Дворец Гегути

Царь Вахтанг III самоотверженный сын Деметре Самоотверженного

972
(обновлено 12:58 31.01.2018)
Тамаз Чикваная
Колумнист Sputnik Тамаз Чикваная рассказывает историю грузинского царя Вахтанга III, который причислен к лику святых

О царе Деметре (Дмитрии) известно всем, кто заглядывал в учебник по истории Грузии или читал поэму Ильи Чавчавадзе, или хотя бы видел снятый о нем художественный фильм. Однако, подозреваю, что многие не знают о том, какая судьба постигла одного из его сыновей – Вахтанга, матерью которого была дочь Трабзонского Кесаря.

У Вахтанга было четверо братьев и сестер: Давид, Маноэл, Лаша и Русудан. От другого брака у Деметре также были еще дети: Баадур, Иадгар, Джигда-Хатун и Георгий – впоследствии прозванный Блистательным. После мученической смерти Деметре Самоотверженного Вахтанга выселили в Мтиулети, где он и рос. В это время на царский трон объединенной Грузии, по приказу хана, возвели сына Давида Нарина – Вахтанга, после неожиданной смерти которого царский трон занял старший брат Вахтанга – Давид. Эта честь выпала ему за участие в походе Кегаду-хана для подавления Румского (Малая Азия) восстания в 1291-1292 годах и проявленную там самоотверженность. Вахтанг преданно встал рядом с братом и всячески старался облегчить Давиду тяжкое бремя царствования.

Давид отправил своего брата "послом сына Великого Батыя". Целью этого было, чтобы Грузия воспользовалась существующей между Ираном и Монголией враждой, и на фоне их противостояния урегулировала свои внутренние и внешние проблемы.

В 1297 году Давида VIII призвал в орду Казанский хан. Однако, несмотря на совет визирей, царь к нему не явился, восстал и вместе с поддерживавшими его феодалами укрепился в Мтиулети. Казанский хан попытался помириться с Давидом VIII, но тщетно. Тогда хан послал войска для подчинения непослушного вассала. Не достигнув желаемого и этим путем, в 1299 году утвердил царем младшего брата Давида VIII (впоследствии Георгия V Блистательного).

Большинство поддерживавших Давида VIII крупных феодалов убедились, что продолжать борьбу бессмысленно, и подчинились хану. Давид из Мтиулети громил те уголки Грузии, которые подчинялись ханским властям, и стал таким подозрительным, что приказал арестовать даже своего преданнейшего брата – Вахтанга. Вахтанг, которому удалось сбежать из тюрьмы, пришел к Иоанну Бурсели, пользовавшемуся особым доверием царя Давида, и пожаловался ему: дескать, несмотря на то, что не причинял своему брату зла, меня все равно арестовали. Сказал, что, тем не менее, не собирался идти в Орду к врагам брата, и попросил сообщить Давиду о своем визите и ходатайствовать перед ним – если тот поклянется его не арестовывать, то снова к нему вернется. Давид внял совету своего верного феодала и, поклявшись, помирился с братом, однако и этот мир оказался недолгим, и Вахтанг был вынужден предстать перед Казанским ханом. Монгольский хан сопроводил Вахтанга Ноином Хултушем с мощной ратью.

В 1302 году уже Вахтангу III "отдали всю Грузию". И "возрадовалась вся Грузия", потому что Вахтанг был "тверд в вере, спокоен и скромен, милостив, добр и незлоблив". Царь Вахтанг всячески старался исправить существующее в стране тяжелейшее положение. Однако он, по большей части, был вынужден участвовать в дальних походах монголов. В одном из сражений, когда передовые войска монголов стали отступать, Вахтанг вместе с находившимися с ним грузинами преградил путь врагу, нанес ему сокрушительное поражение и первым вошел в город-крепость. Хан, восхищенный доблестью грузин, наделил их особыми правами в Иерусалиме. Именно в то время Вахтанг сделал крупное пожертвование Иерусалимскому грузинскому Крестовому монастырю. Благодаря вкладу Вахтанга, авторитет грузинского монастыря в Иерусалиме еще более укрепился. В Иерусалимском женском монастыре постриглась в монахини жена Вахтанга… Но эта грузино-монгольская "дружба" вскоре закончилась. Во время очередного такого похода в Гилан, в котором обычно участвовали и грузины, монголы потерпели поражение. В сражении был ранен и сам царь Вахтанг, а множество грузин и вовсе полегли на поле боя.

Возвращавшегося на родину Вахтанга III у Нахчевани догнал монгольский Ноин, направленный в Грузию. У него был приказ хана – разрушить и смести с лица земли грузинские обители. Также, по требованию монголов, грузины должны были отказаться от христианства и принять мусульманство. Для Вахтанга это было неприемлемо, поэтому он развернул остатки войска и решил направиться к хану, чтобы защитить веру и страну. История сохранила его слова, с которыми он обратился к соратникам: "…Пойдем к хану и отдадим души за того, кто отдал свою за нас. Первыми мы пойдем на смерть, а затем пусть будет воля Божья, и пусть Он защитит паству свою"…

Здесь обрывается цепочка истории. В "Житие Картли" Вахушти Батонишвили читаем, что "убил хан царя Вахтанга, принявшего муки за Христа"…

Вторая версия принадлежит летописцу, согласно которому, хан очень удивился возвращению Вахтанга, выслушал царя, "словом сладким помирился и сожалел. И ушел Вахтанг, окруженный уважением, но захворал животом и умер". Так или иначе, в любом случае, налицо его огромная заслуга перед верой… Царя Вахтанга привезли и погребли в Дманиси, предположительно, в Дманисском Сионском храме. Грузинская церковь причислила царя к лику святых.

В Дманиси же обрели последнее пристанище и потомки царя Вахтанга – старший брат Деметре и его семья…

972
Темы:
Гордость Грузии (79)
Загрузка...