Зов грузинской крови: невероятные приключения россиянки в Тбилиси

2373
(обновлено 12:41 11.06.2019)
Колумнист Sputnik, писательница Мариам Сараджишвили рассказывает историю девушки, которая в зрелом возрасте узнала, что ее папа - грузин

По моим наблюдениям, среди приезжающих в Грузию дам местные мужчины вызывают своеобразный интерес. В свое время советский кинематограф создал много привлекательных образов грузин - покорителей женских сердец. Но реальность иногда вносит свои не очень приятные коррективы в ожидаемое развитие событий. Делюсь реальной историей, имена, конечно, изменены.

Света Осокина, 32-летняя шатенка непримечательной наружности, сидела в тбилисском аэропорту и жевала печенье. Печенье было не ахти что, просто надо было заесть стресс, и Света активно двигала челюстями. Перед ней стояли красный чемоданчик на колесиках и небольшая сумка, а-ля ручная кладь с самым необходимым.

Вокруг сновали отъезжающие и встречающие, прохаживались полицейские и фланировали работники аэропорта в одинаковых темно-синих формах.

Огромное черное табло то и дело вспыхивало красными надписями прибывших и только что отбывших рейсов.

Царившее вокруг оживление никак не трогало Свету. На душе было темно и грустно, как на тупиковой улочке в глухую ночь, да еще и без единственного фонаря.

Кому приятно осознавать, что твои мечты начать новую жизнь разбиты вдребезги, а будущее не спешит тебя радовать. Затратить столько усилий, денег, чтоб вырваться на родину предков, а теперь сиди с чемоданом и жди свой борт 2895 Тбилиси – Екатеринбург.

Помнится, сидела Света тихо, культурно перед телевизором, тоже грызла что-то типа этого печенья, когда неожиданно разговор за столом вырулил на семейную тайну. По первому каналу крутили в стопервый раз "Мимино". Отчим, Сергей, который был на пять лет младше ее матери, вдруг ни с того ни с сего толкнул Свету в бок и спросил ни к селу ни к городу.

Замуж за грузина: топ-10 россиянок, решившихся на это >>>

- Ну, как, Светик, ничего в сердце не екает, когда про свою родню смотришь?

Света перестала жевать и уставилась на отчима, потом на мать, которая как-то особенно взглянула на шухарного мужа.

Сергей включил задний ход.

Юность, дреды, любовь
© Sputnik / Vladimir Umikashvili.

- А я че? Я ниче... Пошутить нельзя? Светка уже большая. Имеет право знать, кто она и все такое.

Света тогда уже не дала матери вздохнуть – выпытала всю правду. Оказалось, что ее отец вовсе не Осокин Юрий Алексеевич, а какой-то грузин Гоча, причем фамилию мать никак не могла вспомнить. Его историческая встреча с матерью Светы была такая искрометная, что до паспортных данных участники как-то не дошли. А после было уже незачем. Таинственный Гоча мелькнул кометой в жизни Екатерины Петровны, матери Светы, и исчез, оставив после себя память - генетический код на далеком Урале.

И все, Света заболела Грузией. Смотрела фильмы, слушала "Сулико", пыталась учить слова по словарю, который каким-то чудом нашла в букинистическом магазине. Приехать в Грузию стало ее навязчивой идеей.

В глубине сердца теплилась еще одна мечта – выйти замуж именно за грузина, высокого, черноволосого и обязательно с умопомрачительными усами, точь-в-точь, как у героя Мимино в одноименном фильме.

Грузинские стереотипы: сколько раз можно выйти замуж? >>>

Это известное дело: если чего–то страстно хотеть, то вселенная вам именно это и предоставит. Только вот беда, мало кто умеет просчитывать все последствия таких рвущихся из сердца желаний.

После многих приключений Светка все же вышла год назад из здания тбилисского аэропорта, катя за собой тот самый красный чемоданчик и сладостно вдыхая ветреный воздух своей исторической родины.

Первыми ее окружили приставучие таксисты, оравшие наперебой: "Я в центр отвезу!". Света села в такси шофера, который внешне больше всех смахивал на вынашиваемый в сердце милый образ.

Так в дороге они познакомились с Важей. Он каким-то чутьем сразу просек, что Света приехала сюда выходить замуж. И с ходу предложил ей руку и сердце.

Света слегка обалдела от стремительности исполнения ее желания. Потом вспомнила печальный опыт своей матери и немного заволновалась. Велела везти себя сперва в гостиницу, а потом на свежую голову обещала подумать о лестном предложении. Важа пылко клялся могилой брата, что он совершенно серьезно и резко крутанул руль на повороте, чтоб, якобы, сразу везти Свету к себе в деревню, знакомить с мамой. Но Света была непреклонна.

На другой день Важа с утра уже ждал ее у дверей гостиницы и повез показывать город. Абсолютно бесплатно. Хотя Света и сделала попытку порыться в своей сумочке в поисках денежки. Но Важа так возмутился, что Света еще и извинилась.

История одной ошибки: выйти замуж за нелюбимого >>>

В тот день они ели хачапури, пили вино и много смеялись. Света по наивности еще спросила, как же рабочий день, но Важа поведал народную мудрость. Мол, грузины рождаются на свет уставшими и потому любят отдыхать в кругу друзей, а время, проведенное за столом, в счет жизни не идет. Потому надо расслабиться и ловить кайф.

К вечеру Света уже была твердо уверена, что Важа - это перст судьбы и за него надо хвататься обеими руками, ценить, любить и ни в коем случае не раздражать.

- Зачем тебе в гостиницу, - настаивал Важа. – Я повезу тебя к себе на квартиру. Мы же любим друг друга. А свадьба потом. Когда я деньги соберу. На триста человек минимум. Нет, лучше на пятьсот. А то вдруг кто-то обидится.

Так они стали жить вместе. Важа приводил друзей, хорошо сидели и пили. Важа, представляя Свету друзьям, говорил "чеми наша"*, и все тут же начинали улыбаться, хлопать его по плечу, по-видимому, выражая свое одобрение. Очень быстро все друзья вошли в курс дела, что Света тоже своя и приехала искать своего папу, легендарного Гочу. За него отдельно пили и желали ему долголетия и всяческих благ, где бы он ни обретался.

До деревни Важи почему-то все никак не могли доехать. То денег не было, то покрышка испортилась, то еще что-то вылезало и сносило красиво построенные планы знакомства с родителями в сторону.

Прожив с Важей пару месяцев, Света для себя вынесла несколько обобщений местных реалий, которые шли вразрез с ее представлениями о Грузии, почерпнутыми из фильмов.

Истинная вера или дань моде - молодежь Грузии самая религиозная? >>>

Оказывается, то, что говорится за столом и на выходе от него, это кардинально разные вещи. И вообще строить какие-то планы, живя в Грузии, просто немыслимое дело. Здесь все происходит стихийно и меняется по ходу пьесы. Любые привязки к часам и графику - дело неблагодарное и наивное. Например, сказал Важа, что завтра в девять он едет туда-то, а он может встать в одиннадцать в лучшем случае. И еще много чего такого, что никак Света не могла представить до своего приезда.

В итоге Света поняла, что жить семьей да еще и детей заводить в этом хаосе - вещь рискованная. Можно не потянуть.

Потом они крупно поссорились, вдрызг разругались, и это было к лучшему. Слишком много вранья и неприятных нюансов выяснилось за три месяца. Света собрала свой чемоданчик и перебазировалась в дешевый хостел, чтобы обдумать свое положение и план дальнейших действий.

Пока она думала, бродила по городу, примериваясь, чем бы ей тут можно было заняться, на улице встретила друга Важи, Лексо. Он был полной противоположностью своему другу - светлый, голубоглазый, но по-русски говорил значительно хуже Важи. Лексо обрадовался Свете и сразу предложил помощь – устроить ее в фирму своего друга на офисную непыльную работу. Только надо немного подождать, пока место освободится. А пока можно пожить у его друга Тенго дома. Тенго ему, как себе, доверяет и ключи дает. Потому что они еще со школы друзья высшей, проверенной временем, пробы.

Свете показалось такое неожиданное решение вполне разумным, и она переехала в комнатку в итальянском дворе. Условия были далекими от евростандартов, но вполне терпимыми.

Казус тбилисского разлива: как найти возлюбленную для мужа >>>

Лексо поначалу ругал последними словами Важу, который ему должен 200 долларов с позапрошлого года и не думает отдавать. А он, в свою очередь, должен и Левану, и хромому Сандро, и еще какому-то Нугзару, но вот скоро раскрутится и все отдаст.

Света, слушая Лексо и вспоминая отрывки старых разговоров с Важей о его житье-бытье, сделала для себя вывод, что добрая половина Грузии должна другой, но особенно никто не парится отдавать годами.

Как-то незаметно Света сблизилась с Лексо. Сперва он казался ей улучшенной копией Важи, но в конечном итоге Света обнаружила, что он практикующий наркуша. Надо было делать ноги. Само собой, все рассказы о трудоустройстве в фирму друга оказались очередной сказкой.

И вообще ее ранние представления о Грузии и обнаружившаяся реальность отстоят друг от друга, как Земля от Марса. Да, здесь вкусная еда, прекрасные виды, экзотичные мужчины, солнце и море фруктов, но последнее дело путать туризм с эмиграцией. Чтобы жить и наслаждаться всеми перечисленными плюсами в Грузии, нужны солидные финансовые вливания из какого-либо источника.

Света попыталась найти работу сама, но вскоре поняла, что русскоязычный бухгалтер средней руки как-то без особой надобности на местном рынке труда, шансы разыскать биологического отца только по имени равны нулю, и взяла билет на самолет, тот самый Тбилиси – Екатеринбург.

Как удачно выйти замуж: невыдуманная история одной грузинки >>>

И сейчас, ожидая рейса 2895, Света, чтоб отключиться от печальных мыслей, скользила пальчиком по экрану телефона в одноклассниках. Щелкнула по нераспечатанному конвертику. Это был Вовка. Ее сосед по улице. Когда-то давным давно он ухаживал за Светкой, потом исчез из ее жизни.

И вот он вынырнул из небытия и писал ей.

- Светка, я искал тебя. Мне сказала мама, что ты в Грузии. Приезжай. У меня есть для тебя хорошие новости.

И вместо многоточий ряд смеющихся смайликов.

Света вздохнула полной грудью. Иногда судьба, с треском захлопнув одну дверь перед твоим носом, тут же тихонечко приоткрывает малозаметную калитку из забытого прошлого.

Примечание.

* "Наша" - сленговое обозначение девушки с низкой социальной ответственностью.

2373
Теги:
Рассказы Мариам Сараджишвили

Горельеф режиссера Котэ Марджанишвили на станции метрополитена

ни разу в жизни не изменил и не изменю" - история однолюба Котэ Марджанишвили

207
(обновлено 16:51 28.05.2020)
Сегодня со дня рождения культового грузинского режиссера театра и кино, основоположника грузинского театра Котэ Марджанишвили исполняется 148 лет

Его судьба и творческий путь могли бы стать сценарием удивительного фильма или романа. И каждый кадр в них был бы достоин внимания и аплодисментов. Потому что мэтр театрального мастерства жил и дышал искусством и не мог представить ни дня без него.

О самых интересных фактах из жизни Марджанишвили рассказывает колумнист Sputnik Грузия Анастасия Шрайбер.

С любовью из Кахети

Все началось именно с этого красивейшего удивительного края Грузии. Будущий родоначальник грузинского театрального мастерства родился в кахетинском селе Кварели.

Великий режиссер Котэ Марджанишвили
http://www.kino-teatr.ru/kino/director/sov/25505/foto/602071/
Великий режиссер Котэ Марджанишвили

Сценическую деятельность начал в 1893 году, но сначала в амплуа актера в Кутаисском театре. Буквально через год дебютировал в Тифлисе, тогда Марджанишвили сыграл роль Патара Кахи в одноименной пьесе Акакия Церетели. С 1897 года судьба распорядилась так, что Котэ выступал в русских театрах. А в 1901 году состоялся его режиссерский дебют: на сцене Вятского театра он поставил свой первый спектакль "Дядя Ваня" по Чехову.

Очарованный Достоевским

Весна 1910 года. Котэ Марджанишвили приглашают в Московский художественный театр. С этим театром Марджанишвили сближали принципы высокой идейности репертуара и реализма в актерском искусстве.

კოტე მარჯანიშვილი
Котэ Марджанишвили в молодости

В МХТ Марджанишвили поставил спектакли "У жизни в лапах" Гамсуна (1911), "Пер Гюнт" Ибсена (1912). Однако одной из самых весомых и ярких работ Котэ стало его участие в создании "Братьев Карамазовых" по Достоевскому (1910). Ставил этот величайший спектакль в двух частях Немирович-Данченко. Это был космический опыт для Марджанишвили.

Владимир Немирович-Данченко
© photo: Sputnik / Miron Sherling
Владимир Немирович-Данченко

На крыльях свободы

Периодом поиска новых театральных форм, интересных экспериментов и открытий стало для Марджанишвили лично и русского театра в целом время после первой русской революции. Котэ стремился осуществить идею синтетического театрального искусства, воспитать разносторонних актеров, искал на сцене силуэты драматичности и зрелищности.

26 წლის კოტე მარჯანიშვილი
Режиссер Котэ Марджанишвили

В 1913 году в Москве Марджанишвили с антрепренером Суходольским создает Свободный театр, который просуществует всего один сезон, но будет настолько ярким явлением в театральной жизни, что прочно впишется в историю русского театра. Театр был задуман как синтетический, охватывающий все виды сценического искусства. На сцене этого театра Марджанишвили поставил "Прекрасную Елену" Оффенбаха.

Мечта о театре-празднике

В 1914—1915 годы Марджанишвили руководил театром в Ростове-на-Дону, в 1916—1917-х театром "Буфф" в Петрограде. В обоих театрах режиссер стремился воплотить в реальность свою идею о театре-празднике.

В 1918 году в Петрограде, в Летнем театре "Пассаж", он поставил оперетту Легара "Граф Люксембург". А уже в 1919 году Константин Александрович был назначен комиссаром киевских театров. Здесь он осуществил постановку пьесы Лопе де Вега "Fuente ovejuna" ("Овечий источник"), в которой нашли воплощение героика и пафос революционной эпохи.

В 1919 году в Киеве поставил пьесу "Стенька Разин" поэта и драматурга Каменского. Во время пребывания в Киеве Марджанишвили преподавал в еврейской театральной студии, созданной в 1919 года при Киевской "Культурлиге". А в 1919 году совместно с Озаровским и Курихиным организовал в Киеве театр эстрады "Кривой Джимми".

Кто я?

"Мой милый маленький друг! Если бы ты знал, как измучилась моя душа, как истосковался мой дух. Мне мучительно хочется понять кто я? Что я? И не могу понять", — писал Котэ Марджанишвили сыну из Петрограда, 9 августа, 1917 года.

Потери

За всю свою жизнь Котэ испытал много потерь. Отец умер, когда мальчику было четыре года, вскоре из жизни ушли мама и две сестры.

მარჯანიშვილები

Из родных и самых близких людей осталась только сестра Тамара, выпускница петербургской консерватории. Все прочили ей блестящую карьеру и обожествляли ее голос, а Тамара выбрала монашество в Бодбийской обители.

კოტე მარჯანიშვილი და ნადეჟდა ჟივოკინი
Котэ Марджанишвили с семьей, супругой Надеждой Живокини и сыном

Котэ ужасно не хотел разлучаться со своей сестрой, но Тамара Александра была непреклонна и прожила в монастыре 18 лет.

Курить как Котэ

Котэ много курил, много и нервно. Говорят, что многие грузинские режиссеры-современники, подражая маэстро, дымят не щадя здоровье.

В Марджанишвили всегда был какой-то беспокойный дух, который никогда не спал, рождал на сцене шедевры, противился банальности и заставлял никогда не останавливаться на достигнутом. Котэ всегда было мало.

"Для него не существовало "своего театра", весь мир был для него одним огромным театром", — говорил про режиссера грузинский поэт Тициан Табидзе.

Петроград

В июле 1920 года в Петрограде под его руководством была осуществлена невероятно масштабная, эффектная постановка "К мировой коммуне". В инсценировке, поставленной на портале Фондовой биржи, приняли участие четыре тысячи рабочих и красноармейцев, а число зрителей достигло 45-и тысяч.

© photo: Sputnik / РИА Новости
Константин Александрович Марджанишвили

В числе зрителей – вождь пролетариата Ленин. В июне 1920 года Котэ создает Государственный театр комической оперы, задуманный как музыкально-экспериментальный. При театре функционировали сатирическое кабаре "Хромой Джо" и драматическая студия "Рабочий театр".

И снова Грузия

Грузия была в сердце Котэ до конца. В 1922 году Марджанишвили триумфально вернулся в Грузию и включился в активную работу по созданию грузинского советского театра. И вскоре, действительно, стал основоположником и реформатором профессионального театра в Грузии.

Здание тбилисского академического театра имени Коте Марджанишвили
© Sputnik / Levan Avlabreli
Здание тбилисского академического театра имени Коте Марджанишвили
Его творческое кредо — искусство "должно быть так же велико, как велика наша современность" — ставило перед театром высокие цели.

Сразу после приезда Марджанишвили поставил на сцене театра имени Шота Руставели пьесу Лопе де Вега "Фуэнте овехуна" (1922), уже апробированную в Киеве и Петрограде.

За этим спектаклем последовали основные спектакли из национального репертуара "Затмение солнца в Грузии" Зураба Антонова (1923), в котором воссоздавались яркие реалистические картины жизни старого Тифлиса, и обличительно острый "Раздел" Георгия Эристави (1923).

В следующем, 1924 году, Марджанишвили обращается к шедеврам мировой драматургии, поставив комедии Мольера "Мещанин во дворянстве" и Шекспира "Виндзорские кумушки", а вслед за этим и "Гамлета". Многие постановки он осуществил совместно с Александром (Сандро) Ахметели.

Свидетельством неустанного поиска новых средств театральной выразительности была постановка пантомимы "Мзетамзе" (1926). Среди нереализованных замыслов этих лет — намерение поставить на открытом воздухе на горном плато "Мистерию-буфф" Маяковского.

Портрет грузинских театральных режиссеров Сандро Ахметели и Котэ Марджанишвили
© photo: Sputnik / Рухкян
Портрет грузинских театральных режиссеров Сандро Ахметели и Котэ Марджанишвили
В то время в театре имени Руставели под одной крышей собрались много значительных мастеров с различными взглядами на искусство. Стремясь разрубить узел накопившихся противоречий, в 1928 году Марджанишвили уходит из театра и создает новый театр в городе Кутаиси, при создании он получил название Второго государственного театра Грузии. Уже в 1930 году театр был переведен в Тбилиси. В 1933 году, после смерти Марджанишвили, театр получил его имя и успешно работает по сей день.

Уход легенды

Марджанишвили неожиданно умер в расцвете творческих сил. Это произошло 17 апреля 1933 года в Москве, куда маэстро был приглашен ставить спектакли "Дон Карлос" по Шиллеру в Малом театре и "Летучую мышь" Оффенбаха в Московском театре оперетты. 

Тбилисский академический театр имени Коте Марджанишвили
© Sputnik / Levan Avlabreli
Тбилисский академический театр имени Коте Марджанишвили

Марджанишвили сначала похоронили в Тбилиси в сквере около Оперного театра, а в 1964 году перезахоронили в Пантеоне писателей и общественных деятелей Мтацминда.

Однолюб Котэ

"… Вот я уже седой, стою на пороге старости, а театр — моя единственная возлюбленная, по отношению к которой я был единолюбом, которой я ни разу в жизни не изменил и не изменю до того момента, пока не понесут меня к могиле…" — пророчески говорил Котэ незадолго до смерти.

207
Теги:
Театр им. К.Марджанишвили, Коте Марджанишвили
Темы:
Гордость Грузии
Премьер-министр Грузии Георгий Гахария

"Фактор Гахария" и слухи об отставке премьера чего ждать до выборов

345
(обновлено 17:40 28.05.2020)
Колумнист Sputnik Грузия рассуждает о том, стоит ли ждать изменений во власти перед предстоящими парламентскими выборами, которые запланированы на 31 октября

Как известно, коней на переправе не меняют. По этой логике, слухи об уходе Георгия Гахария в оппозицию и по поводу изменения состава правительства должны быть не только преувеличенными, но и нереалистичными.

Однако, давайте рассмотрим последовательно, чем все-таки были вызваны разговоры об очередных кадровых перестановках в правительстве.

Распространенная СМИ информация выглядит следующим образом: на посту премьера Гахария сменит Григол Лилуашвили, его же место – начальника Службы безопасности - займет Анзор Чубинидзе. Специальную службу госохраны же, которая останется в результате перестановок без шефа, в итоге возглавит двоюродный брат Григола Лилуашвили и его нынешний заместитель Гига Николаишвили.

Первоисточник информации неизвестен, однако эти слухи активно распространяет учредитель "Мтавари архи" Ника Гварамия.

© Sputnik / Alex Shlamov
"Ставка на Гахария": видеодосье на нового премьера Грузии

Естественно, тема изменений в Правительстве всегда актуальна и важна, но в данном случае распространению версий способствовало назначение послом госминистра по примирению и гражданскому равноправию Кети Цихелашвили.

Если кто-то полагает, что должность посла в Австрии меньше должности государственного министра, то это его проблема. Но можно предположить, что Цихелашвили на этом посту будет более эффективна, чем на предыдущем, и ее изменение, предположительно, совершенно не огорчит.

В целом же складывается ощущение, что правящая команда заранее пытается трудоустроить тех людей, кто не попадает в будущую парламентскую команду.

К примеру, несколько месяцев назад в Технический университет откомандировали депутата Карло Копалиани. В кулуарах "Мечты" поговаривают, что переговоры начались и с другими депутатами, и к дню выборов у всех будет понимание, где они продолжат свою деятельность.

Слухи же об изменениях в правительстве считает "фантазиями оппозиции" политолог Рамаз Сакварелидзе.

При этом он отмечает, что "желания и страсти у оппозиции обостряются летом и осенью". Согласитесь, почти афоризм.

"С Гахария после жесткого разгона акции 20 июня прошлого года ничего поделать не смогли, и в итоге он из главы МВД стал премьером. Что уж говорить теперь, когда его имя связано с хорошим менеджментом в кризисной ситуации", - говорит Сакварелидзе.

Разговорам о возможных кадровых потрясениях удивлена и эксперт Хатуна Лагазидзе. По ее словам, фактор Гахария сегодня велик, велико и доверие в отношении него. "Фактор Гахария" сейчас ключевой, и без него правящая команда выборы может даже проиграть.

Изменений во власти не только не исключает, но уверен в них эксперт Вахтанг Дзабирадзе, но – уже после выборов. До дня голосования, убежден он, драматичных изменений ждать не стоит.

Вообще же, известно, что для политика всякий информационный шум полезен, как реклама. Шумная информация полезна, за исключением некролога.

А пока правительство Грузии и, конкретно, Георгия Гахария ожидают гораздо более серьезные сражения в виде нищеты, голода и нужды в стране, не говоря уже о коронавирусе, новая вспышка которого возможна в любой момент. Именно ответ на эти вызовы станет главным фактором, который определит результат выборов 2020.

Выборы 2020: парламент Грузии начинает обсуждение конституционных поправок >>>

Конечно, если не произойдет непредсказуемого и нелогичного – ведь в политике, особенно грузинской, нельзя исключать факторы подводных течений и внутренних войн.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

345
Строительство нового жилого дома в центре грузинской столицы. Подъемный кран

О чем пишут грузинские газеты: нужно ли субсидировать ипотечные кредиты?

54
(обновлено 21:52 28.05.2020)
Выступление премьер-министра Грузии в парламенте, в частности решение грузинских властей помочь гражданам улучшить жилищные условия, а также спасти сферу строительства - главные темы в грузинской прессе

Выступление премьер-министра Георгия Гахария было убедительным, всеобъемлющим и ответило на все вопросы, считает аналитик Заал Анджапаридзе, отметив, что у оппозиции, которая продолжила заседание в своем собственном стиле, были только один или два деловых вопроса.

По словам аналитика, информация о политическом будущем премьер-министра Гахария, распространяемой в СМИ - это один из инструментов оппозиции, чтобы запутать электорат, пошатнуть имидж правящей команды и так далее. Оппозиция этот метод используют успешно или безуспешно в течение многих лет, отметил он.

"Фактор Гахария" и слухи об отставке премьера – чего ждать до выборов >>

"По моему мнению, вопрос о смене премьер-министра сегодня не стоит, и я не думаю, что этот процесс будет выгодным для правящей команды, исходя из тех политических дивидендов, которые кабинет Гахария набрал в процессе борьбы с коронавирусом. Его смену в этот момент избиратель не поймет - это нанесет ущерб правящей команде во всех аспектах", - сказал Анджапаридзе газете "Резонанси".

Нужно ли субсидировать ипотечные кредиты?

Государство начинает субсидировать ипотечные кредиты граждан, которые решат купить квартиру до конца года – этим власти помогут гражданам улучшить жилищные условия, а также спасти сферу строительства.

После кризисной ситуации субсидирование кредитов поможет бизнесу недвижимого имущества. Тем не менее, эксперты считают, что правительству было бы лучше использовать средства для жизненно важных сфер.

"Я считаю, что регуляция немного туманная. В чем провинились те люди, у которых нет возможности взять кредит? Думаю, этот достаток не будет распределен равномерно", - считает специалист по строительному праву Уча Закашвили.

Закашвили отметил, что в целом не поддерживает такие регуляции, где бывает неравноправное распределение между различными социальными группами.

"Для взятия ипотечного кредита нужны определенные предпосылки. Если эти предпосылки не удовлетворяют к слову 50% населения, в чем они провинились и почему должно финансироваться более зажиточное общество за счет налогов, изъятых у населения", - сказал Закашвили газете "Резонанси".

В социальной политике самый правильный подход дать деньги людям, а не финансировать какие-то конкретные проекты, сказал аналитик Иракли Кипиани.

"Если хотим людям, находящимся в бедности быстро помочь – нужно просто подарить деньги. Более быстрого пути в мире пока не придумали. Если человек голоден – дай ему хлеба и только после этого можно людям помочь в другой форме", - сказал Кипиани газете "Резонанси".

По словам аналитика, многие люди, не смогли предоставить необходимые справки для получения помощи, несмотря на то, что потеряли работу, поэтому правительство должно было всем выделить деньги.

"Правительство в целом должно было распределить из бюджета 1,1 миллиард лари – на семью пришлось бы по тысячи лари и человек смог бы использовать эту сумму на свои нужды", - сказал Кипиани.

Обзор подготовлен на основе материалов газеты "Резонанси"

54
Темы:
Экономика Грузии