Участники акции Движения белый шум

Затишье перед бурей, или Новая грузинская азартная игра со спичками

1674
(обновлено 16:22 15.05.2018)
Колуминист Sputnik Грузия считает, что в последние дни грузинское общество переживает смену отношения ко многим общечеловеческим ценностям, и столкнулось с новыми формами социального протеста

Тбилиси за последние дни успел вернуться к привычному ритму жизни. На проспекте Руставели, где на прошлой неделе проходили митинги – три-четыре лениво припаркованные полицейские машины. От бурных ночей – ни следа. 

Затишье – внешнее, потому что не все так просто. И спроси меня – беспокойный тбилисский уикенд по-новому расставил акценты в обществе. 

Первое – о себе заявила качественно новая категория митингующей общественности. Это материально обеспеченные, образованные и достаточно востребованные молодые люди. Умеющие, даже несмотря на эмоции, держаться строго в рамках закона.

Потробности о ситуации в Тбилиси читайте в сюжете Sputnik >>>

Занимая в целом престижную социальную нишу, они всегда предпочитали держаться в стороне от политических процессов. И на выборы, скорее всего, не ходили. Теперь могут прийти. И непредсказуемо повлиять на их результаты.

Оговорюсь – конечно, перед парламентом собрались очень разные люди. Были там и «тусовщики», и бездельничающая «золотая молодежь», и лица «разной сексуальной ориентации»,  и, не исключено, не побоюсь этого слова, «наркоманы».  Но в глаза мне бросилось вовсе не это – а именно новый слой нашей молодежи, которая умеет и отчаянно работать и на полную катушку отдыхать.

Поздно ночью в телеэфире Rustavi2 ведущие не пытались скрыть своего разочарования в связи с мирным завершением акции. И даже намекали, что появление среди митингующих лично министра внутренних дел Георгия Гахария попахивает инсценировкой. Имея определенный опыт освещения подобных мероприятий, могу с уверенностью сказать, что управлять многочисленной и разношерстной "труппой" стихийно собравшихся людей – задача непосильная даже для выдающегося режиссера. 

Опасения вызывает другое: в эти дни грузинское общество наглядно продемонстрировало, насколько оно расколото. Насколько огромен разброс его ценностных ориентиров. 

Особенно примечательна в этом смысле, так называемая, контракция. Можно долго гадать, было ее проведение случайностью или намеренной провокаций. Не важно. Потому что опасен сам факт раскола. А он в любом случае налицо. И это раскол не политический и не идеологический, а социальный. Когда не разбирая бьют не по идеям, а по морде…

"Белый шум" берет тайм-аут — акция у парламента приостанавливается на неделю >>

В лице многих преступен уже тот факт, что человек прилично зарабатывает, имеет возможность ходить по ночным клубам. Я по клубам никогда не ходил. Тем более, не хожу теперь, накопив груз прожитых лет. Но мне претит хорошо знакомая позиция: борюсь не за то, чтобы всем стало лучше, а чтобы другим было так же плохо, как мне…

— Это же аморальные люди! Развратники! 

Так возмущалась оказавшаяся неподалеку от меня женщина средних лет. В воскресенье, когда ситуация на проспекте Руставели накалялась, к парламенту, где стояла «клубная молодежь» меня просто не пропустила полиция, и так я оказался в рядах «контракционеров». Тоже любопытно. И здесь тоже очень разные люди, которые пришли по разным причинам.  Но эта конкретная женщина меня потрясла. 

— Но они не выдвигают таких лозунгов, — попытался я ее вразумить. — И ни у кого ничего не отнимают. Не воруют…

— Лучше бы воровали! Воры хоть настоящие мужчины! – остается она при своем.

А я думаю о том, что лучше бы нам не будить спящую собаку… 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
1674
Темы:
Облава в ночных клубах и молодежное "восстание" в Тбилиси (58)
По теме
Совбез Грузии обсудил текущую ситуацию в стране
На проспекте Руставели снова шумят
"Иные" среди нас! Следует ли ожидать "клубной революции" в Грузии?
Сакварелидзе о "клубной акции" в Тбилиси

Тифлис. Азиатские портные ряды

Тбилисский сленг или, Авое - лайфхак для настоящего тбилисца

0
(обновлено 11:19 25.09.2020)
Автор проекта "Прогулки по Тифлису" рассказывает о самом характерном, колоритном, узнаваемом и особенном сленге грузинской столицы

Мир уже давно сошелся на том, что тбилисец – это отдельная национальность. Да-да, именно мир, и никак не меньше!

Потому что будь ты хоть трижды американец, но если попадешь в русскоязычную среду и заговоришь о спортивной обуви, как о ботасах, то с ушами выдашь в себе тбилисца. Так как кроссовки называют ботасами только в Тбилиси.

Ну или проживи ты в Мадриде хоть лет двадцать, но если в сердцах можешь на чью-то реплику огрызнуться окриком – захрума, значит, ты принадлежишь к этой этнической группе. И как любую другую этническую группу, тбилисцев определяет культура, традиции, особые человеческие взаимоотношения. И язык, на котором говорят только в Тбилиси.

Дафтар (тетрадь) с тбилисскими выражениями

Апсус, в Тбилиси остается все меньше людей, способных вынести азри из высказанного на тбилисском сленге. И для того, чтобы сохранить этот джигрианский тбилисский дух тбилисцы со всего мира решили составить словарь тбилисского сленга.

Идея зародилась в одной из социальных сетей "Одноклассники". Рассеянные по всему миру бывшие горожане начали вспоминать забытые слова и выражения.

Кто-то из недр памяти извлек, что необузданного человека в старом городе звали авазак, босяка, хулигана - авара, а восхищение выражали словом авое. Другие, порывшись в мысленных кладовых, нашли, что словом богма называли в Тбилиси человека, который помнит обиду, афериста и обманщика называли джибгир, а медлительного, рохлю – джанджалом.

Третьи припомнили, что скупердяя городские между собой называли жожка, человеческую щедрость марипатом, ну а тугодума - дундуком. Приведу еще несколько других выражений из этого пособия для настоящего тбилисца:

  • ДЖАНДАБА, ДЖААНДАМ - тартарары;
  • ДОВЛАТ – достаток;
  • ЗОРБА – громадина, множество;
  • ИНЧИ-БИНЧИ НЕ ЗНАЕТ – ни бельмеса не понимает;
  • КЕЛЕХИСТ – завсегдатай поминок (нередко и у посторонних людей);
  • МАМАДЗАГЛО – сукин сын (или ласкательно детям-шалунишкам);
  • МАТРАКВЕЦ – маленький воображала, кривляка;
  • СИПТА – первая прибыль, легкий подзатыльник только что постригшемуся;
  • СИЛЛА – пощечина;
  • ТУТУЦ – простак, дурачок.

В итоге набралось такое количество выражений, что тбилисцы решили объединить их в книгу. Изначально авторы проекта планировали указать языково-этническую принадлежность слов, но затем отказались от этой идеи, поскольку этот словарь – словарь дружбы, а не разобщения.

У каждой идеи свой путь от ее зарождения до реализации. С момента появления первых тбилисских выражений в группе Тифлисцы в "Одноклассниках" до сегодняшнего дня, когда собранный в один файл тбилисский сленг почти готов для издания книги, прошли долгие десять лет.

За это время проект обрастал новыми идеями. Например, сначала его инициаторы думали издать просто словарь. Но, подумав, все же решили добавить занятных историй, рассказанных тбилисцами, а позже дописали ко всему этому еще и считалки, песни и игры, в которые играли в Тбилиси.

"Во времена, когда ехать советским людям в заграницу было так непросто, лучшие силы Союзгосцирка имели постоянный ангажемент по всему миру, - рассказывает известный дирижер Тбилисского госцирка Рудрольф Коняев. - Артисты всегда стремились попасть в одну труппу вместе с аттракционом экзотических животных дрессировщика Степана Исаакяна. Его бегемоту Мануку ежедневно полагалось много хлеба, и Степан, впитавший в себя подлинный тбилисский марипат, записывал в рацион животных столько продуктов, что с лихвой хватало еще и артистам, получавшим весьма скудные суточные".

Самые безумные и веселые пасхальные обычаи Тифлиса: во что верили наши предки? >>>

Или же другая история, которую рассказывает Бессарион Сологашвили. "Бабушка у Шалико К. многие годы страдала от высокого артериального давления. Врачи ей выписывали кучу разных таблеток, которые она держала в своей любимой, старинной жестяной коробочке из-под монпансье конфетной фабрики Гозалова. Когда бабушка умерла, по старинному обычаю ей в гроб уложили несколько ее любимых предметов, и в том числе ту самую коробку.

По тому же старинному обычаю, перед погребением принято из гроба что-то вытащить обратно. Когда Шалико извлек ту самую коробку и уже накрыли крышку гроба, подскочил один из бабушкиных родственников:

– Вы что, с ума сошли? – воскликнул он, – На кой черт нам сдались эти таблетки, когда на бабушке остался золотой медальон с цепочкой!..

Пришлось снять крышку и заменить коробку с таблетками на тот самый медальон.

Прочитав об этом случае, Людвиг Харатов тут же выдвинул версию: "Они, несчастные, не знали, что милая бабушка, умудренная жизненным опытом, в той самой коробочке, имевшей двойное дно, хранила "стекляшки", великолепно переливающиеся на солнце, каждая из которых оценивалась многозначным числом в твердой валюте…"

Человек-оркестр и многослойный пирог

- Иногда из меня выплескиваются слова, которые употребляли мои родители. Видимо, это как-то связано с возрастом, - рассказывает один из авторов проекта, прозаик, драматург, музыкант и, как в таких случаях говорят, человек-оркестр Артем Киракозов. - Например, слово махлас – то сеть итог. У меня есть знакомый Котэ Думбадзе, и когда я однажды сказал, что у меня нет хараката, он вначале удивился, а потом уточнил, откуда я знаю это слово, оно ведь арабского происхождения.

Не так давно говорил с одним знакомым, который собирает пластинки. И он сказал про пластинку – сул таза, что означает дословно совсем новая. В старом Тифлисе тротуар называли, каким бы странным это не показалось - тро тро. Даже песня есть, кинто ее пели. Кстати, вот кинто являли собой некое отражение неприязни к белой кости. Поэтому и стремились поддеть расфуфыренных дамочек, оскорбить. А мы еще удивляемся, как же произошла революция. Это назревало долгое время, так-то.

- Как можно объяснить природу происхождения тбилисского сленга?

- Когда я сделал скелет словаря, отнес его на просмотр академику, историку и литератору Зазе Алексидзе. Он прочел его и поразился.

Неужели, русскоязычные тбилисцы употребляют выражение гансхвавебули!?. А я отвечаю, да, потому, что по-другому во время тбилисского застолья невозможно выразить желаемое. Тбилисский сленг наполнен жаргонами, которые являются показателем социальной среды и эпохи.

- Понятен ли этот жаргонизм для сегодняшних социальных групп?

- Вот в Ваке моего рассказа, наполненного тбилисским жаргонизмом не поймут, авлабарская публика поймет, исанская поймет, одним словом, старые тбилисцы, конечно, поймут. А новое поколение, чисто грузинская среда, мало знакома с русскоязычным тбилисским сленгом. Это субкультура, которая говорит о том, что Тбилиси продолжает оставаться многослойным пирогом.

- Что для вас является определяющим в статусе настоящего тбилисца? Как вы отличаете тбилисца от не тбилисца?

- Я увлекаюсь аквариумными рыбками и езжу на дигомский рынок. У меня уже сложились отношения с местными продавцами. Есть там и хулиганистые типы. Я с ними играю в нарды. Это тбилисская традиция ходить на рынок и играть в нарды. Я пришел туда, подошел к компании игроков. Они меня спрашивают, ты кто такой? А я начал бахвалиться и отвечать: "Я тот, кто выдумал эту игру".

Прошло некоторое время, я сел играть с ними в нарды. Мне сказочно везло, все время выигрывал. И вот у меня в процессе с языка слетело слово – цуцурма (кривой удар). А они – э, что ты сказал? Я им говорю, какие же вы калакели, если не знаете этого?! А потом спрашиваю у них - что круче – быть калакели или тбилисцем?

- Разве это не одно и тоже?

- Отвечу по-тбилисски. Тбилисели каждый гоим вчерашний может стать. А вот калакели - это немного другое, более емкое понятие и означает, скорее, образ мышления и состояние души.

0
Темы:
Прогулки по Тифлису
Центральная избирательная комиссия. Здание ЦИК Грузии

Ноу-хау грузинской политики, или Где спрятаны предвыборные программы партий

179
(обновлено 19:04 24.09.2020)
Что обещают грузинские политики на ближайших выборах? Грузинский политолог и публицист, главный редактор ГРУЗИНФОРМ Арно Хидирбегишвили попытался найти предвыборные программы партий, зарегистрированных на выборы в парламент, и вот что из этого получилось...

Не "открою Америку", если скажу, что мы, грузины, любим во всём быть особенными, непохожими на других. И это неудивительно, когда дело касается древней грузинской культуры, традиций гостеприимства, многоголосия или виноделия. Но когда дело касается общепринятых стандартов поведения для всего мира, "грузинский эксклюзив", как минимум, вызывает удивление. Разве надо "изобретать велосипед" там, где речь идёт о ценностях демократии, интерпретировать их на свой лад, если имеешь претензии называться цивилизованной страной и, тем более, претендуешь на полноправное членство в "семье" европейских народов? Ответ, как мне кажется, очевиден…

Ау, где вы, предвыборные программы?

Но на эти размышления меня, к сожалению, подтолкнула действительность, в не "дела давно минувших дней". Через месяц с небольшим, 31 октября, в Грузии пройдут выборы в парламент. Скажу уверенно - аналогов такой "оригинальной" предвыборной гонки вряд ли хранит новейшая история. Не то что в других странах, даже в Грузии я не припомню, чтобы партии и политики строили всю свою кампанию только лишь на критике соперников, в том числе – "били ниже пояса", то есть, некорректными, не делающими грузинам честь, способами. Сплетни, переплетённые с реальными фактами, публикация материалов, Бог весть откуда добытых, эпизоды из личной жизни политических оппонентов и членов их семей…

Полиция будет следить за порядком во время выборов в Грузии >>>

А где партийные программы, с которыми обычно во всем мире политические партии идут на выборы? На основании чего за кандидатов должен проголосовать избиратель? Чем, если не взятыми перед избирателями обязательствами, зафиксированными в программах партий, они различаются? Вот потому и значатся в названии некоторых партий, из шестидесяти (!) зафиксированных в ЦИК, фамилии и имена их лидеров, чтобы, невзначай, их не перепутали. Неужели грузинским политикам нечего больше предложить электорату, чем свой улыбающийся "фейс" – мол, выбери меня, "птицу счастья завтрашнего дня"?

Я не передёргиваю, именно подобные вопросы задают мне, как вице-президенту Международной лиги грузинских эмигрантов, мои соотечественники из США, России, других стран. Задают те, кому пусть в другой стране, но предстоит голосовать за новый грузинский парламент 31 октября. Кому отдавать голос? Какая политическая сила предложит лучшие реформы в случае победы на выборах?

И что мне им отвечать? Что мы тут в Грузии настолько обленились, что уже не удосуживаемся составить предвыборные программы? Кто-нибудь может назвать прецедент среди развитых или развивающихся стран, когда ни одна партия официально не презентовала своей предвыборной программы, хотя до выборов остались считанные дни? "Наша программа в процессе подготовки", - дежурным голосом отвечают во всех без исключения партиях, если вообще удосуживаются ответить на вопрос. Как тут не вспомнить известную фразу великого Илии Чавчавадзе - "Что мне вам сказать, чем обрадовать?!" Нечем, как и век назад…

В чем хитрость грузинского ноу-хау?

Неужели в грузинских партиях думают, что слогана на их партийных баннерах вполне достаточно? Неужели считают, что оскорбления в адрес правящей "Грузинской мечты" или проклятия в адрес России в предвыборных роликах – это гарант победы?

Невольно назревает вопрос: неужели наши политики такого низкого мнения о народе, который должен избрать их в грузинскую власть на четыре года? Неужели главные "игроки" настолько наивны, что и впрямь верят в заказанные ими же соцопросы западных институтов и компаний, результаты которых, по понятным причинам, резко отличаются друг от друга? Можно только представить, как они будут править, действительно пройдя во власть. Как можно доверять наши судьбы людям только "по красивым глазам"? Вся новейшая история "независимой" Грузии – яркий пример, что так делать нельзя.

Сравни партии и сделай выбор: для избирателей в Грузии заработал специальный сервис >>>

Но давайте не будем и мы играть в "ангелов во плоти" - "каждая кухарка" в Грузии понимает, что грузинские политики остерегаются публиковать программы, чтобы потом не быть "пойманным за язык". А если за оставшийся месяц изменится конъюнктура во внешней и, соответственно, внутренней политике государства? А если за неделю их соперники "за кулисами" договорятся до альянса? Что тогда делать, ведь документы не горят… Как взять обратно свои слова? Отказываться от того, что обещал в предвыборной программе, - всегда дело проигрышное. И если за свой срок не сделал обещанного, второй раз уже в политику попасть будет сложно. Вот и придумали наши грузинские политики — это "ноу-хау" - идти на выборы без программы…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

179
Темы:
Парламентские выборы в Грузии 2020