Кинорежиссер Георгий Данелия

"Только мы, грузины, можем камни есть!" - памяти Данелия

892
(обновлено 17:18 08.04.2019)
Колумнист Sputnik Грузия в день похорон Георгия Данелия размышляет в своем эссе о великом режиссере, творце и человеке, крупицу живительного тепла которого мы будем бережно хранить в уютном уголке своего сердце

Сразу же оговорюсь: о Георгии Данелия, ничуть не преувеличивая, можно сказать – прославленный, выдающийся, неподражаемый, уникальный. Справедливо обобщить – гениальный. А затем органично вкрапить в текст еще с десяток внушительных эпитетов, которыми принято наделять высочайших мастеров своего дела.

Можно. Но не нужно.

Илия II: душа Георгия Данелия находится в начале пути к вечной жизни >>

Потому что густые краски способны бесцеремонно разрушить тонкий, хрупкий, лишенный всяческого лицемерия образ, делающий Данелия-художника самим собой. При этом, естественно, и уникальным, и выдающимся, и неподражаемым…

Среди деятелей искусства есть немало таких, кто умеет громко (причем, бесспорно, заслуженно) заявлять о себе как о личности с высокой общественной трибуны. Порой даже стать ненадолго лицом эпохи, своего рода эталоном. Однако Георгий Данелия относился как раз к иной, крайне редкой категории творцов – прославленных, но на персональную славу не падких. Он всегда предпочитал говорить не с трибуны, а устами своих киногероев. Скажем так, демонстрировать в общественном прокате не себя, а свои блестящие картины. И даже покинув нас, заставил всех говорить не столько о себе, сколько о них…

Его фильмы не сравнишь, как это принято делать в порыве карьерного восхваления, с полотнищами, летописями, монументальными образцами искусства. От которых, кстати, обычно остаются в памяти лишь названия и не всегда уместный пафос. При всем том фильмы Данелия – все без исключения – это как раз летопись. Это хрестоматия настроений, эмоций и чувств, которые по-настоящему нам близки и понятны. Которые насыщенно, разносторонне и глубоко отражают временной срез эпохи.

video : RIA Novosti
Лучшие фильмы Георгия Данелия - кадры из архива

И меня абсолютно не удивляет, что большинство из нас, зрителей, готово, как некую классику, не отрываясь, пересматривать их снова и снова. Удачно цитировать по случаю героев "Не горюй!", "Мимино", "Осеннего марафона", "Кин-дза-дза"… Сопереживать им, как себе, и своим друзьям, и близким. Со смехом, отдающим легкой грустью, наблюдать за тем, как они, словно это мы с вами, противостоят несовершенству мира. И искренне любить их, как мы с вами любим жизнь…

Шенгелая: я очень горжусь, что Данелия был грузином >>

Примечательный факт – в 1980 году Георгий Данелия пережил клиническую смерть. Выкарабкался. К счастью для поклонников и для киноискусства. Ведь хорошо известно – люди, наделенные немереными способностями, владеют тайной концентрированно их выплескивать и нередко рано покидают этот мир. А к тому моменту режиссер уже снял "Я шагаю по Москве", "Тридцать три", "Не горюй!", "Джентльменов удачи", "Совсем пропащего", "Афоню", "Мимино". И даже мой любимый "Осенний марафон" – одну из лучших лирических комедий о советской интеллигенции в жанре философского бытописания эпохи.

Однако в тот раз провидение распорядилось иначе, отпустив художнику еще без малого 40 лет. Возможно, для того, чтобы, переключившись с мягкой лирики на жесткую сатиру, он снял ставший в свое время кинобестселлером "Кин-дза-дза!", "Паспорт" и другие. Включая мультик "Ку! Кин-дза-дза", в каком-