Национальный балет Сухишвили

Николай Цискаридзе рассказал о своем отношении к экспериментам "Сухишвили"

2906
Колумнист Sputnik Николай Цискаридзе оценил необычные танцевальные номера ансамбля Сухишвили, отходящие от классики

Ансамбль Сухишвили-Рамишвили – это национальное достояние Грузии. Эта замечательная хореография – национальная гордость нашей страны.

"Трансформация": новый танцевальный номер балета "Сухишвили" >>>

В последнее время Национальный балет Грузии не только исполняет классические шедевры, но и экспериментирует, чем вызывает, с одной стороны, восторг общественности, с другой – недовольство поклонников.

Мое мнение: Сухишвили делают новое, и это правильно. Жизнь же идет вперед.

Помню день, когда мы познакомились с Илико и Нино. Я был никому не известным мальчиком, а они - наследниками великой фамилии. Это было в 1985 году. Мы танцевали на каком-то концерте в Тбилиси, во Дворце железнодорожников. Я танцевал классический номер, они - грузинский танец. Я их очень хорошо помню, потому что все вокруг шушукались и говорили о том, что это внуки знаменитых Сухишвили. И потом мы встречались с Нино Сухишвили очень много раз. С Илико мы однажды встретились уже совсем взрослыми.

Нино и Илико: история любви >>>

Нина и Илико Сухишвили – талантливые люди. Они по-своему видят какие-то вещи и пытаются это развивать. И, сохраняя старое, делают новое. Почему нет?!

Ведь надо понимать, что очень многого, что сейчас считается классическим, когда-то и вовсе не существовало. Это придумали Илико Сухишвили и Нина Рамишвили, а также художники Вирсаладзе и Лапиашвили. И раньше это тоже было для кого-то в новинку. И не все одобряли. А сейчас это классика.

Единственное, я знаю, вернее, верю в это, потому что знаю и очень люблю историю, особенно историю культуры: все ужасное, наносное, бездарное, что появляется на стыке веков (а это всегда так бывает), десятые, двадцатые годы начала века – это нарастание новой глупости. К 30-м годам этого уже не существует. Это можно пронаблюдать в каждом веке. Поэтому то, что мы проживаем сейчас, через семь-восемь лет никогда уже не увидим. И я в этом больше, чем уверен. Так что время покажет, кто прав.

Мне очень жаль, что я давно не видел Сухишвили в России. В Москве очень много их поклонников, я уверен, что если они приедут, то шеститысячный зал Государственного кремлевского дворца съездов, как всегда, будет полон.

2906
Темы:
Культурная жизнь Грузии (1999)
По теме
Николай Цискаридзе: c бюджетом как в футболе мы бы уже танцевали на Марсе
Секреты похудения от Николая Цискаридзе
"Это не я " - Николай Цискаридзе рассказал о своем Instagram-профиле
Ностальгия по Тбилиси: топ-5 любимых мест Цискаридзе в грузинской столице

Петр Фоменко и Михаил Барышников

Петр Фоменко: "Ходить по Тбилиси было здорово"

146
(обновлено 17:46 13.07.2020)
13 июля 1932 года родился выдающийся режиссер и педагог Петр Наумович Фоменко. В период с 1970-го по 1972 год он работал в Тбилиси, в Государственном русском драматическом театра имени А.С. Грибоедова

Нина Шадури специально для Sputnik Грузия

К моменту приезда в Тбилиси за плечами Фоменко были проблемы и скандалы, но слава уже бежала впереди...

В редкие дни отдыха. Деревня Абакумово, Тверская область. Ромашки, любимые полевые цветы
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
В редкие дни отдыха. Деревня Абакумово, Тверская область. Ромашки, любимые полевые цветы

В 1953 году Петр Фоменко был отчислен с третьего курса актерского факультета Школы-студии МХАТ "за хулиганство". Хулиганство, кстати, было вот какого рода. Школу-студию регулярно посещала Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, и всякий раз ее принимали очень торжественно. Однажды Петра и его друга Сашу Косолапова секретарь деканата попросила подежурить у телефона, а сама ненадолго отлучилась. Именно в это время позвонили от Книппер-Чеховой и попросили перенести встречу, назначенную на следующий день. У друзей сразу родился план розыгрыша.

За кулисами театра Вахтангова беседуют Петр Фоменко и Римас Туминас
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
За кулисами театра Вахтангова беседуют Петр Фоменко и Римас Туминас

На следующий день Саша вышел из дома в горжетке, шляпке с вуалью и перчатках, которые он "одолжил" у бабушки. У подъезда его ждали Фоменко и такси. Косолапов жил там же, в Камергерском переулке, но Петр умудрился уговорить водителя проехать сто метров. У входа в Школу-студию Книппер-Чехову встречали преподаватели и студенты во главе с ректором Вениамином Захаровичем Радомысленским. Фоменко выскочил из машины, открыл дверцу и помог "Ольге Леонардовне" выйти из автомобиля. Конечно, подмена очень скоро открылась. Ректору и педагогам шутка не понравилась. Она стала последней каплей, и Фоменко, который и так раздражал академически настроенных преподавателей, был отчислен.

Петр Фоменко и Галина Тюнина на репетиции
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Петр Фоменко и Галина Тюнина на репетиции

Через год он поступил на филологический факультет Московского педагогического института (его взяли сразу на четвертый курс), где на всю жизнь подружился с Юлием Кимом, Юлием Визбором и Юрием Ковалем. Параллельно учился на режиссерском факультете ГИТИСа, ставил знаменитые капустники, в 1958 году выпустил первый спектакль.

А потом неприятности пошли одна за другой – запрещенный спектакль "Смерть Тарелкина" в театре Маяковского, не допущенная до премьеры "Новая Мистерия-Буфф" в театре Ленсовета. Кстати, удивительный случай – эта постановка, которую так и не увидел широкий зритель, навсегда вошла в историю театра и стала легендой.

В театре на Таганке Фоменко ставит "Дознание" по Петеру Вайсу с Аллой Демидовой, Александром Калягиным и Николаем Губенко, но отказывается подогнать спектакль под стилистику Таганки, и Любимов снимает его с репертуара. В Театре на Малой Бронной он не смог поладить с любимой актрисой Анатолия Эфроса Ольгой Яковлевой, и в результате комедия "Как вам это понравится" не получилась.

На репетиции спектакля Сказка Арденнского леса
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
На репетиции спектакля "Сказка Арденнского леса"

Постоянной работы у Фоменко не было. Он ставил на телевидении, в провинции, в самодеятельных кружках, в студенческой театральной студии МГУ, даже подрабатывал репетиром по русскому языку и литературе.

И вот, как рассказывал сам Петр Наумович, "после московских мытарств, после питерских попыток что-то сделать и выпустить мне довелось попасть в Тбилиси. Позвал меня Гига Лордкипанидзе – в ту пору главный режиссер Грибоедовского театра. Так я оказался в Грузии".

"Я его пригласил по рекомендации Толи Эфроса – моего ближайшего друга по ГИТИСу, – вспоминал Лордкипанидзе. – Тогда у Фоменко было тяжелое положение – он считался диссидентом, в Москве был без работы, и я сказал Эфросу: "Пусть немедленно приезжает".

В 1970 году Фоменко приехал в Тбилиси, а 22 января 1971 года был подписан приказ о его назначении на должность режиссера с окладом в 175 рублей.

Плакат спектакля Дорога цветов. Из Музея театра Грибоедова
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Плакат спектакля "Дорога цветов". Из Музея театра Грибоедова

За два года работы в Грибоедовском он поставил "Свой остров", "Раймонда Каугвера и "Дорогу цветов" Валентина Катаева.

Премьера спектакля "Свой остров" состоялась 27 марта 1971 года. В спектакле были заняты народный артист Грузии Мавр Пясецкий, заслуженные артисты Грузии Валентина Семина, Юрий Суханов, артисты Алена Богина, Валентина Воинова, Лев Гаврилов, Замира Григорян, Марина Николаева, Леонид Пярн, Джемал Сихарулидзе, Теймураз Шотадзе и другие.

На репетиции спектакля Дорога цветов
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
На репетиции спектакля "Дорога цветов"

Надо сказать, что какое-то время, пока театр нашел ему квартиру, Петр Наумович жил у своих тбилисских друзей – семейного и творческого дуэта, Инги Гаручава и Петра Хотяновского. Именно они и познакомили его с "Самеули", – знаменитой творческой группой в составе художников Олега Кочакидзе, Александра Словинского и Юрия Чикваидзе, которые стали сценографами первого спектакля Фоменко на грибоедовской сцене. Для "Самеули" это была вторая работа в театре Грибоедова – первым стал спектакль "Двое на качелях" с Арчилом Гомиашвили и Натальей Бурмистровой в постановке Арчила Чхартишвили.

Плакат спектакля Свой остров. Из Музея театра Грибоедова
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Плакат спектакля "Свой остров". Из Музея театра Грибоедова

"Свой остров" – пьеса о заводской молодежи советского периода, – вспоминал Александр Словинский. – Но Петр Наумович нашел в этой пьесе то, что его тогда волновало – собственная неустроенность. Приступая к репетициям, он произнес фразу, которая определила атмосферу, настроение спектакля: "Я хочу, чтобы в художественном решении был гнойный свет – приглушенный, желтоватый".

Так родилась сценография – заводская структура, какие-то вентиляционные трубы, приспущенные штанкеты, прожектора, многочисленные двери, железный переходной мостик, по которому ходят герои. Фоменко сразу принял наш эскиз. Это было удивительное время!

После репетиции участники спектакля вместе с Петром Наумовичем приезжали к нам в мастерскую, мы выпивали, беседовали. У нас было очень хорошее, насыщенное общение. Мы приняли Фоменко таким, каков он был тогда, и он работал с нами так, словно мы давно знакомы.

Конечно, в самой пьесе "Свой остров" было очень много специфически советского. Грузинскому зрителю, в принципе, не были близки колорит и взаимоотношения героев "Своего острова". Пьесу написал эстонский драматург, но это были скорее реалии российской провинции. Фоменко было интересно показать глубинку, где у людей нет никакой перспективы.

На репетиции Каменного гостя
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
На репетиции Каменного гостя

На свою мизерную зарплату они в каком-то затхлом кафе распивают бутылку, и для них это уже праздник. Эта реальность не совпадала с грузинской, хотя спектакль был интересный, в нем была задействована талантливая молодежь. В России его бы обязательно закрыли – там партийные чиновники не позволили бы, чтобы на сцене шел спектакль с такой атмосферой, с таким подтекстом. А у нас сказали: "Что хочешь, то и делай!"

Сам Фоменко говорил, что пьеса "Свой остров" привлекла его тем, "что в ней говорится о счастье человека, который может отстоять в своей работе собственную позицию, о том, что человек проверяется делом и только делом, а не словами. Дело – мерило человека".

Второй тбилисский спектакль Фоменко – комедия Валентина Катаева "Дорога цветов, или Меня никто не понимает".

Даниио Славин и Тамара Белоусова в спектакле Дорога цветов
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Даниио Славин и Тамара Белоусова в спектакле "Дорога цветов"

"Я сидела и смотрела, как Фоменко репетирует "Дорогу цветов" Катаева, – вспоминала заслуженная артистка России Марина Николаева-Буркадзе. – Петр Наумович ставил спектакль на Арчила Гомиашвили. Но буквально за две недели до премьеры Арчил уехал в Москву, и Фоменко ввел на его роль Джемала Сихарулидзе. Джемал сыграл блестяще!

Петр Фоменко. Фото Виктора Баженова
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Петр Фоменко. Фото Виктора Баженова

Да и остальные актеры проявили себя, почувствовали свою "мышечную силу". Хотя во время репетиций были и недовольные, потому что Фоменко совершенно забывал о времени, о том, что актеры нуждаются в отдыхе, что у всех существуют какие-то личные дела и проблемы".

"Сегодня, спустя годы я еще больше ценю встречу с Петром Наумовичем Фоменко, которую подарила мне судьба в конце 1971 года, – признается заслуженная артистка Грузии Людмила Артемова-Мгебришвили. – Чем больше времени проходит, тем чаще я его вспоминаю, тем ярче воспоминания, потому что этот спектакль был самым первым и потому что режиссером был Петр Фоменко.

Да и группа была замечательная, актеры великолепные – Джемал Сихарулидзе, Даниил Славин, Тамара Белоусова, Мария Кебадзе, Лара Крылова, Юрочка Васильев.

Петр Наумович показывал, и становилось ясно абсолютно все. Не нужно было ничего объяснять, вести долгие разговоры о работе над ролью, выявлять сверхзадачу.

Фоменко выявлял и показывал какой-то один штрих – самое главное, что нужно было схватить, будь то походка, интонация, взгляд… Ведь он был блистательным актером! Фоменко репетировал с десяти утра до пяти вечера, а потом с семи вечера до часу, иногда до двух часов ночи. И получился такой потрясающий спектакль!"

На репетиции спектакля Бесприданница
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
На репетиции спектакля "Бесприданница"

Премьера прошла 1 января 1972 года. А уже 2 января театр отправился на гастроли в Сочи. Спектакль имел колоссальный успех и постоянно собирал аншлаги.

Итак, Петр Фоменко поставил два спектакля и – вернулся в Москву. Казалось бы, почему? Ведь в Москве его не ждали, работу не предлагали… А все дело в том, что у него в этот период, как говорится, изменились личные обстоятельства. К тому моменту, когда Фоменко приехал в Тбилиси, его уже связывали пятилетние отношения с актрисой Майей Тупиковой.

Петр Фоменко с грибоедовцами
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Петр Фоменко с грибоедовцами

Вот как она сама об этом рассказала: "При первой возможности Петя прилетал из Тбилиси в Ленинград, а в разлуке мы писали друг другу длинные обстоятельные письма. Летом 1971 года мой Театр комедии поехал на гастроли в Баку, и оттуда я тоже постоянно отправляла любимому весточки на тбилисский главпочтамт "до востребования". И вдруг получаю от него даже не письмо – записку: "У меня сейчас все очень плохо. Больше не пиши. Давай расстанемся".

Петр Фоменко с актрисами Мастерской на гастролях во Франции
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Петр Фоменко с актрисами Мастерской на гастролях во Франции

Вскоре Майя, для которой это стало страшным ударом, узнала, что Петр женился на художнице Лали Бадридзе, с которой был знаком еще со времен работы в московском Центральном детском театре. Но брак продлился всего три месяца, и Майя начала получать десятки писем с одним и тем же текстом: "Люблю тебя! Прости!"...

В 1972 году они снова встретились в Ленинграде, чтобы уже никогда не расставаться. И вот тут, как говорит сама актриса, "о возвращении Петра в Тбилиси речь, понятно, уже не шла"…

Мы, конечно, должны быть благодарны Майе Тупиковой за "семейное счастие" Петра Фоменко. И язык не поворачивается упрекнуть, что Петр Наумович в Тбилиси не вернулся, и задумки его остались неосуществленными. Но, все-таки, как жаль! Ведь в его ближайших планах были Островский и "Маленькие трагедии" Пушкина.

Петр Фоменко ушел из жизни 9 августа 2012 года. Ушел художественным руководителем Московского театра "Мастерская Петра Фоменко", народным артистом России, лауреатом всех возможных театральных премий, кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством" и французского Ордена Искусств и литературы.

Режиссер Петр Фоменко
© photo: Sputnik / Владимир Вяткин
Режиссер Петр Фоменко

И все-таки до самого конца в его душе оставался нетронутым небольшой островок по имени "Тбилиси".

"Тбилиси – удивительный город, – говорил Петр Наумович. – Он вооружил меня другим воздухом, другим ритмом. И ходить по Тбилиси – в театр и из театра, через Куру по мосту – было здорово. Я на Кавказе мало где бывал, но город, думаю, уникальный. Он – интернациональный. Я уверен, что какой-то особый дух никогда из Тбилиси не искоренится, независимо от политики. После Грибоедовского театра у меня в Тбилиси больше работы не было, а очень хотелось бы!".

В мае 2013 года в фойе Тбилисского государственного академического русского драматического театра имени А. С. Грибоедова появилась мемориальная доска памяти выдающегося российского режиссера Петра Наумовича Фоменко – первая после ухода режиссера из жизни.

146
Капитолий (United States Capitol) на Капитолийском холме в Вашингтоне. Архивное фото

Вашингтон решил наказать Европу по-настоящему

75
(обновлено 19:31 13.07.2020)
США намерены покарать Европейский союз за нападки на американские корпорации - Google, Facebook и Amazon, оказавшиеся под прицелом европейских налоговиков

Несмотря на все сложности в отношениях между администрацией Дональда Трампа и американскими IT-гигантами, такими как Facebook, Google и Amazon, президент США оказался готовым пожертвовать остатками трансатлантической солидарности и доброй воли, которая сохранилась в отношениях между Штатами и Евросоюзом, чтобы защитить доходы американских корпораций от европейских налоговиков.

Старый конфликт, который зрел уже много лет, сейчас дошел до открытого обмена болезненными финансовыми ударами на миллиарды долларов - Евросоюз хочет "прижать" американские корпорации, которые десятилетиями работали в ЕС без оплаты налогов, а США собираются покарать Европейский союз за попытку обретения минимального фискального суверенитета. Надо отдать должное команде Трампа - месть у них получилась очень точечной, в том смысле, что был идентифицирован конкретный автор европейского рывка к свободе, и "наглец", который посмел продвинуть идею о том, что американский IT-бизнес, работающий в "европейских колониях США", вообще-то должен платить налоги, а после этой идентификации последовали ответные американские меры.

Автором и вдохновителем европейского "налога на Google, Facebook и Amazon" оказался президент Франции и большой любитель поговорить о восстановлении Европы в качестве мирового полюса силы Эммануэль Макрон, и, соответственно, список компаний, попавших под горячую руку Белого дома, был составлен таким образом, чтобы доставить максимальный дискомфорт Елисейскому дворцу.

Американский финансовый телеканал CNBC сообщает: "Акции французских компаний (работающих в сегменте. - Прим. авт.) люкс упали после того, как США объявили, что могут установить высокие тарифы на некоторые товары из этой категории.

В соответствии с новыми тарифами, которые могут начать действовать в конце января, Торговое представительство США (Федеральное агентство по внешнеторговым отношениям. - Прим. авт.) сможет взимать сборы до 100% на импорт таких товаров из Франции. Предполагаемая сумма (импорта, подпадающего под новые тарифы. - Прим. авт.) составляет 2,4 миллиарда долларов. Падение французских акций задело компании, которые владеют Louis Vuitton, Hennessy, Hermes, Christian Dior, Gucci, Yves Saint Laurent и Balenciaga".

"Сто процентов - это довольно много", - заявил американскому The Wall Street Journal Бруно Павловский, президент дома Chanel. "Это не тариф. Сто - это штраф", - добавил он.

Стоит отметить, что американские чиновники предлагают свою версию событий и утверждают, что на самом деле во всем виноват Макрон, который якобы хочет дискриминировать конкретно американские компании на территории Евросоюза. Это обвинение вызывает определенный скепсис даже у традиционно патриотически настроенных американских СМИ.

"Соединенные Штаты считают, что структура французского налога несправедливо нацелена на крупные американские интернет-компании, такие как Facebook, Google и Amazon. Тем не менее другие страны все больше стремятся найти способ получения доходов от фирм, которые зарабатывают миллиарды долларов на своих рынках", - сообщает издание Politico.

Выбор инструмента возмездия со стороны Трампа, вероятно, связан с тем, что "французский люкс" считался эдаким островком надежности и тихой гаванью для инвесторов, которые полагали, что французские компании, работающие только с самыми состоятельными потребителями, идеально защищены как от воздействия коронавирусной эпидемии, так и от рисков торговых войн.

Почему в США решили надавить на Грузию - мнение политолога >>>

На черном фоне глубокого экономического кризиса, в который погрузилась Франция из-за мер по борьбе с эпидемией, люксовые компании смотрелись как некий луч света и источник надежды, а также символ того, что страна, которая не может конкурировать с Германией или Китаем в традиционной промышленности, все-таки имеет какие-то конкурентные преимущества на международной арене. Растоптать этот символ, фактически лишив указанные компании доступа к американскому рынку, - хорошая идея, если задача заключается в том, чтобы и напугать администрацию французского президента, и повлиять на европейскую налоговую политику в целом.

Французы могут пойти на принцип и ввести налог на американские компании (хотя бы на национальном уровне), а вот захотят ли, например, немецкие чиновники поддерживать введение общеевропейского налога такого рода, рискуя получить "тариф в 100%" на экспорт, например, немецких автомобилей, - большой вопрос.

С другой стороны, речь в данном случае не идет о сугубо экономическом конфликте. Это спор о статусе самих европейских политиков. Определяющим фактором, который указывает на фактическую принадлежность той или иной территории, является вопрос о том, кому местные бизнесмены платят налоги. Кто эти налоги имеет право вводить и собирать, тот и является держателем власти на конкретной территории. История знает случаи, когда некие иностранные купцы или предприниматели получали право беспошлинной и безналоговой торговли или предоставления услуг в конкретной стране, но это происходило только в том случае, если она предварительно проигрывала войну или просто подписывала некие кабальные условия капитуляции под угрозой применения военной силы.

Пропаганда против новостей: почему западные СМИ теряют свои позиции >>>

Соответственно, когда американские компании становятся доминирующими игроками на рынке онлайн-рекламы и интернет-торговли условной Франции, получают миллиарды евро от французских компаний (заодно имея возможность "убить" любой французский бизнес, просто лишив его возможности эффективно рекламироваться или продавать свои товары в интернете), причем французский бюджет не может в данной ситуации получить ни копейки, это означает, что Франция - колония США или как минимум не обладает полным экономическим суверенитетом. И решение ввести скромный налог в три процента - это не столько желание наполнить бюджет, сколько попытка восстановить независимость.

Показательно, что в поддержку действий администрации Трампа по наказанию Франции выступили как представители Республиканской, так и Демократической партии США - и это очень хорошая новость для России, особенно если у французских политиков внезапно обнаружится чувство собственного достоинства.

По крайней мере, в ответ на прошлые угрозы представители властей Франции и даже Германии демонстрировали готовность идти дальше и защищать свое право на ведение независимой экономической политики.

Если ситуация и дальше будет развиваться по этому сценарию, то независимо от того, кто победит на осенних выборах в США, отношения по линиям Вашингтон - Париж и Вашингтон - Берлин станут портиться дальше. Будет забавно, если уже в недалеком будущем получить доступ к духам Chanel или сумочке Hermes американский потребитель сможет только с помощью контрабанды, а европейцам придется искать альтернативы для американских соцсетей. Ростки экономической деглобализации пробиваются сквозь асфальт устоявшихся международных связей.

Для тех стран, которых нынешняя система глобализированной экономики не устраивает, это последний и серьезный шанс исправить ошибки прошлого и обеспечить себе более удобную позицию в деглобализированном будущем.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

75
МИД Грузии Давид Залкалиани

Глава МИД Грузии поговорил по телефону с коллегами из Армении и Азербайджана

0
(обновлено 21:59 13.07.2020)
Министр отметил, что необходимо разрядить обстановку на месте событий и прекратить вооруженные столкновения

ТБИЛИСИ, 13 июл – Sputnik. Министр иностранных дел Грузии Давид Залкалиани выразил свою обеспокоенность в связи с эскалацией ситуации на армяно-азербайджанской границе.

По информации Первого канала, Залкалиани провел телефонные разговоры со своими коллегами из Армении и Азербайджана - Зограбом Мнацаканяном и Эльмаром Мамедъяровым.

В воскресенье боестолкновение произошло на границе Азербайджана и Армении - Товузского района, граничащего с Грузией, и Тавушской области соответственно - в нескольких сотнях километров от непризнанного Нагорного Карабаха, где сейчас ситуация спокойная. В месте обстрелов находятся боевые посты, дислоцированные близ села Мовсес.

Минобороны Азербайджана заявило об обстреле его позиций со стороны армянских военных. Минобороны Армении сообщило, что азербайджанские военные пытались при поддержке артиллерии захватить армянский опорный пункт. По информации Баку, погибли четверо азербайджанских военных. Армянская сторона заявляет о ранении двух полицейских, погибших нет.

В ходе телефонных разговоров Залкалиани отметил, что очень важно разрядить обстановку на месте событий, остановить вооруженные действия и обеспечить мир.

Глава МИД выразил надежду, что при помощи международных усилий возможно будет урегулировать ситуацию для обеспечения самого важного – мира и стабильности во всем регионе.

Ранее свою обеспокоенность по этому поводу высказала и президент Грузии Саломе Зурабишвили. Она отметила, что в непростые времена, когда весь мир борется с "невидимым врагом", очень важна международная солидарность и сохранение глобальной стабильности.

МИД России выразил обеспокоенность ситуацией на армяно-азербайджанской границе >>

В понедельник обстрелы продолжились, в частности, Ереван заявил, что Баку обстреливает территорию Армении с периодичностью в 15-20 минут. Азербайджан и Армения перекладывают вину за обстрелы друг на друга.

0