Американцы читают в газетах о старте советского космического корабля Союз - 19. Фото Эдуарда Песова

Почему мэтр из Тбилиси не любит мандариновое варенье

426
(обновлено 13:40 13.04.2018)
Гоги Вардзиели
Колумнист Sputnik Грузия поздравляет с днем рождения замечательного мастера политической фотографии Эдуарда Песова, мальчишкой пережившего в Тбилиси трудные военные годы

С удивлением узнал, что широко известный фотохудожник Эдуард Песов терпеть не может… мандариновое варенье.

Несколько раз в жизни мне довелось отведать это экзотическое лакомство. Погрешу против истины, если стану утверждать, будто оно произвело какое-то особое впечатление. Десерт как десерт. Но чтобы на дух его не переносить?!. Причем, человек пять знакомых мне людей, которым за 80, признавались – на варенье из мандаринов предпочитают даже не смотреть.

Чем оно так "провинилось" перед целым поколением? Выяснилось, в Тбилиси в годы Великой Отечественной войны им ежедневно подкармливали детей в школах. Мандарины – быстро портящийся продукт. К тому же деликатес. Отгружать их было непозволительной роскошью – по железной дороге непрерывным потоком тянулись на фронт эшелоны с солдатами, танками и орудиями.

Вот и решили: времена трудные, можно наварить детям варенья. Ведь цитрусовые очень полезны. Впрочем, легко понять и тбилисских школьников, основательно с тех пор "повзрослевших". А поскольку Эдуард Иосифович родился и вырос в Тбилиси, он этого лакомства объелся вдоволь. На много десятилетий вперед.

Грузинская актриса Софико Чиаурели (справа) с родителями - кинорежиссером Михаилом Чиаурели (слева) и народной артисткой СССР Верико Анджапаридзе (в центре). Фото Эдуарда Песова
© photo: Sputnik / Eduard Pesov
Грузинская актриса Софико Чиаурели (справа) с родителями - кинорежиссером Михаилом Чиаурели (слева) и народной артисткой СССР Верико Анджапаридзе (в центре). Фото Эдуарда Песова
Когда Гитлер напал на Советский Союз Эдику Песову было 9 лет. Перевалить за Кавказский хребет фашистам так и не удалось. Но это не значит, что война обошла город стороной. В чуткую к зрительному восприятию память глубоко врезались очереди за хлебом и керосином. В больницах раненые, вместо больных. Много новых лиц – эвакуированные.

Людей не покидало чувство тревожного ожидания. То из одной, то из другой квартиры раздавался надрывный плач. Похоронки. Их было много. В удельном отношении солдат из Грузии на фронте погибло едва ли не больше всех – каждый второй из ушедших. Почти все семьи потеряли родных и близких. Некоторые остались без кормильцев.

Чисто тифлисский Фан >>

Вообще мужчин в городе было мало. Мальчишкам, вроде Эдика и Жени Примакова – он жил на той же улице, но был постарше – пришлось рано повзрослеть. Взять на себя часть семейных забот. Руки у Песова оказались "золотыми". Техника и новшества до сих пор словно магнит притягивают его. Уже в солидном возрасте Эдуард Иосифович удивил коллег, одним из первых вооружившись лэптопом и переключившись на цифровую фотографию.

Участники религиозного праздника в Японии. Фото Эдуарда Песова
© photo: Sputnik / Eduard Pesov
Участники религиозного праздника в Японии. Фото Эдуарда Песова
Вот и подростком вечно что-то придумывал. "Изобрел", к примеру, оригинальное крепление. Тележку, на которой развозил булочки из пекарни, стал цеплять к хвосту трамвая. Потом, отбившись от бесхозных собак, запрыгивал сам и завершал работу намного раньше остальных.

Тем не менее, из связанных с войной впечатлений почему-то больше всего ему запомнились злополучное мандариновое варенье и трофейный фотоаппарат "Агфа". Его подарил вернувшийся из Германии дядя. Варенье особого влияния на судьбу не оказало, если не считать вкусовых предпочтений. "Агфа", хоть он и не предполагал, подетально расписала всю дальнейшую жизнь…

Будучи в юные годы непоседой, Песов фотографией увлекся страстно. Перещелкал всех и все вокруг. Научился печатать качественные снимки. Кто-то надоумил его принять участие в фотоконкурсе, который проводила республиканская газета "Заря Востока". Трудно сказать, на что он рассчитывал, но снимок неожиданно удостоился первого места и солидной денежной премии.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев (2 слева) и Первый секретарь ЦК компартии Кубы Фидель Кастро (3 слева) беседуют во время визита Л. Брежнева на Кубу. Фото Эдуарда Песова
© photo: Sputnik / Eduard Pesov
Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев (2 слева) и Первый секретарь ЦК компартии Кубы Фидель Кастро (3 слева) беседуют во время визита Л. Брежнева на Кубу. Фото Эдуарда Песова
С этого момента и начинает отсчет более чем успешная карьера профессионального фотожурналиста и фотографа. Которым Эдуард Песов, кстати, остается по сей день – в свои 86 лет!.. Из "Зари Востока" перешел в Совинформбюро, ставшее Агентством печати "Новости". Перебрался в Москву. А через некоторое время, даже не обсуждая, его неожиданно перевели из АПН в Фотохронику ТАСС. В так называемый правительственный пул.

Не только талантливый фотограф, но и крайне обаятельный человек, вызывающий симпатию и доверие, он многие годы снимал важных особ государства. Хрущев, Брежнев, Горбачев, Ельцин, Примаков… Министры иностранных дел – от Андрея Громыко до Сергея Лаврова.

Ответный визит в США в рамках программы ЭПАС (экспериментальный полет Аполлон - Союз) экипажа космического корабля Союз-19 Алексея Леонова и Валерия Кубасова. Церемония встречи советских космонавтов в Вашингтоне. Фото Эдуарда Песова
© photo: Sputnik / Eduard Pesov
Ответный визит в США в рамках программы ЭПАС (экспериментальный полет "Аполлон" - "Союз") экипажа космического корабля "Союз-19" Алексея Леонова и Валерия Кубасова. Церемония встречи советских космонавтов в Вашингтоне. Фото Эдуарда Песова
Мне всегда думалось, что работа эта рутинная. Нетворческая. Хотя, безусловно, важная для истории. Оказалось, все не так. Во-первых, много раз объездивший мир Эдуард Иосифович – автор многих фотошедевров, с политическими лидерами не связанных. А кроме того, о творчестве личных фотографов нельзя судить лишь по протокольным фотографиям, которые мы видим в газетах.

Основная масса фоторабот Песова-художника долгое время для широкой публики была закрыта. С наступлением эпохи гласности некоторые из них появились в публичном пространстве. На них лидеры запечатлены в неофициальной, обыденной обстановке. И открываются с совершенно новых, неожиданных сторон.

Свободный полет тбилисца Сергея Параджанова >>

При неформальном общении невольно проступают личные симпатии и антипатии, зачастую сильно отличающиеся от того, что мы видим на трибунах. Надо обладать удивительным даром и огромной внутренней свободой, чтобы все это подметить, зафиксировать. А затем деликатно и творчески донести до зрителя.

 

Командир космического корабля Аполлон Томас Стаффорд собирает чайный лист вместе с тружениками чайного совхоза Дагомыс во время своего визита в СССР. Фото Эдуарда Песова
© photo: Sputnik / Eduard Pesov
Командир космического корабля "Аполлон" Томас Стаффорд собирает чайный лист вместе с тружениками чайного совхоза "Дагомыс" во время своего визита в СССР. Фото Эдуарда Песова
Сомневаетесь, насколько это важно? Архиважно! Прежде всего, для потомков, которые, размышляя о сегодняшнем дне, будут прицениваться к нему своими мерками. И за каждым решением искать не только персону, но и живого человека. Как, собственно, делаем мы в отношение исторических личностей прошлых веков.

В этом смысле повезло не только фотографу Эдуарду Песову, но и тем политическим деятелям, которых он фотографировал…

Я запомнил Эдуарда Иосифовича по единственному давнишнему эпизоду. Они тогда с Владимиром Мусаэляном эксклюзивно снимали Леонида Ильича Брежнева. Не представляете, какая это была ответственность!.. Людям моего поколения тандем Песов-Мусаэлян хорошо известен. Подписанные этими именами официальные фотографии ежедневно появлялись во всех газетах.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев за столом в рабочем кабинете. Фото Эдуарда Песова
© photo: Sputnik / Eduard Pesov
Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев за столом в рабочем кабинете. Фото Эдуарда Песова
Так вот, уже не помню, в связи с чем или с кем, Эдуард Иосифович оказался в Тбилиси. И, первым делом, навестил родную "Зарю", где я тогда начинал корреспондентом. Поднялся ажиотаж: "Песов приехал!..". И вдруг к нам в отдел энергичной походкой заходит улыбающийся мужчина с небольшим фотоаппаратом на шее. Камеру я не рассмотрел – но напоминала "лейку", как у Картье-Брессона.

— Тамарочка, дорогая! Как ты? – обнял он заведующую отделом и мою первую наставницу Тамару Амбарову. Потом, словно опомнившись, обернулся к нам и доброжелательно поприветствовал. Во всем этом – включая то, что, увидев давешнюю коллегу и подругу, он на мгновенье забыл о нас – было во много крат больше естественности и теплоты, чем в формальном внимании некоторых знакомых мне персон.

Тамара Хореновна потом вспоминала отдельные эпизоды. Отчего-то больше всего меня возмутил рассказ о том, как Песова с его фотоаппаратом полицейский при разгоне митинга где-то за рубежом ударил резиновой дубинкой по спине. У нашей милиции дубинок тогда не было. А я и не подумал – случись такое здесь, в ход пошли бы не дубинки…

Сегодня у Эдуарда Иосифовича Песова день рождения. Еще через месяц он будет отмечать 9 мая. Не только как День Победы, но и как память о войне и о своем тбилисском детстве. Наверняка мандаринового варенья на столе не будет. Что ж, возможно, будет вишневое. Или персиковое. Или малиновое… А может обойтись и вовсе без варенья.

426
Загрузка...