Обряд венчания в церкви

Почему грузинки выходят замуж без любви

11085
(обновлено 12:12 13.02.2018)
Колумнист Sputnik Грузия, писательница Мариам Сараджишвили рассказывает историю, основанную на реальных событиях

Мзия хоть и считала себя духовно грамотным человеком и знала, что зависть происходит от темных сил, но поделать с собой ничего не могла.

Да и как тут не завидовать, когда у всех твоих подруг разнокалиберные дети, а у тебя, как в домино, пусто-пусто.

Девушка держит в руке обручальное кольцо
© AFP / ROBERT ATANASOVSKI

Кто-то выскочил замуж в 17-18 лет и уже был по уши в проблемах своих рослых всезнающих акселератов; кто-то родил два-три года назад и теперь наслаждался прелестями памперсов и первого детского лепета "Ма-ма."

А Мзие на этом фоне только и оставалось, что утешать себя: "Все от Бога. У людей еще хуже бывает", и плестись после работы в вымерший дом — слушать надоевшую тишину.

В Тбилиси всегда было много старых дев. Развал Союза, гражданская война и пируэты новорожденной демократии только увеличили их число. Нет постоянной работы, некуда пойти, нет денег.

По той же самой причине многие холостяки, втайне вздыхающие о семейном уюте, не дерзали пускаться в опасные эксперименты. Семью надо содержать. А что делать если в наличии только сезонная работа маляра, сапожника или сантехника на побегушках. Словом, не жизнь, а тоска зеленая.

Несмотря на такую ватерклозетную ситуацию, Мзия время от времени подходила к иконе Божьей Матери "Споручница грешных" (бабки в церкви болтали, что, мол, она чудотворная) и мысленно просила.

— Управь мою жизнь, Матерь Божья!

Ничего особо чудесного не происходило, а скорее наоборот — одна трагикомедия.

Вот, судите сами.

Шла как-то Мзия по Авчальскому шоссе, пыля дорогу длиннющей джинсовой юбкой. Торопилась к духовной сестре на чтение Акафиста "Неупиваемая чаша". Глядь, навстречу вдоль помойки мужик стадо облезлых баранов гонит и трехметровым кнутом щелкает.

Мелькнуло по старой памяти осуждающее.

— У-у, рожа просит кирпича, — и тут же сама себе укор сделала. — Прости, Господи.

Лик у раба Божьего был свекольно-красного цвета, нос слегка кренился в сторону, а во рту торчало три пожелтевших зуба.

Пастух цепким взглядом оглядел Мзиино оставляющее желать лучшего одеяние и рванулся на перехват.

— Э-э, девушка…

Мзия автоматически отметила про себя: "Значит, еще не все потеряно, когда тебе в 35 обращаются именно так, невзирая на пробивающуюся то тут, то там седину."

— Стой, говорю, — не унимался краснорожий. — Меня Шота зовут. У меня недавно жена умерла. Слышь, три сына у меня. Мне нужно, чтоб кто-то мацони делал. Я пасти буду, а ты — дома возиться.

Шота уверенно ухватился за Мзиину руку.

— Заживем! — и в темпе стал излагать свои требования. — Мне и национальность твоя неважна. Лишь бы порядочная была. Нет, ты посмотри, какие у меня бараны!

Мзия вырвала руку из мертвой хватки и ускорила шаг.

— А ты часто здесь?— кричал ей в спину искатель семейных уз.

Мзия с облегчением юркнула в знакомый подъезд, слыша за спиной дружный топот отары.

Через неделю на той же трассе шла Мзия задумчивая. Вдруг слышит, сзади кто-то свистит и кнутом яростно хлопает. Оглянулась на свою голову — полюбопытствовала. Тогдашний пастух ей рукой машет и кричит на всю улицу.

— Эй! Не узнаешь меня?! Я ответ хочу!

Мзия от изумления затормозила.

— Какой ответ?

Пастух тем временем отару поближе подогнал и с легким перегарным запахом объяснил.

— Забыла, что ли? Жена мне нужна! Мацони делать. Без жены совсем зарал (убыток — груз. яз.). Я прошлый раз забыл сказать: у меня две коровы, 30 баранов и бензопила "Дружба". Проблем не будет! Согласна? Э-э, стой! Куда бежишь?!

Мзия прибавила ходу. Вот и молись после этого. Что просишь, и что посылают.

Но все-таки продолжала упрямо канючить у иконы,

— Дай мне верующего мужа!

Следом другой случай вышел. Еще круче прежнего.

Позвала как-то Мзию толстушка Вероника.

— Приходи ко мне окна мыть. Я в запарке.

Мзия тогда опять без работы куковала. Вот и поехала — все же благое дело.

Пока кофе пили — хлоп — звонок в дверь. Очередной Вероникин приятель завернул на огонек.

Сел и давай в упор Мзию рассматривать. На другой день позвонил и назначил свидание на проспекте Руставели под часами. Еще и внушение сделал.

— Смотри, не опаздывай! У меня к тебе важное дело.

Мзия — человек обязательный. Вот и пошла.

Зарзан ее сразу — цап за руку и с места в карьер.

— Короче так. Нам надо обсудить, когда ты за меня замуж выйдешь.

— С какой это радости?— не поняла Мзия.

— Ты в свой паспорт посмотри. Я человек серьезный. Во, — и тычет ей под нос средней мозолистости рукой, — я сантехник. Про тебя мне все известно. Ты меня устраиваешь. И мама моя уже согласна.

Мзия глубоко вздохнула. Сердце — вещун уныло тикало:

— Не то это все, не то.

Зарзан пригладил черные с проседью волосы и важно извлек из кармана рваный целлофан с черно-белыми фотками и начал показывать поштучно, объясняя.

— Это моя мама, это папа Зарзан. Это мы с первой женой у гроба нашего сына… А эта стерва — моя вторая жена. А вот сын мой — Зарзан… А че? Ты же должна знать, в какую семью войдешь.

— У вас других имен в роду нету?— съехидничала Мзия, чтоб разрядить обстановку.

Фотогид юмора не понял и насупился.

— А что тут такого? У меня и внук будет Зарзан. Ты слушай, не перебивай. Так вот. Меня вторая жена два раза на срок послала. Я неделю как из Ортачальской тюрьмы вышел. Срочно хочу жениться, чтоб снова не сесть.

— А за что сел?— полюбопытствовала Мзия.

— Мне скрывать нечего! — Зарзан вскинул карие глаза и выпятил намечающийся животик. — Первый раз за хранение оружия, второй — за наркотики. А так я в жизни чужой копейки не взял!

Мзия решила закруглить исповедь-биографию.

— Я очень польщена оказанной мне честью. Но не сможешь ты, Зарзан-джан, со мной жить.

— Почему это?— насторожился он. — Мне сказали, ты посты держишь. Мол, надо лобио и бадриджаны есть. Я подписываюсь на это дело!

— Кроме лобио это еще и 180 дней воздержания в году. — Мзия сделала ход конем, наблюдая за реакцией.

— Сколько-сколько?— Не сразу вник Зарзан. Потом помолчал, что-то прикидывая в уме, затем вздохнул и встал.

— Да, извини, не знал. Ну, ладно, счастливо, — и бодро зашагал к метро.

Вероника потом, узнав о фиаско, ругала Мзию на чем свет стоит.

— Чего ты выпендриваешься?! У меня за тебя душа болит! Человек, ведь, серьезно хотел, без туфты. А ты все принца на белом коне ждешь! Ну-ну, надежда — Бог фраера. Посмотрим, кого ты высидишь…


Надежда, сказано, не постыжает. Вышло у Мзии точь-в-точь, как в грузинской пословице: "Где судьба твоя, туда тебя ноги сами приведут".

Застряла как-то Мзия у Марины — бывшей одноклассницы. Рыпнулась было звонить куда-то по делу, но тут выяснилось, что телефон за неуплату отключен. Недолго думая, решили обойти соседей.

Марина, угловатая очкастая девица без возраста, уверенно повела ее по этажам, комментируя.

— Здесь тоже телефон отключен… А к этим лучше не заходить — крыжаны — снега зимой не выпросишь. Зура в деревне 40 дней отмечает двоюродной тетки… Во, давай сюда, — и кивнула на плохо прикрытую дверь в трещинах.

— Может, не надо, — отпрянула Мзия, вслушиваясь в разговор, рвущийся наружу.

— Ах ты, скотина недоделанная!… Чтоб я твой гроб завтра вот здесь поставила! — лаял старушечий хриплый голос.

— Помалкивай! Разблатовалась тут! — перекрывал ее молодой уверенный тон.

Но Марина уже толкнула дверь, поясняя через плечо. — Не дергайся, у них это обычное дело. — И, громко поздоровавшись, объявила — Нам позвонить надо.

Бабка в лыжной шапке, сидящая на ободранном диване, на минуту прервалась от полета мысли и ласково осклабилась.

— Проходите, деточки!

Зеленоглазая лохматая девица, в три круга обмотанная пестрым шарфом, извлекла из-под дивана телефон с рубцами изоленты и шмякнула его об стол.

— Вот. Звоните.

Пока Мзия крутила искривленный диск, краем глаза заметила на столе среди тарелок книгу "Люди и демоны". И робко поинтересовалась.

— Извините, можно просмотреть?

— Да хоть совсем забери, — отозвалась бабка, внимательно осматривая гостью. — У моего сыночка этого добра хватает. Все деньги в эту хренотень бухает, придурошный…

"Придурошный" при ближайшем знакомстве оказался верующим из соседней церкви. В просторечии звался Рудиком, в святом крещении числился Родионом, а на улице знали его как неплохого сапожника.

И пошло-поехало. Разговоры на духовные темы, обмен книжками, а по прочтении — мнениями и восторгами.

Словом, зачастила Мзия в квартиру на первом этаже. Стала заходить без стука, как и все соседи. Сперва странновато было, но Рима, Рудикина мать, растолковала.

— А чего нам запираться? Тут воровать нечего. Все золото давно в ломбарде лежит. В холодильнике у нас мышь повесилась. А битую посуду даже на Сухом мосту не продашь. Ты, давай, почаще заходи. В невестки тебя взять хочу. Мой сынок на церкви вольтанутый. И ты такая же. Значит, споетесь.

Спевка шла вначале с большим скрипом. Рудик говорил о чем угодно, только не о женитьбе. С жаром рассказывал об армии как о самом светлом воспоминании своей жизни; о проблемах доставки ереванского клея и нужных колодок и прочее, прочее.

Мзия терпеливо выслушивала из вежливости все мемуары, старательно подавляя зевоту. И Рудик наконец-то признался.

— Мне очень хорошо с тобой. Так внимательно меня никто не слушал. Я ведь для всех белая ворона.

— А я — акула капитализма. Все о деньгах, грешница, помышляю, — Мзия запустила пробный шар, наблюдая за реакцией.

Рудик улыбнулся во весь свой щербатый рот.

— Что же, все мы люди грешные. А я раньше, до того как Бога узнал, блудил много. Теперь вот грехи замаливаю. Своим ближним служу. Хотелось бы жениться, да кому я такой нужен…

Дальнейшие события показали, что Рудик заблуждался. Мзия сбегала к своему духовнику за советом.

— Бог благословит, — тут же откликнулся священник, сразу вникнув в суть дела. — Тебе же нужен кто-то на старости лет. И ему то же самое. Тем более он за больной матерью смотрит. Так что приходите венчаться.

Мзия поспешила откланяться, избегая встречаться с советчиком взглядом. Венчание не входило в ее планы. Пока и пробный брак сгодится. Вон у всех подруг не семейная жизнь, а сплошные разводы. Кое-кто и в церковь сбегал, а толк нулевой. Мужики от этого надежней не становятся. И Рудик этот больно блаженный на вид. Кто его знает, что он в семейных буднях отколет. Нет уж, пусть время все по местам расставит.

Мзия по привычке просчитала и запасной вариант: а если придется уйти от Рудика беременной. Что же, тоже не проблема, — родня поможет, сжалится.

И смело приступила к брачному эксперименту, воодушевляя себя.

— Мое дело чистое. Благословение все покроет.

Свекровь — бабка в неизменной шапке — встретила невестку хорошо.

— Мы люди простые, Мзия, без хвостов. Надо будет — погавкаемся, потом помиримся. Живем мы из долга в долг. Но, главное, нос не вешаем. — Потом по петушиному вскинула голову и притворно-грозно прикрикнула. — Ну, что смотришь, иди суп приготовь. Там в ящике немного картошки завалялось…

Чужой быт закружил Мзию со страшной силой: стирка, уборка, готовка плюс постоянные скандалы между бабкой и внучкой — новообретенной племянницей.

All You Need Is Love - надпись на машине на одной из тбилисских улиц
© Sputnik / Alexander Imedashvili

Каждое утро четко начиналось дежурной перебранкой, щедро сдобренной ненормативной лексикой. Мзия по привычке пыталась читать утреннее правило под этот аккомпанемент. Рудик с кособокой кровати вторил ей мирным храпом. У него начался очередной мертвый сезон, и он отсыпался и за прошлые, и будущие труды одновременно…

Беременность, хоть и была желанна, все же явилась неожиданностью.

— Как, так быстро?— опешила Мзия, недоуменно рассматривая две красные полоски на блиц-тесте.

Рудик со всеми домашними воспринял новость на "ура".

— Ух, какую мне жену Господь послал. И за что мне такое, грешнику? Кому я кусок хлеба подал? Нет, надо срочно венчаться. И так в грехе живем.

— Делать мне нечего — с тобой венчаться! — испепелила его взглядом Мзия. — Зла на тебя не хватает! Хронический безработный. Не сегодня, так завтра уйду от тебя!

Рудик поднял сросшиеся брови домиком — не понял.

— Как это "уйду"? Нас Бог соединил. Я другой жены не хочу. Надо просто терпеть друг друга и прощать слабости. Недаром на любой иконе написано "Да любите друг друга". А все остальное приложится…

Мзия вместо ответа хлопнула дверью и понеслась разъяренной фурией на работу, бурча себе под нос.

— Женщины кровь из носа работу находят, а мужики, видите ли, сезона ждут.

Черноморское побережье Грузии, Батуми
© photo: Sputnik / Besik Pipia

Придя с работы, Мзия обнаружила идеальный порядок на кухне и светящуюся от самодовольства свекровь.

— Ну как там мой сыночек убрал? Цени его. Не у всех такой муж: не бьет, не пьет, не гуляет. Мой покойник меня так гонял, что я пятый угол на потолке искала.

— Лучше бы он работу искал, — огрызнулась Мзия, не тормозя перед сверкающим великолепием кухни.

Свекровь поджала губы, возвела глаза к закопченному потолку и прошептала.

— Господи, дай мне терпение. А что делать? Моего внука или внучку носит.

Мзия и это пропустила мимо ушей. Ведь бабка эта — лишь переходный этап в ее жизни. Завтра уйдет отсюда и все, до свидания. Еще не хватает, чтоб ее, Мзиин, ребенок рос среди этих птеродактилей.

Ночью как-то подслушала разговор матери с сыночком.

— Ну, ты и влип, Рудик. Она на деньгах зацикленная… Умру я — сгрызет тебя, беднягу, — вздыхала старуха-матерщинница.

Рудик, пуская кольца дыма, не сразу отозвался.

— Мы все несвятые. Все равно я не жалею, что женился. Потерплю ее психи…

Мзия фыркнула и пошла досматривать прерванный сон.

Три месяца пролетело, как один день. Скоро он начнет двигаться, предвкушала Мзия.

И вдруг… выкидыш.

Свекровь, узнав об этом, заплакала навзрыд в самодельный платок и прижала к себе невестку трясущейся рукой.

— Доченька, доченька, как я твою боль понимаю. И у меня такое было, — и пустилась в подробные воспоминания.

Мзия слушала вполуха про чужие аборты и плакала о своем, несбывшемся.

— Ты, доченька, не унывай, — не замолкала надоедливая старуха. — Я, хоть и великая грешница и в церковь не хожу, как вы оба, а за тебя молиться буду. Жизнь на этом не кончается.

Рудик со своей стороны, как мог, пытался успокоить.

— Это нам испытание. Я же говорил — надо венчаться. Господь — само милосердие. Кто знает, может, из-за моих старых грехов. Тут главное — не роптать…

Мзия слушала это все и с удивлением обнаружила, что люди эти, которые еще вчера воспринимались ею как что-то временное и нереальное, на самом деле и есть самое что ни на есть постоянное и настоящее. Ее семья.

Примерно через месяц Мзия, стараясь не встречаться с Рудиком глазами, выдавила из себя.

— Ты это… Хотел венчаться… Я согласна… Теперь я думаю, что смогу прожить с тобой всю жизнь.

Рудик просиял.

— Я знал, что ты согласишься. Я где-то читал, что в браке супруги не должны насиловать волю друг друга. Я понимал, что ты не любишь меня и ждал, когда к тебе это придет… И вот, я вознагражден. Постараюсь быть тебе хорошим мужем, моя девочка.

11085
Теги:
Рассказы Мариам Сараджишвили, Мариам Сараджишвили

Горельеф режиссера Котэ Марджанишвили на станции метрополитена

ни разу в жизни не изменил и не изменю" - история однолюба Котэ Марджанишвили

67
(обновлено 16:51 28.05.2020)
Сегодня со дня рождения культового грузинского режиссера театра и кино, основоположника грузинского театра Котэ Марджанишвили исполняется 148 лет

Его судьба и творческий путь могли бы стать сценарием удивительного фильма или романа. И каждый кадр в них был бы достоин внимания и аплодисментов. Потому что мэтр театрального мастерства жил и дышал искусством и не мог представить ни дня без него.

О самых интересных фактах из жизни Марджанишвили рассказывает колумнист Sputnik Грузия Анастасия Шрайбер.

С любовью из Кахети

Все началось именно с этого красивейшего удивительного края Грузии. Будущий родоначальник грузинского театрального мастерства родился в кахетинском селе Кварели.

Великий режиссер Котэ Марджанишвили
http://www.kino-teatr.ru/kino/director/sov/25505/foto/602071/
Великий режиссер Котэ Марджанишвили

Сценическую деятельность начал в 1893 году, но сначала в амплуа актера в Кутаисском театре. Буквально через год дебютировал в Тифлисе, тогда Марджанишвили сыграл роль Патара Кахи в одноименной пьесе Акакия Церетели. С 1897 года судьба распорядилась так, что Котэ выступал в русских театрах. А в 1901 году состоялся его режиссерский дебют: на сцене Вятского театра он поставил свой первый спектакль "Дядя Ваня" по Чехову.

Очарованный Достоевским

Весна 1910 года. Котэ Марджанишвили приглашают в Московский художественный театр. С этим театром Марджанишвили сближали принципы высокой идейности репертуара и реализма в актерском искусстве.

კოტე მარჯანიშვილი
Котэ Марджанишвили в молодости

В МХТ Марджанишвили поставил спектакли "У жизни в лапах" Гамсуна (1911), "Пер Гюнт" Ибсена (1912). Однако одной из самых весомых и ярких работ Котэ стало его участие в создании "Братьев Карамазовых" по Достоевскому (1910). Ставил этот величайший спектакль в двух частях Немирович-Данченко. Это был космический опыт для Марджанишвили.

Владимир Немирович-Данченко
© photo: Sputnik / Miron Sherling
Владимир Немирович-Данченко

На крыльях свободы

Периодом поиска новых театральных форм, интересных экспериментов и открытий стало для Марджанишвили лично и русского театра в целом время после первой русской революции. Котэ стремился осуществить идею синтетического театрального искусства, воспитать разносторонних актеров, искал на сцене силуэты драматичности и зрелищности.

26 წლის კოტე მარჯანიშვილი
Режиссер Котэ Марджанишвили

В 1913 году в Москве Марджанишвили с антрепренером Суходольским создает Свободный театр, который просуществует всего один сезон, но будет настолько ярким явлением в театральной жизни, что прочно впишется в историю русского театра. Театр был задуман как синтетический, охватывающий все виды сценического искусства. На сцене этого театра Марджанишвили поставил "Прекрасную Елену" Оффенбаха.

Мечта о театре-празднике

В 1914—1915 годы Марджанишвили руководил театром в Ростове-на-Дону, в 1916—1917-х театром "Буфф" в Петрограде. В обоих театрах режиссер стремился воплотить в реальность свою идею о театре-празднике.

В 1918 году в Петрограде, в Летнем театре "Пассаж", он поставил оперетту Легара "Граф Люксембург". А уже в 1919 году Константин Александрович был назначен комиссаром киевских театров. Здесь он осуществил постановку пьесы Лопе де Вега "Fuente ovejuna" ("Овечий источник"), в которой нашли воплощение героика и пафос революционной эпохи.

В 1919 году в Киеве поставил пьесу "Стенька Разин" поэта и драматурга Каменского. Во время пребывания в Киеве Марджанишвили преподавал в еврейской театральной студии, созданной в 1919 года при Киевской "Культурлиге". А в 1919 году совместно с Озаровским и Курихиным организовал в Киеве театр эстрады "Кривой Джимми".

Кто я?

"Мой милый маленький друг! Если бы ты знал, как измучилась моя душа, как истосковался мой дух. Мне мучительно хочется понять кто я? Что я? И не могу понять", — писал Котэ Марджанишвили сыну из Петрограда, 9 августа, 1917 года.

Потери

За всю свою жизнь Котэ испытал много потерь. Отец умер, когда мальчику было четыре года, вскоре из жизни ушли мама и две сестры.

მარჯანიშვილები

Из родных и самых близких людей осталась только сестра Тамара, выпускница петербургской консерватории. Все прочили ей блестящую карьеру и обожествляли ее голос, а Тамара выбрала монашество в Бодбийской обители.

კოტე მარჯანიშვილი და ნადეჟდა ჟივოკინი
Котэ Марджанишвили с семьей, супругой Надеждой Живокини и сыном

Котэ ужасно не хотел разлучаться со своей сестрой, но Тамара Александра была непреклонна и прожила в монастыре 18 лет.

Курить как Котэ

Котэ много курил, много и нервно. Говорят, что многие грузинские режиссеры-современники, подражая маэстро, дымят не щадя здоровье.

В Марджанишвили всегда был какой-то беспокойный дух, который никогда не спал, рождал на сцене шедевры, противился банальности и заставлял никогда не останавливаться на достигнутом. Котэ всегда было мало.

"Для него не существовало "своего театра", весь мир был для него одним огромным театром", — говорил про режиссера грузинский поэт Тициан Табидзе.

Петроград

В июле 1920 года в Петрограде под его руководством была осуществлена невероятно масштабная, эффектная постановка "К мировой коммуне". В инсценировке, поставленной на портале Фондовой биржи, приняли участие четыре тысячи рабочих и красноармейцев, а число зрителей достигло 45-и тысяч.

© photo: Sputnik / РИА Новости
Константин Александрович Марджанишвили

В числе зрителей – вождь пролетариата Ленин. В июне 1920 года Котэ создает Государственный театр комической оперы, задуманный как музыкально-экспериментальный. При театре функционировали сатирическое кабаре "Хромой Джо" и драматическая студия "Рабочий театр".

И снова Грузия

Грузия была в сердце Котэ до конца. В 1922 году Марджанишвили триумфально вернулся в Грузию и включился в активную работу по созданию грузинского советского театра. И вскоре, действительно, стал основоположником и реформатором профессионального театра в Грузии.

Здание тбилисского академического театра имени Коте Марджанишвили
© Sputnik / Levan Avlabreli
Здание тбилисского академического театра имени Коте Марджанишвили
Его творческое кредо — искусство "должно быть так же велико, как велика наша современность" — ставило перед театром высокие цели.

Сразу после приезда Марджанишвили поставил на сцене театра имени Шота Руставели пьесу Лопе де Вега "Фуэнте овехуна" (1922), уже апробированную в Киеве и Петрограде.

За этим спектаклем последовали основные спектакли из национального репертуара "Затмение солнца в Грузии" Зураба Антонова (1923), в котором воссоздавались яркие реалистические картины жизни старого Тифлиса, и обличительно острый "Раздел" Георгия Эристави (1923).

В следующем, 1924 году, Марджанишвили обращается к шедеврам мировой драматургии, поставив комедии Мольера "Мещанин во дворянстве" и Шекспира "Виндзорские кумушки", а вслед за этим и "Гамлета". Многие постановки он осуществил совместно с Александром (Сандро) Ахметели.

Свидетельством неустанного поиска новых средств театральной выразительности была постановка пантомимы "Мзетамзе" (1926). Среди нереализованных замыслов этих лет — намерение поставить на открытом воздухе на горном плато "Мистерию-буфф" Маяковского.

Портрет грузинских театральных режиссеров Сандро Ахметели и Котэ Марджанишвили
© photo: Sputnik / Рухкян
Портрет грузинских театральных режиссеров Сандро Ахметели и Котэ Марджанишвили
В то время в театре имени Руставели под одной крышей собрались много значительных мастеров с различными взглядами на искусство. Стремясь разрубить узел накопившихся противоречий, в 1928 году Марджанишвили уходит из театра и создает новый театр в городе Кутаиси, при создании он получил название Второго государственного театра Грузии. Уже в 1930 году театр был переведен в Тбилиси. В 1933 году, после смерти Марджанишвили, театр получил его имя и успешно работает по сей день.

Уход легенды

Марджанишвили неожиданно умер в расцвете творческих сил. Это произошло 17 апреля 1933 года в Москве, куда маэстро был приглашен ставить спектакли "Дон Карлос" по Шиллеру в Малом театре и "Летучую мышь" Оффенбаха в Московском театре оперетты. 

Тбилисский академический театр имени Коте Марджанишвили
© Sputnik / Levan Avlabreli
Тбилисский академический театр имени Коте Марджанишвили

Марджанишвили сначала похоронили в Тбилиси в сквере около Оперного театра, а в 1964 году перезахоронили в Пантеоне писателей и общественных деятелей Мтацминда.

Однолюб Котэ

"… Вот я уже седой, стою на пороге старости, а театр — моя единственная возлюбленная, по отношению к которой я был единолюбом, которой я ни разу в жизни не изменил и не изменю до того момента, пока не понесут меня к могиле…" — пророчески говорил Котэ незадолго до смерти.

67
Теги:
Театр им. К.Марджанишвили, Коте Марджанишвили
Темы:
Гордость Грузии
Премьер-министр Грузии Георгий Гахария

"Фактор Гахария" и слухи об отставке премьера чего ждать до выборов

203
(обновлено 17:40 28.05.2020)
Колумнист Sputnik Грузия рассуждает о том, стоит ли ждать изменений во власти перед предстоящими парламентскими выборами, которые запланированы на 31 октября

Как известно, коней на переправе не меняют. По этой логике, слухи об уходе Георгия Гахария в оппозицию и по поводу изменения состава правительства должны быть не только преувеличенными, но и нереалистичными.

Однако, давайте рассмотрим последовательно, чем все-таки были вызваны разговоры об очередных кадровых перестановках в правительстве.

Распространенная СМИ информация выглядит следующим образом: на посту премьера Гахария сменит Григол Лилуашвили, его же место – начальника Службы безопасности - займет Анзор Чубинидзе. Специальную службу госохраны же, которая останется в результате перестановок без шефа, в итоге возглавит двоюродный брат Григола Лилуашвили и его нынешний заместитель Гига Николаишвили.

Первоисточник информации неизвестен, однако эти слухи активно распространяет учредитель "Мтавари архи" Ника Гварамия.

© Sputnik / Alex Shlamov
"Ставка на Гахария": видеодосье на нового премьера Грузии

Естественно, тема изменений в Правительстве всегда актуальна и важна, но в данном случае распространению версий способствовало назначение послом госминистра по примирению и гражданскому равноправию Кети Цихелашвили.

Если кто-то полагает, что должность посла в Австрии меньше должности государственного министра, то это его проблема. Но можно предположить, что Цихелашвили на этом посту будет более эффективна, чем на предыдущем, и ее изменение, предположительно, совершенно не огорчит.

В целом же складывается ощущение, что правящая команда заранее пытается трудоустроить тех людей, кто не попадает в будущую парламентскую команду.

К примеру, несколько месяцев назад в Технический университет откомандировали депутата Карло Копалиани. В кулуарах "Мечты" поговаривают, что переговоры начались и с другими депутатами, и к дню выборов у всех будет понимание, где они продолжат свою деятельность.

Слухи же об изменениях в правительстве считает "фантазиями оппозиции" политолог Рамаз Сакварелидзе.

При этом он отмечает, что "желания и страсти у оппозиции обостряются летом и осенью". Согласитесь, почти афоризм.

"С Гахария после жесткого разгона акции 20 июня прошлого года ничего поделать не смогли, и в итоге он из главы МВД стал премьером. Что уж говорить теперь, когда его имя связано с хорошим менеджментом в кризисной ситуации", - говорит Сакварелидзе.

Разговорам о возможных кадровых потрясениях удивлена и эксперт Хатуна Лагазидзе. По ее словам, фактор Гахария сегодня велик, велико и доверие в отношении него. "Фактор Гахария" сейчас ключевой, и без него правящая команда выборы может даже проиграть.

Изменений во власти не только не исключает, но уверен в них эксперт Вахтанг Дзабирадзе, но – уже после выборов. До дня голосования, убежден он, драматичных изменений ждать не стоит.

Вообще же, известно, что для политика всякий информационный шум полезен, как реклама. Шумная информация полезна, за исключением некролога.

А пока правительство Грузии и, конкретно, Георгия Гахария ожидают гораздо более серьезные сражения в виде нищеты, голода и нужды в стране, не говоря уже о коронавирусе, новая вспышка которого возможна в любой момент. Именно ответ на эти вызовы станет главным фактором, который определит результат выборов 2020.

Выборы 2020: парламент Грузии начинает обсуждение конституционных поправок >>>

Конечно, если не произойдет непредсказуемого и нелогичного – ведь в политике, особенно грузинской, нельзя исключать факторы подводных течений и внутренних войн.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

203
Редкие туристы идут по аллее Сололаки в сторону станции канатной дороги. В Грузии введен режим ЧП и карантин

"Наконец появится работа" - читатели Sputnik рады возобновлению туризма в Грузии

0
(обновлено 17:41 28.05.2020)
С 1 июля Грузия открывается для иностранных туристов, которых не принимала из-за пандемии коронавируса

ТБИЛИСИ, 28 мая — Sputnik. Почти половина читателей Sputnik Грузия рада открытию границ для зарубежных гостей, об этом свидетельствуют результаты опроса на сайте новостного агентства.

"Туристы приедут почти в карантин" – Имнадзе о возобновлении туризма в Грузии>>

 

Так, отвечая на вопрос "Как Вы относитесь к планам властей Грузии открыть страну для зарубежных туристов с июля?", 49,8% участников опроса выбрали вариант ответа "Наконец-то появится работа".

Почти четверть участников опроса против такого поворота событий, так как опасаются, что начнется вторая волна распространения коронавируса.

Их мнение также разделяют 13,1% читателей, однако свое отношение к ситуации они сформулировали немного по-другому, выбрав вариант "Не стоит рисковать здоровьем ради экономики".

И в меньшинстве остались участники опроса, которые выбрали вариант ответа "Мне все равно, не завишу от туризма", - за него проголосовали 12,8% читателей.

0
Теги:
Грузия, Грузия, Туризм
Темы:
Коронавирус в Грузии: последние новости