Хитрость и предубеждение, или Как строили метро в Лондоне и в Тбилиси

© photo: SputnikСтанция метро Тбилиси "Государственный университет"
Станция метро Тбилиси Государственный университет - Sputnik Грузия
Подписаться
Колумнист Sputnik Грузия полагает, что метро не только самый удобный и быстрый вид транспорта, но и социальный феномен, уникальная площадка для популяризации различных видов искусства

Готов поспорить: фраза, сопутствующая открыванию или закрыванию дверей в метро, держит абсолютный рекорд по числу публичных объявлений. Слегка отличаясь, она на всех языках поддерживает общий смысл – будьте осторожны. Находясь под землей, вы слышите ее как минимум каждые 5-6 минут. А теперь перемножьте все это на количество поездов, частоту рейсов и число станций в мире!..

По-английски она звучит, как "Mind the gap!". То есть, не забывайте о расстоянии между поездом и платформой. Проще – не провалитесь! На таком фоне бытующее у нас предупреждение о направлении движения дверей может быть воспринято как дискуссия на ученом совете.

Англичане свое дело знают. Потому именно в Лондоне 10 января 1863 года произошло знаковое для городской социально-экономической сферы событие – открылось первое в мире метро.

Примечательно, что тоже первое, но в Закавказье, и одно из первых в СССР Тбилисское метро заработало на следующий день – 11 января. Опоздали мы, правда, не на день, а на целых 103 года… Впрочем, отставание не всегда свидетельствует об отсталости. Корень хоть и общий – смысл разный. Скажем так, метро в Тбилиси появилось не позже и не раньше, чем в нем назрела необходимость.

© photo: Sputnik / Vladimir Pesnya / Перейти в фотобанкПассажиры на станции лондонского метро "Бэнк"
Пассажиры на станции лондонского метро Бэнк - Sputnik Грузия
Пассажиры на станции лондонского метро "Бэнк"
Зато мы очутились в льготных условиях, которые обычно могут себе позволить лишь крупные корпорации с отменной репутацией. Выжидать, избегая ошибок, не рисковать зря и брать на вооружение все лучшее и уже апробированное. Часто вместе с авторами. Весьма эффективная, надо заметить, уловка в условиях рынка.

Правда, в 1966 году о рыночной экономике и всех ее прелестях наши граждане слыхали краем уха. И то нелегально. А вот уловка с метро, как поговаривают, действительно имела место. Тогдашний грузинский партийный лидер Василий Мжаванадзе убедил Никиту Хрущева, что в Тбилиси строится гигантское бомбоубежище, способное защитить от взрыва американской атомной бомбы. Тогда это считалось очень актуальным.

Вход на станцию метро Руставели - Sputnik Грузия
Какие секреты скрывает 50-летняя история тбилисского метро

Трудно сказать, поверил ли Никита Сергеевич всерьез, но глаза закрыл. Потому как метро полагалось только городам-миллионерам, а в грузинской столице проживало тогда не больше 600 тысяч человек. В этом смысле Мжаванадзе, к самому строительству, конечно, непосредственно не причастный, может считаться одним из основателей Тбилисского метрополитена.

Так же, как адвокат Чарлз Пирсон справедливо считается отцом-основателем метро Лондонского. Пирсон никаких официальных постов вообще не занимал. В попечительских советах не состоял и капиталами не располагал. Но он настойчиво и упрямо в течение нескольких лет лоббировал этот проект в муниципальном парламенте. И добился своего.

Мжаванадзе, кого надо, перехитрил. Пирсон – убедил. Два подхода. Какой лучше и правильней, судить вам.

Хотя по части метро надо признать: оно у нас представляло удивительный феномен. Что-то, вроде белой вороны в заорганизованных до беспредела хозяйственных отношениях. В отличие от большинства других отраслей, тут всегда царил образцовый порядок. В Тбилиси это было одно из немногих публичных мест (возможно, еще оперный театр), где никто никогда не мусорил. Подлинный эталон чистоты!

Лондонцам пришлось сложнее. В середине позапрошлого века подземка, понятно, работала на паровозной тяге. Представьте, какой чад и смрад стоял в тоннелях! Хорошо, вагоны для метро были без окон. Только людям не угодишь. Пассажиры стали жаловаться на психологический дискомфорт?! Вроде бы, смотреть не на что – но им необходимо было тупо уставиться в тускло мелькающую за окнами стену. Что, собственно, делаем сегодня и мы с вами.

Поначалу метро в Лондоне строили, так называемым, открытым способом. Рыли глубокую траншею, укладывали рельсы, потом накрывали и засыпали. Крайне неудобно и трудоемко. Когда в дело пошли проходческие щиты, стало проще. Тоннели теперь залегали намного глубже. Появились эскалаторы.

В Тбилиси же кто-то решил пойти в обратной последовательности. Якобы, с целью экономии. Не исключено – верил. И уж точно опять всех перехитрил. Если первая линия пролегает у нас, в основном, глубоко под землей, то большую часть Сабурталинской – строили в открытую. Я хорошо помню этот ужас! Проспект Важа Пшавела от Госархива до Делиси был перерыт, если мне не изменяет память, лет 15-20. Кто сколько себе на этом "наэкономил", судить не мне…

Кажется, теперь с рытьем покончено. Охватить, как планировалось, все районы столицы, так и не удалось. Ничего, доберемся и без метро! Главное – чтобы бомбу никто не сбросил. Потому что метро – это действительно отличное бомбоубежище. Во время Второй мировой войны оно спасло жизни сотням тысяч английских граждан.

Сегодня у Лондонского метро 11 линий и 270 станций. Их обслуживает 426 эскалаторов и 164 лифта. Лифты, первым долгом, рассчитаны на людей с ограниченными возможностями, и их количество быстро растет. "Труба", как ласково называют свое метро лондонцы, перевозит ежегодно около 1 миллиарда 300 миллионов пассажиров.

Она, правда, по количественным параметрам уступает теперь некоторым метрополитенам в мире. Самое протяженное метро в Шанхае – суммарно около 670 километров. За ним следует пекинское, потом сеульское. Лондон со своими 402 километрами – на четвертом месте.

Еще трудней тягаться с азиатскими странами по количеству пассажиров. Метрополитены в Пекине и Токио перевозят за год более 3,6 миллиардов человек каждый. В Шанхае чуть поменьше – около 3,5 миллиардов. По этому показателю Лондон уступает даже Москве и Парижу.

Но по технической оснащенности, безопасности, информационности Лондонский метрополитен служит для всех образцом. Даже столь распространенные упрощенные цветные схемы линий метро, которые сегодня повсеместно используются и для других видов транспорта, придумал в 1933 году англичанин Гарри Бек.

© photo: Sputnik / Alexander Makarov / Перейти в фотобанкВ вагоне лондонского метро
В вагоне лондонского метро - Sputnik Грузия
В вагоне лондонского метро
Признаюсь, поддавшись пропаганде, я многие годы был убежден, что высокий уровень художественного оформления станций – отличительная особенность Московского метрополитена. Оказалось – и здесь тон задает Лондонское метро. Классическая архитектура и станции в стиле модерн и ар-деко, авангардные скульптуры, работы, заказанные известным современным художникам и графикам, продвижение проектов "Искусство в метрополитене", "Стихи в метрополитене"…

Нам есть чему поучиться.

Приятно, конечно, что в Тбилисском метро не сорят. Что мы им можем гордиться. Дорожим. С удовольствием пользуемся. Однако метро – особый вид транспорта. По сложившейся традиции тесно связанный с архитектурой и изобразительным творчеством. Так что, в плане популяризации искусства возможности его неисчерпаемы.

Тем более, когда кругом столько талантов и есть что показать!

Доброго всем дня!

Лента новостей
0