Будто сама действительность тут преломляется

Как выглядит самое заброшенное здание Тбилиси здесь начинается путь в прошлое

7434
(обновлено 21:35 01.06.2019)
Колумнист Sputnik Грузия прошлась по местам, с которыми у многих тбилисцев связаны одновременно трагические и счастливые детские воспоминания

Помню тот день, как вчера. Тогда, в далеком уже 1990-м, я только сдала выпускные экзамены и, подгоняемая ветром перемен, неслась навстречу личному счастью. С будущим супругом в разгаре был конфетно-букетный период. Решили выбраться на Мтацминду.

Тбилисский кошмар: трагедия на канатке

Вышли втроем, я, будущий муж и его приятель, из метро на станции Руставели. Решили, поднимемся по канатной дороге, а вернемся оттуда уже по трамвайной дорожке. У здания канатки - людей тьма, очень много детей. Ждать очереди долго, и приятель предлагает:

- Слушайте, а давайте пока кофе попьем...

Мы идею поддерживаем и направляемся к подземному переходу. Ближайшее кафе тогда было напротив, под доходным домом Мелик-Азарянца.  

Не знаю, сколько времени мы провели в тот день в кафе в праздной болтовне. Как не помню и того, о чем мы говорили. Должно быть о пустяках, не имеющих никакого отношения к вопросу о жизни и смерти. Когда вышли наружу - по проспекту неслись машины пожарной службы и скорой помощи. Люди растерянно озирались и все смотрели в сторону станции канатной дороги. Тут мы и узнали, что произошло страшное - оборвался трос, много погибших. А нас спасла счастливая случайность и любовь к кофе, и для всех троих этот день стал вторым днем рождения.

Тайный ход

Я часто возвращаюсь на это место. После трагедии и гибели людей канатную дорогу закрыли. Думали на год или два. Но вот уже почти 30 лет прошло. Здание, конечно же, никуда не делось. Стоит на прежнем месте, во дворе Академии наук. Вот только не хватает стекол в зарешеченном строении. И стены, если заглянуть внутрь, изрисованы граффити. Одним словом, печать запущенности со всех сторон.

Удручающий однако вид
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Удручающий однако вид

Здание по форме своей овальное. Отличается своей архитектурой от всего того, что есть в Тбилиси. Вокруг него вечно крутятся туристы, все примеряются, пытаясь попасть внутрь. У очередной группы ничего не выходит, и они разочарованно разбредаются. 

На первом этаже в нескольких оконных проемах торчит только решетка, стекол давно нет. Осторожно, чтобы не выронить телефон, просовываю его через решетку и пытаюсь нащелкать кадры. Устав корчиться, кладу аппарат в кармашек рюкзака. И тут ко мне приближается пожилой мужчина, видимо из здешних.

Вид из зала ожидания
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Вид из зала ожидания

- Хотела бы попасть вовнутрь?

- Конечно, а разве это возможно?

- Пойдем, - сказал он заговорщически. Мужчина подводит меня к одной из боковых стен здания. Во втором ряду от земли не хватает одного узора решеток.

- Вот, отсюда можешь залезть, - говорит он, показывая на узкий лаз.

Город сквозь стекла заброшенной канатки
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Город сквозь стекла заброшенной канатки

Узкий настолько, что пролезть в него, по моему разумению, может разве что человек, изнуренный дистрофией. С сомнением в голосе уточняю:

- Вы уверены, что этим отверстием кто-нибудь пользуется?

Мужик ухмыльнулся, и с видом учителя, объясняющего нерадивому ученику простой урок, изрек:

- Да туристы постоянно лезут через него.

Отсюда скользили канатки наверх
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Отсюда скользили канатки наверх

А вот это уже вызов. Решено, лезу! Раз могут туристы, смогу и я.

11-я параллель

Хулиганский акт был произведен мной на следующий день, в соответствующей спортивной экипировке. Утро было воскресное, малолюдное и тихое. Примерившись к дыре, рванула в нее. И вошла в безвременье, в 11-ю параллель.

Тут бродят детство, сталкеры и вандалы
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Тут бродят детство, сталкеры и вандалы

Теоретически ее не должно быть, но она, черт побери, есть! Осязаемая и реальная! Ее можно потрогать, пощупать и даже попробовать на вкус. У нее и форма соответствующая, круглая. Гигантская гайка с вырезанной в ней резьбой. Вот что представляет собой здание изнутри. Гайка с вкрученными в нее воспоминаниями.

Вот так эта кругляшка соревнуется со своим собратом-зданием академии наук
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Вот так эта кругляшка соревнуется со своим собратом-зданием академии наук

Начинаю медленно ползти по пандусу вверх, как много лет назад, за руку с мамой. Нас обходят другие, двигаясь быстрей. Не успеем, - пробегает мысль, - нам не хватит места в кабине. Мама не может после работы двигаться быстрей, и идет на подъем намного медленнее, чем другие. Делаю нетерпеливый жест рукой, пытаюсь вырваться вперед и занять в очереди место. Мама слегка одергивает назад, успокаивает, говоря, что мест на всех хватит. Для себя решаю, если домой будем возвращаться той же канатной дорогой, то вырвусь у мамы из рук, как только выйдем наверху из кабинки, и понесусь со всего разгона по дорожке вниз.

И рисунки на стеклах жутковатые
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
И рисунки на стеклах жутковатые

Перила. Сколько раз, облокачиваясь на них, я пялилась сквозь прутья решеточных ограждений сверху вниз. Удивительно, но перила сохранились в приличном состоянии. Чуток припорошены пылью, а так с ними полный прядок. Тут ведь в начале мая проходил фотофестиваль KOLGA Tbilisi Photo 2019.

Еще каких-нибудь года два назад на этих столбах в зале были плафоны
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Еще каких-нибудь года два назад на этих столбах в зале были плафоны

И тишина. Не мертвая и не зловещая. Сквозь выбитые местами стекла проникает городской шум. В 11-й параллели есть жизнь!

Ну, вот, выбралась наконец наружу. Это открытая площадка с множественными арками на улицу. Не помню, чтобы мы задерживались тут дольше положенного времени. На балконе в основном дожидались своей очереди к кассе, где продавались билеты. Подожду-ка и я, по старой привычке.

На этом табурете сидел, по всей видимости, всесильный кассир
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
На этом табурете сидел, по всей видимости, всесильный кассир

Кому билет? 

Строительство здания канатной дороги было начато в 1958 году и завершено через два года. Немногим раньше была построена Академия наук Грузии. Нижняя станция фуникулера, как ее еще называют, зрительно перекликается с внушительным зданием академии. Дело в том, что станция представляет собой часть единого комплекса. Оба здания строились по проектам одного и того же архитектора Константина Чхеидзе. В разработке проекта Академии наук принимал также участие не менее известный архитектор тех времен Михаил Чхиквадзе. Здание облицовано болнисским туфом. Поэтому станция канатной дороги смотрится продолжением более масштабного здания Академии наук.

Это если заглянуть сквозь арку академии
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Это если заглянуть сквозь арку академии

А мне осталось преодолеть участок от кассы, где мы когда-то покупали билеты до посадочной станции. Надо же, сохранилась даже надпись, указывающая на выход к посадке. Грузинские буковки на стене сохранились, а русские осыпались.

Вход в коридор, ведущий к пасажирской площадке
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Вход в коридор, ведущий к пасажирской площадке

Вот и касса. Крохотная клетушка. В середине чудом уцелевший старый табурет. Усаживаюсь на него, интересно же. Клетушка обклеена изнутри газетой. Кому-то понадобилось ободрать стены и обнажить "внутренности" комнатенки. Сложно представить, что кассирша сидела в таком интерьере.

Клетушка кассира
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Клетушка кассира

- Вам сколько билетов? Один, два? Вот, получите. Проходите быстрей, не задерживайте движение.

Зал ожидания, а справа вход в кассу
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Зал ожидания, а справа вход в кассу

Выхожу из клетушки и начинаю медленно подниматься по ступеням вверх, к посадочной площадке. Чудесный вид открывается отсюда на главную достопримечательность города. Кажется, только вытяни руку и дотянешься и до храма Святого Давида, и до самой Мтацминды.

Тут, между лестничными пролетами полагалось останавливаться кабинке
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Тут, между лестничными пролетами полагалось останавливаться кабинке

Не знаю, сколько проходит времени. Пять, десять или пятнадцать минут. Выхожу из забытья. Словно издалека, до меня начинают доходить звуки фортепьянной музыки. Мелодия льется из открытой на веранду двери дома. Прямо под станцией фуникулера - традиционный тбилисский дворик. Мужчины что-то обсуждают и заглядывают под машину, женщины, рассевшись на деревянных лестницах, пьют кофе, сплетничают, наверное. И только дети беззаботно бегают по старому двору. 

Кипит жизнь в итальянском дворе
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Кипит жизнь в итальянском дворе

Дохожу до последней ступени. Замираю на секунду. В тот злополучный день кто-то шагнул отсюда в вечность. А кого-то, как меня, развернули у самого порога.

7434
Теги:
Тбилиси

Доллары

Стратегический ход: Россия вложила миллиард в госдолг США

172
(обновлено 18:32 24.02.2021)
Центробанк России в декабре увеличил вложения в государственные облигации США — сразу на миллиард долларов

Хотя все последние годы Москва планомерно избавлялась от этих бумаг: их доля в резервах — чуть больше процента. Зачем они понадобились сейчас, читайте в материале Натальи Дембинской для РИА Новости.

Прикупила бумаг

По данным Минфина США, у России в настоящий момент американских гособлигаций на 6,011 миллиарда: на 1,2 миллиарда — долгосрочных, на 4,8 — краткосрочных. В декабре запас пополнился на миллиард.

Реализуя эти бумаги, правительство США покрывает бюджетный дефицит и прочие расходы. Американский госдолг почти достиг 28 триллионов. В 2010-2013 годах российские вложения превышали 170 миллиардов. Москва входила в число крупнейших держателей трежерис. Но после того как в апреле 2014-го Вашингтон ввел санкции, от них стали избавляться.

В 2018-м Центробанк устроил масштабную распродажу, сократив портфель казначейских обязательств США сразу вдвое. Доля американских бумаг в международных резервах свелась к минимуму. Освободившиеся средства ЦБ перенаправил в золото, а также евро и юани.

Диверсификация

Американский госдолг публично представлен ценными бумагами, которые выпускает Министерство финансов США. Купить векселя и гособлигации могут физические и юридические лица, власти отдельных штатов и государств. Прибыль от этих бумаг невысока — в пределах двух с половиной — трех процентов. Но по европейским или японским долгам доходность вообще практически нулевая и даже отрицательная.

Однако дело в другом: государственные облигации США считаются одним из самых высоконадежных и ликвидных инструментов в мире. Их легко купить и продать.

"Вкладывать временно свободные средства в госдолг США выгодно. Два-три процента годовых — достаточно большие деньги, когда речь идет о миллиардах. В данном случае политика не должна влиять на экономические решения", — указывает в разговоре с РИА Новости член комитета Госдумы по финансовому рынку Дмитрий Скриванов.

Таким образом, нарастив объем трежерис, Москва технически обозначила свое присутствие на рынке. Это нужно и для диверсификации международных резервов. Сейчас у России 590 миллиардов долларов, из которых шесть миллиардов вложены в госдолг США напрямую. Аналитики объясняют: Москва следует общемировой тенденции. Спрос на доллар растет, потому что эта валюта меньше всего подвержена волатильности и инфляции.

"Миллиард долларов — достаточно внушительная сумма, такую можно вложить в весьма ограниченный набор активов. Золото перегрето, в евро и юанях уже и так большая доля резервов. Приобретение американского госдолга — это элемент диверсификации", — уточняет Виталий Манкевич, президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей.

Китайский вариант

Крупнейший держатель госбумаг США по состоянию на конец декабря — Япония (1,2 триллиона долларов). Раньше лидировал Китай, но теперь Пекин на втором месте с 1,06 триллиона. Замыкает тройку Великобритания — 428,9 миллиарда.

Из-за торговой войны китайцы планомерно избавлялись от этих бумаг, уменьшив вложения более чем на 200 миллиардов. Однако огромный американский долг, которым владеет Пекин, — это мощный рычаг давления на Вашингтон.

Продолжающийся конфликт подогревает опасения: вдруг второй крупнейший иностранный кредитор экономики США устроит масштабную распродажу трежерис. Последствия будут катастрофическими. Массовый сброс этих бумаг вызовет панику на рынке.

Однако это невыгодно самому Китаю. Во-первых, реализация в короткий период облигаций на 100-200 миллиардов неизбежно обрушит цены на них. В результате стоимость внешних активов и резервов самого Китая значительно снизится, равно как и выручка от продажи подешевевших трежерис.

Вдобавок рухнет доллар, а это Пекину тоже ни к чему. Ослабление американской валюты сделает китайский экспорт дороже.

Золотой запас

Уже несколько лет российский ЦБ делает ставку на золото, избавляясь от долларов. В 2020-м доля драгметалла в резервах впервые превысила объем американской валюты, а к февралю стоимость запасов монетарного золота достигла 136,7 миллиарда. За год золотой запас страны вырос почти на 28 тонн.

Драгметалл — универсальный денежный эквивалент — становится привлекательнее активов, приносящих процентный доход, к тому же страхует от любых санкционных рисков. Как отмечает Bloomberg, Россия продемонстрировала всему миру, что страна с крупной экономикой и большими золотовалютными резервами может избавиться от долларовых активов и при этом прекрасно себя чувствовать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

172
Бронетранспортер (БТР) на колесной платформе Бумеранг.

"Будет быстрее "Арматы": над каким новым танком работают в России

285
(обновлено 16:41 24.02.2021)
Мощный, скоростной и хорошо защищенный — на базе унифицированной бронированной платформы "Бумеранг" собираются создать первый российский колесный танк

Характеристики перспективного шасси позволяют монтировать на нем комплекс вооружения с такой же гладкоствольной пушкой, как на самоходке "Спрут-СД", объяснил гендиректор "Военно-промышленной компании" Александр Красовицкий. О том, какое место могут занять в войсках колесные танки, — в материале обозревателя РИА Новости Андрея Коца.

Пригодятся в Сирии

По словам Красовицкого, разработка унифицированной колесной платформы "Бумеранг" близка к завершению — госиспытания построенного на ней бронетранспортера К-16 запланированы до конца года. Как утверждают инженеры, в конструкции использовали самые современные достижения науки и техники. В дальнейших планах — испытания перспективной БМП К-17, техники специального назначения и других образцов. Гендиректор "Военно-промышленной компании" подчеркнул, что быстрое создание колесного танка на базе платформы "Бумеранг" — не проблема для промышленности.

Хотя подобную технику разрабатывали в Советском Союзе, в российской армии колесных танков — так неофициально называют семейство бронеавтомобилей, оснащенных мощным орудием в полноповоротной башне, — еще не было. Эти машины хоть и уступают гусеничным в защищенности, однако существенно превосходят их в скорости, маневренности и запасе хода.

"Колесные танки популярны в странах с подходящим для них грунтом, — рассказывает агентству военный эксперт Алексей Леонков. — В Африке, к примеру. Поэтому, в частности, в ЮАР предпочитают именно колесные танки. Их главные преимущества — скорость и межремонтный пробег. Если основной боевой танк, грубо говоря, сломается через десять тысяч километров, то бронеавтомобиль с пушкой проедет все сто тысяч".

По словам эксперта, подобные танки пригодились бы российской армии на центральноазиатском направлении, где довольно слабая пропускная способность железных дорог: колесные бронемашины гораздо легче перебросить по автотрассам. Кроме того, такая техника помогла бы в патрулировании — в той же Сирии.

Сейчас там военная полиция перемещается на бронеавтомобилях "Тигр" и БТР-82А.

Леонков подчеркнул, что перспективный танк, как и бронетранспортер, способен пересекать водные преграды, вести огонь с ходу и на плаву. Благодаря мощному вооружению его можно применять как в рейдах, так и в общевойсковых операциях — на флангах, в разведке, дозорах и боевом охранении.

Крупный калибр

Немаловажно и более щадящее воздействие колесной техники на дорожное полотно. Не секрет, что стальные танковые траки разрушают даже самый крепкий асфальт. Именно поэтому тяжелую бронетехнику предпочитают перевозить на специальных тягачах-транспортерах. Погрузка и выгрузка занимает немало времени, а колесный танк готов вступить в бой с марша, без заминок и специальной подготовки.

В качестве основного вооружения перспективного танка рассматривают боевое отделение со 125-миллиметровой пушкой, как у самоходки "Спрут-СД", разработанной специально для ВДВ. Гладкоствольная 2А75 на стабилизированной системе с автоматом заряжания и боекомплектом в 40 снарядов аналогична орудиям 2А46М танков Т-72 и Т-90. Самоходка ведет огонь всеми типами боеприпасов соответствующего калибра, а также противотанковыми управляемыми ракетами. Вспомогательное вооружение боевого отделения — спаренный с орудием пулемет ПКТ калибра 7,62 миллиметра.

В подобном оснащении пушечный "Бумеранг" может стать самым мощным колесным танком в мире. Подавляющее большинство боевой техники этого класса в странах Запада и Востока располагает орудиями калибра до 105 миллиметров. Колесные танки стоят на вооружении нескольких стран НАТО и азиатского региона. Это американские M1128 MGS на платформе Stryker, французские AMX-10RC, японские MCV, итальянские Centauro. Министерство обороны в начале 2010-х вело переговоры с Римом о покупке партии Centauro для Сухопутных войск. Несколько машин даже привозили в Россию на испытания, однако дальше дело не пошло: итальянские колесные танки не соответствовали российским требованиям к надежности боевой техники.

Против танков и дронов

Перспективную колесную платформу "Бумеранг" впервые продемонстрировали на параде Победы в 2015-м. Техника на этой базе заметно крупнее и мощнее советских и российских бронетранспортеров семейства БТР.

На шоссе двигатель ЯМЗ-780 мощностью 750 лошадиных сил разгоняет машину до 100 километров в час. Моторное отделение — в передней части, что позволяет осуществлять посадку и высадку десанта с кормы. У машин семейства "Бумеранг" многослойное бронирование с содержанием керамики, а это гораздо надежнее гомогенной защиты.

Самой мощной машиной семейства "Бумеранг" пока считается колесная БМП К-17 с дистанционно управляемым универсальным боевым модулем "Бумеранг-БМ". Вооружение — 30-миллиметровая автоматическая пушка 2А42 с селективным боепитанием и боезапасом до 500 снарядов, против танков — две сдвоенные пусковые установки ПТРК "Корнет".

Есть вариант посерьезнее. Один из возможных боевых модулей для К-17 — АУ-220М "Байкал" с 57-миллиметровой пушкой скорострельностью 120 выстрелов в минуту. Считается, что мощности ее снарядов достаточно для борьбы со всеми современными БМП западной школы. Кроме того, калибр в 57 миллиметров позволит эффективно уничтожать беспилотные летательные аппараты, в том числе малоразмерные, на дальности до 12 километров.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

285
Снегопад и машины на заснеженной трассе в районе Варкетили

Ситуация на дорогах Грузии: последние данные

125
(обновлено 01:49 25.02.2021)
Сильный снегопад в очередной раз создал проблемы водителям автомобилей на дорогах Грузии

ТБИЛИСИ, 25 фев — Sputnik. Из-за низкой температуры и гололеда на участке дороги Вазиани-Гомбори-Телави (1-62 км) на востоке страны, запрещено передвижение всех видов автотранспорта, говорится в сообщении на сайте департамента автомобильных дорог Минрегионов Грузии.

По данным департамента, запрет действует на участке этой трассы от Гомбори до поворота к монастырю Шуа Мта.

Кроме того, из-за интенсивного снегопада и гололеда, движение для автомобилей с прицепом и полуприцепом запрещено на 65-98 километре автомагистрали Поничала-Марнеули-Гугути (Армянская граница) международного значения.

По тем же причинам запрещено движение для грузовых автомобилей на участке Гоми-Сачхере (1-52км) трассы внутригосударственного значения Гоми-Сачхере-Чиатура-Зестафони.

Движение на остальных трассах страны свободно.

125
Теги:
дороги