гостей, желающих запечатлеть себя в витражном коридоре, начинаешь проникаться пониманием. И собрав волю в кулак, направляешься к выходу. "Пока, дружище, - говорю я с ним мысленно. – Увидимся как-нибудь…"

6994
Теги:
Туризм, Тбилиси
Темы:
Прогулки по Тифлису (136)
По теме
Тифлис в деталях - вверх по Грибоедовской улице
Как выглядит самое заброшенное здание Тбилиси — здесь начинается путь в прошлое
Кто и что мешает восстановлению канатной дороги на Руставели
Такого в Тбилиси вы еще не видели - как площадь Колхозная стала площадью Орбелиани

Горельеф режиссера Котэ Марджанишвили на станции метрополитена

ни разу в жизни не изменил и не изменю" - история однолюба Котэ Марджанишвили

344
(обновлено 16:51 28.05.2020)
Сегодня со дня рождения культового грузинского режиссера театра и кино, основоположника грузинского театра Котэ Марджанишвили исполняется 148 лет

Его судьба и творческий путь могли бы стать сценарием удивительного фильма или романа. И каждый кадр в них был бы достоин внимания и аплодисментов. Потому что мэтр театрального мастерства жил и дышал искусством и не мог представить ни дня без него.

О самых интересных фактах из жизни Марджанишвили рассказывает колумнист Sputnik Грузия Анастасия Шрайбер.

С любовью из Кахети

Все началось именно с этого красивейшего удивительного края Грузии. Будущий родоначальник грузинского театрального мастерства родился в кахетинском селе Кварели.

Великий режиссер Котэ Марджанишвили
http://www.kino-teatr.ru/kino/director/sov/25505/foto/602071/
Великий режиссер Котэ Марджанишвили

Сценическую деятельность начал в 1893 году, но сначала в амплуа актера в Кутаисском театре. Буквально через год дебютировал в Тифлисе, тогда Марджанишвили сыграл роль Патара Кахи в одноименной пьесе Акакия Церетели. С 1897 года судьба распорядилась так, что Котэ выступал в русских театрах. А в 1901 году состоялся его режиссерский дебют: на сцене Вятского театра он поставил свой первый спектакль "Дядя Ваня" по Чехову.

Очарованный Достоевским

Весна 1910 года. Котэ Марджанишвили приглашают в Московский художественный театр. С этим театром Марджанишвили сближали принципы высокой идейности репертуара и реализма в актерском искусстве.

კოტე მარჯანიშვილი
Котэ Марджанишвили в молодости

В МХТ Марджанишвили поставил спектакли "У жизни в лапах" Гамсуна (1911), "Пер Гюнт" Ибсена (1912). Однако одной из самых весомых и ярких работ Котэ стало его участие в создании "Братьев Карамазовых" по Достоевскому (1910). Ставил этот величайший спектакль в двух частях Немирович-Данченко. Это был космический опыт для Марджанишвили.

Владимир Немирович-Данченко
© photo: Sputnik / Miron Sherling
Владимир Немирович-Данченко

На крыльях свободы

Периодом поиска новых театральных форм, интересных экспериментов и открытий стало для Марджанишвили лично и русского театра в целом время после первой русской революции. Котэ стремился осуществить идею синтетического театрального искусства, воспитать разносторонних актеров, искал на сцене силуэты драматичности и зрелищности.

26 წლის კოტე მარჯანიშვილი
Режиссер Котэ Марджанишвили

В 1913 году в Москве Марджанишвили с антрепренером Суходольским создает Свободный театр, который просуществует всего один сезон, но будет настолько ярким явлением в театральной жизни, что прочно впишется в историю русского театра. Театр был задуман как синтетический, охватывающий все виды сценического искусства. На сцене этого театра Марджанишвили поставил "Прекрасную Елену" Оффенбаха.

Мечта о театре-празднике

В 1914—1915 годы Марджанишвили руководил театром в Ростове-на-Дону, в 1916—1917-х театром "Буфф" в Петрограде. В обоих театрах режиссер стремился воплотить в реальность свою идею о театре-празднике.

В 1918 году в Петрограде, в Летнем театре "Пассаж", он поставил оперетту Легара "Граф Люксембург". А уже в 1919 году Константин Александрович был назначен комиссаром киевских театров. Здесь он осуществил постановку пьесы Лопе де Вега "Fuente ovejuna" ("Овечий источник"), в которой нашли воплощение героика и пафос революционной эпохи.

В 1919 году в Киеве поставил пьесу "Стенька Разин" поэта и драматурга Каменского. Во время пребывания в Киеве Марджанишвили преподавал в еврейской театральной студии, созданной в 1919 года при Киевской "Культурлиге". А в 1919 году совместно с Озаровским и Курихиным организовал в Киеве театр эстрады "Кривой Джимми".

Кто я?

"Мой милый маленький друг! Если бы ты знал, как измучилась моя душа, как истосковался мой дух. Мне мучительно хочется понять кто я? Что я? И не могу понять", — писал Котэ Марджанишвили сыну из Петрограда, 9 августа, 1917 года.

Потери

За всю свою жизнь Котэ испытал много потерь. Отец умер, когда мальчику было четыре года, вскоре из жизни ушли мама и две сестры.

მარჯანიშვილები

Из родных и самых близких людей осталась только сестра Тамара, выпускница петербургской консерватории. Все прочили ей блестящую карьеру и обожествляли ее голос, а Тамара выбрала монашество в Бодбийской обители.

კოტე მარჯანიშვილი და ნადეჟდა ჟივოკინი
Котэ Марджанишвили с семьей, супругой Надеждой Живокини и сыном

Котэ ужасно не хотел разлучаться со своей сестрой, но Тамара Александра была непреклонна и прожила в монастыре 18 лет.

Курить как Котэ

Котэ много курил, много и нервно. Говорят, что многие грузинские режиссеры-современники, подражая маэстро, дымят не щадя здоровье.

В Марджанишвили всегда был какой-то беспокойный дух, который никогда не спал, рождал на сцене шедевры, противился банальности и заставлял никогда не останавливаться на достигнутом. Котэ всегда было мало.

"Для него не существовало "своего театра", весь мир был для него одним огромным театром", — говорил про режиссера грузинский поэт Тициан Табидзе.

Петроград

В июле 1920 года в Петрограде под его руководством была осуществлена невероятно масштабная, эффектная постановка "К мировой коммуне". В инсценировке, поставленной на портале Фондовой биржи, приняли участие четыре тысячи рабочих и красноармейцев, а число зрителей достигло 45-и тысяч.

© photo: Sputnik / РИА Новости
Константин Александрович Марджанишвили

В числе зрителей – вождь пролетариата Ленин. В июне 1920 года Котэ создает Государственный театр комической оперы, задуманный как музыкально-экспериментальный. При театре функционировали сатирическое кабаре "Хромой Джо" и драматическая студия "Рабочий театр".

И снова Грузия

Грузия была в сердце Котэ до конца. В 1922 году Марджанишвили триумфально вернулся в Грузию и включился в активную работу по созданию грузинского советского театра. И вскоре, действительно, стал основоположником и реформатором профессионального театра в Грузии.

Здание тбилисского академического театра имени Коте Марджанишвили
© Sputnik / Levan Avlabreli
Здание тбилисского академического театра имени Коте Марджанишвили
Его творческое кредо — искусство "должно быть так же велико, как велика наша современность" — ставило перед театром высокие цели.

Сразу после приезда Марджанишвили поставил на сцене театра имени Шота Руставели пьесу Лопе де Вега "Фуэнте овехуна" (1922), уже апробированную в Киеве и Петрограде.

За этим спектаклем последовали основные спектакли из национального репертуара "Затмение солнца в Грузии" Зураба Антонова (1923), в котором воссоздавались яркие реалистические картины жизни старого Тифлиса, и обличительно острый "Раздел" Георгия Эристави (1923).

В следующем, 1924 году, Марджанишвили обращается к шедеврам мировой драматургии, поставив комедии Мольера "Мещанин во дворянстве" и Шекспира "Виндзорские кумушки", а вслед за этим и "Гамлета". Многие постановки он осуществил совместно с Александром (Сандро) Ахметели.

Свидетельством неустанного поиска новых средств театральной выразительности была постановка пантомимы "Мзетамзе" (1926). Среди нереализованных замыслов этих лет — намерение поставить на открытом воздухе на горном плато "Мистерию-буфф" Маяковского.

Портрет грузинских театральных режиссеров Сандро Ахметели и Котэ Марджанишвили
© photo: Sputnik / Рухкян
Портрет грузинских театральных режиссеров Сандро Ахметели и Котэ Марджанишвили
В то время в театре имени Руставели под одной крышей собрались много значительных мастеров с различными взглядами на искусство. Стремясь разрубить узел накопившихся противоречий, в 1928 году Марджанишвили уходит из театра и создает новый театр в городе Кутаиси, при создании он получил название Второго государственного театра Грузии. Уже в 1930 году театр был переведен в Тбилиси. В 1933 году, после смерти Марджанишвили, театр получил его имя и успешно работает по сей день.

Уход легенды

Марджанишвили неожиданно умер в расцвете творческих сил. Это произошло 17 апреля 1933 года в Москве, куда маэстро был приглашен ставить спектакли "Дон Карлос" по Шиллеру в Малом театре и "Летучую мышь" Оффенбаха в Московском театре оперетты. 

Тбилисский академический театр имени Коте Марджанишвили
© Sputnik / Levan Avlabreli
Тбилисский академический театр имени Коте Марджанишвили

Марджанишвили сначала похоронили в Тбилиси в сквере около Оперного театра, а в 1964 году перезахоронили в Пантеоне писателей и общественных деятелей Мтацминда.

Однолюб Котэ

"… Вот я уже седой, стою на пороге старости, а театр — моя единственная возлюбленная, по отношению к которой я был единолюбом, которой я ни разу в жизни не изменил и не изменю до того момента, пока не понесут меня к могиле…" — пророчески говорил Котэ незадолго до смерти.

344
Теги:
Театр им. К.Марджанишвили, Коте Марджанишвили
Темы:
Гордость Грузии
Премьер-министр Грузии Георгий Гахария

"Фактор Гахария" и слухи об отставке премьера чего ждать до выборов

484
(обновлено 17:40 28.05.2020)
Колумнист Sputnik Грузия рассуждает о том, стоит ли ждать изменений во власти перед предстоящими парламентскими выборами, которые запланированы на 31 октября

Как известно, коней на переправе не меняют. По этой логике, слухи об уходе Георгия Гахария в оппозицию и по поводу изменения состава правительства должны быть не только преувеличенными, но и нереалистичными.

Однако, давайте рассмотрим последовательно, чем все-таки были вызваны разговоры об очередных кадровых перестановках в правительстве.

Распространенная СМИ информация выглядит следующим образом: на посту премьера Гахария сменит Григол Лилуашвили, его же место – начальника Службы безопасности - займет Анзор Чубинидзе. Специальную службу госохраны же, которая останется в результате перестановок без шефа, в итоге возглавит двоюродный брат Григола Лилуашвили и его нынешний заместитель Гига Николаишвили.

Первоисточник информации неизвестен, однако эти слухи активно распространяет учредитель "Мтавари архи" Ника Гварамия.

© Sputnik / Alex Shlamov
"Ставка на Гахария": видеодосье на нового премьера Грузии

Естественно, тема изменений в Правительстве всегда актуальна и важна, но в данном случае распространению версий способствовало назначение послом госминистра по примирению и гражданскому равноправию Кети Цихелашвили.

Если кто-то полагает, что должность посла в Австрии меньше должности государственного министра, то это его проблема. Но можно предположить, что Цихелашвили на этом посту будет более эффективна, чем на предыдущем, и ее изменение, предположительно, совершенно не огорчит.

В целом же складывается ощущение, что правящая команда заранее пытается трудоустроить тех людей, кто не попадает в будущую парламентскую команду.

К примеру, несколько месяцев назад в Технический университет откомандировали депутата Карло Копалиани. В кулуарах "Мечты" поговаривают, что переговоры начались и с другими депутатами, и к дню выборов у всех будет понимание, где они продолжат свою деятельность.

Слухи же об изменениях в правительстве считает "фантазиями оппозиции" политолог Рамаз Сакварелидзе.

При этом он отмечает, что "желания и страсти у оппозиции обостряются летом и осенью". Согласитесь, почти афоризм.

"С Гахария после жесткого разгона акции 20 июня прошлого года ничего поделать не смогли, и в итоге он из главы МВД стал премьером. Что уж говорить теперь, когда его имя связано с хорошим менеджментом в кризисной ситуации", - говорит Сакварелидзе.

Разговорам о возможных кадровых потрясениях удивлена и эксперт Хатуна Лагазидзе. По ее словам, фактор Гахария сегодня велик, велико и доверие в отношении него. "Фактор Гахария" сейчас ключевой, и без него правящая команда выборы может даже проиграть.

Изменений во власти не только не исключает, но уверен в них эксперт Вахтанг Дзабирадзе, но – уже после выборов. До дня голосования, убежден он, драматичных изменений ждать не стоит.

Вообще же, известно, что для политика всякий информационный шум полезен, как реклама. Шумная информация полезна, за исключением некролога.

А пока правительство Грузии и, конкретно, Георгия Гахария ожидают гораздо более серьезные сражения в виде нищеты, голода и нужды в стране, не говоря уже о коронавирусе, новая вспышка которого возможна в любой момент. Именно ответ на эти вызовы станет главным фактором, который определит результат выборов 2020.

Выборы 2020: парламент Грузии начинает обсуждение конституционных поправок >>>

Конечно, если не произойдет непредсказуемого и нелогичного – ведь в политике, особенно грузинской, нельзя исключать факторы подводных течений и внутренних войн.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

484
Азиатский Банк Развития (АБР)

Азиатский банк развития выделил Грузии 100 млн долларов

17
(обновлено 03:11 29.05.2020)
Средства АБР позволят смягчить негативное воздействие кризиса на бизнес и помочь в сохранении средств к существованию для уязвимых групп населения

ТБИЛИСИ, 29 мая — Sputnik. Азиатский банк развития (АБР) утвердил кредит правительству Грузии в размере 100 миллионов долларов США, чтобы помочь справиться с последствиями распространения новой пандемии коронавируса, говорится в сообщении банка.

"Коронавирус подверг большому риску здравоохранение и экономику Грузии, как важного торгово-туристического хаба. Мы полностью поддерживаем ответные шаги Грузии на пандемию, и этот комплексный пакет будет направлен на медицинские и социально-экономические нужды страны", - заявил президент Азиатского банка развития Масацугу Асакава.

В заявлении руководства банка отмечается, что для защиты уязвимой системы здравоохранения Грузия стала предпринимать шаги по предотвращению распространения болезни в январе, хотя пандемия все таки нанесла значительный ущерб экономике. Ограничение на передвижение сильно ударило по туристическому сектору, и в результате число иностранных туристов по сравнению с показателями за март прошлого года сократилось почти на 60%.

Программа CARES (Активное реагирование и помощь в расходах) предоставит бюджетную помощь правительству и профинансирует его комплексный антикризисный план. Финансирование включает отсрочку налогов для более чем 4000 малых и средних туристических предприятий, а также субсидирование кредита как минимум для 2000 малых и средних отелей.

Кредит также будет использован для помощи уязвимых групп населения. Так временную финансовую помощь получат около 350 тысяч граждан, которые рискуют потерять работу из-за пандемии, 250 тысяч самозанятых граждан и 1.2 млн гражданам субсидируют счета за коммунальные услуги. Кроме этого в течение полугода будут фиксирвоаться цены на девять основных продуктов.

Пакет Азиатского банка развития (CARES) был разработан в сотрудничестве с Международным валютным фондом и другими партнерами по развитию в рамках координированных работ для преодоления кризиса Cody-19 в Грузии.

Цель Азиатского банка развития - содействие успешному, многостороннему, развитию Азиатско-Тихоокеанского региона. В то же время он продолжает работу по искоренению крайней нищеты в регионе. Основанная в 1966 году организация объединяет 68 стран, в том числе 49 из азиатского региона.

Азиатский банк развития поддерживает Грузию с 2007 года и является одним из самых многосторонних партнеров. Общая стоимость долгов, выданных Грузии, составляет 2,8 миллиарда долларов.

17
Темы:
Экономика Грузии