Георгий Квирикашвили

Чем опасна капля русской крови грузинского премьера

6630
(обновлено 11:32 04.05.2018)
Колумнист Sputnik Грузия считает, что оправдываться за каплю русской крови в своей родословной – значит, потакать ксенофобии, а идентифицировать с носителем национальности политику того или иного государства – одна из форм патологии

На днях мы стали очевидцами совершенно вопиющего факта. Правительство Грузии сделало публичное заявление, разъяснив, что в генеалогическом древе премьер-министра Георгия Квирикашвили присутствует незначительная примесь "чужеродной" крови.

Хоть об этом и не было заявлено, крови, надо думать, "порочной" – иначе к чему тогда объяснения?! Чтобы не морочить голову, тем более, вы наверняка уже знаете – бабушка у Квирикашвили оказалась по национальности… русская.

Караул!.. Кто-нибудь должен держать ответ! Где была наша хваленая коллективная бдительность? И как мы вообще могли до такого докатиться?!. Меня просто распирает от возмущения. Хочется во всю мощь выразить протест.

Ужас! Кошмар!..

Не согласны?! Ну хорошо, чуть поумерю пыл. Скажем так – безобразие. Естественно, не то, что бабушка у премьера русская. Безобразие в том, что кому-то вздумалось копаться в родословной. При этом облеченные властью персоны сочли уместным оправдываться и делать по этому поводу официальные заявления…

Так что, вы правы, не кошмар – элементарный бред!

У премьера Грузии бабушка была русской, пояснили в правительстве >>

Сразу договоримся, не важно, о какой крови речь – русской или французской. Как не важно, касается ли вопрос высшего должностного лица или кого-нибудь из нас с вами. Потому что, цивилизованное общество, во всяком случае, на уровне официальном, подобное разбирательство категорически отвергает. Если оно, конечно, цивилизованное.

Тем примечательней, что упреки и обвинения, насколько об этом можно судить, преимущественно исходят от оппозиционной политической силы. Которая находясь в течение девяти лет у власти в Грузии, утверждала и продолжает утверждать, что является подлинным эталоном демократии!

Активней всех генеалогические претензии озвучил человек, занимавший в те времена пост министра культуры. И, надо полагать, хотя бы в силу этого считающий себя культурным. Который должен бы знать, что родословная почти любого тбилисца, имеющего глубокие городские корни, как правило, включает примесь не одной, а нескольких кровей.

Ну а идентифицировать с носителем национальности политику того или иного государства (в котором тот, возможно, никогда не жил) – это вообще новое слово в либерально-демократической политологии. Точнее, патологии. Даже оставшиеся в прошлом веке яростные поборники расовых теорий до такого не додумались.

Я помню непродолжительный период взрыва националистических настроений в Грузии. Но это закончилось быстрее, чем можно было ожидать. Потому как, что бы кто ни говорил, шло вразрез с национальной психологией и многовековыми традициями.

Все это к тому, что пора, наконец, понять: оценивая человека, особенно, политика, надо не пробы крови брать у него, а судить, насколько он честен, умен, предан своей стране, своему народу.

Что ответил МИД России на послание премьера Грузии >>

Непонятно, зачем поощрять людей, впавших в откровенную ксенофобию, и оправдываться? Кстати, ксенофобия никаких объяснений требовать и не вправе, так как преследуется по закону…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

6630
Темы:
Премьер-министр Грузии (63)

Кадр из фильма Падение Берлина: советские военные у здания рейхстага. Режиссер к/ф - Михаил Чиаурели, композитор - Дмитрий Шостакович

хочу, чтоб к штыку приравняли перо" культура Грузии в годы ВОВ

171
(обновлено 13:32 09.05.2021)
Великая Отечественная война не пощадила ни одну советскую семью, коснулась всех – в каждом доме оплакивали погибших и пропавших без вести, возвращали к нормальной жизни раненых, ухаживали за инвалидами...

Из Грузии в первые же две недели после начала войны на фронт ушло около 100 тысяч человек (из них несколько тысяч женщин). К весне 1942 года было мобилизовано более 350 тысяч. Призыв не прекращался и в дальнейшем. Всего в войне участвовало около 700 тысяч человек из Грузии. Домой не вернулся каждый второй из призванных...

Грузины участвовали во всех значимых сражениях – в битвах под Москвой, в обороне Ленинграда, в сражении за Сталинград и на Курской дуге. На фронте сражались девять грузинских дивизий. На территории республики были сформированы 12 альпинистских отрядов и 79 истребительных батальонов. Тысячи уроженцев Грузии боролись в партизанских отрядах.

За боевые подвиги 137 грузинских воинов были удостоены звания Героя Советского Союза, свыше 240 тысяч – награждены орденами и медалями.

Но сегодня хотелось бы особо подчеркнуть тот факт, что 46 тысяч граждан республики были награждены медалью "За оборону Кавказа" и более 333 тысяч человек – медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". Речь идет о тех наших соотечественниках, которые работали в тылу – "для фронта, для победы", отдавая общему делу все свои силы и возможности, способности и таланты.

В суровые дни не прекращали плодотворную деятельность ученые и педагоги, литераторы и живописцы, музыканты и театральные деятели.

Знаменитая строчка Владимира Маяковского "Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо" из стихотворения "Домой", написанного в 1926 году, в годы Великой Отечественной обрела новое звучание: деятели культуры боролись за Победу своим собственным оружием – будь то перо, кисть, нотный стан, микроскоп или учительская указка.

Всем известна знаменитая история: во время Второй мировой войны Уинстону Черчиллю принесли на рассмотрение бюджет страны. Ознакомившись с материалами, он спросил: "А где же расходы на культуру?" – "Какая культура? Война же идет!" – "Если нет культуры, то зачем мы воюем?", – заметил мудрый премьер-министр.

В СССР не хуже Черчилля понимали: без культуры нет страны, нет жизни, нет победы. И потому культурная жизнь во всем Советском Союзе, и в Грузии в том числе, не остановилась ни на одно мгновение.

Образование и наука

С началом войны часть школьных зданий в республике была переоборудована под госпитали, множество педагогов – призваны в армию. Школам не хватало инвентаря, топлива. И все-таки Грузия смогла сохранить свою школьную сеть почти в том самом виде, в каком она существовала до войны.

Вместо учителей-мужчин, ушедших на фронт, в школьные классы вошли женщины, только что окончившие педагогические вузы и училища, а также преподаватели-пенсионеры. Впоследствии к ним присоединились вернувшиеся с фронтов учителя, получившие тяжелые ранения, – инвалиды войны. Кстати, в период с 1941 по 1945 год высшие учебные заведения Грузии выпустили почти 6 тысяч работников просвещения.

Война вынудила задуматься о качестве образования. Поэтому в 1943 году с целью улучшения военно-физкультурной подготовки, начиная с 5 класса, вводится раздельное обучение мальчиков и девочек. Через год были введены экзамены в 4 и 7-х классах, экзамены на аттестат зрелости, золотые и серебряные медали. В вузах, наряду с госэкзаменами, стала обязательной защита дипломной работы.

Кроме того, высшие учебные заведения уплотнили учебную программу, сократили срок обучения и за военные годы подготовили более 14 тысяч специалистов самого разного профиля – врачей, инженеров, агрономов и многих других. Это требовалось и фронту, и тылу. К примеру, Тбилисский медицинский институт отправил на фронт более 3 тысяч врачей и других медицинских работников.

Академия наук Грузии, основанная, можно сказать, накануне войны – 22 февраля 1941 года, вела колоссальную работу. В тяжелых условиях военного времени были созданы новые институты и секторы, опубликовано свыше 1 000 трудов, напечатано более 120 научно-популярных брошюр, более 130 капитальных книг, проведено более 350 оригинальных исследований.

М. Келдыш и И. Бериташвили
photo: courtesy of National Library
М. Келдыш и И. Бериташвили

Перечислим некоторые из выдающихся достижений грузинской науки военных лет. Под руководством академиков Александра Джанелидзе и Александра Твалчрелидзе были открыты новые месторождения каменного угля, марганца, вольфрама, молибдена, отбеливающей глины, ртути. Институт полеводства и станции полеводства работали над созданием таких сортов пшеницы и хлебных растений, которые позволили бы увеличить урожайность полевых культур.

В Институте физиологии под руководством академика Ивана Бериташвили велась практическая работа в госпиталях, изучалась природа таких ранений и поражений, механизмы развития которых до сих пор были неизвестны. В результате работ Института химии при Зестафонском ферроплавильном заводе выстроили печь нового типа и создали цех для изготовления дефицитного карборунда.

Старший научный сотрудник (впоследствии директор) Института металлов и горного дела Рафаэль Агладзе за труд "Получение новых металлов" был удостоен Сталинской премии. В Институте психологии под руководством Дмитрия Узнадзе изучали проблемы лечения психических заболеваний бойцов. В Институте языка имени академика Нико Марра под руководством действительного члена Академии наук Георгия Ахвледиани была создана группа логопедов по исправлению нарушений речи, наступивших вследствие ранений у военных.

Академики Г. Табидзе, Р.Агладзе, Н. Мусхелишвили, И. Бериташвили, П. Кометиани,С. Дурмишидзе, В. Жгенти
photo: courtesy of National Library
Академики Г. Табидзе, Р.Агладзе, Н. Мусхелишвили, И. Бериташвили, П. Кометиани,С. Дурмишидзе, В. Жгенти

Институт истории издал первый учебник по истории Грузии с древнейших времен до начала XIX века. В Институте истории грузинской литературы имени Руставели под руководством академика Корнелия Кекелидзе главное внимание уделялось таким темам, как творчество древних грузинских одописцев и патриотический характер национальной поэзии.

Литература

По всему СССР почти 1 000 писателей, в том числе десятки грузин, ушли на фронт военными корреспондентами, политработниками, бойцами Красной Армии. Бригады грузинских писателей регулярно отправлялись на фронт, выступали перед воинами, писали тексты к плакатам, листовки, брошюры.

Шалва Амисулашвили
photo: courtesy of National Library
Шалва Амисулашвили

Многие грузинские писатели защищали Родину с оружием в руках, в их числе – Александр Гомиашвили, Константин Лордкипанидзе, Реваз Маргиани, Шалва Амисулашвили, Мурман Лебанидзе, Акакий Гецадзе…

Домой вернулись не все. В боях за Победу отдали свои жизни Мирза Геловани, Георгий Напетваридзе, Владимир Убилава…

Мирза Геловани
photo: courtesy of National Library
Мирза Геловани

Ведущая тема литературы военных лет была очевидна – защита Отечества, героизм воинов на фронтах и самоотверженный труд работников тыла. С первых же дней войны из-под пера грузинских поэтов начинают выходить замечательные патриотические стихотворения (особенную популярность приобрел жанр баллады) и эпические поэмы, которые сразу получали огромную известность, и до сих пор входят в золотой фонд литературы.

Такие произведения, как "Родина" Галактиона Табидзе, "Не горюй, мама" Георгия Леонидзе, "Песнь о Давиде Гурамишвили" Симона Чиковани, "Капитан Бухаидзе" Ираклия Абашидзе и многие другие, укрепляли боевой дух воинов, поддерживали силы тружеников тыла и вообще – давали твердую уверенность, что "наше дело правое, мы победим!".

Прозаики и драматурги в эти годы создавали произведения на тему Великой Отечественной (рассказы и повести Лео Киачели, Демна Шенгелая, Константина Лордкипанидзе, Серго Клдиашвили и др.), а также обращались в своем творчестве к истории Грузии, к образам ее прославленных героев и великих царей (тетралогия "Давид Строитель" Контантинэ Гамсахурдия, пьесы "Герои Крцаниси" Сандро Шаншиашвили, "Царь Ираклий" Левана Готуа и др.).

Можно сказать, что именно в это суровое время грузинская литература доказала, что способна воодушевлять людей на подвиги, пробуждать гордость за славное прошлое своей родины и ее героическое настоящее, а еще – утешать в скорбные минуты потерь и утрат...

Живопись и скульптура

Легендарный плакат "Родина-мать зовет!", ставший священным символом войны и победы, пронзительным олицетворением всех женщин, которым выпала тяжкая участь провожать сыновей на войну, был создан грузинским живописцем и графиком Ираклием Тоидзе.

Афиша
photo: courtesy of Griboedov Theatre
Афиша

История создания плаката – простая и трагическая. Услышав первое сообщение Совинформбюро, супруга художника вбежала к нему в мастерскую и выкрикнула: "Война!" Тоидзе настолько поразило выражение ее лица, что он немедленно начал делать наброски – один за другим. И создал свое лучшее творение, получившее всемирную известность.

Грузинские художники и скульпторы, как и другие деятели культуры, сражались на фронтах и в партизанских отрядах (в числе ушедших добровольцами – А. Гиголашвили, Г. Джапаридзе, А. Копалиани, Д. Тавадзе, Г. Варазишвили и другие), работали в воинской печати, оформляли боевые листки, создавали живописные и скульптурные портреты героев войны.

Оставшиеся в тылу – трудились во имя Победы. В 1941-1942 гг. художники Грузии создали более 75 художественных панно, 232 портрета, 128 плакатов, 154 карикатуры, 69 политических лозунгов, 10 сатирических "окон" и другие произведения.

В 1941 году в Тбилиси состоялась выставка произведений живописи, скульптуры и графики на тему: "Героическое прошлое грузинского народа, дружба народов СССР и самоотверженная борьба советского народа с гитлеровскими захватчиками". На выставке было представлено более 100 работ. Лучшими были признаны "Девять братьев Херхеулидзе" Елены Ахвледиани, "Оборона Тбилиси в XVII веке" Тамары Абакелия, "Георгий Саакадзе на поле боя" Севериана Маисашвили, "Выдворение персов из Тбилиси" Шалвы Макашвили. Особого внимания заслуживали работы, непосредственно посвященные Великой Отечественной: скульптура "Мы отомстим" Т. Абакелия, "Партизан" Валентина Топуридзе и, конечно, плакат Ираклия Тоидзе "Родина-мать зовет!".

А в 1942 году (в тяжелейший период войны, когда советская армия продолжала нести громадные потери и отступать) в центре Тбилиси – как символ победы добра и мира над злом и войной – был установлен памятник Шота Руставели (скульптор Константин Мерабишвили).

Театр, кинематограф, музыка

После начала войны из 48 театров Грузии продолжали работать 39. Причина сокращения количества действующих театров вполне понятна – более 500 актеров и других театральных работников ушли воевать за Победу.

В числе тысяч уроженцев Грузии на фронтах Великой Отечественной сражались бойцы, которые вскоре стали гордостью грузинского искусства. Назовем хотя бы нескольких.

Михаил Туманишвили
photo: courtesy of National Library
Михаил Туманишвили

Михаил Туманишвили, Народный артист СССР и великий театральный режиссер, с 1939 года служил в Красной Армии, окончил школу младших командиров связи, дважды попадал в плен, дважды бежал. Кавалер Ордена Отечественной войны II степени.

Отар Коберидзе
photo: courtesy of National Library
Отар Коберидзе

Отар Коберидзе, Народный артист Грузии, выдающийся актер театра и кино был командиром зенитного орудия. Кавалер Ордена Отечественной войны II степени и медали "За боевые заслуги".

Абесалом Лория, заслуженный артист Грузии, исполнитель одной из колоритнейших ролей в картине "Не горюй", ушел на фронт добровольцем. Дважды был ранен. Кавалер Ордена Отечественной войны II степени.

Абессалом Лория
photo: courtesy of National Library
Абессалом Лория

Наталья Бурмистрова, Народная артистка СССР, прослужившая в Тбилисском театре им. Грибоедова 60 лет, с первых дней войны работала санитаркой на санитарном поезда. Кавалер многих орденов и медалей.

Наталья Бурмистрова на встрече с ветеранами
photo: courtesy of National Library
Наталья Бурмистрова на встрече с ветеранами

Гиви Тохадзе, заслуженный артист Грузии, сыгравший около 100 ролей в кино, ушел на фронт в первые дни войны. Кавалер Ордена Отечественной войны I степени и медали "За боевые заслуги".

© photo: Sputnik / Anatoly Gagarin
Поэт Булат Окуджава

Булат Окуджава 17-летним школьником добивался досрочного призыва, был призван в августе 1942 года (по достижении 18-летия), служил минометчиком, получил ранение, демобилизован в марте 1944 года в звании гвардии рядового. Кавалер Ордена Отечественной войны I степени, медали "За оборону Кавказа", медали "За победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".

Этот славный список можно продолжать очень долго...

В годы войны театры Грузии продолжали активную деятельность. Более того, интенсивность работы возросла в разы. Творческие коллективы играли на своих сценах, в составе концертных бригад выступали для бойцов на фронтах, для раненых в госпиталях, для тружеников тыла на заводах, фабриках и в клубах.

Сцена из спектакля театра им. Марджанишвили Царь Ираклий
Сцена из спектакля театра им. Марджанишвили Царь Ираклий

Так в 1942 году только тремя художественными бригадами было дано 1 200 шефских концертов, 16 эстрадных вечеров, вся выручка от которых была перечислена в Фонд обороны. Бригада театра имени Марджанишвили за военные годы провела около 500 выездных концертов, из них больше половины непосредственно в военных частях. Театр им. Грибоедова дал около 800 концертов. А региональные театры провели свыше 12 тысяч концертов!

Афиша Школа злословия
photo: courtesy of Griboedov Theatre
Афиша "Школа злословия"

Конечно, патриотическая, историко-героическая и военная тематика занимала в театральном репертуаре ведущее место. В 1941-1945 гг. театр им. Руставели ставит спектакли "Киквидзе" Ваниона Дарасели, "Последний рыцарь" Серго Клдиашвили, "Батальон идет на Запад" Георгия Мдивани, "Герои Крцаниси" Сандро Шаншиашвили, "Родина" Давида Эристави и, впервые в СССР, "Генерал Брусилов" Ильи Сельвинского – драму, посвященную талантливейшему полководцу Первой мировой войны, автору и руководителю знаменитого "Брусиловского прорыва", генералу царской армии, в годы гражданской войны перешедшему на сторону большевиков. Кстати, потомственный дворянин Алексей Алексеевич Брусилов родился в Тифлисе.

Труппа театра им. Марджанивили. 1940- е гг.
photo: courtesy of National Library
Труппа театра им. Марджанивили. 1940- е гг.

Театр им. Марджанишвили в годы войны показывает постановки "Георгий Саакадзе" Ушанги Чхеидзе, "Партизаны" Георгия Мдивани, "Багратиони" Алексея Самсония, "Гора раздумий" Георгия Шатберашвили. В театре им. Грибоедова идут "Парень из нашего города" Константина Симонова, "Полководец Суворов" И. Бехтерева и А. Разумовского, "Фельдмаршал Кутузов" В. Соловьева. На сцене театра оперы и балета им. З. Палиашвили поставлены новые грузинские оперы "Патара Кахи" Вано Гокиели и "Како качаги" ("Разбойник Како") Акакия Андриашвили.

Владимир Немирович-Данченко
© photo: Sputnik / Miron Sherling
Владимир Немирович-Данченко

Активное участие в жизни грузинского театра принимают легендарные Владимир Немирович-Данченко, Ольга Книппер-Чехова, Василий Качалов и другие актеры МХАТа, находящиеся в Тбилиси в эвакуации.

© photo: Sputnik / Vyacheslav Runov
Актеры Московского Художественного театра Ольга Книппер-Чехова и Василий Качалов в спектакле "Гамлет"

Огромную работу в годы войны вела киностудия "Грузия-фильм" – начиная с создания документально-хроникальных фильмов (уже в 1942 году грузинские кинодокументалисты сняли целый ряд боевых эпизодов, в которых принимали участие 224, 242, 276, 392, 414-я и другие дивизии, сражавшиеся за Крым и Кавказ) и кончая полнометражными художественными картинами.

Советский кинорежиссер Михаил Чиаурели
© photo: Sputnik
Советский кинорежиссер Михаил Чиаурели

Константин Пипинашвили снимает фильм "Мост", Михаил Чиаурели – историко-героическую эпопею "Георгий Саакадзе", Николай Шенгелая и Диомиде Антадзе – картину "Он еще вернется", а Сико Долидзе и Давид Рондели – музыкальный фильм "Щит Джургая" (композитор – Дмитрий Аракишвили, соавтор сценария – Георгий Леонидзе).

Дмитрий Шостакович и Михаил Чиаурели
photo: courtesy of National Library
Дмитрий Шостакович и Михаил Чиаурели

Кинофильмы "Георгий Саакадзе" и "Щит Джургая" были удостоены Сталинской премии СССР. А в 1944 году Тбилисская киностудия была награждена орденом Ленина. Годы Великой Отечественной отмечены большой творческой активностью грузинских композиторов. Появилось много замечательных песен, романсов и маршей.

Дмитрий Аракишвили
photo: courtesy of National Library
Дмитрий Аракишвили

Историко-патриотическая тема нашла широкое отражение и в симфонической музыке. Достаточно назвать "Лирическую симфонию" Дмитрия Аракишвили, "Первую симфонию" и симфоническую картину "Карцанисский бой" Андрея Баланчивадзе, оперу "Мать и сын" и балладу-поэму "Арсен" Алексея Мачавариани, произведения Арчила Кереселидзе, Отара Тактакишвили, Шалвы Азмайпарашвили.

Композитор Мелитон Антонович Баланчивадзе
© photo: Sputnik / РИА Новости
Андрей Мелитонович Баланчивадзе (1862-1937), советский композитор и собиратель народных песен. Грузинская ССР.

Нельзя не упомянуть и нашего выдающегося земляка, уроженца Гори Вано Мурадели, который не только писал прекрасную музыку, но и служил художественным руководителем Центрального ансамбля краснофлотской песни и пляски, с которым выступал на фронтах и флотах.

Огромную работу проводил Государственный симфонический оркестр Грузии. Традиционными стали т. н. "симфонические понедельники", на которых звучали лучшие произведения советских композиторов, живших в то время в Тбилиси – Сергея Прокофьева, Николая Мясковского и др. Перед тбилисскими слушателями выступали дирижеры Александр Гаук и Абрам Стасевич, певица Нина Дорлиак, пианист Александр Гольденвейзер и др.

Кетеван Магалашвили, портрет Нины Дорлиак
photo: courtesy of Alexandra Obolonkova
Кетеван Магалашвили, портрет Нины Дорлиак

В мае 1944 году в Москве, в Концертном зале им. Чайковского, были исполнены симфонические произведения грузинских композиторов, а в Тбилиси состоялась Музыкальная декада республик Закавказья. В феврале-марте 1945 года концерты грузинской музыки с успехом прошли в Москве и Ленинграде.

В заключение хотелось бы сказать, что в период Великой Отечественной войны появилось два знаменитых приказа, к которым, увы, невозможно относиться однозначно. Речь о приказе № 270 от 16 августа 1941 г. и приказе № 227 от 28 июля 1942 г., известном под названием "Ни шагу назад!".

Первый объявлял всех, кто оказался в плену, предателями и изменниками, родственники пленных командиров и политработников подлежали репрессиям, родные солдат лишались льгот, предоставляемых семьям участников войны. Второй приказ объявлял предательством Родины любое отступление без распоряжения командования. Создавались специальные заградительные отряды, располагавшиеся за спиной воюющих бойцов, которые имели право расстреливать на месте тех, кто отступал. Если совсем честно – у людей отнимали право выжить.

Но был лозунг, который во время войны стал определяющим, главным, жизненно важным. На этот призыв откликался любой человек – вне зависимости от возраста, образования и национальности. Откликался всем своим существом. Этот призыв гласил: "Все для фронта! Все для победы!"

С самого начала Великой Отечественной войны деятели культуры Грузии, как и все жители огромного СССР, отдавали себя делу Победы целиком – кто-то сражался на фронте, кто-то трудился в тылу. И каждый делал это самоотверженно.

Склоним головы в память о тех, кто нес непрерывную трудную вахту, каждый на своем посту, и всеми силами приближал заветный день – День Победы.

Подписывайтесь на видео-новости из Грузии на нашем YouTube-канале.

171
Темы:
День Победы 9 мая 2021
День Победы 9 мая 2021 года. Парк Ваке. Могила Неизвестного солдата и Вечный огонь, венки от посольств

Учебник истории: чему учат грузинских школьников о Второй мировой войне

742
(обновлено 16:13 09.05.2021)
Вторую мировую в школах Грузии проходят в восьмом и двенадцатом классах. Не изучают – именно проходят: событию века скромно отведено несколько страниц. Впрочем, ознакомившись с текстом, колумнист Sputnik подумал: может и хорошо, что не больше

Композитор, поэт, вокалист, фронтмен немецкой группы "Раммштайн" Тиль Линдерманн по-настоящему потряс недавно своих многочисленных поклонников. Яркий представитель стиля хард-рок и индастриал метал появился вдруг в строгом цивильном костюме и задушевно спел песню "Любимый город".

Написанная перед войной, она осталась в памяти как военная. Вобрала дух поколения. Исполнялась многими популярными певцами. Но Линдерманн?! Немец! К тому же, мастер эпатажа! И вдруг патриотическая советская песня…

Однако не менее примечательно, что исполнение было одобрительно встречено по обе стороны сглаженного временем условного фронта. Причем и в молодежной среде, и людьми в возрасте в той же Германии. Это подтвердило – память о Второй мировой войне для всего человечества стала не подлежащим забвению нравственным понятием. Уроком истории, ставящим его выше сведения счетов, розни и ненависти.

Историю делают люди, пишут ученые, преподают учителя. Но толкуют и правят ее, к сожалению, политики. Это вам не математика, не физика и даже не ботаника. Это наука общественная, и она вольно или невольно отражает отношение общества к тем или иным событиям. Однако как только к делу подключается безальтернативная идеология, из научной дисциплины история тут же превращается в опасный политический инструмент, деформирующий не только мысль, но и факты.

С демократическими принципами подобное отношение, естественно, не имеет ничего общего.

Знания по истории все мы изначально черпали из школьных учебников. Потом, правда, мне не раз доводилось быть свидетелем того, как менялись в ней акценты и трактовка событий. Когда, скажем, Сталинградскую битву безуспешно пытались навязать обществу как Волгоградскую, а едва ли не переломным событием в Отечественной войне подавался десант на Малую землю.

А потом пелена перед глазами начала рассеиваться. Мы вдруг стали открыто произносить вслух иноземное слово "ленд-лиз", и открыли для себя реальный масштаб помощи, которую оказывали СССР его союзники. Когда же на киноэкраны прорвалась новая категория фильмов о войне, широкий зритель осознал то, на чем старались не акцентировать специалисты – война действительно была не только Отечественной, но и мировой. Перл-Харбор, битва за Британию, бои в Северной Африке…

Не будучи ученым, не возьмусь осуждать или судить по существу, но советские учебники истории особого доверия явно не заслуживали. Впрочем, есть один принципиальный момент. Ни крайне изменчивое и противоречивое отношение к бывшим вождям, ни расширявшая кругозор новая информация не могли повлиять на главное – оценку выдающейся роли советских людей в разгроме фашизма. Роли, которую, надо заметить, не отрицали крупнейшие зарубежные политические лидеры и мировая историографическая наука.

Мне, лично общавшемуся с живыми участниками войны, у которого воевали отец и близкие родственники, а некоторые из которых не вернулись с фронта, трудно смириться, когда кто-то по-новому оценивая события, попирает память о них. Мои внуки, как и мы в свое время, изучают историю по школьным учебникам. И мне бы не хотелось, чтобы они, как и я в свое время, стали слепо и безальтернативно принимать ту или иную трактовку фактов Второй мировой войны. Для меня лично неприемлемую.

Неприемлемую хотя бы потому, что очень принижает и практически не учитывает вклада грузинского народа в противостояние фашизму. Достаточно заметить, что в учебнике для 12 класса этой теме уделено всего полстранички. Но даже в них за сухим перечислением отдельных фактов, проглядывают оценки. Крайне односторонние, если учесть, что подчеркнуты лишь бездарность военного руководства, ставшая причиной огромных жертв, и что беженцы из западных регионов Советского Союза обострили в Грузии тяжелый социальный фон.

Принято считать, что история не знает сослагательного наклонения. Но, похоже, смотря кем она написана. Особенно когда доходит до стиля и нюансов. Вот дословный перевод из учебника для 8 класса. "Сталин ожидал длительной, кровопролитной и взаимоизматывающей войны в Западной Европе. За это время Красная Армия успела бы вооружиться новейшей техникой и стала бы серьезной угрозой для Германии. Германия это понимала. Гитлер решил опередить…" На фоне предшествующих рассуждений об агрессивности советского режима воспринимается, согласитесь, почти как оправдание.

Другая страничка. Описанная в учебнике для 12 класса "Битва за Британию" заставляет справедливо восхищаться стойкостью англичан. Однако описывать ужасы бомбардировок английских городов, в которых погибло 40 тысяч гражданского населения, и умолчать о мужестве советских граждан, среди которых (по разным оценкам) погибло от 13 до 23 миллионов человек, видимо, не совсем справедливо.

Как и пытаться приравнять к Сталинградскому сражению битву при Эль-Аламейн. Стратегическое значение этой победы англичан, не давшей нацистам взять под контроль Суэцкий канал, очень велико. Но вряд ли адекватно ставить ее по масштабам и глобальному влиянию на ход войны на одну чашу весов со Сталинградской битвой. В которой, к слову, с обеих сторон принимало участие более 2 миллионов солдат и офицеров!

Для наглядности: на одном только небольшом плацдарме – Сталинградском тракторном заводе была взята в плен 40-тысячная гитлеровская группировка. В то время как потери немцев и итальянцев во всем сражении при Эль-Аламейн составили 55 тысяч солдат.

Завершает тему таблица с основными датами. Что же, по мнению составителей учебника, следует знать грузинским старшеклассникам о Второй мировой войне? Даты опустим, только сами ключевые события: нападение японцев на Перл-Харбор, сражение при Эль-Аламейн, Сталинградская битва, открытие второго фронта, Крымская конференция, капитуляция Германии… Именно в таком порядке.

Нет, определенно руку приложили не грузинские историки! А как прикажете понимать, если "Битва за Британию" не обойдена вниманием, но нет даже короткого описания битвы за Кавказ?!

У упомянутого в начале эссе Тиля Линдермана дед, оказывается, воевал во Второй мировой. Понятно, не на стороне Красной армии. Однако сегодня важно не это. Новым поколениям бессмысленно ассоциировать фашизм с немецкой нацией. И тут современные грузинские учебники по истории бесспорно объективней прежних. Тем более, на горьком примере последних межнациональных конфликтов мы увидели, что явление это вненациональное.

Поколение немцев, поддавшихся на пропаганду о собственной исключительности и развязавших самую кровопролитную войну в истории, надо признать, заплатило за это сполна. А история – лучший учитель, если ее не забывать.

Советский Союз и Германия понесли во Второй мировой войне самые крупные, несопоставимые с другими европейскими странами потери. Немцы об этом помнят и потому аплодируют Линдерману, спевшему "Любимый город".

Неплохо бы помнить и нам!

742
Теги:
Вторая мировая война, история, Грузия
Темы:
День Победы 9 мая 2021
Вид на город Скопье. Македония

Президент Грузии посетит Северную Македонию

0
(обновлено 21:18 09.05.2021)
В рамках официального визита планируется подписать два документа - о визовом режиме и о сотрудничестве в сфере культуры

ТБИЛИСИ, 9 мая – Sputnik. Президент Грузии Саломе Зурабишвили в понедельник, 10 мая, посетит с официальным визитом Северную Македонию, сообщает пресс-служба администрации главы государства.

В рамках официального визита запланированы встречи с высшими должностными лицами Северной Македонии - президентом Стево Пендаровским, председателем Национального собрания (парламента) Талатом Джафери и первым вице-премьер-министром Артаном Груби.

Как сообщают в администрации президента, в ходе официального визита будут подписаны два документа - "Соглашение между правительствами Грузии и Республики Северная Македония об отказе от визовых обязательств" и "Меморандум о сотрудничестве в сфере культуры с Республикой Северная Македония".

Вместе с главой государства в Северную Македонию направится министр культуры, спорта и молодежи Грузии Тея Цулукиани.

Официальный визит президента в Северную Македонию завершится 11 мая.

Подписывайтесь на видео-новости из Грузии на нашем YouTube-канале.

0
Теги:
Македония, Президент Грузии, Грузия
Темы:
Внешняя политика Грузии