Дом на улице Галактиона Табидзе

Знаменитая табакерка табачников Сейлановых - из Тифлиса в Тбилиси

3527
(обновлено 11:37 20.04.2018)
Колумнист Sputnik рассказывает про здание, расположенное прямо в сердце Тбилиси - на улице Табидзе. Здесь сейчас идет реставрация

У меня есть привычка. Каждый раз, когда я брожу по Старому городу, прислушиваюсь. Прислушиваюсь к ветру, дождю, улицам, домам. Последние могут рассказать многое. И у каждого дома своя история. Иногда яркая, иногда блеклая. Притом некоторые, силясь обратить на себя внимание, почти кричат. А другие, умаляя прошлое, лишь скромно нашептывают. Все зависит от размеров, известности и состояния особняков. Если болезнь тяжела и дом требует незамедлительного обновления, голос звучит намного громче. И таких кричащих домов в старых районах Тбилиси много. Иным из них все же удается достучаться до людей. На них обращают внимание и начинают заботиться. Так случилось с особняком на улице Табидзе, 18, где некоторое время назад начались восстановительные и реставрационные работы.

Лихие 90-е в сейлановской табакерке

Старый и добротный дом начали строить в 1905-м. Дом большой, с тремя этажами и двумя подъездами. Видимо, поэтому строительство и затянулось до 1911 года. Дата его окончания указана перед входом в подъезд, у порога.

Реставрация подъезда дома на улице Галактиона Табидзе 18
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Реставрация подъезда дома на улице Галактиона Табидзе 18

Вообще, в ремонтирующийся дом я решила нагрянуть впервые. Обычно иду смотреть уже на готовый результат, после реставрации, для пущего эффекта. Ну, или до восстановительных работ, надеясь поднять проблему. А тут захотелось пойти, в качестве исключения, в еще "сырой" объект, чтобы показать процесс.

Тбилисская скатерть-самобранка — старая традиция снова входит в моду >>>

Работа в парадной идет полным ходом. У стен с росписями стоят стремянки. На каждую стремянку по специалисту. Над головой тянутся бельевой веревкой электрические провода. Но света в парадной, несмотря на множественные лампочки, повисшие желтыми грушами на веревках, все равно не хватает. Прямо по центру, под ногами, выложена мозаикой фамилия владельцев дома. Она, правда, покрыта песком и цементом, но абсолютно различима.

Реставрация подъезда дома на улице Галактиона Табидзе 18
© Sputnik / Levan Avlabreli
Реставрация подъезда дома на улице Галактиона Табидзе 18

У лестничного пролета беседуют Лия Букочава и здешний житель Тенгиз. Он родился и вырос в этом доме. На сегодняшний день в доме не живет, сдает жилье под офис. Тенгиз рослый и статный. И голос у него зычный, целиком перекрывающий стук молотка, шуршание наждачной бумаги и другие строительные шумы.

— Почти все тбилисцы сегодня сдают свои квартиры в центре города иностранцам. И те, между прочим, очень хорошо о них заботятся, — говорит Тенгиз.

Реставрация подъезда дома на улице Галактиона Табидзе 18
© Sputnik / Levan Avlabreli
Реставрация подъезда дома на улице Галактиона Табидзе 18

— А вот был ли тут плафон, не помните? – спрашивает Лия собеседника, указывая в правый угол лестничного пролета.

У основания лестниц в старых домах, обычно помещали вазоподобный плафон. Светильник имел одновременно и декоративную функцию.

Тайны рассекреченной Авлабарской типографии >>>

— Был, конечно же, — живо подхватывает Тенгиз. – У меня нет фотографии, но я смог бы вместе с художником по описаниям ее восстановить. Это нелегко, но можно попробовать.

— Знаете, такие плафоны были во всех парадных на улице Галактиона Табидзе. А в 90-е все это разворовывалось и бесследно исчезало, — продолжает Лия.

Тут в унисон Лие Тенгиз вспоминает, как из подъезда в тот же период унесли входные двери. Правда, позже их все же удалось найти и восстановить. Уносили ведь все, что, как говорится в народе, плохо лежало.

Реставрация подъезда дома на улице Галактиона Табидзе 18
© Sputnik / Levan Avlabreli
Реставрация подъезда дома на улице Галактиона Табидзе 18

Сгоревшая красота

Мы медленно ползем вверх. Обходим строительные леса, распустившие по старинным стенам свои гигантские щупальца. Рисунок на стенах стершийся, местами торчат кусками ветхие обои. Дом, конечно, старый, но плачевное состояние стен обусловлено еще одним обстоятельством. Как рассказал Тенгиз, в начале 2000-х в одной из квартир на последнем этаже дома жил молодой человек – беженец. Как-то по неосторожности парень закурил сигарету и заснул. В доме случился сильный пожар. Парень сгорел заживо, спасти его не успели. А дом полностью затопило от воды и пены. Парадная пострадала сильно.

Так, между разговором, мы добираемся до третьего этажа. На одной из стен замечаю фамильный герб владельцев братьев Сейлановых. Братья Сейлановы были из купеческого рода. Нажили состояние на табачном бизнесе. Составляли конкуренцию таким известным тифлисским табачным магнатам, как Бозарджянц, Энфианджианц. Разбогатели ли братья и потом построили роскошный особняк, или построили, а потом заработали больших денег, не знает никто.

Реставрация подъезда дома на улице Галактиона Табидзе 18
© Sputnik / Levan Avlabreli
Реставрация подъезда дома на улице Галактиона Табидзе 18

О владельцах вообще известно крайне мало. Из тех скудных сведений, которые дошли до нашего безумного XXI века, известно, что братья жили одной большой семьей в этом трехэтажном доме. Строиться начали они в 1905-м, по проекту известного архитектора Газароса Сарксяна. Того самого, который на Сергиевской, ныне улице Мачабели, построил купцу Калантарову дом. И если калантаровский дом считается сололакской жемчужиной, сейлановский по праву можно величать самой чудесной табакеркой.

Магия легендарного дома Калантаровых в Тбилиси >>>

Где-то тут наверху, как анонсировала до этого Лия, на стене есть изображение внутреннего двора. Фонтана с камнем и лебедем, восседающим на камне. Живописные балконы, обращенные деревянным кружевом на Старый город. В центр смотрела по тем временам внутренняя сторона двора. Но разглядеть иллюстрацию я пытаюсь тщетно. Уж чересчур густо забаррикадирована стена лесами. Снова спускаемся вниз, в парадную.

Реставрация подъезда дома на улице Галактиона Табидзе 18
© Sputnik / Levan Avlabreli
Реставрация подъезда дома на улице Галактиона Табидзе 18

Самым ценным в парадной этого дома являются настенные росписи. Их несколько, и каждая из них сюжетно подразумевает определенный земной континент. На одной из картин виден азиатский пейзаж, на другой — Флоренция и Нотр-Дам, есть изображения Африки, Америки и России. Картины сильно потемневшие, но не от времени, а скорее от того слоя лака, которым они были покрыты с легкой руки жильцов. Люди думали, что таким образом лучше сохранят и уберегут красоту. Сейчас специалисты работают над их реабилитацией. Первоначально было принято считать, что над художественной росписью работал художник Бенедикт Телингатер. Но в ходе работ вдруг обнаружилась одна примечательная деталь. На картинах реставраторы нашли фамилию еще и другого художника.

Реставрация подъезда дома на улице Галактиона Табидзе 18
© Sputnik / Levan Avlabreli
Реставрация подъезда дома на улице Галактиона Табидзе 18

Любовь с первого взгляда и застывшее время

Тем временем мы выходим из парадной и направляемся втроем ко второму подъезду. Тенгиз набирает комбинацию чисел, и дверь в подъезд отворяется, обдавая прохладой и тайнами прошлого. По утверждению Тенгиза, эта часть дома принадлежала прислуге семьи Сейлановых. Хотя, вполне допустимо, что дом был Доходным, он ведь по размерам большой, двухподъездный. В те времена это практиковалось – отдавать половину дома под съем квартир.

История Тифлисских мостов — прошлое и настоящее >>>

Внутреннее убранство подъезда и вправду гораздо проще, чем то, в котором сегодня идет ремонт. И то, что подъезд сильно проигрывает своему соседу, в общем, и подкрепляет в мысли о другом предназначении этой части дома. В нем могли располагаться как комнаты для прислуги, так и съемные комнаты для квартирантов. Впрочем, как предполагает Лия, росписи могли существовать и в этом подъезде. Сложно представить, как хозяева, роскошно оформив один подъезд, могли обойти стороной второй. Наверняка, его стены замалевали серой краской. Обычное дело для постсоветского периода.

Реставрация подъезда дома на улице Галактиона Табидзе 18
© Sputnik / Levan Avlabreli
Реставрация подъезда дома на улице Галактиона Табидзе 18

Собрав кадров в ничем не примечательной парадной, мы ее покидаем. На этом Тенгиз с нами прощается и уезжает. Хотя нет, напоследок он добавляет, что отчий дом, к которому он относится с особым пиететом, замечателен еще и тем, что в нем снимались эпизоды фильма "Любовь с первого взгляда". И у меня к вашему дому любовь с первого взгляда, пробегает у меня в голове…

А мы с Лией заглядываем в арку, которая находится между подъездами и ведет во внутренний двор. В арке массивная металлическая конструкция, поддерживающая осевший дом. Несколько лет назад дом ремонтировали. Специалисты укрепляли фундамент и стены, до восстановления настенных росписей тогда дело не дошло. В середине двора нас встречает все тот же бассейн, правда ни камня в нем, ни лебедя на нем уже давно нет. Зато есть кошка, которая с интересом наблюдает за нашими действиями.

— Видите балконы на противоположной стороне? – спрашивает Лия. – Они были пристроены к дому гораздо позже. Такой вот типичный тбилисский двор. Под тбилисским подразумевается сочетание европейского и грузинского стиля в архитектуре.

Реставрация подъезда дома на улице Галактиона Табидзе 18
© Sputnik / Levan Avlabreli
Реставрация подъезда дома на улице Галактиона Табидзе 18

Лия тут же вворачивает, что называть тбилисские дворы итальянскими крайне неправильно. Они в самом деле похожи, в итальянских дворах то же замкнутое пространство, но во двор не выходят ни двери, ни балконы.

Погода в этот день стояла солнечная. Хотелось застыть в пространстве, презрев время и обстоятельства…

— Я все же реставратор, — говорит Лия. – Для меня главное, чтобы дома с их внешним и внутренним убранством были восстановлены максимально близко к оригиналу. Если бы у меня было много денег, — мечтательно замечает Лия, — я бы обязательно закупила все старые дома в Тбилиси и потихоньку ремонтировала…

3527
Теги:
Тбилиси
Темы:
Прогулки по Тифлису (136)
По теме
Тифлисский муша – то гроб на горбу, то барыня
Тифлис и "Зингер" – история альянса
Первая больница Тифлиса и место смерти Нико Пиросмани
Жемчужина Тифлиса, затерявшаяся в Старом городе

Горельеф режиссера Котэ Марджанишвили на станции метрополитена

ни разу в жизни не изменил и не изменю" - история однолюба Котэ Марджанишвили

319
(обновлено 16:51 28.05.2020)
Сегодня со дня рождения культового грузинского режиссера театра и кино, основоположника грузинского театра Котэ Марджанишвили исполняется 148 лет

Его судьба и творческий путь могли бы стать сценарием удивительного фильма или романа. И каждый кадр в них был бы достоин внимания и аплодисментов. Потому что мэтр театрального мастерства жил и дышал искусством и не мог представить ни дня без него.

О самых интересных фактах из жизни Марджанишвили рассказывает колумнист Sputnik Грузия Анастасия Шрайбер.

С любовью из Кахети

Все началось именно с этого красивейшего удивительного края Грузии. Будущий родоначальник грузинского театрального мастерства родился в кахетинском селе Кварели.

Великий режиссер Котэ Марджанишвили
http://www.kino-teatr.ru/kino/director/sov/25505/foto/602071/
Великий режиссер Котэ Марджанишвили

Сценическую деятельность начал в 1893 году, но сначала в амплуа актера в Кутаисском театре. Буквально через год дебютировал в Тифлисе, тогда Марджанишвили сыграл роль Патара Кахи в одноименной пьесе Акакия Церетели. С 1897 года судьба распорядилась так, что Котэ выступал в русских театрах. А в 1901 году состоялся его режиссерский дебют: на сцене Вятского театра он поставил свой первый спектакль "Дядя Ваня" по Чехову.

Очарованный Достоевским

Весна 1910 года. Котэ Марджанишвили приглашают в Московский художественный театр. С этим театром Марджанишвили сближали принципы высокой идейности репертуара и реализма в актерском искусстве.

კოტე მარჯანიშვილი
Котэ Марджанишвили в молодости

В МХТ Марджанишвили поставил спектакли "У жизни в лапах" Гамсуна (1911), "Пер Гюнт" Ибсена (1912). Однако одной из самых весомых и ярких работ Котэ стало его участие в создании "Братьев Карамазовых" по Достоевскому (1910). Ставил этот величайший спектакль в двух частях Немирович-Данченко. Это был космический опыт для Марджанишвили.

Владимир Немирович-Данченко
© photo: Sputnik / Miron Sherling
Владимир Немирович-Данченко

На крыльях свободы

Периодом поиска новых театральных форм, интересных экспериментов и открытий стало для Марджанишвили лично и русского театра в целом время после первой русской революции. Котэ стремился осуществить идею синтетического театрального искусства, воспитать разносторонних актеров, искал на сцене силуэты драматичности и зрелищности.

26 წლის კოტე მარჯანიშვილი
Режиссер Котэ Марджанишвили

В 1913 году в Москве Марджанишвили с антрепренером Суходольским создает Свободный театр, который просуществует всего один сезон, но будет настолько ярким явлением в театральной жизни, что прочно впишется в историю русского театра. Театр был задуман как синтетический, охватывающий все виды сценического искусства. На сцене этого театра Марджанишвили поставил "Прекрасную Елену" Оффенбаха.

Мечта о театре-празднике

В 1914—1915 годы Марджанишвили руководил театром в Ростове-на-Дону, в 1916—1917-х театром "Буфф" в Петрограде. В обоих театрах режиссер стремился воплотить в реальность свою идею о театре-празднике.

В 1918 году в Петрограде, в Летнем театре "Пассаж", он поставил оперетту Легара "Граф Люксембург". А уже в 1919 году Константин Александрович был назначен комиссаром киевских театров. Здесь он осуществил постановку пьесы Лопе де Вега "Fuente ovejuna" ("Овечий источник"), в которой нашли воплощение героика и пафос революционной эпохи.

В 1919 году в Киеве поставил пьесу "Стенька Разин" поэта и драматурга Каменского. Во время пребывания в Киеве Марджанишвили преподавал в еврейской театральной студии, созданной в 1919 года при Киевской "Культурлиге". А в 1919 году совместно с Озаровским и Курихиным организовал в Киеве театр эстрады "Кривой Джимми".

Кто я?

"Мой милый маленький друг! Если бы ты знал, как измучилась моя душа, как истосковался мой дух. Мне мучительно хочется понять кто я? Что я? И не могу понять", — писал Котэ Марджанишвили сыну из Петрограда, 9 августа, 1917 года.

Потери

За всю свою жизнь Котэ испытал много потерь. Отец умер, когда мальчику было четыре года, вскоре из жизни ушли мама и две сестры.

მარჯანიშვილები

Из родных и самых близких людей осталась только сестра Тамара, выпускница петербургской консерватории. Все прочили ей блестящую карьеру и обожествляли ее голос, а Тамара выбрала монашество в Бодбийской обители.

კოტე მარჯანიშვილი და ნადეჟდა ჟივოკინი
Котэ Марджанишвили с семьей, супругой Надеждой Живокини и сыном

Котэ ужасно не хотел разлучаться со своей сестрой, но Тамара Александра была непреклонна и прожила в монастыре 18 лет.

Курить как Котэ

Котэ много курил, много и нервно. Говорят, что многие грузинские режиссеры-современники, подражая маэстро, дымят не щадя здоровье.

В Марджанишвили всегда был какой-то беспокойный дух, который никогда не спал, рождал на сцене шедевры, противился банальности и заставлял никогда не останавливаться на достигнутом. Котэ всегда было мало.

"Для него не существовало "своего театра", весь мир был для него одним огромным театром", — говорил про режиссера грузинский поэт Тициан Табидзе.

Петроград

В июле 1920 года в Петрограде под его руководством была осуществлена невероятно масштабная, эффектная постановка "К мировой коммуне". В инсценировке, поставленной на портале Фондовой биржи, приняли участие четыре тысячи рабочих и красноармейцев, а число зрителей достигло 45-и тысяч.

© photo: Sputnik / РИА Новости
Константин Александрович Марджанишвили

В числе зрителей – вождь пролетариата Ленин. В июне 1920 года Котэ создает Государственный театр комической оперы, задуманный как музыкально-экспериментальный. При театре функционировали сатирическое кабаре "Хромой Джо" и драматическая студия "Рабочий театр".

И снова Грузия

Грузия была в сердце Котэ до конца. В 1922 году Марджанишвили триумфально вернулся в Грузию и включился в активную работу по созданию грузинского советского театра. И вскоре, действительно, стал основоположником и реформатором профессионального театра в Грузии.

Здание тбилисского академического театра имени Коте Марджанишвили
© Sputnik / Levan Avlabreli
Здание тбилисского академического театра имени Коте Марджанишвили
Его творческое кредо — искусство "должно быть так же велико, как велика наша современность" — ставило перед театром высокие цели.

Сразу после приезда Марджанишвили поставил на сцене театра имени Шота Руставели пьесу Лопе де Вега "Фуэнте овехуна" (1922), уже апробированную в Киеве и Петрограде.

За этим спектаклем последовали основные спектакли из национального репертуара "Затмение солнца в Грузии" Зураба Антонова (1923), в котором воссоздавались яркие реалистические картины жизни старого Тифлиса, и обличительно острый "Раздел" Георгия Эристави (1923).

В следующем, 1924 году, Марджанишвили обращается к шедеврам мировой драматургии, поставив комедии Мольера "Мещанин во дворянстве" и Шекспира "Виндзорские кумушки", а вслед за этим и "Гамлета". Многие постановки он осуществил совместно с Александром (Сандро) Ахметели.

Свидетельством неустанного поиска новых средств театральной выразительности была постановка пантомимы "Мзетамзе" (1926). Среди нереализованных замыслов этих лет — намерение поставить на открытом воздухе на горном плато "Мистерию-буфф" Маяковского.

Портрет грузинских театральных режиссеров Сандро Ахметели и Котэ Марджанишвили
© photo: Sputnik / Рухкян
Портрет грузинских театральных режиссеров Сандро Ахметели и Котэ Марджанишвили
В то время в театре имени Руставели под одной крышей собрались много значительных мастеров с различными взглядами на искусство. Стремясь разрубить узел накопившихся противоречий, в 1928 году Марджанишвили уходит из театра и создает новый театр в городе Кутаиси, при создании он получил название Второго государственного театра Грузии. Уже в 1930 году театр был переведен в Тбилиси. В 1933 году, после смерти Марджанишвили, театр получил его имя и успешно работает по сей день.

Уход легенды

Марджанишвили неожиданно умер в расцвете творческих сил. Это произошло 17 апреля 1933 года в Москве, куда маэстро был приглашен ставить спектакли "Дон Карлос" по Шиллеру в Малом театре и "Летучую мышь" Оффенбаха в Московском театре оперетты. 

Тбилисский академический театр имени Коте Марджанишвили
© Sputnik / Levan Avlabreli
Тбилисский академический театр имени Коте Марджанишвили

Марджанишвили сначала похоронили в Тбилиси в сквере около Оперного театра, а в 1964 году перезахоронили в Пантеоне писателей и общественных деятелей Мтацминда.

Однолюб Котэ

"… Вот я уже седой, стою на пороге старости, а театр — моя единственная возлюбленная, по отношению к которой я был единолюбом, которой я ни разу в жизни не изменил и не изменю до того момента, пока не понесут меня к могиле…" — пророчески говорил Котэ незадолго до смерти.

319
Теги:
Театр им. К.Марджанишвили, Коте Марджанишвили
Темы:
Гордость Грузии
Премьер-министр Грузии Георгий Гахария

"Фактор Гахария" и слухи об отставке премьера чего ждать до выборов

458
(обновлено 17:40 28.05.2020)
Колумнист Sputnik Грузия рассуждает о том, стоит ли ждать изменений во власти перед предстоящими парламентскими выборами, которые запланированы на 31 октября

Как известно, коней на переправе не меняют. По этой логике, слухи об уходе Георгия Гахария в оппозицию и по поводу изменения состава правительства должны быть не только преувеличенными, но и нереалистичными.

Однако, давайте рассмотрим последовательно, чем все-таки были вызваны разговоры об очередных кадровых перестановках в правительстве.

Распространенная СМИ информация выглядит следующим образом: на посту премьера Гахария сменит Григол Лилуашвили, его же место – начальника Службы безопасности - займет Анзор Чубинидзе. Специальную службу госохраны же, которая останется в результате перестановок без шефа, в итоге возглавит двоюродный брат Григола Лилуашвили и его нынешний заместитель Гига Николаишвили.

Первоисточник информации неизвестен, однако эти слухи активно распространяет учредитель "Мтавари архи" Ника Гварамия.

© Sputnik / Alex Shlamov
"Ставка на Гахария": видеодосье на нового премьера Грузии

Естественно, тема изменений в Правительстве всегда актуальна и важна, но в данном случае распространению версий способствовало назначение послом госминистра по примирению и гражданскому равноправию Кети Цихелашвили.

Если кто-то полагает, что должность посла в Австрии меньше должности государственного министра, то это его проблема. Но можно предположить, что Цихелашвили на этом посту будет более эффективна, чем на предыдущем, и ее изменение, предположительно, совершенно не огорчит.

В целом же складывается ощущение, что правящая команда заранее пытается трудоустроить тех людей, кто не попадает в будущую парламентскую команду.

К примеру, несколько месяцев назад в Технический университет откомандировали депутата Карло Копалиани. В кулуарах "Мечты" поговаривают, что переговоры начались и с другими депутатами, и к дню выборов у всех будет понимание, где они продолжат свою деятельность.

Слухи же об изменениях в правительстве считает "фантазиями оппозиции" политолог Рамаз Сакварелидзе.

При этом он отмечает, что "желания и страсти у оппозиции обостряются летом и осенью". Согласитесь, почти афоризм.

"С Гахария после жесткого разгона акции 20 июня прошлого года ничего поделать не смогли, и в итоге он из главы МВД стал премьером. Что уж говорить теперь, когда его имя связано с хорошим менеджментом в кризисной ситуации", - говорит Сакварелидзе.

Разговорам о возможных кадровых потрясениях удивлена и эксперт Хатуна Лагазидзе. По ее словам, фактор Гахария сегодня велик, велико и доверие в отношении него. "Фактор Гахария" сейчас ключевой, и без него правящая команда выборы может даже проиграть.

Изменений во власти не только не исключает, но уверен в них эксперт Вахтанг Дзабирадзе, но – уже после выборов. До дня голосования, убежден он, драматичных изменений ждать не стоит.

Вообще же, известно, что для политика всякий информационный шум полезен, как реклама. Шумная информация полезна, за исключением некролога.

А пока правительство Грузии и, конкретно, Георгия Гахария ожидают гораздо более серьезные сражения в виде нищеты, голода и нужды в стране, не говоря уже о коронавирусе, новая вспышка которого возможна в любой момент. Именно ответ на эти вызовы станет главным фактором, который определит результат выборов 2020.

Выборы 2020: парламент Грузии начинает обсуждение конституционных поправок >>>

Конечно, если не произойдет непредсказуемого и нелогичного – ведь в политике, особенно грузинской, нельзя исключать факторы подводных течений и внутренних войн.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

458
Патриаршее служение в Прощеное воскресенье

Какой сегодня церковный праздник: 29 мая 2020

0
(обновлено 00:14 29.05.2020)
По православному церковному календарю, 29 мая 2020 отмечают день памяти священномученика Александра и преподобного Феодора

По церковному календарю, 29 мая поминают также мучеников Вита, Модеста и Крискентию.

Sputnik Грузия рассказывает, кем были эти Святые и почему они упоминаются в церковном календаре.

Епископ Иерусалимский

По церковному календарю, 29 мая поминают священномученика Александра, епископа Иерусалимского - ученика великого учителя Церкви и писателя Климента Александрийского.

Александра избрали епископом Флавии Каппадокийской в начале III века. Святителя при Септимии Севере (193 - 211) заключили в темницу, где он провел три года. После освобождения Александр отправился на поклонение святым местам в Иерусалим, где по откровению свыше, был избран в 212-м соправителем пожилого Патриарха Наркисса, что было чрезвычайно редко в практике древней Церкви.

Иерусалимской Церковью в этом сане он управлял 38 лет, много потрудившись в христианском просвещении. Он собрал большую библиотеку творений христианских писателей. Скончался святитель в темнице во время гонений императора Декия (249—251).

Вит, Модест и Крискентия

По церковному календарю, 29 мая поминают мучеников Вита, Модеста и Крискентию, пострадавших при императоре Диоклетиане (284–305).

Будущий Святой был сыном знатного сицилийского вельможи, язычника Гиласа. Несмотря на это, мальчик, с юных лет, постоянно молился Спасителю, а получив от Господа дар чудотворения, стал исцелять больных и обращать многих язычников в христианскую веру.

Когда император издал указ о гонении христиан, правитель Валериан призвав Гиласа, посоветовал заставить сына отречься. Но усилия отца оказались тщетными, и юноша предстал перед судом правителя. Когда Валериан, отдавая приказ пытать Вита, протянул руку – она отсохла и Святой исцелил правителя.

Валериан, прекратив суд, вновь велел Гиласу заставить сына отречься. Когда ни хитрость, ни угрозы не смогли сломить веру юноши, отец решил убить сына. Чтобы спасти мальчика, воспитатель Модест и кормилица Крискентия, увели его тайно из родительского дома и скрывались с ним в итальянской области Лукании.

Вит не переставал исцелять больных и обращать язычников в христианство, и вскоре вместе с Модестом предстал перед Диоклетианом. Император, сына которого юноша исцелил, предлагал ему почести и богатства, если он отречется, но Вит был непреклонен.

Пытки мучеников сопровождались многими чудесами. Крискентия, выйдя из толпы и укорив Диоклетиана за жестокость, исповедала себя христианкой. Ее также подвергли пыткам. Произошло это в 303-м.

Феодор Освященный

По церковному календарю, 29 мая поминают преподобного Феодора, названого "освященным" оттого, что первым был рукоположен в сан священника из своего монастыря.

Родился будущий Святой в обеспеченной христианской семье в Египте. Стремление к монашеской жизни он проявил в раннем возрасте. Однажды, во время празднования в доме родителей дня Богоявления, будущий подвижник, отказавшись есть изысканную пищу, грустил о том, что, принимая земные радости, лишается благ будущей жизни.

Он тайно ушел из дома в 14 лет и поселился в одной из обителей Египта. Узнав о преподобном Пахомии Великом, мальчик захотел с ним познакомиться. А Пахомий, предупрежденный Господом о явлении юноши, принял его с любовью. С этого дня Феодор находился у своего духовного отца в полном послушании.

Со временем Пахомий поручил ученику возглавить монастырь, а сам удалился в далекую обитель. Феодор, горячо любивший своего наставника, ухаживал за ним до его кончины. Освященный, впоследствии возглавлял и другие монастыри в пустыне. В трудах и молитве он дожил до глубокой старости – преподобный умер в 368-м.

Именины

По церковному календарю 29 мая именины отмечают Муза, Аркадий, Александр, Георгий, Ефрем, Лаврентий, Касьян, Модест, Петр, Николай и Федор.

Материал подготовлен на основе открытых источников

0
Темы:
Календарь религиозных праздников